В конце – интервью Оксаны Дмитриевой о возможном пересмотре Бреттон-вудских соглашений, также обрывки ответов Алексея Улюкаева журналистам («Зайдите завтра»), затем "Вести из ЦИКа" – как ваш корреспондент протестировался

 

02.10.08 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Дума превратилась в финансовую ЧК

Финансовая война: кому – кризис, а кому мать родна (кто-то знал прикуп и брал кредиты под будущее обеспечение)

Депутаты спешным порядком рассматривают только что внесенные антикризисные законопроекты и не исключено, что для их одобрения на свое экстренное заседание соберется Совет Федерации.

Один из будущих законов дает право Центробанку предоставлять российским банкам кредиты без обеспечения на срок до полугода.

Второй документ уполномочивает Внешэкономбанк предоставлять организациям (включая кредитные) кредиты и займы в иностранной валюте, предназначенные для погашения и обслуживания кредитов и займов, полученных до 25 сентября 2008 года от иностранных организаций. Общая сумма кредитов Внешэкономбанка по состоянию на 31 декабря 2009 года не должна превышать 50 млрд долларов. Закон устанавливает минимальную процентную ставку по этим кредитам.

Кому давать такие кредиты, решать будут индивидуально по каждой организации

Нет сомнений, что проекты вызовут споры в Думе, но одобрены будут. Так происходит со всеми инициативами главы думского комитета по финансовому рынку Владислава Резника и его команды. О том, что депутат Резник лоббирует раскрытие российского рынка для западных рисков, давно говорил эсер Иван Грачев. В среду это же с волнением сказал Павел Медведев, протестуя против одобрения очередной инициативы Резника по небанковским платежам.

Вопрос нашего корреспондента о том, боремся с кризисом или усугубляем его, вызывает у депутатов противоречивые чувства. Даже единороссы склоняются к критике в позиции Медведева, но вынуждены поддерживать. Эсерка Оксана Дмитриева в интервью нашему корреспонденту напомнила о инициативе пересмотра Бреттон-Вудского соглашения 1944 года, когда были созданы МВФ и Всемирный банк, а после этого золото уступило роль мирового резерва доллару.

В этом смысле нынешний финансовый кризис кажется в некоторой части искусственным – кто-то заинтересован в перестройке всей мировой системы и в этом плане, используя пандемию тревожности людей, сливает Америку и раскачивает ситуацию в целом для ускорения развязки. Депутат Резник обеспечивает вклад в процесс с российской стороны, получается такая финансовая ЧК.

Обсуждение в комитете Резника шло в обмене репликами в жанре вопрос-ответ типа: «Он умирает?» – «Нет, он в белом!». По версии Алексея Улюкаева, рост кредитования продолжается. Однако Алексей Багаряков утверждает, что банки снижают кредитование. Получив ликвидность на всех, СБ, ВЭБ и Газпромбанк занялись шантажом и вымогательством. Вся помощь ВЭБа рассчитывается в долларах и внятного ответа нет на вопрос, почему не в евро? Возмещаться будут кредиты, взятые по 25 сентября включительно и очень интересно, кто взял такие кредиты 25 сентября, когда уже готовился закон. За каким-то чертом подвязали рейтинговые агентства в отбор достойных помощи и Геннадий Кулик спросил, зачем эти кормушки, нельзя ли без них? Владислав Резник попросил – про кормушки поподробнее, а потом сделал удивление на лице: он не знает, что это такое.

Отвечая после Совета Думы на вопрос нашего корреспондента – так мы боремся с кризисом или усугубляем его – вице-спикер Олег Морозов сказал: вы так говорите, как будто держите бога за бороду и все знаете.

Когда столь много и в общем безосновательно говорят о кризисе, в таких условиях, при отсутствии общепринятой теории и терминологии, значительные преимущества получают те, кто владеет системным мышлением и попал по каким-то причинам во власть, не будучи отягощенным специальными знаниями в конкретной области. Сам кризис, а не кто-то лично, выводит на арену таких людей пачками. Если наблюдаемая ситуация в какой-то степени есть результат искусственного усугубления кризиса в этой ситуации нарастания пандемии базовой тревожности людей, то мы, право, действительно держим бога за бороду и имеем шанс для человечества пережить, выжить и возродиться в новом качестве в обход сценария по сверхновой антиутопии «Нелюдь» Юлии Латыниной.

 

Сообщения

 

104459-5 104470-5

Госдума спешно рассматривает антикризисные законопроекты

Завтра на пленарном заседании Госдумы будет рассмотрен пакет из двух антикризисных законопроектов, которые внесли накануне депутаты В.М.Резник, Ю.О.Исаев, Л.В.Пепеляева, также сенатор Д.Н.Ананьев, под названиями: «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Ответственный комитет по финансовому рынку примет сегодня решение по законопроектам и не исключена возможность того, что Госдуме будет дана рекомендация принять их завтра как в первом чтении, так и в целом, если Совет Федерации сможет экстренно собраться для их рассмотрения до своего планового заседания 25 октября.

По замыслу авторов инициативы, проект федерального закона «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» подготовлен в качестве меры по стабилизации финансовой системы Российской Федерации.

Целью законопроекта, как указано в пояснительной записке к нему, является предоставление Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» права предоставлять организациям, в том числе кредитным организациям, кредиты в иностранной валюте, предназначенные для погашения и обслуживания кредитов и займов, полученных указанными организациями до 25 сентября 2008 года от иностранных организаций.

Законопроект предусматривает, что общая сумма указанных кредитов по состоянию на 31 декабря 2009 года не должна превышать 50 млрд. долларов США. Предусматривается, что источником данных средств являются золотовалютные резервы Банка России.

В целях обеспечения возможности предоставления Внешэкономбанком кредитов законопроектом предлагается размещение Банком России во Внешэкономбанке депозиты в общей суммой не более 50 млрд. долларов США сроком на 1 год по ставке, превышающей на один процентный пункт ставку межбанковского кредитования LIBOR на дату размещения депозита, с возможностью дальнейшей пролонгации в соответствии с условиями кредитных соглашений, заключенных Внешэкономбанком.

Кроме того, в целях стимулирования сделок на межбанковском кредитном рынке Банку России предоставляется право заключать с кредитными организациями соглашения, предусматривающие компенсацию Банком России таким кредитным организациям части убытков, возникших у них в результате кредитования кредитных организаций, у которых в период действия федерального закона была отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Предусматривается, что предлагаемый федеральный закон вступит в силу со дня его официального опубликования и будет действовать до 31 декабря 2009 года.

Второй документ пакета, проект федерального закона «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» подготовлен в качестве меры по стабилизации финансовой системы Российской Федерации. Законопроект предусматривает внесение в статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормы, предусматривающей право Банка России предоставлять в порядке и на условиях, установленных Советом директоров Банка России, кредиты на срок не более шести месяцев без обеспечения российским кредитным организациям. Законопроектом устанавливается, что требования к кредитным организациям, имеющим право на получение указанных кредитов, включая требования к их уровню рейтинга, устанавливаются Советом директоров Банка России.

 

ЦБ встал перед банками с протянутой рукой – ребята, бабки не нужны?

Про кормушки поподробнее – просит Резник просит Кулика в теме рейтинговых агентств

Ответственный комитет Госдумы по финансовому рынку принял на своем заседании в четверг решение рекомендовать Госдуме рассмотреть на следующий день в пятницу и принять в первом чтении и в целом два внесенных накануне антикризисных законопроекта.

Председатель комитета Владислав Резник попросил членов комитета проголосовать сразу за поддержку законов «в целом», чтобы не собирать заседание комитета по этому поводу еще раз, но отметил, что скорее всего, завтра законопроекты будут одобрены Думой только в первом чтении, а завершится их обсуждение в среду 8 октября.

При обсуждении законопроекта «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» отмечены высокие риски в связи с предоставлением необеспеченных кредитов, причем риск Центробанка связан с дополнительной эмиссией и ее следствием в виде инфляционного налога, а под риск Минфина подпадает бюджет.

Зампред комитета Анатолий Губкин указал на то, что принимать решение о предоставлении кредита будет Совет Директоров Центробанка, а там трудно кого-то привлечь к ответственности. «Кого вы хотите посадить?» – спросил Резник и напомнил о судьбе сотрудника Центробанка Олега Алексеева, который был арестован. По словам Резника, принимая закон, депутаты возлагают огромную ответственность на Совет Директоров вплоть до уголовной. Участник заседания комитета, зампред Центробанка Алексей Улюкаев признался, что в большей степени будет нести ответственность он как глава комитета денежно-кредитной политики.

Член комитета Борис Кашин (КПРФ) высказался против одобрения обоих законопроектов, он заявил, что принимать их нельзя, и отметил «полуфеодальную систему принятия решений», поскольку даже не Минфин или Центробанк решают, все решается «наверху». Мы такими мерами авторитета в мире не получим, предупредил депутат, поставив под сомнение создание в России мирового финансового центра. По сути идет шантаж, поскольку единственным аргументом сторонников принятия закона является угроза кризиса. Б.Кашин напомнил, как после дефолта-98 автор идеи эмиссии ГКО Бэла Златкис получила повышение. Коммунист сказал, что депутатам надо хотя бы информацию получать, а им по сути говорят «не ваше дело».

