В конце – текст Делягина из 10 пунктов

 

18.08.08 Лев МОСКОВКИН

Геноцид как PR-кампания

Схватка цивилизаций: почему Россия проиграла информационную войну?

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин поставил вопрос: как Россия оказалась виноватой, защищая свой народ от геноцида?

Долгое обсуждение в Независимом пресс-центре вывело на известную банальную причину. На Западе – инициатива, национальный эгоизм и политическая шпананеоконы, безумные, как мартовские зайцы. Они вокруг Маккейна, который не может забыть, как его сбили во Вьетнаме советской ракетой. После агрессии Саакашвили шансы «американского Горбачева» Обамы пали, в международке он ничто. У нас – клептокартия, она умеет только деньги пилить и не способна принимать решения. Если брать Тбилиси, ловить «грузинского Гитлера» Саакашвили, уничтожать его финансовую поддержку – нефтепровод в обход России, то надо принимать решение. А мы не можем!

Почему в российских СМИ связь финансовой паники в США с агрессией Грузии в день Олимпиады воспринимается как паранойя? По словам Делягина, наши журналисты привыкли к ручному управлению и без указки не знают, о чем писать

В этой циничной истории есть скрытая сторона. Хотя США своих целей не прятали, вооружая и вдохновляя Саакашвили, те, кто мог принимать решения с нашей стороны, рассчитывали половить свою рыбку. Жажда скрасть побольше на олимпийской стройке перекрыла национальные интересы сообразно миссии России.

И все же Россия, по мнению Делягина, выдержала экзамен на государственность, встав на защиту своих граждан. Хотя и очень дорогой ценой.

Открытым остался вопрос о свидетельствах приказа Госдепа начать артобстрел Цхинвала в день открытия Олимпиады. Но олимпийскую PR-кампанию США выиграли и весь мир повел себя, как срежиссированный оркестр, из уст политиков посыпались домашние заготовки. Сказался генетический страх перед Россией, полагает Делягин.

И совсем никто не связывает торговые войны, в т.ч. на лекарственном фронте, с тем, почему мы так не любим друг друга, если Солнце восходит на Западе и конкретно в городе Вашингтоне. Глотая тонны антибиотиков, можно совсем потерять волю и стать хуже американцев.

 

Сообщения

 

Депутаты готовы сделать заявление по грузинскому геноциду югоосетин

Думская фракция «Единая Россия» соберется в понедельник на экстренное заседание в Малом зале Государственной Думы, на котором может быть вынесено предложение по созыву внеочередного заседания нижней палаты Федерального Собрания.

Предполагается, что т.о. будет выработана и выражена жесткая позиция российской стороны связи с событиями на Кавказе. Позиция будет сформулирована в заявлении Госдумы.

 

Российские СМИ привыкли к ручному управлению – Михаил Делягин

- Почему у наших журналистов нет позиции по грузинской агрессии?

- Наши СМИ привыкли к режиму ручного управления: клерк Администрации президента сказал – они выполнили, клерк Администрации президента запил – они не знают, чего писать и чего делать. Ну не все, но значительная часть. У нас все решения раньше принимал один человек, а теперь я даже не знаю, кто принимает и как принимает. В результате когда возникает непонятная ситуация и непонятно, что делать, наш журналист понимает, что зачем чего-то писать, когда у редактора еще нет команды, что я должен написать. И мы видим, что люди ведут себя крайне неопределенно и аморфно, никакого отстаивания позиции нет, потому что нет самой позиции. На Западе система строится совершенно по другому, там есть понимание национальных интересов, которое доступно представителям элиты. Но там нет прямой административной ответственности, там есть чувство инициативы, которое проявляет каждый на своем рабочем месте. И люди понимают, что в обход России должен быть нефтепровод и в комплект к нему должен быть газопровод, который не контролируется Россией. Раз так, Грузия права, а русские неправы. Плюс страх перед Советским Союзом, вернее, страх перед Россией, который зародился задолго до возникновения Советского Союза, который генетически передается на Запад и мы с этим ничего не сделаем. То есть там гибкая инициативная система. Понимаете, нет мирового правительства, вот если бы оно было, то туда уже давно кинули бы термитную бомбочку, причем совсем не наши товарищи. А у нас первобытный 19 век, административно-командная система. Если бы так работала сталинская машина, половина была бы расстреляна, половина строила бы сейчас восточносибирский нефтепровод. У нас ухитрились сочетать, восстановить худшие черты Советского Союза и скрестить их с худшими чертами Грузии. Ну а грамотные люди на Западе сделали наоборот. Не потому что мы такие лапти, потому что разная мотивация. Западная бюрократия зарабатывает деньги, а наша бюрократия их ворует и уводит на Запад. Разница в мотивации.

- Америка вышла на финишную прямую кризиса, почему позиция о связи кризиса в США с грузинской агрессией вызывает ощущение паранойи?

- Они будут выкупать свои банки. Это не финишная прямая кризиса, это один из витков. Этот кризис кончится исчезновением доллара как мировой резервной валюты и распадом единого финансового пространства на несколько валютных зон. До этого кризис будет продолжаться, он будет как маятник качаться между Европой и Соединенными Штатами. Но я абсолютно уверен: прямой команды Саакашвили в день открытия Олимпиады на рассвете нанести артиллерийский удар никто не давал. Это не в американском стиле. Вот американский стиль – как некоторые наши ребята в администрации президента: я вам задачу поставил, направление обозначили, дальше проявляйте инициативу, дальше посмотрим. Его вооружили, ему определили, что он будет оставаться в безнаказанности, что мы тебя в случае чего прикроем и выручим, Отнюдь не обязательно, что его прикрыли бы и выручили в случае чего. Такого рода обязательства, такого рода люди ничего не стоят даже на Западе. То есть его вдохновили, воодушевили, вооружили. Это является подготовкой геноцида, но не его непосредственная организация, это разные вещи.

Позже Делягин согласился с тем, что возможно команда Саакашвили поступила от Госдепа.

 

Для либералов Солнце всходит не просто на Западе, а конкретно в городе Вашингтоне – Михаил Делягин

Директор Института глобализации Михаил Делягин видит угрозу позиции России в деятельности неоконсерваторов, которыми окружен кандидат в президенты США от Республиканской партии Маккейн. Делягин назвал «неоконов» политической шпаной.

В своих комментариях нашему корреспонденту по связи событий на Кавказе с динамикой кризиса в США М.Делягин предположил, что только неудачи нашей пропаганды вынудили «американского Горбачева» Обаму выступить против России.

