06.11.08 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Депутаты решили поговорить о коррупции

В пятницу в Госдуме проводят «день народного гнева», чтобы всласть поговорить о коррупции. Поводом стали четыре президентских законопроекта о противодействии этому злу «номер один». С законами все равно никто не знает, что делать, но приходится спешно принимать по крайней мере в первом чтении.

Ответственным назначен комитет по госстроительству, а не по безопасности. Мотивация вроде бы такая, что для борьбы с коррупцией уже все в законах есть, а тут речь идет о противодействии и чуть ли не о профилактике.

Законопроекты тщательно прописаны, как и все, что выходит «из-под пера» Дмитрия Медведева. Нормы будущих законов раскинуты, как сети в мутной воде, чиновников можно отлавливать стаями. Наряду с главным законом «О противодействии коррупции» поправки принимаются почти в три десятка действующих законов. Но что характерно, никто не собирается резать саму священную корову коррупции, от нее будут отрезать кусочки по мере разрастания тучности.

Замглавы фракции «Справедливая Россия» Геннадий Гудков предлагал называть вещи своими именами: преступность во власти – это преступное сообщество. Без этого не выявляется и не ловится то, что глава фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров называл коррупционными связями. Фактически количественные данные по коррупции в России получены только двумя исследованиями фонда ИНДЕМ, и они показывают срез взяток чиновникам от граждан. Дальнейшую циркуляцию собранных денег опросы граждан не выявляют. Что касается непримиримых борцов с коррупцией в Думе, то они избегают говорить о тех суммах, которые собирает и передает наверх по цепочке милиция начиная с участковых. Хотя комната, куда надо «заносить» за ту или иную поправку, лоббистам известна.

У депутатов много вопросов к законам, которые им приходится одобрять. Одна норма об обязательном доносительстве чего стоит. После первого чтения специальная рабочая группа под руководством главы ответственного комитета по госстроительству Владимира Плигина должна привлечь к работе над текстами законов против коррупции как можно больше общественников и правозащитников, чтобы разделить ответственность.

Пока же Плигин подтвердил, что никакого преступного сообщества власти в законах нет и не будет, слишком вольно журналист трактует мысль, а юридический термин всегда влечет санкции.

В чем мы сомневаемся. Георгий Сатаров, кстати, разочарован Посланием президента в его антикоррупционной части. О борьбе с коррупцией были сказаны только самые общие слова. Рейдерство и торговля постами в правительстве напрочь забыты президентом.

 

Сообщения

 

Ловить коррупционные связи во власти законодатели не собираются

Председатель думского комитета по госстроительству Владимир Плигин сообщил сегодня журналистам, что все фракции нижней палаты поддерживают идею президента по борьбе с коррупцией, отраженную в пакете законопроектов, который Госдума рассматривает завтра в первом чтении.

«Завтра в первом чтении Государственной Думой будет рассматриваться пакет законов о коррупции. Обсуждение на комитете показало, что все фракции Государственной Думы, по крайней мере, они представлены в комитете, они поддерживают ту идею, которая была президентом обозначена, считают ее крайне важной для защиты и регулирования общества в настоящее время» – сказал В.Плигин.

Глава комитета сообщил о предстоящей доработке законопроектов после одобрения концепции в первом чтении. Об этом он сказал, отвечая на вопрос о норме обязательного «доносительства».

«Я думаю, что во время подготовки ко второму чтению целый ряд терминов и положений закона конечно же будут изучены, они будут вписаны в юридические технологии, предопределять судьбу того или иного института, как он будет регулироваться ко второму чтению – предложений – я к сожалению сейчас не могу сказать» – пояснил глава комитета.

Как будет строиться обсуждение, В.Плигин не знает, но полагает, что количество вопросов ограничиваться не будет.

«Мне кажется, что, хочу еще раз подчеркнуть, сама идея, предложенная президентом Российской Федерации, она понятна» – сказал глава комитета.

Отвечая на вопрос нашего корреспондента о возможности отражения в законах о противодействии коррупции «преступного сообщества во власти», как это предлагал депутат Геннадий Гудков, В.Плигин сказал, что подобной нормы нет.

«Вы наверное довольно вольно видимо мысль, о которой идет речь, но, значит, ведь в данной ситуации к юридическим терминам очень сложно относиться вольно. Почему – потому что любой употребленный термин или обозначение, он всегда влечет санкции. Поэтому в данной ситуации мы должны вписывать это в технологии» – подчеркнул Владимир Плигин.