Кашин кричал, что он не понял ответа, из которого сделал вывод, что «все в порядке и так идет просто». Отвечая ему, А.Улюкаев сказал: «Я говорю по-русски. Значит, это... Значит, вы спрашиваете – что будет, если этот закон не будет принят сейчас? Отвечаю: он не имеет непосредственного отношения к текущей ситуации. Этот закон не ограничен по времени. Значит, он должен ... в среднесрочной в перспективе. Вот как там в Америке решатся, не решатся ... вот к этой проблеме закон не имеет отношения. Он говорит о том, что мы видим, что через платежный баланс ... с каждым годом меньший объем средств. Мы должны их компенсировать. Вот о чем этот закон». Кашин продолжил: «Бесконтрольно фактически. Без реального обеспечения». Улюкаев подтвердил: «Да, это кредиты без реального обеспечения. Это риск на Банк России. Это мы все должны хорошо понимать. Эта мера неординарная, необычная. Вот. Мы конечно хотели, предпочли бы работать через наши обычные меры. Но быстрота динамики по платежному балансу такова, что видимо предоставить тот объем средств, о котором идет речь, через наши действующие инструменты будет затруднительно. Поэтому мы и говорим о том, чтобы законодатель дал нам возможность применить еще один сильный инструмент, чтобы эту ликвидность давать».

Б.Кашин все же спросил еще, кто создал эту тройку банков для закачивания денег? (тройка – Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ) Улюкаев не понимает «закачивание денег», если речь идет о размещении средств Минфина в депозиты банков, то естественно Минфин определит требования к надежности тех банков, куда они тоже без всякого обеспечения размещают. «Это тоже для Министерства финансов большой риск и в отличие от Банка России... Банк России чем рискует? Он эмиссионный центр и рискует инфляцией, а инфляция это тоже как бы налог, инфляционный налог. Но это не налог в смысле Налогового кодекса. А вот бюджет – это средства налогоплательщиков в самом прямом смысле этого слова. и поэтому бюджет должен быть максимально осторожен для принятия таких решений. Поэтому отбор банков через механизм, значит, рейтингов и капитала, с нашей точки зрения безусловно правомерен и правилен. Там отобрано 28 банков, но три из них действительно имею лимиты большие, чем другие, потому что у них капиталы больше. Кашин не успокоился и сообщил, что жалобы пошли. Резник пояснил, о чем жалобы – ликвидность, которая предоставляется через три крупнейших банка, не сильно доходит до иных банков, может быть, кроме Сбербанка.

Член комитета Павел Медведев согласился, что закон риски увеличивает, но по сравнению с другими рисками это «как слону дробинка». Депутат предположил, что Совет Директоров ЦБ будет решать вопрос о предоставлении кредита в каждом случае детально. Он предлагает убрать из текста законопроекта условие оценки банка рейтинговым агентством, достаточно возложить решение на Совет Директоров, поскольку Центробанк с рисками справляется, при всей критике управления золотовалютными резервами, их так удалось сохранить.

Член комитета Аркадий Свистунов (ЛДПР) поддержал позицию Медведева, отметив, что мы сейчас наблюдаем падение рейтинга самих рейтинговых агентств.

Тему продолжил зампред комитета по бюджету и налогам Геннадий Кулик, который считает, что у Совета Директоров ЦБ достаточно документов для принятия решения по кредитам, условием наличия рейтинга банка авторы законопроекта только дают кормушку рейтинговому агентству. «Ситуация сложная в стране, зачем вы гоняете банки по кругу?» – спросил он. Предоставляя слово Кулику и попросив его сказать про кормушки поподробнее, В.Резник затем заявил: «Я не понимаю, о каких кормушках вы говорите».

А.Улюкаев настаивал на сохранении нормы о наличии рейтинга. «Нам будет спокойнее при наличии этих слов» – сказал он и выразил надежду, что российские рейтинговые агентства тоже будут получать аккредитацию и работать. Зампред Центробанка напомнил депутатам, что закон выше ведомственных инструкций, и заверил их, что будет лучше, если в закон будут введены нормы прямого действия. В.Резнику было приятно слышать это из уст представителя Центробанка

Член комитета Александр Коваль предложил Центробанку усилить контроль за получателями кредитов.

Второй антикризисный законопроект под названием «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» вызвал более длительную дискуссию. Он вводит право госкорпорации ВЭБ возмещать полученные до 25 сентября иностранные кредиты. Ставка кредита составляет 5% плюс ставка LIBOR для ВЭБ и 1% плюс ставка LIBOR для ЦБ.

В.Резник назвал вводимую законом меру чрезвычайной, она будет действовать до 31 декабря 2009 года.

Поскольку для поддержки банков предполагается использовать золотовалютные резервы, замдиректора департамента операций на финансовых рынках Центробанка Сергей Камбуров пояснил членам комитета, что золотовалютные резервы – это статистическая категория и ничего более. Он указал, что используется в расчете величины золотовалютных резервов, а по окончании обсуждения отказался ответить на вопрос нашего корреспондента, сославшись на открытость информации, опубликованной на сайте Центробанка.

Отвечая на вопросы депутатов, А.Улюкаев утверждал, что в законопроекте описана абсолютно работоспособная конструкция из ЦБ и ВЭБ. В.Резник пояснил, что государство не отвечает по обязательствам ВЭБ, а ВЭБ не отвечает по обязательствам государства.

«Если все учли...» – начал свой вопрос Г.Кулик, «...и Газпром перестал платить...» – продолжил В.Резник, «...то ВЭБ забирает залог» – завершил А.Улюкаев.

Зампред ЦБ пояснил, что ставка на 5% выше ставка LIBOR – это немало, «они могут взять дешевле деньги». Отвечая на вопрос зампреда комитета Дениса Волчека (ЛДПР) о выборе суммы 50 млрд долларов, А.Улюкаев сообщил, что есть график погашения и есть экспертная оценка суммы, которая может быть мобилизована заемщиком без привлечения внешних ресурсов.

Однако Д.Волчек не удовлетворился ответом, ему ситуация напоминает 90-е годы, когда Центробанк предлагал и раздавал бюджетные деньги. Если реально этот рынок будет, считает депутат, то его интересует, есть ли возможность ввести какие-то ограничения. Улюкаев высказал непонимание того, что такое «рынок этих денег. Он напомнил, что СД ЦБ, который принимает решение, входят министры – государственные люди.

А.Улюкаев пояснил, что по закону Банк России имеет возможность размещать депозит только на один год и предполагается, что за этот год заемщик погасит кредит, но при этом зампред ЦБ просит депутатов поддержать в законе норму о пролонгировании депозита еще на год. Т.о., после 31 декабря 2009 года ЦБ уже не будет возможности выставлять депозит, но исполняться ранее взятые обязательства будут и далее.

Член комитета Борис Кашин (КПРФ) назвал коррупционной статью 3 законопроекта, которая гласит: «В целях стимулирования сделок на межбанковском кредитном рынке Банк России вправе заключать с кредитными организациями соглашения, предусматривающие компенсацию Банком России таким кредитным организациям части убытков (расходов), возникших у них в результате совершения указанных сделок с другими кредитными организациями, у которых в период действия настоящего Федерального закона была отозвана лицензия на осуществление банковских операций». Коммунист считает, что статью 3 принимать нельзя, как и закон в целом. Он заявил, что кризис произошел в частности потому, что ЦБ не смог правильно оценить риски, теперь же ему дают новые полномочия по списыванию кредитов. Б.Кашин представляет себе конструкцию из трех банков, один из которых можно провалить, а двум другим списать убытки.

Член комитета Аркадий Свистунов (ЛДПР) поддержал законопроект, ему понятно, для чего принимается закон, он расширит инструментарий, который реально нужен. Самомнение депутата вызывает норма о пролонгировании депозита.

Зампред комитета Анатолий Губкин также поддержал законопроект, указав со своей стороны, что речь идет о крупных системообразующих компаниях и «если они будут переносить на тарифы, то это не совсем здорово».

Завершая обсуждение, В.Резник подчеркнул, что ситуация, которая сегодня сложилась, требует такой меры. Он также пояснил, что «Сбербанк знает, кому давать». Он напомнил, кто дает ликвидность другим банком по межбанку, это три основных игрока.

 

100953-5

Банкам-хулиганам укоротят их аппетиты

Комитет по финансовому рынку принял единогласное решение на своем заседании в четверг рекомендовать Госдуме рассмотреть на пленарном заседании 8 октября, одобрить в первом чтении и в целом законопроект «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» и некоторые другие законодательные акты РФ», который внесли 22 сентября депутаты В.М.Резник, А.Г.Аксаков; сенаторы Д.Н.Ананьев, Г.Г.Фетисов.

Председатель комитета Владислав Резник напомнил членам комитета, что законопроект повышает предел выплат по вкладам с 400 до 700 тыс рублей, при этом со 100 до 200 тыс рублей повышаются выплаты без франчизы (т.е. со стопроцентной компенсацией). Кроме того, временно, до конца 2009 года Центробанку возвращается право ограничивать банкам-нарушителям закона ставку по депозитам. По словам главы комитета, это делается для того, чтобы проблемный банк не хулиганил и не привлекал население под 50% годовых. Чтобы не было споров при обсуждении законопроекта, его авторы внесли в текст ту норму ограничения ставки, которую Центробанк уже применял ранее. Резник подчеркнул, что законопроект является плодом компромисса, по его собственному мнению, выплаты можно было бы повысить и до 800 тыс руб.

«Плохо, что вы после американцев принимаете» – сказал замред бюджетного комитета Геннадий Кулик, поддерживая законопроект. «Кризис же у американцев, у нас все хорошо» – подчеркнул в ответ член комитета по финансовому рынку Аркадий Свистунов Николаевич (ЛДПР). Павел Медведев со свой стороны добавил, принимая закон о повышении выплат по вкладам, мы подаем пример Америке, которая не решилась на эту меру.

