03.07.08 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Законодательный коктейль Молотова

В субботу депутаты Думы проводят последнее заседание весенней сессии. С докладом о первых итогах пятого созыва выступит спикер Борис Грызлов. Есть рекорд – 140 законов. Последним идет закон о доступе граждан в частные леса. Защитники лесной собственности говорят о кучах мусора меж деревьями, глава «природного» комитета Думы Наталья Комарова подчеркивает: собственник обязан содержать лес в чистоте.

Усилена ответственность за порубки, правоприменение опять невнятно.

На двух последних рабочих заседаниях в среду и пятницу выстрелили гремучей смесью законов с сомнениями относительно применения и коррупционности. Соответствующая комиссия начнет экспертизу законов осенью. Судьба закона о коррупции в новых руках – все сначала и опять надолго.

По строительству и земельным отношениям выпущен целый пакет. Есть закон о бесконтрольном Фонде содействия строительству для монополизации коррупционного поля землеотвода под застройку – земельная чрезвычайка. Оппоненты предупредили: Фонд сможет отобрать землю у кого угодно. Принят и такой закон о саморегулировании в строительстве, которое хуже коррупционного лицензирования. Цель та же – монополизация коррупции.

Думские оппоненты строительно-земельных лоббистов одержали частичную победу, правительство не может задержать документ о преимуществе малого бизнеса перед крупными сетевыми компаниями в приватизации имущества. Однако закон не касается приватизации федеральной собственности, только региональной и муниципальной. До его введения в действие все распродадут, забота о малом бизнесе приведет к обратному.

Проведена кривая ратификация российско-американского протокола по уничтожению оружия. Депутаты сказали чиновникам, что они об этом думают, но от их решения ничего не зависит. Аргументы давно известны, изменилось отношение к США как агрессору.

Приняты поправки в бюджеты и индексированы акцизы на три года. Моторное топливо в борьбе за качество станет еще дороже. Октановое число уходит в прошлое. Очередной вал налоговой реформы принес налоговые каникулы для заполярной нефтянки.

С 20 до 40 тысяч увеличен предел дохода для имеющих право на налоговый вычет 400 рублей в месяц. Налоговый вычет на ребенка повышается с 600 до 1000 рублей, предел дохода для имеющих на него право повышается с 40 до 280 тысяч. Единственному родителю детский вычет удваивается.

Передаются от мировых судей районным судам дела свыше ста тысяч по разделу между супругами, имущественные споры разводящимся обойдутся дороже.

Принятое в конце сессии придется исправлять. По прошлым законам Дума этим занимается – гостиницам возвращается право штамповать паспорта иностранцев, определен порядок финансирования нестраховых периодов в пенсиях.

Законодатели те же строители, без догляду лихо наляпают. Отличие Думы от обычного прораба в том, что она пытается привлечь внимание к дискуссии до принятия решения. Народ привычно безмолвствует.

 

Сообщения

 

Дума опять идет на рекорд

Итогом работы весенней сессии пятого созыва Госдумы станет принятие около ста сорока законов. «Объем законов, принятых в весеннюю сессию, действительно является рекордным. Если мы все законы примем, 140 законов за одну сессию – для нас это рекорд» – сказал спикер Борис Грызлов на брифинге для журналистов по итогам Совета Думы в четверг.

По словам спикера, в повестке заседания Госдумы в пятницу 4 июля 18 законопроектов третьего чтения В своем комментарии он выделил законы бюджетного блока, рассматриваются поправки в федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов на текущий год и плановый период до 2010 года, везде есть поправки с увеличением доходов и соответственно с увеличением расходной части. В федеральном бюджете-2008 выделяются дополнительные средства на жилье для ветеранов Великой Отечественной войны, на специальный транспорт для инвалидов Великой Отечественной войны, есть добавки на обеспечение ухода за инвалидами и престарелыми, увеличены средства субъектам федерации на дополнительное лекарственное обеспечение.

Борис Грызлов выделил достаточно большой блок поправок, связанных с выделением 50 млрд руб. на поддержку сельхозпроизводителей и ряд других расходов, которые также ожидаемы.

Спикер отметил достаточно большие поправки в налоговом законодательстве. По его мнению, малому предпринимательству и бизнесу в целом будет способствовать принятие поправок о том, что расходы на образование сотрудников не будут облагаться подоходным налогом и ЕСН, это существенное изменение. С целью ориентации бизнеса на инновации, связанные с модернизацией производства, расходы на НИОКР предлагается зачитывать в себестоимость продукции с коэффициентом полтора, т.е. это существенное уменьшение налога на прибыль.

