Владимир Васильев: подарки – это нетрудовой доход

 

30.10.08 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

В Госдуме отмечают 90-летие комсомола, некоторые депутаты прямо с утра

Комитет по госстроительству не рассматривал сегодня антикорруационный пакет и неизвестно, когда будет, хотя Михайлов из ГПУ президента приходил уговаривать. Пакет давят на 7 ноября, Плигин сопротивляется – ему потом отвечать за написанный левой ногой закон. Однако зампред комитета по госстроительству Александр Москалец подтвердил, что пакет будет рассмотрен Госдумой 7 ноября. «Пока никаких оснований сомневаться в этой дате нет» – сказал А.Москалец.

Идея Аксакова по уголовке за невозврат кредита не пройдет – депутаты испугались. Позицию выразил депутат Самойлов. Но может и напрасно, потому что гораздо страшнее идеи Аксакова продажа долгов вышибалам. Тут к тебе придут не с повесткой в суд, а с бейсбольными битами. Во всем мире торговля долгами – дело столь же прибыльное, как торговля оружием.

Интересно прошло «К барьеру!» – НТВ завалило гигантский проект «освобождение беременной сотрудницы ЮКОСа». А я-то думаю, чтой-то Арбатова нетипично для нее говорит? Жаль конечно этих людей, оказавшихся на острие борьбы кланов. В топку политики всегда бросали молодежь, а теперь все больше молодых женщин, да еще беременных. Особенно неприятные истории выходят с липовыми «террористками», их вообще защитить невозможно.

 

Комментарий

 

Драганов хочет разрешить рекламу пива на соревнованиях, но Федоров против

На сегодняшний день на международных соревнованиях реклама пива запрещена, депутат Валерий Драганов предлагает ее разрешить и для этого внес в Госдуму законопроект с соответствующими поправками.

«Мы считаем, что разрешать рекламу пива на спортивных соревнованиях нельзя» – заявил председатель ответственного комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров в своем комментарии журналистам. Он напомнил, что по таким поправкам комитет уже определился.

«Потому что мы вообще считаем, что не нужно разрешать рекламу пива сверх того, что разрешено сегодня законодательством. Если правительство докажет, что оно не может обойтись без рекламы пива на спортивных соревнованиях, тогда мы можем согласиться, исходя из международных договоров. Но пока таких оснований для разрешения рекламы пива у нас нет» – сказал глава комитета.

Говоря о другой норме законопроекта Драганова по полному запрету рекламы пива на радио и телевидении, Е.Федоров сообщил, что комитет пока ее не изучил, потому что документы к законопроекту пока не поступили.

Глава комитета также сообщил, что участвовал в подготовке трех техрегламентов по высоковольтному оборудованию, но пока по законопроектам не принято решение Совета Думы, в какой комитет они будут направлены.

 

Сообщения

 

Госдума готова заслушать президента

На пленарном заседании в пятницу, 31 октября Госдума рассмотрит законы о бюджетах на следующую трехлетку.

Как сообщил по итогам Совета Думы спикер палаты Борис Грызлов, доходы федерального бюджета на 2009 год планируются в размере 11 трлн руб., расходы – 9 трлн руб. По словам спикера, профицит нужен для того, чтобы создать подушку безопасности.

В субботу 1 ноября будет проведен Совет Думы, а 5 ноября – день Послания президента Федеральному Собранию. Спикер сказал, что план работы пленарного заседания в этот день будет скорректирован. Предположительно заседание Думы начнется в 14 час., запланированный на этот день «правительственный час» с приглашением Минсельхоза Алексея Гордеева состоится.

Предполагается, что завтра штрейхбрекеры из бюджетного комитета с голоса внесут поправку Татьяны Нестеренко о чрезвычайных полномочиях Минфина перекидывать средства по годам.

 

Единороссы хотят получить парламентский телеканал и сделать из ВГТРК госкорпорацию

Завершила разработку предложений по изменению закона о СМИ Рабочая группа думской фракции «Единая Россия» по совершенствованию законодательства РФ в области средств массовой информации. В своем комментарии по итогам последнего заседания Рабочей группы ее руководитель, вице-спикер Олег Морозов сообщил журналистам, что решение будет вынесено на рассмотрение фракции 10 ноября. Замечаний очень много и законопроекты могут быть рассмотрены не ранее весенней сессии. По каждому направлению для доработки предложений будут назначены ответственные от «Единой России».

Депутаты Борис Резник, Станислав Говорухин, Иосиф Кобзон назначены ответственными за доработку поправок в закон о СМИ в части устранения внутренних противоречий, признания отдельных норм утратившими силу, установления гарантий права журналистов на информацию и гарантий неприкосновенности источника информации, приведения в соответствие с федеральным законодательством, регулирования условий деятельности журналистов в т.ч. в зоне проведения контртеррористической операции и восполнения пробелов правового регулирования.

Депутаты Александр Москалец, Олег Жолобов, Ирина Яровая назначены ответственными за разработку дополнения специальной главой, создающей правовые основы для формирования парламентского телеканала, закона о порядке освещения деятельности органов госвласти в государственных СМИ.

Депутаты Ильяз Муслимов, Сергей Железняк, Юрий Медведев в части придания необходимого правового статуса независимым органам по общественно-государственному регулированию отношений в медийной сфере поправками в законы о СМИ и о саморегулируемых организациях.