«То, что Обама выступил против России однозначно, для нас очень плохой признак. Мы знаем, что партия демократов – это такие же сумасшедшие либералы, как наши, но Обама повернулся к внешней политике, чего раньше не было. Наша неудачная пропаганда вынудила его повернуться. Если бы наша пропаганда была эффективной, если бы мы доказали свою правоту, то у Обамы не было бы повода, он сконцентрировался бы на внутренних вопросах. Сейчас, поскольку Обама вытащен на международное поле где он слаб и где он ничто, растут шансы у Маккейна. Это для нас очень плохо, ну потому что как говорится дедушка старый, ему все равно и в этом его отличие от Рейгана. Во-вторых, он окружен «неоконами», которых у Рейгана просто не было. И в-третьих, у Рейгана просто не было личных причин ненавидеть Россию, а товарищ Маккейн до сих пор хорошо помнит, не может простить нам, что советская ракета его сбила во Вьетнаме. Нам конечно нужен Обама, но его шансы снижаются. Обама нужен, потому что Обама – это американский Горбачев. Неоконы все у республиканцев, причем они именно при Маккейне» – сказал М.Делягин.

Он подчеркнул, что Восточная Европа действительно уверена в том, что в США все делается правильно, потому что они ее кормят, а европейская бюрократия – по другой причине, они отвыкли принимать решения.

По мнению М.Делягина, Совет Россия-НАТО собираться не будет или даже его закроют, хотя скорее не будут обострять, просто не будут собирать, при этом отношения НАТО и России сильно ухудшатся, будут совместные маневры с украинцами, форсированное принятие Грузии, более затянутое во времени но тоже форсированное принятие Украины и Германия этому сопротивляться уже не будет. После этого возможно улучшение отношений России с НАТО, но Делягин не уверен, зачем это нам нужно после принятия Грузии, можно будет сказать, чтоб не принимали Украину.

Отвечая на вопросы нашего корреспондента о причинах невосприятия российскими СМИ отрицательной информации об США, М.Делягин подчеркнул, что для либералов Солнце всходит не просто на Западе, а конкретно в городе Вашингтоне. «Символ либерализма. Когда вы говорите, что американцы что-то делают не так, мы повергаем редактора в шок» – пояснил Делягин. «Грузины не могут бомбить Цхинвали, потому что мы с ними так славно выпивали 30 лет назад» – добавил он, напомним, как аналогично ранее предполагалось, что немцы не могут творить зверства. К настоящему времени в Грузии развился «Палестинский синдром» вследствие вымывания интеллектуальной элиты и архаизации общества, причем в России то же самое происходит в мягкой форме.

Если бы мы довели дело до конца, последствия были бы только позитивные. Южная Осетия кормить сама себя не сможет, значит, это наши прямые расходы.

Выступая сегодня на пресс-конференции в Независимом пресс-центре, М.Делягин предположил, что на инвестиционном климате события на Кавказе не отразится, потому что инвесторы люди циничные, им все равно, кто кого убивает. Семь млрд долларов спекулятивных капиталов ушло, но часть уже вернулось. Мы привыкли говорить о своих недостатках, а их над сравнивать с другими, мир входит в новый виток глобального кризиса. Если бы поймали Саакашвили, то фондовый рынок отреагировал на это соответствующим образом. Если Россия не наказывает Саакашвили как виновного, значит, он невиновен, виновен кто-то другой – Россия. Спасая свой народ от геноцида и оказаться виноватыми, это надо уметь, считает Делягин. Количество безумцев на Западе, которые уверены, что никакого геноцида не было и Россия – тоталитарный режим, будет расти в геометрической прогрессии. Если раньше Меркель не вспоминала свое правозащитное прошлое и то, что Путин офицер КГБ, то теперь ее понесло. Мы реально можем потерять Украину, но Евросоюз потерян очень давно. Делягин считает, что для России триста млрд рублей это ничего, у нас шесть триллионов заморожено, мы можем год не собирать доходов.

Это не отменяет кризиса российской экономики, но отодвигает его. Россия переживет жестокий финансовый кризис без всякого Запада, потому что у нас построена очень неэффективная модель экономики.

 

Михаил Делягин уверен, что надо было брать Тбилиси и бомбить нефтепровод

Россия должна была довести до завершения операцию на Кавказе и ликвидировать нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, действие которого фактически позволяет Грузии финансировать терроризм.

С такой позиции выступил в понедельник на пресс-конференции в Независимом пресс-центре директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

По его словам, возможность взятия Тбилиси или поймать Саакашвили потребовала бы от российской бюрократии необходимости принятия решения, а этого она не может, будучи клептократией, которая способна только на распил денег, она отказывается от интересов государства и преследует собственные интересы, замораживание счетов клептократии на Западе для страшнее атомной бомбы.

При этом Делягин считает, что экзамен на государственность Россия выдержала, встав на защиту своих граждан. Однако организаторы геноцида остались безнаказанными и потому виноватой оказалась Россия.

Свою пресс-конференцию Делягин начал с заявления о том, что все, что можно было представить плохого, случилось, и для него это большое горе. «Чего бы я ни дал, чтоб причин проводить эту пресс-конференцию не было» – сказал он.

С военной т.зр., как считает Делягин, это очень грамотная операция, которая показала, что Грузия не считает эту территорию своей. Расстрел города за одну ночь – это военное преступление, не был организован коридор для выхода мирного населения, мало того, грузинские снайперы расстреливали людей.

Вывод Делягина состоит в том, Саакашвили стал грузинским аналогом Гитлера.

Говоря об уровне боеспособности Российской армии, Делягин поставил вопрос о том, на что были потрачены огромные деньги на армию. Он хотел бы видеть Сергея Иванова если не в Цхинвали, то на телеэкране, чтобы он объяснил. Российская армия не могла два дня войти в Южную Осетию, оборонялись сами югоосетины, которые сорвали грузинский блиц-крик. Хотя грузинская армия уже не представляла тот сброд, который ранее обрушился на Абхазию, американские инструкторы сделали свое дело. По-прежнему наиболее эффективной армией на Кавказе остается этнически мотивированное ополчение. Поскольку маньяк не понес наказания, новую агрессию против граждан России Делягин считает неизбежной. Россия передала решение вопроса на арбитраж Запада и никаких иллюзий быть не может. Запад будет занимать антироссийскую позицию, им нужен нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, потому что по нему пройдет газопровод в обход России, это стратегическая заинтересованность и ни на какой объективный арбитраж рассчитывать не надо, а Блумберг и CNN будут давать информацию о грузинских революционерах и Россию, которая из обвинителя превратилась в обвиняемого. Если бы довели дело до конца, последствия были бы только позитивные. Южная Осетия кормить сама себя не сможет, значит, это наши прямые расходы.

Больше всего Делягина потрясли официальные пропагандисты, чего казалось бы проще чем рвать на себе рубаху и орать в стиле товарища Леонтьева. Он подчеркнул, что на каком-то уровне планы по захвату Тбилиси существовали, почему нельзя ловить Саакашвили и брать Тбилиси? Но ведь тогда придется принимать решения, а мы же можем. Делягин уверен, что представители российской бюрократии ориентированы только под распил денег.

