В конце – выступление Михаила Делягина в РИА «Новости» НДС против ЕСН

 

15.04.08 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Законодательный спецназ добивает общественников, почти мертвых

С НКО жестко спросят за лояльность учредителей, а они уже ничего не спросят

Дума втемную готовит законопроект об общественном контроле мест лишения свободы. Это делается во время рокировок исполнительной власти для отвлечения внимания от документа, который болтался в палате даже дольше, чем отвергнутая ответственность за жестокость к животным.

Первый вариант общественного контроля тюрем и колоний появился еще в первом созыве, его зарубил Совфед. В конце 2000 года внесли согласованный текст, он проскочил первое чтение спустя три года и затем пять лет – глубокая пауза.

С чего вдруг именно сейчас началась бешеная работа на сотней поправок ко второму чтению, в комитете Думы объяснить не смогли. Не разобравшись с базовым проектом, законодательный спецназ в лице пары глав комитетов Владимира Плигина и Сергея Попова внес два новых проекта.

Формальное объяснение – когда разрабатывался документ об общественном контроле, не было Общественной палаты, но ведь гражданское общество должно участвовать. Получается, у нас гражданского общества не было, а потом – ОП! – и появилось. Поэтому процедуру утверждения общественной комиссии по контролю забрали у относительно своевольного омбудсмена и отдали полностью контролируемой Общественной палате.

Правозащитник Лев Левинсон считает проект об общественном контроле своим детищем и готов его оплакать. Отсутствие информации означает: проверки тюрем и колоний будут столь зарегулированными, что комиссию можно будет запустить хоть в Краснокаменск. Состав комиссии втемную подмахнет секретарь ОП, там будут ветераны спецслужб и немного народных артистов.

Подобное произошло с парламентским расследованием, референдумом, обращениями граждан после принятия соответствующих законов.

Нет слов, в тюрьме хорошо не бывает. Но в СИЗО еще хуже, а в ментуре – совсем ужасно. Иные отделения напоминают пыточные уже от порога истошными воплями. Хоть бы закона подождали, который запретит правозащитникам подглядывать за этими «правоохранителями».

Когда закон появится, можно сделать правильную комиссию и подтвердить, что в Краснокаменске все правильно, адвокаты все врут и Ходорковский нарушением режима мимо УДО пролетает.

Чтобы настоящие общественники вели себя смирно, сквозь Думу проведут закон, появившийся как бы из Самары. Написан он в Москве и обречен на принятие. Общественников обяжут информировать Росрегистрацию об изменениях в отношении учредителей, из-за которых они могут лишиться регистрации. Несмотря на сокращение числа НКО в стране, с информацией о них Росрегистрация не справляется, только складирует. То же самое происходит с данными Финмониторинга. Но когда придет время кого-то подвесить, он уже сам принес веревку – все по закону.

 

Сообщения

 

Избитый из-за выборов Белонучкин выиграл, проиграв суд

Ответчик из Мособлизбиркома издевался на суде над избитым истцом-наблюдателем на выборах

Завтрашнее, четвертое заседание Долгопрудненского суда по фактам фальсификации итогов выборов Госдумы пятого созыва может стать последним, если будет отклонено ходатайство стороны ответчика о пересчете голосов. Об этом сказал нашему корреспонденту представитель истца, председатель Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин.

По его словам, ответчик, представителем которого выступает экс-глава ТИК Долгопрудного Наталья Дуброва, настаивает на пересчете голосов. Бузин уверен, что к этому сторона ответчика подготовилась и «подтасовали бюллетени, как надо».

А.Бузин не высказал надежды на возможность выиграть процесс, потому что в таких процессах практически всегда следуют отказные решения суда. Тем не менее, отметил Бузин, в определенном смысле цель инициаторов иска достигнута, процесс прошел в состязательном режиме и это освещалось, в частности, в «Коммерсанте». Т.о. было показано на модельной ситуации в Долгопрудном то, что происходило на выборах практически повсеместно по всей стране.

А.Бузин также сообщил, что сегодня было допрошено в общей сложности 12 свидетелей. Большинство из них говорили, что они ничего не помнят, как передал Бузин, «давно это было». Один из свидетелей, член участкового избиркома с совещательным голосом от КПРФ Игорь Пантюшин от своих показаний отказался, о чем Бузин сожалеет. Свидетель сослался на факты давления со стороны городской администрации, потому что он терял возможность реализовать свой проект, если не согласится изменить показания. Но и все остальные допрошенные судом свидетели, как утверждает А.Бузин, находятся в служебной зависимости.

Истец Григорий Белонучкин утверждает что Пантюшин не то что бы отказался от показаний, но постарался сказать так, чтобы это не противоречило сказанному им ранее об одном погашенном бюллетене вместо 260. Пантюшин сообщил суду о своем проекте создания детского учреждения в Долгопрудном, который поддерживает администрация.

По словам Белонучкина, допрошенные свидетели говорили немного разное, в частности, что они не видели подписываемые документы, их отвлекли и т.п.

Белонучкин отметил, что зампред Мособлизбиркома Наталья Земскова, которую привлекли к участию в деле по предложению ТИК, неоднократно иронизировала в связи с синяком на глазу избитого за инициацию процесса Белонучкина. Н.Земскова в своем выступлении на заседании суда утверждала, инициаторы иска Белонучкин и Ольга Власова являются «ненадлежащими истцами», поскольку копии протоколов выдавались не им. Г.Белонучкин пояснил, что его соистец, 22-летняя Ольга Власова на выборах в Госдуму пятого созыва 2 декабря 2007 года была выдвинута кандидатом от партии «Яблоко» по Подмосковной региональной группе, так что ее права были несомненно нарушены

Один из свидетелей, председатель участковой избирательной комиссии N306 Анатолий Витошкин, как сообщил Белонучкин, сначала говорил уверенным голосом, что пачку погашенных бюллетеней не пересчитывали, потом столь же уверенно объяснял, что их пересчитывали.

Если ответчик заявит ходатайство о пересчете голосов, то истец Белорнучкин возражать не намерен. При этом, говоря о ходе процесса, Григорий Белонучкин отметил, что «судье уже явно надоело».

 

В Долгопрудном уверены, что голоса считали без нарушений

Представитель территориальной избирательной комиссии подмосковного Долгопрудного Наталья Дуброва предлагает городскому суду отклонить иск по фактам фальсификации итогов выборов депутатов Госдумы пятого созыва, с которым обратился в Долгопрудненский суд наблюдатель на выборах, парламентский корреспондент Информационного центра «Панорама» Григорий Белонучкин.

Как сообщил истец, сегодня на третье заседание суда приглашены восемь свидетелей – членов участковых избирательных комиссий NN 306 и 318 города Долгопрудного, которые в основном отрицали факты нарушений. До опроса свидетелей на заседании суда произошел обмен мнениями сторон. Представитель истца, председатель Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин заявил, что произведенный на избирательных участках NN 306 и 318 пересчет голосов необоснованный и незаконный, предположив, что пересчета могло и не быть.