Валерий Комиссаров, Евгений Федоров, Владимир Горбачев, Ольга Носкова будут отвечать за подготовку проектов законов: об электронных СМИ (для реализации рекомендаций Совета Европы о мерах поддержки цифрового вещания); о лицензировании телевещания и радиовещания в условиях перехода на цифровой формат (регулирование процедуры лицензирования, обеспечение гарантий стабильности инвестиций в телерадиовещания, определение порядка деятельности конкурсной комиссии); об общественном (публичном) телевидении и радио (создание правовых основ преобразования ВГТРК в госкорпорацию, осуществляющую общественное телерадиовещание и реализации документов СЕ и ЮНЕСКО); о вещании через спутник (в связи с присоединением РФ к Европейской конвенции о трансграничном вещании); о кабельном (проводном) вещании и о распространении массовой информации в сети Интернет.

Депутаты Александр Хинштейн и Андрей Назаров назначены ответственными за подготовку изменений: в статьи 129 и 130 Уголовного кодекса (в части исключения наказания в виде ареста и лишения свободы за клевету в СМИ); в пункт 3 статьи 56 УПК (в части распространения свидетельского иммунитета на журналистов и редакторов); в статьи 8 и 11 закона о противодействии экстремистской деятельности (в части приведения в соответствие с новой редакцией закона о СМИ).

Владимир Груздев и Роберт Шлегель будут отвечать за подготовку изменений в статью 208 Гражданского кодекса (в целях распространения трехлетнего срока исковой давности на требования к СМИ о защите чести, достоинства и деловой репутации) и в статью 1101 Гражданского кодекса (в части установления верхних и нижних пределов компенсации морального вреда).

Андрей Макаров и Дмитрий Вяткин назначены ответственными за подготовку изменений в статью 333.19 Налогового кодекса (в части уравнивания размера пошлины за внесение искового заявления о компенсации морального вреда и искового заявления имущественного характера).

Депутаты Владимир Горбачев и Ольга Носкова отвечают за подготовку концепции правового регулирования общественных отношений, формирующихся в процессе использования информационной среды Интернет.

Участник заседания, сенатор Владимир Слуцкер настаивал на жестком варианте отнесения Интернет-изданий к СМИ. Однако руководитель кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву Михаил Федотов считает, что приравнивать Интернет к СМИ неправильно, регистрация сетевых изданий должна быть добровольной. Такой же позиции придерживается директор Международного исследовательского института Астамур Тедеев. Он пояснил нашему корреспонденту в интервью по итогам заседания рабочей группы, что предлагаемый жесткий механизм решения известных проблем пресечения распространения в Интернете информации, которая не нравится авторам инициативы, негоден, сайт можно открыть в другом месте. Тедеев указал на то, что Интернет – сфера новая, юристов мало. Вместе с тем, он понимает, что в Думе прежних созывов работало немало лоббистов, которые тормозили принятие законов по регулированию Интернета, сейчас надо создать правовую базу в т.ч. для защиты прав граждан на информацию, по защите от спама и вредоносной информации, обязательности доставки электронной почты и т.п.

 

Думские госстроители начали отмечать пятнадцатилетие Конституции

«Мы готовимся к пятнадцатилетию с момента принятия Конституции Российской Федерации как фундаментального акта, который позволил сохранить российскую государственность» – сказал председатель думского комитета по гостроительству Владимир Плигин, открывая в четверг круглый стол на тему «Конституция Российской Федерации как правовая основа развития общества и государства», посвящённый 15-летию Конституции РФ.

Глава комитета выразил намерение усилить взаимодействие парламентариев для решения более интенсивных задач формирования института президентства в Российской Федерации. Он отметил обвинения депутатов в непоследовательности, также стиль адвокатов – прибедняться. Учитывая работу парламентской прессы в зале, Плигин предпочел долго не шутить на эту тему.

«Все основные принципы Конституции Российской Федерации для нас являются незыблемыми» – подчеркнул глава комитета.

В.Плигин напомнил, как Государственная Дума первого созыва обсуждала в начале прошлого столетия земельный вопрос. Разделение земли, которое было сделано несправедливо Екатериной Великой в пользу своих фаворитов, послужило причиной роспуска Госдумы первого созыва. Об этом Плигин сказал со ссылкой на Юровского.

 

Единороссы строят законодательную вертикаль по партийному принципу

«Аппарат – это лучшая часть депутата» – заявил первый вице-спикер Олег Морозов, открывая заседание Президиума Координационного Совета руководителей аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации. Работа депутатского корпуса тем эффективнее, чем работает аппарат, подчеркнул О.Морозов. «Мы понимаем, что от качества вашей работы зависит качество законодательства» – добавил он, обращаясь к присутствующим.

Вице-спикер сообщил о проблеме, связанной с вынужденным отклонением значительного количества законодательных инициатив, поступающих из регионов. Он предложил механизм предварительной доработки законопроектов перед их внесением в Госдуму с использованием партийного большинства «Единой России». По словам Морозова, региональные законодатели могут от этого отказаться, но он призывает их этого не делать. Он предлагает законодательную инициативу направлять во фракцию «Единая Россия» в Госдуме, где есть возможность либо сразу направить документ для изучения в соответствующий комитет, либо в Экспертный совет под руководством Владимира Пехтина. Если законодательная инициатива не имеет никакой перспективы, авторов попросят ее отозвать. В случае необходимости ее доработки авторам предложат это сделать перед внесением. Если же в законопроекте все замечательно, его предложат вносить без промедления и он станет законом.