Согласно тексту законопроекта, Центробанк может «ввести ограничения на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада, заключаемых (пролонгируемых) в период действия ограничения, в виде максимального значения процентной ставки (но не ниже двух третей ставки рефинансирования Банка России по банковским вкладам в рублях и не ниже ставки LIBOR по банковским вкладам в иностранной валюте на дату введения ограничения), на срок до одного года. В целях настоящего положения в расчет процентной ставки наряду с процентами включаются любые непроцентные платежи, которые кредитная организация выплачивает вкладчикам – физическим лицам».

 

Центробанк считает ситуацию стабильной, но меры принимает

Комитет Госдумы по финансовому рынку одобрил на своем заседании в четверг заключение на проект ежегодного документа Центробанка «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов».

Зампред комитета по бюджету и налогам Геннадий Кулик сообщил о том, что бюджетный комитет также поддерживает.

Завершая обсуждение проекта ЕДКП, председатель комитета по финансовому рынку Владислав Резник сообщил, что следующее заседание комитета по обсуждению документа Центробанка состоится 27 октября и 29 октября ЕДКП будет внесена на рассмотрение Госдумы. Документ «принимается к сведению» и должен быть рассмотрен Думой до одобрения федерального бюджета 31 октября. В.Резник указал участнику заседания, зампреду Центробанка Алексею Улюкаеву на противоречие интересов, связанное с совмещением функции надзора за банками и проведения денежно-кредитной политики. При этом глава комитета считает, что большего, чем делает Центробанк, требовать от него нельзя.

Член комитета Борис Кашин (КПРФ) при обсуждении ЕДКП отметил, что документ датирован августом и кризиса не учитывает. Зампред Центробанка Улюкаев согласился с тем, что в проекте моменты текущего кризиса ликвидности не отражены. «На это будем делать поправку» – добавил он, указав на то, что при большой волатильности цена акций значительно колеблется в течение дня и Центробанк принял меры. «Спасибо, очень правильно сделали» – сказал В.Резник.

Отвечая коммунисту Кашину, глава комитета Резник оценил ситуацию России как стабильную. Улюкаев поддержал эту оценку, утверждая, что у нас высокие темпы роста.

В.Резник указал на тревожный факт выдачи кредитов под 23%. «Это очень опасно, потому что вернуть они не смогут» – предупредил он

Выслушав аргументы депутатов, А.Улюкаев подчеркнул, что пока обсуждается проект, который будет доработан с учетом замечаний и изменения ситуации, мониторинг которой производит специально созданная рабочая группа из представителей различных структурных подразделений Центробанка. Проект ЕДКП исходит из трехлетних перспектив, причем предлагается три сценария и сейчас предполагается снижение конъюнктуры на мировых рынках, соответственно, сокращение внешнеторгового сальдо и платежного баланса вплоть до обнуления. Перед Банком России стоит в центре его внимания огромная задача предоставления возможности рефинансирования банковскому сообществу с включением дополнительных активов, например, муниципальных ценных бумаг. По данным А.Улюкаева, темпы роста кредитования за 8 мес. 2008 года лишь немного снизились по сравнению с прошлым годом. Он назвал цифры 35-40% и сказал, что в сентябре рост продолжился. Однако член комитета Алексей Багаряков (КПРФ) заявил, что по его данным банки уменьшили кредитование, причем региональные – на 35%, федеральные – на 52%. Получившая помощь в ликвидности тройка банков – ВТБ, Газпромбанк, Сбербанк – занимались, как утверждал депутат от КПРФ, «обыкновенным шантажом». Улюкаев в ответ пояснил, что получили помощь не три, а 28 банков, в которых размещаются средства бюджета, но три указанных получили еще и обязанности.

Отвечая депутатам, А.Улюкаев признал, что дополнительное денежное предложение может усилить инфляционное давление.

 

Заключение комитетов Госдумы по финансовому рынку на проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов.

Рассмотрев представленный Центральным банком Российской Федерации проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.

Проект Основных направлений соответствует положениям, содержащимся в статье 45 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации».

Основы денежно-кредитной политики на среднесрочный период определены в проекте Основных направлений на 2008 год и период 2010 и 2011 годов с учетом Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 года.

В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год была поставлена цель снижения темпа прироста потребительских цен до уровня 6-7%. Однако согласно статистическим данным, содержащимся в представленном документе, во втором полугодии 2007 года сложилась и получила свое развитие в первом полугодии 2008 года тенденция нарастания инфляционных процессов (инфляция на потребительском рынке возросла в 1,4 раза, а базовая – почти в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2007 года), причем опережающими темпами росли цены на продукты питания, а также товары и услуги.

В сложившихся текущих условиях и, указывая на невозможность исключительно инструментами денежно-кредитной политики в краткосрочном периоде достаточно эффективно сдерживать рост цен, Банк России прогнозирует, что в 2008 году поставленный целевой ориентир инфляции на 2008 год (6-7%) будет превышен и составит около 11%. Однако с высокой долей вероятности можно предположить, что ориентир в 11% также будет превышен. В связи с этим представляется целесообразным при доработке документа произвести дополнительные уточненные расчеты показатели денежной программы в 2008 года, а также, уточнить денежную программу на 2009-2011 годы.

Тем не менее Банк России видит определенные предпосылки для замедления инфляционных процессов в будущем периоде (в т.ч. рост совокупной доли срочных вкладов населения и депозитов нефинансовых организаций по отношению к безналичной составляющей М2 с 55,3% до 58%).

Основной задачей государственной денежно-кредитной политики на предстоящие три года будет являться постепенное снижение инфляции до

5-6,8% в 2011 году, при этом целевой уровень инфляции на 2009 год составляет 7-8,5% (ему соответствует базовая инфляция на уровне 6,2-8%), в 2010 году – 5,5-7,0% (4,5-6,2%). Учитывая текущую динамику потребительских цен, ориентиры по инфляции на среднесрочный период выглядят излишне оптимистичными, как и оценки итогов текущего года.

Несмотря на то, что в ближайшее время денежно-кредитная политика будет сохранять черты, сформированные в последнее время, Банк России предполагает к концу трехлетнего периода в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Для введения таргетирования инфляции в полном объеме необходим режим свободно плавающего валютного курса и превращение процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики.

В целях совершенствования механизма реализации денежно-кредитной политики и формирования условий для введения режима таргетирования инфляции Банк России приступил к осуществлению операций по плановой покупке иностранной валюты на внутреннем рынке, которые проводятся в дополнение к интервенциям на внутреннем валютном рынке, направленным на ограничение внутридневных колебаний стоимости бивалютной корзины. Банк России последовательно расширял коридор допустимых колебаний операционного ориентира курсовой политики – рублевой стоимости бивалютной корзины. Проводимая курсовая политика создает благоприятные условия для повышения гибкости курсообразования и в перспективе позволит осуществить переход к плавающему курсу рубля.

Между тем в сегодняшних сложных финансовых условиях политика в таргетирования инфляции небесспорна. В странах, ее применявших, она не смогла гарантировать финансовую стабильность. Кроме того, возможности перехода к этому режиму денежной политики представляются проблематичными. Для повышения прозрачности и укреплению доверия к проводимой Банком России денежно-кредитной политике необходимо представить более четкое планирование мероприятий, которые предполагается провести в рамках реализации данной политики.

Проведение Банком России денежно-кредитной политики в 2008 году происходит не только с учетом необходимости снижения инфляции, превысившей целевое значение, но и поддержания уровня ликвидности банковского сектора, достаточного для обеспечения его устойчивого функционирования и развития.

При наблюдаемой в текущем году нестабильности на мировых финансовых рынках изменились условия внешних заимствований российских банков, повысилась их заинтересованность в использовании инструментов рефинансирования Банка России. Однако, как отмечается в проекте Основных направлений, действие процентного канала трансмиссионного механизма остается ограниченным, и процентная политика Банка России еще не оказывает решающего воздействия на реальные условия заимствования в российской экономике.

Курсовая политика Банка России, как и в предыдущие годы, направлена на сдерживание инфляции и предотвращение резких колебаний в динамике курса национальной валюты. Банком России используется режим управляемого плавающего валютного курса.

Прирост реального эффективного курса рубля за первое полугодие 2008 года составил 3,3%, что выше аналогичных показателей за предыдущий год. Отмечаемое Банком России снижение привлекательности рублевых сбережений по отношению к валютным может затормозить темпы прироста реального эффективного курса рубля вследствие чего годовые показатели могут соответствовать прогнозируемому росту реального эффективного курса рубля (3,5-5%).

В представленном документе при предполагаемом сохранении режима управляемого плавания неоправданно отсутствуют оценки динамики реального эффективного курса рубля.

Несмотря на усложнившуюся финансовую ситуацию во втором полугодии экономическая ситуация в 2008 году может рассматриваться как стабильная. В I квартале 2008 года объем ВВП увеличился на 8,5%. По оценкам Минэкономразвития России, по итогам года он возрастет на 7,8%.

В первой половине текущего года платежный баланс формировался в условиях роста мировых цен на основные товары российского экспорта. Под влиянием увеличения сальдо торгового баланса улучшилось состояние счета текущих операций, положительное сальдо которого составило 104,8 млрд. долларов США. Чистый приток частного капитала оценивается в 12,3 млрд. долларов США по сравнению с 68,7 млрд. долларов в аналогичный период 2007 года. Однако Комитет считает необходимым рекомендовать Банку России при доработке проекта Основных направлений уточнить показатели платежного баланса с учетом последних тенденций в динамике цен на нефть, изменившейся ситуации на мировых товарных и финансовых рынках.

