23.10.08 Лев МОСКОВКИН
Несколько интервью об
«антикризисных» законах, состоянии банков, страны и мира
Замруководителя фракции «Единая Россия» Фарида Гайнуллина не думает, что
может быть принято предложение главы РСПП Александра
Шохина об увольнении работников без выходного пособия.
- Фарида
Исмагиловна, предложения Жириновского повышении пособий по безработице, также по наказанию
предпринимателей за отказ в выходном пособии при увольнении, могут быть
приняты?
- Всегда были в
рыночной экономике противоречия между трудом и капиталом. И в лице Шохина это
организация как бы работодателей, производителей. Конечно
они имеют свое мнение на это. Но это же не факт, что
мы с этим согласимся. Тем более, я вот представляю комитет по труду и
социальной политике. Потому что пособия по безработице, они сами по себе
мизерные, если уж на то пошло, и в условиях, когда человек существует только на
заработную плату, ставить вопрос, это на мой взгляд, может
быть с точки зрения экономики оно имеет какие-то аргументы, но есть же еще
социальные, моральные последствия.
- Предусмотреть
действительно повышение пособий по безработице можно?
- Нет, вы знаете,
единственное, что я могу сказать только, что мы уже, комитет по труду и
социальной политике, обратились в Минздравсоцразвития,
которые должны сейчас и они работают, должны внести не
исключено на наше рассмотрение, какие-то дополнительные меры, связанные
с возможными последствиями экономических трудностей в сфере экономики, в
частности с безработицей. В частности, мы надеемся выйти в Минздравсоцразвития
и получить эти меры.
- Когда?
- Они работают, у них
сроки где-то буквально до 1 ноября.
- Даже так быстро?
- Да, конечно, конечно.
- Ключевой вопрос в связи
с происходящим в мире, все мы знаем, что происходит в Америке, звучат какие-то предложения,
пусть это дико не популярно, о возврате к казначейскому монополизму, к
советской системе, в частности, солидарности поколений в пенсионном
обеспечении, без всяких банков и спекуляций на фондовой бирже?
- Ой, я не думаю. Мы
уже строили коммунизм в отдельно взятой стране.
- Нет, но если
серьезно?..
- Я серьезно.
- ...американские
рыночные модели же дискредитированы хуже коммунизма. Я извиняюсь.
- Вы знаете, я
совершенно серьезно, кажется, знаете...
- Звучат такие
предложения?
- Нет, ну почему, я общаюсь
с широким спектром людей, конечно есть желание
вернуться к коммунитаризму. Но с другой стороны, вы
знаете, с этими решениями в экономике все-таки связаны и другие институты,
такие, как свобода слова, свобода печати, демократия в стране. Мне кажется, вот
это бесценные ценности, вы понимаете, мне кажется, это тот случай, когда не
поступиться принципами все-таки. Ну, я женщина мудрая.
- Это то, что депутат
может ответить.
- Нет-нет-нет, вы же видите,
я человек мудрого возраста и поэтому... я работала и в той с
системе, сейчас у меня есть возможность и сравнивать и
оценивать. И правда, честно вам скажу...
- Ясно.
Мелкие банки не
спекулировали и за рубежом не занимали – Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации
региональных банков, член думского комитета по финансовому рынку Анатолий
Аксаков («Справедливая Россия») удовлетворен принятыми сегодня Госдумой
законами.
- Анатолий Геннадьевич,
мелкие региональные банки будут поддержаны, дойдет до них?
- Я думаю, что этот
закон, который был сегодня принят, – об изменении закона о страховании вкладов
и о наделении Агентства по страхованию вкладов функцией спасения банков,
санации банков, он прежде всего направлен на санацию
средних и малых банков, региональных банков, и в этом плане я удовлетворен, что
такой закон принят. Конечно, деньги, которые выделяются, пока еще очень плохо
доходит до малых и средних банков, это мы видим. Шаги в этом направлении уже
сделаны, скажем, на это неделе уже два аукциона Центральный банк провел, туда
допущено 116 банков. Раньше было 28 банков допущено к государственным
средствам, теперь 116 банков. То есть появится
ликвидность у банков, соответственно они будут смелее проводить платежи. Как
только пойдут платежи, значит начнет циркулировать
денежная масса между мелкими банками. А это нам как раз и надо.
- Скажите, это правда,
что мелкие и региональные банки более эффективны и менее рискованны?
- Средние и малые
региональные банки как правило не занимали за рубежом.
