17.02.09 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Ученых можно не кормить, они работают за счет любопытства

Для выявления и ликвидации лженауки создадут зондер-команды из чиновников от науки

Науку, как любознательного котенка, отпустят в бушующие волны коммерции

Минобрнауки придумал ЕГЭ для старших и младших научных сотрудников, двоечников отчислят из бюджета и закроют

Правительство готовит новую волну репрессий для науки – ученые готовы со своей веревкой, т.е. комиссией

Минобрнауки не хочет финансировать научные исследования, тем более в условиях кризиса и этот узковедомственный интерес выплеснулся в постановление правительства «Об оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения».

Думскому комитету по науке велели организовать всенародный одобрямс, который был проведен в форме парламентских слушаний. После них оказалось, что документ уже подписан.

И правильно, слушания показали, что в смысле хроники собственной смерти ученые на так уж послушны.

Судя по представленным документам, предлагается создать за счет бюджета зондер-команды – комиссии из чиновников от науки, они будут проводить государственную оценку, в т.ч. внеочередную, чтобы выявить исключить из конкурса на получение бюджетных средств по госзаказу лженаучные организации. Оцениваемая организация обязана передать в комиссию заверенные руководителем материалы за пять лет в бумажной и электронной форме. На подготовку заключения комиссии дается 2-3 месяца. По итогам оценки организация относится к одной из трех категорий: научные организации-лидеры; стабильные научные организации, демонстрирующие удовлетворительную результативность; научные организации, утратившие научный профиль и перспективы развития. Далее первой категории укрепляют лидерство, второй дают рекомендации по улучшению, третьей готовят предложения по реорганизации и ликвидации, в отдельных случаях по замене руководителя.

Сами ученые, с которыми удалось поговорить, отнеслись к новациям без эмоций – действует система ПРНД и к этому привыкли. Но в Минобрнауки настроены решительно, двухлетняя инвентаризация научных организаций выявила их неэффективность, низкие показатели и неснижаемость среднепожилого возраста. На одного ученого списывают 50,1 тыс долларов в год, получает он 22 тыс руб. в месяц. Накладные расходы до 400% – неэффективно само государство.

Кампания охоты на лженаучных ведьм только готовится, но средства на ее PR-поддержку полились рекой. Наличествующие на шикарной презентации в Красной столовой Думы депутаты и просто академики были счастливы ощущением собственного лидерства. Они готовы провести решение Министерства, ибо вкусовщина оценки в их руках.

По информации из НИИ, есть тенденция перекинуть раздачу денег с президиума РАН на Министерство. Чтобы получить грант, надо дать откат до 50%, а как его дать? Гранты раздают по своим, причем каким-то коммерческим непонятным структурам, которые отчитываются анализом информации о выполнении грантов - десятки миллионов. Фактически в постановлении правительства об оценке научной деятельности будет указанная сложившаяся система узаконена.

На слушаниях академик Сергей Капица сказал о неоднозначности экспертизы, эксперты часто ошибаются, а авторитет и решимость, политическая воля – это очень трудно формализуемые вещи. Согласно определению фундаментальной науки Льва Арцимовича, ученых можно не кормить, у них инстинкт кошачьего любопытства в познании мира. Зампред думского комитета по охране здоровья Сергей Колесников недоумевал: зачем так принижать роль премьера и прикрывать подписью нацлидера решение, которое однозначно вызовет негативную реакцию ученого люда? Хотя бы и того, который выжил в переаттестациях, идущих с семидесятых годов под обещания зарплату повысить. Еще раньше диссидентствующий генетик Владимир Эфроимсон клеймил неэтичную конкуренцию идеей альтруистичного гена, которая обошла мир вслед за советским проектом Sputnik.

Согласно эволюционному закону неестественного отбора, открытого в Думе Оксаной Дмитриевой для описания правительственных антикризисных мер, побеждает не сильнейший, а подлейший. Замминистра образования и науки Александр Хлунов обличал науку за расчет на бюджетный авось и низкую коммерциализацию. Он категорически отверг предположение журналиста, что оценка деятельности ученых будет субъективной и обиделся на сравнение порядка оценки с ЕГЭ. А зря, эту гениальность тоже его ведомство продвигало.

С.Колесников подчеркнул: субъективна любая оценка. А вот что касается сведения счетов...

Если критерием эффективности ученого служит число публикаций и диссертаций, то давно известна масса неловленных способов тормознуть и сорвать и то и другое. Если замминистра прививает на российской почве западный инструмент оценки науки, то он скорее врет про объективность, чем не знает, как этот инструмент используется в международной изоляции российской науки. Иначе бы Нобелевку за короткие РНК получили бы не два носителя правильного англосаксонского происхождения, а Владимир Гвоздев, который ранее показал РНК-интерференцию.

По признанию академика Колесникова, присуждение Нобелевских премий – процесс столь же драматичный, как и борьба с допингами в неподкупном олимпийском движении. Жесткая геополитическая конкуренция – суверенная задача, вот пусть наш нацлидер и покрутится, чтоб сохранить страну управления.

Другой ему не дадут и других ученых в ней нет.

 

17.02.09 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Сколько в стране безработных, не знает никто

Спикер Грызлов осязаемо управится с безработными

В среду в Госдуме – бенефис очаровательной госпожи министра Татьяны Голиковой. Она рассказывает депутатам на специально устроенном «правительственном часе» о состоянии рынка труда и мерах правительства по его развитию.

По опыту прошлого, министры в Думе отчаянно путаются и прячут цифры по вверенным им вопросам и от журналистов и от депутатов. Только Голикова представляет свои версии состояния страны точно, четко и воспроизводимо, как любимая отличница думской учительницы с ее напускной строгостью, на самом деле совершенно беспомощной.

Проверить все равно невозможно, показатели безработицы из разных источников отличаются в несколько раз.