Макроэкономический прогноз, предусмотренный проектом документа, дается на три года, что обеспечивает согласованность с планируемой на среднесрочный период бюджетной политикой, и, кроме того, позволяет более адекватно оценивать перспективы денежно-кредитной политики, четче выявлять потребности в корректировке политики.

В соответствии со статьей 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России представил четыре варианта сценарного прогноза реализации денежно-кредитной политики на 2009 год, исходя из цен на нефть марки «Юралс». Следует особо отметить, что наряду с вариантами, основанными на прогнозах Правительства Российской Федерации, Банк России рассмотрел еще один (более пессимистический) сценарий возможного развития российской экономики в среднесрочный период.

Согласно первому варианту, который является дополнительным к вариантам Правительства Российской Федерации, в 2009 году прогнозируется существенное снижение цены за баррель российской нефти – до 66 долларов США. В данных условиях ожидается, что сальдо счета текущих операций может стать отрицательным. Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся на 8,1%. Темп прироста инвестиций в основной капитал составит 10%. ВВП возрастет на 5,7%.

Второй вариант развития предусматривает снижение цены на российскую нефть до 90 долларов США за баррель. В рамках данного сценария предполагается сокращение положительного сальдо счета текущих операций более чем в 3 раза. При этих условиях темп прироста инвестиций в основной капитал может составить 14%, реальных располагаемых денежных доходов населения – 9,9%. Темпы экономического роста могут составить 6,4%.

Рассматриваемый Банком России третий вариант положен в основу проекта федерального бюджета. Он предполагает, что цена на российскую нефть в 2009 г. составит 95 долларов США за баррель. В этих условиях сохранится высокая инвестиционная активность – инвестиции в основной капитал могут возрасти на 14,5%. Ожидается увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения на 10,5%, ВВП – на 6,7%.

Согласно четвертому варианту цена на российскую нефть в 2009 году составит 115 долларов США за баррель. При таких внешних условиях ожидается, что темпы роста основных показателей будут выше, чем в третьем варианте. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут возрасти на 11,1%, инвестиции в основной капитал – на 15,2%, ВВП – на 7,1%.

Также Банк России рассмотрел четыре варианта прогноза цены на российскую нефть в среднесрочной перспективе. По первому варианту в 2011 году цена составит 60 долларов США за баррель, по второму – 75 долларов США, по третьему – 88 доллара США, по четвертому – 122 доллара США за баррель.

Во всех вариантах предполагаются одинаковые объемы чистого притока частного капитала. Комитет отмечает, что Банк России не должен исключать иные варианты развития событий, вплоть до ситуации, при которой может наблюдаться чистый отток частного капитала. Особенно в свете того, что за последний период тенденция резкого притока частного капитала в страну была переломлена (в том числе и из-за кризиса мировой финансовой системы). Замедление темпов роста внешних обязательств экономики (на 30% в первом полугодии 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года) произошло в основном за счет уменьшения темпов прироста внешних финансовых обязательств частного сектора экономики (также на 30%). Чистый приток частного капитала, сократился с $ 68,7 млрд. в первом полугодии 2007 года до $ 12,3 млрд. в первом полугодии 2008 года. Сложившиеся условия могут способствовать развитию внутреннего финансового рынка страны.

В соответствии с прогнозом в 2009 – 2011 годах темпы экономического роста будут несколько ниже чем, в 2008 году, что, по мнению Банка России, в совокупности с замедлением роста цен обуславливает снижение темпов роста спроса на деньги в номинальном выражении. В связи с этим Банк России предполагает в зависимости от вариантов увеличение денежного агрегата М2 на 19-28% за 2009 год, 16-25% в 2010 году и 14-22% в 2011 году, прирост денежной базы составит 17-26% в 2009 году, 12-20% в 2010 году и 9-17% в 2011 году.

Банк России отмечает, что связь между денежным предложением и инфляцией является слабой, однако в качестве промежуточных целей указывает темпы роста М2 и денежной базы. Несмотря на приверженность таргетированию инфляции, Банк России все же полагается на управление денежным предложением.

Следует при этом отметить, что серьезных мер по обеспечению экономики долгосрочными ресурсами пока не предпринимается, что затрудняет осуществление инновационного варианта развития экономики.

Необходимо также раздел II.4. дополнить материалом о мерах Банка России в период обострения ситуации с ликвидностью в сентябре 2008 года.

В разделе «Инструменты денежно-кредитной политики» следует отразить возможные изменения по ломбардному списку и другим способам расширения возможностей по рефинансированию банков.

Представляется необходимым, чтобы Банк России при доработке проекта отразил свое видение рисков инфляции и финансовой стабильности, связанных с продолжающимися в США и других странах финансовыми потрясениями и их возможным влиянием на экономику и финансовые рынки России.

В отличие от проектов прошлых лет пятый раздел Основных направлений «Мероприятия банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора» в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов» содержит более полный перечень задач и мероприятий Банка России по обеспечению устойчивости банковской системы, повышению ее эффективности и роли в развитии экономики в целом. Однако представляется неоправданным, что весь данный раздел отнесен в приложение к документу. Данные мероприятия должны быть органической частью денежно-кредитной политики.

Рассмотрев проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов, Комитеты Государственной Думы по финансовому рынку считает целесообразным:

1. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации доработать проект Основных направлений единой денежно-кредитной политики на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов с учетом вышеизложенных замечаний.

2. Центральному Банку Российской Федерации представить Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов до 20 октября 2008 года.

 

Пресс-релизы

 

КОМИТЕТ ГОСДУМЫ ПО ОБОРОНЕ:

Как заявил Председатель Комитет Госдумы по обороне Виктор Заварзин, внесены поправки в проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 гг.», которые будут рассмотрены во втором чтении на пленарном заседании Государственной Думы 17 октября.

На 2009 год планируется увеличение финансирования на строительство специальных и военных объектов дополнительно на 24,6 млрд.рублей, ранее в первом чтении на 2009 г. была установлена сумма – 24,7 млрд.рублей, таким образом с учетом поправок расходы составят – 49,3 млрд.рублей.

Кроме того, планируется дополнительно увеличить материально-техническое обеспечение на 39,8 млрд.рублей (вещевое, продовольственное обеспечение, оплата спецтоплива и горючего). Ранее в первом чтении на 2009 г. была установлена сумма – 64,6 млрд.рублей, с учетом поправок – 104,4 млрд.рублей.

Более того, увеличение затрат коснулось и капитального ремонта казарменно-жилищного фонда. В первом чтении на 2009 г. было установлено – 6,6 млрд.рублей, поправками предусмотрено увеличение на 3,4 млрд.рублей, итоговая сумма составила – 10 млрд.рублей. В первом чтении на 2010-2011 гг. – 9,6 млрд.рублей, увеличено за счет поправок на 3,8 млрд.рублей, итоговая сумма составила – 13,5 млрд.рублей.

 

Олег Морозов: антикризисные законы помогут поддержать банковскую ликвидность

Первый заместитель Председателя Государственной Думы Олег Морозов на встрече с журналистами по окончании Совета Государственной Думы рассказал о повестке дня пленарного заседания Думы на 3 октября. Он заявил: «Сегодня Совет принял решение в экстренном порядке рассмотреть два законопроекта, которые, по сути, являются антикризисными и являются законодательным закреплением тех мер, которые предлагает Правительство.

Первый законопроект касается предоставления Внешэкономбанку права предоставлять организациям, в том числе банкам, кредиты и займы в иностранной валюте, предназначенные для погашения и обслуживания иностранных кредитов и займов, полученных до 25 сентября 2008 года. На эти цели выделяется 50 миллиардов долларов из наших золотовалютных резервов.

Кроме того, завтра будет рассматриваться поправка в закон о Центральном Банке, суть которой состоит в том, что Центральный Банк сможет предоставлять кредитные ресурсы российским банкам, имеющим высокий рейтинг надежности, без обеспечения на срок не более шести месяцев. Эта мера направлена на то, чтобы сделать деньги более подвижными и преодолеть кризис ликвидности на наших финансовых рынках.

Завтра Государственная Дума ратифицирует очень важный документ. Это договор между Латвийской Республикой и Российской Федерацией о дополнительных мерах в области социального обеспечения. По этому договору из федерального бюджета выделяются дополнительно 103 миллиона рублей, которые пойдут на социальное обеспечение лиц, проживающих на территории Латвии и имеющих право на соответствующие выплаты. В частности, это их социальные права, связанные с пособиями по безработице и материнству, пенсиями, пособиями по безработице, на погребение, для семей с детьми, в случае трудового увечья или профессионального заболевания. Эти нормы, соответственно, зеркально распространяются также на граждан Латвии, которые проживают на территории России и также имеют соответствующие права».

 

Сегодня Комитет ГД по экономической политике и предпринимательству принял решение о создании антикризисной рабочей группы, в которую войдут также представители бюджетного комитета и комитета по финансовому рынку.

Председатель комитета Евгений Федоров: «В сложившейся ситуации на финансовом рынке, когда возникла проблема кризиса межбанковского доверия и фактически «кредитного голода», государству необходимо принять ряд стабилизационных мер.

