14.11.08
Лев МОСКОВКИН
Интервью.
Вопросы
по поводу спешки с Конституцией, ответы от фонаря, который светит (отсебячина на отпрезидентщину)
Страна огромная – срока малы
Вице-спикер Вячеслав
Володин по собственной воле объясняет журналистам, как хорошо все будет от
поправок в Конституцию, и отвечает на утомительные вопросы Виктора Хамраева («Коммерсантъ»)
-
Правительство берет на себя дополнительные ответственные функции, когда нужно
отчитываться за принятые решения, а люди получают возможность через своих
представителей контролировать принятые решения исполнительной власти. Мы также
понимаем, что в течении четырех лет полномочий многие
вопросы не удается отследить, как они работают. Если посмотреть ключевые наши
решения в области местного самоуправления, только переходный период составляет
три года. Если говорить о реформе вооруженных сил, о реформе энергетики,
реформе железной дороги, создание корпораций всевозможных – это годы надо потратить чтобы выстроить работоспособную модель конкретного
направления. А значит, нужно смотреть и по срокам полномочий президента и
парламента. Если говорить о парламенте, здесь все понятно, фактически сейчас
вводя срок полномочий пять лет делаем аналогию с
региональными парламентами, потому что у нас большинство уже региональных
законодательных собраний имеет пятилетний срок работы. Говоря о президенте, это
не самый большой срок полномочий в мире, если брать Европу, есть и восемь лет
полномочий, семь лет достаточно распространенная норма начиная от Италии и
заканчивая той же Финляндией. Есть сроки полномочий пять лет, если брать
Францию. Хотя когда государство испытывало проблемы, они вводили семилетний
срок полномочий для де Голль,
затем, когда эти проблемы немножко разрядились, они ушли на пятилетний срок
полномочий. Мы принимаем решение по предложению Дмитрия Анатольевича шесть лет
полномочий президента. Это более оптимальный срок
полномочий для нашей страны. Страна огромная. Еще раз подчеркну, те решения,
которые принимает глава государства, а у нас президентская форма правления и
президент отвечает за все ключевые решения, поэтому крайне важно, чтобы решения
мог избранный президент проконтролировать. Безусловно, он должен также
проконтролировать, как работают эти решения в регионах. Срок полномочий глав
регионов пять лет. Поэтому назначив человека, он должен проконтролировать, как
он исполнил эти полномочия. Вообще говоря, решения, которые мы принимаем, они
сбалансированы. Они сбалансированы с одной стороны тем, что мы расширяем
полномочия гражданского общества. И не только гражданское общество получает
дополнительные возможности. Парламент получает контрольные функции. Органы
местного самоуправления получают также дополнительные полномочия. И параллельно
с этим увеличиваются сроки полномочий с тем, чтобы было можно эффективно
работать. Это как дом: должен быть хороший фундамент. Если только этот
фундамент не создастся, а сейчас только закладываются основы фундамента, то
потом и дом не будет устойчиво стоять. Поэтому фундамент, предложенный Дмитрием
Анатольевичем, он оптимален, он должен помочь государству в решении ключевых
проблем. Мы должны стать конкурентоспособными, мы должны противостоять тем
проблемам, которые возникают в мире, и если брать вот все эти предложения в
комплексе, они очень серьезно модернизируют нашу политическую систему, делая ее
более эффективной.
- Скажите
пожалуйста, как увеличение срока полномочий повышает запас прочности
политической системы? Как это?
-
Вы знаете, каждый видит в решении о большем сроке полномочий что-то свое. Мы в
первую очередь считаем, что это возможность реализации того человека, который
работает в парламенте – пятилетний срок, это возможности, которые появляются
дополнительно у главы государства, так как срок полномочий будет не четыре
года, а шесть лет. Но самое главное, это возможность у общества: общество,
избрав человека, сможет с этого человека спросить, потому что он будет отвечать
за начатое, за то, что он начинает. Начата реформа Вооруженных сил – мы можем
посмотреть однозначно в динамике, чем это закончится, и потом оценить человека.
Если мы говорим о местном самоуправлении, переходный период только три года, а
дальше уже нужно посмотреть как вообще будет
законодательство работать. Если брать налоговое законодательство – два года
реализация закона, за год принимается, год работает налог, а потом анализ
проводится. Поэтому для России крайне важно, чтобы политическая система была
эффективной. И сегодня, когда принимаются эти решения, нужно исходить из того,
что мы берем все самое лучшее у других стран, мы смотрим свой опыт и исходим из
того, что принятием этих решений больше проблем сможет власть решить человека
конкретного. Если брать другие страны, допустим, в той же Америке четыре года
срок полномочий, но у нас в стране каждый человек избирает президента, приходя
на избирательный участок. А в тех же Штатах выборщики голосуют – 538 человек.
По телевизору показывают, как будто там вся страна голосует там, на собрания
ходят. Но право голоса у 538-ми человек существует. А все остальные, извините,
не участвуют в этом процессе. Поэтому когда мы говорим
целиком о политической системе, нужно ее рассматривать в комплексе. Дмитрий Анатольевич, внося предложения, он же не только предлагает
увеличить сроки полномочий, он предлагает дополнительные полномочия передать
парламенту, он предлагает поставить под контроль обществу исполнительную
власть, он предлагает увеличить контрольные полномочия органам местного
самоуправления, именно представительным органам местного самоуправления, он
предлагает наделить дополнительными полномочиями и возможностями, самое
главное, маленькие партии, небольшие, которые не проходят семипроцентный
барьер. Все эти законы еще не поступили, но мы намерены работать очень
активно с ними и вносить дополнения в это законодательство. Эти вопросы мы на
встрече с нашим президентом обсуждали. Когда он встречался с представителями
партий. Поэтому мы считаем, что уже измененная политическая система, она будет
более эффективна для нашей страны.