По словам спикера Бориса Грызлова, безработных в России 1,7 миллиона – цифра вполне осязаемая, которой можно управлять. На создание новых рабочих мест, переобучение, перемещение трудовых ресурсов по регионам из бюджета выделяется 44 миллиарда рублей. Как большое достижение Думы подается повышение пособия по безработице до 4,9 тысяч. Грызлову понятно, что крупные предприятия при отсутствии заказов и нарушениях контрактов вынуждены искать меры по оптимизации управления предприятием в том числе и по сокращению штатов.

Вице-спикер Надежда Герасимова днем ранее сообщила на круглом столе в Госдуме, что по методологии МОТ в конце прошлого года классифицировались как безработные 5,8 млн человек, или 7,7% экономически активного населения. Только за последнюю неделю января количество уволенных увеличилось на 6%. На бирже труда стоят более 1,6 млн. человек. По данным ВЦИОМ еще более миллиона находятся в отпусках без содержания или переведены на сокращенную рабочую неделю. В России проживает 141,9 млн человек, экономически активное население – 75,8 млн человек, численность занятого населения без учета малого бизнеса – 39,4 млн человек. 38,5 млн – пенсионеры, или 27,1% населения. Средний возраст безработных 34,6 года – самый расцвет жизни. Молодежь до 25 лет среди безработных составляет 29,9%; лица в возрасте 55 лет и старше – 7,1%. Просроченная задолженность по зарплате без малого бизнеса в официальных данных подбирается к восьми миллиардам. 20 млн человек живут за чертой бедности.

Тут точных данных тоже нет, потому что нет социальных стандартов, прожиточный минимум больше расчетов и к тому же по всей стране идут не только увольнения, но и сокращения выплат. Причина не в отсутствии заказов, а в произвольном изменении контрактов с повышением наценок в спекулятивных цепочках. Про этот бич России депутатам хорошо известно, но они сами идеологически спекулируют на обещаниях повышения выплат, прекрасно зная, кому уйдут деньги.

Очевидно, работы у российского Уполномоченного по правам человека будет больше – Владимира Лукина в ту же среду переназначают на новый срок. Кандидатура вброшена в Думу так, чтобы Жириновский или Мария Арбатова не подсуетились снова выдвинуться в правозащитники. Лукин всех устраивает как удачный баланс в одном персонаже покорности власти и игры с отвязанной диссидентурой типа первого нашего омбудсмена Сергея Ковалева. Таких тоже будет больше, мы стоим на пороге возврата карательной психиатрии, для этого принимаются необходимые поправки в УПК. А пока по стране вместе с увольнениями идет партизанская война против профсоюзных активистов.

 

Сообщения

 

126208-5

ВВЖ предупредил молодежь: ее боятся – чтоб не говорили, что плохо учат, не устраивает перечень профессий

В Госдуму внесен законопроект, который позволит в случае его принятия развиваться студенческому самоуправлению. Об этом сообщил председатель думского комитета по делам молодежи Павел Тараканов (ЛДПР) на круглом столе «Развитие студенческого самоуправления в учреждениях высшего и среднего профессионального образования России. Роль студенческого самоуправления в воспитании молодого специалиста».

С зажигательной импровизированной речью на круглом столе выступил лидер ЛДПР, вице-спикер Владимир Жириновский, который пояснил, что Тараканов еще плохо выговаривает название фракции, к которой принадлежит. Комитет по делам молодежи создали впервые и отдалит ЛДПР. Вице-спикер заявил, что мы навсегда перешли к многопартийной системе, монополизма не должно быть, а студенческое самоуправление – это борьба с монополизмом. По словам Жириновского, студенческого самоуправления нету потому, что молодежи боятся – будут говорить, что плохо учат, не нравится перечень профессий. Он призвал бороться с экстернатом – это фальшивка, также с вечерним обучением, чтобы учиться днем и не с утра, потому что поспать хочется.

В итоговом документе круглого стола отмечено, что студенческое самоуправление является одним из институтов социализации молодежи. Отечественный опыт студенческого самоуправления не такой большой, как в Европе, где первые университеты появились с XI век, в то время как в России они появились лишь в XVIII веке. Участники круглого стола рекомендуют правительству внести в типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования, дополнив его описанием механизма формирования и деятельности органа студенческого самоуправления – студенческого совета. Госдуме предлагается принять законопроект по формированию органов самоуправления студентов государственных и муниципальных вузов.

 

Академика Капицу опять выслушали и не услышали

Ученых можно не кормить, они работают за счет любопытства

Минобрнауки готовит новую волну репрессий для науки – ученые готовы со своей веревкой, т.е. комиссией

Инвентаризация научно-технического комплекса РФ завершена, она продолжалась два года, научных организаций в нашей стране по данным Росстата 4068 включая 2700 государственных. Выявлены негативные тенденции, в частности, основным источником финансирования остается федеральный бюджет. недостаточную.

Об этом сообщил во вторник в Малом зале Госдумы замминистра образования и науки Александр Хлунов в своем докладе на парламентских слушаниях думского комитета по науке и наукоёмким технологиям на тему: «Оценка результативности научных организаций как субъектов инновационной деятельности».

По данным замминистра, расходы на НИОКР в России увеличились до 130 миллиардов в 2008 году, Речь идет о гражданских исследованиях, что составляет около 0,3% ВВП, по этому показателю Россия приближается к развитым мировым державам, но эффективность их использования оставляет желать лучшего. Объем нашего инновационного экспорта составляет 0,6 млрд долл., что в 120 раз меньше США. По количеству публикаций, признанных мировым сообществом, наша страна находится на 14-м месте, а по цитируемости – на 17-м, и есть тенденция к снижению. Большинство российских организаций не использует методы оценки результативности научных исследований и это, как считает замминистра, не лучшим образом отражается на отдаче используемых бюджетных средств. Результативность научных исследований для организаций, работающих по схожей тематике, может отличаться в разы.

Александр Хлунов напомнил о подготовке постановления по оценке результативности научных исследований. По его словам, речь не идет о том, что инструмент оценки окажется в руках чиновников, делать это будут комиссии раз в пять лет.

