13.12.08 Лев МОСКОВКИН
Школа и музыка
Откуда берутся такие
дети?
Жизнь за концерт: быт –
ничто, сцена – все
Столичный департамент
культуры провел в субботу 13 декабря педагогические чтения для работников
детских музыкальных школ, художественных школ и школ искусств города Москвы.
Гостей
со всей Москвы, также Тулы, Новомосковска, Ивановской области – музыкальных
педагогов – принимала Детская музыкальная школа им. В.В.Андреева на Живописной
ул. Преподаватели фортепьяно Елена Владимировна Безрукова и Вероника Валерьевна
Лоренц представили программу «Детская школа искусств как особая система
развития творческих способностей детей на музыку композитора Георгия
Михайловича Балаева.
Воспитанники ДМШ им.
И.С.Козловского подготовили и представили коллективную работу – концертную
программу «Значение камерно-музыкального музицирования для развития
исполнительских навыков и расширения музыкального кругозора учащихся в классе
общего фортепиано».
Как сообщила директор ДМШ
им. В.В.Андреева Татьяна Дмитриевна Симонова, педагогические чтения проходят
раз в четыре года.
Концертный зал ДМШ им.
В.В.Андреева был полон, стояли даже в дверях. Получился настоящий серьезный
концерт. Впечатление осталось такое, будто попадаешь в особый, необычный мир,
где те же, вполне обычные вроде бы дети, выступают со сцены в полной гармонии с
замыслом композитора, друг с другом и с залом. Кроме того, это просто красиво –
пластика рук над клавишами рояля. Конечно, педагог замечает недочеты, но дети
исполнили задуманное весьма старательно. Раскрытию темы каждого произведения и
замысла в целом помогали комментарии, представленные В.В.Лоренц.
...Композитор Георгий
Балаев написал музыку к 15-ти фильмам, под его музыкальные заставки для радио
просыпались жители Ленинграда, Киева, Ташкента. Его «Зимний вальс» открывал
«Голубой огонек» на телеэкране. Из 300 увертюр и 400 песен Балаева 150 внесены в Золотой фонд Гостелерадио. До войны закончил ростовскую музыкальную школу имени
Иполитова-Иванова, поступил в музыкальный техникум, ушел на фронт воспитанником
артиллерийского полка, с ансамблем 61-й Армии дошел до Берлина и расписался на
Рейхстаге. На концерте в Потсдаме для командующих союзных войск Балаев пел
«Темную ночь» под собственный аккомпанемент на аккордеоне.
Для исполнения на
концерте его организаторы Е.Безрукова и В.Лоренц отобрали 16 пьес Г.М.Балаева,
в которых есть русские и армянские мотивы. Ноты «Русского напева» школе
передала дочь композитора Марина Рыбакова, они еще не изданы.
Удивительно то, как
воспитанники ДМШ воспринимают теорию музыкального строя. Сольфеджио для них –
буквально язык общения их фантастического мира, объединяющий его носителей
примерно так же, как это происходит с людьми, владеющими формулами Лоренца и
уравнениями Максвелла. Музыка дает больше, преподаватели придают серьезное
значение выступлению со сцены, особенно на таких открытых концертах. Если
родителям нравится все со всеми ошибками своего самого любимого исполнителя, то
совсем другое дело – выступать перед критически настроенными педагогами других
ДМШ и представителями столичного департамента культуры, от которых зависит
выбор площадки мероприятия и многое другое. Выход на сцену требует немалой
воли, но только за кулисами концерта в музыкальной школе заметно, сколько
мужества требует от педагога выход на сцену его воспитанника. Особу роль тут
играет не просто исполнительство, но инициатива ребенка, способность не
упустить шанс и случай.
Впрочем, для обитателей
мира музыки сцена и кулисы – обыденность, у школы большей резерв для
выступлений. На педчтениях выступали далеко не все, кто мог бы показать
мастерство. Из выступивших кое-кто нажимал на педаль рояля кроссовкой, не у
каждого по возможностям родителей есть дома пианино. Но все мальчики в
бабочках, а девочки – в концертных туфельках.