Бывший председатель городской ТИК Наталья Дуброва заявила об отсутствии доказательств того, что пересчета голосов не было. По ее словам, истец не был избирателем на участке 318 и его избирательное право не нарушено, а на участке 306 расхождение результатов незначительно. Истец не был наблюдателем на двух указанных участках и полученные им ненадлежащим образом протоколы доказательствами служить не могут.

Г.Белонучкин пояснил со своей стороны, что наблюдателем он работал на участке N301, по которому у него претензий нет.

Напомним, что в связи с поданным иском о фальсификации выборов Г.Белонучкин дважды получал угрозы по телефону, затем в ночь с 1 на 2 апреля был избит ногами в лицо. Как выяснилось позже, еще во время его нахождения в больнице, по факту нанесения побоев 4 апреля было возбуждено уголовное дело. Пострадавшему пока неизвестно, имеются ли с тех пор какие-либо подвижки по этому делу.

 

Накопления на старость обещают сохранить

«Работающий пенсионер не теряет пенсию, он ее накапливает» – сообщил первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов нашему корреспонденту в связи с предстоящим обсуждением в пятницу в окончательном виде двух законопроектов по накопительной пенсии.

В своей информации по итогам Совета Думы во вторник вице-спикер пояснил, что перенос рассмотрения законопроектов на пятницу связан «исключительно с техническими аспектами, ничего там такого содержательного с законами не произойдет». В законе прописывается технология формирования накопительной части пенсии, в пятницу он будет принят в третьем чтении.

Отвечая на вопрос о гарантиях сохранности накоплений, Морозов подчеркнул, что это вопрос совершенствования законодательства в целом и государство не может здесь не выступать гарантом сохранности средств на старость.

«Что касается гарантий, то речь идет не только об этом законе, а в целом о совершенствовании финансово-экономического законодательства, которое бы гарантировало бы любые формы накоплений граждан. Это касается не только пенсионных накоплений, это касается и накоплений на банковских счетах. Государство не может не быть в той или иной степени гарантом, для того, чтобы человек, который накапливает себе на старость, на пенсию, был гарантирован от любых случайностей такого рода. Поэтому это не вопрос данного законодательства, это вопрос совершенствования законодательства в целом» – заключил вице-спикер.

 

В ближайшее время пропишут на даче

В среду Госдума заслушает доклад председателя Счетной палаты Сергея Степашин, при обсуждении выступит представитель комитета по бюджету и налогам, также смогут выступить представители думских фракций.

Об этом сообщил журналистам по итогам Совета Думы во вторник первый вице-спикер нижней палаты Олег Морозов.

В пятницу, как считает О.Морозов, главным вопросом пленарного заседания Госдумы будет обсуждение дорожной отрасли. Информацию в рамках «правительственного часа» представит Минтранс Игорь Левитин.

На брифинге для журналистов по итогам Совета Думы О.Морозов прокомментировал состоявшееся накануне решение Конституционного суда по вопросу прописки на дачах. По словам вице-спикера, дома должны быть пригодны для проживания. В Госдуме пока не обсуждали, будет ли это инициатива какой-либо фракции, но Морозову уже совершенно очевидно, что будет найден технологический вариант, как внести соответствующие изменения и дополнения в федеральное законодательство, а если потребуется, то и в региональное. «Я думаю, что это вопрос ближайшего будущего» – сказал О.Морозов.

По его словам, законопроекты, касающиеся НКО и общественников, в частности, по общественному контролю в тюрьмах, на Совете Думы не обсуждались.

 

Общественный контроль тюрем и колоний нарисуют без правозащитников

Более ста поправок подано ко второму чтению законопроекта «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности».

Как сообщили в аппарате комитета, поправки к законопроекту подготовлены практически всеми субъектами права законодательной инициативы – депутатами, правительством и т.п.

Для обсуждения законопроекта на заседание комитета в среду приглашен начальник правового управления Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН), также правозащитники Лев Левинсон и Валентин Гефтер.

В ответственном комитете нашему корреспонденту сообщили, что внесенные на прошлой неделе в связи с обсуждением документа об общественном контроле дополнительные законопроекты касаются взаимодействия общественных комиссий с Уполномоченным по правам человека и с Общественной палатой. Восемь лет назад, когда был внесен законопроект об общественном контроле, Общественной палаты не было, только омбудсмен, но теперь в ответственном комитете решили, что гражданское общество в лице Общественной палаты должно участвовать в общественном контроле.

Сотрудники комитета уверяют, что в тексте второго чтения будут сохранены согласно принятой в первом чтении концепции законопроекта все формы проверок общественниками мест лишения свободы на предмет соблюдения прав человека. Однако текст поправок пока недоступен для обсуждения из-за напряженной работы по подготовке таблиц поправок. Почему это делается только сейчас, если законопроект внесен в 2000 году и принят в первом чтении в 2003 году, в комитете не объяснили.

Эксперт Института прав человека Лев Левинсон в своем комментарии нашему корреспонденту высказал уверенность в том, что текст второго чтения недоступен в связи с намерением оставить только заранее согласованные проверки. Неслучайно и то, что законопроект вытащили на обсуждение в преддверии инаугурации и смены правительства, когда внимание журналистов занято этими и другими текущими вопросами, с переменами в исполнительно власти будет связан и вопрос переназначения Думой омбудсмена. Той же цели отвлечения внимания послужит проведение заседания комитета в день пленарного заседания Госдумы.

Правозащитник полагает, что вместе с новыми поправками в законы об Уполномоченном по правам человека и об Общественной палате порядок «общественного контроля» будет определен так, что допущены к нему будут исключительно ветераны спецслужб и, понятно, народные артисты. Причем предложенный состав общественной комиссии утвердит секретарь Общественной палаты без публичного обсуждения. Комиссия получит возможность по закону отчитываться перед омбудсменом не чаще одного раза в год, отказываясь от контактов на законных основаниях.

В тексте заключения ответственного комитета прежнего состава в Госдуме третьего созыва от 23 сентября 2003 года за подписью Виктора Зоркальцева, законопроект «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности» направлен на обеспечение доступа общественных наблюдательных комиссий в места принудительного содержания и создание условий для оказания содействия со стороны общественных объединений в деятельности учреждений пенитенциарной системы и других мест изоляции.

Устанавливаемые при этом требования к кандидатам, выдвигаемым общественными объединениями в состав наблюдательных комиссий, процедура наделения их полномочиями, требования согласования плана мероприятий общественного контроля с органами прокуратуры и другие содержащиеся в законопроекте установления создают условия для результативной общественной работы по защите прав и свобод граждан и исключают возможность злоупотреблений со стороны членов наблюдательных комиссий.

Статьей 23 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) предусмотрено, что общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, и оказывать содействие в их работе «на основании и в порядке, предусмотренных законодательством РФ». Пункт «д» части первой статьи 24 УИК РФ прямо закрепляет право членов комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, посещать их, в пределах соответствующих территорий, без специального на то разрешения.