По словам Делягина, российское государство продемонстрировала слабость в трех направлениях. Несмотря на открытость грузинских приготовлений, нападение стало полной неожиданностью. Второе направление – Российское государство потерпело сокрушительное поражение в глобальной информационной войне, Вести-24, в оценке Делягина это лучшее новостное вещание, что у нас есть, в первые дни не знали, что передавать, нашей позиции четкой и внятной не существовало, наша пропаганда допускала прямую ложь. В результате на Западе Россия представлена тоталитарным монстром, который «с какого-то перепою» решил раздавать маленькую Грузию. Третье – Россия проявила слабость позиции, надо было добиваться признания геноцида с той же последовательностью, как армяне добиваются признания геноцида турками.

По мнению М.Делягина, вся ликвидная часть российских активов должна была быть эвакуирована с Запада в качестве доказательства серьезностью намерений. Восстановление Южной Осетии должно идти за счет агрессора, понятно, что у Грузии денег нет, но грузинский народ должен понимать меру ответственности, голосуя за грузинского Гитлера. Нефтепровод должен был быть уничтожен, потому что фактически он позволяет финансировать терроризм. Все эти и другие требования должны были быть выдвинуты Россией, считает Делягин.

Он отметил, что «Путин был оттеснен на хозяйство», эта война резко изменила соотношение сил, силовики в условиях войны подчиняются президенту. В этих условиях либерализация режима внутри страны становится неактуальной. Как считает М.Делягин. российское общество глубоко больно, люди не понимают, что бить по бюрократии означает бить по России. Из того, что в Южной Осетии по умолчанию воруют российские деньги, делается вывод, что российских граждан там убивать можно. Российские либералы договорились до того, что больницу в Цхинвали разрушили российские вооруженные силы. Грузинские генералы всерьез обсуждали, сколько осетинских мужчин надо убить, чтобы стереть Южную Осетию с лица Земли. Human Wrights Watch's, которая не увидела геноцид русских в Чечне, признала наличие 44 погибших мирных граждан в Южной Осетии. Делягин отметил, что международные правозащитники нашли мертвых в морге, хотя на жаре под обстрелом убитых в морг не тащат, кроме того, от такого обстрела не остается что-то, что можно идентифицировать как человеческие останки.

Позиции России окрепли на Кавказе окрепли, отмечает Делягин, потому что там силу понимают, но стратегические позиции страны ослабли. Тем не менее, тест на государственность Россия прошла хоть и с большим опозданием и с большими потерями – жизнь наших граждан, неизвестно сколько будет потрачено на восстановление Цхинвали и сколько будет спилено, поймана за руку Украина на поставках оружия Грузии и это ухудшило наши отношения с Украиной. Однако если бы Россия не защитила своих граждан, потери были бы значительно больше.

По словам М.Делягина, уроков много, большинство из них очень тяжелые. Не будучи психиатром, он не стал повторять многочисленные диагнозы Саакашвили, но отметил состояние Грузии, при котором подобные действия были неизбежны. В результате уничтожения производства как символов колониализма в Грузии привело к тому, что миллион человек, это наиболее активная часть населения Грузии, уехала на заработки или насовсем. При Саакашвили положение чуть улучшилась за счет нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, поступлений от этнических грузин, масштабной помощи США.

 

Пресс-релизы

 

18 августа 2008 года Председатель Государственной Думы Борис Грызлов ответил на вопросы парламентских журналистов в связи с годовщиной августовского дефолта 1998 года:

«Десять лет назад ошибки в экономической политике, отсутствие четкой концепции развития страны привели к серьезному кризису, в результате которого пострадали миллионы людей. Сейчас нет никаких предпосылок для того, чтобы повторилось нечто подобное. Более того, ставятся такие амбициозные задачи, как вхождение в пятерку крупнейших экономик мира, формирование в России финансового центра мирового уровня. И эти задачи нам по силам.

Мы уверенно смотрим в будущее. Проводимый курс обеспечил России высокую степень стабильности, и даже на фоне общемировых кризисных явлений наша страна, наша финансовая система демонстрируют надежность и устойчивость. Мы практически рассчитались по внешним долгам, растут золотовалютные резервы, сохраняются высокие темпы экономического роста, накопленный объем иностранных инвестиций за восемь лет увеличился в семь раз.

При этом, решая задачи перехода на инновационный путь, мы считаем безусловным приоритетом обеспечение макроэкономической стабильности. Именно такой подход позволяет гарантировать достижение долгосрочных целей в рамках общенациональной стратегии развития, защитить права и интересы граждан. Именно такой подход положен в основу совместной работы депутатов и исполнительной власти над федеральным бюджетом».

 

14 августа в Государственную Думу был внесен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», разработанный во исполнение Указа Президента РФ от 15 мая 2008 г. N797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».

Олег Дорианович Валенчук: «Данный законопроект должен положить конец милицейскому произволу в сфере малого и среднего предпринимательства. Отдельные положения действующего Закона «О милиции» наделяют сотрудников органов внутренних дел неоправданно обширными правами в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность – в частности, производить осмотр помещений, изучать финансовую документацию, изымать образцы продукции, проводить проверки и ревизии финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности. При этом Закон не содержит четких процедур, которые наделяли бы не только милицию, но и лиц, в отношении которых проводятся указанные действия, определенными правами и обязанностями. Все это дает простор для злоупотреблений. Согласно предложенным поправкам проведение мероприятий, направленных на пресечение правонарушений и преступлений, станет возможно только при наличии соответствующего повода к возбуждению дела, а должностные лица органов внутренних дел при проведении таких мероприятий должны будут руководствоваться только теми процедурами, которые прямо предусмотрены нормами УПК РФ и КоАП РФ».

 

Виктор Фридрихович Звагельский: «Предлагаемые поправки не имеют своей целью существенно сузить круг полномочий органов внутренних дел. Наша задача – более подробно регламентировать эти полномочия, тем самым обеспечив защиту прав юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, при проведении проверок их деятельности».

 

14 августа в Государственную Думу был внесен законопроект « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности».

При определении видов деятельности, лицензирование которых предлагается заменить обязательным страхованием гражданской ответственности, учитывались лицензионные требования и условия, предъявляемые к данному виду деятельности. Кроме того, для оценки рисков при осуществлении предпринимательской деятельности были привлечены представители страхового и банковского сообществ, проведены консультации с представителями лицензирующих органов и предпринимательскими объединениями, осуществляющие соответствующие виды деятельности.

Члены Комитета прокомментировали законопроект:

Евгений Алексеевич Федоров: «Данный законопроект – очередной последовательный шаг, нацеленный на исполнение Указа Президента России «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Предлагается заменить лицензирование двух групп деятельности – почтовой связи и перевозок – обязательным страхованием гражданской ответственности. При этом сохраняются иные действующие в настоящее время формы государственного контроля, установленные законодательством, регулирующим конкретные виды деятельности.