Морозов отметил, что если в прошлом году экспертизу прошло всего семь законопроектов, то в этом году уже почти сто. В результате коэффициент полезного действия повысился вдвое – в два раза больше стало приниматься законов, проекты которых были внесены законодателями субъектов федерации.

В своем выступлении О.Морозов напомнил, что является депутатом всех пяти созывов, и раньше он утром не знал, какой закон будет принят, принимался один закон, потом другой, который противоречит первому, потому что не было известно, какая фракция даст недостающие до 226 голоса. Сейчас благодаря партийной Думе страна прекрасно понимает даже на уровне школьника, кто там рулит и кто за что отвечает. «Мы сегодня переходная демократия» напомнил О.Морозов и предложил сравнить с тем, что происходит на Украине.

Участники заседания задали вице-спикеру один вопрос и он касался глобального финансового кризиса. «Я был бы с вами неоткровенен, если бы сказал: мы сами с усами и все эти процессы нас обойдут стороной» – сказал О.Морозов и подчеркнул, что если бы мы уже были членами ВТО, то нам бы мало не показалось. Вице-спикер предположил, что падение темпов роста экономики неизбежно, серьезные проблемы доступа к финансированию есть у всего реального сектора экономики, наблюдается падение стоимости компаний на фондовых рынках. Даже КамАЗ, который имел устойчивый рост 38%, перешел на четырехдневку и имеет неликвиды.

На заседании Президиума КС присутствовали руководители аппаратов: Совета Федерации – Владимир Свинарев, Госдумы – Алексей Сигуткин, Мосгордумы – Олег Адабашьян и др.

«Не мой вопрос» весело сказал Олег Морозов нашему корреспонденту, отвечая на вопрос о том, что работников аппарата больше всего волнуют деньги, как это было в ситуации с закрытой газетой «Дума», журналистам которой не заплатили за работу.

 

Организованная преступность сократилась. Возможно, за счет огоударствления

Думский комитет по безопасности концептуально поддержал пакет законопроектов по противодействию коррупции, но замечаний было много. Об этом сказал председатель комитета Владимир Васильев в интервью нашему корреспонденту по итогам парламентских слушаний «Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступностью как внутренней и внешней угрозой национальной безопасности».

В.Васильев пояснил свою позицию, она такая. Он считает, что подарки – это нетрудовой доход. Если уж бороться с такой формой, как подарки, что в общем-то является нетрудовым доходом, а называется оказанием внимания, но форма внимания может быть разная и можно не ставить вопрос об ограничении подарка в пять тысяч, а запретить их людям в связи со служебным положением. Потому что в Тверской области, которую представляет депутат в Госдуме, семьи месяц живут – это большие деньги.

Глава комитета полагает, что разработка законопроекта о противодействии организованной преступности может продолжаться не один созыв работы Госдумы. По его словам, он полностью разделяет подходы Александра Гурова, который легендарен в подходах к борьбе с организованной преступностью и стал организаторов прошедших парламентских слушаний.

В своем заключительном слове на парламентских слушаниях В.Васильев отметил, что организованная преступность изменилась, она стала менее опасной, она сократилась. Говоря об этом, глава комитета сослался на ту информацию, которой он располагает, и подчеркнул, что делает этот вывод не под нажимом.

Он напомнил, что мы расплачиваемся за тот период, когда новый Уголовный кодекс декриминализовал ряд действий включая взяточничество. Еще недавно у нас главным принципом была прибыль, сейчас на первом месте общая полезность и потом уже прибыль. В.Васильев напомнил, сколько было возражений в связи с ограничением выборов, но организованная преступность ваяла под контроль регионы, могла провести и проводила кого угодно. Если раньше Васильев был сторонником продажи земли, то теперь смотрит на этот вопрос по-другому. Например, в Тверской области для привлечения зоотехника давали 10 соток замели под застройку, сейчас надо объявлять тендер, объявили цену 500 тысяч, купил москвич за семьсот. И ничего нельзя сделать.

Васильев напомнил, что 34% судебных приговоров завершается лишением свободы и это кажется немного, но если за решеткой раньше у нас было 760 тыс человек, то сейчас приближается к миллиону. Причем процентов восемьдесят молодежи сидят за кражи мобильных телефонов. Однако отъем телефонов часто сопровождается открытым насилием, этот грабеж может подпадать под статью 210 УК об организации преступного сообщества.

Завершил слушания В.Васильев словами о том, что «мы сегодня были откровенны, может быть эмоциональны, но мы можем изменить ситуацию в стране».

 

Самое страшное – огосударствление мафии, считает Гуров

Число осужденных по 210 статье Уголовного кодекса, самой тяжелой по организованной преступности – организация преступного сообщества, за шесть месяцев текущего года составило 93 лица. Но даже если мы выйдет на двести осужденных за год, это, как считает судья Верховного суда Владимир Давыдов, не соответствует реальности, которая существует в нашей стране.