Зампред думского комитета по науке и наукоемким технологиям Вячеслав Осипов в своем докладе на парламентских слушаниях указал на отсутствие на законодательном уровне определения инновационной деятельности. Говоря о подготовке Минобрнауки предложений по оценке результативности научных организаций, депутат поставил вопрос о том, насколько она способна решить задачи повышения отдачи бюджетных средств, повышения конкурентоспособности отечественной науки. По словам В.Осипова, оценка результативности научных исследований необходима в рассмотрении вопросов перепрофилирования и даже ликвидации отдельных научных организаций. Он подчеркнул, что государство нуждается в получении достоверной и полной информации о деятельности научных организаций. Большинство из них ориентируются лишь на ресурсы бюджета, имеют слабый коммерческий потенциал и недостаточную связь с производственной сферой.

Открыл и провел парламентские слушания председатель думского комитета по образованию и науке, академик Валерий Черешнев («Справедливая Россия»). Он сообщил, что даже в крупным научном учреждении приходится по 0,2 статьи в год на сотрудника и это было открытием для замдиректора по науке. Академик напомнил о давнем лозунге Льва Арцимовича, который заявил, что наука – это за счет государства удовлетворение собственно любопытства. В.Черешнев сообщил об издании книги «Новая экономика. Инновационный портрет России» с подробными данными о наших инновационных достижениях.

Издатели подготовили сборник за рекордный срок 2,5 месяца, он напечатан тиражом 1,5 тыс экз. Участникам слушаний раздали диски с выборочными материалами сборника.

С альтернативной позиции выступил президент Евразийского физического общества Сергей Капица. Он представил диаграмму соотношения времени фундаментальных исследований, на которые требуется столетие, денег, которые меняются в обратном направлении, и мотивов. Сославшись на определение фундаментальной науки, данное Арцимовичем, который не шутил, академик Капица связал мотивы с познанием. Он назвал это кошачьим инстинктом – надо знать любым способом, это в природе человека. По словам Капицы, по прошествии 150 лет со дня выхода основного труда Дарвина биология является самой цветуще областью современной науки.

С.Капица подчеркнул, что в инновационной деятельности очень важна оценка эффективности исследований и ее надо делать дважды – в начале и по завершении работы. Академик считает, что у нас экспертиза плохо организована, экспертиза требует нескольких процентов от затрат на сами исследования. Результаты экспертиз весьма противоречивы. В своем выступлении С.Капица напомнил, что эксперты были против полета на Луну стоимостью два миллиарда долларов, но президент США Кеннеди принял правильное решение. Академик подчеркнул, что авторитет и решимость, политическая воля – это очень трудно формализуемые вещи.

Участник слушаний, зампред комитета по охране здоровья Сергей Колесников в своем выступлении заявил, что не следует принижать роль премьера постановлением ведомственного уровня. На презентации сборника «Новая экономика. Инновационный портрет России» в Красной столовой Думы С.Колесников пояснил нашему корреспонденту, что он не простив постановления об оценке результативности научных организаций, но считает, что не следует прикрывать подписью национального лидера узко ведомственного решения, которое будет воспринято негативно научным сообществом. Зампред комитета с удивлением сообщил, что, как оказалось, постановление уже подписано и осталось непонятным, что собственно было предложено обсуждать на парламентских слушаниях.

В комментариях к своей лекции в рамках проекта полит.ру член-корреспондент РАН Павел Уваров сообщил нашему корреспонденту о продолжающихся сокращениях штатов в НИИ, причем в настоящее время уже приходится сокращать не ставки, а действующих сотрудников.

Напомним, подобные сокращения с декларируемой целью повышения зарплаты в отечественных НИИ и университетах идет с семидесятых годов прошлого века, они привели к разрушению сначала научных школ, а затем и самих коллективов, в которых собственными силами надо было выбирать несоответствующих должности сотрудников. В то время до отъезда Тимофеева-Ресовского в Берлин ученым вовсе не платили и довольно частым образованием академиков образованием было «домашнее» – ничего другого указать в документов они не могли.

Сами же ученые не слишком напуганы. Общее мнение выразила профессор Елена Ляпунова (ИБР РАН): оценка производится уже несколько лет в системе показателей результативности научной деятельности (ПРНД), к ней привыкли. Вряд ли будет что-то новое.

 

Лукину дают второй срок

Государственная Дума утвердит на своем пленарном заседании в среду 18 февраля кандидата на пост Уполномоченного по правам человека в РФ, действующего российского омбудсмена Владимира Лукина.

Как сообщил во вторник журналистам спикер Борис Грызлов на брифинге по итогам Совета Думы, президент предложил оставить на второй срок Лукина и члены Совета поддержали его кандидатуру. Вопрос рассматривается редко, процедура достаточно длительная, она займет около часа, мнение членов Совета – кандидатура Лукина будет поддержана. Рассмотрение вопроса начнется в 10:30

Напомним, что Владимир Лукин сменил на посту Уполномоченного по правам человека Олега Миронова после того, как партия «Яблоко» потеряла парламентское представительство. В Думе второго созыва Лукин возглавлял комитет по международным делам по квоте «Яблока», в третьем созыве он был вице-спикером от «Яблока».

В ответственном комитете ГД по госстроительству сообщили, что кандидатура Лукина рассматривается в безальтернативном порядке.

«Я считаю, что это оптимальный вариант» – заявил в интервью нашему корреспонденту о кандидатуре Лукина эксперт Института прав человека Лев Левинсон. По словам Левинсона, омбудсмен – это не общественный правозащитник и не гражданский активист, на этот пост нужен опытный бюрократ, который по мере сил поддерживает гражданские права. «Всегда хотелось бы большего, мы понимаем, что более радикальную кандидатуру можно было бы найти, но она не пройдет. Слава богу, нам не предложили Любовь Константиновну Слиску – ходили такие слухи» – сказал правозащитник.

Отмечено, что Любовь Слиска на своем посту вице-спикера весьма радикально защищает права избирателей, используя для этого статус депутата.