В целях проведения подготовительных мероприятий, необходимых для замены лицензирования, планируется установить отлагательную норму, предусматривающую завершение переходного периода к 1 июля 2009 года».

Олег Дорианович Валенчук: «Лицензирование, как форма государственного регулирования, служит административным барьером для выхода на рынок недобросовестных предпринимателей. Однако, в данных сферах лицензирование по сути является дублирующим механизмом, так как задачи по обеспечению безопасности услуг почтовой связи и грузоперевозок уже сейчас регулируются другими методами. К примеру, в соответствии с действующим законодательством, регулирующим грузоперевозки на всех видах транспорта, в настоящее время применяется обязательное или добровольное страхование. Также существует такая форма как обязательное получение допуска на осуществление перевозок всеми видами транспорта, в этом случае применяется технический контроль в рамках обязательно сертификации или в порядке надзора».

 

Виктор Фридрихович Звагельский: «Принятие данного проекта закона направлено на обеспечение гарантии возмещения ущерба третьим лицам при нарушении требований законодательства РФ в указанных сферах деятельности. Немаловажно также, что законопроект упрощает порядок продления лицензии, для чего в закон вводится норма о применении упрощенного порядка продления действия лицензии в случае, если за время ее действия не были выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий»,

 

Руслан Кондратов: «Грузинская агрессия в Южной Осетии поставила перед сложным выбором мировые державы»

Россия не обязана оправдываться перед Западом за действия, направленные на пресечение чудовищного акта агрессии Грузии по отношению к южноосетинскому народу. Несмотря на активнейшую антироссийскую пропаганду, развернутую Соединенными Штатами в мировых СМИ, необходимо понимать, что военные действия в Южной Осетии в очередной раз поставили мировые державы перед выбором – «за кого?», и этот вопрос сегодня ставиться практически ультимативно, во всяком случае, со стороны США.

Официальный Белый Дом, заявляя о необходимости «гуманитарной поддержки Грузии», продолжает накалять международную обстановку и дезинформировать общественное мнение планеты, обвиняя Россию в применении силы на чужой территории и призывая ее чуть ли не покаяться перед Саакашвили. Странно при этом, что никто не вспоминает о том, что американские войска уже не первый год топчут земли Афганистана и Ирака, навязывая жителям этих стран свою политическую волю.

Конечно, для республиканской команды Джорджа Буша кровавая бойня в Южной Осетии – это серьезный удар по имиджу «проекта Саакашвили», как его называют многие политические аналитики. Для самого Буша политические разногласия народов бывшего СССР ничего не значат, но приблизиться к территории России, и создать для НАТО еще одну военную базу, напичканную американским оружием – это стратегическая цель, к которой при помощи «карманного политика» Саакашвили НАТО практически приблизилась.

Соединенные Штаты просчитали выгоду многих информационных поводов для «отмашки» своему грузинскому протеже, в том числе и начало Пекинской Олимпиады, которую они пытались всячески подорвать еще в период проведение традиционной эстафеты Олимпийского огня, используя тибетские политические настроения. Заработала и заранее подготовленная информационная пиар-машина, в ходе которой в течение нескольких дней Штаты оплакивали «бедную» Грузию, и обвиняли в военных преступлениях Россию. Однако эти действия только усугубило соотношение сил в международных отношениях.

Серьезно настораживает и перемена политического климата в отношениях России и многих дружественных нашей стране европейских держав. Европа очень не хочет ругаться с США, однако ситуация требует действий, и закрывать глаза на то, что происходит сейчас на Кавказе, не имеет право ни одна держава.

 

Г.А.Зюганов: Политика США, размещение ПРО в Польше учит, что России нельзя быть слабой

Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции Компартии в Государственной Думе Г.А. Зюганов по просьбе СМИ прокомментировал достигнутое между Вашингтоном и Варшавой соглашение о размещении элементов американской ПРО в Польше. Председатель ЦК КПРФ прямо заявил: «Американская база ПРО в Польше является прямой угрозой безопасности России».

«Считаю это грубейшим нарушением всех предыдущих наших договоренностей с США и другими странами НАТО, – подчеркнул Г.А.Зюганов. – Этим соглашением резко нарушается баланс сил и оно представляет прямую угрозу национальной безопасности России».

- За последний, достаточно длительный, временной период Вашингтон ни в одном вопросе не пошел навстречу России, – заметил Председатель ЦК КПРФ. – Американцы постоянно дружески похлопывают нас по плечу, но ни по одной позиции из большого круга вопросов, обсуждаемых в последнее время, Белый дом не пошел навстречу России.

«Политика США, размещение ПРО в Польше учит, что России нельзя быть слабой, – резюмировал Г.А.Зюганов. – Мы должны помнить: уважают и считаются только с крепкими, сильными и умными».

- А вообще-то в этой связи мне хотелось бы напомнить слова Александра III, – сказал Г.А.Зюганов. – «У России только два настоящих союзника – армия и флот».

 

Пресс-служба думской фракции КПРФ распространила сегодня тексты поздравлений, которые направил президентам республик Абхазия и Южная Осетия лидер российских коммунистов Геннадий Зюганов.

 

Президенту Республики Абхазия Сергею Васильевичу Багапш

Уважаемый Сергей Васильевич!

Поздравляю Вас и весь многонациональный народ Абхазии с восстановлением территориальной целостности республики. Сидевшая занозой в теле республики группировка выдавлена за пределы Абхазии. Никого не представляющее марионеточное «правительство» Саакашвили убралось к своему кукловоду. Мир и безопасность республики восстановлены.

Я желаю Вам и всему абхазскому народу успехов в восстановлении мирной жизни и мирном строительстве. Я с большой теплотой вспоминаю нашу прошлогоднюю встречу в Абхазии и надеюсь, что и в этом году она повторится.

Всего доброго Вам, Сергей Васильевич, и Вашим близким, мира и процветания абхазской земле и ее отважному и гостеприимному народу.

С глубоким уважением

Руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе РФ, Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов

 

Республика Северная Осетия – Алания, г. Владикавказ, пл. Свободы, Дом Правительства, Департамент по работе с Южной Осетией

для Э.Д. Кокойты

Дорогой Эдуард Джабеевич!

Поздравляю Вас и весь народ Южной Осетии с установлением мира на многострадальной земле республики.

Страшные беды и горе перенес народ от очередного геноцида, развязанного правителями Грузии. Чудовищное преступление Саакашвили, обрушившего на ночной город залпы тяжелой артиллерии, не имеет ни оправдания, ни срока давности.

И в этот час тяжелейших испытаний Россия протянула братскому осетинскому народу руку помощи. В одном строю сражались против озверевших от крови милитаристов бойцы российской армии и осетинского ополчения, добровольцы России и Кавказа, пришедшие на помощь братьям. Агрессор был разбит и вышвырнут за пределы республики.