Соответственно они меньше зависимы от внешних заимствований. Они проводят менее
рискованную политику, поскольку у них меньше шансов получить на межбанковском
рынке дополнительные средства. И соответственно у них всегда в наличии
ликвидность. Вот сейчас говорят – кризис ликвидности, как раз эту ликвидность
они держали на своих балансах, чтобы можно было рассчитаться либо с вкладчиками
физическими лицами провести платежи. В этом плане они устойчивее и надежнее. И
все кризисы показали, что малые и средние региональные банки выживают. А
крупные – Империал, Инкомбанк, Менатеп – где они
сейчас? Их нет. А малые и средние банки живут, я уверен, что и сейчас выживут.
- Самое главное, у малых
банков и аппарат не такой зажравшийся?
- Конечно. Они менее консервативные,
они более расторопные, менее забюрократизированные. Значит расходы у них на
единицу оформленного кредита намного меньше. При этом они лучше знают своих
клиентов, они лучше знают своих вкладчиков, они всегда могут с ними поговорить,
объяснить, что вот сейчас трудности, эти трудности мы вместе преодолеем.
- Анатолий Геннадьевич, АСВ-то справится? Сейчас
реструктуризацией занят ВЭБ, у АСВ
на порядок меньше сотрудников.
- АСВ,
это фактически АРКО бывшее, которое здорово
справилось с ситуацией после кризиса 98-го года. Это очень эффективная
организация. Может быть благодаря тому, что там руководители очень эффективные.
Но и команда такая собранная, которая здорово работает. Я уверен, что они
справятся, намного лучше, чем любая другая организация.
- Скажите, а наезд на
председателя вашего комитета по финансовому рынку Владислава Резника, он не
может быть связан с принимаемыми законопроектами?
- Да нет. Не знаю я.
Похоже на провокацию.
- Похоже на провокацию?
Последний вопрос, может быть вам не по теме. Закон, который был принят только
во втором чтении без поправки замминфина Татьяны
Нестеренко...
- Какой?
- Сопутствующий бюджету,
где Минфин настаивает на том, чтобы ему дали чрезвычайные полномочия по
переброске средств не только по статьям, но и по годам. Есть вероятность, что
31 октября, когда закон пойдет в третьем чтении, его вернут во второе и эту
поправку все-таки примут, если Кудрин успеет добежать до Путина?
- Не знаю. На самом
деле конечно Госдума уже показала, что она может внепланово оперативно
собираться. Мне кажется, что такие межгодовые перемещения расходов – это уже
слишком.
- Спасибо.
Вице-спикер Госдумы Олег
Морозов рассказал про кулуарные дискуссии и не убедил
- ...Сам факт претензий
к Драганову за полгода до завершения срока давности.
По закону десять лет. Как я понимаю, весной 99-го года истекает срок давности
по этому делу. Вот это действительно тоже вопрос.
- Олег Викторович, наезд
на Резника, он не связан с принимаемыми законами?
- Понятия не имею.
Знаете, у нас на депутатов могут наезжать могут по таким причинам, каким мы с
вами в жизни никогда не догадаемся. У меня просто некое такое есть сомнение,
когда знаете какое-то явление обретает слишком
странные формы, то это всегда соответствующие сомнения вызывает. Когда в
течение одной недели два таких удара и по «Единой России» и по конкретным
известным депутатам – один председатель комитета, другой первый зам. Конечно,
это вызывает удивление. Я повторюсь, по тому же Драганову.
Это тогда вопрос еще и к качеству работы наших следственных органов: чего они
девять с половиной лет, у них не было претензий у Драганову?
Не могли высказать свои претензии к нему, соответственно обозначить свои
процессуальные действия? Вдруг такая неожиданность. Еще раз скажу, никак не
могу комментировать, кроме того, что определенные сомнения вся эта процедура
конечно вызывает.
- Скажите
пожалуйста, дата третьего чтения известна?
- 31-го.
- 31-го? То есть, есть
надежда, что Кудрин добежит до Путина и поправка Нестеренко пройдет, для этого вернут
закон во второе чтение?
- Ну, мы ее сегодня
обсуждали, пока мы не видим здесь никаких поводов, чтобы возвращаться во второе
чтение. Мы сегодня дискуссию провели в кулуарах. Пока ничего.
- Кудрин же не приехал
сегодня?
- Он был утром.
- Был утром? И что? С чем
он приехал?
- Он был после
президиума, мы в том числе консультировались по этой
поправке.