 

Госдума приступает к работе над президентскими инициативами против коррупции

Завтра на пленарном заседании Госдумы депутаты рассмотрят в первом чтении четыре законопроекта, внесенных президентом, объединенных общим понятием «противодействие коррупции».

Как сообщил сегодня журналистам спикер Борис Грызлов, законопроекты вносят большое количество изменений в различные законы.

«Главный закон называется «О противодействии коррупции», это новый закон. Также вносим изменения в законы, которые принимались в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций «Против коррупции». И еще в 26 законопроектов. Отдельно хотел бы вынести изменения в закон «О правительстве Российской Федерации» именно в части борьбы против коррупции» – сказал Борис Грызлов.

По его словам, все четыре законопроекта будут рассматриваться одновременно, то есть будет докладчик по всему пакету и один содокладчик, далее последуют ответы на вопросы и выступления от фракций.

Спикер Грызлов полагает, что в первом чтении законопроекты будут приняты. Он сообщил, что у депутатов уже есть предложения по совершенствованию текстов законопроектов, поэтому для доработки законопроектов ко второму чтению будет создана рабочая группа под руководством председателя ответственного комитета по госстроительству Владимира Плигина, причем она не ограничивается какими-то количественными показателями. Спикер обещал, что все депутаты, которые имеют свои предложения по законопроектам. о противодействии коррупции, будет привлекаться к деятельности рабочей группы.

При этом в первом чтении, как считает Борис Грызлов, большинство депутатов президентский пакет о противодействии коррупции поддержат.

Напомним, что ранее в Госдуме обсуждался депутатский законопроект о противодействии коррупции, который был снят с рассмотрения, чтобы по регламенту палаты можно было бы рассматривать президентскую инициативу.

 

Законопроекты о продлении полномочий Думы и президента скоро будут внесены

В Послании президента депутаты увидели очень большой объем работы, которую необходимо делать в кратчайшие сроки. Об этом сообщил журналистам в четверг спикер Борис Грызлов, отвечая на вопрос о том, когда будут внесены законопроекты по увеличению сроков полномочий Госдумы и президента.

Б.Грызлов подчеркнул, что вопрос касается инициативы президента и им будут внесены соответствующие законопроекты.

Другое дело, заметил спикер, что депутаты уже смотрят сроки, когда законопроекты могут быть рассмотрены, если они будут внесены президентом в ближайшую неделю-две.

Б.Грызлов подтвердил, что законопроекты могут быть внесены именно в эти сроки.

«Я понимаю, что это конечно же работа, которую мы будем проводить именно в осеннюю сессию текущего года» – сказал спикер. По его словам, до 27 декабря у депутатов есть возможность плотно поработать.

 

«Выбрано из двух зол меньшее» – спикер Грызлов комментирует выборы в США

Из двух зол для России выбрано меньшее, полагает спикер Госдумы Борис Грызлов, оценивая итоги состоявшихся 5 ноября выборов президента США. В своем комментарии журналистам спикер напомнил, что оба кандидата в президенты США выступали не с пророссийских позиций.

Б.Грызлов отметил в своем комментарии тесные контакты с Конгрессом США, в частности, напомнил о своих неоднократных встречах со спикером Палаты представителей Нэнси Пэлоси, в т.ч. в сентябре текущего года в Японии на встрече спикеров стран «Большой восьмерки».

«Мы обсуждали много тем, в частности тогда была актуальна тема, связанная с агрессией Грузии в Южной Осетии и надо сказать, что Нэнси Плэлоси, она очень взвешенно выступала по этому вопросу, скажем так, неагрессивно. И даже направила от международного комитета сюда в Россию для того, чтобы он на месте изучил ситуацию» – сказал спикер. «У нас есть взаимодействие и мы достигаем понимания во многих вопросах. То, что касается новой администрации, которая будет формироваться, как я пониманию в январе месяце, время покажет. И тот и другой кандидат выступали с явно не пророссийскими высказываниями, мы были очевидцами. Поэтому думаю что в данной ситуации нас, точнее, не у нас, а по отношению к России, выбрано из двух зол меньшее. Вот так» – заключил Борис Грызлов.