Кроме того, контроль общественных организаций за деятельностью следственных изоляторов прямо предусмотрен статьей 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Что касается мест принудительной изоляции, находящихся в ведении органов внутренних дел, то Закон РФ «О милиции» не содержит положений, препятствующих установлению над ними общественного контроля.

Полномочия членов наблюдательных комиссий при осуществлении ими контрольных мероприятий соответствуют требованиям уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Комитет Думы нового состава под руководством Сергея Попова содержательных документов по законопроекту пока не представил.

 

44767-5

ЛДПР поднял лапу на эвакуаторщиков

Законопроект о запрете эвакуаторов внесли в Госдуму депутаты фракции ЛДПР Александр Курдюмов и Юрий Напсо.

Соответствующий законопроект «О внесении изменений в статью 12.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях» дополняет статью 12.19 Кодекса примечанием следующего содержания: «Запрещается перемещение транспортного средства при помощи другого транспортного средства и помещения на специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку) в случае: если водитель нарушил правила стоянки и разместил транспортное средство у многоквартирного дома: на территории общего пользования, автомобильной дороге или подъездных путях к многоквартирному дому; нарушения водителем правил стоянки или остановки, если транспортное средство принадлежит Вооруженным Силам РФ, внутренним войскам Министерства внутренних дел РФ, войскам гражданской обороны или инженерно-техническим и дорожно-строительным воинским формированиям при федеральных органах исполнительной власти».

Авторы инициативы предлагают ввести закон в действие по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

В пояснительной записке авторы законопроекта указали, что Конституция РФ в части второй статьи 8 устанавливает, что в РФ признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Они напомнили, что к статье 12.19 «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств» Кодекса было примечание, которое гарантировало, что в случае нарушения правил стоянки или остановки запрещалось применение блокирующих устройств, эвакуация транспортных средств, удержание их на стоянках, снятие номерных знаков, применение иных принудительных мер, не предусмотренных федеральным законом.

Федеральным законом от 24 июля 2007 года примечание к статье 12.19 утратило силу. Вместе с примечанием была исключена норма о запрещении эвакуации транспортных средств, применения блокирующих устройств и снятия номерных знаков.

Таким образом, было снято ограничение на эвакуацию транспортных средств, нарушивших правила стоянки или остановки. Гражданин, зашедший в универмаг (торговый центр, ярмарку), железнодорожный вокзал, выставочный павильон и т.п. может не найти свое транспортное средство только за то, что он нарушил правило стоянки или остановки, хотя запрещающих или ограничивающих дорожных знаков порой не бывает.

Этими действиями эвакуаторов гражданин лишился своей собственности, защищенной Конституцией РФ. Теперь гражданин должен доказывать, что он является собственником транспортного средства, подтверждая необходимыми документами, которые он мог оставить в транспортном средстве.

Созданные в некоторых крупных городах РФ службы эвакуации транспортных средств должны были решить проблему устранения препятствий для движения других транспортных средств. На самом деле проблема не только не решена, но и по материалам СМИ повлекла массовое недовольство граждан и является грубым нарушением статьи 8 Конституции РФ.

В настоящее время создалась ситуация, когда в законодательстве не стало правовой нормы о запрещении эвакуации транспортных средств в случае нарушения ими правил стоянки или остановки, нет в законодательстве и разрешений на применение эвакуации транспортных средств и таким образом нарушений Конституции РФ вроде нет. Но службы эвакуации созданы и началось массовое претворение в жизнь их деятельности.

Эвакуированные транспортные средства доставляют на штрафные стоянки, у которых в крупных городах ежедневно выстраиваются очереди в 200-300 водителей, пытающихся вернуть свое транспортное средство, тем более, что начиная со второго дня необходимо уплачивать за хранение транспортного средства 40 рублей в час (в третий день – 80 рублей в час, а в последующие дни – 160 рублей в час).

С 1 июля 2008 года в соответствии с Федеральным законом вступает в силу пункт 1 статьи 27.13 Кодекса, который предусматривает задержание транспортного средства при нарушении правил эксплуатации и управления. Этим же пунктом 1 статьи 27.13 предусматривается перемещение такого транспортного средства и его помещение на специализированную стоянку, а также хранение его на специализированной стоянке до устранения причин задержания.

Операция по эвакуации задержанного транспортного средства с 1 июля 2008 года возможна будет (в соответствии с указанными статьями) в одном из строго определенных случаях, если: у водителя нет документов на право управления транспортным средством, отсутствуют регистрационные документы на транспортное средство, управление транспортным средством осуществляется с заведомо неисправными тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством, управление транспортным средством осуществляется водителем в состоянии опьянения, нарушены правила стоянки или остановки транспортных средств на проезжей части, если водитель остановил или произвел стоянку транспортного средства в тоннеле, перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов проводится водителем без специального разрешения и специального пропуска, водитель не выполнит законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения и т.п.

Для предупреждения возможных коллизий авторы законопроекта предлагают дополнить примечание в статье 12.19. Необходимо установить, чтобы службы эвакуации транспортных средств не имели права эвакуировать на штрафные стоянки транспортные средства, принадлежащие Вооруженным Силам РФ, внутренним войскам Министерства внутренних дел РФ, войскам гражданской обороны или инженерно-техническим и дорожно-строительным воинским формированиям при федеральных органах исполнительной власти.

 

46166-5

Стипендии планово повышаются

В Госдуму внесен законопроект о повышении стипендий.

Соответствующий документ «О внесении изменений в статью 3 Закона РФ «О минимальном размере оплаты труда» и статью 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» подписали депутаты Б.В.Грызлов, В.В.Володин, О.В.Морозов, В.А.Пехтин, В.В.Рязанский, А.Н.Чилингаров, Т.В.Яковлева, Г.А.Балыхин

Законопроект устанавливает норму на назначение и выделение учащимся и студентам федеральных государственных учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования стипендий с 1 сентября 2008 г. в размере 400 рублей и 1100 рублей соответственно.

Предусматривается выделение дополнительных средств федерального бюджета на увеличение размера стипендий учащимся и студентам очной формы обучения федеральных государственных учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования с 1 сентября 2008 г. с 315 рублей до 400 рублей и с 900 рублей до 1100 рублей соответственно.

На реализацию данного законопроекта с 1 сентября 2008 г. дополнительно потребуется выделение из федерального бюджета (в расчете на 2008 год) всем федеральным учебным заведениям начального, среднего и высшего профессионального образования 2,3 млрд. рублей, в том числе:

по учреждениям начального профессионального образования:

140,7 тыс. чел. х 85 руб. х 4 мес. х 1,2 (северный и районный коэф.) х 1,25 (повышение стипендиального фонда) = 71,8 млн. руб.

в расчете на полный календарный год – 215,4 млн. руб.

по учреждениям среднего профессионального образования:

577,7 тыс. чел. х 85 руб. х 4 мес. х 1,17 (северный и районный коэф.) х 1,25 (повышение стипендиального фонда) = 287,3 млн. руб.

в расчете на полный календарный год – 861,9 млн. руб.

