27.11.08 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Найди свой каррас

В России создана, издана и вышла на мировой простор удивительная книга. Мне особенно приятно то, что ее автор реализовал мою мечту, создав прецедент copyleft – свободного обмена того, что обманчиво считается интеллектуальной собственностью.

«Экономика символического обмена» завкафедрой прагматики культуры ГУ ВШЭ Александра Долгина посвящена фундаментальному обоснованию идеи, закрепленной на Западе формулой «Лицензия Creative Commons» и пока не получившей устойчивого названия. Что не помешало ее практически реализовать в форме первого в мире мультикультурного рекомендательного сервиса Имхонет.

На лекции в элитарном столичном клубе Bilingua в Кривоколенном автор наиболее часто употреблял двусловье «дешевый разговор». Имеется в виду пример того, о чем говорил журналистам после погрома на Манежной 09.06.02 экс-начальник ЦНИИ МВД, депутат Александр Гуров: иногда ищущей приключений группе подростков достаточно крикнуть нечто завлекательное вроде «А пошли в бассейн купаться!», чтобы перенаправить заряд толпы и тем нейтрализовать негатив. Погромщики вряд ли пошли бы в бассейн, их обычно купают из водометов принудительно, но идея понятна. Избыток свободы играет свою отрицательную роль, о чем много говорил на лекции А.Долгин. Развитие «экономики желаний» превращает человека в «коллекционера» очень важных, очень нужных побрякушек.

Прежде это считалось сумасшествием или стяжательством, теперь – шопинг. Почему отдыхать надо обязательно в Куршевеле, а по Москве ездить в «хаммере», на худой конец – в джипе «чероки»? Что, одни монстры вокруг?

Александр Долгин толково объяснил, что людям для счастья нужны не приобретения, а люди, указав причину. Она естественно в нас самих. Каждому человеку нужна своя компания. Свой клуб, куда он ходит. Для вхождения в клуб он оденется, как тут принято, но что-то нацепит для индивидуализации. Понятно, что на рыбалку он пойдет в другой одежде и с другими людьми. Желательно и работать в «своей» компании, но с этим у людей давно проблемы. Из-за невозможности отсечь нежелательных людей в оплаченной деятельности почти любой человек рискует превратиться в истерика-манипулятора.

Это я уже от себя пишу. Долгин так не говорил, чтобы по возможности избежать негатива. Но в принципе причину мирового кризиса он представил. На фоне эпидемии тревожности его идеи какие-то убаюкивающие. Главное, что определенные вещи или услуги человеку нужны, чтоб найти свой круг (каррас, описанный Куртом Воннегутом в романе «Колыбель для кошки») – людей, которые по душе, и отсечь тех, кто наоборот. Получить «фотографию» своего внутреннего мира. Т.е. построить свой образ в наборе желаний и предпочтений из вещей и людей. А то увидишь женщину – чудо, поговоришь – засомневаешься, – столкнешься в общих интересах – чур меня, сатана! Истеричность и манипулирование – как терроризм: лечится только отсутствием внимания.

Изданная в России до эскалации мирового кризиса книга в одночасье стала суперактуальной. Сейчас ее выпускает Springer, причем впервые в своей практике под лицензией Creative Commons.

Одна из центральных проблем исследования Долгина – вопрос об ограниченной работоспособности денег в культуре. О том же в отношении всех нематериальных активов говорит непонятый депутат Иван Грачев. Свой вывод он делает из математического моделирования реальной ситуации в экономике, будучи физиком, а не экономистом. Александр Долгин прежде всего прагматик, он вводит в обращение новую категорию: качественное личностное время человека – понятие, позволяющее отстроить подсчет результата в культуре более адекватно, чем кассовые сборы, которыми оперирует «рынок». В книге спроектирован социальный институт потребительской экспертизы культурных благ, основанный на коллаборативной фильтрации. Или другими словами, на коллективной потребительской сертификации качества. Именно эта идея стала основой создания Имхонета.

В книге Александра Долгина представлены пласты «неканонического» материала, который не желает видеть наука в лице остепененных ученых: полулегальные файлообменные сети, позволяющие бесплатно скачивать музыку и видео в интернете, распродажи модной одежды, парадокс равных цен на культурные товары разного качества, роль пиратов и спекулянтов. Описание серой экономики позволяют увидеть, как на самом деле действует рынок и показать, почему он навязывает человеку ненужное и вредное, скрывая полезное и остро необходимое. Когда об этом на примерах из жизни написал Фредерик Бегбедер, ему потребовалось порвать с рекламным бизнесом.

Жаль, что исследование Долгина запоздало. Но до развития кризиса он вряд ли был понят, хотя текущий вариант безумия развивается в мире минимум полвека. С развалом СССР доллары и спекуляции, в т.ч. спекуляции на авторском праве, обрушили и на нас. Между тем в нашей стране структурирование общества по признакам культурных ценностей традиционно было сильно выражено, слишком много у нас вытесненных из жизни. У нас катапультированных с работы можно набрать на новое радио для интеллектуалов – РСН. Компании типа НИИЧАВО из «Понедельник начинается в субботу» Стругацких для нашей страны явление характерное.

В России всегда найдется человек на уникальную роль и весьма часто он же эту роль и создает. Примерам нет числа. Так получилось с Белинским. Задолго до того, как ввели в оборот слово «интеллигенция» – с великим математиком, русским швейцарцем Леонардом Эйлером. Таких было много в эволюционной генетике, широко известен только ошельмованный Тимофеев-Ресовский. Аналогичный вариант представлен в своем роде фигурой Александра Долгина, причем вариант наиболее любопытный логической самозамкнутостью. Он точно знает, что интеллектуальную собственность можно присвоить, но нельзя защитить. И предлагает противоядие от этого зла. Получилось лекарство от кризиса. Оно уже есть, но пока где-то в стадии клинических испытаний на добровольцах.

Успеют ли люди им воспользоваться?

Hosted by uCoz