 

Выпускники педвузов не хотят идти в школу

В настоящее время число вузов и их филиалов, ведущих подготовку педагогических кадров, составляет более 280. Из них собственно педагогических университетов 42, и институтов – 29, включая 2 профессионально-педагогических , 3 лингвистических. Кроме того, подготовку педагогических кадров осуществляют около трехсот педагогических училищ и колледжей. В целом по России показатель трудоустройства выпускников в школах, прошедших подготовку в федеральных государственных вузах РФ по очной форме обучения, составил 37,4% в 2006 году и 25,8% в 2008 году.

Об этом сообщается в итоговом документе круглого стола «О развитии педагогического образования», который провел в четверг думский комитет по образованию.

Из представленных данных делается вывод о низкой эффективности педагогических кадров. В связи с этим в ряде субъектов федерации (Кемеровская и Тамбовская области, Москва и Московская область, Ставропольский и Пермский край) созданы региональные вузы, реализующие педагогические направления полготовки и специальности, трудоустройство выпускников которых достигает 70%. Дефицит педагогических кадров компенсируется за счет выпускников педагогических колледжей, показатель трудоустройства по которым составляет около 80%.

В рекомендациях круглого стола правительству предлагается разработать предложения и определить конкретные меры по модернизации и дальнейшему развитию системы квалификации, профессиональной переподготовки и аттестации педагогических кадров включая введение годичной практической стажировки в общеобразовательной школе выпускников учреждений среднего и высшего профессионального педагогического образования.

С основным докладом на круглом столе выступил зампред комитета по образованию Олег Смолин (КПРФ). Он отметил падение уровня образования, сославшись на то, что значительная часть опрошенных готова согласиться с тем, что Солнце является спутником Земли и что если радиоактивное молоко прокипятить, то можно избавиться от радиоактивности. По словам докладчика, статус педагога в международных компаративистских исследованиях оценивается как отношение средней зарплаты к доле ВВП, он составляет в индустриально развитых странах 1,37, в развивающихся странах 2,66, в нашей стране 0,64. В России отношение зарплаты учителя к средней зарплате в промышленности постоянно падает. В своем докладе О.Смолин привел данные опроса Левада-центра, согласно которым положительно ответили на вопрос о том, что образование в России стало лучше: в 2000 году – 23% опрошенных, в 2006 – 18%; что стало хуже – соответственно 33 и 43%. «Нет и скорее нет» отметили 48% опрошенных в ответ на вопрос, удовлетворены ли они российским образованием.

Открыла обсуждение на круглом столе вице-спикер Светлана Журова. Нам нельзя забывать, считает она, что сейчас надо использовать все возможности, чтобы учитель разговаривал с учениками, чтобы он был услышан учениками.

 

92985-5

Самое страшное для бизнеса – когда за свой труд еще и бьют – депутат Груздев

Объявить до 1 января 2011 года мораторий на досудебный арест по экономическим преступлениям малых и средних предпринимателей предлагают депутаты думской фракции «Единая Россия» Владимир Мединский и Владимир Груздев.

Сегодня на пресс-конференции в Думе депутаты сообщили журналистам, что они внесли поправки ко второму чтению законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности». Документ весен 14.08.2008 правительством, он рассмотрен в первом чтении 19 сентября. Согласно поправке В.Мединского, В.Груздева, М.Гришанкова, В.Головнева, Ю.Медведева, А.Когана, предлагается сократить налоговые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства.

На пресс-конференции В.Груздев сообщил, что 1,2 млн уголовных дел в отношении предпринимателей, которые попадают в суды, оправдательные приговоры выносятся по 9,8 тыс дел. Согласно печальной статистике, полмиллиона предпринимателей. оказавшихся под судом, через полтора года выпускают. Под проверки попадает и крупный бизнес, но мелкий и средний хуже защищен. При этом проверяющий очень редко преследует цель нормальной проверки, обычно мотивация другая. В.Груздев рассчитывает, что закон будет принят уже в этом году. Но при этом он согласился с журналистом, отвечая на вопрос о тенденции отъема и передела собственности, усилившейся в связи с турбуленцией на рынке. По словам депутата, бизнес – это курица, которая несет золотые яйца, но ведь ее можно и убить. «Самое страшное для человека, когда за свой труд еще и бьют» – сказал депутат. Он намерен сделать так, чтоб человек был уверен, что государство его защищает, а не обирает. У нас в настоящее время самый либеральный Уголовный кодекс, но правоприменительная практика сложилась по другому. В итоге проверок сводят личные счеты, получают деньги с предпринимателей и судья не несет никакой ответственности за арест, хотя фигуранты экономических дел не несут опасности для общества.

