19.05.09
Лев МОСКОВКИН
Книга в
Москве
Sacrificia intellectus: еще одна вредная книжка
Новое
оправдание тоталитаризма: «Большая Игра закончится лишь тогда, когда все умрут»
Женщина в
философии о радикальном зле и роли евреев в мире
Удивительная
наука – философия! Ее кумиры нетленны и в каждой новой эпохе обретают свою
новую роль, хотя и не наука это вовсе, потому что доказательную истину в ее
необъятных рамках поймать невозможно.
Основоположник
теории тоталитаризма Ханна Арендт (Hannah Arendt, 14 октября 1906, Линден,
Ганновер – 4 декабря 1975, Нью-Йорк) выросла в Кенигсберге, образование
получила в германских университетах и преподавала в университетах американских,
училась у Хайдеггера и Ясперса. Бежала от фашизма во Францию, затем в США по
описанному Ремарком пути жизни немецких евреев. Большинство других путей вели
во рвы или газовые камеры и это означает, что правда жизни либо однобока, либо
неприемлема для восприятия.
Тем не
менее стоит понять, что фигура Арендт и уникальна и типична: выжившая жертва Холокоста,
признанный классик мало популярной умозрительной сферы, состоявшаяся в стране
жирного чистогана США, где философы регулярно работу теряют.
Другое
дело – Россия, где в условиях регулярного кризиса и перманентной нищеты,
настоянной на водке, дури и бездуховности, стало доброй традицией издавать
зубодробительные труды давности не менее трех десятков лет. Если кто думает,
что в советское время нам что-то навязывали в форме истмата-диамата, пусть
почитает Ханну Арендт (Скрытая традиция: Эссе / Пер. с нем. и англ.
Т.Набатниковой, А.Шибаровой, Н.Мовниной. – М.: Текст, 2008. – 221 с., тир. 3,5
тыс. экз. – Hannah Arendt.
Die
Verborgene Tradition. Bluecher Literry Trust, 1976).
За
студенчески-восторженным посвящением великому Карлу Ясперсу («бесценный кумир»)
следуют семь собранных для сборника самим автором эссе тридцатых и сороковых
годов: «Об империализме», «Организованная вина», «Скрытая традиция», «Евреи
вчерашнего мира», «Франц Кафка», «Просвещение и еврейский вопрос»,
«Пересмотренный сионизм».
В обширном
посвящении среди отчаянной борьбы с прошлым «расовым» злом просматривается и
некое предупреждение о «возможности появления новых форм власти, которые,
решительно отождествляя внутреннюю и внешнюю политику, подчинят себе любую
оппозицию и смогут достичь неведомой доселе степени эффективности управления»
(стр. 20).
В
многословности Арендт трудно понять, что имеется в виду и для чего был выпущен
в свет типичный, как теперь бы сказали меметики, медиавирус Редъярда Киплинга:
«Большая Игра закончится лишь тогда, когда все умрут» (стр. 29). Не желая
наслаивать новые смыслы по собственной воле, рецензенту придется отметить, что
Арендт воспроизвела идею Киплинга одномоментно с закладкой нового
мироустройства на основе либеральной идеологии, на десятки лет вытеснившей
идеологии схлынувших волн глобализации – коммунизма и фашизма. Ранее они на
свою погибель объединились для вытеснения более живучего общего конкурента в
виде анархизма, об этом писал Джордж Орвел.
Свои же,
американские критики прорабов реализации того, о чем предупреждала Арендт,
спустя 30 лет понимают под словами «Большая Игра» вечную геополитическую
конкуренцию империообразующих наций. Здесь и сейчас – США против России, во
времена Киплинга – Великобритании против России.
И все же
не стоит обольщаться при чтении великих предшественников. «Если в ближайшем
будущем удастся создать еврейское государство с разделом территорий или без
него – это произойдет благодаря политическому влиянию американских евреев»
(стр. 220) – это было написано за четыре года до инициированного волей Сталина
решения ООН по Государству Израиль. И до и после решения по Израилю мировому
еврейскому правительству можно было приписать равно ответственность или заслугу
почти за все что угодно включая разрушительную глобализацию в пользу «золотого
миллиарда».
До
расцвета новейшей формы нацизма Арендт не дожила, она присутствовала у его
колыбели. Мы же не подозревали о том, что нам готовит судьба путем
самоорганизации. Американо-германская философиня еврейского разлива осуждает
увлечение случайностью. Неслучайность в основе науки синергетики, которая уже
существовала в СССР, пришла как озарение в связи с полузапретными именами
Ясперса и Хайдеггера. Так что это и наш кумир, обозначивший выход из
орнаментального единообразия из людей и трупов как высшей эстетической
категории любого тоталитаризма. Путешествия по недрам Ленинской библиотеки
могли вывести на совсем запретное. Упомянутые философы отдавались настырным
охотней, чем статьи о Лысенко в Nature.
И вот все
доступно. За книжечкой эссе скрывается самоотверженный труд – и
составителя-автора панегирика Ясперсу, и переводчиков, которые в своем
творчестве может и посильней автора, как это принято в нашей России. Но в
России также принято, чтоб собственных пророков не водилось, они у нас зовутся
городскими сумасшедшими.
Для справки. Вторую мировую войну выиграли США, куда свезли
золото воющих стран, потому что там обитает высшая раса, общепринято способная
распорядиться судьбами мира. Споры о расах и народах продолжаются с новой силой
и в новой же терминологии, причем столь измененной, что мало кто найдет логику
в соответствии нынешнего «золотого миллиарда» и арийцев в обосновании фашизма.
Тем менее признаваемы признаки фашизма во взаимодействии власти США и народа.
Прошедшее путь становления еврейское государство в Израиле по воле США
поставляет оружие тем силам, которые его в прошлом ликвидировали, а после
исторического разрыва попытались, но не смогли. Сейчас они нацелены на
ликвидацию мира в целом.
Что остается нам?
Наверное, черпать новые мысли в старой философии, что столь естественно для
советской интеллигенции на обломках империи.