24.07.08 Лев МОСКОВКИН
Вести из ЦИКа
Демократии учит тот, кто ее не имеет и не умеет
Российские организаторы выборов намерены исправить горбатого до могилы
– речь идет о том ущербном международном наблюдении за выборами, которое
проводит Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. Эта самозванная лавочка действовала из Польши под руководством
дипломата из Австрии Кристина Штрохала как конвейер
карьерного роста западных неудачников, пожелавших поучить папуасов демократии.
Обе указанные страны постарались к себе наблюдателей не пускать, но не дает
покоя успех экс-министра иностранных дел Австрии Бениты
Ферреро-Вальднер, которая скаталась в Чечню, отмылась
в Интерфаксе от фашистской партии Хайдера и стала еврокомиссаром.
Как рассказал на последней пресс-конференции в Интерфаксе член ЦИК
РФ Игорь Борисов, Штрохал приехать в Россию отказался
– был неизвестно зачем в США. БДИПЧ выборы в России продинамило, зато во второй раз поправило исход в Сербии
перед вторым туром. А на Украине вообще было 13 тысяч
наблюдателей и в результате возник поперек Конституции третий тур с
нужным исходом.
Несмотря на откровенное и чудовищное давление с подкупом из США,
российские организаторы выборов намерены продолжать работу в международных
организациях, занятых демократией. Для этого они выезжали на семинар в Вену,
заручившись согласием посетить Москву в сентябре нового главы БДИПЧ Яниша Ленарчича
– он показался более толерантным.
Участники семинара в Вене остались глухи к призывам россиян по
стандартам и профессионализму наблюдения. Запад сопротивляется Конвенции по
честным и свободным выборам. Однако и прошедшие выборы в России не вызвали
вопросов, хотя они нуждаются в верификации. И все же наши дела известны и
понятны, а выборы в США покрыты мраком.
Игорь Борисов обещал передать возмущенные вопросы
корреспондента «МП» в связи с тем, как проходят выборы в США – стране,
оказывающей чудовищное давление в Европе, но неспособной у себя обеспечить
составление списков допущенных к голосованию, открыть подсчет голосов и
подведения итогов, убрать очереди у участков для голосования, сделать выборы
прямыми, чтобы президент не избирался меньшинством.
Как сказал большой поборник либеральных ценностей и конкретно treasure bills Евгений
Ясин, США так влияет на мир, что есть мнение – избирать президента там надо
всем миром. А для представителей России начались непростые времена, поездки на
международные мероприятия стали тяжкой морально-психологической ношей по
отстаиванию суверенности и мира, это уже не лихие банкеты девяностых, когда
было достаточно улыбаться и закрывать глаза на откаты.
Сообщения
Радиожурналист испугался ЦРУ, отвечать пришлось Центризбиркому
России
Центризбирком России распространил сегодня срочное заявление о
том, что ЦИК РФ «не располагает и не может располагать данными о том, что в
составе миссий международных наблюдателей по линии ОБСЕ присутствуют сотрудники
западных спецслужб. Никто из членов ЦИК России таких заявлений не делал».
В пресс-службе ЦИК нашему корреспонденту пояснили, что заявление
связано с высказанным накануне в эфире радиостанции «Эхо Москвы» предположением
члена ЦИК с правом решающего голоса Игоря Борисова, которое имеет право на
существование.
В передаче «Разворот» 23 июля член ЦИК сказал, отвечая на вопросы
ведущего Владимира Варфломеева, «что сегодня нет
абсолютно никакой демократии внутри ОБСЕ. Что требует сегодня Россия? Мы
считаем, что бюро по демократическим институтам и правам человека, которое
выезжает, должно быть независимым. Но они должно быть независимым и действовать
в рамках определённых нормативных актов, которые приняли государства-участники
ОБСЕ».
Ведущий программы продолжил диалог вопросом: «Подождите! А сейчас
они к нам что, агентов ЦРУ присылают, что ли?»
«Вплоть до того, что есть и такие сведения. Я не могу говорить
конкретно, но те люди, которые делали и организовывали оранжевую революцию, у
них прослеживается, что начиная с Югославии, Грузия, Украина и далее» – ответил
Игорь Борисов. Далее он подчеркнул: «Я назвал государства, где работали миссии
ОБСЕ и результат всем известен. Там произошли оранжевые события».