По информации участников заседания Совета Думы, перенесен на 5 сентября законопроект о безвизовом въезде пассажиров паромов. Закон о праве гостиниц ставить штамп в паспортах иностранцев Дума намерена принять, но в нем есть предмет согласования. Будет принят закон об ограничении доступа иностранного капитала к разработке континентального шельфа. Предполагается приступить к обсуждению депутатского кодифицированного закона об охоте. На последнем заседании в субботу 5 июля принимается закон с поправками в Лесной кодекс по доступу граждан в частные леса, это документ совместного ведения и срок окончания его рассылки субъектам права законодательной инициативы завершается 4 июля, поэтому рассматривать его ранее 5 июля нельзя.

Вице-спикер Совета Федерации Светлана Орлова сообщила нашему корреспонденту, что сенаторам предстоит провести, как и Думе, два заседания, они соберутся 4 и 11 июля.

 

Председатель комитета по госстроительству Владимир Плигин не комментирует их воскресную поездку с председателем комитета по законодательству Павлом Крашенинниковым в Питер с обсуждением темы коррупции. «Это исключено» – сказал Плигин в ответ на просьбу нашего корреспондента прокомментировать событие.

 

Идея Года молодежи пришла депутату в метро

Автор идеи проведения в России Года молодежи, депутат фракции ЛДПР четвертого созыва Госдумы Алексей Чернышов считает позитивным решение большинства в действующей Госдуме с предложением реализовать его идею, ранее отвергнутую.

«Если говорить по году молодежи, то очень радостно, что эта идея пошла в жизнь, а не просто дань моде или перехват каких-то идей и их задействование, а действительно реализация в эффективном и динамичном плане тех идей, которые нужны, и не только молодежи, но и людям более возрастным» – сказал Алексей Чернышов.

Он отметил, что когда предлагал провести Год молодежи в 2007 году, его идея состояла в том, чтобы приурочить Год молодежи к пятидесятилетию Всемирного фестиваля молодежи и студентов, сделать его не дежурным мероприятием, а мощным международным форумом. У сожалению, сказал экс-депутат, это все свелось к тому, что нет денег, времени на организацию, а теперь оказывается, что и деньги и время найти можно. «Даже понимая, что идеи не имеют авторства, на них нельзя по большому счету получить авторский патент – идеи витают в воздухе и кто-то из этого воздуха выбирает какие-то позитивы, то по крайней мере тот, кто берется за это, понимал свои обязательства перед всем этим процессом, а не просто так выходил куда-то с флагами» – сказал А.Чернышов.

На вопрос о том, как он предвосхитил инициативу единороссов, автор идеи сказал, что «много читали, много смотрели и на Запад выезжали не по туристическим визам, говорили с людьми, и поездили в метро, а не только в машинах, поговорить и послушать, что происходит».

«Это все элементарно» – заключил Алексей Чернышов.

 

51763-4

Лишние деньги муниципалитетам не помогают

Финансовый фундамент местного самоуправления должен быть достаточно прочным, заявил в четверг спикер нижней палаты Федерального Собрания Борис Грызлов в своем докладе на заседании Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы в форме «круглого стола» на тему «Проблемы финансового обеспечения муниципальных образований и пути их решения на основе повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления».

Спикер подчеркнул, что сейчас Россия быстро развивается и местное самоуправление не может отставать. Он считает, что в развитии местного самоуправления нельзя повторить чей-то опыт, надо искать новые подходы. «Дореволюционное российское земство такой исторический экзамен в целом выдержало» – сказал докладчик.

Борис Грызлов указал на то, что по мнению муниципального сообщества, средств не хватает. При том, что явно не хватает средств, 59% местных бюджетов исполнены с профицитом, 36% с дефицитом и только 5% сбалансированы по доходам и расходам. Среди причин профицита докладчик указал то, что муниципалитеты делегировали часть полномочий субъектам федерации и профицит образовался в их копеечных бюджетах. Вторая причина состоит в том, что средства поступают в конце года.

Говоря об этом, Борис Грызлов указал на общий курс самодостаточности муниципалитетов в решении вопросов местного значения.

В своем докладе Борис Грызлов напомнил, что в прошлом году депутаты продлили переходный период вступления в силу в полном объеме 131-ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления, сейчас переходный период подходит к концу и о полной готовности не говорит никто. Спикер обещал, что в случае необходимости изменения федерального законодательства эта работа будет проведена в сжатые сроки. Он отметил разногласия в подходах различных министерств. «Мы не можем позволить себе, чтобы технические разногласия стали препятствием в реализации национальной стратегии» – предупредил докладчик. Он также сообщил, что по 51 субъекту федерации вообще не приводились сведения по землям муниципальной собственности, весь объем муниципальных земель указан как неразграниченный.

