18.09.08 Лев МОСКОВКИН
Интервью
В организациях, созданных ФСБ, тоже бьют морды,
и преступления против мигрантов не фиксируются в значительной части – Лев Левинсон
Эксперт Института прав
человека Лев Левинсон в своем комментарии журналистам к парламентским слушаниям
по преступлениям на национальной почве сказал, что пользоваться милицейской
статистикой нет смысла, но альтернативной статистики нет. Относительно
уголовной ответственности за расовый и религиозный экстремизм, который отнесен
к преступлениям средней тяжести, эксперт пояснил, что и европейские партнеры
наших законодателей настаивают на усилении ответственности, но к этому надо
относиться осторожно из-за того, что в той же 282-й статье УК предусмотрена ответственность за идеологический экстремизм включая
экстремизм в отношении определенных групп. По словам Левинсона, никто вообще не
знает, что это такое. Понятно, что стремились подвесить коммунистов и не
только, питерский яблочник Максим Резник тоже попал под этим соусом.
В интервью нашему корреспонденту Лев Левинсон сказал следующее.
- Лев, прокомментируй пожалуйста
парламентские слушания «О проблемах законодательного обеспечения противодействия
преступности на почве национальной, расовой и религиозной нетерпимости»,
которые проводит 30 сентября председатель комитета по безопасности Владимир
Васильев.
- Наше законодательство антиэкстремистское,
которое включает в себя противодействие преступлениям на почве ненависти, оно воедино
сплетено с чисто идеологическим, политическим, искусственно привитым стволом
частью этого дерева. Единая законодательная база, одни и те же статьи
Уголовного кодекса, по которым преследуются, и действительно преследуются,
такие факты есть, их становится все больше, преследуются лица, которые
действительно представляют какие-то нацистские, фашистские организации. В той
или иной степени такие организации преследуются во всем мире. И на Западе,
особенно в Германии. Здесь можно говорить только о том, насколько правильно
сформулированы сами нормы в части национальных, расовых, религиозных проявлений
нетерпимости. Но здесь же у нас ответственность
идеологическая, ответственность за разжигание так называемой социальной розни. И
это уже не только меч обоюдоострый, это по сути дела безразмерная совершенно возможность
преследования по политическим мотивам, и вообще неугодных тех или иных сортов. Сначала
это было в Конституции, правда, и тут ничего не попишешь, но в Конституции не
говорится, что должна быть уголовная ответственность. Понятие социальной розни
есть в Конституции – к сожалению, как мне кажется, но
во всяком случае из этого не следует, что должна быть уголовная ответственность
равно и за призывы к национальной исключительности и преступления на
национальной почве и к каким-либо проявлениям социального протеста. Это все-таки
совершенно разные вещи и кое-где в законодательстве их удалось развести. Плюс к
этому года два назад появилась ответственность за проявления экстремизма против
отдельных групп граждан по идеологическим и политическим мотивам. Прямо уже идеологические
мотивы заведены в уголовный кодекс для ужесточения ответственности за любое
преступление. Понятно, что есть просто вандализм хулиганов, а есть «вандализм»
в лице НБП, АКМ или Маши
Гайдар, на худой конец, то это уже вандализм идеологический и ответственность
больше, законодательство расширено в сторону таких действий, которые в мире не
являются наказуемыми. В той же Германии никакой ответственности за
идеологически мотивированные преступления, то есть идеологическая составляющая
не является ужесточающим фактором.
- Но ведь это же хотели подвесить
коммунистов?
- Понятно, что прежде всего коммунистов,
но и не только коммунистов, Максим Резник тоже попал под этим соусом.
- Это питерский яблочник?
- Да.
- Но ушел же Григорий Явлинский с поста
лидера партии, сам яблочник Сергей Попов отмечал, что под преследование
попадали те, кто выступал против Явлинского?
- Ну все понятно. Не только против
коммунистов, некоторые нормы против молодежных организаций.
- Ой-ой, молодежные организации делают не сами же феэсбешники?
- Я не спорю, конечно, но не все же до
одной. В том-то и дело, что там чересполосица идет и нельзя всех изображать
одним цветом. Даже в тех организациях, которые созданы искусственно, в них большой
сегмент есть людей, которые не наняты, как ты понимаешь, феэсбешниками.
ФСБ создает структуру, а в нее, ну так же, как это охранка делала еще в царские
времена, ничего не изменилось, а эти меха вливается вино настоящее. Другое
дело, что ими манипулируют. Я имею в виду не только наци каких-то, скинхедов.
Те тоже искренне морды бьют и расправляются. Но такая искренность
вряд ли должна приветствоваться. Надо сказать, что в организациях, созданных
ФСБ, тоже бьют морды рядовым членам и менты их тоже метелят.
- С немалым удовольствием. Это понятно. И как бы понятно, что нельзя
верить статистике милиции, о чем ты уже говорил. Но все
же почему?
- Ты имеешь в виду статистику по преступлениям мигрантов?
- Да. Известно же, что милиция заинтересованы представлять так, что
все преступления совершают мигранты, а против мигрантов – такого мало, хотя они
сами продают этих мигрантов в рабство.
- Потому что преступления против мигрантов не фиксируются в
значительной части.
- А, вот так, да?
- Конечно. А совершенные мигрантами – к реально совершенным прибавляются еще те, которые на них вешают. Вообще
мне кажется, что многие показные статистические данные – все это слизано с
потолка. У меня такое впечатление. Ну а кого считать мигрантом. Если человек
приехал из Азербайджана, женился здесь, получил российское гражданство, или
имеет вид на жительство и уже живет четыре года, какой же он мигрант. Я живу в
относительно новом районе – Бутово, у нас здесь процентов тридцать
азербайджанцы, процентов пятнадцать таджиков и узбеков, которые дворниками работают.
