26. 06. 08 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Елену Вартанову утвердили деканом журфака

Литва ищет проблем с Россией, а думские журналистки – сами с собой

Закон на продажу и журналистская девственность – туда же в комплекте иных искусственных мифов

Итак, история с намерением обитателей анклава отделиться от России получила завершение. Как выяснилось, это эманация воспаленного воображения одного человека – Марины Петрухиной.

Из всей этой истории получились два вывода, отражающие состояние всей современной журналистики, больной и всесильной единовременно. Во-первых, мы сами разрушаем свою страну вследствие того, что не нашли гармонию с собой.

Что называется, гори оно огнем все, если мне сегодня выпить нечего.

Во-вторых, никакой цензуры нет, ее придумывают для оправдания журналистской импотентологии.

Что есть, так это ревность к успеху, в наше время – редкому или не очень журналистскому. Повторяя в безумных криках 25 июня в думском аквариуме про жажду отделения калининградцев, Марина в ответ на мой вопрос – откуда ты это взяла? – на пятом-шестом повторе позабавила: ты зазнался, на ЦСКП ходишь. Тут есть еще признание мощной роли единороссов, в чем я тщетно пытаюсь убедить неуравновешенных гениев от журналистики. На словах от думских журналисток ничего хорошего про ЦСКП не услышишь, они поражены синдромом Караулова (что Я скажу, то истина). Так замазывается словесным поносом случившееся в России в 2005 году. Это была первая точка перелома в новой, самой мощной волне негативного развития мира. Ключевую роль сыграли Юрий Шувалов и Андрей Исаев, причем сквозь новый инструмент внутрипартийной дискуссии – ЦСКП на Газетном.

Повторяю, спасительная точка перелома случилась в России и дала миру модель выживания. Задача т.н. журналистов, которую я, журналист ненастоящий (на том настаиваю ради сегрегации от сумасшедше деятельного бабья), воспринимаю в качестве миссии: донести реальность. Или хотя бы ее описать для будущего.

Так была описана дореволюционная Дума, облитая ядом журналистов-современников, но ставшая моделью парламентаризма для выпускников Российской империи. Тема была исчерпывающе раскрыта благодаря гениальному проекту «100-летие Думы», успешному во всем, кроме хвоста, доставшегося журфаку МГУ, поскольку описание этого для потомков было позорно провалено.

Тут произошло так же аналогично, как и с «отделением» Калининграда – к реальности сказанное имеет весьма своеобразное отношение. Если слушать женщин в Думе, окажется, например, что депутат Владимир Пекарев отдал Марине Петрухиной часть своего бизнеса (его Черноголовка – утонченный ресторан на телеэкране), а утвержденная деканом журфака профессор Елена Вартанова – жена алкогольного магната. Или была ею, хрен знает, но что-то было, история про трансформацию слухов вокруг советской шубы стала основой публичной деятельности выпускниц журфака, кичащихся своей приобщенностью. Сие накладывается на непрофессионализм редактора и шумовые внутриредакционные проблемы.

Профессиональное поведение редактора состоит в том, что от внешних угроз репортера защищают и становятся стенкой, как это было, например, в «Московской правде» когда звонили возмущенные судебные приставы. В нынешних электронных СМИ журналиста готовы сдать по первому звонку – главный враг СМИ это друзья главного редактора, что в бумажной газете понимают. Как и то, что левые бабки следует держать в одном кулаке, иначе после каждых выборов разыгрывается опустошительный базар.

Справедливости ради необходимо указать, что мы с Мариной эффективно работали года два, позитивный пик пришелся на пятый год, сакральный второй век подряд. В наше время среди прочих судьбоносных для геополитики решений строился выход из навязанной при Горбачеве внешней алкоголизации, для чего борьбой с алкоголизмом убили отечественное производство. Спустя два десятка лет бесланскую трубу сломали известным терактом, доблестная четверка депутатов «Родины» подъехала к центру событий столь же нелегально (спикер их в командировку не посылал), как и с другой стороны заряженные боевики. Последующие события сшибают: 102-й закон о ЕГАИС приняли, но поток атак на систему (включая неожиданное изменение Владиславом Резником акцизной марки или предвыборный слив сквозь удешевленный стакан в желудки заведомой отравы) привел к окончательной деморализации экспертов алкорынка. У Марины крыша первой поехала. Пошел крик о качестве водки, которая забивает хроматограф, но по документам все качественно. Документы мы не пьем, а выпускнице журфака не дай бог узнать правду. В итоге она пыталась организовывать митинги, затем – заниматься водой, следуя в кильватере PR-волнения на публичном поле, генерируемого руководством «Единой России». Параллельно происходили вбросы в публичное алкогольное поле: минимальная цена водки будет ограничена снизу, переработка барды отложена, из контроля ЕГАИС исключено оптовое звено.

Последнее – правда, ЕГАИС превратилась в подобие мировой системы финмониторинга, захлебывающейся от объемной бессмыслицы. Конечно же жаль, тем более, что никто не поймет и имеет на то моральное право – жертвы Беслана не спишешь на алкоиздержки, там интеллектуальный уровень превышает среднемосковский. К тому времени некто Шапкин, выстроивший неорганизованных без него алкоолигархов ради призрачной возможности нечто вякнуть на Охотном ряду, давно переключился на организацию сквозь Думу протеста обманутых дольщиков. Потом и эта тема была приватизирована единороссом (в данном случае – Александром Хинштейном).

В нашем конкретном случае, что за ограниченными пределами надо долго объяснять или заняться другим делом, возбужденная Марина зарядила десятки людей начиная с пресс-секретаря калининградского губернатора Георгия Бооса. Никогда не слышал очаровательную Светлану Оболенцеву в таком возбуждении, но вот именно это – критерий того, что лично мне совсем лишнее. Мне, плохому патриоту, нужна Россия, потому что нет другого глобуса. Центр мира – начинается Земля, как известно, от Кремля. Я это понял окончательно, покупая мороженое в казанском кремле, как раз в то время, когда Марина Петрухина, Маша Рыбакова пребывали на кенигсберщине.

Да был я там, не могли местные жители хотеть отделиться к Литве, тут что-то ежемесячно женское еще от Курбского – игры на вистах против дяди Вовы Грозного. Но крик ы Думе стоял и за базар кто-то ответит. Если судьбе надо, я готов. Как говорится, дедушка пробует первым, ему все равно умирать. Можно и Кирилла с Мефодием приватизировать, но тогда глупо говорить о медвежьих паровозах – Березовский сам ничего не придумывал, ликвидируя либерализм в России его концентрацией под им же инициированном брендом Юшенкова.

С тех пор, как мы уже неоднократно писали, российская журналистика попала в состояние контаминации кризиса и расцвета. Для меня это стало особенно заметно все в том же переломном пятом году. После федерального цикла выборов седьмого-восьмого годов и традиционной разбалансировки журналистского сообщества (не только деньгами, которых на репортерстве не заработаешь) релаксации не видно, ситуация продолжает ухудшаться. Депутаты просто боятся лишний раз открыть рот при журналистах из-за постоянного перевирания. Заметно прежде все то, что причиной острой заинтересованности исключения адекватной информации на публичном поле является прежде всего указанная ревность к успеху. Хотя у каждого конкретного случая есть и конкретная причина, как, например, психически ненормальная реакция Петрухиной на предложения провести плазменный анализ продажной водки, коль она хроматограф забивает. Известно, что поток некачественного спирта пошел во время антиалкогольной компании Горбачева, что подтверждает ее ключевую роль в торговой войне путем разрушения отечественного рынка – алкоголь в этом стал первой линий фронта для новой России, табак был позже.

Ревность к успеху как причина разрушения профессионального сообщества тоже имеет глубокие корни, в семидесятых-восьмидесятых годах его пережила отечественная наука начиная с генетики. Если сессия ВСХНИЛ 48-го года стала катастрофой с будущим возрождением, то после семидесятого года продолжалась перманентная деградация профессионального сообщества без намеков на улучшение. Именно внутренней агрессивности научного сообщества мы обязаны появлению таких мощных диссидентов, как Сергей Ковалев или Александр Гольдфарб.

В те же два десятилетия саморазрушения действующих научных коллективов и ликвидации научных школ в науке чрезвычайно развилось явление, парализующее эффективную журналистику последние полгода. Мы назвали его условно «хвостовиляние собаками». Имеется в виду принятие решений за того, кто совмещает в одной персоне решение и ответственность. В Думе это явление просто более заметно, но вокруг Думы ситуация просто намного страшнее. В журналистике уровень людей, занятых нежурналистскими ролями, превысил критический предел. Именно по этой причине СМИ так легко неформально управлять, редакция оказывается беззащитной перед внешним давлением и особенно деньгами. В электронных СМИ типа км.ру ситуация размыта, для безответственного действия и в т.ч. во вред самому СМИ, его престижу перехватываются деловые контакты, выливается инсайд, наветы остаются единственным инструментом взаимодействия сотрудников. В отличие от редакции, в Думе источник безответственного и особенного негативного действия как правило проявляется, а не только вычисляется. Так, личная позиция депутата Владимира Пекарева остается практически неизвестной, от его имени действует Петрухина и это достаточно типичная ситуация.