Докладчик отметил коррупционные проблемы на местном уровне.

Борис Грызлов убежден, что местное самоуправление может и должно быть инструментом эффективного управления в развитии территорий.

В материалах круглого стола указано, что по данным Минфина общий объем расходов местных бюджетов в 2007 году составил 1933,8 млрд руб.. Расходы на решение вопросов местного значения достигли 1372,2 млрд руб. Налоговые доходы составили 45,1%, или 517 млрд руб., в их числе отчисления от налога на доходы физлиц – 66,8%, доходы от местных налогов – всего 12,3%, в т.ч. земельный налог 11,3%, налог на имущество физлиц 1,1%.

В итоговом документе круглого стола Госдуме рекомендуется предусмотреть в федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010-2011 годы софинансирование расходов местных бюджетов по учету и оформлению документации на земельные участки и имущество, также по составлению генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки территорий. Предлагается ускорить принятие законопроекта с поправками в Налоговый кодекс в части введения местного налога на недвижимость. Правительству предлагается обеспечить закрепление за местными бюджетами дополнительных источников дохода в случае принятия федеральных законов, увеличивающих объем расходных обязательств муниципальных образований. В Бюджетном кодексе предлагается обеспечить механизмы бюджетной обеспеченности субъектов федерации с введением механизма стимулирования органов местного самоуправления к повышению собираемости местных налогов путем увеличения объема межбюджетных трансфертов, направляемых из регионального бюджета в местные бюджеты, при превышающей средний уровень по субъекту РФ доле местных налогов в собственных доходах местного бюджета конкретного муниципального образования. В части земельного налога предлагается усовершенствовать методику кадастровой оценки земельных участков. В части налога на имущество физлиц и транспортного налога предлагается территориальным налоговым органам и органам Росрегистрации направлять органам местного самоуправления сведения о налогоплательщиках и объектах налогообложения, в частности. из реестра собственников транспортных средств.

Разработчик будущего 131-ФЗ, Министр регионального развития РФ Дмитрий Козак в заседании участия не принимал, хотя был заявлен.

 

Пресс-релизы

 

3 июля 2008 г.

Председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Ольга Борзова:

В Государственную Думу РФ внесены два законопроекта, предлагающие изменения в табачное законодательство: законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ограничении курения табака» и в Кодекс РФ об административных правонарушениях» 68022-5 и законопроект «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» 68794-5.

Целями разработки первого законопроекта, внесенного членами Совета Федерации, является защита прав некурящей части населения РФ, уменьшение роста потребителей табачных изделий, особенно среди молодежи.

По многочисленным данным российских и зарубежных экспертов, пассивное курение даже более опасно, чем активное. Дым, струящийся из сигареты, содержит в 4 раза больше канцерогенных веществ, чем дым, вдыхаемый курильщиком.

К сожалению, каждый второй ребенок в России вынужден регулярно дышать табачным дымом из-за безответственных действий родителей, соседей и других окружающих лиц. Люди многих профессий (например, официанты) теряют здоровье из-за постоянного нахождения в табачном дыму.

Надо отметить, что Федеральный закон от 10 июля 2001 года N87-ФЗ «Об ограничении курения табака», закрепляя ряд ограничений (например, запрет на курение в общественном мете), не содержит положений, определяющих категорию «общественное место», где курение не допускается и не дает представления о специально отведенном для курения месте, поскольку не устанавливает требований к его оборудованию.

Кроме того, действующая редакция Кодекса РФ об административных правонарушениях, как и иные законодательные акты РФ, не предусматривает ответственность за нарушение норм Федерального закона «Об ограничении курения табака», а также не определяет органы государственной власти, осуществляющие контроль за соблюдением данного закона и уполномоченные привлекать к ответственности правонарушителей, поэтому его нормы остаются декларативными.

Предложенным законопроектом определяется правовой режим общественных мест, предлагается введение запрета на курение в общественных местах за пределами мест для курения, а также установлен ряд обязательных требований к оборудованию специально организованных для курения мест в соответствии с правилами пожарной безопасности.

Важно, что законопроект предусматривает изменение положений Кодекса РФ об административных правонарушениях, в части введения мер административной ответственности за нарушения законодательства об ограничении потребления табачных изделий.

