30.05.09 Наталья ВАКУРОВА

Книга в Москве

Творчество душевнобольных

Камин, как известно, топили и гениальными произведениями

Женщина со сложной судьбой, в интересном положении и большими тиражами

Почему одни картины никому не нужны, а другие нелучшие становятся предметом вожделения толстосумов, условно называемых коллекционерами? Что прославляет имя автора, чье тело в конце личной судьбы совокупилось с землей в нищете?

Галерист в наше время – профессия занятная типа PR-менеджера, которая приносит успешным и удачливым много денег. Но дело не в этом, а в том, что жизнью общества начинают управлять цинично-самоуверенные галеристы и это неплохая альтернатива манящей нищету духа диктатуре.

Общество в лице его чисто-конкретных представителей сопротивляется своему счастью. Как и почему – виртуозно описано в «криминальной драме со счастливым концом» раскрученного автора Ева Ланска «Бумеранг. Надежда возвращается» – «все события, происходящие в романе, вымышлены. Любое сходство с реально существующими людьми случайно» (роман. – М.: Эксмо, 2009. – 352 с., тир 20 тыс.).

По жанру роман представляет собой мультипликацию детектива и женской гламурной прозы, сильно отличаясь от того и от другого в ту сторону наджанровой идентификации творческого продукта, где бессильны самые признанные эксперты и остается только развести руками вслед за классиком – все жанры хороши, кроме скучного.

С очаровательной Евой Ланска не соскучишься. Она, как теперь это часто бывает, сочетает в одном общем образе красоту и талант – цветочек и пчелку из анекдота, что осуществляет информационную связь между эстетствующими индивидуумами.

«Хороших художников, определяющих лицо современного искусства, немного, не более сотни, из них лишь десятка два более или менее узнаваемые. После окончания Суриковского или Строгановки выпускники идут работать дизайнерами, арт-директорами. В конце концов, даже рисование портретов на Арбате более денежное занятие, чем поиски своего места в современном искусстве. Если художник начинает делать из мастерства бизнес, принимая за основу «модно – не модно», получается буржуазная попса. У такой работы нет шансов попасть в музей, тем более в историю, а значит, картинка будет дешевенькая, однако ее, скорее всего, купят. Получается, что по-прежнему только голодный художник один и может создать великое произведение. А тут ему нужен галерист, чтобы не только разглядеть талант, но и помочь ему. Но выгода здесь обоюдная, юродивых сейчас нет. Галерея приобретает вес, получает продаваемый товар и эксклюзивные права на продажи работ этого автора» – блестяще описана в романе биотехнология галеризма (приставка «био» означает не просто живое начало, а возможность ослепительного творчества в составе нудного процесса поиска истины на помойке). Основой галеризма стало сочетание технологии с эвристикой, приправленное той удачливостью эволюционной судьбы, о которой писали американец Verne Grant и еще более знаменитый эволюционист Станислав Лем.

Чтоб быть галеристом, надо знать, «как выстроить работу грамотно, как готовить проекты, приглашать специалистов из разных областей: PR, фотографии, web-дизайна, критики, прессы. А отбор материалов для показа – это безумно интересно. Это – мое. Я три года готовилась открыть свою собственную галерею. За три года я смогла себя интеллектуально накачать: изучала историю искусства и фотографии, учила французский, даже была слушателем курсов Ecole des Beaux Arts в Женеве. Чтобы найти помещение для галереи, расселила огромную коммуналку».

Оправдывая азарт, автор устами персонажа говорит о себе: «Это сейчас модная тема, такое роскошное хобби, статусная вещь. И потом я не знаю ни одного человека, который по доброй воле вышел из этого бизнеса. На него подсаживаешься, как на наркотик. Такой азартный кросс!».

Столичный галерист Марат Гельман, например, не только выстроил новый, неведомый доселе партийный проект, но и издал книгу-исследование об экстремизме – ничего не должно пропадать даром, ни кровь на распятии, ни мазня душевнобольных, ни семя зарезанного – таков смысл повествования.

И еще это роман о любви, о любви к автору «Подсолнухов»: «Так раньше на нее никто не смотрел, даже Дима. Этот взгляд не был внимательным или оценивающим, не был продиктован внимательностью или даже влюбленностью. Переверзнев смотрел так, как смотрят на нежданное чудо, на мечту, к которой идут всю жизнь, и вот... остается один шаг, стоит протянуть руку. Он смотрел, замерев от восторга, и все не решался дотронуться. Не заметить такой взгляд было невозможно».

«С ним все было по-другому, он видел то, что другие не видят» – и в том суть. «В общем, прав был старик Шоу, что картина, которую хвалят больше чем десять процентов публики, подлежит сожжению» – это уже истина от художника. Банкир Дима – муж, художник Игорь – любовник. Один навязывает гармонию в симметрии, складывая чашку к чашке бюстгальтер. Другой находит ее в творческих прорывах. Такова суть классификации безумия как основы любви.