по учреждениям высшего профессионального образования:

1701,5 тыс. чел. х 200 руб. х 4 мес. х 1,17 (северный и районный коэф.) х 1,25 (повышение стипендиального фонда) = 1990,7 млн. руб.

в расчете на полный календарный год – 5972,1 млн. руб.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов» средства на повышение стипендий учащимся и студентам учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования с 1 сентября 2008 года предусмотрены.

 

Пресс-релизы

 

ПРЕСС-СЛУЖБА

Депутата Государственной Думы

Члена Комитета по экономической политике и предпринимательству В.Ф.Звагельского

16 апреля, в среду, состоится первое заседание Экспертного совета по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива, образованного Комитетом по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы. Накануне Виктор Звагельский, председатель подкомитета по государственному регулированию рынка подакцизных товаров сообщил журналистам:

«На данной площадке мы сможем обсудить и новые законодательные инициативы, и назревшие проблемы в алкогольной отрасли. Пятый состав Госдумы поставил перед собой не менее амбициозные задачи, чем предыдущий, в том числе и в сфере государственного регулирования алкогольного рынка. Новый совет, в который будут входить как представители отрасли, так и представители государственных структур, намерен тесно взаимодействовать со всеми крупнейшими производителями алкогольной продукции в России. Надеюсь, что благодаря подобному сотрудничеству работа будет плодотворная и Комитет сможет рассчитывать на Совет в работе над проектами федеральных законов.

Считаю хорошим знаком, что наше первое заседание станет не организационным, а сразу же рабочим. В нашей повестке один вопрос, представленный теперь уже в трех законопроектах, связанный с уточнением требований о полной переработке барды в производстве этилового спирта. В связи с тем, что существуют полярные мнения на счет необходимости полной утилизации данного продукта, нам нужно подробно рассмотреть этот вопрос и выработать квалифицированное заключение» – сказал Виктор Звагельский.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

КОМИТЕТ ПО ФИНАНСОВОМУ РЫНКУ

15 АПРЕЛЯ 2008

Сегодня в Вене депутат Анатолий Аксаков встретился с президентом австрийской ТПП Бриджит Янк.

Как уточнил Анатолий Аксаков, встреча состоялась в рамках Российско-Австрийского форума, организованного I.CONVIENNA (ICON) при поддержке Ассоциации региональных банков России (АРБР) и была посвящена вопросам сотрудничества двух стран – России и Австрии. В настоящий момент Россия планирует реализовать программы по строительству и реконструкций транспортной, коммунальной, инженерной инфрастуктур, модернизации производств, а также программы по подготовке к Олимпиаде-2014 года.

В данных условиях австрийским компаниям открываются широкие возможности для реализации своих бизнес-интересов в России, которые потребуют привлечения значительного капитала, как российского, так и зарубежного, полагает Аксаков.

В связи с этим возникнет необходимость углубления взаимодействия российских банков с иностранными кредитными учреждениями и инвестиционными компаниями.

Как пояснил Анатолий Аксаков австрийские банки в свою очередь, уже показывают активную готовность к взаимодействию с банками России в реализации этих задач. Для этого, уточнил А. Аксаков, необходимо развитие корреспондентских отношений, расширение кредитования и фондирования российских банков с помощью российских финансовых институтов.

Анатолий Аксаков отметил большой опыт австрийских банков в финансировании муниципальных инфраструктурных проектов городов Австрии во взаимодействии с австрийской компанией i.convienna (icon). Аксаков напомнил, что i.convienna (icon) это международный инвестиционный форум при мэре Вены, который специализируется на развитии муниципальных проектов и инфраструктуры городов Австрии, и этот суммарный опыт был бы весьма пригоден и для России.

Кроме этого, на встрече обсуждался вопрос расширения взаимоотношений Венской фондовой биржи с российскими торговыми площадками. Также на встрече подчеркивалось, что товарооборот между Россией и Австрией превысил 5 млрд. долларов. Участники переговоров отметили, что это не предел и товарооборот может вырасти в разы при совместной реализации масштабных задач, стоящих перед экономикой России сегодня.

Также сегодня Анатолий Аксаков в рамках Российско-Австрийского форума, организованного I.CONVIENNA (ICON) при поддержке Ассоциации региональных банков России (АРБР) встретился со статс-секретарем министерства финансов Австрии Кристофером Матзнеттером.

 

ПРЕСС-СЛУЖБА

Депутата Государственной Думы

члена комитета по международным делам Руслана Кондратова

Депутат Руслан Кондратов: «На наших глазах формируется новая политическая система»

Съезд «Единой России» убедительно показал сплоченность рядов партии, созданной при поддержке Владимира Путина. Сегодняшнее собрание в столице выдающихся людей России – ученых и педагогов, спортсменов и политиков, военных и культурных деятелей, и других лучших представителей всех сфер общества, привело к единому знаменателю политические усилия, которые прикладывала «Единая Россия» все последние годы.

Хочу сказать, что сегодня на наших глазах происходит формирование новой политической системы, отличающейся от зарубежных форм управления государством. В России создается монолитная политическая система, в которой большинство уровней исполнительной и законодательной власти будут ориентированы на политический курс партии «Единая Россия». При этом, политический тандем Дмитрия Медведева и Владимира Путина после инаугурации нового Президента России, станет наиболее действенным и гибким механизмом управления страной, без каких-либо политических и иного рода противоречий.

И это очень важно для российского народа. Простому труженику – рабочему, фермеру, госслужащему, малому предпринимателю – всем им нужны не политические бойни на телеэкране, а государственная стабильность, возможность планирования своего будущего. Россияне понимают, что жить в мире и согласии лучше, чем в хаосе и криминале. Я уверен, что сегодняшний день впишется еще одной «красной строкой» в историю российской государственности.

 

ПРЕСС-СЛУЖБА

Председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству Федерального Собрания РФ Е.А.Федорова

Сегодня на съезде партии «Единая Россия» председатель высшего совета партии, спикер Госдумы Борис Грызлов предложил президенту РФ Владимиру Путину и избранному президенту Дмитрию Медведеву вступить в «Единую Россию». Президент РФ Владимир Путин согласился стать председателем партии, но попросил, чтобы это решение вступило в силу после того, как в должность вступит новый глава государства. Депутаты Комитета прокомментировали это событие:

Председатель Комитета Евгений Федоров: «Считаю, что возглавив партию «Единая Россия», президент Владимир Путин сделает еще один шаг на пути укрепления демократии в России. Формирование горизонтальных политических связей: правительство – Государственная Дума – партия обеспечит стабильность политической системы страны и станет залогом выполнения стратегических планов национального развития».

Председатель подкомитета по экономике природных ресурсов Олег Валенчук: «Реализация Стратегии 2020 напрямую зависит от степени консолидации гражданского общества вокруг национальной идеи и национального лидера. Ядром и идеологом проводимой экономической политики, направленной на укрепление политической мощи нашей страны, на создание новых стандартов качества жизни наших граждан, стала партия «Единая Россия». Поэтому я от всей души приветствую согласие Владимира Путина возглавить партию. Считаю, что это решение – результат высокой государственной необходимости».