Поскольку вопрос об активной роли бывших «яблочников» обычно обсуждается в Думе в негативном ключе, в частности, со стороны Жириновского, Лев Левинсон сказал, комментируя партийное происхождение Владимира Лукина, что он в отличие от других активных «яблочников» включая Елену Мизулину в постоветское время состоял только в одной партии и партийной работой никогда не занимался. «Он был фигурой знаковой, как один из основателей «Яблока», но отнюдь не партегеноссе» – подчеркнул Левинсон. Он также отметил, что на посту омбудсмена Лукин сотрудничает с общественными правозащитниками, используя опыт и возможности первого российского обмудсмена, известного советского диссидента и правозащитника Сергея Ковалева.

Тем не менее, в начале своей деятельности на посту Уполномоченного по правам человека В.Лукин, когда он еще не вошел в курс дела, с подачи аппарата инициировал рассмотрение в Конституционном суде вопроса о конституционности статьи 405 УПК. В итоге КС признал неконституционность нормы кодекса и Госдума рассматривает правительственный законопроект, завтра же он будет утвержден во втором чтении, о пересмотре в порядке надзора обвинительно приговора по основаниям, ухудшающим положение осужденного. Со своей стороны Левинсон заявил, что он вообще бы не менял статью 405 УПК.

 

147419-5

Мы находимся на пороге возврата карательной психиатрии

Законопроект «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением», внесенный правительством 10.01.09, Госдума одобрит в первом чтении на пленарном заседании в пятницу согласно решению президиума фракции «Единая Россия»

Законопроект разработан во исполнение поручения президента от 23.02.06 Пр-298 и Указа от 30.04.08 656, которым функции по охране указанных учреждений возложены на подразделения уголовно-исполнительной системы. Будущий закон, по замыслу его авторов, направлен на создание правовых основ обеспечения силами уголовно-исполнительной системы безопасности лиц, находящихся на территориях указанных больниц, их сопровождения и охраны. Эти больницы предназначены для принудительного лечения по решению суда лиц, совершивших особо опасные деяния, но освобожденных от уголовной ответственности или от наказания в связи с психическими расстройствами.

Президент Независимой психиатрической ассоциации Юрий Савенко в своем комментарии нашему корреспонденту пояснил, что в психиатрических спецбольницах в настоящее время преобладают убийцы и охрана действительно нужна. При этом Ю.Савенко подчеркнул, что это в самом деле больная тема, которую в течение многих лет пытались как-то разрешить, потому что основной состав этих больниц – люди, совершившие убийства, они представляют большую общественную опасность. По этой причине убийц с психическими расстройствами вынуждены всегда направлять в Центр Сербского как единственное подобное учреждение в Москве, обладающее охраной. По словам Ю.Савенко, наличие охраны позволит рассредоточить данный контингент по разным учреждениям. Отвечая на вопрос о проблеме принудительного «лечения» неугодных власти людей в закрытых от посторонних глаз спецбольницах Ю.Савенко подчеркнул, что сейчас мы только стоим на пороге возвращения этого явления, в основном в спецбольницах все-таки находятся действительно опасные для общества люди.

 

6132-5 15427-5 90493-5

Депутаты УПК режут на лету

На пленарном заседании Госдумы в среду депутаты одобрят во втором чтении три законопроекта с поправками с статьи 40, 151, 404, 405, 407 Уголовно-процессуального кодекса.

Как сообщил в своем комментарии нашему корреспонденту эксперт Института прав человека Лев Левинсон, он бы вообще не менял статью 405 УПК и назвал «ошибкой Лукина» признание Конституционным судом по инициативе омбудсмена неконституционной норму указанной статьи.

Правительство своим законопроектом предлагает ввести новую редакцию данной статьи, допускающую возможность пересмотра в порядке надзора обвинительного приговора по основаниям, ухудшающим положение осужденного. При этом пересмотр судебных актов возможен в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены фундаментальные нарушения уголовно-процессуального закона, повлиявшие на законность приговора, определения или постановления суда. Определяется, что к фундаментальным нарушениям относятся нарушения уголовно-процессуального закона, которые повлекли за собой постановление приговора незаконным составом суда или вынесение вердикта незаконным составом коллегии присяжных заседателей, а равно лишили участников уголовного судопроизводства возможности осуществления прав, гарантированных Кодексом, на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон либо существенно ограничили эти права, если такие лишения или ограничения повлияли на законность приговора, определения или постановления суда.

Л.Левинсон предупреждает, что оценочные категории будущего закона допускают расширительное толкование и это реально приведет к возможности произвола обратной силы, поскольку уже имеется достаточно богатая практика по имитации нарушений уголовно-процессуального закона.

Также завтра во втором чтении будет одобрен законопроект депутатов Павла Крашенинникова и Владимира Груздева с изменениями статьи 407 УПК об уточнении порядка вызова в судебное заседание при рассмотрении уголовного дела судом надзорной инстанции осужденного, находящегося под стражей. Предусматривается, что в судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой и (или) представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом; указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобой и (или) представлением, а также с постановлением о возбуждении надзорного производства; лицо, содержащееся под стражей, или осужденный, отбывающий наказание в виде лишения свободы, вправе участвовать в судебном заседании непосредственно либо путем использования систем видеоконференц-связи при условии заявления ими ходатайства об этом; вопрос о форме участия указанных лиц в судебном заседании решается судом; такое ходатайство может быть заявлено лицом, содержащимся под стражей, или осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, в надзорной жалобе либо в течение 10 суток со дня получения ими извещения о дате, времени и месте заседания суда надзорной инстанции.

Правозащитник Лев Левинсон считает эти изменения необходимыми для обеспечения равных прав сторон на участие в процессе, до настоящего времени этот вопрос недостаточно урегулирован.

Еще один правительственный законопроект вносит изменения в статьи 40 и 151 УПК. Он направлен на расширение круга должностных лиц, наделенных правом осуществлять предварительное расследование в форме дознания, отнеся к ним федеральные и территориальные органы ФСПП России (в настоящее время только 15% должностных лиц ФССП уполномочены проводить дознание, в том числе Главный судебный пристав РФ, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ).

