08.09.08
Лев МОСКОВКИН
Книга в
Москве
ББЛ по
версии Дерзай
Большая
безответная любовь – ББЛ – бывает когда-то наверное у каждого человека. Но
далеко не каждый понимает, что с ним происходит, и уж совсем большая редкость –
человек, который может это внятно описать. Но если у кого-то такое реально
получится, тогда встает во всю ширь, глубь и мощь вечный вопрос: кому это
нужно, если люди не хотят знать правду о себе, боятся ее и местами убивают,
относясь к ней примерно как Герострат к произведению монументального искусства.
Женщина со
знаковой фамилией Элла Дерзай явно может грамотно и точно отразить на бумаге
внутренний мир человека (Элла Дерзай. Придуманная женщина: роман. – М.:ЗАО
Центрполиграф, 2008. – 222., тир. 3 тыс.).
Конечно,
это большая удача – издание такой книги, пусть и минимально возможным тиражом.
Еще полтора десятка лет назад такое было бы немыслимо. В то время в мире людей
что-то серьезно сломалось. В нашей стране это произошло ранее других, потом
возродилось нечто другое – мир трансформировался. В журналистике жанры уступили
позиции форматам. Затем «форматизация» стала заметна в литературе,
разделившейся на мейнстрим со дна души погуще или аналогичный поток на основе
ожиданий массового сознания. Из жажды славы автор его пытается угадать запрос
аудитории максимально возможного охвата. Получается это плохо, в лучшем случае
сюжет попадет сначала на экран, затем на ленты новости после его претворения в
жизнь террористами.
Первый
вариант – совсем провальный, потому что он недвусмысленно объясняет природу
второго. Особенно в случае удачи, как в «Придуманной женщине». И мало кому
нравится, что причина если не всех проблем мира, то уж его собственных в нем
самом. Автор получает обвинения в нарциссизме.
«Но ведь
каждый, кто поддался разнузданной фантазии записать свои мысли, по определению
нарцисс» – резонно отвечает автор. И опять признается: «При попытке
редактировать мои тексты впадаю в буратоз и начинаю приготовления к
самосожжению на Красной площади».
«Буратоз»
– одеревенение, это от «Буратино».
Буратоз
придуман автором и отнесен к ней в конце изложения. Где-то ближе к началу, в
самой гуще воспоминаний о неудавшемся педагогическом опыте, признание в
собственном перфекционизме завершает красочное описание современной школы и
преподавательского успешного опыта в ней, для человека относительно нормального
неприемлемого в абсолюте.
Еще
красочнее описан опыт замужества, причина появления ребенка, дикая поездка с
будущим еще мужем в Гурзуф. Идеал ББЛ: у обоих фобии, но разные – она боится
высоты и обожает море, он впадает в панику от обилия воды. Все эти и многие
другие воспоминания начиная с первых ювенильных литературных опытов нанизаны на
типичную материнскую беду больного ребенка, отношения с врачами и ощущения от
мира больницы.
Автор
признается, ББЛ – штука, периодически случающаяся в ее жизни: «Весьма полезная
вещь для тех, кому время от времени нужны эмоциональные кровопускания, но кто
не хочет действительно страдать».
И вдруг
где в самой середине: «Забавно раскрывать в романе, написанном от первого лица,
чьи-то интимные секреты, выдавая их за свои: у большинства из тех, кто это
прочитает, не будет возможности проверить, говорит ли автор о себе или
напропалую врет о герое-который-альтер-эго-самого-сочинителя. А если учесть
распространенную точку зрения, согласно которой пишущий выводит в каждом из
героев какую-то часть себя, игра становится еще более веселой. Попробуй угадай,
каков в тесте процент фальши и замаскированных болезненных фантазий, а что лишь
искусный конспект».
Этот
роман, написанный ради последней фразы, кончается неожиданно. Хорошая книга,
мне досталось на рецензию для Московской правды. Сначала мучительно вчитывался,
потом не мог оторваться – и написано легко и много авторских находок, также
чистых признаний о женской природе. На такое не каждая женщина решится.
Конечно, проще творчески изощренно пытать того, с кем спит – проще этого только
писать глупости в блоге.
А автору
не на каждый чих следует откликаться. Если б я так делал, давно был бы в
могиле.