08.05.08
Наталья ВАКУРОВА
Книга в
Москве
Сакральное
молчание ветчины
Что бы он
сказал у другого автора?
Мужчина из
сада Марселя Пруста
Кристин Орбан. Молчание мужчин. Последнее танго в Париже четверть
века спустя. М.: РИПОЛ классик, 2008. – 240 стр.,
тир. 3 тыс. экз.
Название дано
книге, естественно, для ассоциации с идеей фильма «Молчание ягнят». Однако
ничего общего с его содержанием не имеет новый роман о странностях женского
отношения к мужчинам. Героиня повествования (естественно, от первого лица, что
стало уже банальным признаком женское литературы) – молодая женщина
интеллигентной профессии (преподаватель лицея) путем невербальной коммуникации
(взгляды, жесты и т.п.) находит «своего мужчину» и тут же теряет его из виду.
Через
какое-то время она снова встречает его, опять случайно, и на сей
раз за этим следуют новые встречи – как вы догадываетесь, не для
совместной проверки тетрадей лицеистов.
Книга так
и структурирована: каждая глава – это новая встреча, условно именуемая «зайти
на чашечку кофе».
В чем же «фишка»,
сказали бы ровесники учеников влюбленного препода?
(кстати, отменяющего занятия в лицее ради любовной встречи с полузнакомым мужчиной).
А фишка в
том, что мужчина этот практически все время молчит. Ну
разве что изредка произносит необходимые по ходу жизни фразы, типа «я пью
только кофе». И вот наша героиня бежит покупать кофеварку, так как сама она
кофе не пьет.
Так что же
есть это сакральное молчание? В начале – загадка, некая тайна, которая, как известно манит. Затем – нарастающее напряжение: «он что-то
скрывает!» И далее – перенесение причины молчания на себя: «Он не хочет
говорить именно со мной, не доверяет». И в конце
концов, неизбежное нарастание внутреннего женского бунта – «какого черта он
молчит, ведь я столько для него сделала». Или даже нечто суицидальное: «неужели
я для него ничего не значу?»...
Итак,
героиня решает порвать со своим немногословным любовником и в один прекрасный
день не открывает дверь: услышав звонок, судорожно заглатывает снотворное,
чтобы не дать слабину и не открыть...
Позже
оказалось, что это был не он, а только письмо от него, принесенное консьержкой.
«Красивый» финал в духе постмодернизма: письмо не было прочитано – не потому
что героиня умерла, с ней все в порядке. А так, из принципа. Что было в письме,
каждый может додумать исходя из своих литературных и житейских познаний. Важно
одно: молчание как отсутствие или сокрытие информации влечет за собой
нарастание тревожности, так как любая неопределенность вызывает психологический
дискомфорт. Ну а молчание мужчин – это еще и способ избежания
ответственности («Я же тебе ничего не обещал») – и тому подобные инфантильные
ухищрения, свойственные людям, неспособным принимать решения.
Почему
автор считает, что эта слабость свойственна мужчинам? Влияние времени, как
догадаются читатели, – думаю, что к сожалению, ими
будут конечно же женщины. Иными словами, интравертированная
книга женщины о женщинах и для женщин, сама пишу – сама читаю. Мужчинам
остается только молчать.
В романе
его героиня фигурирует под каким-то ником
– Идиллия, которым она представилась молчаливому партнеру.
У
невольного или случайного читателя-мужчины женский роман вызовет ощущение
обреченности, а этот – особенно, приплюснутый ассоциативным названием.
Хочется
предупредить персонажей, порожденных женским воображением автора: дети, будьте
осторожны в выборе родителей.