В первом чтении законопроект вызвал дискуссию, не все депутаты поняли, зачем нужно расширять полномочия судебных приставов в части дознания.

 

Спикер Грызлов осязаемо управится с безработными

На «правительственный час» пленарного заседания Годумы в среду приглашена Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова для рассмотрения вопроса о состоянии рынка труда и мерах правительства по его развитию.

Об этом сообщил спикер Борис Грызлов журналистам во вторник.

«Вопрос обусловлен последствиями и течением мирового финансового кризиса. Понятно, что крупные предприятия при отсутствии заказов при нарушении контрактов вынуждены искать меры по оптимизации управления предприятием в том числе и по сокращению штатов. На сегодняшний день количество безработных в России оценивается как миллион семьсот тысяч – цифра вполне осязаемая и цифра, которой можно управлять и поэтому дополнительные ресурсы выделяются на создание новых рабочих мест, на переобучение, на возможное перемещение трудовых ресурсов из одного региона в другой регион. На бюджет 2009 года примерно 44 миллиарда направляется на эти цели. Но сейчас правительство проводит работу, достаточно плотно проводит работу и призывает совместно работать регионы, по составлению программы по дополнительным мерам. На сегодняшний день есть уже справка, что более семидесяти субъектов федерации свои предложения дали. Объем на текущий момент дополнительный составляет примерно 22 миллиарда рублей – эти деньги, которые нужны дополнительно на решение проблемы создания новых рабочих мест. Ну, вы знаете, что увеличен потолок пособия по безработице, этот закон приняла Государственная Дума еще в прошлом году, это 4 тысячи 900 рублей. Так что все меры, чтобы пройти вот эти кризисные месяцы без особых потерь, принимаются. И думаю, что на завтрашнем «правительственном часе» мы более подробно обсудим возможно еще необходимые законодательные уточнения. Ну и послушаем правительство, какие есть у них идеи и планы» – сказал Борис Грызлов.

Отвечая на вопросы журналистов, спикер сообщил, что «антикризисное» постановление Госдума рассмотрит в пятницу 20 февраля. Напомним, что речь идет о содержательных итогах правительственного отчета по антикиризисным мерам на «правительственном часе» 30 января.

Отметим, что накануне вице-спикер Надежда Герасимова сообщила на круглом столе в Госдуме, что в соответствии с методологией МОТ в конце декабря 2008 года классифицировались как безработные 5,8 млн человек, или 7,7% экономически активного населения. Только за последнюю неделю января количество уволенных увеличилось на 6%. Теперь официально на бирже труда стоят более 1,6 млн. человек. Кроме того, по данным ВЦИОМ более 1 млн. человек находятся в отпусках без содержания или переведены на сокращенную рабочую неделю.

 

Пресс-релизы

 

Андрей Кокошин о перспективах российско-японского сотрудничества

«У России и Японии есть значительный потенциал сотрудничества в области разработки и использования новейших технологий энергосбережения и технологий экологически чистой возобновляемой энергии», – заявил заместитель руководителя фракции «Единая Россия» академик РАН Андрей Кокошин выступая на семинаре «Возможности развития экономических отношений между Японией и Россией (совершенствование инфраструктуры (телекоммуникации, дороги и т.д.), состояние окружающей среды, мировой экономический кризис и его влияние на Россию)» в столичном «Метрополе».

Кокошин отметил, что «в последние несколько лет российским разработчикам при активной поддержки «Единой России» удалось здесь заметно продвинуться вперед. Это касается, в частности, использования различных местных ресурсов – таких, как торф, отходы деревообрабатывающей промышленности, энергия малых рек, особенно перспективным представляется использование так называемых «тепловых насосов», геотермальной энергии».

По словам Кокошина, «альтернативная» экологически чистая энергетика требует высоких технологий, в частности информационно-коммуникационных технологий, надежной автоматики, в чем он полностью солидарен с выступавшими сегодня на конференции на эту тему японскими коллегами, в том числе с главой японской компании «Эн-Ти-Ти» господином Вада и бывшим премьером Японии Коэдзуми.

 

16 февраля 2009 года начал работу XVI Съезд педиатров России

Председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Ольга Борзова приняла участие в торжественном открытии съезда и зачитала приветственный адрес Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова.

Выступая на пленарном заседании съезда 17 февраля, Ольга Борзова, в частности, отметила:

«Социальная политика в области охраны здоровья детей относится к сфере особой ответственности государства и направлена на обеспечение приоритетов детства, материнства и родовспоможения при организации оказания медицинской помощи населению.

Глобальный финансово-экономический кризис, несмотря на необходимость скорректировать планы, не может являться основанием для сворачивания социальных программ. Об этом недавно говорил Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев, который также отметил, что Правительство России должно профинансировать все социальные обязательства государства в полном объеме.

Приоритетный национальный проект «Здоровье», доказавший свою эффективность, играет существенную роль в социальном развитии страны. Повышение доступности и качества первичной и высокотехнологичной медицинской помощи, иммунизация населения, программа «Родового сертификата» и другие меры положительно отразились на демографической ситуации. Более 90% рожениц охвачены программой «Родовый сертификат», расходы на которую в 2009 году составят 17 млрд.рублей. Высокотехнологичная медицинская помощь в 2007-2008 годах была оказана 68 тыс. детей.

В стране сохраняется тенденция по увеличению количества рожденных детей. В 2008 году родилось на 100 тыс. детей больше, чем в 2007, а коэффициент естественной убыли населения снизился более чем в два раза. Устойчиво снижаются показатели младенческой смертности.

Для закрепления и улучшения достигнутых результатов запланировано строительство 2 федеральных и 22 областных перинатальных центров. Проводится неонатальный скрининг новорожденных на галактоземию, адреногенитальный синдром и муковисцидоз. В 2008 году таким скринингом были охвачены более 4 млн. новорожденных.