В.Мединский со своей стороны отметил сокращения кадров, поскольку такое количество брокеров и аналитиков не требуется. Эти «белые воротнички» после увольнения из офисов будут искать себе другую работу. По мнению депутата, государство должно дать сигнал бизнесу, что он защищен и человек может открыть свое дело.

 

Геннадий Гудков намерен законом разрушить властные крыши коррупционеров

Замруководителя думской фракции «Справедливая Россия» Геннадий Гудков считает, что представители власти зачастую являются пособниками преступных группировок, которые пытаются найти покровителей во власти.

Об этом депутат сказал в интервью нашему корреспонденту в связи с рассмотрением в Госдуме законопроектов по противодействию коррупции.

«К сожалению, часть представителей власти фактически являются пособниками преступных группировок, получают деньги за это, получают доли, проценты. Понятно, что они оформляют и переоформляют на своих ближних и дальних родственников. Естественно, таким образом мы получаем сращивание преступности с определенными людьми во власти. Это очень опасное явление, поскольку оно угрожает политической системе российского государства. Мы же не можем жить по преступным законам. Поэтому сегодня задача, как я говорил, не вошли пособники в понятие коррупционного механизма. Надо проработать эту тему отдельно, потому что действительно любая коррупция опирается не только на должностных лиц, но и тех посредников, те элементы, которые организуют весь этот криминальный процесс – которые носят взятки, которые предлагают схемы, регистрируют компании для коррупционной деятельности, и т.д., и т.п. Поэтому действительно надо расширять понятие на участников коррупционных сделок. Будем за это бороться» – обещал Г.Гудков.

Депутат не согласился с журналистом в том, что в закон о противодействии коррупции не может быть внесена норма о преступном сообществе во власти.

«Сначала закон принимается в первом чтении. Для того, чтобы его править, а его нужно очень серьезно править на мой взгляд, законопроект должен быть принят в первом чтении. Поэтому в любом случае законопроект в первом чтении надо принимать. Мы будем рекомендовать в проект постановления внести важные моменты для дальнейшей работы, я считаю, что это расширение состава родственников. Это очень важно. Надо будет дописывать и прописывать необходимость восстановления парламентского контроля, особенно в связи с вчерашним выступлением президента. Я горжусь тем, что мы причастны к этому пассажу в Послании президента, поскольку действительно были проведены консультации с его помощниками. Я очень рад, что президент услышал нас. Поэтому будем дорабатывать этот закон» – обещал депутат.

Отвечая на вопрос о том, что саму «священную корову» коррупции авторы законопроекта резать не собираются, Г.Гудков сказал, что оставить ее хотят пять-шесть миллионов чиновников во власти, и обещал бороться.

«Я думаю, что этого хотят как минимум пять-шесть миллионов человек, которые не люди с улицы, а весьма влиятельны, с деньгами. Поэтому, ну что ж, будем бороться, да, а как вы думаете» – подчеркнул Геннадий Гудков.

В своем комментарии журналистам он сказал, что смена власти – это абсолютно необходимый процесс, потому что Советский Союз рухнул не из-за падения цен на нефть, а из-за отсутствия сменяемости власти, потому что была одна несменяемая партия. Депутат полагает, что и после увеличения президентского срока Путин не придет на пост президента, он имел все возможности для того, чтобы остаться, и Госдума и Совет Федерации проголосовали бы за третий срок.

 

Внесены законопроекты

 

120613-5

Парламентарий придумал «социальные гостиницы» для сирот

Сенатор А.Л.Хазин предлагает установить, что в случае невозможности обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилой площадью, органы исполнительной власти по месту жительства обязаны предоставить им отдельную комнату в социальной гостинице или арендовать отдельную квартиру не ниже установленных социальных норм для их временного проживания вплоть до обеспечения их жилой площадью.

С целью реализации указанной нормы сенатор внес в Госдуму законопроект «О внесении дополнений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В пояснительной записке А.Хазин указал, что законопроект подготовлен для обеспечения дополнительных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по получению ими вне очереди жилой площади (в том числе для временного проживания) не ниже установленных социальных норм.

Законопроект вводит понятие «социальной гостиницы» как специализированного социального учреждения для временного проживания выпускников учреждений для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

 

121515-5

Олимпстрой сможет не изымать землю, а просто использовать

В Госдуму перевнесен законопроект об установлении сервитутов (обременений) для строительства олимпийских объектов в Сочи.