Первостепенными задачами являются: восстановление ликвидности кредитных организаций; пополнение запасов долгосрочной и среднесрочной ликвидности банков.

В связи с этим, депутаты Госдумы РФ от партии «Единая Россия» внесли на рассмотрение законопроекты, которые обеспечат правовую основу по реализации финансовых мер поддержки ликвидности российской банковской системы.

Данные законопроекты будут завтра рассмотрены и в максимально сжатые сроки приняты Госдумой. Оперативность взаимодействия Правительства и Госдумы заложены в основе единства политических целей и методов исполнительной и законодательной власти. Надежность российской финансовой и банковской систем никто не должен ставить под сомнение. Россия не позволит втянуть себя в международный финансовый кризис.

Сегодня Комитетом принято решение о проведении консультаций с профильными комитетами Государственной Думы о создании межкомитетской Рабочей группы по вопросу мирового финансового кризиса и его влияния на российскую экономику».

 

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Комитет Государственной Думы по финансовому рынку утвердил заключение по проекту Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов

«Текущий год отмечен высокой нестабильностью на мировых финансовых ранках. Российский финансовый рынок не стал исключением, поэтому основные цели, которые поставил перед собой Центральный Банк Российской Федерации в проекте Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов, заключаются в снижении уровня инфляции, предотвращении резких колебаний в динамике курса рубля и поддержании уровня ликвидности банковского сектора» – отметила заместитель председателя Комитета по финансовому рынку Лиана Пепеляева.

Несмотря на сложившуюся ситуацию на финансовом рынке, при которой эффективно сдерживать рост цен достаточно сложно, Банк России видит определенные предпосылки для замедления инфляционных процессов в будущем периоде (в т.ч. рост совокупной доли срочных вкладов населения и депозитов нефинансовых организаций). Целевой уровень инфляции на 2009 год составляет 7-8,5%, на 2010 год – 5,5-7,0% (4,5-6,2%), на 2011 год – 5-6,8%.

Банк России предполагает к концу заданного трехлетнего периода в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции (то есть к режиму регулирования роста инфляции), имеющему приоритет цели по снижению инфляции. Для достижения этой цели Банк России будет осуществлять меры по обеспечению режима свободно плавающего валютного курса и превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики.

Банк России предоставил четыре варианта сценарного прогноза реализации денежно-кредитной политики на 2009 год исходя из цен на нефть марки «Юралс». Согласно третьему варианту, который был положен в основу проекта федерального бюджета, цена на российскую нефть в 2009 г. составит 95 долларов США за баррель. В этих условиях сохранится высокая инвестиционная активность, ожидается увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения на 10,5%, ВВП – на 6,7%.

Комитет по финансовому рынку, рассмотрев проект, подготовил рекомендации Банку России по его доработке. Так, с учетом произошедшего в сентябре 2008 г. кризиса на мировых финансовых рынках, по мнению комитета, Банку России необходимо более четко указать меры по борьбе с кризисом ликвидности; отразить свое видение рисков инфляции и финансовой стабильности, связанных с продолжающимися в США и других странах финансовыми потрясениями и их возможным влиянием на экономику и финансовый рынок России.

 

Мировой финансовый кризис привел к возникновению дефицита ликвидности во всем мире, в том числе в России и, как следствие, к появлению риска того, что без оказания поддержки банки и другие финансовые организации окажутся не способны в полной мере и в срок производить необходимые платежи, в том числе выплаты гражданам-вкладчикам. Наличие этого риска может снизить уровень доверия к российской банковской системе, может повысить напряженность в обществе и привести к эскалации инфляционных ожиданий.

Для недопущения этого государство и его специализированные институты обязаны оказать российской финансовой системе необходимую поддержку. Наряду с оперативными мерами, предпринимаемыми Министерством финансов России и Банком России, инструментарий поддержки должен быть дополнительно расширен.

С этой целью в Государственную Думу были внесены проекты федеральных законов «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» и «О внесении изменения в статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Как отмечает один из соавторов законопроектов, заместитель председателя Государственной Думы по финансовому рынку Лиана Пепеляева, законопроекты предусматривают комплекс мер поддержки.

Так, Банк России должен будет разместить в Государственной корпорации «Внешэкономбанк» депозиты на общую сумму 50 млрд. долларов США сроком на один год, при этом при необходимости срок депонирования может быть продлен.

За счет этих средств Внешэкономбанк будет предоставлять российским организациям кредиты и займы в иностранной валюте. Заемные средства будут предоставляться для погашения и обслуживания кредитов и займов, которые российские организации получили до 25 сентября 2008 года от иностранных организаций. Всего может быть выдано кредитов на общую сумму до 50 млрд. долларов США.

Процентная ставка по кредитам определяется Внешэкономбанком самостоятельно, минимальная процентная ставка будет всего на 5 процентных пунктов выше ставки LIBOR. Однако при предоставлении кредита Внешэкономбанк может установить требование о согласовании с ним всех других заимствований организации.

Другой мерой поддержки будет наделение Банка России правом компенсировать кредитным организациям часть убытков, которые могут возникнуть у них по сделкам межбанковского кредитования в случаях, когда у банков – контрагентов в период действия закона будет отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Эта мера будет стимулировать сделки на межбанковском кредитном рынке, поскольку она существенно снижает риск убытков от сделок по взаимному кредитованию банками друг друга. Тем самым будет обеспечено более свободное и оперативное распределение денежных средств в банковской системе.

Третьим элементом комплекса мер поддержки будет являться упрощение условий предоставления кредитов Банком России. Действующий Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» дает ему право предоставлять кредиты на срок не более одного года только под обеспечение ценными бумагами и другими активами. Это требование предусмотрено для того, чтобы обеспечить возврат кредита, но при этом снижается оперативность предоставления денежных средств, что необходимо в сегодняшних условиях.

Межу тем сегодня некоторые российские банки имеют рейтинги ведущих рейтинговых агентств, таких как Moody's и Standard & Poor's. Эти рейтинги регулярно обновляются и служат подтверждением устойчивости и платежеспособности банков. Поэтому предлагается дать возможность Банку России предоставлять кредитным организациям, имеющим рейтинг необходимого уровня, кредиты без обеспечения на срок не более шести месяцев.

Дополнительные меры поддержки финансовой системы будут действовать до 31 декабря 2009 года. По мнению авторов законопроекта, за этот период негативное воздействие мирового финансового кризиса будет преодолено.

 

Сегодня 3 октября Госдума рассмотрит законопроекты «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» и «О внесении изменения в статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (о срочных мерах по стабилизации финансовой системы Российской Федерации), обеспечивающие правовую основу по реализации финансовых мер поддержки ликвидности российской банковской системы, которые внесли депутаты от партии «Единая Россия».

Председатель комитета Евгений Федоров: «Первый законопроект дает право Внешэкономбанку предоставлять российским организациям и банкам кредиты и займы в иностранной валюте на погашение иностранных кредитов, полученных ими до 25 сентября 2008 года. Общая сумма таких кредитов и займов до 31 декабря не должна превышать 50 млрд. долл. США. Ресурсы для этого предоставляет Внешэкономбанку Центральный банк России через депозит сроком на один год. Законопроект также призван стимулировать сделки на межбанковском кредитном рынке. Минимальная процентная ставка по кредитам устанавливается в размере, превышающем на 5 процентных пунктов ставку LIBOR (межбанковская ставка предложения средств) на дату предоставления кредита.

Второй законопроект дополняет права Центрального банка России в части предоставления российским кредитным организациям, которые имеют рейтинг рейтингового агентства, кредитов без обеспечения на срок не более шести месяцев. На сегодняшний день в России 116 банков имеют такой рейтинг. Условия и порядок таких кредитов будет определять Совет директоров банка.

Данные законопроекты не последние меры по стабилизации ситуации в финансовой сфере, список инструментов поддержания рынка будет вскоре расширен. Среди них – увеличение Центробанком списка видов кредитов, что, безусловно, даст возможность средним банкам выдержать кризисную ситуацию».

Олег Валенчук: «Мировой финансовый кризис стал лакмусом, который доказал, что российская экономика развивается в верном направлении. По сути, Россия оказалась наиболее защищенной от последствий мирового кризиса страной. Ведь возникшие проблемы не коснулись сектора реальной экономики.

С другой стороны, реакция российского фондового рынка свидетельствует о его явной незрелости. Его резкое падение было обусловлено тем, что основной объем средств в этой сфере – это иностранные капиталы. Их стремительный отток, вызванный проблемами в США и на Западе, девальвировал акции российских компаний. Все эти события дали нам четкий вектор дальнейших действий: необходимо укреплять собственные финансовые и инвестиционные институты.

Внесенные законопроекты содержат конкретные меры по стабилизации финансовой системы России, они призваны не допустить дальнейшего втягивания России в международный финансовый кризис».

Виктор Звагельский: «Предусматривается, что федеральный закон «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» вступит в силу со дня его официального опубликования и будет действовать до 31 декабря 2009 года. Одна из его задач – стимулирование сделок на межбанковском кредитном рынке. С этой целью Банку России предоставляется право заключать с кредитными организациями соглашения, предусматривающие компенсацию Банком России таким кредитным организациям части убытков, возникших у них в результате кредитования кредитных организаций, у которых в период действия федерального закона была отозвана лицензия на осуществление банковских операций».

 

1 октября, в 11:50 по местному времени в средней школе райцентра Беляевка Оренбургской области произошло обрушение перекрытий 2-го и 3-го этажей. Площадь обрушения составила 250 кв. метров. В результате погибли 5 учениц школы, 4 человека получили травмы различной степени тяжести (в том числе трое детей). Прибывшие на место происшествия спасатели эвакуировали из школы 342 ребенка, 32 преподавателя и строителей.