 

ИВАН МЕЛЬНИКОВ О ВТОРОМ ДНЕ СЪЕЗДА «ЕДИНОЙ РОССИИ»

15 апреля в Москве прошел второй день IX Съезда партии власти – «Единой России». С основным докладом выступил Борис Грызлов, прозвучали выступления Дмитрия Медведева и Владимира Путина.

По просьбе журналистов работу и решения Съезда прокомментировал первый зампред ЦК КПРФ, заместитель Председателя Государственной Думы РФ Иван Мельников:

«В содержательном плане второй день Съезда единороссов разочаровал еще больше, чем первый день. Доклад Бориса Грызлова показал, что представители власти готовы сколь угодно много ходить «вокруг да около», переписывая и чуть корректируя тезисы, уже звучавшие в выступлениях друг друга, но не готовы предложить обществу программу решительного поступательного развития. Политики, которые называют высокую инфляцию «проблемой» и не видят, что это не проблема, а одна из неизбежных системных характеристик существующей социально-экономической модели, – вряд ли способны решать поставленные собой же задачи. В результате «Единая Россия» напоминает роженицу, которая курит и пьет, но рассуждает о здоровом потомстве.

Что касается выступления Дмитрия Медведева, то оно было достаточно спокойным и взвешенным, но не последовательным. Если избранный президент фактически заявляет, что считает нужным быть «над» всеми партиями, то зачем он одновременно пытается вызывать у общества стойкую ассоциацию своей фигуры с партией власти? В этом плане его заявления о том, что «Единая Россия» – партия его единомышленников, о том, что партия власти близка ему идеологически – это явный перебор, который не способствует общественной консолидации, о которой не раз говорилось на Съезде. Считаю, что если Медведев хочет занимать позицию «над» схваткой, то он не должен посещать подобные мероприятия.

Та же непоследовательность и в объявленных тезисах госполитики: преемственность, стабильность, обновление и инновации. Нужно понимать, что нынешняя преемственность – развивает бюрократический авторитаризм и кадровый кризис, а придуманная «стабильность» – мертвое болото, в котором не может быть развития. О каком же обновлении может идти речь? КПРФ убеждена, что экономический рывок и качественное улучшение уровня жизни граждан – обязательно должны быть актуальными векторами государственной политики.

Если говорить о выступлении Владимира Путина, то его решение – принять предложение «Единой России» стать председателем партии, – было ожидаемым. Другое дело, что ни для кого не секрет: это было фактически предложение самому себе.

В любом случае мы приветствуем это решение и приветствуем слова Путина о том, что он готов взять на себя ответственность за политику «Единой России», так как выступаем за то, чтобы партия, победившая на выборах в Государственную Думу, – формировала Правительство и отвечала за его работу. В то же время вызывает недоумение тот факт, что, став председателем партии, Владимир Путин не стал ее членом.

Также считаю, что задача разбюрократизации «Единой России», которую Путин поставил почти в качестве условия своей работы, практически не осуществима. Вся эта партийная конструкция держится на управленческом каркасе федеральных и региональных органов власти. А интересы бюрократии противоречат интересам большинства граждан. Поэтому активный поход в общество, о котором говорил Путин, – вряд ли поможет партии власти стать более гибкой».

 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

Б.В. Грызлова

«О роли Партии в формировании и реализации стратегии социально-экономического развития России до 2020 года»

Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемые делегаты и гости!

[ИТОГИ ФОРУМА]

Обращаясь к итогам первого дня съезда, хочу прежде всего отметить: формат его проведения себя оправдал. Теперь Форум «СТРАТЕГИЯ-2020» станет постоянно действующим, а три клуба партии – Центр социально-консервативной политики, Клуб «4 ноября», Государственно-патриотический клуб – будут обеспечивать широкую дискуссию. При этом, подчеркну, что с новым форматом нашему съезду предстоит открыть качественно новый этап партийной работы.

[НОВЫЙ ЭТАП ПАРТИЙНОЙ РАБОТЫ]

В чем его особенности? На парламентских выборах национальный лидер Владимир Путин возглавил наш партийный список. В марте 2008 года впервые в истории Президент России был избран, будучи официально выдвинут кандидатом от партии. От нашей партии.

Основа предстоящего развития – результаты выборов, обеспечивших преемственность курса и стабильность социально-экономического развития страны. Это не значит, что все важнейшие проблемы решены. Например, инфляция. Обращаю ваше внимание – объяснений граждане нашей страны требуют уже от партии, а не от Минфина. Необходимо четко понять, что для нас главное, чего мы обязательно должны достигнуть, а чем можем пожертвовать. А главное мы видим в сохранении единства и самодостаточности нашей великой страны.

В этой связи считаю важным подвести предварительные итоги вчерашнего обсуждения, обратив особое внимание на проблемы, которые предстоит решить в первую очередь.

[ЭКОНОМИКА – РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ]

Несмотря на все результаты, экономические условия пока еще не претерпели качественного изменения. Российская экономика до сих пор – экономика монополий. Экономика, где не хватает конкурентной среды. Действительно, естественные монополии во многом укрепляют страну, но в целом монополии тормозят ее развитие. Страна, соскочив с нефтяной иглы, не должна лечь под капельницу других монополий.

[ЭКОНОМИКА – КАДРЫ]

Структура рабочих мест в экономике, особенно в промышленности, не стимулирует качественное образование. Это подчеркнули вчера участники форума. Экономика испытывает дефицит кадров, хотя в стране 500 студентов на каждые 10 тысяч жителей, это более чем в 2 раза выше уровня Советского Союза. На новом оборудовании работать просто некому, а о какой производительности можно вести речь, работая на станках 1913 года? Повысить производительность можно только за счет новых технологий.

В нашей экономике пока еще неэффективно используется человеческий потенциал. По оценкам, в реальном производстве России, включая сельское хозяйство, заняты всего 27 млн. человек, что составляет чуть более трети работающего населения. Число же федеральных органов исполнительной власти выросло до 85, а численность чиновничьего аппарата выросла с одного до полутора миллионов. Нельзя сказать, что это помогло работать лучше. К началу 2008 года неиспользованные средства бюджета превысили 1 триллион рублей.

Еще запредельно высока доля неквалифицированного труда. Специалистов среднего уровня квалификации в промышленности чуть более 3 млн., то есть от всего населения в возрасте от 15 до 72 лет меньше 3%. Зато рабочих и неквалифицированных сотрудников более 12 млн., то есть практически 11%. Нам необходимо, чтобы эта пропорция перевернулась с точностью до наоборот. Квалифицированных рабочих из-за границы не выпишешь, они там стоят дороже инженеров.

В стране нет еще достаточного спроса на мозги. Если такая практика продолжится, мы будем не в состоянии обеспечить технологическое перевооружение. В современном мире, не имея своих технологий, придется работать на чужих. Причем работать на чужих придется и в прямом, и в переносном смысле этого слова.

«Единая Россия» должна сделать так, чтобы российская промышленность наконец сформировала заказ на квалифицированные кадры. Для этого будут приняты законы о промышленной политике и об отраслевых стратегиях развития. А в конкретной работе уже можно опереться на конкретный опыт и результаты партийных проектов.

[НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА. ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ]

Налоговая политика должна стимулировать производство продукции с высокой добавленной стоимостью, с высокой долей интеллектуального труда. Эту тему вчера поднимали – и обоснованно поднимали! – участники экономической секции Форума.

Еще одна важнейшая задача, которая должна быть решена – наращивание нематериальных активов российских предприятий. Мы разрабатываем законы о развитии франчайзинга, о патентных поверенных, о распоряжении правами на принадлежащие государству технологии, о системе защиты интеллектуальной собственности.

Когда принимались решения о создании и финансировании госкорпораций, ставилась задача превратить их в эффективные институты развития. Обращаю внимание, что госкорпорации создавались как локомотивы отраслевого развития, а не институты для развития самих корпораций. Считаю, что госкорпорации должны отчитываться о своей работе, быть открытыми и подконтрольными парламенту. Деньги были переданы не для того, чтобы прокручивать их в банках.

Точно так же, создавая Инвестиционный фонд, мы ставили задачу активного использования средств. К началу 2007 года оказалось не использовано больше 90 % из почти 70 млрд. рублей, а к декабрю 2007 года – не использовано 88 % из 265 млрд. рублей. Это непроложенные дороги, непротянутые линии электропередач, непостроенные мосты. А в итоге – непостроенные заводы и дополнительное отставание российской промышленности от конкурентов.

[ИНФРАСТРУКТУРА]

От плохого состояния дорог экономика, по мнению экспертов, теряет более 1,8 трлн. рублей в год. В 2007 году при проверке выявлено свыше 10 тыс. несанкционированных сооружений, построенных без учета технических характеристик дорог, а это, естественно, снижает пропускную способность. Если по российским дорогам грузовая машина проходит в среднем 600 км в сутки, то уже даже по белорусским – до 800 и 1000.

Считаю, что партия обязана обеспечить контроль за реализацией инфраструктурных проектов и их финансированием. Тем более, что именно инфраструктурные проекты, например, такие, как «Урал Промышленный – Урал Полярный», являются ключом к экономическому освоению всей территории страны. Инвестициям в инфраструктуру нужна поддержка, и мы будем принимать поправки в закон о концессиях, чтобы этот механизм наконец-то заработал в полную силу.

В рамках проекта «Транспорт объединит Россию» необходимо содействовать развитию транспортного коридора с Востока на Запад, портовых комплексов Дальнего Востока, Северного морского пути, Волго-Балтийского водного пути, обеспечить строительство каналов, аэропортов. В последнем случае, что касается аэропортов, хороший пример дает Калининград, где получил развитие так называемый «аэропорт подскока» – для того, чтобы наши пассажиры могли летать в Европу.

[РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ]

Инфраструктурные проекты должны опираться на целостную концепцию регионального развития. Обращаю внимание, что разные министерства пока не пришли к единому мнению. При взгляде на некоторые проекты возникало впечатление, что есть идея закачать население в крупные города. Как будто у нас неограниченные человеческие ресурсы в сельской местности. Но какие последствия это бы имело – например, для демографии? Сейчас под жилье может использоваться немногим более 1 % территории России, и в рамках проекта «Свой дом» эту территорию можно и нужно существенно увеличить. Процесс переселения в большие города идет и так, а вот село и малые города как раз нуждаются в дополнительных стимулах. Это еще одна задача для «Единой России», которую надо решать в связке с обеспечением самодостаточности регионов.

[ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ]

Освоение территории страны означает и более эффективное использование природных ресурсов. Необходимо использование, а не сжигание попутного газа, строительство заводов по производству сжиженного газа и танкеров для его транспортировки. Надо готовиться к тому, что в перспективе нефть должна будет использоваться только как производственное сырье. Это гораздо эффективнее. Россия должна экспортировать нефтепродукты, а не сырую нефть. Не утратила актуальности задача запрета на вывоз круглого леса. Необходимо осваивать и новые рынки. Учитывая водные запасы России, надо налаживать экспорт питьевой воды. Лет через пять она тоже будет стратегическим товаром.

По мере роста цен на сырье растет рентабельность альтернативной энергетики. Мы исходим из того, что в этой области особенно важно укрепить позиции России. По всем передовым направлениям – от солнечной энергетики до биоэтанола и биодизеля, от водородной энергетики до древесных пеллет – в нашей стране должны быть и технологические решения, и производство.

[СБЕРЕЖЕНИЕ НАРОДА]

Все поставленные в Президентском плане задачи – и место в первой пятерке экономик мира, и четырехкратный рост производительности труда – все это средства для достижения стратегической цели – Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной. Партия подтверждает приоритетность той задачи, которую мы поставили на первое место в программном заявлении, принятом до выборов. Речь идет о сбережении народа.

Принятые меры дают свой эффект. Впервые за долгие годы стала снижаться смертность. При этом резко снизилась смертность детей в возрасте до одного года. Смертность мужчин в трудоспособном возрасте в 2007 году сократилась на 12% – это по сравнению с 2006-м годом, и на 20% по сравнению с 2005-м годом.

Что надо делать дальше? Сконцентрировать усилия на борьбе с главной причиной высокой смертности – сердечно-сосудистыми заболеваниями. Внедрение профилактики факторов риска позволит снизить уровень заболеваемости практически вдвое. Уже увеличено финансирование поставок нового оборудования, подготовки и переподготовки специалистов, строительства медицинских центров. Здесь темпы строительства в полном смысле являются вопросом жизни.

Кроме того, законодательно ограничена реклама табака и алкоголя, расширяются возможности для занятия спортом. И мы сделаем все, чтобы подготовка к Олимпиаде стала не только дорогой к золотым медалям, но еще и новым этапом в борьбе за здоровье граждан России.

Другая важная задача – сокращение смертности от внешних причин. За последние три года в дорожно-транспортных происшествиях погибли почти 100 тысяч человек, и закон, ужесточающий наказания за серьезные нарушения правил движения, был совершенно необходим. За три месяца этого года по сравнению с тем же периодом прошлого года, количество дорожно-транспортных происшествий сократилось на 10 %, а число погибших и раненых в них, соответственно, на 12 и 11 %. Дело не только в усилении административной ответственности. За улучшением показателей стоит реальная работа, проводимая Министерством внутренних дел России. Мы должны выделять позитивные изменения в работе министерств и ведомств и поддерживать их.

Несколько лет назад нам показывали сценарий сокращения населения России до 50 миллионов человек. Этот сценарий не должен реализоваться никогда. 200 миллионов человек – вот та численность населения, которая минимально необходима России. В решении этой задачи должна сыграть свою роль и программа содействия переселению соотечественников, которую необходимо нацелить на развитие районов Забайкалья и Дальнего Востока.

[КУЛЬТУРА РОССИИ]

Говоря о решении демографической проблемы, о повышении рождаемости, нельзя забывать, что новое поколение надо воспитать – причем воспитать достойными гражданами России. Важно сохранить культуру, традиции, важно обеспечить преемственность поколений. К этому ли сейчас стремится большинство средств массовой информации? Сомневаюсь. У российских СМИ нет иной перспективы, кроме как услышать голос общества, голос истории собственной страны.