Документ под названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления сервитутов для строительства и (или) эксплуатации отдельных объектов, необходимых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развития города Сочи как горноклиматического курорта» подписали депутаты О.Д.Валенчук, И.М.Гималетдинов, Н.А.Ермакова, Х.М.Салихов, А.И.Голушко.

Авторы законодательной инициативы предлагают установить такие особенности регулирования земельных отношений, которые вводят сервитуты в связи с организацией и проведением Олимпиады. Предусматривается возможность установления сервитутов в отношении земельных участков, используемых для размещения линий связи и электропередач, трубопроводов и других линейных сооружений, необходимых для проведения Олимпиады. При этом вводится возможность не только эксплуатации и ремонта существующих линейных объектов, но и возможность строительства новых на условиях сервитута.

Сервитут вводится также для других целей, установленных законопроектом.

Законопроект расширяет круг лиц, с которыми могут быть заключены соглашения об установлении сервитута. Заинтересованное лицо может требовать установление сервитута не только у собственника земельного участка, но и у лица, которому земельный участок предоставлен во владение или пользование.

По информации члена ответственного комитета по экономполитике и предпринимательству Натальи Ермаковой, размещаемые сооружения имеют государственное или муниципальное значение и поэтому собственник (землевладелец) или землепользователь земельного участка не вправе отказаться от заключения соглашения о сервитуте для строительства указанных сооружений, поскольку в случае отказа земельный участок у него может быть изъят.

Решение об установлении сервитута принимается администрацией Краснодарского края или администрацией муниципального образования «город-курорт Сочи». Данные решения являются основанием для заключения лицами, обеспечивающими строительство и (или) эксплуатацию олимпийских объектов, соглашений об установлении сервитутов собственниками обременяемых сервитутов земельных участков, их землепользователями или землевладельцами.

Авторы инициативы предусмотрели плату за сервитут, определен порядок государственной регистрации обремененных земельных участков с установлением сервитута.

Законопроектом также оргкомитет Олимпиады-2014, как работодатель, освобождается от обязанности получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Уточняются вопросы деятельности госкорпорации «Олимпстрой».

Предполагается, что установление сервитутов снизит число подлежащих изъятию земельных участков, существенно сэкономит бюджетные средства и понизит социальную напряженность, вызванную в среде собственников подготовкой Олимпиады.

Член комитета по экономполитике Олег Валенчук: «Действующий закон определяет порядок изъятия земельных участков в целях строительства олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам. При этом некоторые земельные участки (например, под линейными объектами) будут задействованы для государственных нужд лишь в какой-то их части, либо только на время строительства олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам. В таких случаях целесообразнее было бы не изымать земельные участки, а ограничиваться установлением сервитута. Подобное решение позволило бы существенно уменьшить число земельных участков, подлежащих изъятию, и тем самым значительно снизить социальную напряженность, а также сэкономить бюджетные средства, направляемые на выкуп изымаемой недвижимости и на переселение граждан с изымаемых земельных участков.

Однако в настоящее время в законодательстве РФ отсутствует четкое правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением сервитутов.

Законопроектом предусматривается возможность установления сервитутов в отношении земельных участков, используемых для размещения линий связи и электропередач, трубопроводов и других линейных сооружений. Вводится возможность не только эксплуатации и ремонта существующих линейных объектов, но и возможность строительства новых на условиях сервитута.

Законопроектом реализуется принцип наименьшего беспокойства лица, земельный участок которого обременен сервитутом, определяются порядок заключения соглашения об установлении сервитута, порядок внесения в него изменений, основания прекращения соглашения. Предусматривается плата за сервитут».

Напомним, что ранее подобная инициатива поступила от других депутатов.

 

Пресс-релизы

 

7 ноября Государственная Дума рассмотрит в первом чтении законопроект «О противодействии коррупции» и пакет антикоррупционных мер.

Вице-спикер Госдумы Надежда Герасимова: «Мне понравился основной посыл законопроекта – снять как можно больше ограничений для хозяйствующих структур со стороны государственной власти. Их уже задавили всевозможными проверками и контрольными мерами. В законопроекте предусматривается, что значительная часть полномочий и разрешительных функций в этой сфере переходит от чиновников в поле деятельности бизнеса, саморегулируемых организаций, гражданских институтов.

