09.05.08 Наталья ВАКУРОВА

Книга в Москве

Сила романтического духа превыше телесной немощи

Рюдигер Сафрански. Шиллер, или Открытие немецкого идеализма. Пер. с нем. А.Гугнина. – М.: Текст, 2007. – 557 стр., тираж: 1500 экз.

Литературное направление, именуемое романтизмом и неразрывно связанное с немецким идеализмом в лице Гегеля, берет начало в Германии XVIII века. Это направление было представлено не только в литературе, но и в музыке, причем не только немецкой. Оно представлено именами таких композиторов, как Шуберт, Шопен, Шуман и другие.

Рецензируемая книга представляет досконально изложенную биографию заметной фигуры указанного направления, немецкого писателя Фридриха Шиллера (10 ноября 1759 года – 9 мая 1805 года), одного из создателей веймарской классики, наряду с его другом Гете.

Книга безусловно найдет своего читателя, причем не только в среде литературоведов: в наше гламурное время все явственнее просматривается возвращение человеческого внимания к феномену сильной личности. В частности, в виде образов тех, кто оставил свой признанный неоспоримый след в литературе, искусстве, науке.

Жанр биографии – это не только жизнеописание, а скорее отражение эпохи, сконцентрированной в отдельно взятой судьбе.

...Когда после смерти Шиллера сделали вскрытие, врачи не поверили своим глазам: как вообще могла держаться жизнь в столь разрушенном болезнью организме? Сила духа возобладала над телесной немощью и дала возможность еще какое-то время жить, чтобы творить.

Этот пример помогает расшифровать тот расплывчатый смысл, который мы вкладываем в понятие «романтизм», а ведь это есть не что иное, как воспевание главенства духовного над материальном в человеке. Не случайно главным мотивом романтического произведения была любовь – чувство, возвышающее человека над всем земным, как бы дающее ему крылья.

В книге много говорится о философии любви и отношении к ней самого Шиллера, но образ его как мага и повелителя женских сердец не соответствовал его внешности: светловолосый, с голубыми глазами, не очень хорошо одетый, он жил в мире своих переживаний и литературных замыслов. Наиболее известные его произведения – пьесы «Разбойники», «Дон Карлос», «Орлеанская дева», «Мария Стюарт» – читали скорее всего лишь те, кто изучал в институте зарубежную литературу. Однако же само имя Шиллера наряду с Гете, с которым он был не только знаком, но и имел общие философские взгляды, безусловно олицетворяет направление немецкого романтизма.

Рецензируемая книга изобилует пространными цитатами из философских трактатов и в целом проливает свет на истоки немецкого идеализма как философской базы романтического направления в искусстве.

Изданный на русском тщательно проработанный и расширенный вариант описания биографии Шиллера несомненно будет интересен читателю, так как знакомит с образом человека и великой эпохой, в которой он жил, а также с романтическим взглядом на жизнь. Романтизма нам сейчас так не хватает.

Hosted by uCoz