КПРФ настойчиво и последовательно выступала и выступает за признание независимости героической Южной Осетии. И сейчас мы требуем признания независимости, как единственной гарантии того, что геноцид больше не повторится.

 

Статья Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова

(журнал «Профиль», 18 августа 2008 года)

Инновационный путь: от элементов к системе

Собирая и объединяя ресурсы, концентрируя их на важнейших направлениях, Россия в последние годы многое сделала для того, чтобы сформировать необходимые стране элементы инновационной системы.

Прежде всего, увеличено финансирование науки. В период с 2000 по 2007 г.г. суммарные бюджетные расходы на соответствующие цели возросли практически впятеро. В 6 раз увеличены ассигнования Академии наук. Уже сегодня есть исследовательские институты, которые, работая в рамках ФЦП, получают финансирование, измеряемое миллиардами рублей.

Эти тенденции будут продолжены. Согласно имеющимся на данный момент планам, в 2010 году бюджет направит на науку порядка 400 млрд. рублей (при этом Академия наук получит 60 млрд. рублей). Таким образом, можно констатировать, что Россия входит в число стран – лидеров по объемам государственной поддержки науки.

Растет внимание к развитию человеческого потенциала ВУЗов и исследовательских организаций – основе инновационной системы. В частности, разработана Федеральная целевая программа подготовки научных и научно-технических кадров. Бюджетные ассигнования в ее рамках составят более 80 млрд. рублей. Заметно растут и зарплаты ученых – хотя здесь, конечно, еще есть куда двигаться.

Важнейшим шагом стало формирование в России институтов развития. Поддержка инновационной деятельности и развитие наукоемких технологий – прямая задача большинства из них.

Так, активно работает Банк развития. Размеры его кредитного портфеля уже достигли 200 млрд. рублей, а в среднесрочной перспективе ожидается рост данного показателя в 4-5 раз.

Пока медленно, но все же разворачивается работа по развитию венчурного финансирования. Число проектов, получивших соответствующую поддержку, в нынешнем году должно вырасти в несколько раз.

Активно ведутся работы по созданию бизнес-инкубаторов и технопарков. По оценкам специалистов, это позволяет радикально – с 15% до 85% – увеличить шансы на выживание малых предприятий.

Создана и начала работу государственная корпорация «Роснанотех».

Помимо институтов развития, значимую роль в инновационных процессах (особенно сейчас, на стартовом этапе) предстоит играть крупным технологическим компаниям, создаваемым преимущественно на базе государственных активов. Кроме собственно выпуска сложной и наукоемкой продукции, их функция заключается также в том, чтобы создать спрос на комплектующие и инжиниринговые услуги, способствуя тем самым развитию широкого круга предприятий, и особенно – инновационного малого и среднего бизнеса.

Появление Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) сформировало предпосылки для подъема авиационной промышленности. В прошлом году объем проданной продукции увеличился здесь до 230 млрд. рублей. В перспективе же эта компания должна войти в число мировых лидеров.

Значительные перспективы связаны с созданием Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Объемы выпуска продукции в этой отрасли составили в прошлом году лишь 132 млрд. рублей. Благодаря ее реструктуризации, а также реализации других мер государственной поддержки к 2020 году производство должно как минимум утроиться.

Это – лишь некоторые примеры. Корпорация «Росатом», «Ростехнологии» и другие холдинги – все они решают одну важнейшую задачу: создают механизмы коммерциализации наработанных в прежние годы и вновь создаваемых высоких технологий, превращения их в конкретный, востребованный рынком и приносящий прибыль продукт.

Инновационная экономика – это экономика знаний. Чтобы обеспечить их тиражирование, необходима соответствующая потребностям практики система образования.

В этой сфере работа также идет очень активно. С одной стороны, растут расходы консолидированного бюджета на образование. В 2007 году они составили порядка 1,3 трлн. рублей, увеличившись сразу на 24%.

С другой стороны, благодаря росту ассигнований в рамках национального проекта «Образование» началась реальная работа по модернизации отрасли. Ее цель – приблизить профессиональное образование к потребностям практики, повысить качество знаний и востребованность выпускников. А значит, создать условия для роста производительности труда, внедрения инноваций и разработки новых технологий.

Все это важные элементы инновационной системы; они, безусловно, необходимы. Но саму такую систему лишь предстоит создать. И нагляднее всего об этом говорят цифры. Так, в 2004-2006 г.г. инновационная продукция составляла в общем объеме отечественного производства немногим более 5%.

Уже из этого показателя видно, что основная задача сегодня – привлечь к инновационной деятельности как можно более широкий круг участников, вовлечь в нее частные предприятия, малый бизнес, самих ученых и изобретателей. Бюджетные средства и государственные решения нужны, но они должны не заменять, а лишь дополнять их инициативу и инвестиции.

Чтобы сформировать такую, принципиально новую для России ситуацию, предстоит, во-первых, ликвидировать избыточные административные и иные барьеры, препятствующие инновационной деятельности. И, во-вторых, создать систему стимулов, поощряющих проведение исследований и внедрение новых технологий.

Очень важный аспект – защита интеллектуальной собственности. Тот, кто вкладывает силы и средства в создание «ноу-хау», должен быть твердо уверен, что его права (а значит, и доходы от их использования) будут надежно защищены. Сегодня это сделать совсем непросто: например, из-за слабости соответствующей инфраструктуры получение патента часто обходится очень дорого. Государство, в свою очередь, должно создать все условия, чтобы имеющиеся в его распоряжении технологии (кроме тех, чей оборот на данный момент исключен по соображениям обороны и безопасности) передавались отечественным предприятиям для коммерческого применения.

Требуется и дальнейшая адаптация налоговой системы. Она должна в большей степени ориентироваться на создание благоприятных условий тем предприятиям, которые производят продукцию с высокой добавленной стоимостью, ведут собственные разработки или осуществляют модернизацию производства. Здесь предусмотрен самый широкий спектр мер. Это и ускоренная амортизация технологического оборудования; и освобождение от налогов средств, направляемых на образование сотрудников; и даже дифференцированная система акцизов, стимулирующая выпуск более качественной продукции (прежде всего, моторного топлива), а значит и внедрение новых технологий производства.

Наконец, государство должно продолжать и даже расширять прямую поддержку научных исследований. Здесь, при наличии инициативы со стороны предприятий, возможны самые серьезные шаги – например, софинансирование бюджетом НИКОР на приоритетных направлениях (таких, как разработка современных гражданских судов).

Эти и другие меры, направленные, по существу, на решение одной важнейшей задачи – рост нематериальных активов отечественной экономики и их капитализацию – требуют законодательного оформления. Речь идет о законопроектах «О передаче технологий» и «О патентных поверенных», об изменениях в налоговое законодательство, и многих других решениях, которые только предстоит выработать: вплоть, возможно, до специального закона об инновационной деятельности.