Но возникают у меня и определенные опасения. У нас есть много хороших и правильных законов, но посмотрите – как они исполняются. Все их трактуют по-разному. Поэтому создавая любой закон, надо предусмотреть – кто и как его будет исполнять.

Меня очень волнует та часть законопроекта, где говорится о том, что каждый государственный или муниципальный служащий, узнав, что его коллега или сосед имеет какое-то отношение к коррупционным действиям, должен официально уведомить об этом своего руководителя. По-русски это называется «настучать». Слова подобраны корректные – уведомить, предупредить, но суть от этого не меняется.

Ведь эта норма закона может впоследствии оказаться банальным инструментом для сведения счетов с неугодными людьми. Тем более, что нигде не оговорена мера ответственности человека заведомо оклеветавшего кого-то.

К сожалению, везде есть не просто нечистоплотные в нравственном отношении, но и не совсем здоровые люди. Нам придется расхлебывать подобного рода жалобы, 90 процентов из которых будут изначально лживые. Как этот механизм «предупреждения» и «уведомления» будет действовать – мне лично не совсем понятно».

 

6 ноября 2008 года в Государственной Думе состоялся «круглый стол» на тему:

«Законодательные аспекты подготовки и переподготовки кадров в сфере здравоохранения»

Председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Ольга Борзова в своем выступлении, в частности, отметила:

Кадровая ситуация в здравоохранении России достаточно напряженная. Ежегодно численность работающих врачей уменьшается на 0,1 – 0,2%, среднего медперсонала – до 1 %. Имеет место несоответствие общей численности медицинских работников и структуры кадров необходимым объемам деятельности, задачам и направлениям модернизации отрасли. Субъекты РФ, в которых планируется создать сеть центров высоких медицинских технологий и перинатальных центров, испытывают недостаток квалифицированных кадров, в том числе специалистов в сфере управления. Трудно заполняются вакансии медицинских работников на селе, где обеспеченность врачами почти в 5 раз, а медицинскими сестрами в 2 раза, ниже, чем в городе.

Медицинские и фармацевтические работники должны непрерывно повышать свою квалификацию. Это важнейшее условие их профессиональной деятельности. Ежегодно на циклах специализации и усовершенствования проходят обучение свыше 190 тысяч врачей и провизоров и более 300 тысяч специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

Дополнительно свыше 30 тысяч врачей прошли профессиональную переподготовку и курсы повышения квалификации в ходе реализации национального проекта «Здоровье» и около 700 тыс. медицинским работникам первичного звена повышена заработная плата, что способствовало усилению мотивация медицинских работников к качественному труду. Вследствие притока молодых специалистов снизился средний возраст медицинских работников первичного звена и уменьшился коэффициент совместительства.

В законе «О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.» на подготовку и переподготовку кадров в сфере здравоохранения в федеральных образовательных учреждениях Минздравсоцразвития РФ на 2009 г. выделено более 19 млрд. рублей. На дополнительную подготовку врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров на 2009 год предусмотрено 300 млн. рублей.

В последние годы разработан ряд предложений и дополнений в законодательство РФ, внесены изменения в нормативную базу образования. Однако еще остаются нерешенные вопросы.

Важный вопрос, который до сих пор не урегулирован, – это закрепление в профессии подготовленных медицинских работников. Одним из путей обеспечения врачебными кадрами учреждений здравоохранения является их целевая подготовка через формирование целевого заказа субъекта РФ с последующим заключением договоров, предусматривающих меры поддержки обучающихся студентов и молодых специалистов, что особенно важно для комплектования кадров на селе.

Требуется повысить качество послевузовского образования путем создания системы непрерывного образования, а также усиления эффективности циклов повышения квалификации и переподготовки медицинских работников всех уровней и категорий. Повышение профессионального уровня работников здравоохранения в системе дополнительного профессионального образования должно также основываться на совершенствовании государственных образовательных стандартов, сертификации и аттестации специалистов. По каждой специальности должны быть определены объемы необходимых знаний и практических навыков, использование которых позволит обеспечить внедрение современных медицинских технологий в лечебно-диагностический процесс.

С учетом изменившейся законодательной базы и требований времени необходимо внести изменения в ряд нормативных правовых актов, регламентирующих подготовку медицинских и фармацевтических кадров, порядок их допуска к работе по специальности. Отмечу, что такая работа ведется в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ.

Без решения кадровых проблем в здравоохранении нам не удастся эффективно решить задачу повышения доступности и качества медицинской помощи населению России.

 

Hosted by uCoz