До сих пор думская журналистская компания самоочищалась от личностей с негативной мотивацией, кто, как Ольга Стройнова в Совете Федерации, по внутренним причинам не могут исполнять заманчивую роль журналиста. После организации «Единой России», в целом заинтересованной в адекватной информации из Думы и прилагающей немалые усилия для реализации данной задачи, некоторые парламентские журналисты стали себя жестко контролировать, отказавшись от негатива ради самосохранения здесь. Марина была первым исключением, она так и не вняла увещеваниям, что нельзя орать в Думе, это все-таки объект режимный, какую бы вольницу нам здесь ни создавали.

Но, в конце концов, не вечен и сам человек, не говоря уже о Думе как «органе слуха» общества, информационном форпосте, откуда видна страна и мир за горизонт будущего, также модельной «строительной площадке», где это будущее формируется в позитивном направлении. Я пока не понял, что происходит в журналистике – проходной экстремум или начало перманентной эскалации, но на всякий случай хочу поблагодарить всех коллег по парламентской площадке. В основном это люди достаточно выдающиеся включая Марину, кстати, в целом эта компания концентрирует эффект «коллективного разума», характерного для Думы. И нелишне напомнить следующее. Мне за шестьдесят и прошлые утраты принесли осмысление систематичности явления, его причин. А вам, кто м.б. читает мой текст, жить в этом блистательном перелицованном мире. И смеется лишь тот уходящему вслед, кто прожить собирается тысячу лет. Для меня ситуация опять похожа на то, будто все мои жены стоят вокруг цирка с хищными гладиаторами и кажут – смерть ему!

 

Сообщения

 

Литва ищет проблем в отношениях с Россией

В среду 2 июля Государственная Дума обсудит проект заявления по ситуации в российско-литовских отношениях, который готовит международный комитет нижней палаты.

Как сообщил сегодня журналистам глава комитета Константин Косачев, проект заявления комитет рассматривает сегодня и во вторник его возможно вынесут на рассмотрение Совета Думы.

По словам Косачева, в заявлении будет отражена ситуация в российско-литовских отношениях и то, как последовательно литовские власти эти отношения пытаются осложнить.

«Это будет комплексное заявление, как мы его видим» – сказал глава комитета. Он отметил, что сегодня же по чистой случайности в Думе находится делегация комитета по международным делам Сейма Литовской Республики. «Естественно, мы будем сегодня, что называется, в последний раз выслушивать аргументы литовской стороны и учитывать их при подготовке заявления заседание комитета будет затем. Само по себе заявление будет посвящено всем последним ситуациям и существующим уже на протяжении многих лет в Литве законе «Об оккупации», который так и не снят. И о попытках литовского руководства заблокировать переговоры между Россией и Евросоюзом. И последняя странная ситуация с то ли ведущимися, то ли не ведущимися переговорами с Литвой о размещении там систем американской противоракетной обороны. И разумеется о последних решениях Литвы о запрете советской и коммунистической символики. И, насколько нам известно, сейчас в Сейме в рабочем режиме идет подготовка еще одной инициативы о том, чтобы обращаться с требованиями о компенсации ущерба за оккупацию и к России и к Германии. И все это вместе, мы постараемся дать оценку всем этим инициативам, которые внешне носят характер разрозненный, как единому и системному явлению по последовательному осложнению российско-литовских отношений» – пояснил Константин Косачев.

По его словам, есть несколько инициатив, которые вынесены на рассмотрение комитета для подготовки заявления.

 

Главе международного комитета Думы ничего не известно о работе в Калининградской области различных фондов, действующих в направлении идеологической обработки населения по отчуждению анклава от России с целью присоединения, в частности, к Литве. Об этом стало известно от Марины Петрухиной по итогам поездки группы парламентских журналистов в Калининград, однако у Косачева нет такой информации. Он утверждал это, отвечая на вопрос нашего корреспондента.

Пресс-секретарь губернатора Калининградской области Светлана Оболенцева со своей стороны сообщила нашему корреспонденту, что слухи об отделении анклава беспочвенны, для этого нет никаких оснований и у населения области нет таких настроений, лишь ранее там замечены «несколько сумасшедших» с подобными идеями. В настоящее время, как считает С. Оболенцева, кому-то выгодно нагнетать обстановку и это проявляется в Москве.

Председатель думского комитета по делам СНГ Алексей Островский подчеркнул, что ничего подобного в Калининградской области нет. По его словам, мы сами виноваты, что допускаем такие разговоры.

Как выяснилось позже, Петрухиной просто так показалось – что в Калининграде есть какие-то намерения. С.Оболенцева поблагодарила автора за разъяснения, но Петрухина не успокаивается.

Мнение Московкина – пусть отвечает сама за себя. Но она предпочитает мстить, поднимая треск о «сепаратизме» и заряжая своей скандальностью всех, кого может достать.

 

Другие сообщения

 

Ценные деревья промаркируют на лесосеке

Председатель думского комитета по безопасности Владимир Васильев считает правильным подходом меры повышения ответственности за порубки деревьев.

Об этом он сказал в своем комментарии нашему корреспонденту в связи с одобрением накануне Госдумой во втором чтении, отвечая на вопрос, как будет выполняться этот закон.

«Я думаю, что это правильное решение, ну а как будем выполнять, это уже практика правоприменения. Кстати говоря, ситуация действительно меняется. И кодекс введен новый, и изменена система организации – вытекает из этого, плюс система мониторинга налаживается, современная система в том числе аэрофотосъемка, плюс индивидуально разрабатываются маркеры, которые позволяют на лесосеке уже по сути даже растущее дерево маркировать ценные породы. Это становится практикой в нашей стране. Это важно, я думаю, как составляющая это правильный подход» – сказал глава комитета.

Владимир Васильев также поддержал законопроект о геномной регистрации, который Госдума обсудит в первом чтении на пленарном заседании в пятницу. Он полагает, что механизм создания системы геномной регистрации можно обсудить во втором чтении. Напомним, что профессор Института генетики РАН Лев Животовский считает приведенные в документах к законопроекту суммы неадекватными поставленной задаче.

 

Депутат предлагает поэзию как лекарство

Зампред думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Наталья Карпович возлагает надежды в борьбе с различными формами аддикций включая наркотическую на подготовленную депутатами Концепцию духовно-нравственного воспитания.

Об этом она сказала нашему корреспонденту в своем комментарии в связи с тем, что сегодня отмечается Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков.

«Концепция духовно-нравственного воспитания подготовлена, где очень много тех моментов, о которых мы говорим, обсуждая проблему зависимости от наркотиков» – сказала Н.Карпович и напомнила, что 27 июня у нас отмечается День молодежи.

«Мне кажется очень значимым, что сегодня подготовлена Концепция духовно-нравственного воспитания, в которой подняты самые острые проблемы, они будут решаться как законодательством, так и на морально-психологическом уровне людей, который поможет способствовать не зависимости от этого, а наоборот, пониманию и проблемы и решения этой проблемы» – сказала зампред комитета.

Она подтвердила, что кроме самой тяжелой наркотической, людей мучают самые различные зависимости – игровая, от Интернета и новостей, «электронных штучек», включая давно известную любовную зависимость, настигающую в наше время в основном молодых мужчин, теряющих интерес к жизни.

Отвечая на вопрос о том, как помочь тем, кто уже подпал под такую зависимость, депутат предложила в качестве лекарства русскую поэзию.

«Вы знаете, я не знаю, как помочь, по-моему, любовь была всегда и наверное просто есть понимание того, разделенная или неразделенная любовь. Это знаете, еще поэты наши слагали стихи и песни об этом. Поэтому только читать хорошую поэзию, мой совет» – заключила Наталья Карпович

 

75484-5

Закон о флаге рассмотрят осенью

Комитет Государственной Думы по госстроительству намерен предложить палате рассмотреть до конца весенней сессии закон о передаче пятисот полномочий правительства ведомствам. Предполагается, что документ с незначительными поправками формулировок комитет одобрит опросным путем, при этом число передаваемых полномочий увеличено не будет.

Сегодня на заседании комитета по госстроительству обсуждался законопроект о безвизовом посещении портовых городов для туристов, прибывших на пароме. Правительство не поддерживает инициативу, однако представители Санкт-Петербурга пытаются настоять на своей позиции.

Законопроект о приемных депутатов в регионах, на принятии которого настаивал вице-спикер Владимир Жириновский, комитет намерен отложить на осень с согласия его авторов – депутатов фракции ЛДПР.

Председатель комитета Владимир Плигин, который внес накануне в Госдуму законопроект о возможности неофициального использования государственного флага, сообщил нашему корреспонденту, что документ будет рассматриваться в период осенней сессии. Законопроект внесен под названием «О внесении изменения в Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге РФ». По замыслу автора, он закрепляет права граждан, общественных объединений, организаций использовать российский флаг или его изображения не только в официальном порядке. Автор инициативы указал, что в настоящее время имеют место случаи привлечения правоохранительными органами российских граждан к административной ответственности за использование Государственного флага РФ, его изображения способами, не соответствующими правилам, установленным в Федеральном конституционном законе «О Государственном флаге РФ». Таким образом, граждане РФ не могут беспрепятственно использовать государственный символ страны – Государственный флаг РФ.

Одновременно Плигин внес сопутствующие поправки в КоАП, уточняющие, что административная ответственность наступает за нарушения в официальном использовании флага, а все неофициальное отнесено к Уголовному кодексу для случаев надругательства над государственным символом.