И все же дети есть дети. «Бегать – на улицу!» – привычно, несмотря на декабрь, одернул
заигравшихся в фойе перед бюстом В.В.Андреева суровый охранник на входе в новое
шикарное здание ДМШ – настоящий дворец.
Интервью
Директор школы им.
Андреева Татьяна Дмитриевна Симонова
- Комментарии,
представленные на концерте Вероникой Валерьевной Лоренц, способствуют
восприятию и вдохновляют. Кто их создавал?
- Все комментарии
делали преподаватели на основе того, что они изучали с детьми. Брали сборник,
разучивали произведения, разбирали текст и делали комментарии, уже методические
разработки. Это сами преподаватели.
- Вопрос о статусе
мероприятия, его педагогический смысл?
- Это Московские городские педагогические чтения-2008. Это очень
значимое мероприятие городского уровня с приглашением преподавателей из
регионов. Здесь у нас присутствуют преподаватели из Тулы, Новомосковска, даже
Ивановской области. Эти педчтения проходят раз в четыре года. Городской
методический кабинет искусств и культуры, Департамент культуры Москвы,
организуют эти мероприятия, эти чтения. Это очень значимое событие для города и
в частности для нашей школы, потому что мы здесь принимаем гостей и сами
участвуем.
- Школа имени Андреева
каждые четыре года принимает педагогические чтения?
- Мы стараемся
принимать участие каждые четыре года. Но здесь уже решает город – кого уже
можно выпустить на эти мероприятия, кому можно предложить участвовать в этом
мероприятии, потому что конечно не все удостаиваются такой высокой чести.
- Естественный вопрос
после такого концерта – я из другого мира, не знаю нотной грамоты, и эти дети
просто поражают, столь сильно они отличаются от среднего и привычного варианта.
Понятно, что это возможно при очень высокой
мотивированности преподавателей, но и самих детей тоже. Ваши дети необычные.
Как такое удается?
- я хочу сказать, что
вообще дети, которые обучаются в музыкальной школе, они вообще необычные.
Потому что если ходит в школу ученик, не обучающийся в музыкальной школе, его
можно сразу отличить от наших детей. Ну а что касается исполнения детей, то
конечно, во-первых, музыка Георгия Балаева очень интересна, очень своеобразна,
это мы услышали в комментариях, и она интересна детям. Она очень доходчива,
душевна, несет добро и дети любят эту музыку. А дети –
ну в общем-то самые обычные дети, но они научены
преподавателями, которые стараются привить любовь и интерес к музыке. Вот все,
что я могу сказать.
- Спасибо.
Организатор концерта
Елена Владимировна Безрукова
- Елена Владимировна, как
вам удается так заинтересовать и мотивировать ваших воспитанников?
- Да дети хорошие. Дети
хорошие, дети стараются, им нравится выступать. А потом я так считаю, что учась
в музыкальной школе и никогда не выступая на концертах, это как смысл как бы.
Здесь они в творчестве, в развитии, они друг за другом тянутся, равняются друг
на друга. Музыка красивая – вот поэтому.
- А что собственно дает
участие в концертах?
- Развитие. Развитие,
потому что это очень трудно – перебороть себя, потому что бывают какие-то
срывы. Но это преодоление себя, это ступень уже выше, потому что они же еще дети, они не артисты. Волнение огромное. И вот
донести все это, конечно, не всегда удается.
- Статус мероприятия, в
составе которого прошел концерт, он очень высокий?..
- Да, это педчтения
города Москвы. И от нашей школы дети нашего отдела, из нашего класса участвуют.
Когда мы играем перед родителями, родителям нравится все, даже ошибки – это их
дети. И мы с благоговением, вышел на сцену – это приятно. А здесь уже все
педагоги, это уже профессиональная оценка идет. Но они огромную работу провели.
И вот Вова – ведь у нас за две недели до концерта девочка заболела. Я говорю:
ребята, ну что делать – номер надо снимать. Вова говорит: а давайте я попробую!
И второй мальчик... Конечно, не очень удачно прозвучала первая партия, потому что он боялся, у него дома нет инструмента ведь. Вот
двадцать две минуты. Инструмента нет. И вот как он сыграл, это все равно конечно, молодцы.
- Спасибо вам огромное.