Свои соболезнования пострадавшим выражает депутат Государственной Думы России Михаил СТАРШИНОВ: – Выражаю свои соболезнования семьям погибших детей и всем пострадавшим в результате этой страшной катастрофы.

Трагедия, произошедшая в Оренбургской области, это чудовищный по своей сути диагноз всей системе школьной безопасности. К сожалению, регулярно мы слышим в новостях сводки о том, как в результате халатности взрослых страдают дети. Отравления продуктами питания, антисанитарные условия в детских лагерях, факты педофилии в учебных заведениях, а теперь еще и техногенная катастрофа.

Все это свидетельствует об отсутствии комплексного подхода к системе безопасности нашего подрастающего поколения. У нас не уделяется должного внимания контролю качества тех услуг, которые гарантированы ребенку государством.

Существует серьезнейшая проблема обеспечения школ. И одна из причин здесь в несовершенстве действующего законодательства, регулирующего вопросы государственного заказа на данное обеспечение. До тех пор, пока в конкурсной системе предоставления услуг будет превалировать фактор цены, а не качества, мы будем сталкиваться с трагическими последствиями, имеющими масштаб национальной катастрофы.

 

FONTES RERUM – Фонд совместных экономических, политических и социальных исследований проводит в Праге круглый стол «Россия, Грузия и Кавказ: новый мировой порядок?» Он состоится в пятницу 3 октября 2008 года в 14.00 часов в Kaiserstein дворце в Мала-Стране, Прага, Чешская Республика.

В обсуждении примут участие: Александр Бабаков – заместитель Председателя Государственной Думы Российской Федерации («Справедливая Россия» Михаил Старшинов – Депутат Государственной Думы Российской Федерации, («Справедливая Россия» Яромир Щетина – председатель «Временной комиссии для рассмотрения конституционности», Коммунистическая партия Чехии и Моравии, чешского Сената Парламента; Любомир Заоралек – заместитель PSP Чешской Республики, теневой министр иностранных дел, ЧСДП; Ирина Жгенти – представитель Грузинского посольства в Праге; Ведущий – председатель FONTES RERUM Ян Mладек

 

Сегодня, 2 октября, в Москву с визитом прибывает глава украинского правительства Юлия Тимошенко. Визит комментирует Заместитель председателя Государственной Думы России Александр БАБАКОВ.

- Как официально заявлено, главной темой переговоров глав Правительств России и Украины станет вопрос о долгосрочном контракте на поставки российского газа на Украину. Ни для кого не секрет, что в последние годы «газовая» тема стала одной из самых болезненных в российско-украинских отношениях. И на сегодняшний день, вопрос о цене углеводородного топлива для Украины до конца не решен.

В определении условий поставок газа оба государства должны исходить из двух принципов – экономической целесообразности и залога сохранения добрососедских отношений. Ни один из принципов не должен нарушаться ни одной из сторон.

Следует заметить, что газовое соглашение – не самый главный элемент российско-украинских отношений. При всей его значимости и актуальности, есть не менее важные направления сотрудничества: нас связывают тысячи политических, экономических, духовных, культурных нитей.

Тем не менее, я уверен, что переговоры премьер-министров двух стран будут носить конструктивный характер и соглашение будет достигнуто.

Тем более, что вчера был автоматически пролонгирован Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной, что свидетельствует о желании обоих государств сохранить позитивные отношения в дальнейшем, несмотря на попытки отдельных представителей мирового сообщества эти отношения разрушить.

 

ИВАН МЕЛЬНИКОВ В ПАСЕ: ГРУЗИНСКУЮ АГРЕССИЮ НЕЛЬЗЯ ОСТАВЛЯТЬ БЕЗНАКАЗАННОЙ!

2 октября заместитель Председателя Государственной Думы РФ, заместитель руководителя делегации Государственной Думы РФ в Парламентской ассамблее Совета Европы, первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников выступил от группы «Объединенные европейские левые» на очередной сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в рамках обсуждения вопроса о ситуации вокруг Южной Осетии. Приводим полный текст выступления Ивана Мельникова:

«Уважаемые участники заседания!

Нападение Грузии на Южную Осетию в августе этого года не было случайным и неожиданным. Ситуация в зоне конфликта не первый год развивалась именно в таком направлении.

Межнациональные конфликты в Грузии были заморожены титаническими усилиями российских миротворцев на весьма длительный шестнадцатилетний период. Но время от времени грузинское руководство резко дестабилизировало обстановку во всем кавказском регионе. И об этом российские парламентарии неоднократно предупреждали мировую общественность, принимая соответствующие заявления Государственной Думы и рассылая их в ПАСЕ, в ПА ОБСЕ, в ООН, в ряд других международных организаций.

Хочу напомнить коллегам, в частности, о двух заявлениях Государственной Думы, принятых еще в 2004 году в период очередного обострения ситуации в зоне грузино-югоосетинского конфликта.

Первое называлось: «В связи с обострением обстановки в зоне грузино-осетинского конфликта и мерах по защите прав и законных интересов граждан Российской Федерации и российских соотечественников, проживающих и находящихся на территории Южной Осетии» от 10 июля 2004 года.

Второе: «О ситуации на Кавказе» от 5 августа 2004 года, то есть за 4 года до войны, разразившейся в августе текущего года. Во втором из них, в частности, говорилось буквально следующее: «Из официального Тбилиси звучат воинственные, а порой и откровенно агрессивные заявления о готовности пойти на самые решительные меры в целях одностороннего решения грузино-южноосетинского и грузино-абхазского конфликтов. При этом игнорируются международные договоры и политические договоренности, достигнутые в 1992-1994 годах и предусматривавшие многосторонние механизмы урегулирования спорных вопросов в отношении Южной Осетии и Абхазии, а также задействование в зоне конфликтов международных миротворческих контингентов. Несмотря на то, что прошедшие годы подтвердили эффективность созданных тогда механизмов, грузинская сторона взяла курс на силовое решение существующих проблем при полном игнорировании мнения других заинтересованных сторон. Кульминационным моментом такой политики стало заявление Президента Грузии М.Саакашвили об отданном им пограничным войскам приказе «открывать огонь и топить все суда, которые появятся у побережья Абхазии». Он четко дал понять, что угроза адресована в первую очередь гражданам Российской Федерации, направляющимся на отдых в Абхазию. Такой приказ в отношении гражданских невооруженных судов противоречит целому ряду принципов и норм международного права и в первую очередь нарушает принцип неприменения силы или угрозы силой. Государственная Дума предупреждает, что подобные действия в отношении судов под иностранными флагами, в том числе и российским, будут расцениваться как враждебный акт со всеми вытекающими последствиями». И далее: «Конфликт на территории бывшей Грузинской Советской Социалистической Республики стремительно развивается в направлении широкомасштабного военного противостояния на Кавказе. По вине руководства Грузии в него может быть вовлечена Российская Федерация».

Сегодня с сожалением приходится констатировать, что все это стало горькой реальностью ушедшего лета. Число погибших и пострадавших в последней войне, количество беженцев и объем разрушений, – наглядно свидетельствуют о заранее и тщательно спланированной широкомасштабной агрессии, осуществленной вопреки многократным обещаниям М. Саакашвили, которые давались в том числе здесь, в Совете Европы: об отказе от применения силы при решении межнациональных конфликтов. Последний раз такие заявления мы слышали в июне текущего года в ходе встречи российского и грузинского президентов во время неформальной встречи лидеров СНГ.

Зададимся вопросом, а могло ли быть иначе в условиях, когда прошедшие четыре года Грузия с помощью США и ряда других стран накачивала военные мускулы, превращаясь в одно из самых милитаризованных государств региона. Военный бюджет страны за годы правления Саакашвили вырос в десятки раз! Грузия стала абсолютным лидером среди стран СНГ, увеличив долю военных расходов до 9% от ВВП.

Прав был наш коллега из Германии, немецкий депутат Даниэль Кон-Бендит, когда на недавней сессии Европарламента говорил о нарушениях руководством Грузии договоренностей с Брюсселем и направлении на нужды армии до 40% всех «громадных финансовых средств», полученных в последние годы Грузией от ЕС.

Понятен мне и призыв руководителя Группы Объединенных европейских левых в Европарламенте господина Вюртца, который настаивал на том, чтобы до выделения очередной порции денег ЕС – Тбилиси подписал мирный договор, который исключил бы использование этих средств в военных целях. Не ошибся наш коллега и в оценке того, что Грузия действительно не могла мирным путем решить югоосетинскую и абхазскую проблемы, встав на путь форсированного втягивания своей страны в НАТО, что категорически отвергается югоосетинами и абхазами, как, к слову сказать, и большинством народа Украины.

Однако, вооружившись до зубов, Тбилиси, несмотря на все предупреждения российской стороны о бесперспективности такой политики, все же решился на военную авантюру, встал на путь силового решения межнациональной, межэтнической проблемы.

В этой связи весьма странной для меня является умышленная слепота некоторых коллег. Они предпочитают не видеть непреложного факта: начав военные действия против Южной Осетии и прячась за антироссийскую риторику, подавая свои действия во вне и внутри Грузии под вывеской защиты молодой грузинской «демократии» от происков «российского медведя», скрывается не более чем банальное стремление грузинского диктатора подмять под себя малые этносы. Народы, которые категорически не желают жить в одном государстве с грузинскими националистами. А в случае их несогласия с ведущей ролью грузин, изгнать их со своей земли во имя воссоздания «великой Грузии», надежного союзника и защитника интересов США в регионе.

