09.03.08
Лев МОСКОВКИН
Книга в
Москве
Зрелищность
смерти и технология удовольствия
Почему
люди убивают друг друга и откуда тянутся нити рецидива? Этот вопрос стал
движущим фактором образа жизни героини нового романа, написанного «умной
красавицей» Тарой Мосс. (Хит. – М.: РИПОЛ классик, 2008, – 432 с., тир 5 тыс.).
Основой
повествования стало расследование частного детектива Макейди Вандеруол, в
прошлом модели, убийства не в меру любопытной стриптизерши Меган Уоллас.
Немалую роль в успехе расследования играет взбалмошная и непредсказуемая
подруга Лулу с шокирующей прической могавк.
По ходу
захватывающего повествования проявляется немало информативного и даже
поучительного. В достижении четко поставленной цели ключевую роль играют
дозированные случайности какой-то непрофессиональной бестолковости, которую
олицетворяет персонаж Лулу. И еще полная неожиданность поведения обывателей в
ответ на вторжение личностей из звездного мира. При этом основной массив
информации обо всем на свете можно и нужно найти в Сети – кибер-поиск зачастую
заменял многочасовую и утомительную работу «на земле». На конкретном примере в
тексте приведен алгоритм сетевого поиска. Среди прочего описана на своем сугубо
конкретном примере технология клеветы в прессе, неловленной для обеспеченной
законом защиты репутации.
Пожалуй,
наиболее значимая особенность произведения Тары Мосс состоит в том, что
динамичный и ритмичный текст, как будто адаптированный под остановки метро,
выписан более чем технологично. Отнести его к какому-то из традиционных жанров
сложно. Новое веяние – форматирование текста – давно вытеснило в журналистике и
знание жизни и традиционные жанры, система которых заимствована из
литературоведения. Система давно устарела, но исследователи взамен ничего
предложили. И дождались, форматы вытеснили жанры в журналистике, а теперь
ворвались в классическую беллетристику. Что дало ощутимый результат.
Получился
такой своеобразный детектив, где вроде бы все известно с первых страниц.
Произведение очевидно обречено на успех. Его текст весьма читабельный, это
проза высокого уровня, динамично-философская, увлекающая.
Очевидность
самовыражения автора – высокой и стройной модели, эмигрантки из Канады в
Австралии, этакой длинноногой super-woman в кожаных доспехах на
мощном мотоцикле – навевают сомнения в чистоте авторства. Разбираться в том
бессмысленно ввиду известной западной технологии создания текстов. Она
собственно и породила форматы. В тексте «Хита» наиболее острый момент
предстоящей развязки эксплуатирует сходство персонажа с Клаудией Шиффер.
Если кто
сомневается, может набрать в Яндексе «Тара Мосс» и «Клаудиа Шиффер», чтобы
сравнить картинки – модель она и есть модель, для жизни и бегания от
смертельной погони непригодная.
Но это
неважно. С первым примером форматирования в художественном произведении
советская публика столкнулась очень давно. Пример такого творчества явил фильм
по заезженной древней фабуле «Великолепная семерка». Восторг был таков, что
критика оказалась бессмысленной. Сейчас закормленный художественностью в жизни
и политике среднестатистический россиянин вряд ли бросит все, чтоб читать Тару
Мосс. Но уверенный успех ее произведениям в России обеспечен, чему сама она
рада. «Я глубоко взволнована тем фактом, что мои книги публикуются в одной из
самых красивых, таинственных и интересных стран в мире – России. К России с
любовью, Тара Мосс» – над переводом приведен на форзаце автограф по-английски.
Нелишне
добавить, что роман, так называет свой «Хит» автор, она снабдила двумя
страницами подробных благодарностей, будто бы это не художественное
произведение, а научная работа, для которой традиционно требовалось
форматирование по стандарту. Технологичность издания выдержана на сто процентов
– гибкая обложка, прочная относительно белая тонкая легкая бумага и надежный
переплет, который позволяет страницам раскладываться без напряжения.
Разумеется, высококачественный перевод, синергично совмещающий традиции
русского творческого перевода и новые технологии создания текстов.
Вот это
все важно для достижения удовольствия при прочтении, такова его технология,
доступная в любой сфере от рутинной работы до экзотического секса, что тоже
отражено Тарой Мосс.