09.05.08
Наталья ВАКУРОВА
Книга в
Москве
Сила
романтического духа превыше телесной немощи
Рюдигер Сафрански.
Шиллер, или Открытие немецкого идеализма. Пер. с нем. А.Гугнина. – М.: Текст, 2007. – 557 стр., тираж: 1500 экз.
Литературное
направление, именуемое романтизмом и неразрывно связанное с немецким идеализмом
в лице Гегеля, берет начало в Германии XVIII века.
Это направление было представлено не только в литературе, но и в музыке, причем
не только немецкой. Оно представлено именами таких композиторов, как Шуберт,
Шопен, Шуман и другие.
Рецензируемая
книга представляет досконально изложенную биографию заметной фигуры указанного
направления, немецкого писателя Фридриха Шиллера (10 ноября 1759 года – 9 мая
1805 года), одного из создателей веймарской классики,
наряду с его другом Гете.
Книга безусловно найдет своего читателя, причем не только
в среде литературоведов: в наше гламурное время все
явственнее просматривается возвращение человеческого внимания к феномену
сильной личности. В частности, в виде образов тех, кто оставил свой признанный
неоспоримый след в литературе, искусстве, науке.
Жанр
биографии – это не только жизнеописание, а скорее отражение эпохи,
сконцентрированной в отдельно взятой судьбе.
...Когда
после смерти Шиллера сделали вскрытие, врачи не поверили своим глазам: как
вообще могла держаться жизнь в столь разрушенном болезнью организме? Сила духа
возобладала над телесной немощью и дала возможность еще какое-то время жить,
чтобы творить.
Этот
пример помогает расшифровать тот расплывчатый смысл, который мы вкладываем в
понятие «романтизм», а ведь это есть не что иное, как воспевание главенства
духовного над материальном в человеке. Не случайно
главным мотивом романтического произведения была любовь – чувство, возвышающее
человека над всем земным, как бы дающее ему крылья.
В книге
много говорится о философии любви и отношении к ней самого Шиллера, но образ
его как мага и повелителя женских сердец не соответствовал его внешности:
светловолосый, с голубыми глазами, не очень хорошо
одетый, он жил в мире своих переживаний и литературных замыслов. Наиболее
известные его произведения – пьесы «Разбойники», «Дон Карлос», «Орлеанская
дева», «Мария Стюарт» – читали скорее всего лишь те,
кто изучал в институте зарубежную литературу. Однако же само имя Шиллера наряду
с Гете, с которым он был не только знаком, но и имел общие философские взгляды,
безусловно олицетворяет направление немецкого
романтизма.
Рецензируемая
книга изобилует пространными цитатами из философских трактатов и в целом
проливает свет на истоки немецкого идеализма как философской базы
романтического направления в искусстве.
Изданный
на русском тщательно проработанный и расширенный вариант описания биографии
Шиллера несомненно будет интересен читателю, так как знакомит с образом
человека и великой эпохой, в которой он жил, а также с романтическим взглядом
на жизнь. Романтизма нам сейчас так не хватает.