02.10.08 Лев МОСКОВКИН
Интервью
Зампред
ЦБ журналистам: зайдите завтра
По
окончании заседания комитета Алексей Улюкаев отвечает
на ходу на вопросы журналистов, но не сказал, когда рассмотрит антикризисные
законопроекты Совет Федерации
-
Вы сказали, что мониторите ситуацию и заставляете их
снижать ставки. Это по трем банкам?
- Да.
-
Какой объем ежедневное РЕПО
составляет?
- Значит, порядка двадцати миллиардов каждый.
-
А на МБК? (межбанковском кредитовании)
- Даже больше несколько величины.
-
(Какова процентная ставка)?
- Восемнадцать мне кажется разумная ...
сейчас.
-
Они снижают ставки, когда вы заставляете?
- Ну в общем я думаю мы приходим к
согласованному решению.
-
Скажите, по ЗВР (золотовалютные резервы) выросли, что
говорит все-таки отток по сентябрю не такой высокий? Есть уже предварительные
данные?
- Я же вам много раз говорил, что это
прежде всего переоценка в связи с курсовыми колебаниями, когда они растут или
снижаются. Это может ничего не значить. ...
-
Но все-таки данные по оттоку есть уже?
- Значит, данные по оттоку будут 3 октября, то есть завтра.
Знаете фильм такой «Приходите завтра».
-
Алексей Валентинович, вы сказали темпы роста сокращаются,
но все-таки рост значительный – за сорок. А за сентябрь у вас есть данные?
- Есть данные за сентябрь Боюсь сейчас
называть цифры, но они очень сильно выбиваются из общего ...
-
То есть сорок процентов за девять месяцев примерно?
- Ну...
-
Правильно отправили ДКП на доработку из-за инфляции и
кризиса в США?
- Не из-за инфляции, а по регламенту. ... Мы сначала вносим
проект, потом нам дают заключение, потом мы дорабатываем с учетом и вносим
собственно документ, а не проект.
-
Когда вы корректировки будете вносить, а не проект, если будете?
- Будем обязательно, потому что и статистика немножко другая и
все остальное. Вот, до 20 октября. ...
Оксана
Дмитриева: «Это не последний кризис»
Принимаемые законы им.В.М.Резника
получают нецензурные отзывы исполнительной власти, недоступные оглашению в
нижней палате
Член думского комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева
(«Справедливая Россия») не знает, почему Дума кряхтя,
ложится под Резника с его командой и принимает законы по раскрытию России для
внешних финансовых рынков. Но вопрос об этом нашего корреспондента доставляет
ей истинное удовольствие после вчерашней бури в думском стакане по легализации
левых платежных агентов. Спор шел по содержательной линии, и регламентной – нет
официального заключения правительства и Центробанка, а то, что есть, и Оксана
Дмитриева и Павел Медведев предпочли не зачитывать. Позже вице-спикер Олег
Морозов раскрыл «секрет» – законы о платежных агентах готовил замминистра
финансов Сергей Шаталов, поэтому и отзыв правительства не нужен. В переводе с вице-спикерского языка на общедоступный
это означает, что подписавшая законопроекты стандартная компания депутатов и
примкнувшего сенатора в кукольнике на Охотном ряду – не самостоятельные
лоббисты, а марионетки со стенки Карабаса-Барабаса из
правительства.
Депутат Дмитриева считает, что российский Совбез должен заниматься
финансовой безопасностью. По мнению экспертов, не только этим и на первое место
перед хлорированной курятиной следовало бы поставить навязываемые нам
антибиотики, которые бесконтрольно меняют генетическую природу человека.
- Оксана Генриховна, почему Дума так послушно ложится под Резника и
принимает инициативы его команды вопреки спорам и возражениям?
- Это вопрос не к нам. Вопрос, на мой взгляд независимо от сути
законопроектов, это тот закон, на который обязательно и по смыслу и по сути должно быть официальное консолидированное мнение
Центрального банка и правительства Российской Федерации. Поскольку это
платежная система, это финансы, это так или иначе
обязательно повлечет в случае банкротств, как выясняется, финансовая система,
когда идет банкротство банков, следует требование компенсации вкладчикам, что
так или иначе производится за счет бюджета. Поэтому когда будет банкротство той
или иной платежной системы, как бы граждане будут предъявлять претензии
государству. По сути это тоже безобразие, что нет официального заключения и
консолидированной позиции правительства. Я не понимаю ни представителя президента ни представителя правительства в Думе, тогда
когда по гораздо менее значимым вопросам требуется заключение и озвучивается
позиция, а по такому важному вопросу платежных систем вообще ничего.