По информации В.Давыдова, в 2003 году число осужденных по статье 210 составило 20 человек, в 2004 – 23, 2005 – 76, 2006 – 147. Затем в 2007 неожиданно упало до 73.

Об этом судья ВС сказал в своем докладе на парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по безопасности на тему «Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступностью как внутренней и внешней угрозой национальной безопасности». По мнению судьи, отклонение судебной практики от смысла и буквы закона способно практически свести на нет усилия, которые затрачивают правоохранительные органы для борьбы с этими преступлениями.

Слушания провел в Малом зале Госдумы председатель комитета по безопасности Владимир Васильев. В своем вступительном слове он указал на необходимость остановить процесс рейдерских захватов и отметил, что в некоторых странах есть более мощный механизм борьбы с ворами в законе, в частности, в Грузии дают 10 лет лишения свободы за участие в преступной группировке. В.Васильев также отметил необходимость более четко определить позиции по сделке с правосудием.

Представитель Академии Генпрокуратуры Азалия Долгова считает, что за пятнадцать лет Государственная Дума ничего не сделала для борьбы с организованной преступностью. «Мало считать количество организаций, надо еще смотреть, как действует эта система» – сказал А.Долгова в своем выступлении на слушаниях.

 

«Эффективность принятия законов по организованной преступности практически нулевая» – заявил представитель комитета по безопасности Сергей Абельцев (ЛДПР). «С каких это пор профессиональных преступников и профессиональных коррупционеров останавливал какой-то закон?, – отметил он, предложив выбить у нее экономический базис подобно тому, как выбивают табуретку из-под ног повешенного. По словам Абельцева, наша организованная преступность зародилась во время распределительной экономики. В ответ на разгул преступности в памятный 1992 год, как естественная реакция на зло, появились знаменитые РУОПы, вобравшие молодых и дерзких людей, которые не очень обременяя себя статьями закона, вдруг начали давать результат. «Решая свою главную задачу – убрать бандитов с улиц – они превратились в настоящие «эскадроны смерти». К сожалению, выполнив эту задачу в 2001 году РУОПы были упразднены», – сожалеет депутат. Он подчеркнул, что организованная преступность предпочитает действовать в сфере легальной экономики и как любая элита, получает возможность влияния и решения кадровых вопросов. В своем докладе С.Абельцев сообщил, что в вузах Москвы появилось большое число студентов с Кавказа на платной основе с задачей последующего трудоустройства в силовые ведомства. Депутат считает необходимым перенести на организованную преступность методы борьбы с терроризмом, причем в настоящее время приоритетны стратегии нейтрализации. Докладчик предложил изучить опыт борьбы с организованной преступностью в Туркменистане, единственной республике, где о ней справились и забыли, перебив всех до одного без различия пола и возраста.

 

С основным докладом выступил депутат фракции «Единая Россия», экс-глава ЦНИИ МВД Александр Гуров, который начал с того, что слушания были запланированы еще зимой и их проведение не связано с указом президента по упразднению службы борьбы с организованной преступностью. Но это придает им особую актуализацию, борьбу с организованной преступностью никто не отменял и обсуждается организация борьбы с коррупцией.

А.Гуров отметил, что большая часть функций борьбы с организованной преступностью передается в УБЭП, часть – в уголовный розыск, и он не понимает, как можно их разделить. Докладчик предупреждает, что на нельзя потерять тот бесценный опыт, который накопили органы борьбы с организованной преступностью: это проникновение в преступные группировки, организация пунктов сбора информации, сопровождение уголовных дел, которые тянутся годами, взаимодействие с полициями разных стран мира.

С сожалением отметил А.Гуров появление статей в СМИ о вреде органов борьбы с организованной преступностью, не случайно каждый удар по этим органам отмечается ворами в законе как праздник.

А.Гуров представил для сравнения материалы из статьи, подготовленной им совместно с журналистом Юрием Щекочихиным 20 лет назад, это был первый диагноз. Он представил лишь один срез организованной преступности, согласно которому действовало 450 преступных сообществ общей численностью около 12 тыс человек, причем каждое второе обладало межрегиональными и международными связями, каждое пятое организовано на этнической основе, 70% составляли выходцы с Кавказа и Закавказья. Сегодня мы спокойно созерцаем, как в стране действует свыше ста группировок, которые не основаны на этническом принципе и обладают международной структурой. «Вот вам пожалуйста, миф о пресловутой русской мафии» – отметил Гуров, указав на то, что этот миф СМИ поддерживают.

По его мнению, самое страшное, чего достигла организованная преступность за двадцать лет, огосударствление мафии. Организованная преступность имеет свои филиалы более чем в ста странах мира, она пошла по пути специализации – лес, рыба, автомобили, игорный бизнес, торговля живым товаром.

В своем докладе Гуров отметил, что организованная преступность способствует экономической мощи наших противников, если более ста миллиардов долларов американская наркомафия отмывает и помещает в банки, это выгодно США. Наша мафия тратит десятки миллиардов долларов на покупку недвижимости за границей, это их право, но наносит огромный ущерб стране. Гуров напомнил, как во времена Ельцина ущерб от организованной преступности достигал 15,5 триллионов, и ничего, выжили.

