27.05.09 Лев МОСКОВКИН

Интервью и комментарии

 

Минюст предлагает немножко узаконить черных коллекторов

Министр юстиции Александр Коновалов: Доску позора коррупционеров население воспринимает как доску почета

Борьба с правовым нигилизмом устраняет конкурентов на преступном поле, то есть повсеместно

- ...Речь идет о том, что органы ФСБ обладают очень квалифицированным следственным аппаратом, который используется не всегда адекватно., потому что не так много громких значимых дел эти органы возбуждают, расследуют, отправляют в суды. Поэтому речь идет только о том, что квалифицированный аппарат ФСБ мог бы приносить большой вклад в общую борьбу с коррупцией.

- Как организовать борьбу с правовым нигилизмом?

- Мы считаем, что эта политика должна носить всеобъемлющий характер. Она безусловно должна включать изменения трендов и в воспитательных и в образовательных причем начиная можете не смеяться с дошкольных учреждений образовательных и воспитательных. Эта политика должна в себя включать формирование некой корпоративной культуры СМИ и организаций эфирного и кабельного вещания, причем с установлением жестких правил, которые нарушать нельзя и за которые нарушители будут нести ответственность хотя бы административную. Я имею в виду распространение через эфирное и кабельное вещание материалов, близких к порнографическим, либо провоцирующих нездоровое отношение к насилию, предубеждение по отношению к закону, к суду, к государству. Здесь нужна мощная идеологическая политика государства, ориентирующая население на безусловное уважение к закону, к суду и к правопорядку. Но при этом надо безусловно понимать: какой бы хорошей политика ни была, какими качественными ни были бы основы государственной политики в данной сфере, которые Минюст или другой орган подготовит, если эта политика будет реализовываться в отрыве от общих направлений в государственной службе, антикоррупционной сферы, то будет образовываться разрыв, которые будет восприниматься людьми как лицемерие государства и ни к чему хорошему не приведет.

- Поясните пожалуйста, что вы сказали на «правительственном часе» в Совете Федерации про оперативно-розыскную деятельность и частных приставов? Про коллекторские агентства?

- Что касается ОРД, то речь идет о...

- ...прослушке?

- Да. Сегодняшняя изощренность наиболее сложных, наиболее прибыльных преступных схем включая коррупционные схему предполагает адекватный ответ этим схемам, которые на мой взгляд и взгляд большинства правоохранителей, я тоже бывший правоохранитель, не может быть обеспечена без технической составляющей.

- Коллекторы имеют право на прослушку тоже? Частные приставы?

- При чем здесь коллекторы? Нет, об этом никакой связи не было в двух моих выступлениях в парламенте. Речь идет о том, что все и больше квазиюридических структур, скорее всего просто сыскных агентств, околопреступных группировок предлагают свои услуги по отысканию имущества должников, по стимулированию должников к исполнению судебных решений – мягко так это назовем. И здесь в какой-то степени мы можем столкнуться с возвратом к ситуации первой половины 90-х годов, когда государство ушло из этой сферы и туда зашла организованная преступность, когда судебные исполнители такие бритоголовые исполняли судебные решения на раз. К сожалению, это частую было более эффективно, чем государственное исполнение судебных решений. Поэтому мы сегодня говорим о том, как адекватно разместить в действующей системе исполнения судебных решений участие негосударственных структур. На наш взгляд, это можно было бы сделать, во-первых, пользуясь опытом иностранных государств, той же Франции, Словакии, где такая практика давно и более-менее успешно существует. Во-вторых, сделать это в строго ограниченных объемах. Например, в сегменте отыскания имущества должника, которое подлежит обращению на него взыскания суда, а также такой непростой для доказывания момент, как установление истинной принадлежности имущества, потому что мы знаем, сегодня довольно богатые люди, de jure оказываются бедняками – их имущество принадлежит другим людям, им аффилированным. Для того, чтобы эти аффилированные связи разоблачать, выявлять и готовить для судебного заседания признания сделок, опосредовавших от перемещения имущества ничтожными, недействительными, вполне могут привлекаться, но в прозрачном варианте, урегулированном варианте, может применяться система лицензирования, частные структуры.

- Можно уточнить: президентский законопроект по антикоррупционной экспертизе потребует внесения поправок в регламент Думы, в ведомственные инструкции Минюста?

- Сейчас этот законопроект обсуждается, он направлен на согласование в ведомства. Они должны в ближайшие дни эти согласования подготовить, тогда можно будет сказать более четко и предметно, когда мы поймем, какой окончательный вид примет редакция этого закона.

- Но Госдума может не принимать во внимание нормы этого закона, если у нее в регламенте нет соответствующих поправок?

- Ну, я думаю, что этот вопрос будет решен в рабочем порядке.

- Скажите, какие-то санкции в плане уголовного наказания за коррупционные преступления готовятся?

- Я думаю, что на сегодняшний момент санкции адекватны и речь должна идти не об ужесточении санкций, а об обеспечении неотвратимости наказания и о расширении на порядок, так скажем, количества выявляемых, расследуемых и предаваемых суду коррупционных фактов. Вот если мы будем расследовать на порядок больше преступлений коррупционного характера и будем понимать, что наказания, которое устанавливает Уголовный кодекс, не хватает, тогда можно будет поставить более квалифицированно, компетентно этот вопрос.

- Вы согласны с сенатором Аслахановым, что ... должна быть более управляемой?

- Не совсем так, мне кажется, что сенатор Аслаханов говорил, что взаимодействие некоторых сфер между чиновниками и получателями государственных услуг, которые сегодня лежат в теневой сфере, должны быть легализованы. Но там, где это возможно. А в целом, мне кажется, двигаться нужно не только в этом направлении, а скорее в направлении повышения анонимности контактов заказчиков государственной услуги и государственными и муниципальными чиновниками. То есть должны работать не столько персоналии, сколько технологии, которые всеми поняты, апробированы, и применение которых не вызывает вопросов.

- Когда будут проходить проверки сведений о доходах чиновников? Все уже начали отчитываться, их как-то проверяют?

- Ну, единственное, что можно точно сказать, что я готов сказать, что этот механизм будет точечным и не тотальным. Проверка будет в тех случаях производиться, когда будут иметь место подозрения в достоверности, в том числе возможно использование оперативных данных.

- Как идет работа над законопроектом о компенсационных выплатах?

- Подготовлен законопроект, который мы хотим предложить правительству, Государственной Думе, парламенту России, который вообще урегулирует порядок выплаты компенсаций не только жителям Чеченской Республики, но и гражданам России, которые оказались в силу тех или иных прискорбных причин вовлеченными в процесс восстановления конституционного порядка там, где нужно применять контртеррористические, контрпреступные меры. Мы разработали такой законопроект, это естественно его первоначальный вариант, который будет обсуждаться в правительстве и затем в парламенте.

- Когда проект будет готов?

- До 1 июня мы сообщим о первых результатах работы межведомственной рабочей группы и соответственно поставим вопрос о том, что проблема должна быть урегулирована именно принятием федерального закона. В случае одобрения начнется работа по согласованию закона и его принятию.

- Спасибо.

Hosted by uCoz