С 2009 года в приоритетном национальном проекте «Здоровье» появились новые направления. Одна из главных задач проекта – формирование здорового образа жизни среди населения, занятие физкультурой и спортом, правильное питание, снижение употребление алкоголя и табака, диспансеризация, профилактика заболеваний.

Две недели назад Государственной Думой в первом чтении принят законопроект «О внесении изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Законопроект направлен на сохранение здоровья и обеспечение духовного и нравственного развития детей, формирование у них навыков здорового образа жизни. Законопроект внесен Президентом Российской Федерации.

Разработка и принятие Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года – важный этап реализации государственной социальной политики в области охраны здоровья населения, и, в том числе, детей.

Главная цель Концепции – это создание эффективной системы здравоохранения, предусматривающей повышение качества и доступности бесплатной медицинской помощи.

В Концепции дан подробный анализ современного состояния здравоохранения; заложены предпосылки для улучшения финансового обеспечения здравоохранения; большое внимание уделено мерам по формированию здорового образа жизни; важное значение имеет модернизация системы обязательного медицинского страхования.

Одно из важнейших направлений Концепции – это гарантированное обеспечение населения качественной медицинской помощью, для реализации которого предусмотрен ряд мер: конкретизация государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи; стандартизация медицинской помощи; совершенствование ее организации; лекарственное обеспечение; единая кадровая политика; инновационное развитие; информатизация.

Для решения комплекса проблем по формированию здорового образа жизни необходимо создание законодательной базы. Главная задача – сформировать у населения и, особенно, у детей потребность ведения здорового образа жизни.

В апреле 2008 года был принят Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции Всемирной Организации Здравоохранения по борьбе против табака». В настоящее время Комитет по охране здоровья продолжает работу по приведению отечественного законодательства в соответствие с положениями Конвенции. Продолжается работа над законопроектами, вводящими запрет на рекламу табака, на курение в подъездах и на лестничных площадках многоквартирных домов, а также устанавливающих административную ответственность за нарушение правил продажи табачных изделий, особенно за продажу сигарет несовершеннолетним. Необходим закон, увеличивающий акцизные ставки на табачные изделия. Последующее за этим удорожание снизит доступность табака, особенно для молодежи. Требуется принятие законодательных мер по запрещению курения в общественных местах и повышению мер административной ответственности по борьбе с табакокурением.

В целях дальнейшей борьбы с алкоголизмом необходимо ужесточение наказания за продажу нелегального и суррогатного алкоголя (вплоть до уголовной ответственности), за нарушение правил торговли алкогольной продукцией, повышение акцизов на алкоголь. Целесообразно рассмотреть вопрос о подготовке проекта федерального закона о введении государственной монополии на производство этилового спирта, законодательное ограничение мест продажи алкоголя, повышение штрафов за пребывание в общественных местах в нетрезвом виде и распитие спиртных напитков на улице, полный запрет рекламы алкоголя.

Необходимо увеличить объем социальной рекламы в средствах массовой информации до 15% со смещением акцентов в сторону антиалкогольной, антиникотиновой и антинаркотической пропаганды, а также пропаганду здорового образа жизни. Обучать детей здоровому образу жизни нужно с детского сада.

В стране сложилась устойчивая система охраны материнства и детства, созданная благодаря вашему, уважаемые педиатры, самопожертвованию, высочайшему профессионализму и глубочайшей преданности профессии, а также благодаря приоритетам государственной социальной политики в области охраны здоровья матери и ребенка».

 

РОССИЯ-АНТИКРИЗИС-ПРЕДЛОЖЕНИЯ-ГОСДУМА

Комитет Думы предлагает усилить поддержку российской промышленности

Москва. 16 февраля. – Комитет Госдумы по промышленности подготовил антикризисные предложения по итогам состоявшегося 30 января в нижней палате парламента «правительственного часа» с участием финансово-экономического блока правительства РФ, сообщил зампред комитета по промышленности Валерий Драганов.

В частности, комитет считает необходимым сформировать механизм государственного стабилизационного кредитования структурообразующих промышленных предприятий.

Кроме того, комитет выступает за расширение практики предоставления целевых кредитов иностранным государствам под закупки промышленной продукции, производимой российскими предприятиями.

«Также мы предлагаем правительству рассмотреть вопрос о расширении номенклатуры и объема государственных материальных резервов в части продукции металлургической промышленности», – отметил В.Драганов. «Мы считаем, что воздействовать на рынок можно путем закупочных интервенций по образцу зернового рынка, где подобная мера доказала свою эффективность. Тем более, что при улучшении конъюнктуры закупленные металлы могут быть возвращены на рынок с выгодой для государства», – отметил депутат.

Помимо предлагаемых налоговых мер другими комитетами, мы предлагаем совершенствовать порядок возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплачиваемых российскими экспортерами, в целях ускорения прохождения налоговых проверок и снижения необоснованных задержек, сказал В.Драганов.

В целях расширения доступа предприятий к кредитным ресурсам комитет по промышленности выработал свои рекомендации и для Центробанка. «Мы, также как и комитет по финансам, считаем необходимым существенно снизить ставку рефинансирования», сказал депутат, – «Также мы выступаем за расширение Центробанком предоставления кредитов под залог ценных бумаг, выпускаемых коммерческими банками.» Это мера – также для кредитования реального сектора национальной экономики, пояснил депутат.

«Считаем необходимым введение ограничения максимальной процентной ставки по кредитам, предоставляемым коммерческими банками из средств, полученных банками от государства в счет антикризисных мер», – сказал депутат. «Я имею ввиду средства, полученные в соответствии с федеральными законами от 13 октября 2008 года 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» и Федеральным законом от 13 октября 2008 года 171-ФЗ «О внесении изменения в статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», – пояснил он.

