23.09.08 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Беллетристика в жанре ширпотреба: майор Пронин жив?!

Новый «майор Пронин» – полковник госбезопасности Юрий Соломин

Адвокат Астахов возродил майора Пронина. Получился полковник Соломин, который стал генерал-майором (Павел Астахов. Шпион: Роман. – М.: Эксмо, 2008. 384 с., тир. 100 тыс. (Астахов. Адвокатские романы).

Сюжет выписан весьма лихо, книга при чтении захватывает внимание и почти на каждой странице не оставляет желание узнать, что дальше. Автор – человек более чем наблюдательный, да и словом владеет. Сценки из жизни нарисованы словами так, что видишь их вживую. Например, как инспектора ДПС «регулируют» движение в пробке. В текст романа вставлены такие нашумевшие элементы, как отравление бывшего сотрудника КГБ полонием. И никто ничего понять не может.

Кто стоит в центре сюжета, тоже непонятно. То это адвокат, фигура которого встроена в текст в качестве alter ego автора. Местами – некая русская девушка, выросшая в США. Сей изящный персонаж просвистел сквозь роман кометой – и нет ее, улетела домой к папе. Потом опять и опять выплывает в центр внимания полковник ФСБ.

Автор настолько прекрасно владеет словом, что не имеет нужды заморачиваться обилием персонажей, достаточно их связать родственными или дружественными узами и расставить по постам в КГБ, МИДе, Академии наук. Эти персонажи подобно актерам провинциального театра по очереди выходят на авансцену, чтобы потрясти публику чем-то очень существенным с глубокими историческими, психологическими, мифологическими корнями, чтобы потом выйти совсем с другим столь же важным. И не надо ловить автора на логических разрывах. Получается просто, как комбинация из трех пальцев, и в то же время как-то весело, вся пьеса вовсе не выглядит провинциальной, это скорее воскресный вечер юмора на одном из общедоступных всероссийских каналов, настолько все динамично в целом и характерно в деталях. Так, например, TJ – главный шпион и липовый поданный короля Норвегии, оказывается не столько дистиллированным ирландцем, сколько потомком некоего знаменитого одессита. И совсем неважно, для чего, с какой целью этот гений невидимого фронта совершает свои подвиги в трагикомедии с переодеваниями.

У читателя остается увесистое впечатление того, что он получил завершенную картину этого самого невидимого фронта с вполне осязаемыми элементами – отношений «конторы» и ментуры, зависимость второй от первой в третировании населения, аналогичная зависимость на международной арене Норвегии от «старшего брата» Великобритании, и т.д., и т.п.

Но вот что неожиданно и любопытно. Автор Астахов, как и положено опытному в человеческих отношениях адвокату, убедительно показывает механизм возникновения на чистом энтузиазме того, что «обычный читатель» воспринимает в форме заговора.

Заговоры у нас невозможны, любая вполне грамотно выстроенная цепочка рвется из-за неизбежных случайностей на втором-третьем шаге. Но есть такая могучая вещь, как набор мотиваций действующих персонажей. Но этом спектре человеческих чувств можно играть, как на рояле. Набор, в общем, известный – покрасоваться перед людьми вообще или конкретно перед красивой женщиной. Либо выпить водки в одиночестве, пусть даже с полонием. Устроить спектакль с задержанием до зубов вооруженными мужиками упомянутой женщины. Или напихать везде прослушки и потом упиваться тем, что говорят между собой сотрудники физического института. Сделать из обнищавших ученых предателей и засадить на долгие срока за продажу созданного ими в засекреченное советское время достояния Родины. И это вместо того, чтобы дать возможность им создавать что-то новое, если уж России они действительно нужны.

Позиция автора остается как-то за кадром. А читатель может выбирать по себе, кто шпион и кто разведчик, где геройство и где предательство, чекистам делать не хрена и они опупели от своих возможностей или без них бы страна вовсе развалилась, потому что за нами догляд нужен, иначе мы и вовсе распоясаемся.

Тираж «Шпиона» воистину советский – сто тысяч, казалось, теперь такого не бывает. Даже Улицкая, кумир постсоветсткой интеллигенции, удостоилась 25 тысяч в издании новых произведений. А так обычно бывает от одной тысячи до пяти.

Hosted by uCoz