 

Депутаты ждут победы России в футболе

Совет Думы обсуждал сегодня вопрос о поощрении российских футболистов. Об этом сообщил на брифинге по итогам Совета Думы спикер Госдумы Борис Грызлов.

Отвечая на вопросы журналистов, спикер отказался делать прогнозы, сославшись на суеверность. Он выразил надежду на то, что сегодня будет победа, которая станет реваншем за поражение в группе.

Борис Грызлов предполагает вернуться к теме награды российских футболистов от Государственной Думы на заседании Совета палаты 1 июля. «Если будет победа, то мы ее специально придумаем» – сказал спикер, отвечая на вопрос о том, какой может быть награда футболистам.

«Понятно, что футбольная тема сегодня является важной, злободневной. Думаю, что все россияне ждут хорошей игры от нашей сборной. Я не хотел бы говорить о прогнозе, я хочу сказать о желании, о желании победить. Надеюсь, что сегодня наша команда сумеет, во-первых, победить, это будет реваншем за поражение в группе. Есть для этого все возможности. Сегодня на Совете Государственной Думы уже было предложение о каких-то поощрениях со стороны Государственной Думы почетной грамоты или что-то для сборной команды. Но мы немножко суеверны и считаем, что этот вопрос надо отложить до следующего Совета, который пройдет 1 июля. Возможно по совокупности успехов нам удастся наградить игроков сборной нашими максимально возможными думскими наградами» – сообщил Борис Грызлов.

 

Думе осталось поправить бюджет

На завтрашнее пленарное заседание Государственной Думы снова выносится более пятидесяти вопросов, сообщил журналистам председатель палаты Борис Грызлов. Он отметил, что накануне не смогли рассмотреть всю повестку дня и часть вопросов перешла на пятницу, если их не успеют обсудить в пятницу, они перейдут на среду.

Отвечая на вопрос нашего корреспондента, спикер подтвердил, что пока проводить дополнительные пленарные заседания Дума не планирует, предполагается провести оставшиеся три заседания, как и накануне, с сокращением большого перерыва и обсуждением большого количества вопросов.

«Хотел бы выделить важный закон, это закон о федеральном бюджете на восьмой год и плановый период девятый-десятый годы, в связи с тем, что есть прогноз по увеличению доходов и мы принимаем этот закон со следующими параметрами: увеличение доходов восьмого года примерно на девятьсот миллиардов, я называю цифры округленно, девятый год – около восьмисот миллиардов рублей и десятый год – около одного триллиона. Это увеличение доходной части. И соответственно будет увеличена расходная часть федерального бюджета на восьмой год и здесь хотел бы выделить, что главный объем будет направлен на социальные выплаты. Это касается обеспечения специальным транспортом инвалидов войны, это касается обеспечения жильем ветеранов войны, увеличения пособий по уходу за престарелыми и инвалидами. Думаю, что это очень важный момент. Также увеличение единовременных денежных выплат льготным категориям граждан и увеличение объемов трансфертов субъектам федерации на дополнительное лекарственное обеспечение. Это некий социальный объем в расходной части бюджета. Также увеличение достаточно существе на пятьдесят миллиардов рублей государственной поддержки сельского хозяйства. Здесь предполагается увеличение уставного капитала Россельхозбанка для обеспечения сельхозпроизводителей кредитами по государственной программе. Это увеличение расходом на комбикорма за счет федерального бюджета и так называемая химизация, здесь имеются в виду удобрения и опыление. Вот эти объемы будут также выделены дополнительно в текущем году для сельхозпроизводителей. Также предполагается увеличение расходов на программу подготовку к Олимпийским играм в Сочи-2014. Это что касается бюджета. Параллельно мы принимаем изменения в закон о Пенсионном фонде по расходам на 2008 год. Это увеличение также составит около пятидесяти миллиардов, что даст возможность с 1 августа текущего года увеличить страховую часть пенсии на восемь процентов» – сообщил Борис Грызлов.

«Вот хотел бы выделить эти законы. А всего их больше пятидесяти. Поэтому работа завтра предстоит большая» – добавил спикер.

Отметим, что Совет Думы принял решение не выносить законопроекты первого чтения на последнее пленарное заседание 4 июля.

 

Пресс-релизы

 

ГУБЕРНИЯ ОПЯТЬ ПРОТИВОСТОИТ ЦЕНТРУ

После озвученного Бюджетного Послания Президента РФ Дмитрия Медведева регионы в очередной раз взбунтовались. Речь идет о предложении президента снизить ставку налога на добычу полезных ископаемых в отношении местностей, где высока метанообильность и склонность к возгоранию, «в целях стимулирования инвестиций в модернизацию производства и обеспечение безопасности на таких участках». Соответствующих законопроект внесен в Государственную Думу РФ группой депутатов во главе с заместителем председателя комитета ГД по безопасности Геннадием Гудковым. Документ будет рассмотрен на палате в последнюю неделю работы Госдумы.

В свою очередь губернатор Кемеровской области Аман Тулеев незамедлительно отреагировал на предложение, объявив это «настоящим проявлением коррупционного подхода к решению экономических вопросов между государством и частными корпорациями».

Геннадий Гудков, автор законопроекта, комментирует сложившуюся ситуацию:

«Я благодарен президенту Медведеву за то, что в его Бюджетном послании содержатся абсолютно четкие указания Правительству РФ по угольной индустрии, которая сейчас находится в тяжелом положении и испытывает проблемы с развитием. Предложения президента направлены на повышение безопасности труда шахтеров. Хватит нам массовых трагедий и дней траура. Мы согласны с президентом, что угольным предприятиям, добывающим уголь в крайне сложных условиях с большим риском и в отдаленных регионах РФ, должны быть предоставлены соответствующие налоговые льготы. Именно эти критерии – главные в нашем законопроекте, который встретил обструкцию в лице одного из руководителей Министерства финансов, статс-секретаря Сергея Шаталова. Я очень надеюсь, что Послание президента будет решающим аргументом в споре сторон, и Минфин уже не сможет сказать президенту, что у него опять нет денег на реализацию важнейшей государственной задачи развития энергетики России.

Я уважаю позицию губернатора Кемеровской области Амана Тулеева защитить региональные интересы, и на его месте действовал так же. Но, к сожалению, губернатор введен в заблуждение относительно нашего законопроекта. Любой федеральный закон, меняющий бюджет региона, требует компенсации со стороны Федерации. Минфин обязан будет найти средства для угледобывающих регионов. Именно об этом сказано в нашем законопроекте.

У нас нет больше времени раскачиваться. Деструктивная позиция высокопоставленных чиновников Минфина нанесет непоправимый ущерб угольной индустрии России, и многие регионы очень скоро останутся без угля, без тепла, без электричества. Вот тогда мы будем искать виновных, но сегодня эти виновные очевидны. Это люди, которые пытаются торпедировать законопроект, направленный на развитие угольной отрасли и обеспечение безопасности труда горняков. Надо четко понимать, именно противники закона берут на себя ответственность за будущие трагедии на шахтах», – заключил Геннадий Гудков.

 

В связи с Международным днем борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, Первый заместитель Руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Татьяна ЯКОВЛЕВА отметила:

Нельзя однозначно ответить, кем является наркоман. С одной стороны, его можно считать больным, заслуживающим сочувствия и помощи. С другой стороны, это изгой, который сам виноват в постигшем его несчастье. Но как бы мы не относились к такой категории людей, нельзя отказывать им в помощи. Ведь проблема наркомании – один из сложнейших медицинских, психологических, правовых и социологических вопросов. Это лакмусовая бумажка уровня благополучия современного общества. Международные эксперты утверждают: если число наркоманов приближается к 5 – 7% от общего населения страны, то такое государство обречено. России находится в зоне риска, ведь до этой грани осталось несколько шагов... Об этом свидетельствуют последние неутешительные данные: в нашей стране около 6 миллионов человек употребляют наркотики. Причем ежегодно число наркоманов в стране увеличивается на 1 – 2%. Около миллиона зарегистрированных наркоманов – это подростки и молодежь в возрасте 11 – 24 лет!

Именно данная категория наиболее подвержена «наркотической заразе». В юном возрасте слишком велик соблазн попробовать все и сразу. Между тем, запретный плод, такой дурманяще-сладкий сначала, затем превращается в трясину, из которой не каждый способен выбраться. Чтобы искоренить у молодого поколения малейшее желание испытать наркотический эффект, необходима массированная антинаркотическая кампания, активная пропаганда здорового образа жизни. В США любой школьник без труда назовет более 10 признаков влияния наркотиков на растущий организм. В России с этой задачей справится не каждый взрослый. Потому что уровень информированности о данной проблеме ничтожно мал. Неудовлетворительно организованная и недостаточно эффективная работа по профилактике и борьбе с наркоманией приводит не только к росту молодых потребителей разного рода наркотических веществ, но и к увеличению ВИЧ-инфицированных, заразившихся в результате внутривенного употребления наркотиков (таких уже более 72%).

По данным официальной статистики, в прошлом году от передозировки наркотиков погибло более 8 тысяч человек, а по не официальной – примерно 80 тысяч. На мой взгляд, количество «ловцов кайфа» было бы меньше, если б в профилактике наркомании и реабилитации наркозависимых людей активнее участвовали общественные организации. Ведь на сегодняшний день лишь 8% от общего числа наркоманов полностью излечиваются. Эта цифра – капля в море. Между тем, число реабилитационных центров продолжает сокращаться. Остановить эту тенденцию можно путем их государственной поддержки, системой госзаказов, и естественно – софинансированием из государственного бюджета.

