27.11.08
Лев МОСКОВКИН
Книга в
Москве
Найди свой каррас
В России
создана, издана и вышла на мировой простор удивительная книга. Мне особенно
приятно то, что ее автор реализовал мою мечту, создав прецедент copyleft – свободного обмена того, что обманчиво считается
интеллектуальной собственностью.
«Экономика символического обмена» завкафедрой
прагматики культуры ГУ ВШЭ
Александра Долгина посвящена фундаментальному обоснованию идеи, закрепленной на
Западе формулой «Лицензия Creative Commons» и пока не получившей устойчивого названия. Что не
помешало ее практически реализовать в форме первого в мире мультикультурного
рекомендательного сервиса Имхонет.
На лекции в элитарном столичном клубе Bilingua в Кривоколенном автор наиболее часто употреблял двусловье «дешевый разговор». Имеется в виду пример того, о чем говорил журналистам после погрома на Манежной 09.06.02 экс-начальник ЦНИИ МВД, депутат Александр Гуров: иногда ищущей приключений группе подростков достаточно крикнуть нечто завлекательное вроде «А пошли в бассейн купаться!», чтобы перенаправить заряд толпы и тем нейтрализовать негатив. Погромщики вряд ли пошли бы в бассейн, их обычно купают из водометов принудительно, но идея понятна. Избыток свободы играет свою отрицательную роль, о чем много говорил на лекции А.Долгин. Развитие «экономики желаний» превращает человека в «коллекционера» очень важных, очень нужных побрякушек.
Прежде это считалось сумасшествием или стяжательством,
теперь – шопинг. Почему отдыхать надо обязательно в Куршевеле,
а по Москве ездить в «хаммере», на худой конец – в
джипе «чероки»? Что, одни монстры вокруг?
Александр Долгин толково объяснил, что людям для
счастья нужны не приобретения, а люди, указав причину. Она естественно в нас
самих. Каждому человеку нужна своя компания. Свой клуб, куда он ходит. Для
вхождения в клуб он оденется, как тут принято, но что-то нацепит для
индивидуализации. Понятно, что на рыбалку он пойдет в другой одежде и с другими
людьми. Желательно и работать в «своей» компании, но с этим у людей давно
проблемы. Из-за невозможности отсечь нежелательных людей в оплаченной
деятельности почти любой человек рискует превратиться в истерика-манипулятора.
Это я уже от себя пишу. Долгин так
не говорил, чтобы по возможности избежать негатива. Но в принципе причину
мирового кризиса он представил. На фоне эпидемии тревожности его идеи какие-то
убаюкивающие. Главное, что определенные вещи или услуги человеку нужны, чтоб
найти свой круг (каррас, описанный Куртом Воннегутом в романе «Колыбель для кошки») – людей,
которые по душе, и отсечь тех, кто наоборот. Получить «фотографию» своего
внутреннего мира. Т.е. построить свой образ в наборе желаний и
предпочтений из вещей и людей. А то увидишь женщину – чудо, поговоришь –
засомневаешься, – столкнешься в общих интересах – чур
меня, сатана! Истеричность и манипулирование – как терроризм: лечится только
отсутствием внимания.
Изданная в России до эскалации мирового кризиса книга
в одночасье стала суперактуальной. Сейчас ее
выпускает Springer, причем впервые в своей
практике под лицензией Creative Commons.
Одна из центральных проблем исследования Долгина –
вопрос об ограниченной работоспособности денег в культуре. О том же в отношении
всех нематериальных активов говорит непонятый депутат Иван Грачев. Свой вывод
он делает из математического моделирования реальной ситуации в экономике,
будучи физиком, а не экономистом. Александр Долгин
прежде всего прагматик, он вводит в обращение новую категорию: качественное
личностное время человека – понятие, позволяющее отстроить подсчет результата в
культуре более адекватно, чем кассовые сборы, которыми оперирует «рынок». В
книге спроектирован социальный институт потребительской экспертизы культурных
благ, основанный на коллаборативной фильтрации. Или
другими словами, на коллективной потребительской сертификации качества. Именно
эта идея стала основой создания Имхонета.
В книге Александра Долгина представлены пласты
«неканонического» материала, который не желает видеть наука в лице остепененных
ученых: полулегальные файлообменные сети, позволяющие
бесплатно скачивать музыку и видео в интернете, распродажи модной одежды,
парадокс равных цен на культурные товары разного качества, роль пиратов и
спекулянтов. Описание серой экономики позволяют увидеть, как на самом деле
действует рынок и показать, почему он навязывает человеку ненужное и вредное,
скрывая полезное и остро необходимое. Когда об этом на примерах из жизни
написал Фредерик Бегбедер, ему потребовалось порвать
с рекламным бизнесом.
Жаль, что исследование Долгина запоздало. Но до
развития кризиса он вряд ли был понят, хотя текущий вариант безумия развивается
в мире минимум полвека. С развалом СССР доллары и спекуляции, в т.ч. спекуляции
на авторском праве, обрушили и на нас. Между тем в нашей стране
структурирование общества по признакам культурных ценностей традиционно было
сильно выражено, слишком много у нас вытесненных из жизни. У нас
катапультированных с работы можно набрать на новое радио для интеллектуалов – РСН. Компании типа НИИЧАВО из «Понедельник начинается в
субботу» Стругацких для нашей страны явление характерное.
В России всегда найдется человек на уникальную роль и
весьма часто он же эту роль и создает. Примерам нет числа. Так получилось с
Белинским. Задолго до того, как ввели в оборот слово «интеллигенция» – с
великим математиком, русским швейцарцем Леонардом Эйлером. Таких было много в
эволюционной генетике, широко известен только ошельмованный Тимофеев-Ресовский.
Аналогичный вариант представлен в своем роде фигурой Александра Долгина, причем
вариант наиболее любопытный логической самозамкнутостью.
Он точно знает, что интеллектуальную собственность можно присвоить, но нельзя
защитить. И предлагает противоядие от этого зла. Получилось лекарство от кризиса.
Оно уже есть, но пока где-то в стадии клинических испытаний на добровольцах.
Успеют ли люди им воспользоваться?