Отметим, что И.Борисов принял участие в работе семинара по
вопросам выборов и наблюдения за избирательными процессами, который состоялся
21-22 июля в Вене, т.е. столице страны, не пригласившей наблюдателей на свои
выборы. По признанию участников семинара на итоговой пресс-конференции в
Интерфаксе 24 июля, многие традиционные вопросы к ОБСЕ и особенно БДИПЧ с российской стороны не нашли понимания, в т.ч. по
стандартам и универсализации наблюдения. В то же время, как подчеркнул
И.Борисов, экс-глава БДИПЧ Кристиан Штрохал, отказавшись от
приглашения для наблюдения в России, побывал в США и осталось
непонятным, что он там делал.
Член ЦИК РФ обещал передать вопросы
и возмущение нашего корреспондента в связи с тем, как проходят выборы в США –
стране, оказывающей чудовищное давление на избирательном полигоне Европы, в
частности, по проблемам составления списков допущенных к голосованию,
закрытостью процесса подсчета голосов и подведения итогов, отсутствию в этой
стране независимого органа подведения итогов выборов, проведению выборов в
рабочий день, очередями у участков
для голосования, проблемами доступа иностранных наблюдателей
даже после того, как США с 10-летним опозданием перевели взятые на себя
обязательства по допуску наблюдателей в практическую плоскость, также в связи с
тем, что механизм непрямых выборов в четвертый раз привел к власти президента,
поддержанного меньшинством, и по дискриминационному доступу представителей
партий к предвыборной агитации, поскольку большинство наблюдателей осталось в
неведении относительно наличия третьего кандидата.
На пресс-конференции в Интерфаксе И.Борисов также напомнил, что на
Украине было 13 тыс
наблюдателей и в результате в нарушение Конституции был проведен третий тур.
Россия готова перевоспитать БДИПЧ, да
там не понимают, зачем
В сфере наблюдения за выборами по линии Бюро по демократическим
институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ сохраняются
серьезные недостатки, эта работа по-прежнему ведется нетранспарентно,
келейно, без учета специфики принимающих государств, а главное, в отсутствие
коллективно согласованных нормативных правил, утвержденных межгосударственными
органами ОБСЕ.
Об этом сообщили в четверг на пресс-конференции
в Интерфаксе представители России на семинаре по вопросам выборов и
наблюдения за избирательными процессами, который состоялся 21-22 июля в Вене.
В материалах по итогам семинара сообщается, что процесс
трансформации международных стандартов в национальное право сталкивается с
большими трудностями. Эти стандарты разбросаны по большому числу документов,
имеющих разную юридическую силу. Поэтому одной из актуальных
задач, как считают российские участники семинара, является не только
систематизация данных стандартов на европейском уровне в виде отдельного
документа, но и предварительная работа по инвентаризации всего массива
избирательного законодательства, накопленного в государствах – участниках ОБСЕ,
и только эта работа позволит выйти на новое качество усилий международного
сообщества в сфере наблюдения за выборами.
Отмечено, что отсутствие кодификации норм в сфере наблюдения за
выборами дает возможность руководителям миссий оперировать такими определениями
выборов, как «неподлинные», «несвободные», «несправедливые», что отражает вкусовщину политических оценок, подменяя стандартные
правовые оценки согласно тем обязательствам, которые взяли на себя страны
включая Россию, обеспечивающие законодательно и практически наблюдение на
выборах. Однако неправые дефиниции применяются в итоговых оценках выборов в
рамках ОБСЕ.
«Институт наблюдения практически замер», – констатировал на
пресс-конференции в Интерфаксе участник семинара в Вене, член Центризбиркома с
решающим голосом Игорь Борисов. Он указал на недостаток профессионализма
наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ, в частности, половину миссии
в Армении составили студенты, которые никогда не принимали участия в
национальных выборах. Член ЦИК отметил пристрастность наблюдателей в Беларуси.
По его словам, опыт проведения в России парламентских выборов 2 декабря 2007
года и президентских выборов 2 марта 2008 года нашел отражение в выработке
базовых принципов наблюдения. Отвечая на вопросы журналистов,
Член ЦИК также подчеркнул, что БДИПЧ
выдвигали требования, которые не соответствуют взятым на себя Россией
обязательствам. Бывший глава БДИПЧ, австрийский
дипломат Кристикан Штрохал
прислал телеграмму с отказом посетить Россию в то время,
как возвращался из США и осталось непонятным, что он там делал во время
избирательной кампании в нашей стране. После смены руководства БДИПЧ, которое 1 июля возглавил представитель Словении Яниш Ленарчич, с этой
организацией удалось наладить диалог.
Новый глава БДИПЧ согласился посетить Москву
в первой половине сентября.
На пресс-конференции возник вопрос об эффективности использования
средств финансирования ОБСЕ, причем Борисов высказал мнение о возможности
помощи в таких случаях, как провальные референдумы во Франции и Голландии.