Законопроект «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» 68794-5, внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, предлагает ввести полный запрет на курение табака в общественных местах. Данный законопроект существенно расширяет список объектов, на которых не разрешается курение табака, и устанавливает требования «к специально отведенным местам для курения» в целях защиты пассивных курильщиков от вредного воздействия продуктов горения табак и смол.

Считаю необходимым подчеркнуть, что аналогичные запреты введены в других странах и дают положительные результаты.

Указанные законопроекты требуют всестороннего изучения и анализа вместе с уже имеющимися в Государственной Думе аналогичными законодательными инициативами.

 

ПРЕСС-СЛУЖБА

Первого заместителя руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе Владимира ПЕХТИНА

КОММЕНТАРИЙ ПО ОТСТАВКЕ АБРАМОВИЧА

Уход Романа Абрамовича – неожиданность для меня. Я знаю, что он давно просил об отставке, но при этом неплохо справлялся с обязанностями главы Чукотки.

Мне кажется, что с прекращением полномочий губернатора Чукотского автономного округа возникает другой, более глобальный вопрос, – это вопрос объединения субъектов. Такие регионы, как Чукотка, Магаданская область, Корякия, Камчатка, ввиду особых климатических условий и немногочисленности населения должны быть укрупнены. Это способствует их управляемости, финансовой поддержке и минимизации затрат, учитывая отсутствие необходимости создания и содержания федеральных структур в каждом крае. Яркий пример – успешное объединение Коряки и Камчатки, Красноярского края и Таймыра, создание Пермского края.

Сейчас появился удобный момент для объединения Чукотки с Магаданской областью, как это было раньше. А кто возглавит регион – это уже другой вопрос. Президент должен принять решение и вынести кандидатуру на согласование Законодательного Собрания. Одним из достойных кадидатов я бы, пожалуй, назвал депутата Государственной Думы Сергея Капкова. Он хорошо знаком с проблемами Чукотского автономного округа, долгое время там работал, и в Думу избрался именно от этого региона.

Некоторые считают, что Роман Абрамович редко появлялся в регионе. Но на самом деле количество времени, проведенного на своей территории или в федеральном центре, – это не показатель работы губернатора. Из-за удаленности Крайних Северо-Восточных территорий многие вопросы приходится решать именно в федеральном центре. Это вопросы финансовой поддержки и субсидирования из средств федерального бюджета, вопросы государственной политики. Поэтому если губернатор замкнется только на своей территории, он не сможет добиться ее процветания. Он должен влиять на территорию в том числе и через федеральный центр, максимально использовать его ресурс в пользу своей территории.

Мне жаль, что Роман Аркадьевич ушел с поста губернатора Чукотки. С ним было интересно работать, с его приходом на Чукотке появилось много новшеств. Думаю, что насколько осторожно его приняли жители Чукотки, настолько сейчас они сожалеют о его уходе. Он и его команда зарекомендовали себя с положительной стороны: в развитии Чукотки заметны перемены к лучшему.

 

Российско-болгарские отношения выдержали испытание взрывом

Мощный взрыв, прозвучавший в четверг в цехе по утилизации боеприпасов под Софией, чуть было не сказался на развитии российско-болгарских отношений. Российская делегация во главе с вице-спикером Государственной Думы Александром Бабаковым утром 3-го июля вынуждена была приземлиться вместо поврежденного осколками от взорвавшихся снарядов столичного аэродрома в Пловдивском аэропорту. Впрочем, несмотря на неожиданное начало, официальная часть первого дня визита российского вице-спикера прошла по заранее намеченному плану.

В четверг Александр Бабаков провел переговоры с премьер-министром Болгарии Сергеем Станишевым. Встреча была посвящена в основном обсуждению экономического сотрудничества между Россией и Болгарией. «Болгария является важным экономическим партнером России, – отметил Бабаков. – Товарооборот между нашими странами составляет несколько миллиардов долларов, и потенциал роста, конечно, присутствует. Важно наше сотрудничество не ограничивать достижениями в топливно-энергетическим комплексе, необходимо диверсифицировать экономические связи между регионами, и возможности для этого имеются».

Александр Бабаков также обратил особое внимание на необходимость развивать связи между российскими и болгарскими регионами. Кроме того, собеседники затронули вопросы сотрудничества в культурной сфере. В этом году в Болгарии проводится Год России, будущий год в России объявлен Годом Болгарии. По словам вице-спикера Бабакова, в рамках подобных мероприятий следует активизировать сотрудничество высших учебных заведений обеих стран, в том числе на базе совместных программ по защите культурного наследия. «Русский язык – прекрасная база для молодежного сотрудничества наших стран», – отметил вице-спикер.