Индикатор успешности этой работы – рост не только государственных, но и частных расходов на науку и прикладные исследования. К 2020 году суммарные расходы на эти цели должны вырасти до 3% ВВП (сейчас они примерно втрое ниже).

Это одна из самых сложных задач, стоящих перед современной Россией. Но мы способны ее решить.

 

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации

УРОКИ ВОЙНЫ В ЮЖНОЙ ОСЕТИИ:

ПОЛИТИЧЕСКИЙ, ВОЕННЫЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

1. Грузия – «конченая страна». В ходе распада СССР и после него грузинское руководство уничтожило основную часть технологичных производств как символы «колониализма». Выяснилось, что ничего другого нет и создать не удается, так как экономически Грузия, как и большинство других стран СНГ, может существовать, лишь обслуживая рынок России. Итог – социальная катастрофа: до миллиона человек (более 20% населения) уехали на заработки или эмигрировали насовсем. Потеря наиболее активной и культурной части общества снизила его культурный и интеллектуальны потенциал, а безысходность повседневного быта серьезно подрывает общественную психику.

Результат – с одной стороны, невменяемость грузинских руководителей, с другой – их поддержка основной массой грузинского народа (в том числе в построении мононационального государства «Грузия для грузин»: у нас, при всех недостатках, ее аналог расценивается как уголовное преступление)

Доходы от нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан», переводы уехавших на заработки, приток казахских и российских (в основном этнических грузин) капиталов в ходе приватизации (по выражению Бендукидзе, «надо продавать все, кроме чести», – то есть все), масштабная помощь США и антикоррупционная кампания при Саакашвили несколько улучшили ситуацию, но не изменили ее.

Объективная экономическая несостоятельность в условиях социальной катастрофы не дает наладить успешное развитие. Поэтому объективно неизбежно периодическое накопление недовольства, которое ему нужно переориентировать с себя на «врагов», в логике построения мононационального государства – другие народы и Россию, не позволяющую их уничтожить.

Саакашвили усвоил урок Аджарии: Россия не обеспечила ее развитие и позволила поглотить ее, тем самым дав Саакашвили возможность преодолеть внутриполитический кризис и восстановить популярность, создав себе имидж победителя. Вместе с тем после поглощения Аджарии о ее экономическом развитии (бывшем одним из предлогов присоединения) больше ничего не было слышно.

Аджария не воевала с Грузией, и грузинское руководство не пыталось осуществить геноцид аджарцев. Между тем в начале 90-х попытки осуществить геноцид абхазов и югоосетин были вполне осмыслены (так, грузинские министры официально рассчитывали, сколько надо убить абхазский мужчин, чтобы абхазский народ перестал существовать). Поэтому новая «маленькая победоносная война», в которой нуждались для укрепления своей власти Саакашвили и другие кинто, возомнившие себя новыми Гегечкори и Чхеидзе, а то и Давидами Строителями, должна была стать именно войной.

Крошечная Южная Осетия намного слабее Абхазии, а Цхинвали, лежащий в котловине в окружении грузинских сел, невозможно оборонять. Это предопределило выбор в качестве объекта агрессии именно Южной Осетии. Уничтожение города перед штурмом – способ снизить потери при его взятии (в этом отношении российский военный эксперт, уверенный, что американские военные научили грузинское командование беречь своих солдат, был прав – правда, в очень специфической форме).

Вместе с тем, разрушив Цхинвали, грузинское руководство показало, что не считает его частью Грузии: так вести себя на свое земле и с теми, кого считаешь своими гражданами, невозможно (любителям неоправданных сравнений стоит напомнить, что Грозный был разрушен в ходе боев, которые шли в нем несколько лет, а чрезмерные потери российской армии были вызваны в основном именно отношением к чеченцам как к обычным полноправным мирным гражданам России).

С другой стороны, даже российские либералы, известные своим односторонним подходом, признают, что внезапный расстрел города артиллерией и «Градом» – военное преступление.

То, что из города не были открыты гуманитарные коридоры для выхода гражданского населения и, более того, грузинские снайперы блокировали попытки жителей спастись, доказывает, что руководство Грузии планировало агрессию против Южной Осетии именно как геноцид (истребление людей), а не этническую чистку (их изгнание). Действительно: если бы грузины хотели бы просто изгнать осетин из Южно Осетии, они должны были всячески стимулировать их бегство, а не блокировать его, запирая людей в обреченном городе.

Таким образом, Саакашвили и его банда осуществили не просто террористическую агрессию, но попытку геноцида. Тем самым Саакашвили превратил себя в грузинский аналог Гитлера. Поддерживающие его, в том числе в противостоянии с Россией, должны понимать, что они поддерживают фашизм и геноцид.

2. Российская армия повысила боеспособность по сравнению со второй чеченской войной, но остается недопустимо слабой. Наиболее боеспособная сила на современном Кавказе – этнически мотивированное ополчение.

Российские войска, по ряду сообщений, вошли в Цхинвали лишь вечером субботы, – и овладели им не сразу. Два дня город обороняли миротворцы (блокированные почти сразу) и сами южные осетины. Несмотря на подавляющий перевес грузин в людях и технике, несмотря на обреченность своих позиций и устаревшую (еще советскую) организацию, осетины сумели продержаться и тем самым сорвали планировавшийся Саакашвили или его (американскими инструкторами) блицкриг.

План Саакашвили был прост: «зачистить»Цхинвали, взять южную половину Южной Осетии и начать переговоры в ситуации, когда вопрос уже решен. Возможно, российские либералы были и не против такого развития событий (по аналогу известного сталинского принципа, «нет народа – нет и проблемы»), но югоосетины, в основном, как можно понять, ополченцы (потому что трехтысячная «армия» должна была быть разгромлена первым же ударом), сорвали эти планы.

Российская армия сильно повысила боеспособность по сравнению со второй чеченской войной, но ее уровень недостаточен для защиты граждан России от мало-мальски серьезного противника (достаточно указать на призыв резервистов на сборы, прошедший в связи с войной в ряде регионов).

Ахиллесова пята – недостаточное взаимодействие между подразделениями, недопустимая медлительность в принятии и исполнении решений, низкий уровень штабной культуры, отсутствие современных вооружений (или желания ими пользоваться). Войска в целом не подготовлены к реальным боевым условиям, представления командиров о них далеки от реальности.

В сочетании с эффективностью грузинской разведки это привело к беспрецедентному разгрому штаба 58 армии, входившего в безопасный, по его мнению, район Цхинвали.

Тем не менее, когда российская армия наконец дошла до Цхинвали, исход стал предрешен.

Грузинская армия представляла собой отнюдь не тот сброд, который набрасывался на Абхазию и Южную Осетию в начале 90-х: американские миллиарды и инструкторы сделали свое дело.

Обученные американцами подразделения (три бригады и спецназ) были боеспособны, воевали умело и эффективно и в наступлении, и в обороне, и при отходе. Остальная пехота была небоеспособна. Наиболее стойкими были ополченцы из грузинских сел, непосредственно граничащих с Цхинвали.