 

«О случаях инфекционных заболеваний в г. Оренбург»

Председатель Комитета Государственной Думы

по охране здоровья Борзова Ольга Георгиевна

По информации, предоставленной Роспотребнадзором в Комитет Государственной Думы по охране здоровья, в г. Оренбург зарегистрировано 63 случая острых кишечных инфекционных заболеваний, в том числе 31 – у детей 16-17 лет среди присутствующих на выпускном вечере в школе-интернате для одаренных детей. Госпитализировано 38 человек, амбулаторно лечатся 25 человек. Диагноз «сальмонеллез» поставлен в 26 случаях и подтвержден бактериологическим исследованием в 5 случаях.

Инфекционные заболевания в Оренбурге имеют похожие причины с инфекционными заболеваниями в летних оздоровительных учреждениях в некоторых регионах России. В их основе лежит, как правило, нарушения технологии приготовления пищи, слабый контроль со стороны администрации учреждения. Возможно, использовались некачественные ингредиенты.

Необходим тотальный контроль за всей технологической цепочкой приготовления блюд. Весь комплекс противоэпидемических и профилактических мер хорошо известен и должен строго соблюдаться. Вместе с тем считаем, что требуется усиление контроля со стороны Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

 

Сегодня в Твери по инициативе полпреда Президента в Центральном Федеральном округе Г. С. Полтавченко проходит Совещание по вопросам реализации нацпроекта «Здоровье», программы дополнительного лекарст-венного обеспечения (ДЛО), а также по вопросам реализации полномочий по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности. Выступая перед участниками мероприятия, Первый заместитель Руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Татьяна ЯКОВЛЕВА отметила:

На текущий год в федеральном бюджете для финансирования приоритетного нацпроекта «Здоровье» выделено 109,9 млрд. руб. , из которых уже израсходовано в 1-м квартале 11,9 млрд. руб. Эти средства пошли, в частности, на выплаты дополнительных денежных средств медработникам первичного звена (5,8 млрд руб. ), медперсоналу ФАПов, врачам, фельдшерам и медсестрам «Скорой помощи» (2,54 млрд. руб. ), на финансирование борьбы с ВИЧ/СПИДОМ (7,8 млрд. руб. ). На разработку вакцины против СПИДа в этом году выделен 1 млрд. руб.

За 1-й квартал этого года прошли углубленные медосмотры 119 тыс. человек, что составляет всего лишь 4% от плана. Маловато! Оплата счетов составила 74 млн. руб. Всего же за 2 года дополнительную диспансеризацию и углубленные медицинские осмотры прошли 10,6 млн. человек. При этом было выявлено около 4 млн. заболеваний, 68% из которых – на ранних стадиях.

Программа «родовых сертификатов» охватила более 92% рожениц. За 1-ый квартал этого года за «родовые сертификаты» уже выплачено 2,5 млрд. рублей. У женщин, получивших их за этот период, родилось почти 500 тыс. детей. По сравнению с тем же периодом 2007 года, это больше – на 11,5%.

Однако в 48 субъектах зарегистрирован рост смертности детей в возрасте до одного года! Самая неблагоприятная ситуация сложилась: в Новгородской, Иркутской, Владимирской, Брянской, Омской, Московской, Курской областях, Республиках Карелия и Алтай.

Теперь о предстоящих планах. Приоритетами развития нацпроекта «Здоровье» на 2008-2009 годы определены, во-первых, уменьшение смертности от управляемых причин, в первую очередь от сердечно-сосудистых заболеваний. Для этого в 12 субъектах Федерации начинается строительство по одному региональному сосудистому центру и трех первичных сосудистых отделений. Одновременно будет внедрена модель ранней реабилитации больных мультидисциплинарными бригадами, что позволит в первые часы развития заболевания оказать медицинскую помощь, предотвратив необратимые изменения, максимально сохранить трудоспособность и снизить инвалидизацию населения. В 2008 году на эти цели будут направлены субсидии бюджетам субъектов Федерации на сумму 3,6 млрд. руб.

Во-вторых, для уменьшения смертности от ДТП предусмотрено обеспечение медицинским оборудованием и санитарным автотранспортом 76 медицинских учреждений, расположенных вдоль федеральных автомобильных дорог в 11 субъектах РФ. На эти цели предусмотрено в 2008-2010 годах 7,5 млрд. руб. В результате смертность при ДТП планируется снизить в 1,5 раза (с 24 до 16 на 100 тыс. человек), а инвалидность – в 2,2 раза.

Стоимость набора социальных услуг (лекарственное обеспечение) увеличивается всего на 6 рублей! Если ранее она составляла 417 руб. , то теперь будет составлять 423 руб. Очевидно, что данных средств недостаточно!

Сейчас в Государственной Думе мы работаем над поправками, суть которых сводится к введению запрета на размещение заказов (на поставки фармацевтических препаратов, медицинских химических веществ и лекарственных растительных продуктов) для государственных или муниципальных нужд путем проведения аукциона, что позволит выявлять победителя торгов не только по цене контракта, но и по функциональным и качественным характеристикам лекарственных средств, квалификации участника, срокам предоставления гарантии и другим критериям оценки заявки.

Еще одна проблема при обеспечении препаратами населения связана с передачей с федерального на региональный уровень обязанностей по программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Сейчас во всех без исключения регионах есть недостатки в ходе исполнения данной программы: низкое качество составления заявки и определения потребности в препаратах, отсутствие системы управления финансовыми и товарными потоками; недостаточно жесткий контроль за выпиской лекарственных средств. Часть проблем можно решить путем комплексной информатизации системы: чтобы в общей базе содержалась информация о потребности и объемах реализации того или иного средства.

Вынуждена подчеркнуть, что даже при увеличении финансирования программы ДЛО существующая проблема с обеспечением лекарственными средствами не будет решена – наступить лишь временное облегчение. Для реальных положительных сдвигов необходимы кардинальные изменения системы, требуется принятие политического решения.

Считаю, что врачи должны активнее принимать участие в законодательной работе в регионах, выходить со своими предложениями. Мы проанализировали более 3 000 региональных документов. Надо сказать, что к сожалению, субъекты не реализуют свои возможности полномочий по решению проблем охраны здоровья в разрезе своего региона. Я сама как педиатр, конечно же в первую очередь, обращаю внимание на региональное законодательство в области охраны здоровья детей. Ни в одном субъекте РФ не принят закон, главной целью которого явилась бы охрана здоровья детского населения. Законы «О правах ребенка» приняты в 14 субъектах, «Об охране материнства и детства» в 9 субъектах. Но главным их недостатком является несоответствие главному принципу здравоохранительной деятельности в области охраны здоровья детей – принципу приоритетности мер профилактики. Более того, в некоторых региональных законах (напр. Воронежская обл. ) нормы, касающиеся профилактики, не обеспечивают необходимый объем этой работы, зафиксированный в федеральном законодательстве.

Поэтому еще раз обращаю внимание врачей: проанализируйте свое законодательство, подскажите законодателям на местах, что нужно сделать для того, чтобы региональное законодательство в сфере охраны здоровья стало именно региональным, учитывающим все особенности: от климатических до национальных. Я считаю, что нам нужно внедрять новое понятие «социальная медицинская география».

 

Наталья Комарова о ТБО

26 июня в Малом зале Госдумы прошли Парламентские слушания «Актуальные проблемам правового регулирования вопросов экологии городов», в ходе которых рассматривались наработки и инициативы регионов по ликвидации экологических проблем и развитию природоохранного законодательства. Слушания завершили серию выездных мероприятий, проводившихся Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии с 24 по 26 июня в Южном федеральном округе.

В своем выступлении, член Генерального Совета партии «Единая Россия», председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова отметила:

- Сегодняшние парламентские слушания – это своего рода подведение промежуточных итогов работы нашего комитета и Высшего экологического совета при комитете в весеннюю сессию. За этот период была проведена серьезная работа по законодательному регулированию наиболее актуальных проблем в сфере природопользования и экологии. Принят закон, в соответствии с которым будет осуществляться государственная экологическая экспертиза объектов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий. Приняты поправки в Водный кодекс, поддержаны в первом чтении изменения в Лесной кодекс, подготовлены к первому чтению проект Федерального закона «Об охоте», а также изменения в законы «О континентальном шельфе РФ» и «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Все это – реальные результаты нашей совместной работы с экспертами и профессионалами из разных регионов страны.

Хочу отметить, что в весеннюю сессию мы провели серию выездных мероприятий, посвященных оценке реальной экологической обстановки и выявлению наиболее кровоточащих экологических ран на территориях страны. Это позволяет нам подойти к осенней сессии с четким пониманием приоритетов законодательного регулирования вопросов экологической безопасности и природопользования.