Эти таджики и узбеки скорее по линии мигрантов идут, у них статус подвешенный, а
азербайджанцы уже квартирами обзавелись, и семьи есть, дети учатся в
институтах. Больше половины российское гражданство приобрело.
- Замминистра внутренних дел Александр Чекалин доказывал нам в
Думе, что нет такого преступления «торговля людьми», а глава Института коммуникавистики Иосиф Дзялошинский над этим просто смеется?
- Да, он даже книжку написал о торговле людьми. Конечно это есть, это широко развитый бизнес. Другое дело,
как его квалифицировать с точки зрения уголовной статьи. Если выявляется такого
рода деятельность и какие-то санкции следуют, то зачастую они не уголовного
характера, а скажем за незаконное предпринимательство
штрафуют или на юрлицо все вешается, счета
могут арестовать. Есть, например, должностные преступления некоторые, которые
распространены очень широко, но сажают не по ним. Так же и с торговлей людьми,
это действительно в тени остается.
Я еще могу сказать по уголовной ответственности за преступления
на почве ненависти – 282 статья Уголовного кодекса и связанные с ней 280 создание
соответствующих сообществ экстремистских. Там много, весь кодекс теперь уже пропитан
антиэкстремизмом. По 282 статье в
2003 году мы предлагали, инициатива шла от нас, определенной части
правозащитников, не все разделяли этот подход: вообще, если бороться с реальной
общественной опасностью со стороны националистических агрессантов,
а не сажать просто городских сумасшедших или никому не нужных людей, за
которыми никто не стоит, как это часто происходит, то должна быть в законе
связка – ответственность не только за высказывания и идеи, а в связи с наступившими
или хотя бы могущими наступить последствиями. Вот если реальных преследовать
расистов, нацистов и то подобных, тогда бы отсеивалось три четверти привлеченных
к уголовной ответственности по этой статье, которых осудили по это статье.
- Ты считаешь, что это три четверти?
- Убежден. Если посмотреть список экстремистской литературы, по этому тоже видно, все же это делается одними и теми же лохведами, в этой литературе больше проявлений клиники, причем
одиночек, чем последовательной организованной деятельности преступной, которая
приводит к тому, что идут с битами и бьют по головам. Чаще это исключительно
какого-то языческого пошиба, как Добровольский с его сыном, когда-то бывший диссидентом-антисоветчиком, а сейчас стал волхвом.
Марийского жреца судили и это совсем было нелепо. Дай,
действительно, формально это проповедь национальной, религиозной
исключительности, но из этого не следует никаких действий. Другое дело,
создатели ролика с казнью двух человек – в Интернете появился неизвестно
откуда, что называется, так и не смогли определить. Ролик о том, как с закрытыми
лицами какие-то ребята под крики «Хайль!» отрезают
головы одному таджику и вроде бы армянину. Потом даже идентифицировали одного казненного,
вроде бы его опознали родственники в Таджикистане. Вот это серьезно, но там никто
не отвечает. Сочинения жреца, которому дали два года условно – ну не нравится,
не читай, а толку от них с точки зрения борьбы с экстремизмом ноль и ничего за этим
не стоит.
Не говоря уже о том, что основной удар от этого законодательства
антиэкстремистского приходится по мусульманским
организациям и мусульманским лидерам, потому что определенные проявления
ислама, существующие во многих государствах вполне легально и не
рассматриваются как террористические в мире, все это идет под уголовку, книги турецкого богослова Саида Нурси признаны экстремистской литературой, которые во
многих мечетях распространялись, реально людей сажают за принадлежность к движению Хизб ут-Тахрир,
хотя она не террористическая и никто им не предъявил им реального преступления,
чтобы они кого-то убили или что-то отрезали, только на основании текстов. Это
можно и Библию засудить – при желании конечно. Бывший православный священник, ставший
мусульманином, Вячеслав Полосин. Он в Думе работал
завсектором религий, а в Верховном Совете был председателем комитета, который возглавляет
Сергей Попов теперь по делам общественных объединений и религиозных организаций.
Узники Гуантанамо вернувшиеся, двое уже сидят за принадлежность к Хизб ут-Тахрир, причем дали им по
максимуму, лет по пять – по шесть.
- Спасибо.
Анонс, ставший поводом для интервью
Правозащитник не верит милицейской статистике
Парламентские слушания на тему «О проблемах законодательного обеспечения
противодействия преступности на почве национальной, расовой и религиозной
нетерпимости» проведут во вторник 30 сентября думские комитеты по безопасности,
по делам национальностей, по делам общественных объединений и религиозных
организаций.
В дискуссии, как ожидается, примут участие депутаты, члены Совета
Федерации, представители Генеральной прокуратуры, федеральных министерств и
ведомств, члены Общественной палаты, лидеры национально-культурных автономий,
деятели науки и культуры, послы государств – членов ОДКБ.
Как сообщил председатель Комитета по безопасности Владимир Васильев,
цель слушаний – выработать комплексный подход к законодательному обеспечению
противодействия преступности на почве национальной, расовой и религиозной
нетерпимости.
«Важно выявить истоки экстремизма в отношении иностранных граждан, а
также причины возникновения и уровня криминогенной составляющей национальных
общин, находящихся на территории нашего государства, – сказал В.Васильев. –
Учитывая, что угроза экстремизма на национальной и религиозной почве в таком
многонациональном, многоконфессиональном государстве
как Россия является серьезным вызовом общественно-политической стабильности в
стране и безопасности наших соотечественников за рубежом, мы детально
рассмотрим положение дел с профилактикой, предупреждением, пресечением и
раскрытием преступлений на национальной почве».