Кстати, премьер-министр Болгарии и российский вице-спикер общались на русском – Сергей Станишев родился в Херсоне и в свое время получил высшее образование в МГУ. Александр Бабаков выразил надежду на то, что «российское образование будет еще долго востребовано в дружественной Болгарии».

«Думаю, что Государственная Дума может реально помочь в создании условий для полноценного экономического и гуманитарного сотрудничества между нашими странами», – подытожил вице-спикер Александр Бабаков.

В пятницу визит российской делегации будет продолжен. Запланированы встречи с руководством болгарского парламента и министерства иностранных дел.

 

Наталья Комарова: экологическая безопасность населения и территорий – приоритетная задача нашей законодательной работы

3 июля в ходе пресс-конференции «Защита водных и лесных объектов» Председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова подвела итоги законодательной работы комитета в весеннюю сессию:

Прежде всего, принят закон, в соответствии с которым будет осуществляться государственная экологическая экспертиза объектов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий. В период строительства олимпийских объектов в Сочи этот закон особенно актуален, что подтвердили сегодняшние решения по ряду объектов.

Приняты поправки в Водный кодекс, усиливающие законодательную защиту источников питьевого водоснабжения. В частности, введены нормы, ограничивающие и запрещающие в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучие населения деятельности, в том числе строительства, во втором и третьем поясах зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Кроме того, ужесточается ответственность за превышение разрешенного объема изъятия водных ресурсов из водных объектов – размер штрафа будет рассчитываться исходя из общего размера платы за водный объект, а не ставки такой платы за единицу ресурсов.

Данные нормы готовят законодательный фундамент для государственной программы «Водная стратегия России», работу над которой мы планируем завершить до конца текущего года. Это масштабная программа, в задачи которой входит повышение качества водопроводной воды, очистка загрязненных стоков и водоемов, гарантии качества поставляемой населению бутилированной воды, разработка и внедрение новых технологий водоочистки и водоподготовки, совершенствование систем доставки воды, избавление технологий очистки от использования хлора и ряд других направлений. В решении указанных задач будут задействованы различные механизмы, на практике доказавшие свою эффективность: государственно-частное партнерство, саморегулирование, налоговое и бюджетное стимулирование, распространение концессионных методов инвестирования и т.д.

Еще один важный вопрос, который предстоит урегулировать в ближайшее время, – это закрепление за питьевой водой, подаваемой из системы водоснабжения, юридического статуса, который предусмотрен для других пищевых продуктов. Только тогда на водопроводную воду будут распространяться соответствующие стандарты, действие федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и ряд других норм, а также возможность привлечения к ответственности за нарушение действующих требований. Это серьезно усилит защиту населения от потребления некачественной питьевой водопроводной воды.

Поддержаны в первом чтении изменения в Лесной кодекс, и уже в субботу на итоговом заседании мы планируем рассмотреть их сразу в двух решающих чтениях.

Наибольший резонанс во время первого чтения вызвала норма, усиливающая предоставляемые Лесным кодексом гарантии обеспечения общедоступности лесов. В силу того, что арендаторы, получившие лесные участки для рекреационной деятельности, почему-то сами выдумали для себя несуществующие права и начали городить заборы вокруг этих участков, мы вынуждены были буквально прописать в законопроекте: заборы ставить запрещается. Такая формулировка призвана раз и навсегда снять все вопросы о праве свободного доступа людей в леса. Но и лес, в свою очередь, ждет ответственных пользователей, и люди должны понимать, что нельзя вести себя в лесах, неподобающе, оставляя мусор и разводя костры. Мы всегда должны помнить, что земли лесного фонда – это собственность РФ, а значит каждый из нас несет ответственность за их сохранение для себя самих и будущих поколений россиян.

Вторая важная тема – это лесные аукционы. Вносимые изменения еще более детализируют и сегодня прописанные в Лесном кодексе требования к организации и проведению аукционов. Мы предлагаем включить в Лесной кодекс норму о том, что минимальный срок приема заявок для участия в аукционах на право заключения договора аренды – 14 дней, а на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений – 5 дней.

Кроме того, поправки устраняют всякую возможность двоякого толкования норм о начальной цене предмета аукциона. Она определяется в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса, но не ниже минимального размера арендной платы или минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений.

Помимо обозначенных направлений, вводятся нормы, определяющие порядок реализации древесины, полученной при использовании лесов для целей недропользования, строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений, линейных и иных объектов. Упрощается порядок предоставления в аренду лесных участков для осуществления краткосрочных (занимающих на практике несколько месяцев) видов деятельности в рамках работ по геологическому изучению недр. Меняется подход к использованию резервных лесов, в отношении которых раньше необходимо было проводить длительные процедуры перевода этих территорий в эксплуатационные леса. В соответствии с поправками, допускается любое использование резервных лесов без проведения рубок лесных насаждений.