В каждом из регионов мы столкнулись с собственным видением причин и способов решения существующих проблем. Должна заметить, что нас крайне обеспокоила ситуация в Самаре, где не только власти, но и сами жители перестают замечать бедственное состояние собственного города и не предпринимают попыток выбраться с «экологического дна», по сути превращая город в свалку. Напротив, в небольшом городе Таганроге, где проживает почти в 5 раз меньше людей, чем в Самаре, завершено строительство первой очереди мусороперерабатывающего завода – линии сортировки и переработки твердых бытовых отходов производительностью 100 тыс. кубометров в год. Это хороший пример не только для Самары, но и для многих относительно благополучных крупных мегаполисов.

Несколько иная ситуация в Ярославской области, где мы увидели готовность Администрации при поддержке федерального центра заниматься решением проблем межрегионального значения и, безусловно, поддержим эти инициативы. Соответствующее обращение уже направлено в Правительство. Прежде всего, речь идет о восстановлении волжского бассейна, реконструкции и модернизации гидротехнических сооружений, ликвидации опасности от промышленных отходов и укреплении берегов. Довольно интересным нам показался опыт Республики Татарстан, где сохранение окружающей среды – это уже не «черная дыра» в бюджете, как принято было считать долгие годы, а реально работающий механизм повышения эффективности и рентабельности производства в такой сфере, как нефтедобыча и транспортировка нефти.

Из приведенных примеров в целом вырисовывается круг наиболее актуальных экологических проблем городов. Эта тема без преувеличения может быть названа объединяющей для решения целого комплекса задач по развитию территорий, поскольку речь идет о здоровье людей, благоустроенности населенных пунктов и, в конечном счете, конкурентоспособности региона в целом как с экономической, так и с социальной точки зрения. Согласно данным аналитической справки, подготовленной к заседанию Совета Безопасности, экологически неблагополучными признаются примерно 15% территории России (около 2,5 млн. кв. км – это больше, чем Англия, Франция, Германия, Норвегия, Швеция и Финляндия вместе взятые). Более того, здесь проживает почти две трети населения страны. Только по официальным данным в России примерно 20-30% заболеваемости населения связано с провоцирующим действием загрязненной окружающей средой.

Загрязнение водоемов, выхлопы от автотранспорта, вырубка городских лесов, превращение парков в парковки, а пригородных территорий в свалки – эти и многие другие экологические «болезни» охватили на сегодняшний день практически всю страну. Все это говорит о том, что нужно срочно менять систему государственного контроля за сохранением окружающей среды, принимать конкретные меры по ликвидации экологических угроз. И у истоков этой работы, фундаментом ее, как неоднократно подчеркивал Президент, должна стать законодательная база.

Расставляя приоритеты в работе по данному направлению, хочу подчеркнуть, что экологические законы невозможно реализовать без установления соответствующих нормативов качества окружающей среды. Только на их основе можно оценить объем допустимой нагрузки на каждую территорию, посчитать, какое количество промышленных объектов можно здесь разместить, какой совокупный ущерб они наносят экосистеме, оценить риски, рассчитать адекватный этому ущербу размер экологических платежей и штрафов. Именно это направление Дмитрий Медведев выделил в качестве основного, поставив задачу подготовить соответствующий законопроект уже к 1 октября. Данное решение позволит существенно продвинуться как в развитии природоохранного законодательства, так и в разрешении накопленных еще с советских времен экологических проблем на территориях страны.

К сожалению, сегодня ведомства, к полномочиям которых относится проведение экологического контроля, вместо проверки соответствия деятельности хозяйствующих субъектов природоохранным требованиям и нормативам качества окружающей среды, проверяют соответствие состояния окружающей среды санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормам, что мало связано с оценкой реального состояния территорий, поскольку не понуждает на действия, снижающие наносимый ущерб.

А сократить ущерб и предотвратить угрозы можно, создав стимулы для повышения экологической эффективности работы предприятий. Для этого важно не просто увеличивать штрафы, сокращать налоги и ввести адекватную плату за негативное воздействие на окружающую среду. Главное – в целом создать условия, чтобы предприятиям выгоднее было стремиться к стопроцентной переработке сырья, повышению эффективности производственных процессов и внедрению энергоэффективных «чистых» технологий.

В этой связи, мы рекомендуем Правительству обеспечить принятие нормативных правовых актов, устанавливающих требования к технологиям производства, обеспечивающим снижение удельных показателей выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и образования отходов. Кроме того, необходимо обеспечить реализацию статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в части утверждения такс и методик исчисления размера вреда окружающей среде, в том числе причиненного несанкционированным размещением отходов производства и потребления.

В своем выступлении я не стану подробно останавливаться на каждой из проблем, поскольку многие вопросы отдельно рассматривались в ходе выездных мероприятий и заседаний. С этими материалами вы можете ознакомиться. Проект рекомендаций, над которым мы сегодня работаем – предложения участников семинара-совещания, прошедшего 24-25 июня в Ростовской области в Таганроге под руководством первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Евгения Туголукова.

Хочу заострить внимание на одном из направлений работы – нормативно-правое регулирование проблем обращения с твердыми отходами. Масштаб проблемы достиг своей критической черты, и для ее решения необходимы взвешенные комплексные меры. У нас до сих пор нет законодательно закрепленных требований к природопользователям по обязательной утилизации образующихся отходов. Это подчас приводит к тому, что даже создающиеся заводы по переработке и утилизации отходов простаивают, поскольку самым дешевым и распространенным способом утилизации является захоронение на полигоне или еще хуже – несанкционированные свалки отходов. В результате все больше территорий страны попадают в антисанитарные условия.

В сферу переработки отходов активнее должен привлекаться частный капитал, поскольку при грамотной организации «мусорного» бизнеса отходы можно превратить из проблем, требующих постоянных денежных вливаний, в прибыльную отрасль.

По сей день единственным способом окупаемости вложенных средств является установление высоких тарифов за сбор мусора и отходов. А это, в свою очередь, приводит к отказу от услуг по сбору отходов и образованию многочисленных несанкционированных свалок.

В этой связи мы планируем рассмотреть возможность применения налоговых и иных стимулов для организаций, осуществляющих экологически безопасную утилизацию отходов и внедряющих наилучшие существующие технологии в области обращения с отходами. Мы обсуждали эти вопросы на заседаниях Высшего экологического совета нашего Комитета и по итогам подготовили предложения по внесению изменений в закон «Об отходах производства и потребления» в части введения принципа ответственности производителя продукции за экологически безопасную утилизацию отходов по завершении «жизненного цикла» продукции и установления специальных требований в сфере обращения с медицинскими, биологическими и другими экологически опасными категориями отходов.

Завершая свое выступление, хочу отметить, что сегодня нам важно получить от вас информацию о возникающих на местах проблемах и конкретные предположения и инициативы по их решению.

Надеюсь, что наша совместная работа будет конструктивной и поможет продвинуться в решении проблем!

 

РЕФОРМА РАО «ЕЭС РОССИИ» ДЕЛАЕТ РОССИЙСКУЮ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ САМОЙ ДОРОГОЙ В МИРЕ1

Основные итоги реформы:

1. Созданы дополнительные предпосылки для завышения тарифов и возникновения дефицита электроэнергии (отсутствие госрегулирования в условиях монополизма, сетевой инфраструктуры, механизмов энергосбережения, рассматриваемого энергетиками как «ограничение потребителей» в духе СССР, фиктивность инвестиционных стимулов, раздувание административных расходов и «золотые парашюты», дискриминация дешевой энергии).

2. Созданы предпосылки для резкого падения надежности энергоснабжения (утрата управляемости отраслью, угроза изменения топологии системы при закрытии ключевых станций).

3. Электроэнергетика превращена в «фабрику миллиардеров» (прежде всего за счет вознаграждений менеджеров, включая «золотые парашюты», и спекулятивной возгонки курса акций: многие иностранные инвесторы даже не знают, что в России невозможно слишком высокое повышение тарифов, так как тогда цена электроэнергии станет непосильной).

1. 1 июля 2008 года ликвидацией РАО «ЕЭС России» закончится реформа электроэнергетики.

Главный и очевидный результат – рост цен на электроэнергию, стремительное сокращение ее доступности, снижение надежности энергообеспечения и как следствие – не только торможение, но и дезорганизация экономического развития России.

2. В начале мая 2008 года правительство утвердило новый прогноз роста цен на услуги естественных монополий до 2011 года, повысив темпы роста тарифов на 7-10 процентных пунктов. Электроэнергия по отношению к 2007 году подорожает в 1,8 раза (для населения – в 1,95 раза), газ – в 2,14 раза (для населения – в 2,27 раза).

Внешняя причина – прикрытый позицией евробюрократией лоббизм «Газпрома», добившегося в октябре 2006 года решения правительства о переходе к обеспечению равной доходности внутреннего и внешнего рынков. Рост мировых цен на нефть повышает рост экспортной цены газа (с 250-260 долл/тыс. куб. м. в первой половине 2007 года до более 370 долл. в апреле; в 2008 году средняя экспортная цена превысит 400 долл/тыс. куб. м. ), причем одобренный правительством уровень повышения еще не решает этой задачи. (Сейчас газ в Европейской части России стоит 60-80 долл/тыс. куб. м. в зависимости от удаленности; уровень равной доходности – 213 долл. , а правительство повысит цены «лишь» до 130-170 долл/тыс. куб. м. ).