- По этому вопросу, да? И
не убедили его?
- Почему, мы здесь
никакой точки... Мы высказали свою точку зрения и как видите, она проведена
сегодня на заседании.
- А он настаивал?
- Нет-нет, ничего, это
я не буду комментировать.
- Хорошо.
Вице-спикер Надежда
Герасимова не поддерживает дополнительные и исключительные полномочия Минфина
без контроля Думы
- Будет принят закон с
поправкой о праве Минфина перекидывать средства по
годам?
- Этот вопрос на
согласовании находится еще и поэтому и поэтому не могу
сказать, когда он будет принят. У многих депутатов вопросы. В связи с тем, что
мы принимаем сейчас законопроект об ужесточении борьбы с коррупцией, и наряду с
таким принятием законопроекта мы даем возможность самостоятельно Министерству
финансов работать со всеми министерствами и ведомствами
по изменению установленных уже в Государственной Думе параметров федерального
бюджета. Хотя правда говорят о том, что эти деньги будут потом возвращены этим
министерствам и ведомствам в другой период, но он не может быть принят на один
единственный год. Это решение должно быть принято или навсегда, тогда возникает
вопрос, что одному министерству – не правительству, а министерству, там
говорится, что главному распорядителю кредитов предоставляется такая
возможность. Возникает вопрос, какая необходимость такого решения, поскольку
Государственная Дума сегодня имеет конечно большинство
партии «Единая Россия» 315 голосов. И есть регламентные документы по ведению
Государственной Думы, по пленарному заседанию, когда можно в исключительных
случаях мгновенно принимать решения, даже если документ поступил из
правительства, например, сегодня утром, то к вечеру
его уже можно принять на заседании Государственной Думы. Непонятна позиция, для
чего это делается. Вот депутаты, мы не получили до сих пор такого ответа,
веского ответа, для чего это делается. Тот аргумент, который привели, что это
связано с быстрыми действиями Министерства финансов, с реакцией на сегодняшнюю
ситуацию в экономике, возможны какие-то кризисные элементы, которые могут возникнут, чтобы их мгновенно можно было решать. Мы
видим, что это все-таки не аргумент, потому что мы это можем делать мгновенно
так же, Дума. И по этой причине мы не получили вразумительного пока ответа ни
от правительства, не получили ни от Министерства финансов. И посмотрим, что
будет, какие будут действии дальше.
- Спасибо огромное.
Рынок требует
регулирования
Член комитета по
финансовым рынкам Павел Медведев сожалеет, что на финансовом рынке эпидемия –
заигрались! Да и сейчас меры против паники не принимаются.
- Необходимо изменение
правил игры как минимум. К сожалению на мировых рынках
заигрались. После 29-33 года правила игры довольно сильно поменялись,
поменялись в сторону регулирования. Такая вольница Адама Смита не все
регулирует, к счастью или к сожалению. После 33 года появилось огромное
количество инструментов, которые в 33 году невозможно было отрегулировать – их
не было. Их надо отрегулировать. Вот производные финансовые инструменты как
принципиальные и очень важные инструменты для финансового рынка становятся
плохими, когда слишком слабо регулируются. Когда фермер покупает погоду, это
хорошо. От погоды зависит его урожай. Но и я могу купить погоду, и вы можете
купить погоду. Когда очень многие люди покупают погоду, возникает пузырь этого
производного финансового инструмента на погоду. Безусловно
наши представители это предложат. Безусловно, более тесные контакты между
правительствами, между центральными банками наши руководители предложат. Хотя
надо отдать должное: во время этого кризиса и американцы и европейцы имея в
виду председателя банка евро, они с нашими руководителями совещались
безусловно. Но скорее всего нужно сделать какие-то
постоянные площадки для того, чтобы тогда, когда на рынке возникает какая-то
тревога, чтобы ее в корне, в зародыше пресекать. Я думаю, что договорятся. Не
было бы счастья, да несчастье сейчас поможет. Все поняли, насколько серьезное
дело – финансовые рынки.
- Павел Алексеевич,
металлические вклады будут гарантированы? Будет подвижки для создания
альтернативного инструмента накопления?
- Сейчас нет.
- Нет?
- Ну, сегодня некогда.
- Как это воспринимать в
связи с тем, что вы сказали? Это бы панику немного сократило.
- Ну... если вы это
обещаете не передавать в эфир, мы все правильно написали – кроме запятых. Не
успеваем! Россия устроена так: вот семнадцать лет назад было неверно, а сегодня
за одну ночь надо сделать. Семнадцать лет тому назад настаивал я на этой
функции.