К рассмотрению законопроекта во втором чтении мы подготовили ряд дополнительных норм. В частности, нормы, в соответствии с которыми вводится правовое регулирование изыскательных и аварийно-спасательных работ в лесах. Кроме того, вводится норма, закрепляющая за лесничими полномочия по осуществлению функций государственного лесного контроля и надзора и ряд других дополнений. Главное, что четко определен курс государственной лесной политики. В соответствии с ним и будет продолжена работа по дальнейшему развитию лесного законодательства.

Также на сегодняшний день подготовлен к первому чтению проект Федерального закона «Об охоте», вчера поддержаны в первом чтении изменения в закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Все эти законы и законопроекты призваны урегулировать общие для всех территорий страны и населения вопросы экологической безопасности и эффективности природопользования. Но помимо этого, у каждого региона и населенного пункта есть свои собственные «экологические болезни», которые срочно нужно «лечить». Именно поэтому тема экологии городов стала объединяющей для всех наших региональных поездок и выездных заседаний секций Высшего экологического совета при комитете.

В каждом из регионов мы столкнулись с собственным видением причин и способов решения существующих проблем. По результатам работы в регионах подготовлены рекомендации, в которых сформулированы конкретные задачи для законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправлений. Для себя мы определили круг решений, которые предстоит реализовать в виде конкретных законопроектов уже осенью.

 

СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ «ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ, НАДЕЖДА» (ДЮНА) КАК ДЕЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПОПАВШИМ В ТЯЖЕЛУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ РАБОТЫ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЮ.

В четверг, 3 июля, в 17:00 в пресс-центре «АиФ» (ул. Мясницкая, д.42, ст. мТургеневская», «Чистые пруды», «Сретенский бульвар») состоится пресс-конференция председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению ПЕТРЕНКО Валентины Александровны на тему: «СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ «ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ, НАДЕЖДА» (ДЮНА) КАК ДЕЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПОПАВШИМ В ТЯЖЕЛУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ РАБОТЫ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЮ».

 

Сегодня, 3 июля – второй день работы IV Ежегодного Конгресса национального бизнеса. Один из участников Конгресса, председатель Подкомитета по экономике природных ресурсов Олег Дорианович Валенчук. сказал журналистам:

«В Стратегии социально-экономического развития страны до 2020 серьезная ставка сделана на раскрытие творческих и предпринимательских способностей российских граждан. Для успешной реализации намеченного курса необходимо задействовать весь потенциал нашего человека, создать все условия для полной свободы творчества и предпринимательства. Сегодня – впервые за долгие годы – наступил тот исторический для страны момент, когда общая цель должна по настоящему консолидировать общество. И в этом смысле представители бизнеса не могут оставаться в стороне, они должны быть интегрированы в реализацию курса национального развития.

Наша задача, как законодателей, – обеспечить правовые механизмы участия гражданского общества во властных институтах государства. Еще одна важнейшая проблема – решение вопроса защиты собственности. Все мы знаем, что отсутствие такой защиты негативно сказывается на развитии бизнеса в стране, тем более основанного на передовых технологиях. Собственник должен твердо знать, что его предприятие завтра не отнимут в угоду чьему-то произволу. Соответственно, за этим последует и судебная реформа и модернизация других правовых сфер, связанных с собственностью.

Необходимо также значительно усовершенствовать нашу антимонопольную политику, развивать рыночные механизмы и конкуренцию. Председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Алексеевич Федоров, считает, что целесообразно было бы подумать о создании полноценного министерства по развитию предпринимательства и конкуренции и об ужесточении наказания за недопущение ограничений на устранение конкуренции. И я полностью разделяю его мнение».

 

Выступление Председателя Государственной Думы Б.В. Грызлова на расширенном заседании Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы по вопросу «Проблемы финансового обеспечения муниципальных образований и пути их решения на основе повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления»

3 июля 2008 года

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы проводим расширенное заседание Совета по местному самоуправлению, и это заседание посвящено крайне важной, можно сказать, основополагающей для развития местного самоуправления теме – проблеме финансового обеспечения муниципальных образований и путям решения этой проблемы.

Это задача, важность которой подчеркивают Президент и Председатель Правительства, и ее решение необходимо всем гражданам нашей страны. Показательно, что в Бюджетном послании Федеральному Собранию в число основных задач бюджетной политики включены завершение переходного периода формирования новой системы местного самоуправления, а также совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля.