Общество должно защищать свою культуру – не только высокую культуру, не только художественные шедевры, но и культуру как образ жизни, как нравственные ценности, на которых воспитывались поколения наших предков. Культура – это стратегическая безопасность. Теряя культуру, мы теряем поколение, теряем безопасность государства. И вкладывание денег в культуру – это по большому счету экономия в гигантских масштабах. Эти деньги люди вернут своим трудом на благо страны. В России всегда чувствовалась связь между культурой и сохранением государства. И работу тех, кто сохраняет нашу культуру, нельзя назвать иначе, чем ежедневный подвиг. В этой связи предлагаю съезду утвердить новый – и крайне актуальный – партийный проект «Культура России», а также поддержать задачу удвоения финансирования культуры в ближайшие три года.

Все это необходимо для развития среднего класса. Ведь понятие среднего класса, и это подтвердила дискуссия на вчерашнем Форуме, – не сводится только к уровню доходов. Это еще и образ жизни.

[ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ]

Готов ли государственный аппарат к решению новых задач? Нельзя сказать, что административная реформа достигла всех своих целей. Убежден, что система органов власти должна быть более стройной, причем число органов исполнительной власти и численность аппарата может быть существенно сокращена за счет сокращения числа агентств, федеральных чиновников, работающих в регионах, устранения избыточных функций. Должна быть усилена личная ответственность каждого министра за положение дел в отрасли.

Еще один резерв повышения эффективности и сокращения госаппарата – передача функций в страховой сектор и саморегулируемым организациям. Надо активнее переходить на электронный документооборот, упрощать процедуры для граждан. Сейчас за элементарной справкой людям приходится стоять часами, снова и снова подавая государству данные, которые оно у него же брало раньше. В век информационных технологий такая ситуация, по крайней мере, абсурдна.

Изменения кадровой политики потребуются и для повышения обороноспособности страны. Сегодня в военных училищах количество курсантов готовится в расчете на то, что многие офицеры уйдут в отставку после нескольких лет службы. А ведь так и происходит. Не лучше ли повысить денежное довольствие и социальные гарантии офицерам, чем готовить офицеров в несколько раз больше, чем требуется на самом деле?

[СУДЕБНАЯ РЕФОРМА. БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ]

Отдельная и крайне важная задача – судебная реформа. Сегодня при рассмотрении дел в судах наблюдается тенденция к назначению максимальных сроков наказания. Число лиц, находящихся в местах лишения свободы, достигло уже почти одного миллиона человек. Очевиден перекос и в административной практике. Правом наложения административных наказаний, кроме судов, наделены должностные лица 65 ведомств и служб – вдумайтесь только в это! Только стараниями Министерства внутренних дел за 2007 год собрано материалов по 72 миллионам нарушений. А общей статистики даже не ведется. Дело не в том, что собираются штрафы, а в том, что это ставится во главу угла. Если на первое место ставится не помощь людям, а наказание – то неудивительно, откуда появляются и вымогательство взяток, и более серьезные нарушения прав граждан. Как будто государственная машина объявила войну своему народу! Но мы с вами понимаем, что это не так!

Успех борьбы с преступностью должен измеряться сокращением числа преступлений, а не увеличением числа заключенных. Депутаты предлагают ввести сокращенную форму дознания по делам об очевидных преступлениях небольшой и средней тяжести. Такие изменения намного уменьшат число подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей в период предварительного расследования.

В рамках комплексной программы по борьбе с коррупцией будут реализованы меры парламентского, партийного, общественного контроля, в том числе, за госаппаратом. Получит поддержку антикоррупционная активность средств массовой информации – средства массовой информации надо усиливать, особенно в регионах.

Нужно стремиться к тому, чтобы больше норм закона обладали прямым действием. «Вилки» в законодательстве позволяют взяточникам есть икру ложками! Чем меньше будет «вилка», тем меньше будет и ложка!

Не секрет, что коррупция часто питается бюджетными деньгами. Чтобы средства не терялись бесследно, закон о бюджете должен стать более детальным. Точно так же, как закон об исполнении бюджета. Необходимо разработать и новую концепцию управления государственным имуществом. Считаю, что будут полезны более частые отчеты министров перед парламентом, таким образом и сами министры лучше узнают ситуацию в своих отраслях.

 

[МОДЕРНИЗАЦИЯ ПАРТИИ]

Достижением последних восьми лет, конечно, стало укрепление властных институтов. Сильное государство должно остаться надежным гарантом необходимых перемен в обществе и экономике. «Единая Россия» – это крупнейшая политическая сила страны, гарантирующая ее уверенное развитие.

Мы смотрим в будущее. Партия должна всегда оставаться на высоте общенациональных задач. Если подходы не будут меняться, появится угроза приобрести типичные для большой партии недостатки – неповоротливость аппарата, инертность в достижении поставленных целей. Важная роль в модернизации партии будет принадлежать ее Высшему совету. Реализация стратегических направлений – вот его главная задача.

Сегодня у меня есть все основания для того, чтобы от имени партии пригласить Президента РФ Владимира Владимировича Путина и избранного Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева в партию «Единая Россия».

Считаю важным от имени партии обратиться к Вам, Дмитрий Анатольевич. Партия, выдвинувшая Вас, – это Ваша опора в осуществлении конституционных полномочий главы государства. Мы к этому готовы. Мы – сильная партия!

И мы станем еще сильнее, когда Председателем Правительства России станет лидер нашего избирательного списка Владимир Владимирович Путин! Выборы в Государственную Думу 2007 года подтвердили его статус национального лидера, став по сути референдумом в поддержку проводимого курса.

И я со всей ответственностью от имени всей партии предлагаю Вам, Владимир Владимирович, возглавить «Единую Россию».

 

НДС ПРОТИВ ЕСН: КАКИЕ НАЛОГИ НУЖНЫ РОССИИ?

Выступление директора Института проблем глобализации, д.э.н. М.Г.Делягина на пресс-конференции в РИА «Новости» 15 апреля 2008 года

Частично ожидаемое, а частично уже произошедшее повышение по службе чиновников администрации президента, выбравших себе в качестве опознавательного знака требование замены НДС на налог с продаж, активизировало обсуждение этой идеи.

Разница между ними очевидна: НДС взимается только с добавленной стоимости, но зато на каждом этапе производства, а налог с продаж – только в момент реализации конечного продукта, но не только с добавленной стоимости, но и с затрат. Таким образом, налог с продаж носит по-советски «валовый», а НДС – приростной характер.

Отмена налога с продаж (впервые введенного еще Горбачевым в 1989 году) с 1 января 2004 года мотивировалась его негативным влиянием на структуру экономики (это общая беда всех налогов с оборота) и сравнительной легкостью ухода от него. Сегодняшние высокопоставленные сторонники возврата к этому налогу никак не комментируют тогдашнюю риторику государства, концентрируя внимание на недостатках НДС и том, что в США такого налога нет.