- Павел Алексеевич, но
ведь проекты по отмене НДС на покупку золота и по гарантированию металлических
вкладов давно подготовлены, почему нельзя их принять?
- Ну
кого вы упрекаете.
- Я спрашиваю.
- А я вам отвечаю.
- Понимаете, вы честный
депутат...
- Ну
спасибо.
- ...но у вас не
согласуется одно с другим.
- Вы понимаете, очень
многое от меня не зависит. Эти законы – это подарок нам с АСВ.
Нам подарили!
- Но
по крайней мере вы согласны с постановкой вопроса?
- Я согласен. Я давно
настаиваю на металлических вкладах.
- Спасибо.
Россия не допустит
банкротства ни одного банка – Евгений Федоров
Председатель комитета по
экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров точно знает
причины кризиса. Он уверен, что наезды на Резника связаны с принимаемыми
законами
- ...Понятно, что из
этого пакета многие вещи сейчас нельзя принимать, потому что они системного
характера. Но мы должны готовить пакет посткризисного
характера. Причем как в широком смысле этого слова, это механизм так называемых
резервных валют, так и меры по развитию российских финансовых инвестиционных
инструментов, которых в России почти нет. Наш рынок фондовый – это иностранный
ранок на 70%. Соответственно для Пенсионного фонда надо создать условия, чтобы
он мог работать на рынках России, размещать свои средства. Мы должны будем создать дополнительные инструменты граждане в наш бизнес
вкладывали, для того, чтобы резервы России не через механизм зарубежного
кредитования работали, а напрямую. Кстати, кризис как это ни парадоксально,
помог решить некоторые эти вопросы, за которые мы раньше бились. Фактически
сейчас во время кризиса происходит выстраивание замещение иностранного
кредитования национальным, это очень важный шаг, о
котором мы говорили много лет. И вот за шумом кризиса мы должны понимать, что
уже положительный эффект от кризиса есть. Кроме того, из конкретных сегодняшних
мер, мы считаем, что вопрос, связанный с гражданами, с их ощущениями, с их
безопасностью, в России должен стоять более системно,
проблемно и надежнее, чем, допустим, в странах Европы. Меры, которые мы сейчас
принимаем, суть этой меры в том, Россия не допустит банкротства ни одного
банка. Для европейской системы борьбы с кризисом или американской вот эти меры,
их нету. То есть это меры дополнительные специфически
только для России. они
напрямую связаны с обеспечением прав вкладчиков. То есть не только гражданин
получит госгарантию на свой вклад, но и вообще сам банк не будет обанкрочен,
ему гарантия по сути не нужна, но тем не менее она
тоже есть – двойная надежность для вкладчиков, которая характерна только для
России и для российским мер борьбы с кризисом.
- 15 числа в Вашингтоне
состоится антикризисный форум. Что там может предложить Россия?
- Форум будет обсуждать
меры общего, мирового характера, связанные с борьбой с кризисом, в условиях
падения производства во многих странах, в условиях неустойчивой мировой
банковской системы. Поскольку кризис мировой, бороться с ним в государствах
национальными мерами просто невозможно. Понятно, что есть национальные меры,
как у нас дополнительного характера, но в целом это единая борьба всех развитых
стран. Именно там эта борьба и будет координироваться. Фактически это механизм
координации в области борьбы с кризисом. Это означает, скажем
так, что меры нашего правительства и всех стран будут согласованы на
общенациональном уровне. Поскольку у нас единые фонды, единые цены на ту же
нефть, нефтепродукты, и много другого единого. Мы там договоримся просто о
системе координации. Там не будет каких-то радикальных вещей.
- Предложения президента
Дмитрия Медведева по «Хельсинки-2» может и будет ли рассматриваться как некая
альтернатива Бреттон-Вудским соглашениям?
- Нет... мы прекрасно
понимаем, почему произошел кризис. Я вам скажу, если вы хотите, еще раз. Кризис
произошел в результате безответственной политики финансовых властей Соединенных
Штатов Америки.
- Да, но с 1971 года,
когда они обрушили Бреттон-Вудские соглашения?
- Конечно, это
длительная безответственная политика. Она связана с лидерством Соединенных
Штатов в мире. То есть она обеспечена политически. Но это безответственная
политика. И для мира это огромный сигнал, причем не
только для России, для всего мира. Это означает, что большинство стран в мире,
мы можем уже об этом говорить, хотели бы пересмотреть принципы мировой финансовой
системы.