Нам важно сейчас обсудить вопрос финансового обеспечения местного самоуправления в стенах Государственной Думы уже по той причине, что на 1 января следующего года намечен окончательный срок вступления в силу закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В прошлом созыве депутаты продлили переходный период, чтобы дать всем уровням власти лучше подготовиться к реализации новых норм. Сейчас переходный период подходит к концу. Необходимо еще раз проанализировать, насколько субъекты федерации, сами муниципальные образования, да и федеральный центр готовы к выполнению закона. Звучат разные оценки, но о стопроцентной готовности не говорит пока никто. Значит, есть проблемы, требующие не только дискуссии, но и решения в достаточно краткие сроки.

Решение целого ряда таких проблем многие видят во внесении изменений и дополнений в федеральное законодательство. Если мы с вами, после обсуждения, признаем это необходимым, такая работа будет вестись, и депутаты будут ее вести в самые сжатые сроки. Но прежде всего, депутаты должны быть уверены, что это действительно те изменения, которые помогут всем гражданам получить более эффективную, более дееспособную власть на местах.

Чтобы наметить пути к совершенствованию законодательной базы, необходимо иметь отчет и оценку того, что проделано в течение переходного периода – и здесь особенно важны отчеты и оценки федеральных министерств и ведомств, отвечающих за этот участок работы. Депутаты со вниманием относятся к позициям и Министерства регионального развития, и Министерства финансов, и Министерства экономического развития. И в результате такого внимательного изучения, депутаты считают, что у разных министерств подходы не всегда в достаточной степени согласованы между собой.

Если мы хотим максимально результативно провести преобразования в сфере местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти должны действовать, дополняя и поддерживая друг друга, а не противореча друг другу. Мы не можем позволить себе, чтобы технические разногласия, несогласованность действий стали препятствиями для реализации общенациональной стратегии, для воплощения в жизнь идеологии развития страны.

Тем более, что почти во всех преобразованиях неизбежно должны участвовать органы местного самоуправления. Тот же земельный вопрос. На 1 января 2007 года, а это последние широко опубликованные данные Роснедвижимости, по 51 субъекту федерации вообще не приводились данные о землях в муниципальной собственности. Можно понять ситуацию по Москве и Петербургу. Но неясно, почему такая же ситуация сложилась более чем в половине субъектов федерации? Во многих регионах практически весь объем государственных и муниципальных земель показан как неразграниченный. И такая обстановка с разграничением ресурсов между уровнями власти не только по земле. Это вопрос, который требует повышенного внимания федеральной власти.

С докладами сегодня также выступят представители комитетов Государственной Думы. Это председатель Комитета по вопросам местного самоуправления Вячеслав Степанович Тимченко, который одновременно является первым заместителем Председателя Совета, а от Комитета по бюджету и налогам Надежда Сергеевна Максимова.

От имени всего депутатского корпуса хочу подчеркнуть, что у нас есть настрой на очень плотную совместную работу с Правительством. Нам вместе необходимо реализовать те беспрецедентные возможности сотрудничества законодательной и исполнительной ветвей власти, которые впервые появились, когда Правительство возглавил Председатель партии парламентского большинства.

Я убежден, что местное самоуправление может и должно быть инструментом эффективного управления. Оно может стать важнейшим фактором ускорения как экономического, так и социального развития территорий. Задачи участия в реализации долгосрочной стратегии развития страны, задачи перехода на инновационный путь развития, поставленные на расширенном заседании Государственного совета РФ 8 февраля текущего года, в полной мере касаются местного самоуправления. Тогда Владимир Владимирович Путин особо обратил внимание, что новые подходы должны стать основой работы не только органов государственной власти, но и всей бюджетной сети и предприятий, контролируемых государством и органами местного самоуправления.

Финансовый фундамент местного самоуправления должен быть достаточно прочным, чтобы обеспечить поддержку инициативы и инноваций, обеспечить динамичное движение вперед. Местное самоуправление должно иметь средства не только для покрытия текущих расходов, но и для финансирования развития. Для большинства муниципальных образований такая перспектива еще даже не нарисована. Наша задача – сделать такую перспективу реальной.

Сейчас Россия быстро развивается, и местное самоуправление не должно отставать. Развивая местное самоуправление, мы не можем вернуться ни в советское время, ни в начало 90-х, ни во времена действия прежней редакции закона об общих принципах организации местного самоуправления. То есть нельзя просто повторить чей-то опыт, нужно искать новые инструменты, подходящие для современной России. Это большая ответственность, можно сказать, не только политическая, но и историческая ответственность. Кстати, дореволюционное российское земство, на опыт которого часто ссылаются при обсуждении муниципальных проблем, такой исторический экзамен в целом выдерживало.