Отдельно комитет обращает внимание Правительства на своевременное исполнение антикризисных мер и на повышение равномерности исполнения обязательств федерального бюджета инвестиционного характера в течение финансового года. Депутат обратил внимание на запланированные действия, которые не выполняются в срок. «Прежде всего, это касается подготовки законопроектов о приоритетности закупки отечественных товаров по госзаказу и заказам естественных монополий, предоставления инвестиционного налогового кредита, авансирования гособоронзаказа и других», – сказал В.Драганов. «В непростых экономических условиях допускать перечисление средств распорядителям в конце финансового года, как это происходит в большинстве случаев, также нельзя» – также сказал он.

Планируется, что Госдума рассмотрит предложения комитетов в рамках обсуждения проекта соответствующего постановления палаты на пленарном заседании 18 февраля. Как ранее заявлял спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов, в окончательный вариант постановления попадут около 50 конкретных предложений. В основном предложения депутатов направлены на диверсификацию экспорта (снижение экспорта нефти и газа), внедрение инноваций в российскую экономику, поддержку малого и среднего бизнеса, борьбу с безработицей, а также на снижение тарифов на оплату коммунальных услуг и налогов. Сами меры являются дополнением к разработанной правительством антикризисной программе и учитывают множество нюансов.

 

17 февраля Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии провел круглый стол на тему «Актуальные проблемы обеспечения развития рынка драгоценных металлов и драгоценных камней». Подчеркивая необходимость принятия оперативных мер для оздоровления ситуации в отрасли, председатель Комитета Наталья Комарова отметила:

Россия – единственная страна-производитель драгоценных металлов, в которой россыпные месторождения играют такую важную роль, обеспечивая около 40% от всей добычи. Наметившийся в последние годы рост производства золота из коренных месторождений не стабилен из-за закрытия старых предприятий и крайне низких темпов прироста запасов.

В настоящее время насчитывается около 500 предприятий по добыче золота из россыпей. Большую их часть составляют малые предприятия численностью работающих не более 50 человек, добывающих менее 100 кг в год. Количество малых предприятий в россыпной золотодобыче продолжает сокращаться из-за нерентабельности разработки удаленных мелких месторождений драгметаллов, и, как следствие, – банкротства данных предприятий. Потеря одного рабочего места в горнодобывающей отрасли влечет за собой потерю 10 – 15 обслуживающих его рабочих мест, поэтому сохранение уровня золотодобычи из россыпных месторождений имеет высокое социальное значение. Малые предприятия ведут, в основном, разработку мелких месторождений драгоценных металлов с низким содержанием золота в россыпях. Их разработка в действующих условиях налогообложения становится экономически неэффективной.

То, что налог на добычу полезных ископаемых при добыче концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, не диффенцируется, не стимулирует пользователей недр к вовлечению в эксплуатацию трудноизвлекаемых руд, месторождений с низким качеством запасов, а также находящихся в труднодоступных районах.

Одна из причин снижения уровня добычи драгоценных металлов из россыпных месторождений – увеличение издержек, связанных с производством (рост энерготарифов, цен на дизельное топливо, технику и материалы). Несмотря на то, что в мире наблюдаются тенденции роста цен на драгоценные металлы, это повышение не компенсирует увеличение себестоимости добычи драгоценных металлов.

Система лицензирования поисковых, разведочных и добычных работ не стимулирует их развития. Причина – забюрократизированная процедура получения прав пользования недрами, как для геологического изучения, так и для разведки и добычи. В среднем от подачи заявки до получения лицензии проходит 17 месяцев; число обращений в согласующие органы для получения разрешительной и отчетной документации в сфере недропользования доходит до 20. В результате, недропользователи вынуждены длительное время ожидать исполнения процедур, определенных законодательством.

Многие проблемы регионов, где находятся месторождения драгоценных металлов и драгоценных камней, связаны с развитием инфраструктуры добычи этих полезных ископаемых. Особенно остро этот вопрос стоит в развитии добычи драгоценных металлов и драгоценных камней в районах Крайнего Севера. Осваивать эти территории без создания соответствующей инфраструктуры крайне сложно. При этом за последние годы была выработана форма участия государства в поддержке развития горнодобывающей отрасли – участие в создании транспортной и энергетической инфраструктуры в районах добычи полезных ископаемых.

Практика недропользования выявила пробелы в законодательных актах, регулирующих отношения в сфере недропользования. Так, Законом Российской Федерации «О недрах» не урегулированы такие вопросы, как изменение границ предоставленных в пользование участков недр на глубину и по площади; определение соответствия границ лицензионного участка расположению месторождения; процедура возврата части участка недр, возможность разделения, расширения или объединения лицензионных участков.

Следующий блок проблем, сдерживающих развитие рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, касается вопросов развития алмазно-гранильной и ювелирной промышленности.

Анализ законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, а также правоприменительной практики, выявил в них противоречия. Так, в связи принятием Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» из законодательства, регламентирующего оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, исключена норма об обязательной продаже добытых и произведенных драгоценных металлов или драгоценных камней государству. Вместе с тем, Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за уклонение от обязательной продажи драгоценных металлов и драгоценных камней государству.

Мы считает, что одним из сдерживающих факторов для развития ювелирной и алмазогранильной промышленности России является взимание налога на добавленную стоимость с золота, продаваемого в слитках. В мировой практике продажа золота в слитках не облагается НДС. Действующим законодательством предусмотрено освобождение от НДС при покупке золота только при использовании «металлических» счетов в банках. При продаже золота ювелирным и иным предприятиям, а также физическим лицам взимается НДС со всей стоимости по максимальной ставке.

На развитие ювелирной промышленности оказывают негативное влияние таможенные пошлины на ввоз импортного технологического, лабораторного, и ювелирного оборудования, не изготавливаемого в Российской Федерации, а также на ввоз драгоценных камней, не добываемых в Российской Федерации.

Еще одной проблемой является нелегальный оборот драгоценных камней и металлов. Согласно экспертным оценкам, годовой объем реализации незаконно ввезенной ювелирной продукции иностранного производства составляет не менее 50 млрд. рублей, что ограничивает развитие российской ювелирной промышленности.

Существует проблема клеймения ювелирных изделий, поставляемых на экспорт, так как с российским государственным пробирным клеймом невозможно реализовать ювелирные изделия, предназначенные для продажи под известными зарубежными торговыми марками.

