01.09.08 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Врач рассчитался с пациентом

Дебют журналиста

Доктор Ирина Аниховская в своей третьей книге «Дебют журналиста. История болезни N1» (М.: ЗАО «Московские учебники – СиДиПресс», 2008. – 192 с., тир. 5 тыс.) выводит на роль главного персонажа не человека, а картины. Три картины неизвестного художника, приносящие депрессию и вообще всяческие несчастья. Первым пострадал успешный журналист со знаковой фамилией Безверов – он получил картины по почте после того, как исключительно по воле собственных журналистских амбиций исполнил роль судьи и палача в судьбе человека, но ничего не узнал о последствиях собственной газетной статьи.

Картины олицетворяют человеческие пороки – чревоугодие, сребролюбие, кляузничество и оговор. На протяжении всего повествования картины оказываются почти постоянно в центре событий, пока их не снимают со стены и они не сгорают в пожаре всей квартиры неверующего Безверова. Но и после этого они играют уже свою последнюю роль по снимку мобильного телефона. Как оказалось, каждый может увидеть в них то, что хочет видеть, буквально счастье или горе. Не хочет ли врач столь изысканным способом в рамках рекламы своей практики донести до нас – и картины и вообще все, на что мы смотрим, не более чем зеркало, в котором каждый видит то, что подсознательно хочет увидеть. Как бы он ни боялся того собственного фактически отражения.

Доктор талантлив уже тем, что хорошо знает жизнь и характеры людей для него – открытая книга. Это не есть отношение к человеку как к организму-машинке, нуждающейся и доступной ремонту. Хотя конкретные причины тут важны и знать их надо, работа врача строится на исключении – вирус, эндотоксин, язва. Но врач бессилен, если пациент во что-то верит слепо или страдает неверием, что по сути то же самое. Если он сознательно или инстинктивно избегает жизненной стабильности и ищет немедленного чуда где-то там, где все другое-иное. Если у него в голове стремление уйти совсем, пусть даже это молоденькая и радостная девушка. Журналист ищет причину в мужчине-враче, а врач-женщина – в ее собственном анамнезе.

Роман написан легко, как проза других талантливых докторов – Чехова или Булгакова. И почти так же он несет глубокий философский смысл, он буквально нагружен и перегружен супер-идеей. Доктор не дает ответа на вечный вопрос пациента: почему я заболел? Не дает в виду его банальной известности – хочешь быть счастливым, будь. Все остальное доступно диагнозу и лечению.

Разумеется, персонажи врача как всегда живые и наполненные реальностью. Они совершают, кажется, поступки идиотские. Но мы-то разве другие и правильные в своей жизни? Если женщина уверена в своем браке, что вообще редкость для современной женщины, то как минимум мама мужа отстранена от семейного бытия им же самим. Не говоря уже о таких известных синдромах, как болезнь третьего курса или влюбленность пациентки в своего лечащего врача.

«Я по домам к пациентам хожу, чего там только нет, а люди живут нормально» - вывод автора романа. Мужчины с ним не согласны, обвиняя доктора в том, что она в пациентах одними болезнями интересуется. И остается вопрос: а что же еще в нас есть, если мы такие?

Hosted by uCoz