Последний аргумент не выдерживает критики – причина отсутствия НДС в США заключается в децентрализованности их налоговой системы (как и государства в целом), которая просто не позволяет собирать НДС. В России не для того 8 лет выстраивали «вертикаль власти», чтобы теперь признать ее отсутствие таким изощренным способом! Кроме того, в США вообще нет многих вещей, которые еще недавно были у нас (например, массового качественного образования) и которые неплохо было бы вернуть.

НДС – важнейший налог: в 2007 году он обеспечил 37% налоговых поступлений федерального бюджета (для сравнения: налог на прибыль – 17%, ЕСН – 11%), причем сумма поступлений выросла в полтора раза – максимальный рост для всех налогов! Любые его изменения должны осуществляться с осторожностью, учитывающей его важность; кавалерийские же наскоки недопустимы в принципе.

То, что НДС сам по себе тормозит научно-технический прогресс, представляется голословным утверждением, прямо противоречащим действительности (так, Великобритания является одним из технологических лидеров мира наряду с США, да и развитые страны Европы использование НДС не вынуждает мучиться с «внедрением достижений научно-технического прогресса»).

Реальная проблема НДС – административные издержки, которые несет каждый плательщик любого налога: НДС платят все, а налог с продаж – только конечные продавцы, что освобождает остальную экономику от административных издержек. Однако финансовой выгоды замена НДС на налог с продаж не принесет, так как плательщики перераспределят его сумму на всю предшествующую рыночную цепочку. Административные же издержки логично снижать не отменой налогов, а обузданием коррупции и нормализацией деятельности налоговых органов, которую в ее нынешнем виде даже Путин охарактеризовал как налоговый терроризм.

Причем склонность к нему никуда не делась. Достаточно вспомнить, как Медведев совсем недавно пообещал малому бизнесу полное прекращение налоговых проверок – и налоговая служба при поддержке Минфина почти немедленно откликнулась на это предложением введения качественно новых «оперативных» налоговых проверок.

Понятно, что столь откровенное игнорирование президента Медведева не может быть случайным: соответствующие чиновники четко показывают президенту Путину, забирающему с собой в Белый дом почти все рычаги управления, что в будущем намерены выполнять его указания, а не указания президента Медведева.

Однако деятелей, в том числе высокопоставленных, которые считают Медведева «потешным президентом», ждет не только глубокое, но и болезненное разочарование.

Что же касается НДС – да, он имеет недостатки, – но они вполне исправимы без очередной коренной перетряски налоговой системы страны. Так, сложности с его возвратом вызваны мошенничеством (в частности, с фиктивным экспортом), для искоренения которого достаточно даже не победить, а просто несколько ограничить коррупцию. Недавние заклинания наших руководителей вызывают надежду, что они не рассматривают коррупцию как основу государственного строя России, и что попытка ее ограничения более не будет караться как государственное преступление и угроза национальной безопасности.

Другие недостатки НДС устранимы совершенствованием инструкций. Возможно, нынешние чиновники не способны на необходимую для этого кропотливую работу, и им проще отменить налог, чем нормализовать процедуры его взимания, но это должно быть их личными проблемами, а не проблемами всей экономики.

Самое интересное во вновь оживившейся дискуссии то, что замена НДС налогом с продаж в обозримом будущем невозможна в принципе – просто потому, что в современных условиях ощутимо ускорит и так высокую инфляцию.

Пропагандисты замены НДС налогом с продаж уже осознали это: заместитель Министра экономического развития и торговли Воскресенский заявил недавно, что проблема не в самом НДС, а лишь в его высоких ставках (то есть нужно не заменять его, а всего лишь снизить ставки). В качестве примера он привел данные анонимных «экспертов» о том, что в Евросоюзе масштабы «злоупотреблений», вызванных высокими ставками НДС, выросли с 50 млрдвро в 2006 году до 100 млрд.евро в 2007. Понятно, что и абсурдно высокие показатели, и их головокружительный рост, и анонимность экспертов вынуждают относиться к этому заявлению как к пропаганде, а не как к аналитике.

Компромиссом будет, вероятно, снижение ставки НДС с отменой льгот по социально значимым товарам. В результате улучшение положения бизнеса в целом опять будет сопровождаться ударом по неимущим, – но это издержки либерального фундаментализма, а не налоговых изменений. Кроме того, цены при этом ударят по бедным, а не по сотрудникам Минфина и Минэкономразвития.

Между тем шумиха вокруг НДС вольно или невольно отвлекает внимание государства и общества от реальных, наиболее болезненных проблем налоговой системы – необходимости нормализовать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и Единый социальный налог (ЕСН).

В части НДПИ необходимо вернуться к дифференциации его ставок по горно-геологическим и климатическим, а возможно, и транспортным условиям. Отмена этой дифференциации объяснялась исключительно удобством чиновников Минфина и коррумпированностью госаппарата в целом; ее порочность была еще в 2005 году признана даже президентом Путиным, но кипучая аппаратная работа не привела к значимым результатам. Между тем время «легкой нефти» прошло окончательно, и дискриминация компаний, ведущих добычу «на неудобьях», немало способствует падению темпов добычи нефти и сокращению добычи природного газа (в 2007 году – на 1,5%).

Существенно и то, что поступления по НДПИ при его исключительной важности (в 2007 году он дал 30% налоговых доходов федерального бюджета, став вторым по важности после НДС) выросли в 2007 году лишь на 2,6%. С учетом даже не роста мировых цен на нефть, к которым привязана величина НДПИ, а простой инфляции это свидетельствует об относительном сокращении поступлений данного налога!

Начальная ставка ЕСН находится на запретительно высоком уровне (эффективное налогообложение фонда оплаты труда – 36%!), а регрессивная шкала, при которой чем ниже зарплата работника, тем сильнее она облагается, превращает саму честность в привилегию имущих. Этот омерзительный классовый характер ведет, как всякая несправедливость, к низкой собираемости (что «пробивает дыру» в Пенсионном фонде). Даже бизнес (как показывают не только опросы, но и интимные консультации инвестиционных банкиров) готов платить ЕСН по плоской шкале в 15%, – но это противоречит самой идеологии российской бюрократии, обогатившейся на коррупции и, похоже, искренне считающей, что налоги не должны касаться легальных сверхдоходов так же, как они не касаются коррупционных сверхдоходов.

Помимо изложенного, необходимо осознать, что налогообложение личных сверхвысоких доходов граждан должно быть выше налогообложения прибыли корпораций: тогда их владельцам выгодно направлять эту прибыльна развитие бизнеса. Сегодняшнее же положение, сложившееся в России (когда прибыль облагается сильнее сверхдоходов граждан) стимулирует не производительные инвестиции, а непроизводительное потребление.

На практике это означает необходимость введения прогрессивной шкалы подоходного налога, при которой беднейшая часть общества (с доходами до двух прожиточных минимумов) не платит подоходный налог вообще, а люди с доходами, например, от 600 тысяч рублей в месяц платят налог по повышенной ставке.

 

Hosted by uCoz