Сейчас, сообщил депутат, организованная преступность уходит вглубь страны, она там где деньги, а деньги в регионах появились, где заработали и землю стали пахать. Организованная преступность назначает своих чиновников, подрывает основы государства и генофонд нации, вывозит десятки тысяч женщин, организует притоны. Организованная преступность контролирует города, она может поднять всю область, бунты колониях подняты грузинскими ворами в законе. Организованная преступность используется иностранными спецслужбами, в частности, это делает Саакашвили. Организованная преступность подрывает веру в будущее, веру во власть.

А.Гуров подчеркнул, что аналитические материалы с мест не поступили. Из 45 предложений 33 не соответствуют Конституции, остальные повторяют то, что есть. По мнению А.Гурова, без нормы конфискации имущества мыв не победим ни коррупцию, ни организованную преступность. Нам нужны ежегодные доклады о состоянии организованной преступности, это стимулировало бы правоохранительные органы, они бы не представляли трех карманников как организованную преступную группу.

 

Пресс-релизы

 

На своем очередном заседании 20 октября думский комитет по собственности рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении законопроект, внесенный президентом Дмитрием Медведевым.

Как сообщил зампред комитета по собственности Евгений Богомольный, законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу уточнения статуса судей, членов законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований, членов избирательных комиссий, Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты Российской федерации и служащих Центрального банка РФ в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» направлен на установление правового статуса. Речь идет о статусах судей, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты РФ, представительных органов местного самоуправления, членов избирательных комиссий всех уровней, служащих Центрального банка РФ. Как пояснил Е. Богомольный, в отношении указанных категорий сотрудников вводятся ограничения, в частности, необходимость представления сведений имущественного характера служащего, его супруги (супруга), несовершеннолетних детей. Аналогичные требования предъявляются к претендентам на должность судьи.

Гражданам, занимавшим должности в Центральном банке РФ, запрещается в течение двух лет после увольнения из него занимать должности руководителей кредитных организаций, если отдельные функции контроля и надзора за этими кредитными организациями непосредственно входили в их служебные обязанности, без согласия Совета директоров Центрального банка РФ.

Законопроектом вводится запрет на получение депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации вознаграждения в любой форме от физических и юридических лиц, выезд за пределы РФ в связи с исполнением соответствующих полномочий за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ или договоренностями на взаимной основе органов государственной власти РФ с государственными органами других государств, международными и иностранными организациями. Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, предлагается признать федеральной собственностью, а указанных лиц – обязать передавать подарки в Государственную Думу и Совет Федерации с учетом права на их выкуп в порядке, установленном нормативными правовыми актами.

Законопроект устанавливает обязанность депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации передавать в доверительное управление приносящие доход ценные бумаги в случаях, если владение последними может привести к конфликту интересов.

 

Ко второму чтению, по мнению комитета по собственности, целесообразно обсудить вопрос об использовании ограничительных мер на случаи поступления гражданина, ранее занимавшего руководящую должность в кредитной организации на должность в Центральный банк РФ, замещение которой предусматривает осуществление отдельных функций государственного контроля и надзора в отношении этой кредитной организации. Представляется, что решение о принятии указанных граждан на службу в Центральный банк РФ должно согласовываться с комиссией по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов.

 

Также комитет намерен предложить ко второму чтению ограничить в членстве в органах управления хозяйственных обществ или иных коммерческих организаций на случаи участия в общих собраниях акционеров хозяйствующих обществ, если такое участие не может повлечь за собой конфликт интересов. При возможности возникновения последнего целесообразно обязать депутатов Государственной Думы и членов совета Федерации также передавать ценные бумаги в доверительное управление.

 

НЕ НАДО ПОДЛИВАТЬ МАСЛО В ОГОНЬ

«Ужесточение уголовной ответственности за невозврат кредитов не выглядит ни уместным ни своевременным» – так отозвался на инициативу своих коллег по Федеральному Собранию депутат Евгений Самойлов, входящий в комитет по бюджету и налогам.

Напомним, в условиях падения платежеспособности населения, группа депутатов Госдумы подготовила законопроект, который вводит уголовную ответственность для недобросовестных заемщиков. Документ предлагает сажать в тюрьму тех, кто при получении кредита предоставляет в банк недостоверную информацию о себе, и граждан, у которых просроченная задолженность по кредитам превышает 10 тыс руб. (сегодня уголовное дело может быть заведено на заемщика, просроченная задолженность которого превышает 250 тыс руб.).

По словам Евгения Самойлова: «невозврат кредитов – это коммерческий риск банка. Банки – не благотворительные организации, на кредитовании населения они неплохо зарабатывают и в состоянии сами содержать адекватную службу безопасности и качественно проверять заемщиков. «Проблемный кредит» – прежде всего следствие плохой работы финансовой организации. Государству здесь участвовать незачем.

Попытки обосновать усиление ответственности тем, что в условиях кризиса люди могут лишиться источника дохода и поэтому перестать вносить платежи вообще выглядят странно. То есть мы понимаем, что у наших граждан могут возникнуть объективные финансовые проблемы и на этом основании должны дать банку дополнительный инструмент давления на людей, которые потеряли работу и испытывают трудности? Логика хромает.

И уж конечно не время заводить такие разговоры сейчас, когда они могут только усилить нервозность. В условиях мирового кризиса всем нужно быть осторожнее: и банкам, выдавая кредит, и людям, оценивая свои финансовые перспективы и депутатам, принимая законы» – подчеркнул парламентарий.