Кроме того, клеймение всех без исключения ювелирных изделий из драгоценных металлов без установления нижнего технического предела по весу изделий целесообразности государственного клеймения, не позволяет сократить сроки на опробование и клеймение ювелирных изделий, снизить затраты изготовителей на эти операции и повысить рентабельность производства мелких ювелирных изделий.

В настоящее время рынок драгоценных металлов и драгоценных камней России подвержен избыточному регулированию и контролю со стороны десятка административных органов. Это и налоговые органы, МВД России, Минэкономразвития России, Минприроды России, Роснедра, Гохран России, Федеральная пробирная палата, налоговые органы и другие. Для повышения конкурентоспособности по сравнению с аналогичными зарубежными компаниями, участники рынка драгоценных металлов и драгоценных камней должны быть защищены от необоснованного вмешательства органов государственного надзора в их деятельность и от возможности возникновения необоснованной зависимости их экономики от действия органов государственного надзора. Таким образом, сегодня назрела необходимость выработки программы оздоровления отрасли, создания стимулов для ее развития.

Проанализировав актуальные проблемы обеспечения развития рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, участники заседания «круглого стола» рекомендуют Правительству Российской Федерации:

1.1. Осуществить анализ действующей нормативной правовой базы регулирующей рынок драгоценных камней и драгоценных металлов на предмет выработки предложений по ее гармонизации и совершенствованию.

1.2. Продолжить работу по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, в части распространения дифференцированного подхода к НДПИ при добыче концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, в зависимости от горно-геологических и географо-экономических условий разработки.

1.3. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, в части:

-установления по НДПИ налоговой ставки 0% на концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы, получаемые при добыче драгоценных металлов из россыпных месторождений, относящихся по величине (объемам) запасов полезных ископаемых к категории мелких;

-установления по НДС налоговой ставки 0% при реализации драгоценных металлов в слитках юридическим и физическим лицам.

1.4. Ускорить внесение на рассмотрение Государственной Думы проектов законодательных актов, изменяющих Закон Российской Федерации «О недрах», в части:

обеспечения возможности применения «заявочного» принципа на проведение геологоразведочных работ за счет средств недропользователя;

установление критериев выбора конкурсов или аукционов на право пользования недрами;

определения оснований и порядка установления, изменения границ участков недр, предоставляемых в пользование.

1.5. При подготовке проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотреть:

увеличение расходов по статье «Воспроизводство минерально-сырьевой базы» за счет их перемещения с последующих периодов.

1.6.Подготовить обновленную редакцию «Основ государственной политики в сфере геологии и минеральных ресурсов», утвержденных Распоряжением правительства Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. N 494-р , четко обозначив в ней направления государственной политики в части определения задач государства и недропользователей, в том числе по воспроизводству запасов

1.7. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в статью 192 Уголовного кодекса Российской Федерации в части отмены уголовной ответственности за уклонение от обязательной продажи добытых и произведенных драгоценных металлов и драгоценных камней государству.

1.8. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 26.03.1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в части:

- сохранения обязательности аффинажа только для драгоценных металлов, полученных из минерального сырья и продуктов переработки минерального сырья;

- определения порядка транспортировки драгоценных металлов и камней и изделий из них, обеспечивающих безопасность перевозки самим собственником;

- введения добровольного клеймения ювелирных изделий, поставляемых на экспорт;

- установления нижнего технического предела по весу изделий государственного клеймения ювелирных изделий.

1.9. Внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 718 «О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» в части:

- установления нулевых таможенных пошлин на ввоз импортного технологического, лабораторного, и ювелирного оборудования, не имеющих аналогов в Российской Федерации, а также на ввоз драгоценных камней, не добываемых в Российской Федерации;

- снижения таможенных пошлин на ввоз 4-гусеничных машин с двумя ведущими тележками для использования с устанавливаемыми на них подъемными машинами или машинами для разработки грунта, предназначенные для работы в заболоченных или снежных районах, аналоги которых не производятся в Российской Федерации.

1.10. Ускорить разработку и утверждение Порядка подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, предусмотренного статьей 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 «О недрах».

1.11. Рассмотреть вопрос об организации и проведении в 2009 году конкурса (аукциона) на право пользования недрами Малышевского изумрудно-бериллиевого месторождения Свердловской области.

1.12. Усилить противодействие незаконному обороту драгоценных металлов и драгоценных камней импортного производства.

1.13. Осуществить анализ положений о федеральных органах исполнительной власти, в части оптимизации распределения полномочий, исключения избыточного регулирования и контроля рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.

 

ЖИВОТНЫЕ ВМЕСТО КОРРУПЦИИ: цензура на радио «Говорит Москва»

Вчера, 16 февраля, исполнительный секретарь Политического комитата партии «ЯБЛОКО» Галина Михалева в эфире передачи «Мнения сторон» радио «Говорит Москва» рассуждала на тему коррупции в высших эшелонах власти в условиях кризисах.

Спустя 10 минут после начала эфира, в момент, когда Галина Михалева назвала крупнейший московский банк, в чьем совете директоров присутствуют представители партии «Единой России» и члены правительства Москвы, эфир был неожиданно прерван. Спустя минуту радиослушателям пришлось довольствоваться передачей про животных.

Лидер партии «ЯБЛОКО» Сергей Митрохин назвал произошедшее грубейшим актом цензуры, что противоречит не только Конституции РФ, но и всем мыслимым профессиональным и этическим нормам журналистской деятельности.

Напомним, 24 ноября прошлого года Сергей Митрохин, приглашенный на запись передачи «Народ хочет знать» на телеканале ТВЦ, получил отказ в участии. Кто-то из представителей руководства телеканала запретил ведущей программы Кире Прошутинской приглашать лидера «ЯБЛОКА».

Напомним: ЭМ не давало информацию и про избитого за суд по выборам в Долгопрудном Григория Белонучкина.

 

Hosted by uCoz