Артиллерия была эффективна до соприкосновения с российскими войсками, после чего утратила управление и превратилась в набор разрозненных и хаотически передвигающихся огневых точек.

Танковые войска утратили управляемость уже вечером первого дня, то есть до соприкосновения с российской армией (в городе танки весьма уязвимы, что показал еще опыт новогоднего штурма Грозного). Дошло до того, что с наступлением сумерек ряд танков был просто брошен экипажами.

Эти уроки будут полностью учтены американскими инструкторами при подготовке новой грузинской армии, и новая попытка геноцида граждан России (неизбежная, так как виновники первой не наказаны) будет осуществлена на новом техническом уровне, с большей эффективностью – после того, как Грузия окрепнет и будет ради охраны нефтепровода Баку-Джейхан спешно принята в НАТО.

Наиболее вероятный сценарий будущей агрессии: российские миротворцы под давлением «мирового сообщества» отводятся на исходные позиции, то есть в котловину, в которой расположен Цхинвали, в господствующие над ним грузинские села вводится «миротворческий» контингент НАТО. Затем этот контингент пропускает через себя грузинскую армию («чтобы не допустить кровопролития» – как это бывало в Косово), которая повторяет кошмар 8 августа, но с большим перевесом в огневой мощи, живой силе и технике, а главное, в выучке и скоординированности действий.

3. Запад осознает себя конкурентом России, поэтому рассчитывать на его добросовестный арбитраж нелепо: в любом конфликте с ее участием (кроме конфликта с все более пугающим Запад Китай) он будет занимать антироссийскую позицию, а потом находить ей оправдание.

Прекращение огня Россией (по сути дела, одностороннее) представляется результатом давления Запада на Медведева (для которого как представителя либерального клана поддержка Запада является одним из основных политических ресурсов в борьбе за власть с Путиным и силовым кланом).

Подписание указа о прекращении огня, похоже, прямо в ходе переговоров с Саркози свидетельствует о давлении на него (возможно, прекращение огня было условием переговоров с Медведевым). Да и совместная пресс-конференция, которая должна была пройти сразу по завершении переговоров, началась с часовым опозданием, о котором было объявлено в последний момент.

Запад объективно заинтересован в независимых от России каналах поставок энергоносителей. Применительно к Грузии это означает минимизацию влияния России на трассу нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, то есть максимальную отстраненность Грузии от России, а в идеале – ее враждебность к России. Поэтому Запад в целом, объективно, помимо комплексов руководителей Польши, Прибалтики и Украины, является стратегическим союзником Грузии против России.

Таким образом, согласившись с Саркози как посредником (и вообще вступив через посредника в переговоры с Грузией, осуществившей геноцид граждан России и не имеющей в свете этого никаких международно признанных прав), Россия отдала решение вопроса о причинах и результатах войны на откуп Евросоюзу (сейчас, похоже, удалось добиться передаче его Совбезу ООН).

Это утрата завоеванного оружием и превращения России из обвинителя в обвиняемую, которая грозит трансформацией имиджа не только Путина, но и Медведева (хотя последнего – в значительно меньшей степени) к имиджу Милошевича.

4. Российское государство продемонстрировало свою крайнюю слабость, однако оно существует (так как хотя и не может, но все же пытается защищать своих граждан). Оно показало, что не приемлет геноцид своих граждан, – но оставляет его безнаказанным.

Российское государство продемонстрировало свою слабость по трем основным направлениям:

1. Несмотря на недвусмысленность военных приготовлений Грузии, нападение оказалось неожиданностью для российского руководства до такой степени, что возникли подозрения в провокации с его стороны. Вероятная причина – стремление обоих руководителей переложить ответственность за потенциально опасное решение на другого в условиях стремления к войне коррумпированной части генералитета, участвующей в «освоении» помощи России Южной Осетии.

Между тем даже простое наличие у российского руководства хоть какой-нибудь внятной позиции по Южной Осетии сохранило бы жизни тысячам погибших (большинство из которых – граждане России) и предотвратило бы колоссальные разрушения.

2. Российское государство потерпело сокрушительное поражение в глобальной информационной войне: оно не смогло доказать свою правоту с самого начала (а позицию как людей, так и государств определяют первые сообщения), когда формируются позиции развитых стран и глобальное общественное мнение, и многократно было поймано на прямой лжи. В результате в общественном сознании Запада Россия вместо спасителя своих граждан от геноцида предстала тоталитарным монстром, душащим молодую грузинскую демократию. Это еще раз показывает коррупционную фиктивность инфраструктуры российской зарубежной пропаганды.

3. Реакция России была недопустимо медленна, слаба и неокончательна. Ее руководство оказалось не в состоянии поставить официальные цели войны, гарантирующие от грузинской агрессии в будущем, и достичь их. Цели России, по достижении которых ее можно было прекратить (учитывая подавляющий перевес сил и объективную правоту, дающую пропагандистский перевес), объективно были (и должны были быть объявлены) следующие:

1. Объявление Грузии как государства агрессором, виновным в попытке геноцида, и принятие всех юридических и пропагандистских мер для признания его таковым на международном уровне. Понятно, что Запад не захочет этого, но Россия должна была требовать этого столь же последовательно и целеустремленно, как Армения требует признания геноцида армян турками в 1914-1915 годах.

Руководству других стран, оказывающих помощь Саакашвили, в первую очередь США, должна была быть предложена сделка: Россия не вспоминает об этой помощи при условии признания Саакашвили и его окружения виновными в геноциде и их передачу под международный трибунал (то есть их превращения в аналог Милошевича и его соратников). При этом Россия эвакуирует с Запада ликвидную часть своих государственных активов (включая валютные резервы и бюджетные фонды). Если США не соглашаются в течение двух недель, Россия должна официально трактовать помощь Запада Саакашвили как сознательную подготовку и поощрение геноцида. Эта тема должна разыгрываться на всех избирательных кампаниях нынешних западных лидеров, начиная с президентских выборов в США в ноябре 2008 года.

2. Все виновные в геноциде должны быть выявлены, арестованы и переданы под суд. При этом Западу должно было быть ясно объяснено, что в случае отказа от участия в таком суде Россия справится с этой задачей и без его помощи, – но это чревато окончательной сменой власти в Грузии.

3. Грузия должна полностью компенсировать материальный и моральный ущерб, нанесенный ею Южной Осетии и России, в том числе в ходе боевых действий. Да, грузинский народ жалко, однако, поддерживая грузинского Гитлера, он автоматически принял на себя те же риски, которые принял на себя немецкий народ, поддержав в свое время Гитлера германского.

4. Грузия как агрессор должна быть демилитаризована, то есть лишена права иметь собственные вооруженные силы, так как они используются ею как инструмент геноцида, а также лишена права готовить собственные офицерские кадры (в том числе за рубежом) и обучать своих граждан военному делу. Ей должно быть позволено лишь оснащать полицию легким стрелковым оружием.