 

29 октября 2008 года в Госдуму были внесены проекты федеральных законов «Технический регламент «О безопасности высоковольтного оборудования», «Технический регламент «О безопасности электрических станций и сетей», «Технический регламент «О безопасности электроустановок». Авторы прокомментировали внесенные законопроекты.

Виктор Звагельский: «Мы приступили к этапу технического регулирования в сфере промышленных отраслей общенационального значения, таких как электроэнергетика. Необходимо создать все условия, чтобы максимально исключить вероятность техногенных энергетических катастроф, потрясших за последние годы страны Запада. Это вопрос стратегический – речь идет о национальной безопасности государства. Поэтому строительство и эксплуатация объектов электроэнергетики, производство и использование оборудования должно быть жестко регламентировано и подчинено строжайшему контролю.

В частности, высоковольтное электрооборудование характеризуется повышенным риском причинения вреда при его использовании, соответственно необходимые требования к данной продукции составлялись с учетом этого обстоятельства для его безаварийной устойчивой работы в сочетании с необходимыми экологическими характеристиками..

Учитывалась также применимость требований законопроекта как ко вновь разрабатываемому, так и к серийно выпускаемому высоковольтному электрооборудованию, в равной мере к оборудованию отечественного и зарубежного производства.

Два других технических регламента устанавливают необходимые обязательные требования безопасности к объектам регулирования на всех стадиях их жизненного цикла, включая проектирование, строительство и монтаж, реконструкцию, эксплуатацию, ремонт, техническое обслуживание, а также ликвидацию и консервацию. Все эти требования направлены на обеспечение электрической, термической, механической, пожарной и промышленной безопасности, взрывобезопасности, электромагнитной совместимости. Также законопроекты определяют формы и способы оценки соответствия объектов регулирования требованиям техрегламента».

Олег Валенчук: «Основным принципом оценки соответствия высоковольтного электрооборудования является единство правил и методов исследований и измерений, используемых при подтверждении соответствия и при государственном контроле.

В области применения данного законопроекта в настоящее время действуют национальные и международные стандарты. В указанных документах подчас отсутствует жесткое разделение требований к высоковольтному электрооборудованию на требования безопасности, технические требования, не влияющие на безопасность и технико-экономические требования. В ряде документов к безопасности высоковольтного электрооборудования предъявляются требования различного уровня в зависимости от модели или даты изготовления. Национальные стандарты изобилуют многочисленными пересылками к другим стандартам, что затрудняет их использование в юридической практике.

Реализация указанных в законопроекте требований позволит упорядочить существующую нормативно-правовую базу, снять избыточные и пересмотреть устаревшие обязательные требования, содержащиеся в нормативных документах, повысить ответственность изготовителей высоковольтного электрооборудования за его безопасность».

 

ПРЕСС-РЕЛИЗ 30 ОКТЯБРЯ 2008 ГОДА

Анатолий Аксаков: Добросовестные заемщики банков ни при каких обстоятельствах не могут подвергнуться уголовному преследованию

Поправки в Уголовный кодекс РФ, которые группа парламентариев вносит в Государственную Думу, уточняют составы преступлений и предусматривают усиление ответственности должников в случае незаконного получения кредита и злостного уклонения от его погашения. При этом, как отмечает один из авторов поправок Анатолий Аксаков, добросовестным заемщика ничего не угрожает.

Депутат подчеркнул, что в соответствии с новой редакцией статьи 176 УК РФ (Незаконное получение кредита) к уголовной ответственности могут быть привлечены только те заемщики, которые заведомо обманывали кредитора при получении кредита. Речь идет о мошенниках, которые предоставляют в банк фиктивные документы – справки с места работы и жительства, информацию о заработной плате и т.д. Причем привлечение к уголовной ответственности возможно только в том случае, если помимо такого обмана имеет место невозврат кредита и сумма непогашенного долга превышает 10 тыс. рублей.

Даже если добросовестный заемщик попадает в трудную жизненную ситуацию и его способность погашать кредит оказывается подорванной, он не может быть привлечен к уголовной ответственности по данной статье.

Новые нормы адресованы исключительно кредитным жуликам, которые сделали обман банков своей профессией. Жесткость наказания по данной статье полностью соответствует санкциям действующей статьи 159 УК РФ, по которой к уголовной статьей привлекаются мошенники. В ней предусмотрено наказание в виде штрафа, обязательных работ или лишения свободы на срок до двух лет.

В настоящее время кредитные организации сталкиваются с фактами предоставления потенциальными заемщиками – физическими лицами заведомо ложных сведений о себе. Но несмотря на то что ни сам факт обмана, ни осознанность этих действий никаких сомнений не вызывают, привлечь субъекта к ответственности за незаконное получение кредита согласно действующим нормам не представляется возможным. Часть 1 статьи 176 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное получение кредита, но при этом ограничивает круг потенциальных субъектов преступления индивидуальными предпринимателями и руководителями организаций, а также устанавливает минимальный размер причиненного ущерба – 250 000 рублей.

Таким образом, если физическим лицом, не осуществляющим предпринимательскую деятельность и не являющимся руководителем организации, были совершены действия, подпадающие под определение «незаконного получения кредита», его невозможно привлечь к ответственности ни по части 1 статьи 176 УК РФ, ни по статье 14.11 КоАП.