- Вчера говорили, что эти законы усугубят ситуацию. Вы можете
сказать с учетом динамики кризиса и регламента рассмотрения законопроектов, они
будут приняты по завершении кризиса или действительно успеют его усилить?
- В любом случае ситуация кризиса будет решаться в течение этого
кризиса, в течение трех-четырех месяцев. Закон еще начать действовать не
сможет. Хотя косвенно он уже санкционировал те платежные системы не совсем
легальные, которые уже функционируют. Другое дело, что ведь это не последний
кризис финансовый. Я думаю, что в целом будет изменение, также, как в 1944 году
были приняты Бреттон-вудские соглашения – Bretton Wood, где отказались от эквивалента золотого при обмене валюты и
доллар после Второй мировой войны выступил в качестве
такой резервной валюты и во многом заместил собой золото. Все эти институты – и
МВФ и Всемирный банк – это так называемые Бреттон-вудские
институты, которые регулируют отношения на финансовом рынке с приматом доллара
и американской финансовой системы как страховой. С учетом времени принятия этих
решений, это было вполне объяснимо.
- Так доллар был введен в роль мирового резерва искусственно?
- Это было не искусственно, это было вполне естественно – период
после Второй мировой войны, разоренная Европа и
растущая Америка. Страны соцлагеря отделены, это была
своя замкнутая финансовая система. Поэтому так или
иначе система просуществовала без существенных катаклизмов в течение достаточно
долгого периода времени. Мне представляется, что после этого финансового
кризиса будет пересмотр мировой финансовой системы. Как когда-то казалось
догмой обязательный золотой эквивалент, так же в течение этих шестидесяти лет
считалось необсуждаемой догмой, что золотовалютные
резервы банков должны храниться в определенной валюте, прежде всего в долларе,
и в других странах. Ну вот страхование рисков
американской экономикой, как будто американская экономика это такой колосс
отнюдь не на глиняных ногах, а бетонных. Это так же как в любой науке, в
экономике то, что казалось догмой, действует при определенных условиях в
определенном периоде времени. Так же, как ньютоновская
механика, ее развитие это квантовая механика на другом уровне, то же самое
все-таки сейчас будет определенный пересмотр Бреттон-вудской
системы.
- Кто это может инициировать?
- Уже же звучат предложения со стороны
Европейского Союза и вот Саркози недавно высказался
о том, что нужно созвать совещание для обсуждения мировых систем. Тем более, тут
есть уже определенные изменения, создана единая валюта евро. Это существенное
изменение после принятия Бреттон-вудских соглашений.
Потом плюс, это тоже существенно, это возрастающая роль новых рынков – Китая,
то, что влилась Восточная Европа и бывший Советский Союз, который тоже
подключился к мировой финансовой системе, а до этого был абсолютно замкнут. Я
думаю, что может быть не в течение двух-трех месяцев, но в целом этот
финансовый кризис безусловно скажется на изменении
мирового финансового порядка. Теперь что касается наших всех законов. К
сожалению, это не один закон г-на Резника, а целая серия, и по биржам и по
финансовым рынкам, которые позволяют сбросить, и мы об этом говорили – Иван
Грачев говорил и представитель КПРФ Борис Кашин – сбросить этот мыльный пузырь
не до конца обеспеченных плохих иностранных ценных бумаг на наш рынок. Эта идея
проводится серией законов под видом либерализации рынка, но в целом как
пылесос, мы будем затягивать на себя мыльный пузырь обесцененных плохих
иностранных ценных бумаг. Понятно, что есть момент, которые составляют предмет
для очень серьезного разбирательства в Совете безопасности России, потому что
понятно, что Совет безопасности – это не только бомбы-террористов должны
смотреть Финансовая безопасности гораздо важнее любой другой. Я не знаю, я не
военный человек, но экономическая безопасность это самый главный момент. Я
думаю, что это даже предмет для самого серьезного разбирательства по позиции
руководства Центрального банка. Не по Центральному банку, потому что заключение
сделали по платежным системам профессионалы Центрального банка ну абсолютно
профессионально.
- Вы его видели, именно на новый текст законопроекта?
- Да, я попросила, именно на новый текст.
- А что же тогда его не представили?
- Ну вот оно было как бы передано ...
- Вы его только видели?
- Нет, оно у меня есть, и у Павла Медведева оно есть, он
зачитывал оттуда куски. И я по содержанию его пересказывала. Эти все замечания
были переданы в Министерство финансов, потому что заключение официальное дает
правительство. Если бы они его давали. То должны были бы выяснять все
разногласия с Центральным банком, потому что правительство обязано по факту все
эти разногласия учитывать.
- Спасибо.