В обусловленных реформой условиях, делающих потребителя беззащитным перед поставщиками энергии и исключающих действенное поощрение энергосбережения, внедрения новых технологий, без стимулирования использования относительно дешевой энергии ГЭС и АЭС (с поощрением использования более дорогой энергии ТЭС) повышение цены электроэнергии представляется следствием удорожания газа. Для цементной промышленности доля газа и электроэнергии в материальных затратах вырастет с 47% сейчас до 73% в 2011 году. Остальные расходы не будут ужаты, и бремя тарифов будет переложено на потребителя (в Центральном федеральном округе спрос на цемент уже снизился на 10%).

Уже сегодня цена на электроэнергию для промышленных потребителей в Москве и Подмосковье, а также Санкт-Петербурге и Ленинградской области колеблется от 1,93 до 3,5 руб. за кВт. ч. (с учетом НДС, расходов на услуги сетевых и энергосбытовых компаний), то есть 8-14 центов за кВт. ч. Средний розничный тариф для промышленности в Шанхае составляет 9,6 центов, в Нью-Йорке – 6,1-7,7 центов за кВт. ч. : подобно бензину, электроэнергия в России стала выше, чем в странах – импортерах топлива (и, соответственно, энергии!). В 2011 году после удорожания электроэнергии более чем в 1,8 раза Россия станет страной с самой дорогой в мире электроэнергией – до 25 центов за кВт. ч. , что под сурдинку разговоров об инновациях лишит нашу экономику главного (и едва ли не единственного) конкурентного преимущества. В наиболее развитом районе Китая (Шанхае) за 10 лет (в условиях стремительного роста спроса на электроэнергию и предельно напряженной инвестиционной программы), тарифы на электроэнергию выросли менее чем на 30% (6,9 до 9,6 центов за кВт. ч. ).

Набиуллина заявила на заседании правительства 6 мая о создании в ходе реформы «сдерживающих механизмов, препятствующих необоснованному подорожанию [электроэнергии]». Однако то, что она считает «обоснованным подорожаением», подрывает жизнеспособность российской экономики. Понятно, что ответственность за это будет нести не она, а премьер Путин.

3. К 2011 году будет ликвидировано государственное регулирование тарифов в электроэнергетике (кроме стоимости передачи). За счет бюджета будет субсидироваться приобретение минимального объема электроэнергии по фиксированной цене.

Частным инвесторам и «Газпрому» проданы 5 из 6 тепловых оптовых генерирующих компаний и 15 из 17 территориальных генерирующих компаний; из вырученных 800 млрд. руб. 740 млрд. объявлены инвестициями (что создает ощущение, что 60 млрд. «ушли» в накладные расходы и дивиденды организаторам процесса).

4. Специалисты McKinsey, проанализировав 15-летний опыт реформы по английской модели, принятой в России (создание конкуренции приватизированных генерирующих мощностей при выделении передачи, распределения и сбыта для снижения цены), выделили 4 сценария развития:

1. Много генерирующих компаний и избыток мощностей: цены падают, отрасль становится непривлекательной для инвестиций, из-за стагнации возникает дефицит энергии.

2. Рынок консолидирован, мощности в избытке: цены монопольно завышены, потребитель в убытке, но снабжение надежно.

3. Рынок консолидирован, приближается дефицит энергии: компании ограничивают рост цен сами, опасаясь чрезмерного вмешательства государства, но потребитель умеренно страдает и от монопольно завышенных цен, и от ненадежного энергоснабжения.

4. Много генерирующих компаний, приближается дефицит энергии: взрывной рост цен до начала падения спроса. Формируется рынок без резервов мощностей с чрезвычайно неустойчивыми ценами (Калифорния). Потребитель максимально страдает и от высоких и скачущих цен, и от ненадежности снабжения.

В крупнейших и наиболее значимых регионах России – Москве и области, Санкт-Петербурге и области, на Урале (включая Тюменскую область) наиболее вероятен стал сценарий 4: Чубайс сделает из России Калифорнию. Уже сейчас в этих регионах наблюдается дефициты, поставки энергии из соседних регионов из-за неразвитой инфраструктуры и отсутствия серьезных резервов мощностей ограничены. В каждом из трех регионов функционирует 4-5 генерирующих компаний и стремительно (до 5% в год) растет спрос, а предложение ограничено. Все три региона лежат в зоне, где с 1 января 2011 года будет работать 100% либерализованый рынок.

5. Генерирующие компании (еще когда РАО «ЕЭС России» имело контрольный пакет) подписали с Администратором торговой системы (АТС) соглашения, в которых определялись сроки вывода на рынок определенных объемов мощностей, сроки и место строительства, а так же технические параметры новых энергоблоков.

Невыполнение обязательств повлечет за собой серьезные штрафные санкции. Недостающую мощность АТС будет приобретать на рынке, а издержки, понесенные администратором торговой системы, должна возместить генерирующая компания.

Основные риски схемы:

1. Условия соглашения сформулированы в самом общем виде, многие из упомянутых в нем механизмов будущего рынка электроэнергии еще не созданы, что создает благоприятную почву для юридических споров.

2. Компании имеют возможность отказаться от программ строительства новых мощностей в связи с резким ростом стоимости строительства, ограниченными возможностями энергомашиностроения, строительно-монтажного комплекса и, главное, нехваткой газа, которую невозможно восполнить. Второй блок Северо-Западной ТЭЦ-2 в Петербурге мощностью 450МВт, торжественно введенный в эксплуатацию еще в ноябре 2006 года, несколько раз запускался, но в целом простаивает – «Газпром» не может дать газ. Частично загружен первый блок Калиниградской ТЭЦ-2. По новостройкам Газпром не гарантирует поставки газа, например, по трем энергоблокам ПГУ-800 Костромской ГРЭС и т. д. В дальнейшем ситуация будет только обостряться.

3. Генерирующие компании могут отказаться строить станции, на продукцию которых, по их мнению, не будет платежеспособного спроса (а его сокращение при намеченном росте тарифов неизбежно). Первые ласточки уже есть – новое руководство «Мосэнерго» (собственник – «Газпром») объявило о существенно сокращении своей инвестпрограммы. В частности, компания отказалась от строительства Петровской ГРЭС мощностью 4 ГВт – 10% обещанного реформаторами!

Логика экономического поведения генерирующих компаний – поддержание дефицита мощностей для получения сверхприбыли. При этом правительство лишено механизмов, ограничивающих эту сверхприбыль.

Наиболее реален стремительный рост тарифов на фоне поддерживаемого дефицита мощностей. Пример – скачки цен в либерализованном секторе в сентябре 2007 и январе 2008 годов. В сентябре 2007 года, в период дефицитов электроэнергии, вызванных ремонтами энергоблоков, цена на спотовом рынке «сутки вперед» достигала 1,15 руб. за кВт. ч. (почти вдвое превышая регулируемый тариф – 0,635 руб. за кВт. ч. для Москвы). В первые дни января 2008 года из-за задержек заключения договоров на поставку электроэнергии по регулируемому тарифу (то есть по административной, искусственно созданной причине), котировки на торговой площадке АТС достигали уровня 1,2 рубля за кВт. ч. при тарифе ФСТ в 0,79 рубля за кВт. ч. для Москвы (рост 1,5 раза).

Если исходить из этого индикатора, прогнозируемый уровень роста цен в 2011 году по отношению к 2008 году для конечного промышленного потребителя составляет не 80% как прогнозирует Минэкономразвития, а более 105% (если предположить, что тарифы сетевых компаний будут расти на уровне инфляции).

При напряженном положении на рынке (как сейчас) даже небольшое снижение поставок электроэнергии вызывает взрывной рост цен. Специфика электроэнергия такова, что потребитель вынужден приобретать ее электроэнергию по любой цене: ее нельзя хранить, она потребляется в момент ее производства.

При этом в сентябре 2007 года и январе 2008 года имело место только сокращение предложения. Если бы одновременно вырос спрос, цена подскочила бы в разы, как в Калифорнии в 2001 году. Этот сценарий вероятен для зимнего периода.

6. Еще один фактор роста цен на электроэнергию – запуск рынка мощности, которая как товар отделяется от электроэнергии. На каждой точке присоединения к сетям Федеральной сетевой компании потребители будут участвовать в конкурсе, и победить в нем можно будет, лишь предложив большую цену. Такой порядок к 2011 году намечено распространить не только на вновь вводимые генерирующие мощности и потребителей, но и на тех потребителей, что привыкли считать выделенные зачастую еще в советский период лимиты мощностей чем-то самим собой разумеющимся.

Теперь за эти мощности придется бороться – без контракта на мощность нельзя будет купить электроэнергию. В этих условиях неизбежны ситуации, когда спекулянты, пользуясь инсайдерской информацией, будут взвинчивать цены и монополизировать доступ к отдельным точкам поставки электроэнергии, заставляя потребителя оплачивать электроэнергию по гораздо более высокой цене. Потенциал завышения цен в результате запуска рынка мощности нельзя оценить даже приблизительно, но неизбежность этого не отрицает даже Минэкономразвития.

Кирпичный завод в г. Агрыз (Татарстан) подал в местную энергоснабжающую организацию заявку на увеличение установленной мощности на 630 кВт, что энергетики оценили в 11 млн. рублей. При действующих в Татарстане тарифах это означает необходимость платить в течение 5 лет за потребленную новыми мощностями энергию почти на 30% больше по сравнению с установленным тарифом – около 9,5 центов за кВт. ч. (в Нью-Йорке цена электроэнергии для местных коммерческих потребителей – 6,1-7,7 центов за кВт. ч. ).