Новая редакция статьи 177 УК РФ (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности) вообще не предусматривает для физических лиц такого вида наказания как лишение свободы. При этом под злостным уклонением понимается такое поведение заемщика, когда он всеми способами скрывается от кредитора и избегает возврата долга, располагая при этом денежными средства, достаточными для погашения кредита.

Анатолий Аксаков отметил, что кредитные мошенники и уклонисты по сути наносят удар не по банку, в по его вкладчикам и кредиторам. Ведь средства, которые банк предоставляет в виде кредитов, фактически привлекаются у российских граждан, предприятий и организаций. Более того, сегодня за кредитное мошенничество приходится расплачиваться добросовестным заемщикам повышением кредитной ставки, в которую банкирам приходится закладывать кредитную маржу с учетом ожидаемых невозвратов.

 

30 октября 2008 г. состоялось Всероссийское совещание судебно-медицинских экспертов по применению правил и медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека

Председатель Комитета Государственной Думы

по охране здоровья Ольга Борзова в своем выступлении на

открытии совещания, в частности, отметила:

На протяжении последних нескольких лет судебно-медицинские эксперты осуществляли экспертизу тяжести вреда здоровью фактически не имея нормативного правового документа.

Комитет Государственной Думы по охране здоровья не остался в стороне при решении этого вопроса. При активном участии Комитета был подготовлен и принят Государственной Думой еще в 2006 году Федеральный закон «О внесении изменений в статью 52 Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

В соответствии с внесенными тогда в 52 статью Основ изменениями Правительством Российской Федерации было принято постановление «Об утверждении правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека». В августе 2008 года Минздравсоцразвития России был утвержден приказ о медицинских критериях, на основании которых определяется степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека.

Впервые федеральным законом была закреплена норма, определяющая порядок организации и производства судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, а также норма, обязывающая Правительство Российской Федерации установить порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека.

На правительственном уровне также впервые принято постановление, утверждающее правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека. Утвержденные Минздравсоцразвития России медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, содержат подробные и четкие квалифицирующие признаки.

Служба судебно-медицинской экспертизы Российской Федерации получила необходимую правовую базу, включающую в себя нормативные документы, регулирующие порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека: федеральный закон, правила и медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека.

Используя вышеперечисленные нормативные акты, судебно-медицинский эксперт сможет максимально объективно определить степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, что позволит оптимизировать административное, гражданское и уголовное судопроизводство.

Следует отметить недостаточное кадровое обеспечение службы судебно-медицинской экспертизы: в разных регионах укомплектованность сотрудниками составляет от 30 до 40% от потребности. Также требуют своего решения вопросы повышения оплаты труда судебно-медицинских экспертов и усиления материально-технического оснащения службы.

 

30 октября 2008 года на заседании Центра социальных инноваций в Воронеже заместитель Председателя ГД Надежда Герасимова выступила с докладом на тему: Роль Государственной Думы в развитт законодательства социальной защиты инвалидов»

В основу Концепции 2020 заложены инвестиции в человеческий капитал

«Сегодня государство и все общество должны уделять особое внимание проблеме социальной защиты инвалидов, профессиональному образованию, трудовой занятости и интеграции инвалидов в общество», – считает вице-спикер Государственной Думы Надежда Герасимова.

Выступая 30 октября 2008 года на заседании Центра социальных инноваций в Воронеже, Герасимова рассказала собравшимся о том, какие шаги предпринимает Государственная Дума для решения социальных проблем инвалидов. В частности она отметила, что в текущем созыве парламентарии уже приняли три законопроекта, которыми устанавливаются налоговые льготы для инвалидов, регулируются вопросы жилищного обеспечения участников и инвалидов Великой Отечественной Войны, членов их семей.

«В настоящее время на рассмотрении у Президента находится последний из этих законопроектов. Он предусматривает расширение списка видов образовательных учреждений дополнительного образования, будучи слушателями которых, инвалиды получили бы возможность совершенствовать свои профессиональные навыки», – рассказывала вице-спикер. «Однако, даже с учетом этого, перед нами стоит еще очень много задач, которые требуют самого пристального внимания. В частности, 24 сентября текущего года Россия ратифицировала международную Конвенцию о правах инвалидов, а значит мы должны привести все пункты нашего законодательства в соответствие с нормами международного права, – сказала Герасимова. – Присоединившись к Конвенции, мы создали предпосылки для защиты прав инвалидов, ликвидации дискриминации по отношению к ним, более полной реализации их прав на работу, здравоохранение, образование, семью, полное участие в жизни общества, доступа к правосудию, личной неприкосновенности, свободы от эксплуатации, индивидуальной мобильности».

«В Государственной Думе сейчас находятся на рассмотрении 16 законопроектов, предусматривающих изменения законодательства в области образования и социальной защиты инвалидов (в том числе вопросы увеличения расчетной нормы предоставления жилой площади с 18 кв. м. до 33 кв. м., увеличения ежемесячной денежной выплаты на 200 рублей категориям инвалидов I и II степени ограничения способности к трудовой деятельности и детям-инвалидам, восстановлению льготы по предоставлению транспортных средств инвалидам и детям-инвалидам в натуральной форме и др.)», – сказала Надежда Герасимова.