5. Абхазия и Южная Осетия должны быть признаны суверенными государствами в связи с тем, что само грузинское руководство не считает их частью Грузии (ибо невозможно представить себе руководство, стирающее с лица земли часть своей собственной страны).

Во время ведения военных действий принятие Грузией и ее западными союзниками данных условий должно было выступать как единственная альтернатива «вбамбливанию страны в каменный век» (по изящному выражению К.Райс), то есть уничтожению всей грузинской инфраструктуры, включая электростанции и линии электропередач, мосты, туннели и нефтепровод Баку-Джейхан (так как доходы от него позволяют грузинскому государству осуществлять попытки геноцида граждан иных государств, и он, следовательно, является инструментом финансирования международного терроризма).

Выдвижение этой позиции в качестве единственно возможной для Грузии реальности уже невозможно, но Россия еще может сделать их основой своей позиции, неприятие которой Западу придется оплачивать уступками по другим направлениям.

5. Пределом существования российской государственности является необходимость защиты имущества российской правящей клептократии, находящейся на Западе.

Правящая клептократия нуждается в сохранении российской государственности как гарантии своей собственности (в том числе за границей), но не более того. Поэтому она не может идти на сколь-нибудь значимый конфликт с Западом: это ставит под удар ее счета, недвижимость и бизнес.

Сталкиваясь в связи с этим с прямым противоречием между интересами России и своими личными интересами, она, как показал исход войны в Южной Осетии, делает прямой и недвусмысленный выбор в пользу личных интересов, отказываясь от своих стратегических интересов (сохранения государственности как инструмента своей защиты) в пользу интересов тактических – сиюминутного и краткосрочного но все же сохранения cтатус кво, а с ним и своей собственности.

6. Баланс сил между Путиным и Медведевым изменился: последний приобрел имидж настоящего, а не фиктивного главы государства, самостоятельно ведущего переговоры и принимающего решения. Он закрепил за собой внешнюю политику как сферу ответственности и проявил себя в роли общепризнанного Главнокомандующего, то есть взял как минимум часть контроля за армией. При этом он занял достаточно мягкую позицию в отношении Запада и позволял себе лишь выверенные заявления, что позволяет ему избежать тех обвинений со стороны Запада, которые могут быть предъявлены России в целом.

Путин же, какой бы значительной ни была его закулисная роль, в публичном пространстве был оттеснен «на хозяйство» – в сферу рутинных вопросов функционирования экономики и социальной сферы, хотя и противился этому всеми силами, используя малейшую возможность.

Его ослабление произошло и потому, что представители силового клана в условиях войны автоматически переориентировались (хотя бы временно и частично) на Медведева как Верховного Главнокомандующего, ослабив тем самым властный ресурс Путина (хотя влияние силовиков как таковых, как и во всякой войне, выросло). В то же время социально-экономический блок правительства, формально подчиняющийся премьеру, на деле состоит из представителей либерального клана, поддерживающих Медведева.

7. Ухудшение отношений с Западом делает неактуальным смягчение внутреннего политического режима и, в частности, условно-досрочное освобождение Ходорковского.

8. Российское общество глубоко больно.

Ненависть к правящей клептократии у образованной части общества заглушает все остальные чувства и мысли; в результате, намереваясь бить по продажным бюрократам, она обречена, как и в конце 80-х и самом начале 90-х, попадать по России.

Значительная часть либералов, как в те времена, исходит из того, что все, что говорит российское правительство, является ложью просто потому, что оно это говорит. (В этом отношении было бы забавно посмотреть на реакцию наших профессиональных либералов, например, на официальное изложение российским МИДом таблицы умножения). Почти все, что говорят противники России, автоматически признается правдой.

 

Из того, что в Южной Осетии, вероятно, разворовывались российские деньги, делается молчаливый вывод о том, что живущих там граждан России можно убивать (это же «ненастоящие» граждане – «люди второго сорта», а поборникам прав человека и фанатам США плевать, что в тех же США «гринкарту» вообще разыгрывают в лотерею!).

Скоро мы услышим от российских либералов, что грузины вообще не стреляли по Цхинвали, который разрушен исключительно бесчинствующими мародерами российской армии, а число убитых мирных жителей Гори, Поти и даже Тбилиси на порядок превосходит число погибших в Цхинвали, – как же слышим от них аналогии по поводу Южной Осетии и Чечни. При этом полностью и вполне сознательно игнорируются отличающие две войны факты – что чеченская война была и защитой от роста влияния в России чеченской оргпреступности (чего стоят одни «чеченские авизо»), что никто не ставил задачей и не осуществлял геноцид чеченского народа как такового, а вот русское (да и все невайнахское) население в Чечне было лишено всех прав и истреблялось либо превращалось в рабов.

Точно так же ссылаются на Human rights watch, представители которого в первые же дни, когда не было ясно ничего, заявили о преувеличении числа беженцев, а затем насчитали в Цхинвали только 44 погибшего. Это большой прогресс для этой организации, так как в свое время геноцида русских в защищаемой ими Чечни они не заметили вовсе. При этом (хотя я мечтаю о том, чтобы эта оценка оказалась верной) сознательно игнорируется, что на жаре людей побыстрее хоронят, а не везут в морг, – а при взрыве снаряда оставшееся далеко не всегда можно квалифицировать как «тело».

Левые интеллектуалы оказались еще круче либералов, действуя по принципам «всегда желать поражения своему правительству» и «превратим войну империалистическую в войну гражданскую». Радикальное отличие ситуации от Первой Мировой этих догматиков не смущало так же, как и солидарность с грузинскими фашистами и организаторами геноцида, а также то, что поражение национальной буржуазии в современной глобальной конкуренции замещает ее тысячекратно более жестоким гнетом глобальных корпораций.

Официальные пропагандисты (в частности, Максим Соколов) признали неспособность правящей клептократии принимать какие бы то ни было решения вообще, мотивировав отказ от взятия Тбилиси и поимкой Саакашвили необходимостью «решать проблемы» и «принимать решения», то есть осуществлять управленческую деятельность.

9. Позиции России на Кавказе окрепли тактически (так как она показала, что, хотя и не способна защитить своих граждан полностью, все же может сделать это частично и запоздало), но ослабли стратегически (так как она позволила сделать себя виноватой, проявила свою слабость и стимулировала скорейшее принятие Грузии в НАТО: теперь Германия уже вряд ли сможет, да и не захочет блокировать этот процесс).

Однако тест на существование государственности Россия прошла, защитив своих граждан, хотя частично и с опозданием.

10. Россия в наибольшей степени отстает от развитых стран и Китая в технологиях управления. Это касается и армии, и государственного управления, и стратегического планирования, и пропаганды.

Hosted by uCoz