Понятно, что в центре внимания была и остается проблема соответствия финансовых ресурсов местного самоуправления тем функциям, которые на него возложены. В результате разграничения полномочий между федеральным, региональным и местными уровнями многие полномочия были переданы вниз. Это более чем оправданное решение. Но насколько у местного самоуправления хватает средств для их реализации? Общее ощущение муниципального сообщества – средств не хватает.

Профицит, который, кстати, отмечается по ряду муниципальных образований, – это далеко не показатель избытка средств на решение вопросов местного значения. Среди причин профицита, по данным Комитета по местному самоуправлению: во-первых, в качестве основной причины – многие поселения передали почти все свои полномочия району, и профицит отмечается как раз в «копеечных» бюджетах поселений; во-вторых, субсидии из вышестоящих бюджетов поступают в конце года и не успевают осваиваться. По данным Минфина России, за 2007 год 59% местных бюджетов исполнены с профицитом, 36% – с дефицитом, и 5% сбалансированы по доходам и расходам. Вот такая картина при той ситуации, что явно не хватает средств.

Уже, например, такое решение, как создание Фонда содействия реформированию ЖКХ, свидетельствует о том, что государство признает необходимость масштабной финансовой и организационной поддержки муниципального уровня в решении стоящих перед ним задач.

Важно сконцентрироваться на проблемах, понять, в чем причины нехватки средств, о каком объеме финансирования идет речь, и где именно мы можем взять недостающие средства. И, разумеется, необходимо ответить на вопросы, насколько мы можем снизить остроту проблемы не только за счет повышения эффективности управления на местах, но и за счет качества планирования финансовой поддержки из бюджетов вышестоящего уровня.

Этот механизм нуждается в совершенствовании, за один день муниципальную дотационность, безусловно, нам не преодолеть. Но общий курс должен быть на повышение уровня самодостаточности муниципальных образований в решении вопросов местного значения. Здесь ключевую роль будет играть, как везде в мире, налоговая система.

Да, уже есть примеры действительно эффективных, инновационных проектов, которые реализуются силами муниципальных образований и за счет муниципальных образований. Но этих проектов не настолько много, как хотелось бы, они сконцентрированы в основном в крупных городах, и большинство из них не настолько масштабны, чтобы мы могли успокоиться и ограничиться только собиранием примеров эффективной работы.

Тем более, что если сравнивать опыт муниципалитетов, то можно привести не меньше примеров и совсем другого характера. Финансовые вопросы развития местного самоуправления, к сожалению, всегда связаны с определенными коррупционными скандалами и соблазнами. Для реализации антикоррупционных задач, которые ставит руководство государства, особенно важно обеспечить прозрачность финансовых потоков и ответственность должностных лиц. Хочу обратить внимание участников совещания на актуальность проблемы борьбы с коррупцией. Думаю, что эта проблема имеет прямое отношение к обсуждаемой нами теме эффективности муниципальной власти.

Таким образом, опыт отдельных муниципалитетов еще не гарантирует переход на инновационный сценарий развития в массовом порядке. Хотя примеры ответственного, инициативного управления, конечно, должны не только собираться и оцениваться, но и пропагандироваться. При этом опыт реализации таких проектов важно учитывать при планировании и осуществлении кадровой политики.

Такая работа будет вестись и в нашем Совете по местному самоуправлению, и в Государственной Думе в целом, и на партийном уровне. Полагаю, что в партнерстве с федеральной исполнительной властью мы сможем добиться больших результатов. Ведь задача распространения лучшей практики отмечается как важная и самими министерствами. Ее актуальность выше еще и в связи с тем, что 28 апреля этого года Указом Президента утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, и Правительству предстоит разработать и утвердить перечень дополнительных показателей. Убежден, что это станет и стимулом для развития муниципальной статистики – пока и ее полнота, и сроки публикации собранных данных, безусловно, оставляют желать лучшего. Но без таких показателей сложно, даже можно сказать – невозможно, проводить качественное планирование развития.

В целом, должен отметить, что проблема с финансированием местного самоуправления – это до сих пор системная проблема, а не частный вопрос отдельных регионов или муниципальных образований. И решать мы ее должны именно как системную, в масштабах всей страны. Полагаю, что такой подход будет востребован в рамках нашего сегодняшнего обсуждения.

 

Hosted by uCoz