Отвечая на сомнения относительно финансирования Россией ОБСЕ, член ЦИК заявил,
что мы не должны выходить из международных организаций, занимающихся вопросами
демократии.
Исполнительный директор Российского фонда свободных выборов Андрей
Пржездомский со своей стороны отметил, как
представители некоторых стран подчеркивали, что финансирование ОБСЕ позволяет
способствовать развитию демократии, причем настойчивость утверждений вызывает
сомнения в их искренности. По словам Пржездомского,
на многие вопросы по системным проблемам участники семинара ответов не
получили.
Участник пресс-конференции, руководитель Российского центра
обучения избирательным технологиям при ЦИК России Александр Иванченко напомнил, что в российском
законодательстве закреплено приглашение международных наблюдателей. Он считает,
что мы в ущерб национальному экспертному мониторингу даем больше статуса
международному наблюдению. Иванченко ратует за восстановление в российском
законодательстве института общественного наблюдения, поскольку сейчас на
выборах могут работать только наблюдатели от политических партий. Он сообщил о
проблемах использования т.н. «черных денег» вне избирательного фонда с
использованием Интернета, когда открытый на территории иностранного государства
сайт «мы не можем запихнуть в рамки правового поля». Руководитель РЦОИТ выразил готовность провести в октябре в Москве
конференцию и продолжать работу, чтобы повышалось доверие к международному
наблюдению.
Информация Центризбиркома – расшифровка брифинга Владимира Чурова 23.07.08
Брифинг Председателя ЦИК России В.Е.Чурова
после заседания ЦИК России 23 июля 2008 года
Л.И.Московкин («Московская правда»):
Владимир Евгеньевич, поздравляю Вас с наступающим Днем военно-морского флота.
В.Е.Чуров: Я всегда
считал этот день для себя знаменательным дважды: это день военно-морского
флота, наш любимый семейный праздник, и день моих именин.
Л.И.Московкин («Московская правда»): Это
специально так задумано, что день военно-морского флота совпал с Вашими именинами?
В.Е.Чуров: Признаюсь
честно, поскольку назначение празднования Дня военно-морского флота на 28 июля
состоялось до моего рождения, то я всех обстоятельств не припомню.
Т.С.Иванова (ИТАР-ТАСС): Владимир Евгеньевич, я хотела бы
спросить, в связи с чем были назначены выборы в
Чеченской Республике?
В.Е.Чуров: Как вы
знаете, в Чеченской Республике был проведен референдум, внесены изменения в
Конституцию Чеченской Республики. Теперь в республике формируется однопалатное
представительное собрание, которое будет избираться по пропорциональной
системе.
Т.С.Иванова (ИТАР-ТАСС): Требуют ли выборы в Чеченской Республике
повышенного внимания со стороны Центральной избирательной комиссии РФ?
В.Е.Чуров: Любые
выборы в РФ требуют особого внимания со стороны ЦИК России, поэтому им будет
оказано необходимое содействие. В Чеченской Республике положительно
зарекомендовали себя избирательные комиссии. Вся необходимая методическая и
организационная помощь будет оказана. Также я надеюсь, что мы вместе с вами
поработаем, чтобы подготовка к выборам и сам день голосования освещались
максимально широко в российских средствах массовой информации.
Т.С.Иванова (ИТАР-ТАСС): Будут ли в октябре проходить выборы в
других субъектах РФ?
В.Е.Чуров: Выборы
будут проходить в пяти субъектах РФ.
А.В.Карплюк
(Интерфакс): На проходящем семинаре ОБСЕ в Вене были представлены с российской
стороны не члены избирательной системы, а представители общественных
организаций. Будет ли какое-то освещение того, что происходит в Вене со стороны
ЦИК России?
В.Е.Чуров: Мы
запланировали, что через неделю на очередном заседании ЦИК России будут
заслушаны отчеты о поездке исполнительного директора Российского фонда
свободных выборов А.С.Пржездомского и руководителя
Российского центра обучения избирательным технологиями при
ЦИК России А.В.Иванченко. Они возвращаются сегодня
вечером. Возможно, будут продемонстрированы слайды.
А.В.Карплюк
(Интерфакс): Но эти же поездки, насколько я понимаю,
организованы на общественном уровне?
В.Е.Чуров: Мы
принимали непосредственное участие в подготовке документов для этого семинара.
А.В.Карплюк
(Интерфакс): Будет ли ЦИК России использовать другие возможности для
лоббирования предложений по реформированию системы международных наблюдателей.
