19.05.09 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Sacrificia intellectus: еще одна вредная книжка

Новое оправдание тоталитаризма: «Большая Игра закончится лишь тогда, когда все умрут»

Женщина в философии о радикальном зле и роли евреев в мире

Удивительная наука – философия! Ее кумиры нетленны и в каждой новой эпохе обретают свою новую роль, хотя и не наука это вовсе, потому что доказательную истину в ее необъятных рамках поймать невозможно.

Основоположник теории тоталитаризма Ханна Арендт (Hannah Arendt, 14 октября 1906, Линден, Ганновер – 4 декабря 1975, Нью-Йорк) выросла в Кенигсберге, образование получила в германских университетах и преподавала в университетах американских, училась у Хайдеггера и Ясперса. Бежала от фашизма во Францию, затем в США по описанному Ремарком пути жизни немецких евреев. Большинство других путей вели во рвы или газовые камеры и это означает, что правда жизни либо однобока, либо неприемлема для восприятия.

Тем не менее стоит понять, что фигура Арендт и уникальна и типична: выжившая жертва Холокоста, признанный классик мало популярной умозрительной сферы, состоявшаяся в стране жирного чистогана США, где философы регулярно работу теряют.

Другое дело – Россия, где в условиях регулярного кризиса и перманентной нищеты, настоянной на водке, дури и бездуховности, стало доброй традицией издавать зубодробительные труды давности не менее трех десятков лет. Если кто думает, что в советское время нам что-то навязывали в форме истмата-диамата, пусть почитает Ханну Арендт (Скрытая традиция: Эссе / Пер. с нем. и англ. Т.Набатниковой, А.Шибаровой, Н.Мовниной. – М.: Текст, 2008. – 221 с., тир. 3,5 тыс. экз. Hannah Arendt. Die Verborgene Tradition. Bluecher Literry Trust, 1976).

За студенчески-восторженным посвящением великому Карлу Ясперсу («бесценный кумир») следуют семь собранных для сборника самим автором эссе тридцатых и сороковых годов: «Об империализме», «Организованная вина», «Скрытая традиция», «Евреи вчерашнего мира», «Франц Кафка», «Просвещение и еврейский вопрос», «Пересмотренный сионизм».

В обширном посвящении среди отчаянной борьбы с прошлым «расовым» злом просматривается и некое предупреждение о «возможности появления новых форм власти, которые, решительно отождествляя внутреннюю и внешнюю политику, подчинят себе любую оппозицию и смогут достичь неведомой доселе степени эффективности управления» (стр. 20).

В многословности Арендт трудно понять, что имеется в виду и для чего был выпущен в свет типичный, как теперь бы сказали меметики, медиавирус Редъярда Киплинга: «Большая Игра закончится лишь тогда, когда все умрут» (стр. 29). Не желая наслаивать новые смыслы по собственной воле, рецензенту придется отметить, что Арендт воспроизвела идею Киплинга одномоментно с закладкой нового мироустройства на основе либеральной идеологии, на десятки лет вытеснившей идеологии схлынувших волн глобализации – коммунизма и фашизма. Ранее они на свою погибель объединились для вытеснения более живучего общего конкурента в виде анархизма, об этом писал Джордж Орвел.

Свои же, американские критики прорабов реализации того, о чем предупреждала Арендт, спустя 30 лет понимают под словами «Большая Игра» вечную геополитическую конкуренцию империообразующих наций. Здесь и сейчас – США против России, во времена Киплинга – Великобритании против России.

И все же не стоит обольщаться при чтении великих предшественников. «Если в ближайшем будущем удастся создать еврейское государство с разделом территорий или без него – это произойдет благодаря политическому влиянию американских евреев» (стр. 220) – это было написано за четыре года до инициированного волей Сталина решения ООН по Государству Израиль. И до и после решения по Израилю мировому еврейскому правительству можно было приписать равно ответственность или заслугу почти за все что угодно включая разрушительную глобализацию в пользу «золотого миллиарда».

До расцвета новейшей формы нацизма Арендт не дожила, она присутствовала у его колыбели. Мы же не подозревали о том, что нам готовит судьба путем самоорганизации. Американо-германская философиня еврейского разлива осуждает увлечение случайностью. Неслучайность в основе науки синергетики, которая уже существовала в СССР, пришла как озарение в связи с полузапретными именами Ясперса и Хайдеггера. Так что это и наш кумир, обозначивший выход из орнаментального единообразия из людей и трупов как высшей эстетической категории любого тоталитаризма. Путешествия по недрам Ленинской библиотеки могли вывести на совсем запретное. Упомянутые философы отдавались настырным охотней, чем статьи о Лысенко в Nature.

И вот все доступно. За книжечкой эссе скрывается самоотверженный труд – и составителя-автора панегирика Ясперсу, и переводчиков, которые в своем творчестве может и посильней автора, как это принято в нашей России. Но в России также принято, чтоб собственных пророков не водилось, они у нас зовутся городскими сумасшедшими.

Для справки. Вторую мировую войну выиграли США, куда свезли золото воющих стран, потому что там обитает высшая раса, общепринято способная распорядиться судьбами мира. Споры о расах и народах продолжаются с новой силой и в новой же терминологии, причем столь измененной, что мало кто найдет логику в соответствии нынешнего «золотого миллиарда» и арийцев в обосновании фашизма. Тем менее признаваемы признаки фашизма во взаимодействии власти США и народа. Прошедшее путь становления еврейское государство в Израиле по воле США поставляет оружие тем силам, которые его в прошлом ликвидировали, а после исторического разрыва попытались, но не смогли. Сейчас они нацелены на ликвидацию мира в целом.

Что остается нам? Наверное, черпать новые мысли в старой философии, что столь естественно для советской интеллигенции на обломках империи.

Hosted by uCoz