К сожалению, это отнюдь не натяжка. Ведь и абхазы, и осетины, и греки, и евреи, и турки-месхетинцы хорошо помнят призывы первого президента независимой Грузии Гамсахурдиа, сомнительные лавры которого очевидно не дают покоя нынешнему грузинскому президенту, о том, кто должен быть хозяином в грузинском доме. Не забыты и лозунги того жуткого для негрузин времени: «Грузия – для грузин», «Метлой выметем мусор из Грузии».

Южных осетин, к примеру, лишали автономии, отобрали едва ли не половину территории, запрещали пользоваться родным языком в делопроизводстве, в школах. Такая политика, тогда в 1992-м дорого обошлась югоосетинам – более 2 тысяч убитых, 3,5 тысячи раненых, 117 сожженных деревень, более 100 тысяч осетин из внутренних районов Грузии стали беженцами. На этот раз полторы тысячи убитых и ориентировочно 100 млрд. рублей ущерба для экономики страны. Это ли не этнический геноцид?

Характерно, что в середине июля этого года, буквально накануне начала военных действий в Южной Осетии, в Грузии проходили военные учения, в которых число участников из США было чуть ли не в два раза больше, чем хозяев – грузинских военнослужащих. Учения полностью финансировались Пентагоном – только на боеприпасы и оснащение войск было выделено 8 млн. долларов.

На мой взгляд, весьма странной логикой руководствуются те, кто критикует Россию за помощь Южной Осетии. Когда говорили об «остановке (предотвращении) насилия» в Югославии, с суверенитетом этого государства не считались, хотя для США речь шла о чужих, а не о своих гражданах. Когда же Россия вступилась за малый этнос, большинство которого составляют граждане Российской Федерации, поднимается мощная антироссийская кампания в мире.

Но ведь всем должно быть абсолютно понятно, что не сделай Россия этого, не защити тех, кто исторически и духовно тянется к ней за защитой и опорой, она не только была бы обвинена в предательстве осетин и абхазов, но и потеряла бы всякое доверие и авторитет у российских северокавказских народов. Как, к примеру, отнеслись бы к безразличию Москвы по отношению к убийствам осетин в Цхинвале их кровные братья, жители российской Северной Осетии? Или к насилию против Абхазии – жители кавказских мусульманских республик? Это вряд ли требует пояснений.

Вместе с тем шовинистический угар, разжигавшийся в течение ряда лет грузинским режимом был очевидно настолько силен, что епископ Аланский в шоке восклицал: «Мы переживаем невероятное: наши братья по вере из Грузии убивают наших детей и женщин, жгут дома, разрушили храм VII века, синагогу, которой более 2 тысяч лет, стреляют по людям, укрывающимся в храме, а в это время за нас сражаются мусульмане: солдаты войсковых частей России, ополченцы их Осетии и других частей Кавказа, батальона «Восток» из Чечни».

Недавно в Тель-Авиве проходило заседание президиума Всемирного конгресса русскоязычного еврейства, обсудившего доклад рабочей группы, посетившей Южную Осетию. Президиум принял решение о передаче материалов в Организацию Объединенных наций для правовой оценки действий грузинского руководства в дни конфликта. В выводах, в частности, подчеркивается, что собрано достаточно свидетельств военных преступлений, совершенных регулярной грузинской армией в отношении мирного населения. «Целенаправленное уничтожение мирных граждан с особой жестокостью с целью «расчистить поле» для захвата территории не может и не должно оставаться безнаказанным», – говорится в коммюнике рабочей группы Конгресса.

Думаю, коллеги, мы могли бы с чистой совестью согласиться с вышеприведенной оценкой. Благодарю Вас за внимание».

 

Не забудем, не простим!

15 лет октябрьскому восстанию в Москве.

Комитет памяти жертв трагических событий в сентябре-октябре 1993 г. в Москве, МГК КПРФ, «Трудовая Москва», Союз Советских Офицеров и другие левые и патриотические организации проводят акции памяти и протеста.

В пятницу 3 октября, состоятся возложение цветов и православная панихида на месте гибели патриотов в Останкино. Сбор у здания телецентра (АСК-3), ул. Королева, д.19 в 12.00.

В субботу, 4 октября, пройдут митинг памяти и протеста, траурное шествие, возложение цветов и православная панихида на Дружинниковской улице. Сбор участников в 12.00 у ст. метро «Улица 1905 года». В акции также примут участие депутаты Государственной Думы и Мосгордумы, руководители ЦК и МГК КПРФ.

 

02.10.08 Лев МОСКОВКИН

Интервью

 

Зампред ЦБ журналистам: зайдите завтра

По окончании заседания комитета Алексей Улюкаев отвечает на ходу на вопросы журналистов, но не сказал, когда рассмотрит антикризисные законопроекты Совет Федерации

- Вы сказали, что мониторите ситуацию и заставляете их снижать ставки. Это по трем банкам?

- Да.

- Какой объем ежедневное РЕПО составляет?

- Значит, порядка двадцати миллиардов каждый.

- А на МБК? (межбанковском кредитовании)

- Даже больше несколько величины.

- (Какова процентная ставка)?

- Восемнадцать мне кажется разумная ... сейчас.

- Они снижают ставки, когда вы заставляете?

- Ну в общем я думаю мы приходим к согласованному решению.

- Скажите, по ЗВР (золотовалютные резервы) выросли, что говорит все-таки отток по сентябрю не такой высокий? Есть уже предварительные данные?

- Я же вам много раз говорил, что это прежде всего переоценка в связи с курсовыми колебаниями, когда они растут или снижаются. Это может ничего не значить. ...

- Но все-таки данные по оттоку есть уже?

- Значит, данные по оттоку будут 3 октября, то есть завтра. Знаете фильм такой «Приходите завтра».

- Алексей Валентинович, вы сказали темпы роста сокращаются, но все-таки рост значительный – за сорок. А за сентябрь у вас есть данные?

- Есть данные за сентябрь Боюсь сейчас называть цифры, но они очень сильно выбиваются из общего ...

- То есть сорок процентов за девять месяцев примерно?

- Ну...

- Правильно отправили ДКП на доработку из-за инфляции и кризиса в США?

- Не из-за инфляции, а по регламенту. ... Мы сначала вносим проект, потом нам дают заключение, потом мы дорабатываем с учетом и вносим собственно документ, а не проект.

- Когда вы корректировки будете вносить, а не проект, если будете?

- Будем обязательно, потому что и статистика немножко другая и все остальное. Вот, до 20 октября. ...

 

Оксана Дмитриева: «Это не последний кризис»

Принимаемые законы им.В.М.Резника получают нецензурные отзывы исполнительной власти, недоступные оглашению в нижней палате

Член думского комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева («Справедливая Россия») не знает, почему Дума кряхтя, ложится под Резника с его командой и принимает законы по раскрытию России для внешних финансовых рынков. Но вопрос об этом нашего корреспондента доставляет ей истинное удовольствие после вчерашней бури в думском стакане по легализации левых платежных агентов. Спор шел по содержательной линии, и регламентной – нет официального заключения правительства и Центробанка, а то, что есть, и Оксана Дмитриева и Павел Медведев предпочли не зачитывать. Позже вице-спикер Олег Морозов раскрыл «секрет» – законы о платежных агентах готовил замминистра финансов Сергей Шаталов, поэтому и отзыв правительства не нужен. В переводе с вице-спикерского языка на общедоступный это означает, что подписавшая законопроекты стандартная компания депутатов и примкнувшего сенатора в кукольнике на Охотном ряду – не самостоятельные лоббисты, а марионетки со стенки Карабаса-Барабаса из правительства.

Депутат Дмитриева считает, что российский Совбез должен заниматься финансовой безопасностью. По мнению экспертов, не только этим и на первое место перед хлорированной курятиной следовало бы поставить навязываемые нам антибиотики, которые бесконтрольно меняют генетическую природу человека.

- Оксана Генриховна, почему Дума так послушно ложится под Резника и принимает инициативы его команды вопреки спорам и возражениям?

- Это вопрос не к нам. Вопрос, на мой взгляд независимо от сути законопроектов, это тот закон, на который обязательно и по смыслу и по сути должно быть официальное консолидированное мнение Центрального банка и правительства Российской Федерации. Поскольку это платежная система, это финансы, это так или иначе обязательно повлечет в случае банкротств, как выясняется, финансовая система, когда идет банкротство банков, следует требование компенсации вкладчикам, что так или иначе производится за счет бюджета. Поэтому когда будет банкротство той или иной платежной системы, как бы граждане будут предъявлять претензии государству. По сути это тоже безобразие, что нет официального заключения и консолидированной позиции правительства. Я не понимаю ни представителя президента ни представителя правительства в Думе, тогда когда по гораздо менее значимым вопросам требуется заключение и озвучивается позиция, а по такому важному вопросу платежных систем вообще ничего.

- Вчера говорили, что эти законы усугубят ситуацию. Вы можете сказать с учетом динамики кризиса и регламента рассмотрения законопроектов, они будут приняты по завершении кризиса или действительно успеют его усилить?