В одном из небольших населенных пунктов Истринского района Московской области в ответ на просьбу хозяев строящихся домов выделить электрическую мощность представители Московской объединенной электросетевой компании объявили, что от физических лиц МОЭСК не будет даже принимать заявку на подключение. Владельцы земли были вынуждены объединиться в некоммерческое партнерство, после чего МОЭСК смогла выставлять им тарифы и цены как юридическому лицу (за разработку электропроекта, установку трансформатора, создание местной электросети и т. п). Итог: за выделение мощности в 9 кВт каждому владельцу участка пришлось заплатить 15 тыс. долл.. При тарифе в Подмосковье для населения в 8,5 центов за кВт. ч это вчетверо повышает расходы на электронергию.

7. В 2002 году Анатолий Чубайс провозгласил, что главная цель реформы электроэнергии – недопущение скачкообразного роста цены за счет конкуренции между генерирующими компаниями.

Сегодня «концепция поменялась»: объявлено, что главная цель реформы электроэнергетики – привлечение инвестиций в электроэнергетику, в том числе частных инвестиций в генерацию. Всего есть 800 млрд. руб. , но при средней цене 50 млрд. руб. на 1 ГВт мощностей, этих средств хватит всего на 16 ГВт, а надо как минимум еще 13 ГВт. Предлагалось привлечь средства с международных финансовых рынков, но финансовый кризис похоронил эту идею.

Можно увеличить тариф за счет инвестиционной составляющей, но он и так запредельный. Можно использовать бюджетные средства, – но тогда зачем была реформа?

8. Как решать проблему дефицита энергии?

Планируя гигантскую инвестиционную программу строительства 40ГВт новых генерирующих мощностей стоимостью 2 трлн. руб. , РАО «ЕЭС России» исходит из прогноза роста потребления электроэнергии в 4-5% в год. Но в последние 10 лет (и в 2006-2008 годах) средний темп роста энергопотребления был вдвое меньше – 2,4% в год (в 2007 году – 2%). При этом эластичность потребления электроэнергии по росту ВВП неизменно 10 лет и составляет 0,3: это подтверждает данный прогноз. Причин полагать, что этот показатель изменится в ближайшие годы, нет – тем более при росте тарифов в 1,8 раза.

Сохранение этих темпов означает что суммарный рост энергопотребления до 2012 года составит около 125 млрд. кВт. ч. Производство такого объема электроэнергии требует 24 ГВт новых мощностей (что косвенно подтвердил Чубайс, в последний год снизив свои планы с 40 до 29 ГВт), но построить их нельзя. Максимум, который можно построить, – 12 ГВт (10 – газовой генерации и 2 – атомной из-за дезорганизации в «Росатоме», монополизма производителей угля и технической сложностей его перевозки), однако газа для этого нет.

Между тем решить проблему можно без масштабного строительства – за счет модернизации существующих мощностей (хотя это и не даст повода для спекуляций).

Строительство новых мощностей сегодня ведется из цены 1,5-2 тыс. долл. за кВт установленной мощности, а приобретались компании по цене около 650 долл. за кВт. Модернизация и повышение КИУМ до уровней, близких к средним по Европе, обойдется в на порядок меньшие суммы, чем новое строительство.

1. Коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) в тепловой генерации на станциях с энергоблоками мощностью 150 МВт и выше в среднем 53%, на крупнейших конденсационных станциях (производящих только электроэнергию), расположенных вокруг Москвы и Санкт-Петербурга КУИМ еще ниже (26-46%).

Для сравнения, в Тюменском области КИУМ крупнейших станций составляет 82-86% и более.

Вывод КИУМ на уровень станций Тюменской области обеспечивает дополнительные мощности в объеме 5,4 ГВт. Увеличение КИУМ на крупнейших станциях с энергоблоками мощностью от 0,15 ГВт до 1,2 ГВт с 53% даже до 65% даст дополнительную выработку электроэнергии в объеме 63 млрд. кВт. ч. в год – половину требуемого.

2. Рост КИУМ российских АЭС с сегодняшних 77,7% до среднемирового КИУМ АЭС в 87% даст дополнительно еще 20 млрд кВт. ч. в год.

3. Модернизация части крупных паросиловых блоков и переход на парагазовый цикл путем надстройки их газотурбинными блоками может обеспечить до 2020 года еще до 27ГВт мощностей (до 2012 г. – 5 ГВт). Рост выработки – 135 млрд кВт. ч. до 2020 (27 млрд кВт. ч. до 2012).

Суммарный прирост выработки – 110 млрд. кВт. ч. в год, цена вопроса – около 6 млрд. долл.

Это достаточно для спасения и развития российского энергомашиностроительного комплекса.

9. Второе направление модернизации электроэнергетики – модернизация сетевого хозяйства, искусственно сдерживаемая сейчас для технологической сегментации рынка, выгодной монополистам (что, кстати, делает создание рынка технологически невозможным).

Повышение КИУМ атомных и тепловых электростанций невозможен без активного сетевого строительства. Именно развитие сетевой инфраструктуры позволит освободить «запертые» мощности, а так же обеспечить свободу маневра мощностям в условиях пиковых нагрузок.

Но строительство 10 тыс. км. магистральных и 60 тыс. км. распределительных сетей может сохранить сегментацию рынка, если пойдет в интересах монополистов.

10. Как найти баланс между интересами инвесторов и потребителей?

Наиболее интересен путь Китая: там сначала был запущен механизм привлечения инвестиций (инвесторам гарантировался возврат на капитал не менее 20%) для создания избыточного предложения на рынке и только потом шла осторожная либерализация.

Полученную за счет модернизации мощностей передышку в 4 года правительство обязано использовать для запуска программы строительства новых мощностей. Время необходимо для «накачивания» ресурсами и новыми технологиями энергомашиностроительных компаний (в том числе за счет создания СП с западными производителями), реанимации строительно-монтажного комплекса, согласования планов развития генерирующих компаний и поставщиков. Если в течение «модернизационной» паузы эти вопросы решены не будут, возможностей избежать энергошока не будет.

Такой алгоритм развития ситуации гарантирует новым владельцам генерирующих компаний максимальную рентабельность бизнеса.

 

Андрей Кокошин о необходимости российской национальной программы по суперкомпьютингу

«России остро необходима сегодня полномасштабная многокомпонентная национальная программа развития высокопроизводительных вычислений», – заявил заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме академик РАН Андрей Кокошин, выступая на всероссийской конференции «Проблемы и перспективы развития высокопроизводительных вычислительных архитектур» Института точной механики и вычислительной техники им. С.А.Лебедева РАН.

Кокошин считает, что в России сейчас имеется, по крайней мере, 4-5 направлений, несколько заслуживающих внимания программ развития суперкомпьютинга, которые должны поддерживаться государством и частным бизнесом.

Как отметил Кокошин, сейчас созрело достаточно и научно-технических, и политических, и экономических предпосылок для такой программы, которая включала бы в себя разработку и производство различных суперЭВМ как общего, так и специального назначения, а также разработку собственных программных продуктов, построение суперкомпьютерных сетей на основе ГРИДтехнологий. По его словам, развитие отечественной суперкомпьютерной отрасли должно предполагать и создание собственной элементной базы как общего, так и специального назначения, где в последнее время у российских разработчиков и производителей имеются определенные достижения, которые надо всячески поддерживать и развивать.

Кокошин считает, что российские ученые, инженеры, системные интеграторы, в том числе, демонстрируют значительные результаты в построении все более производительных вычислительных архитектур.

Кокошин отметил, что пока, к сожалению, подавляющее большинство предприятий отечественного «большого бизнеса» не повернулись лицом к российским производителям высокопроизводительных ЭВМ и программных продуктов, не способствуют формированию внутреннего рынка российского суперкомпьютинга.

 

Вице-спикер Госдумы Надежда Герасимова: «Нам надо задуматься о качестве жизни подрастающего поколения.»

24-26 июня в Министерстве здравоохранения и социального развитии РФ прошла школа-семинар по вопросам охраны здоровья детей.

На семинаре рассматривались вопросы охраны здоровья беременных женщин и детей первого года жизни, реализации национального приоритетного проекта «Здоровье», медико-социальные проблемы детской инвалидности, проблемы детского питания.

Надежда Герасимова выступила на открытии школы-семинара: «Не случайно данное мероприятие проводится в канун Международного дня борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков и Дня молодежи России.

Наркомания поразила все без исключения страны мира. В России среди больных наркоманией более 80 процентов детей и молодежи.

Если активно не вмешиваться в ситуации потребления наркотических средств, возможно через 20 лет, в России будет проживать катастрофически высокая доля физически или психологически нездорового населения.

Вопросы здоровья подрастающего поколения, их духовно-нравственного воспитания постоянно рассматриваются в Государственной Думе. Например, только в комитете по охране здоровья, на рассмотрении находится 33 законопроекта, в комитете по вопросам семьи, женщин и детей – 31 законопроект.

В рамках Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы из федерального бюджета выделено 48,5 млрд.рублей, в том числе на подпрограмму «Здоровое поколение» – 21,7 млрд. рублей.

Реализация мероприятий по подпрограмме позволит совершенствовать государственную поддержку службы материнства и детства, повысит качество помощи женщинам и детям, снизить уровень смертности детей и женщин, увеличить долю рождения здоровых детей.