В.Е.Чуров: Я бы хотел
отметить, что сам факт ранее состоявшихся семинаров по парламентской линии в
Копенгагене, Москве, Санкт-Петербурге и нынешних консультаций на уровне
известных специалистов в Вене – существенное продвижение вперед, т.е. признан
тот факт, что система международного наблюдения в современном мире требует
совершенствования, это важный элемент дальнейшего сотрудничества.
Т.Ю.Кособокова (РБК daily): Как обстоят
дела с Регламентом ЦИК России?
В.Е.Чуров: В
настоящее время существуют два разных подхода к изменению Регламента ЦИК
России. Первый подход – переписать его заново. Второй подход – сохранить основу
ныне действующего Регламента, добавив в него те документы, которые были приняты
за полтора года. Как профессионалы, постоянно работающие с ЦИК России, вы
знаете, что были приняты некоторые документы регламентного характера, например,
специальное разъяснение по поводу замещения освободившихся
мест членов избирательной комиссии субъекта РФ. А также следует добавить
в Регламент те новые издания, которые мы стали выпускать на регулярной основе –
нашу книгу о заявлениях после каждых выборов, книгу отзывов международных
наблюдателей и другие регулярные издания. Лично я поддерживаю второй подход:
сохранить ныне действующий Регламент, добавив в него все новые документы.
Сейчас группа под руководством заместителя Председателя ЦИК России С.В.Вавилова
и секретаря ЦИК России Н.Е.Конкина сводит все
предложения воедино. Торопиться нам некуда, потому что и ныне действующий
Регламент не препятствует ни моей работе, ни работе моих коллег, ни работе
представителей СМИ.
А.В.Карплюк
(Интерфакс): Несет ли какой-то из предложенных
вариантов революционные изменения?
В.Е.Чуров: Нет. Вы
знаете, что мы сторонники стабильного прогресса. И та высокая степень
открытости, которая сохраняется на протяжении многих лет в ЦИК России, будет
продолжена.
Л.И.Московкин («Московская правда»):
Сейчас поступает много информации о предвыборной активности в США? Будут ли
участвовать представители ЦИК России на предстоящих выборах в США в качестве
наблюдателей?
В.Е.Чуров: Мы
получили приглашения, готовимся. Но я еще раз подчеркну, что наш подход чисто
профессиональный. Нас не интересует надзор за выборами. В каждом
демократическом государстве своя демократия. Нас интересуют те элементы,
которые мы могли бы использовать, и те негативные события, которых мы могли бы
избежать на своих выборах. Это главная цель.
А.В.Карплюк
(Интерфакс): Насколько масштабной может быть делегация ЦИК России?
В.Е.Чуров: Я не
думаю, что делегация будет очень большой. Я еще раз подчеркну, никто и никогда
не доказал, что результат работы зависит от количества работников. Результат
работы зависит от производительности труда. Это доказано развитием мировой
цивилизации. Вот, например, очень интересная вещь, о которой мы говорим, –
совместные подходы к мониторингу средств массовой информации. Здесь нужно
выделить следующие аспекты: никто нигде и никогда не доказал, что результат,
полученный на выборах, прямо пропорционален освещению в средствах массовой
информации. Приведу пример из другой области. Все художественные кинофильмы
имеют приблизительно одинаковую продолжительность – от 80 до 110 минут. Это
современный формат фильмов. Однако рейтинги и кассовые сборы фильмов совершенно
разные. Похожая ситуация обстоит и с освещением избирательных кампаний. Например, информация по мониторингу средств массовой информации США
показала, что кандидат на должность президента от Демократической партии Б.Обама почти в три раза опережает по количеству минут
телеэфира (если я не ошибаюсь, у него примерно 144 минуты) кандидата от Республиканской
партии Дж. Маккейна, но это не значит, что разница
полученных голосов избирателей будет такой же.
Л.И.Московкин («Московская правда»):
Владимир Евгеньевич, российские журналисты приблизительно знают, что происходит
во время выборов в России, но нам сложно бывает освещать выборы в других
странах.
В.Е.Чуров: Со своей
стороны, мы постараемся в этот раз обеспечить представителей СМИ максимальной
информацией, но в преломлении к тому опыту, который можно заимствовать. На что
мы можем обратить внимание? Например, на опыт дистанционного голосования,
использования сети интернет. Мы не хотим повторить чужие ошибки, на них лучше
всего учиться. Поэтому мы должны учитывать опыт других стран. А также нам
интересен вопрос формирования списков избирателей. Как вы знаете, сейчас в
Америке существует серьезная проблема формирования списков избирателей и с
правом избирателей попасть в список. У нас такое невозможно, все обладают
равным правом, вносятся в списки обязательным порядком. А в США у избирателя
есть право и возможность попасть в избирательный список, ограниченное в разных
штатах разными условиями.