- Но принять предложения
президента Медведева они пока не готовы?
- А я думаю, что будут
обсуждать все. Просто сейчас, ну, есть вещи текущего характера, а есть вещи как
бы посткризисного. Вот посткризисный
мир надо готовить. Но при этом понятно, что это немножко не
то же самое, что бороться с кризисом.
- Евгений Алексеевич, Бреттон-Вудс – это 1944 год, еще война не кончилась. А в
чем суть пересмотра этой старой системы и какая будет новая?
- Новая финансовая
система? Она сейчас только формируется. Она будет многополярной, там будет
несколько резервных валют – ну, из таких крупных вещей. Там будут независимые
экономические институты, национальные институты. То есть их роль резко будет
поднята. Эту, кстати, идею поддерживает и французское правительство. То есть
будет целый набор мер, который изменит архитектуру мирового финансового
взаимодействия. Сами меры только вырабатываются. И вы поймите тоже,
национальные правительства в условиях кризиса тоже не могут уделять этому
сейчас все внимание. Надо как бы пожар тушить. Но при этом всем понятно, что
пожар потушим, а потом будем перестраивать дом.
- Эта последовательность
очень страшная. Опоздаем.
- А вы хотите дом во
время пожара перестраивать?
- Конечно, иначе вместе с
домом все стройматериалы сгорят?!
- ...
На следующий день в ЦСКП
Депутат Федоров
убежден, что наезды на проводников национальной политики еще будут, это
геополитическая борьба
Председатель думского
комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров восхищен
профессионализмом США, которые умеют управлять миром. Об этом глава комитета
сказал на заседании ЦСКП в пятницу, посвященном
обсуждению проблем многополярного мира. По его словам, прибыль от нефти мы
начали получать всего только несколько лет назад, а сейчас нам надо решать
историческую задачу.
По словам Федорова, для
того, чтобы «завоевать» Украину и создать там антироссийскую позицию, тратится
10 млрд долл., т.е. за цену
одного бомбардировщикам можно получить целую армию. В России, сообщил депутат,
Госдеп США тратит 50 млн
долл. в год, антинациональная позиция элиты в т.ч.
российской журналистики формировалась 15 лет. В своем комментарии журналистам
Е.Федоров отметил, что все антикризисные меры, принятые Госдумой в виде
законов, были предложены «Единой Россией». Он уверен, что «наезд» на главу
комитета по финансовому рынку Владислава Резника через собственность на Майорке однозначно связан антикризисными законами, это
отражение геополитической борьбы, а не внутренней. Федоров спокойно ответил на
вопрос нашего корреспондента о том, следует ли ожидать «наездов» и на него, он
считает, что да. По его словам, ситуация с Резником – это сигнал, который дали
Соединенные Штаты российской политической элите, которая будет чесать репу и
думать: «если уж самого Резника зацепили».
Глава комитета
полагает, что поправка в Бюджетный кодекс о чрезвычайных полномочиях Минфина по
вертикальному перераспределению средств («поправка Нестеренко») будет принята,
но с ограничениями по срокам
Е.Федоров полагает, что
менять правила игры и вводить системные вещи во время кризиса нельзя, но при
этом роль Центробанка или Агентства по страхованию вкладов будет усиливаться. В
дальнейшем глава комитета считает необходимым вводить стратегическое управление
и саморегулирование, причем в т.ч. и в СМИ, основой этого является гражданское
общество, в котором возможности коррупции в сотни раз
меньше и это называется коммерческий подкуп. Он уверен, что Россия может стать
центром инновационной экономики мира, но для этого надо срочно принять еще 15
законов в дополнение к части четвертой Гражданского кодекса, принятой под
давлением из США для защиты американской интеллектуальной собственности, в т.ч.
и в России. Говоря об этом, Е.Федоров подчеркнул, что он не произносил тех
критических высказываний в адрес четвертой части Гражданского кодекса и его
авторов, которые приписала ему «Независимая газета».
Кроме того, Е.Федоров
сообщил, что через две недели будет информация о готовящейся реформе
алкогольной отрасли. При этом глава комитета поддерживает идею создания
специализированного органа алкоконтроля с тем. чтобы за данную сферу отвечала
одна структура, а не несколько. Отвечая на вопрос о том, будет ли это структура
создана по типу наркоконтроля, глава комитета
отметил, что он не знает, что вкладывается в это сравнение.