- В любом случае ситуация кризиса будет решаться в течение этого кризиса, в течение трех-четырех месяцев. Закон еще начать действовать не сможет. Хотя косвенно он уже санкционировал те платежные системы не совсем легальные, которые уже функционируют. Другое дело, что ведь это не последний кризис финансовый. Я думаю, что в целом будет изменение, также, как в 1944 году были приняты Бреттон-вудские соглашения – Bretton Wood, где отказались от эквивалента золотого при обмене валюты и доллар после Второй мировой войны выступил в качестве такой резервной валюты и во многом заместил собой золото. Все эти институты – и МВФ и Всемирный банк – это так называемые Бреттон-вудские институты, которые регулируют отношения на финансовом рынке с приматом доллара и американской финансовой системы как страховой. С учетом времени принятия этих решений, это было вполне объяснимо.

- Так доллар был введен в роль мирового резерва искусственно?

- Это было не искусственно, это было вполне естественно – период после Второй мировой войны, разоренная Европа и растущая Америка. Страны соцлагеря отделены, это была своя замкнутая финансовая система. Поэтому так или иначе система просуществовала без существенных катаклизмов в течение достаточно долгого периода времени. Мне представляется, что после этого финансового кризиса будет пересмотр мировой финансовой системы. Как когда-то казалось догмой обязательный золотой эквивалент, так же в течение этих шестидесяти лет считалось необсуждаемой догмой, что золотовалютные резервы банков должны храниться в определенной валюте, прежде всего в долларе, и в других странах. Ну вот страхование рисков американской экономикой, как будто американская экономика это такой колосс отнюдь не на глиняных ногах, а бетонных. Это так же как в любой науке, в экономике то, что казалось догмой, действует при определенных условиях в определенном периоде времени. Так же, как ньютоновская механика, ее развитие это квантовая механика на другом уровне, то же самое все-таки сейчас будет определенный пересмотр Бреттон-вудской системы.

- Кто это может инициировать?

- Уже же звучат предложения со стороны Европейского Союза и вот Саркози недавно высказался о том, что нужно созвать совещание для обсуждения мировых систем. Тем более, тут есть уже определенные изменения, создана единая валюта евро. Это существенное изменение после принятия Бреттон-вудских соглашений. Потом плюс, это тоже существенно, это возрастающая роль новых рынков – Китая, то, что влилась Восточная Европа и бывший Советский Союз, который тоже подключился к мировой финансовой системе, а до этого был абсолютно замкнут. Я думаю, что может быть не в течение двух-трех месяцев, но в целом этот финансовый кризис безусловно скажется на изменении мирового финансового порядка. Теперь что касается наших всех законов. К сожалению, это не один закон г-на Резника, а целая серия, и по биржам и по финансовым рынкам, которые позволяют сбросить, и мы об этом говорили – Иван Грачев говорил и представитель КПРФ Борис Кашин – сбросить этот мыльный пузырь не до конца обеспеченных плохих иностранных ценных бумаг на наш рынок. Эта идея проводится серией законов под видом либерализации рынка, но в целом как пылесос, мы будем затягивать на себя мыльный пузырь обесцененных плохих иностранных ценных бумаг. Понятно, что есть момент, которые составляют предмет для очень серьезного разбирательства в Совете безопасности России, потому что понятно, что Совет безопасности – это не только бомбы-террористов должны смотреть Финансовая безопасности гораздо важнее любой другой. Я не знаю, я не военный человек, но экономическая безопасность это самый главный момент. Я думаю, что это даже предмет для самого серьезного разбирательства по позиции руководства Центрального банка. Не по Центральному банку, потому что заключение сделали по платежным системам профессионалы Центрального банка ну абсолютно профессионально.

- Вы его видели, именно на новый текст законопроекта?

- Да, я попросила, именно на новый текст.

- А что же тогда его не представили?

- Ну вот оно было как бы передано ...

- Вы его только видели?

- Нет, оно у меня есть, и у Павла Медведева оно есть, он зачитывал оттуда куски. И я по содержанию его пересказывала. Эти все замечания были переданы в Министерство финансов, потому что заключение официальное дает правительство. Если бы они его давали. То должны были бы выяснять все разногласия с Центральным банком, потому что правительство обязано по факту все эти разногласия учитывать.

- Спасибо.

 

02.10.08 Лев МОСКОВКИН

Вести из ЦИКа

 

ЦИК России протестировал журналистов и передал еще один мандат единороссов

В четверг 2 октября в здании Центризбиркома России на Большом Черкасском состоится компьютерное тестирование по итогам очно-дистанционного обучения представителей средств массовой информации по вопросам информационного сопровождения выборов «Избирательное право и избирательный процесс в РФ» с участием избирательных комиссий субъектов РФ.

Затем Центризбирком провел заседание, на котором комиссии предстоит решить вопрос о передаче мандата кандидату N4 региональной группы N30 (Амурская область) списка кандидатов партии «Единая Россия» Янакову Эдуарду Якимовичу, депутату Амурского областного Совета народных депутатов на непостоянной основе, жителю Москвы, вице-президенту ООО «УК ЭСТАР».

Ваш корреспондент тоже прошел тестирование, испив вежливо предложенного кофею и неблагодарно подтвердив свою статус двоечника и перепутав ответы про такие простые вещи, как единый день голосования. Результат – 68% из 26 вопросов за 29 минут (из отведенного часа) включая три-четыре минуты возни с интерфейсом опросника, из которого за пределы экрана уплывали особо объемные ответы.

Сам факт организованного Центризбиркомом обучения журналистов – факт уникальный и положительный. В начале этой затеи были подозрения, что журналистов просто хотят построить, но ничего подобного впоследствии не обнаружилось. Мало того, организаторы обучения постарались и провернули большой объем работы. Было бы наверно полезно, как кажется, и в других журналистских пулах сделать то же, но вряд ли такое возможно из-за отсутствия инструментов. И в ЦИКе такое сказалось.

1. По интерфейсу опросника: большое пустое зеленое поле в середине, объемные ответы уплывают за пределы экрана и трижды приходилось выбирать на исключение неправильного из того, что видно. Смысловая информация пространственно разорвана. Интерес к ней несколько затупляется из-за необходимости шарить взглядом по экрану. М.б. использовать опыт организации голосования на сайтах?

2. По составлению вопросов и вариантов ответов. Их набор весьма неоднороден по форме. В опроснике недопустимы объемные тексты, нагромождение отрицаний с исключениями, сложные юридические обороты – все то, что неизбежно в текстах законов и нормативных актов, иначе в них остается пути для обхода закона и такой закон ухудшает ситуацию. Но для опроса вопросы и варианты ответов должны быть отредактированы социологом с опытом составления анкет.

Значительно затрудняют работу над тестом пересечения текстов ответов, они кажутся не альтернативными, а однообразными, я потому и запутался в простом, что мне было трудно концентрировать внимание – неинтересно и практически не запоминается. Фиксация в памяти содержательной части экзамена необходимо, это существенная, иногда даже ключевая часть цикла обучения (т.е. не просто проверка уже полученных знаний, а тренировка возможности их актуализации на практике).

В повышении интереса к тесту конечно на первом месте стоит дизайн, но для привлечения внимания важен и общей критерий: будет ли отвечать на эти вопросы человек без специальной мотивации (например, получить в ЦИКе некое свидетельство) или ему быстро надоест? Для этого желательно, в частности, в наборе ответов приводить один и только один правильный ответ, также один вопрос с посторонней латеральной ассоциативностью (например, единый день голосования – это день рожденья Владимира Чурова).

3. То, что непосредственного отношения к обучению не имеет, но важно для взаимодействия открытого органа власти и его журналистского пула.

Идеологический разрыв между ними преодолевать вряд следует, сохраняя модель конфронтации взаимодействия прессы и власти (против коммунитаризма, для этого есть пресс-службы и PR-агентства). Но требует специального представления очередной уникальный отечественный феномен, сложившийся в форме самоорганизованной системы "памяти о будущем" российского варианта реализации демократических выборов. Его реализация стала возможной благодаря ряду необходимых условий включая ГАС "Выборы" – единственной работающей в рамках поставленных целей из ведомственных государственных информационных систем включая ЕГАИС и другие.

При всей критике России со стороны ее геополитических оппонентов, карьеры делаются здесь на миссии донесения папуасам истинной демократии (по смыслу, если Маккейн победит, то потому что имеет в биографии факт: был сбит советской ракетой – шутка). И все они типа кукушкины дети, ради своей мелочной цели загадят нам наш феномен, потому что мы здесь друг друга не любим и много есть любителей там на банкетах посидеть. В итоге много прошлых отечественных достижений общественных инструментов "памяти о будущем" утрачено.

Нам следует переступить через внутреннюю необходимую конфронтацию и представить избирательную цикличность на основе физического явления структуры хаоса Эдварда Лоренца и самоорганизации Ильи Пригожина, о чем Владимир Чуров хорошо знает сообразно своей специальности.

Это предложение исходит из того, что мне кажется, но м.б. и просто кажется – не знаю.

 

Ссылки

 

Выборы как генетическое оружие:

http://dbs100.indem.ru/idd2000/conf/3/thesis_moskovkin.htm

или http://leo-mosk.narod.ru/works/04_01_08_analis_INDEM.htm

 

Выборы президента Медведева:

http://www.leo-mosk.narod.ru/works/08_03_02.htm

 

Выборы пятой Думы http://www.leo-mosk.narod.ru/works/07_12_02.htm

 

здесь красным про избиение Белонучкина:

http://www.leo-mosk.narod.ru/works/08_04_02.htm

 

Белонучкина больше не побьют

http://www.leo-mosk.narod.ru/works/08_07_08.htm

Hosted by uCoz