Вариант

09.01.09-20.08.08 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Горький сиропчик, или Сахарные отношения писателя к власти

Анти-Гумилев, или От России к Руси: лубочные воспоминания о будущем фантаста Сорокина

Очередная книга культового выдумщика Владимира Сорокина «Сахарный Кремль» (издано в авторской редакции. М.: Астрель: АСТ, 2008, 349 с.) состоит из шестнадцати изящно выписанных сказочек-новелл, каждая из которых имеет самостоятельное значение и звучание. В единое целое они связаны стилем «Дня опричника», также тем, что через них красной нитью проходит по кусочку сахарного Кремля. Связанные карамельными обломками Кремля новеллы описывают кажется все стороны того варианта России, который только можно нарисовать в соединении всевозможных представлений о нас, сложившихся в самой стране ко времени публикации романа, весьма своевременной.

Стиль двух романов одного писателя действительно схож до неразличимости. Талант автора получил еще больше возможностей для раскрытия. Красочно выписанная циничность власти, от крупной до самой мелкой, лезет, кажется, из всех щелей нашего будущего по версии Сорокина. Общее впечатление – автор переформатировал идею описанного будущего в тот вариант контаминации политического fan-fiction, которым поют Гимн на Русской службе новостей. Условно говоря, «Сахарный Кремль» выводится из «Дня опричника» примерно так же, как следуют «Чародеи» из «Понедельника начинается в субботу» Стругацких. Между первым и вторым произведениями их авторы подпали под случайности, весьма похожие на давление. Получилось неплохо, но нечто совсем другое.

У Сорокина получилось еще лучше вроде сиропчика с отравой для привлечения интеллигентных мух с целью их последующей нейтрализации. Может, так и было задумано?

Персонажи живут своей жизнью, флиртуют, ругаются и давятся в очереди за обломками сахарного Кремля. А для читателя все только начинается.

...Блестяще выполненная проекция русского старояза от автора. Намеки на связь экстраполированного древнебудущего с его реалиями. Рывок к нестерпимо утраченному в бегстве от своей Руси к чуждой западнической России – первое и истинное впечатление от новой книги скандально-популярного в массах писателя, вежливого и застенчивого в личном общении.

«Сахарный Кремль» получил обильную критику, но мне как-то не попалась рецензия, которая не вызывала бы отторжение какой-то подозрительно-карамельной восторженностью комсомольского разлива. Автор Сорокин избежал комсомола в советской жизни, может, его постфактум «вступили»? Собственное впечатление от «Сахарного Кремля», честно говоря, не слишком приятное.

 

20.08.08 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Горький сиропчик, или Сахарные отношения писателя к власти

Анти-Гумилев, или От России к Руси: лубочные воспоминания о будущем фантаста Сорокина

Очередная книга культового выдумщика Владимира Сорокина «Сахарный Кремль» (издано в авторской редакции. М.: Астрель: АСТ, 2008, 349 с.) вызвала в среде его читателей-почитателей некий эффект, схожий с реакцией на подъем из андерграунда «Машины времени» на советский экран. Что кажется было сделано для привлечения внимания интеллектуалов к фильму «Душа» нашей эстрадной дивы Софии Ротару, созданный в пику или подражание лентам Аллы Пугачевой.

Это сейчас все смешалось. Кремль уж и не ведает, чем еще привлечь народ. Или хотя бы попридержать наш циничный накал.

Вот и получился он сахарным.

Впрочем, на презентации качественно изданного романа в элитарном клубе «Петрович» Андрея Бильжо на Мясницкой Спасская башня была из льда, как избушка сказочной лисы. Аккурат в воротцах стояла рюмочка и можно было налить водочки. Застенчивый автор отделался чтением вслух из книжки про сон царицы, ограничившись его относительно пристойной частью. Почему-то все вслед за ним говорили, что это продолжение «Дня опричника».

Стиль двух романов одного писателя действительно схож до неразличимости. Но общее впечатление – Сорокин переформатировал идею описанного будущего в тот вариант контаминации политического fan-fiction, которым поют Гимн на Русской службе новостей. Из-за советского исполнения я как-то в полночь своей работы сторожем разбил репродуктор, а на РСН слушаю с удовольствием. И «Сахарный Кремль» прочитал с теми же чувствами. И вы наслаждайтесь, читать подано.

