08.05.08 Наталья ВАКУРОВА

Книга в Москве

Сакральное молчание ветчины

Что бы он сказал у другого автора?

Мужчина из сада Марселя Пруста

Кристин Орбан. Молчание мужчин. Последнее танго в Париже четверть века спустя. М.: РИПОЛ классик, 2008. – 240 стр., тир. 3 тыс. экз.

Название дано книге, естественно, для ассоциации с идеей фильма «Молчание ягнят». Однако ничего общего с его содержанием не имеет новый роман о странностях женского отношения к мужчинам. Героиня повествования (естественно, от первого лица, что стало уже банальным признаком женское литературы) – молодая женщина интеллигентной профессии (преподаватель лицея) путем невербальной коммуникации (взгляды, жесты и т.п.) находит «своего мужчину» и тут же теряет его из виду.

Через какое-то время она снова встречает его, опять случайно, и на сей раз за этим следуют новые встречи – как вы догадываетесь, не для совместной проверки тетрадей лицеистов.

Книга так и структурирована: каждая глава – это новая встреча, условно именуемая «зайти на чашечку кофе».

В чем же «фишка», сказали бы ровесники учеников влюбленного препода? (кстати, отменяющего занятия в лицее ради любовной встречи с полузнакомым мужчиной).

А фишка в том, что мужчина этот практически все время молчит. Ну разве что изредка произносит необходимые по ходу жизни фразы, типа «я пью только кофе». И вот наша героиня бежит покупать кофеварку, так как сама она кофе не пьет.

Так что же есть это сакральное молчание? В начале – загадка, некая тайна, которая, как известно манит. Затем – нарастающее напряжение: «он что-то скрывает!» И далее – перенесение причины молчания на себя: «Он не хочет говорить именно со мной, не доверяет». И в конце концов, неизбежное нарастание внутреннего женского бунта – «какого черта он молчит, ведь я столько для него сделала». Или даже нечто суицидальное: «неужели я для него ничего не значу?»...

Итак, героиня решает порвать со своим немногословным любовником и в один прекрасный день не открывает дверь: услышав звонок, судорожно заглатывает снотворное, чтобы не дать слабину и не открыть...

Позже оказалось, что это был не он, а только письмо от него, принесенное консьержкой. «Красивый» финал в духе постмодернизма: письмо не было прочитано – не потому что героиня умерла, с ней все в порядке. А так, из принципа. Что было в письме, каждый может додумать исходя из своих литературных и житейских познаний. Важно одно: молчание как отсутствие или сокрытие информации влечет за собой нарастание тревожности, так как любая неопределенность вызывает психологический дискомфорт. Ну а молчание мужчин – это еще и способ избежания ответственности («Я же тебе ничего не обещал») – и тому подобные инфантильные ухищрения, свойственные людям, неспособным принимать решения.

Почему автор считает, что эта слабость свойственна мужчинам? Влияние времени, как догадаются читатели, – думаю, что к сожалению, ими будут конечно же женщины. Иными словами, интравертированная книга женщины о женщинах и для женщин, сама пишу – сама читаю. Мужчинам остается только молчать.

В романе его героиня фигурирует под каким-то ником – Идиллия, которым она представилась молчаливому партнеру.

У невольного или случайного читателя-мужчины женский роман вызовет ощущение обреченности, а этот – особенно, приплюснутый ассоциативным названием.

Хочется предупредить персонажей, порожденных женским воображением автора: дети, будьте осторожны в выборе родителей.

 

Hosted by uCoz