20.02.09 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Интервью

Глава ФАС Артемьев готов бороться с монополиями, да правительство не велит

Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев сообщил Госдуме при обсуждении изменений в закон о защите конкуренции, с какими из их предложений он готов согласиться, но пояснил, что правительство может придерживаться иной позиции.

При обсуждении законопроекта зампред комитета по собственности Юрий Медведев («Единая Россия») со своей стороны заявил, что виноват может быть не сам закон, а механизм его реализации. Он напомнил, что был одним из разработчиков закона, который мы сейчас правим, и искренне надеялся, что закон сделает рынок более прозрачным и устранит конкуренцию, но серьезных изменений мы не увидели, по прежнему власть хулиганит и злоупотребляет. По словам депутата, на местах надо сделать чистку, на работу нужно принимать на работу более квалифицированных, честных и порядочных людей. По существу закона Ю.Медведев сказал, что действие закона во многом определяется понятийным аппаратом. Он отметил, что только пришли к консенсусу, что такое монопольно высокая или низкая цена, и сейчас предлагается некорректная формулировка о сумме необходимых расходов. Кто ее будет определять, если норма прибыли разная: в машиностроении 8%, у нефтяников за 35, а у энергетиков, если убрать всех посредников, то вообще 100%

Ю.Медведев также указал на проблемы, которые возникнут из-за других предлагаемых изменений, в частности, по дополнительным требованиям к естественным монополиям, из-за чего судья не будет знать, каким законом руководствоваться. Депутату известно, что в Госдуме до сих пор не прошел госзаказ на приобретение канцелярских товаров – сегодня уже февраль, а писать нечем и не на чем. Депутат предлагает не брать самое плохое с точки зрения бюрократических подходов к решению этого важного вопроса.

В интервью нашему корреспонденту И.Артемьев пояснил, какие изменения и каким образом можно было бы принять.

- Игорь Юрьевич, при обсуждении концепции законопроекта о защите конкуренции вы сказали, что существенные предложения депутатов могут быть учтены во втором чтении. Замечания Юрия Медведева по формулировкам могут быть учтены?

- Юрий Германович наиболее профессиональное выступление сделал сегодня, примерно половина его замечаний обсуждалась и на заседании комитета по экономической политике. Я с ним согласен. Там нужно будет поправить например норму, о которой он говорил, что любое наше решение при обжаловании в суд должно моментально приостанавливаться без каких-либо обеспечительных мер – так, как сейчас порядок этот установлен. Мы предполагали, что может быть стоит это поправить как в других органах исполнительной власти, налоговой инспекции, но думаю, что мы ошиблись. Его замечание позволит избежать каких-то вот кризисных явлений на рынке ценных бумаг, когда мы вносим какой-то многомиллиардный штраф, пока там судья примет это решение. Я думаю, эти замечания справедливы. В некоторых вопросах депутаты просто не могут знать детально наш закон и практику, поэтому там есть ряд ошибочных суждений, но это вполне объяснимо. Мы готовы на заседаниях комитетов объяснить нашу позицию.

- Когда второе чтение и какие еще поправки ко второму чтению могут быть приняты?

- Это зависит от Государственной Думы, поэтому мы хотели бы, чтобы это было побыстрее. А из таких существенных поправок, которые мы обсуждаем сейчас в правительстве, есть желание очень серьезное детализировать нормы КоАПа прежде всего, где за нами записано, что мы имеем право предъявлять очень большие штрафы, а скажем процедура наложения штрафа или сама методика, формула – какой штраф, один процент или пятнадцать? Это все нормы, о которых мы еще в 2006 году договаривались с депутатами, что мы постараемся избежать таких коррупционноемких разбегов санкций и поэтому намерены заложить туда формулу расчета штрафа или что-то близкое к этому, чтобы это было однозначно в законе и воспринималось всеми одинаково. То есть вот такие поправки мы сейчас готовим

- По торговым сетям ваше предложение снизить с 35 до 15% предел монопольного положения на рынке – это в принципе возможно?

- Это возможно. Например, в законе об энергетике норма доминирования установлена 20%. То есть она везде 35% универсальная, а в энергетике 20%.

- Это должны быть какие-то новые поправки или ко второму чтению могут поправки?

- Правительство должно определиться. Метода здесь два. Можно написать закон о торговле, который пытаются написать...

- ...это уже много лет пытаются...

- Это долгая история. А простая – написать четыре строчки в наш закон. Но пока правительство официально свою позицию на своем уровне не определило, потому что есть у министерства промышленности одна позиция, есть другая позиция у нас с минсельхозом. Поэтому нужно, чтобы было принято решение, а оформить это легко.

- К вашей позиции правительство по крайней мере прислушивается?

- Мы убеждены в том, что здесь речь идет не о регулировании торговых сетей, этого не надо делать, а речь идет только о пресечении дискриминационной практики. То есть они сами должны принимать все свои решения, они сами должны организовывать, как они этого хотят. Но они не должны включать в свои договоры пункты, которые сегодня просто являются абсолютно ущемляющие права производителей сельхозпродукции.

- Последний вопрос – вопрос, который поставил на пленарном заседании поставил депутат Андрей Луговой, вопрос не праздный: до развития кризиса успеете сделать?

- Ну, мы надеемся, мы надеемся.

- Спасибо, успехов вам.

 

Hosted by uCoz