27.05.09 Лев МОСКОВКИН
Интервью и комментарии
Минюст предлагает
немножко узаконить черных коллекторов
Министр юстиции Александр
Коновалов: Доску позора коррупционеров население воспринимает как доску почета
Борьба с правовым
нигилизмом устраняет конкурентов на преступном поле, то есть повсеместно
- ...Речь идет о том,
что органы ФСБ обладают очень квалифицированным следственным аппаратом, который
используется не всегда адекватно., потому что не так много громких значимых дел
эти органы возбуждают, расследуют, отправляют в суды. Поэтому речь идет только
о том, что квалифицированный аппарат ФСБ мог бы приносить большой вклад в общую
борьбу с коррупцией.
- Как организовать борьбу
с правовым нигилизмом?
- Мы считаем, что эта
политика должна носить всеобъемлющий характер. Она безусловно должна включать
изменения трендов и в воспитательных и в образовательных причем начиная можете
не смеяться с дошкольных учреждений образовательных и воспитательных. Эта политика
должна в себя включать формирование некой корпоративной культуры СМИ и
организаций эфирного и кабельного вещания, причем с установлением жестких
правил, которые нарушать нельзя и за которые нарушители будут нести
ответственность хотя бы административную. Я имею в виду распространение через
эфирное и кабельное вещание материалов, близких к порнографическим, либо
провоцирующих нездоровое отношение к насилию, предубеждение по отношению к
закону, к суду, к государству. Здесь нужна мощная идеологическая политика
государства, ориентирующая население на безусловное уважение к закону, к суду и
к правопорядку. Но при этом надо безусловно понимать: какой бы хорошей политика
ни была, какими качественными ни были бы основы государственной политики в
данной сфере, которые Минюст или другой орган подготовит, если эта политика
будет реализовываться в отрыве от общих направлений в государственной службе,
антикоррупционной сферы, то будет образовываться разрыв, которые будет
восприниматься людьми как лицемерие государства и ни к чему хорошему не
приведет.
- Поясните пожалуйста,
что вы сказали на «правительственном часе» в Совете Федерации про
оперативно-розыскную деятельность и частных приставов? Про коллекторские
агентства?
- Что касается ОРД, то
речь идет о...
- ...прослушке?
- Да. Сегодняшняя
изощренность наиболее сложных, наиболее прибыльных преступных схем включая
коррупционные схему предполагает адекватный ответ этим схемам, которые на мой
взгляд и взгляд большинства правоохранителей, я тоже бывший правоохранитель, не
может быть обеспечена без технической составляющей.
- Коллекторы имеют право
на прослушку тоже? Частные приставы?
- При чем здесь
коллекторы? Нет, об этом никакой связи не было в двух моих выступлениях в
парламенте. Речь идет о том, что все и больше квазиюридических структур, скорее
всего просто сыскных агентств, околопреступных группировок предлагают свои
услуги по отысканию имущества должников, по стимулированию должников к
исполнению судебных решений – мягко так это назовем. И здесь в какой-то степени
мы можем столкнуться с возвратом к ситуации первой половины 90-х годов, когда
государство ушло из этой сферы и туда зашла организованная преступность, когда
судебные исполнители такие бритоголовые исполняли судебные решения на раз. К
сожалению, это частую было более эффективно, чем государственное исполнение
судебных решений. Поэтому мы сегодня говорим о том, как адекватно разместить в
действующей системе исполнения судебных решений участие негосударственных
структур. На наш взгляд, это можно было бы сделать, во-первых, пользуясь опытом
иностранных государств, той же Франции, Словакии, где такая практика давно и
более-менее успешно существует. Во-вторых, сделать это в строго ограниченных
объемах. Например, в сегменте отыскания имущества должника, которое подлежит
обращению на него взыскания суда, а также такой непростой для доказывания
момент, как установление истинной принадлежности имущества, потому что мы
знаем, сегодня довольно богатые люди, de jure оказываются бедняками – их имущество принадлежит другим людям, им
аффилированным. Для того, чтобы эти аффилированные связи разоблачать, выявлять
и готовить для судебного заседания признания сделок, опосредовавших от
перемещения имущества ничтожными, недействительными, вполне могут привлекаться,
но в прозрачном варианте, урегулированном варианте, может применяться система
лицензирования, частные структуры.
- Можно уточнить:
президентский законопроект по антикоррупционной экспертизе потребует внесения
поправок в регламент Думы, в ведомственные инструкции Минюста?
- Сейчас этот
законопроект обсуждается, он направлен на согласование в ведомства. Они должны
в ближайшие дни эти согласования подготовить, тогда можно будет сказать более
четко и предметно, когда мы поймем, какой окончательный вид примет редакция
этого закона.
- Но Госдума может не
принимать во внимание нормы этого закона, если у нее в регламенте нет
соответствующих поправок?
- Ну, я думаю, что этот
вопрос будет решен в рабочем порядке.
- Скажите, какие-то
санкции в плане уголовного наказания за коррупционные преступления готовятся?
- Я думаю, что на
сегодняшний момент санкции адекватны и речь должна идти не об ужесточении
санкций, а об обеспечении неотвратимости наказания и о расширении на порядок,
так скажем, количества выявляемых, расследуемых и предаваемых суду
коррупционных фактов. Вот если мы будем расследовать на порядок больше
преступлений коррупционного характера и будем понимать, что наказания, которое
устанавливает Уголовный кодекс, не хватает, тогда можно будет поставить более
квалифицированно, компетентно этот вопрос.
- Вы согласны с сенатором
Аслахановым, что ... должна быть более управляемой?
- Не совсем так, мне
кажется, что сенатор Аслаханов говорил, что взаимодействие некоторых сфер между
чиновниками и получателями государственных услуг, которые сегодня лежат в
теневой сфере, должны быть легализованы. Но там, где это возможно. А в целом,
мне кажется, двигаться нужно не только в этом направлении, а скорее в
направлении повышения анонимности контактов заказчиков государственной услуги и
государственными и муниципальными чиновниками. То есть должны работать не
столько персоналии, сколько технологии, которые всеми поняты, апробированы, и
применение которых не вызывает вопросов.
- Когда будут проходить
проверки сведений о доходах чиновников? Все уже начали отчитываться, их как-то
проверяют?
- Ну, единственное, что
можно точно сказать, что я готов сказать, что этот механизм будет точечным и не
тотальным. Проверка будет в тех случаях производиться, когда будут иметь место
подозрения в достоверности, в том числе возможно использование оперативных
данных.
- Как идет работа над
законопроектом о компенсационных выплатах?
- Подготовлен
законопроект, который мы хотим предложить правительству, Государственной Думе,
парламенту России, который вообще урегулирует порядок выплаты компенсаций не
только жителям Чеченской Республики, но и гражданам России, которые оказались в
силу тех или иных прискорбных причин вовлеченными в процесс восстановления конституционного
порядка там, где нужно применять контртеррористические, контрпреступные меры.
Мы разработали такой законопроект, это естественно его первоначальный вариант,
который будет обсуждаться в правительстве и затем в парламенте.
- Когда проект будет готов?
- До 1 июня мы сообщим
о первых результатах работы межведомственной рабочей группы и соответственно
поставим вопрос о том, что проблема должна быть урегулирована именно принятием
федерального закона. В случае одобрения начнется работа по согласованию закона
и его принятию.
- Спасибо.