Следует признать, что это далеко не полный перечень мер, которые необходимо предпринимать для защиты социально уязвимых групп граждан. Уже сейчас в стране действует ряд государственных программ, в рамках которых на эти цели выделено около 3 миллиардов рублей. И значительная часть этих средств была направлена как раз на разработку и реализацию образовательно-реабилитационных мероприятий для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Надежда Герасимова согласилась с мнением Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, который 13 мая 2008 года на совещании, посвященном дополнительным мерам социальной поддержки, сказал, что наша задача – «создать для инвалидов комфортные условия жизни, такую развитую систему их реабилитации, чтобы граждане с ограниченными возможностями могли быть включены в полноценную жизнь». «В основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года заложены инвестиции в человеческий капитал: в образование, в науку, в здравоохранение, в культуру, в социальные институты. Так планируется обеспечить рост расходов государства на образование с 4,1 процента до 5,5-6 процентов валового внутреннего продукта», – продолжала вице-спикер.

На настоящий момент времени, по мнению Герасимовой, несмотря на усилия, предпринимаемые со стороны государства и общества по профилактике инвалидности, приходится констатировать, что уровень ее по-прежнему высок. Инвалидность представляет собой социальную проблему, избежать которую не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

«По данным Федеральной службы государственной статистики в 2007 году общая численность инвалидов в России составила чуть более 13 млн. человек (к уровню 2006 году 105,6%), что составляет 9,2 % от населения всей страны, в том числе 533,9 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет (на 1 января 2008 года)», – сказала вице-спикер. «Исследования показывают, что в ближайшие десятилетия, как в России, так и во всем мире, будет сохраняться тенденция роста числа инвалидов. Поэтому решение проблемы профессионального обучения и обеспечения занятости инвалидов очень важно», – продолжала она.

В 2005-2006 годах из 7,1 миллионов человек, обучавшихся в ВУЗах, инвалидов было только 17700 человек, тогда как 45% всех инвалидов страны – это люди трудоспособного возраста. И трудоустроены только 15%. Герасимова заявила, что в 2007 года при содействии органов службы занятости населения работу нашли 87,6 тысяч инвалидов, почти 11 тысяч – за счет квот.

Следует признать, что зачастую работодатели просто отказываются принимать на работу людей со слабым здоровьем – ссылаясь то на отсутствие специальных рабочих мест, то на отсутствие у соискателей необходимых навыков, то на невозможность создания особых условий труда.

«В целях повышения эффективности трудоустройства инвалидов необходимо расширять банк вакансий, заявленный в органах службы занятости, экономически стимулировать работодателя, который создает специальные рабочие места для инвалидов, а также провести соответствие между рекомендуемой индивидуальной программой реабилитации и направлением обучения инвалидов реальному спросу на рынке труда. Данная социальная группа нуждается в профессиональной реабилитации путем рационального трудоустройства», – заключила Надежда Герасимова

 

30 октября 2008 года Председатель Государственной Думы, Председатель Высшего совета партии «Единая Россия» Борис Грызлов ответил на вопросы парламентских журналистов в связи с обсуждающимися в СМИ предложениями депутата Анатолия Аксакова, касающимися уголовной ответственности заемщиков:

«Единая Россия» не поддерживает такие предложения. Тяжесть санкций должна быть соразмерна правонарушению. В данном случае она явно завышается. Безусловно, сегодня нужно поддерживать российскую банковскую систему, – и это уже делается, – но нельзя перекладывать проблемы банков на плечи граждан».

 

ИВАН МЕЛЬНИКОВ ОБ ОТСТАВКЕ МЭРА СОЧИ: СОЧИНСКАЯ ЧЕХАРДА НАСТОРАЖИВАЕТ

30 октября стало известно, что мэр Сочи Владимир Афанасенков подал в отставку в связи с состоянием здоровья. Новость прокомментировал первый зампред ЦК КПРФ, заместитель Председателя Государственной Думы Иван Мельников:

«Если у Владимира Афанасенкова действительно серьезные проблемы со здоровьем, то тут нечего комментировать: все правильно, пусть лечится. Но скажу честно: я в эти проблемы не верю. Не верю потому, что Афанасенков был избран совсем недавно, и ничего не предвещало такого поворота. Для серьезной политики, а город Сочи сегодня – город стратегический для страны, это абсолютно нереальное развитие событий.

Практически уверен, что дело в запутавшихся интересах различных группировок, которые осваивают Сочи, и эта отставка – некий итог какого-то выяснения отношений. Чтобы таких ситуаций не было, нужно проводить честные выборы, когда граждане стоят горой за своего мэра. Таких выборов в Сочи мы не видели, в кампанию активно вмешивался административный ресурс.

Считаю, что это серьезный удар по репутации губернатора Александра Ткачева и в целом по власти. Сначала все силы бросают агитировать за кого-то, потом напускается туман. А в это время вокруг организации масса нерешенных проблем, особенно с точки зрения сбережения природного комплекса, ведения строительных работ.

Вся эта сочинская чехарда и свистопляска очень настораживает. Если федеральный центр не возьмет ситуацию под контроль, не выслушает жителей города, чьи права сейчас нарушаются, – предвкушение праздника Олимпиады превратиться в сплошные конфликты и разборки».

Hosted by uCoz