...Блестяще выполненная проекция русского старояза от автора. Намеки на связь экстраполированного древнебудущего с его реалиями. Рывок к нестерпимо утраченному в бегстве от своей Руси к чуждой западнической России – первое и истинное впечатление от новой книги скандально-популярного в массах писателя, вежливого и застенчивого в личном общении.

Персонажи живут своей жизнью, флиртуют, ругаются и давятся в очереди за обломками сахарного Кремля. А для читателя все только начинается. Ряд связанных лишь карамельными обломками Кремля новелл описывают кажется все стороны того варианта России, который только можно нарисовать в соединении всевозможных представлений о нас, сложившихся в самой стране ко времени публикации романа, весьма своевременной.

«Нравятся не то слово. Сильно нравятся» – сказал автор и вдохновитель художественного оформления клуба «Петрович» Андрей Бильжо. Автора «Петровича» самого помнится привлекали к популяризации выборов еще при Александре Вешнякове.

У Сорокина получилось еще лучше вроде сиропчика с отравой для привлечения интеллигентных мух с целью их последующей нейтрализации. Может, так и было задумано?

Национальную идею столько лет искали в метаниях по приказу настойчивого Ельцина, а тут получилось легко и просто, будто заказали исполнение правильному Автору. Сорокин – достойный продолжатель миссии культового детского писателя советской эпохи Михалкова-ст. Сколь бы его ни поносили думские коммунисты в лице по-своему талантливого патриота Николая Коломейцева. И высоколобым фанатам «Голубого сала» не стоило бы смаковать свои разочарования. После наезда грузовика отношения к власти безвозвратно меняются. В голове случаются глюки с грузино-кремлевским акцентом: «Пусть будет автокатастрофа». Можно иметь проблемы в личных отношениях с историей своей страны, но глупо отрицать до незнания ее эффективные PR-проекты типа изготовления из местечкового Вовси великого «еврея №1» Михоэлса. Нелишнее предупреждение для того, кто встает на скользкую дорогу славы в России. Конечно же он востребован и людьми и властью, одинаково нуждающимися в диалоге, но неспособными к нему на уровне ненависти современных женщин к современным мужчинам. Остаются лишь клонированные фантазии. Чем больше клянут поборники морали Михаила Швыдкого за постановку «Детей Розенталя» Сорокина в Большом, тем более я, эволюционный генетик, благодарен обоим. Благословенна страна, где есть такие чиновники и такие Авторы. Швыдкой в России не единичный вариант, как и писатель Сорокин в своем русле.

У нас всегда найдется человек на уникальную роль.

К сему остается добавить два момента по поводу, упомянуть их придется ввиду типичности явления.

«Сахарный Кремль» получил обильную критику, но мне как-то не попалась рецензия, которая не вызывала бы у меня отторжение. Все как-то диссонирует с собственным впечатлением от прочитанного. Однако это часто бывает в связи с сильными произведениями тех авторов, чья пресс-служба плохо работает или отсутствует, особенно по первой изданной книге талантливого автора или полярно закормленного успехом. Может, рецензенты разучились хвалить чужой успех, если только оценка не оплачена?

Наезд КамАЗа на писателя, следовавшего своим путем на скутере, дело вседорожное до отвращения. Водители крупняка на дороге развлекаются издевательствами над мелкотой, как над ними в свою очередь издевается ментура. Романы Сорокина выглядят упоительной фантастикой видимо потому, что в них не находится места для настоящей обыденности и бытовухи. Ну, что больше всего заедает ординарного члена общества. Особенно если оно случилось с самим Автором. Он же пишет, чтобы уйти от текучки в реальности, а не погрязнуть в ней, как журналист.

Наезды в нашей стране играют ключевую роль в поддержке общей гениальности населения. Это такой инструмент генетической инженерии народа, которым блестяще владел Сталин и у Путина получается.

А мне пора остановиться, а то получается с моим отторжением карамельно-сладкого, что рецензент из зависти непонимания замахивается на уровень рецензируемого. Мне бы селедочки с воротцами из плавников и пятилучевой маслинкой в зубах...

