30.11.08
Лев МОСКОВКИН
Книга в
Москве
Кому и
зачем нужно отрицать Холокост?
Так получилось, что на рецензию попалась книга Олега Платонова с
отрицанием Холокоста и одновременно сборник материалов с отрицанием этого
отрицания, составленный Альфредом Кохом и Павлом Поляном (Отрицание отрицания,
или Битва под Аушвицем: Дебаты о
демографии и геополитике Холокоста. – М.: Три квадрата, 2008.
– 388 с., тир. 1 тыс. экз.).
Мне
приходилось слышать от самих евреев слова о том, что Холокост был только у
евреев. В шутке как всегда лишь доля шутки. Национальная ментальность древнего
народа приводит на ум иные слова в оценке общей беды человечества, чем,
например, русская. Разница отражена в романе Анатолия Рыбакова «Тяжелый песок»
и это не забудется. Холокост означает «всесожжение». Слово это нееврейское, как
и «синагога». В своей среде евреи предпочитают говорить Шоа
– катастрофа.
Дело в
том, что евреи первыми и почти сразу поставили вопрос об ответственности
Германии перед жертвами. Логическая нить потянулась дальше – в Швейцарию, где
остались деньги жертв. Нелишне напомнить, что решение еврейского вопроса для
фашистской Германии было гигантским PR-проектом,
как теперь можно сказать. Он позволил решить ряд задач находившейся в жестоком
кризисе страны. В частности, финансирования будущей войны, для чего была
проведена операция «Хрустальной ночи». После войны добились выплаты пенсий, от
которых в пользу ГДР за всех советских евреев отказался Сталин. Бежавшему из
Франкфурта-на-Майне позже отца и потому не в Москву, как дед настаивал, а в
Лондон, дяде Рафаилу платили пенсию из ФРГ, причем он ее не добивался – его
нашли.
Сталину же
нужно было осудить фашизм как таковой, его проектом был Нюрнбергский процесс.
Проект реализовался блестяще благодаря грамотно проведенной подготовке
общественного мнения, чтобы заставить людей слышать о том, чего они
предпочитали не знать. В данном случае о концлагерях. Для их описания Сталину
потребовался гений Ильи Эренбурга.
Когда же способность
евреев добиваться очевидного вызвала ревность Жириновского, по происхождению
юриста, у этого сильного в общем-то адвоката получился
пшик и его в очередной раз подняли на смех. Никто не понял идеи взять и
переписать, как плохо живется русским, заменив по тексту «евреи» на «русские».
Докторскую диссертацию в форме прекрасно и правильно написанного научного
доклада фактически защитила отвязанная охрана Жириновского, не пустив в зал
лишних оппонентов.
Так что не
все так просто, из исторической песни слова не выкинешь, но мелодию можно
нещадно переврать.
В
собственной статье о демографии и статистике Холокоста составитель сборника
Павел Полян констатирует: «Что ж, палачи вынудили нас ориентироваться на иные –
не собственные – представления о евреях, на свои понятия о том, кому быть и
кому не быть их жертвами: да, увы, они их нам навязали, и от этого уже никуда
не деться!»
Древний народ выжил, но исчезла идиш-цивилизация, которую в пику
сионизму одно время поддерживал Сталин. Чтобы представить, что и
насколько изменилось, достаточно заглянуть в мемориальную синагогу на Поклонной
горе, построенную по инициативе Владимира Гусинского. Там в подвале наш
единственный музей Холокоста, а на высшем этаже собраны материалы о
дореволюционном еврействе.
ВВЖ прав в том, что русских погибло больше, но доля
выживших евреев достаточно мала, чтобы гибель, как и положено в эволюционной
генетике, привела к динамической перестройке нации.
Я
специально пишу здесь то, что вызывает раздражение у обеих сторон спора про
Холокост. Спор инициирован негодными, но верными средствами и идет он в
параллельных плоскостях. Спорщикам одинаково нужно привлечение внимания, только
в разных сферах. Обе стороны извлекают из этого свои дивиденды и некоторые
сделали, грубо говоря, спор профессией. Для профессиональных антисемитов вроде экс-депутата, сталиниста Василия
Шандыбина или сенатора Николая Кондратенко евреи – дойная корова. Привлечь
внимание известного раввина и вступить с ним в диалог для публичного антисемита
является большой удачей.
С другой
стороны, для авторов «отрицания отрицания»
нет вопроса в том, надо ли вообще создавать базу для усиления публичности
антисемитов, затевать судебные процессы, добиваться закрытия их газет. В
приложениях сборника приведен большой список трудов отрицателей Холокоста.
И все же
сборник Коха и Поляна – нечто достаточно нетрадиционное. В его статьях приведен
огромный объем данных по новейшей истории еврейства, ее самой может быть
тяжелой и трагической страницы. Указано, что наиболее обоснованная на сегодня
оценка общего числа жертв Холокоста – 5748 тыс человек. Достаточно подробно анализируется
проблема еврейской идентичности, теоретическая и практическая. Для палачей, это правда, тут особой проблемы не было, хотя выявленные
Фондом Спилберга закономерности несколько неожиданны для восприятия и об этом я
в сборнике упоминания не нашел.
Критиковать
труд авторов сборника бессмысленно потому, что это уже сделал сам составитель
Альфред Кох. В своем послесловии он признается, что потрясен бедностью
аргументации обеих сторон спора о Холокосте. «Они фактически толкутся
на одном и том же статистико-демографическом материале и занимаются
интерпретацией чисел. Это прямо каббала какая-то» – написал Кох, завершая
словами о том, что исследования продолжается.
Кох –
фигура неоднозначная для России, хотя и не в такой степени, как Чубайс. Но мне
не хочется об этом думать, когда я читаю написанное
им. Без этого история Холокоста была неполна. Но это мое мнение, потому что
издать такой текст может только очень смелый человек. Для него Иисус – реальная
фигура. Он был плотником, как и его отчим, и распяли его на кресте из кипариса
и палисандра. Кох вполне убедительно рисует картину будущей Палестины, если из
нее опять изгонят евреев. Как-то за публикацию наших представлений о палестинских
арабах был изгнан редактор Международной еврейской газеты. К сожалению, весь
этот кавардак на публичном поле скрывает современные проблемы того же Израиля,
который никак не может выйти из перманентного кризиса власти, избавиться от
коррупции и сделать страну привлекательной для деятельной и талантливой
иммиграции. Как и разжигание ненависти с претензиями Москве по Голодомору нужны
Киеву, чтоб за газ не платить и отвести внимание от того, что в отличие от
Израиля, Украина не состоялась в собственной государственности. Только говорить
об этом нельзя.
Правда –
она опасна и вообще мало кому нужна. Мне, например. Так что я лично благодарен
издателям и составителям «Отрицания отрицания». А что
касается еврейской идентичности, то по себе знаю: если люди считают тебя
«другим», не спорь, пусть даже мама русская. «Ивриим»
– это «другой», «заречный».