01.09.08
Лев МОСКОВКИН
Книга в
Москве
Врач
рассчитался с пациентом
Дебют
журналиста
Доктор Ирина
Аниховская в своей третьей книге «Дебют журналиста.
История болезни N1» (М.:
ЗАО «Московские учебники – СиДиПресс», 2008. – 192 с.,
тир. 5 тыс.) выводит на роль главного персонажа не человека, а картины. Три
картины неизвестного художника, приносящие депрессию и вообще всяческие
несчастья. Первым пострадал успешный журналист со знаковой фамилией Безверов – он получил картины по почте после того, как
исключительно по воле собственных журналистских амбиций исполнил роль судьи и
палача в судьбе человека, но ничего не узнал о последствиях собственной газетной
статьи.
Картины олицетворяют
человеческие пороки – чревоугодие, сребролюбие, кляузничество и оговор. На протяжении всего повествования картины оказываются
почти постоянно в центре событий, пока их не снимают со стены и они не сгорают
в пожаре всей квартиры неверующего Безверова. Но и
после этого они играют уже свою последнюю роль по снимку мобильного телефона.
Как оказалось, каждый может увидеть в них то, что хочет видеть, буквально
счастье или горе. Не хочет ли врач столь изысканным способом в рамках рекламы
своей практики донести до нас – и картины и вообще все, на что мы смотрим, не
более чем зеркало, в котором каждый видит то, что подсознательно хочет увидеть. Как бы он ни боялся того собственного фактически отражения.
Доктор
талантлив уже тем, что хорошо знает жизнь и характеры людей для него – открытая
книга. Это не есть отношение к человеку как к организму-машинке, нуждающейся и
доступной ремонту. Хотя конкретные причины тут важны и знать
их надо, работа врача строится на исключении – вирус, эндотоксин, язва. Но врач
бессилен, если пациент во что-то верит слепо или страдает неверием, что по сути то же самое. Если он сознательно или инстинктивно избегает
жизненной стабильности и ищет немедленного чуда где-то там, где все другое-иное. Если у него в голове
стремление уйти совсем, пусть даже это молоденькая и радостная девушка.
Журналист ищет причину в мужчине-враче, а врач-женщина – в ее собственном
анамнезе.
Роман
написан легко, как проза других талантливых докторов – Чехова или Булгакова. И
почти так же он несет глубокий философский смысл, он буквально нагружен и
перегружен супер-идеей. Доктор не дает ответа на
вечный вопрос пациента: почему я заболел? Не дает в виду его банальной
известности – хочешь быть счастливым, будь. Все остальное доступно диагнозу и
лечению.
Разумеется,
персонажи врача как всегда живые и наполненные реальностью. Они совершают,
кажется, поступки идиотские. Но мы-то разве другие и правильные
в своей жизни? Если женщина уверена в своем браке, что вообще редкость для современной
женщины, то как минимум мама мужа отстранена от семейного бытия им же самим. Не
говоря уже о таких известных синдромах, как болезнь третьего курса или
влюбленность пациентки в своего лечащего врача.
«Я по
домам к пациентам хожу, чего там только нет, а люди живут нормально» - вывод автора
романа. Мужчины с ним не согласны, обвиняя доктора в том, что она в пациентах
одними болезнями интересуется. И остается вопрос: а что же еще в нас есть, если
мы такие?