По словам Надежды Герасимовой, живой отклик получила представленная на «круглом столе» Госдумы «Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защита их нравственности», целью которой является существенное улучшение состояния нравственности и безопасности детей и российского общества в целом.

Вице-спикер Государственной Думы добавила: «Хочу остановиться на некоторых цифрах: в России проживает 29 млн.детей, из них 587 тыс. детей-инвалидов, 676 тыс. детей находятся в социально опасном положении, 731 тыс. детей-сирот (из них 90% являются сиротами при живых родителях). Более 60% процентов детей курят, более 70% преступлений, сопряжены с насилием над детьми, в том числе 4,23 тыс.детей пострадали от посягательств со стороны собственных родителей.» «Эти «страшные» статистические цифры, – как отметила Н.Герасимова, – не означают что мы хуже всех, это говорит о том, что мы должны бороться за каждого ребенка, ведь человеческая жизнь бесценна.»

На днях в Брянске был открыт центр планирования семьи и репродукции «Здоровая семья» – это совместный проект Брянской администрации и Фонда «Доктора Паулсена». Как отметила Н.Герасимова: «Это уникальное учреждение здравоохранения, в котором передовые диагностические технологии, инновационные лечебные методики, индивидуальный подход в соединении с традиционными методами – позволит обрести счастье материнства многим женщинам, здоровье детям и просто семейное счастье. Открытие и работа таких центров обеспечит безопасное материнство и создадут условия для рождения здоровых детей.

Безусловно, региональный опыт очень полезен, но надо задуматься над качеством жизни подрастающего поколения. Нам необходимо рассматривать качество жизни, как обобщающую социально-экономическую категорию, включающую в себя не только уровень потребления материальных благ, но здоровье народа и, в первую очередь, детей, обеспечивая морально-психологический климат и душевный комфорт.»

 

Председатель подкомитета по экономике природных ресурсов Олег Валенчук («Единая Россия»)

Сегодня, 26 июня на заседании Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству был рассмотрен проект федерального закона «Технический регламент «Требования к безалкогольной продукции, природным минеральным и столовым водам, процессам их производства, хранения, перевозки». Комитет рекомендовал Госдуме принять законопроект в первом чтении.

В связи с этим председатель подкомитета по экономике природных ресурсов Олег Валенчук сообщил журналистам: «В рамках партийного проекта «Чистая вода» нам предстоит решить целый ряд вопросов. Один из них – это гарантии качества поставляемой населению бутилированной воды. Настоящий технический регламент устанавливает правила идентификации безалкогольной продукции, минеральных и столовых вод, определяет требования, обеспечивающие безопасность этой продукции для потребителей, а также правила и формы подтверждения соответствия и государственного контроля. В числе основных целей законопроекта – создание правовой базы для борьбы с фальсифицированной продукцией.

В настоящий момент одной из главных проблем на российской рынке минеральных вод является тот факт, что значительная доля минеральных вод не являются таковыми, а состоят из смеси нескольких минеральных вод. Для такого типа продукции вводится новый для российского рынка термин – «столовая вода».

Еще одной важной проблемой, которую планируется решить путем принятия данного технического регламента, является обеспечение гармонизации требований, предъявляемых к безалкогольной продукции и минеральным водам, с международными стандартами. В настоящее время целый ряд требований, которые содержатся в международных стандартах, в российских нормативных документах отсутствуют. Решение данной проблемы особенно актуально в преддверии вступления РФ в ВТО».

 

Представитель думского комитета по безопасности Михаил Старшинов («Справедливая Россия»)

Число заболевших в результате вспышки иерсиниоза 20 июня в красноярском детском лагере «Солнечный», выросло до 70 человек, сообщил в среду главный санитарный врач края Сергей Куркатов.

Комментирует Михаил Старшинов, член Комитета по безопасности:

- Наша страна всегда славилась организацией качественного летнего отдыха для детей и подростков. Правда, было время, когда на пионерлагеря банально не хватало денег. Но сегодня, когда Россия вновь встала на ноги, когда мы почти догнали Америку по количеству миллионеров, которые скупают предприятия и недвижимость по всему миру, жутко стыдно читать сообщения о том, что дети в лагере отравились кишечной заразой, потому что в столовой живут крысы. Дети травятся в детских садах, лагерях, на выпускных вечерах. О каком демографическом взрыве можно говорить, когда мы не можем сохранить здоровье растущих детей? Наверняка главными виновниками во всех случаях отравления признают работников, проявивших халатность. Но ведь основная проблема в другом: в несовершенстве системы образования, в том числе внешкольного. В свое время сотни пионерских лагерей опекались предприятиями, отдых в таких учреждениях воспринималась за честь.

По-моему, очень неплохая традиция, которую вполне по силам возродить «капитанам российского бизнеса». Тогда, может, и отравлений в лагерях и детских садах будет куда меньше.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕСС-СЛУЖБА КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ОБОРОНЕ:

Виктор Заварзин: Саммит Россия – Евросоюз положит начало для проведения полноценных переговоров о заключении нового договора о стратегическом партнерстве и сотрудничестве (базового соглашения).

Председатель Комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин, прокомментировал саммит Россия – Евросоюз, который проходит сейчас в г. Ханты-Мансийске.

Виктор Заварзин, отметил, что эта международная встреча положит начало для проведения полноценных переговоров о заключении нового договора о стратегическом партнерстве и сотрудничестве.

«Ключевым вопросом может стать снятие неоправданных ограничений для экспансии российского бизнеса в Европу. И хотя на саммите ожидается обсуждение экономических проблем, я думаю, эта встреча даст толчок более широкому сотрудничеству», – продолжил он.

Что касается отношений России – Европейского Союза в военно-политической сфере, то здесь Заварзин заметил, что большинство стран-членов Евросоюза настороженно относится к военно-политическому сближению с Россией, что свидетельствует о декларативном характере заявлений руководства ЕС и его неготовности к принципиальным изменениям в существующих отношениях. «Кроме того, выдвигаемые Европейским союзом инициативы, как правило, содержат ряд условий и ограничений для российской стороны, которые исключают возможность равноправного участия РФ в процессе европейского военного строительства и не допускают опережения темпов сотрудничества с Россией над темпами развития отношений с НАТО и государствами, приглашенными для вступления в Европейский союз», – добавил Заварзин.

«Тем не менее, у руководства ЕС есть заинтересованность в развитии взаимодействия с Россией в сфере внешней и оборонной политики, в том числе парламентское. Эта идея сотрудничества с Россией заложена в стратегическую концепцию безопасности ЕС (утверждена на саммите ЕС 13 декабря 2003 г. в Брюсселе). Поэтому, считаю, что, если и существуют какие-то трудности и разногласия у России с некоторыми из стран ЕС, то они носят временный характер. Все-таки тенденции больше положительные, нежели наоборот», – заключил Виктор Заварзин.

Контакты: пресс-секретарь Комитета Госдумы по обороне Яна Гордиевская, 692-26-32, 8-926-227-14-92, gordievskaya@mail.ru, yana-gordievskaya@yandex.ru.

 

Пресс-служба координатора Всероссийской политической партии «Единая Россия» по вопросам экологии Владимира Грачева

Владимир Грачев: «Необходимо усиление роли санэпидемнадзора в области сферы потребительских услуг»

В Ростехнадзоре состоялось первое заседание Совета по вопросам, затрагивающим интересы малого и среднего предпринимательства, который был создан на основании Указа Президента РФ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». На заседании Совета обсуждалась возможность вывода отдельных предприятий малого и среднего бизнеса из государственного реестра опасных производственных объектов.

Координатор партии «Единая Россия» по вопросам экологии Владимир Грачев, который является заместителем председателя Совета, отмечает необходимость дифференцированного государственного надзора в зависимости от реальных угроз жизни и здоровью людей:

- О том, что малому и среднему бизнесу необходима государственная поддержка, неоднократно говорил Президент России Дмитрий Медведев. Власть должна помогать бизнесу преодолевать административные и бюрократические барьеры, и решение руководства Ростехнадзора – одно из практических решений, способных содействовать развитию современного предпринимательства. Конечно, послабления контроля относятся к тем объектам малого и среднего бизнеса, которые не представляют угрозы людям и окружающей среде. Здесь надо исходить из принципа действительной необходимости контроля.

Можно привести показательный пример: вчера стало известно о массовом отравлении туристов в одном из самых престижных отелей Италии. Около 40 человек попали в больницы с диагнозом «отравление», предположительно, они стали жертвами бактерий сальмонеллы. Сотрудниками санитарно-эпидемиологической службы Италии и представителями правоохранительных органов страны проводятся проверки в этом отеле, выясняя точные причины бедствия. Я считаю, что это – показательный пример того, как необходим санитарный контроль за объектами бизнеса в сфере потребительских услуг. В России, где строгость чиновников Роспотребнадзора порой становится причиной недовольств со стороны предпринимателей, такого бы не произошло, и отдыхающие остались бы целыми и невредимыми.

Следует отметить, что российские органы Роспотребнадзора заслуженно признаются объективными и высококвалифицированными организациями, выполняющими свои функции на высоком профессиональном уровне. И нам необходимо реализовать по таким же принципам свои функции, прежде всего при экологическом и технологическом контроле.

Hosted by uCoz