 

20.08.08 Лев МОСКОВКИН

Презентация

От России к Руси: лубочные воспоминания о будущем писателя Сорокина

Сахарный Кремль из льда более чем метровой высоты, заряженный водкой, был явлен в среду посетителям элитарного клуба «Петрович» на Мясницкой, где писатель Владимир Сорокин представил, как мог, свою новую книгу «Сахарный Кремль» (издано в авторской редакции. М.: Астрель: АСТ, 2008, 349 с.).

Гостей приветствовал струнный квартет «Элегия», также культовая группа экс-питерца Романа Трахтенберга, который хочет быть Эрнстом.

На презентации в клубе Сорокин по-бытовому оправдался за свое публичное скудословие: у меня такое бурное лето, вышла книга, сегодня произошла авария в коллекторе горячей воды, довольно-таки все напряженно и весело. Мы сегодня тут, чтобы слегка напомнить о литературе, немножко почитаем.

И принялся читать главу сон из своего засахаренного романа:

«Девятого февраля две тысячи двадцать восьмого года от Рождества Христова государыня заснула в 06.17 по московскому времени в своих кремлевских хоромах, в розовой опочивальне. Ей приснился сон:

Голая, но в туфлях на высоких тонких каблуках, она входит в Кремль через Спасские ворота. Стоит солнечный, теплый, даже жаркий день. Кремль идеально освещен, он сияет белизной на солнце так, что слепит глаза государыне. Но интенсивное сияние это чрезвычайно приятно, оно бодрит, наполняет тело радостью. Государыне очень хорошо. В Кремле все белое-пребелое. Не только стены и здания, но и привычная брусчатка под ногами тоже белая, искристая, переливающаяся на солнце. Брусчатка скрипит под каблуками государыни. Государыня ступает по ней, с каждым шагом ощущая, как молодеет, наливается силой и здоровьем ее тело. Она чувствует, как колышущаяся при каждом шаге грудь подтягивается, делается упругой, молодой. Она трогает свою грудь, касается сосков, дивно твердеющих при каждом новом шаге. Каждый шаг доставляет ей все большее и большее удовольствие. Чувство возвращающейся молодости наполняет тело несказанным восторгом. Государыне очень, очень. Очень приятно идти, идти. Идти по этому пустому, белому, залитому горячим солнцем Кремлю. Она понимает, что Кремль совершенно пуст. Здесь нет никого – ни караула, ни стрельцов, ни кремлевского полка в казармах, ни бояр, ни казначеев, ни стольников, ни кравчих, ни стряпчих, ни постельничих, ни ключников, ни стременных, ни скотников, ни псарей, ни палачей, ни сторожей, ни дворников, ни привратников, ни придверников, ни слуг, ни шутов, ни приживал, ни приспешников, ни священников, ни монахов, ни пономарей, ни диаконов, ни дьяков, ни дьячков, ни даже привычных нищих на этой ослепительной паперти соборной площади. Государыня идет по Кремлю, обозревая и трогая себя. Сердце ее бьется радостно и оглушительно. Ей так хорошо, что она постанывает от радости при каждом шаге. Стоны становятся все громче, государыня начинает издавать резкие, восторженные звуки. Отразившись от ослепительно белых кремлевских стен вскрики возвращаются к ней в виде причудливого эха. Она вскрикивает и взвизгивает все сильнее. И вдруг обнаруживает в себе удивительную новую возможность, чудесный дар, проснувшийся в ее теле: ее помолодевшее. Подтянувшееся горло может петь. Да и как петь! Не просто, как все поют, а мощно, высоко, чисто, беря любые ноты. Государыня пробует свое обновленное горло, заставляя его издавать самые причудливые звуки. Горло повинуется ей. Голос ее звенит в Кремле. Мощь и чистота собственного голоса потрясает ее. Она плачет от радости, но быстро приходи в себя, наполняясь гордостью и осознанием собственного величия».

И так далее, кончилось понятно чем, «а все потому, что третью ночь уже одна сплю».

«Нравятся не то слово. Сильно нравятся» – сказал нашему корреспонденту автор и вдохновитель художественного оформления клуба «Петрович» Андрей Бильжо. Это продолжение «Дня опричника», как автор сам говорит.

Андрей Бильжо не думает, что роман может влиять на события в мире, сегодня мир такой циничный, рациональный и сильный, что вряд что-то может его изменить. Но на сознание людей – безусловно влияет, считает художник, на сознание людей и их восприятие того, что происходит, романы Владимира Сорокина безусловно влияют.

Hosted by uCoz