Но любовь – любовью, а детектив – женский, поэтому во всем не ее вина, а то, что «большинство мужиков абсолютно членистоногие. Куда член, туда и ноги». На этом фоне наша героиня открыла для себя секс, поняв только сейчас, что секс – это искусство, а не олимпийские игры. И что хороший любовник и выносливый дятел, готовый долбить два часа без перерыва, как бывало в супружеской постели ... это не одно и то же.

Детектив о женщине выписан супер классно. Захватывающе. Читать интересно. Конец повествования несет не одну разгадку – кто убийца? – а целую череду откровений, весьма неожиданных в стиле «песня исполняется впервые мною». Настолько, что невидимый автор ассоциируется с героиней только тем, что он выполняет чисто вспомогательную мужскую роль в раскрутке нашего прелестного персонажа – очаровательной скуластенькой девочки-нескладочки по возрасту и по телосложению, но с синдромом звезды. Жизнь приматов – не выставка собак, где все по идее должно быть гармонично, а игра гормонов, управляющих нашей растянувшейся на вечность весной жизни без малейшей надежды на созревание половозрелых личинок.

Собственно, роман под именем Ева Ланска именно об этом. «Следующая книга должна выйти в сентябре. Главная героиня, как обычно, женщина со сложной судьбой, которая, преодолев лишения и горе, находит свое счастье. Все остальное – профессиональный секрет, идея действительно совершенно эксклюзивная» – значится в ответе от Ева Ланска в интервью Наталье Ковалевской (http://www.promoteen.com/index.php?option=com_content&task=view&id=1501&Itemid=1 или http://blogs.mail.ru/list/inform_rassilka/FFB4109CE93669.html).

В разных местах того же интервью грамотно закопаны два вопроса-ответа, цель которых исходит из той головы, что ведает PR-раскруткой.

Н.К.: В Интернете бытует мнение, что вы очередная светская дамочка, которая, поддавшись модному течению, выпускает очередную книгу для «растопки камина». А вы сами – считаете себя светской львицей, а свое писательство – данью моды?

Е.Л.: Я помню, как лет пять назад читала на вашем сайте www.promoteen.com (он тогда по другому назывался – «Практическая журналистика») статью о своем творчестве. В том материале, кажется, не было подобных сравнений. Я как раз говорила, что ничего не делаю только из-за того, что это модно, – и считаю это тривиальным. До сих пор следую этому правилу. Интересная личность сама формирует моду. По большому счету, модно заниматься как раз тем, что не модно в данный момент. Я начала писать еще в школьные годы, и вот сейчас мои книги стали публиковать, а камин, как известно из истории, топили и гениальным произведениями. Все зависит от того, кто держит в руках рукопись. Я, например, вообще не могу с книгой обращаться варварски, и это тоже из детства.

Н.К.: На форумах, обсуждая вас и ваши книги, высказываются за то, что вы пишите не сами, а за вас пишут «литературные рабы»? Вы можете развенчать или подтвердить это мнение?

Е.Л.: Я не знаю, как относиться к этим высказываниям. Как-то раз, много лет назад, меня спросил один русский коллега – журналист в Париже, сама ли я пишу свои песни. Я тогда сказала, что какой бы я ни дала ответ, после такого вопроса он уже не покажется искренним. Как известно, в правду поверить сложнее всего – особенно, когда есть навязанное «общее мнение». Те, кто мне дают интервью для моих книг, обычно признательны за точность и не сомневаются в моем авторстве. Когда ты что-то доказываешь или оправдываешься, публика выносит вердикт «виновен», даже если не за что. Зачем все это? Существуют более точные критерии – нравится и не нравится... Никому и в голову не приходит вопрос, насколько состоятельно авторство Херста, Мураками, Дюма, Кристи, Айвазовского... И в любом случае многие с радостью приобрели бы одно из их произведений.

От себя добавлю, что к этим «многим» лично я не отношусь, но роман «Бумеранг» прочитан с удовольствием и с не меньшим удовольствием совершено путешествие по сайтам на ниточке маркера «Ева Ланска», без мысли о сравнении с Кристи или Мураками – скорее с Жанной Фриске и Тарой Мосс, причем явно не в пользу последних. Автор романа естественно упомянул последнее письмо Пикассо. «Его не любят цитировать, выдают за шутку гения. Там есть такая фраза: «Настоящими художниками были Джотто и Рембрандт, я же лишь клоун, который понял свое время».

«Настоящие» в свою очередь ставили подписи на работы учеников. Развитие галеризма и появление структур типа «Винзавод» ускорили эволюцию.

«Все-таки нет ничего случайного в этом мире» – думает наша героиня в тюремной камере. И она права, судя по дальнейшим событиям. В любом случае явление Ева Ланска народу – один из наиболее интересных проектов диверсифицированного многопрофильного коммуникатора начиная с Иисуса Христа – super-star, потому что в нем раскрыт его же интеллектуальный механизм и это не станет «кино не для всех» с фигой в кармане, потому что общедоступно, легко и талантливо. Что резко отличиается от той правды жизни в «Антихристе», которым Ларс фон Триер напугал Канны.

Почувствуйте разницу в женских типах, а красота притягивает геростратов.

Hosted by uCoz