А.В.Карплюк
(Интерфакс): Кто будет возглавлять делегацию? Вы?
В.Е.Чуров: Посмотрим.
Все будет зависеть от моей загруженности. Для каждого нормального руководителя
работа на благо своей страны являются приоритетными.
Т.С.Иванова (ИТАР-ТАСС): Мы знаем, что в Государственной Думе
вносятся предложения по поправкам к избирательному законодательству. Например,
очень активно работает фракция КПРФ. Со своей стороны, что и когда Вы будете
делать?
В.Е.Чуров:
Завершается работа над обобщением правоприменительной практики. К осенней
сессии мы представим свои материалы в Государственную Думу, Совет Федерации, в
Правительство, Администрацию Президента и в другие органы, имеющие право
законодательной инициативы.
А.В.Карплюк
(Интерфакс): Есть ли что-то радикальное в предлагаемых законопроектах?
В.Е.Чуров: Что
касается законопроектов, то они поступают к нам на рецензию. Хочу отметить, что
в ЦИК России никоим образом не учитывают происхождение документов (кто внес
данный законопроект), предоставляемых для оценки. Партийное происхождение
законопроекта не играет для нас никакой роли, мы оценивает позитивные моменты,
содержащиеся в предложении, отмечаем недостатки и в случае необходимости вносим
свои дополнения и предложения. Так мы работали над законопроектом, поступившим
из Санкт-Петербурга. Мы гордимся, что в этом законопроекте есть и наш вклад. И
я хочу отметить, что Государственная Дума не так часто принимает законопроекты,
поступившие из субъектов РФ. Это касается единого дня голосования на выборах в
местное самоуправление.
А.В.Карплюк
(Интерфакс): Ваши предложения, которые Вы отправите в Государственную Думу
осенью, максимально приближены к тексту закона?
В.Е.Чуров: Нет. Я еще
раз подчеркиваю, что мы не пишем законопроекты. Мы работаем на уровне фактов.
Это сборник коллизий, трудностей, которые возникали при реализации законов.
Т.Ю.Кособокова (РБК daily): Владимир
Евгеньевич, во время поездки на Селигер вы упомянули о возможности проведения
голосования через Интернет.
В.Е.Чуров: Это будет
эксперимент в рамках ныне действующего законодательства. Мы приглашаем всех
специалистов, которые хотели бы принять участие в реализации этого
эксперимента, приходить к нам и высказывать свои соображения. Мы объективно
воспринимаем все плюсы и все минусы данного экспериментального проекта. Еще
никто и нигде не доказал, что эта система работает. В том числе и в Эстонии. В
некоторых публикациях промелькнуло высказывание, что якобы к голосованию по
сети интернет в Эстонии не было никаких претензий. Была очень широкая дискуссия
как до, так и после этого голосования. Так, проголосовало по сети Интернет,
если я не ошибаюсь, от числа досрочно проголосовавших три процента. Мы должны
понять, возможно ли обеспечить хотя бы элементарные
правила сохранения тайны голосования, надежности результата. Мы сейчас детально
обсуждаем эти и другие вопросы.
Т.Ю.Кособокова (РБК daily): Эксперимент
будет проходить по досрочному голосованию?
В.Е.Чуров: Нет,
эксперимент будет проходить на муниципальных выборах в отдельно взятом
муниципальном образовании после его согласия. Выбор этот субъекта – довольна
тяжелая задача.
Вопрос: Вы можете уточнить, как будет проходить процедура
голосования?
В.Е.Чуров: Существует
несколько вариантов проведения голосования. Мы их внимательно рассматриваем. Мы
хотим их всесторонне обсудить с специалистами и
экспертами, в том числе и с наиболее продвинутыми членами интернет-сообщества.
Все обсуждения будут проходить гласно. И я еще раз хочу подчеркнуть, что
голосование через сеть Интернет – это всего лишь эксперимент. Но если мы не
хотим отстать от всего мира, то мы должны этот эксперимент провести.
Вопрос: Где будут голосовать избиратели по сети Интернет?
В.Е.Чуров: Рассматриваются
разные варианты, в том числе и покрытие сетью Интернет выбранной местности. Как
вы знаете, у нас не все регионы одинаково технологичны, и не все граждане
обладают компьютерной грамотностью. Мы постараемся учесть все эти данные и
подберем такой муниципалитет, где число пользователей сетью Интернет больше чем
в среднем по стране.