- Зачем такая спешка с
удлинением сроков?
-
Все то, что Дмитрий Анатольевич предложил, опирается на
сделанное Владимиром Владимировичем. И за тот период времени восьмилетний,
срока двух полномочий, когда работал Владимир Владимирович, политическая
система совершенствовалась и возможности получили
партии избираться в Государственную Думу, общественные организации представлены
сегодня в Общественной палате. Сейчас новый этап.
- Но все продолжается?!
-
И все продолжается
- Хорошо, остается восемь
лет. Ушел этот человек с поста, но есть партия, она опять выдвигает своего
кандидата, он побеждает на выборах и все продолжается еще восемь лет. Зачем
удлинять до двенадцати?
-
Значит, срок полномочий, который избирается на один срок, – четыре года – очень
маленький. Если брать мировой опыт, просто уже как юрист тебе говорю, задаю
встречный вопрос: где четыре года срок полномочий президента, где?
- В Штатах.
-
В Штатах там другая совершенно модель, там модель выборщиков. Народ напрямую не
избирает президента. Нам это не подходит. Там у них модель, кстати, когда
президент он же премьер, это другая модель власти. У них двухпартийная система.
Ребята, у них двухпартийная система.
- А что?
-
Нет, не что, а то, что у них гражданское общество представлено во власти только
через две партии. Это разные вещи, у них другая демократия. А во Франции – пять
лет.
- Хорошо, но президент не
имеет права распускать парламент.
-
Что дальше?
- Понимаете, я говорю:
зачем удлинять, когда и так все можно сделать?
-
Почему? Мы-то говорим об одном сроке полномочий, а вы сразу говорите – а два? А
на второй срок не факт, что будет тот же президент.
- Хорошо, пусть будет не
тот же.
... (говорят одновременно, перебивая и не
слушая друг друга)
- Вы говорите – должны
работать институты, а цепляетесь за личность.
-
Ребята, ничего подобного.
- Хорошо,..
-
Подождите.
- Вы говорите – партии
надо укреплять, и тогда любой желающий стать президентом будет искать поддержки
партии, а не в кланах...
-
Не надо. Значит, первое: партия – это структура, которая формирует
законодательную власть и сегодня имеет право вносить предложения на должности
глав государств. Если говорить об институте президентства, а у нас с вами форма
правления президентская, это другой институт. Вы берете и накладываете одно на
другое.
- А, вы защищаете беспартийного,
который хочет стать президентом?
- Слушай, я тебя умоляю!
Значит, речь еще идет... Нет, я тебе опять говорю, значит, речь идет о том, что
человек, избравшись на должность президента, должен иметь
возможность реализовать начатое.
- Ну?
-
В течение четырехлетнего этапа...
- Может не хватить? Вот
есть Стратегия-2020 – это надо двенадцать лет.
-
А мы говорим – оптимально... Вот ты знаешь, вот опять у тебя идет, будем
говорить так, осебячина. Я тебе опять говорю как
специалист. Мы берем мировую практику. Есть четыре года – Штаты – у них другая
модель. Есть Франция, у них пять лет. Есть Италия, у них семь лет. Есть
Финляндия, у них семь лет. Есть Египет, у них восемь лет. Это президентский
срок полномочий. Есть Бразилия, у них семь лет. Коллеги, исходя из этого, мы
будем совершенствовать свою систему?
- Длительность сроков
увязывается со всеми другими положениями?..
-
А со всеми другими положениями нам надо давно было увеличить длительность
сроков, потому что у нас с вами в отличие от американцев многопартийная
система. А вы с двухпартийной системой.
- У них тоже
многопартийная система.
-
У нас с вами есть исполнительная, есть законодательная власть и они все
разделены, а у американцев объединение двух властей.
- У них тоже.
-
Да ладно, где же?! Президент – он же глава исполнительной власти. О чем ты
говоришь, и он же представитель одной из правящих партий.
- Правильно, когда
выбирают президента, выбирают исполнительную власть.
-
Ничего подобного. Приходи ко мне на лекцию, я тебе расскажу. Поэтому, я тебе
еще раз говорю, система государственного устройства, так она не решается.
Просто не решается.
- Тем более нельзя
править один пункт в Конституции, который сбалансирован с другими...
-
С какими он сбалансирован, с какими?
- Со всеми остальными, с
полномочиями парламента, полномочиями региональной власти.
-
А, ну понятно, то вы критиковали Конституцию, теперь
когда начали вносить поправки, вы говорите – она замечательная, не надо.
- Но она и так была
скособочена в президентскую сторону, вы эту сторону усиливаете.
-
Ребята, ребята, нельзя. Надо исходить из интересов страны. Интересов страны. Не
партий, не личности, а интересов страны. Страна должна быть конкурентоспособна
с другими.
- Поэтому надо мобилизовать?
-
Мобилизоваться надо. Нам с тобой – обязательно.
- Хи...
- Спасибо.