23.06.09 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Запланированная катастрофа в законодательной работе – документы полетели на всех скоростях во всех чтениях сразу

Вынужденные решения Думы удивительно предсказуемы. До конца сессии осталось четыре заседания и продления сессии не планируется, но рассматривать будут по четыре десятка вопросов в день с сокращенным перерывом, чтоб голосующие не успели ни подумать над законами, ни пообедать. При этом читать законы не обязательно, все желания правительства и отдельных ведомств известны в рамках задачи разделения властей – один жарит и ест, другой нюхает и отмывает посуду.

Спикер Борис Грызлов заранее обещал поддержать свеженький правительственный законопроект с поправками в Бюджетный кодекс. Бюджет-2010 будет внесен не 26 августа, а 1 октября, при этом сроки его рассмотрения сокращаются и количество сопутствующих документов ограничивается, поскольку правительству трудно все обсчитать. Одновременно облегчается порядок изменения налогов – менять Налоговый кодекс можно будет по ходу исполнения бюджета. По действующей норме это возможно только до внесения бюджета, или новые налоги вступают в силу со следующего года.

Закон будет рассмотрен во всех чтениях без поправок 1 июля. И это уже неважно, потому что масштабные бюджетные махинации прошли, исправить все равно ничего нельзя, да никто и не собирается. Еще когда вводили навсегда трехлетний бюджет, источник в Думе нашептал, что масштабные изменения с долгосрочным планированием ничего не могут дать по сути, они нужны только на короткое время операции «преемник» – посадки в Кремле Медведева, а потом отменят.

Самое ужасное – срочное рассмотрение чумовых законов по защите нравственности детей от вредной информации, детской порнографии и растления включая меры уголовной ответственности. В портфеле Думы два депутатских законопроекта на эту тему и один президентский. Зампред комитета по вопросам семьи, женщин и детей Наталья Карпович самозабвенно верит в необходимость их принятия и надеется, что это произойдет до конца сессии, ну, может быть депутатские инициативы в третьем чтении отойдут на осень. Но президентский закон с уголовкой за безнравственность в отношении детей примут в целом сейчас. Документы написаны местами под копирку и по общему мнению специалистов они добавят населению террора в связи с вольностью применения чрезмерно зарегулированных норм в том числе в отношении СМИ и Интернета.

По словам главы комитета по госстроительству Владимира Плигина, к 1 января предполагается ввести в действие механизм антикоррупционной экспертизы законопроектов. Соответствующий президентский закон может быть принят очень быстро до конца сессии. Поправок к нему почти нет и Плигина эта имитация борьбы с коррупцией уже замучила. Для очистки совести он сказал, что уровень конфликта интересов наших чиновников ниже, чем в США – возможно из-за более слабой экономики.

Весьма предсказуема и подготовка закона об электронных деньгах. Как и предсказывалось, это следующий этап в составе общей идеи, реализация которой началась с платежных терминалов. Законопроект об электронных деньгах будет готовить комитет по финансовому рынку. В чьих руках будет эта советская система виртуального безнала с использованием новейших средств расчетов, примерно понятно. Возможно, это удар по монополии на деньги, которых не хватает для расчетов в промышленности – если тогда еще будет промышленность.

Пока же комитет по бюджету одобрил бюджет палаты. Очень Валерий Гартунг ругался.

 

Сообщения

 

В Думе привычная штурмовщина конца сессии

Продление думской сессии не планируется, все направленные в рассылку законопроекты палата успевает рассмотреть на оставшихся до конца весенней сессии четырех заседаниях по 3 июля включительно.

Об этом сообщил во вторник журналистам на брифинге по итогам Совета Думы спикер Борис Грызлов. По его информации, на завтрашнем заседании планируется рассмотреть сорок вопросов, в частности, два альтернативных проекта постановления в связи с заявлением парламента Японии о том, что Южные Курилы – исконно японская территория и следует делать все возможное для ее возвращения. Спикер подчеркнул, что для нас это неприемлемо и в случае необходимости Госдума готова принять законодательное решение.

Завтра же будут рассмотрены две законодательные поправки, касающиеся 160 тыс детей в дошкольных учреждениях и выплаты стипендий в первый год обучения, средства на это выделены всем вузам.

Отвечая на вопросы журналистов, спикер сообщил, что внесенный накануне правительством законопроект с поправками в Бюджетный кодекс по переносу сроков внесения бюджета на следующий год на 1 октября, по действующей норме правительство должно внести бюджет до 26 августа. По словам Б.Грызлова, депутаты готовы рассмотреть документ за один день в первом чтении в целом, вопрос не новый, он обсуждался, в условиях экономического кризиса депутаты согласны с тем, что нужно получить как можно больше информации.

Вице-спикер Олег Морозов сообщил, что поправки в Бюджетный кодекс будут рассмотрены в пятницу.

По информации председателя комитета по финансовому рынку Владислава Резника, завтра на пленарном заседании Госдумы депутатам предстоит рассмотреть отчет Центробанка.

Три законопроекта по защите нравственности детей будут рассмотрены до конца сессии. Как сообщила нашему корреспонденту зампред комитета по вопросам семьи, женщин и детей Наталья Карпович, она надеется, что два депутатских законопроекта по борьбе с детской порнографией и растлением малолетних включая нормы по СМИ будут рассмотрены в первом чтении до конца сессии, возможно третье чтение будет отложено не осень. Зампред комитета подчеркнула, что внесенный позже президентский законопроект не является альтернативным депутатским инициативам, его Дума одобрит в целом до конца сессии.

 

Введенные в России нормы по конфликту интересов чиновника не работают, работает коррупция

В 2006 году нами был сделан шаг, не только давший мощный импульс в создании комплексной системы по противодействию коррупции, но и предопределивший основной вектор развития российского антикоррупционного законодательства. Речь идет о ратификации Россией двух основополагающих международных конвенций: Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Тем самым был сделан выбор – взять за основу апробированные и доказавшие свою эффективность антикоррупционные стандарты и необходимые для создания комплексной системы инструменты, направленные на профилактику, предупреждение и борьбу с коррупцией» – об этом сказал зампред думского комитета по безопасности Михаил Гришанков в своем докладе на круглом столе «Публично-правовые и частноправные аспекты развития механизма разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе».

Докладчик напомнил, что с февраля 2007 года Россия является членом Группы государств против коррупции (ГРЕКО), войдя в систему международного мониторинга за эффективностью реализации антикоррупционной политики. В декабре 2008 года доклад РФ был утвержден в рамках объединенного I и II раундов оценки на 40-м пленарном заседании ГРЕКО. В адрес России высказано 26 рекомендаций, об их реализации надо будет отчитаться в Страсбурге в июне 2010 года. В 2008 году утвержден Национальный план противодействия коррупции, в конце 2008 года принят первый антикоррупционный пакет законов, регламентирующий порядок представления чиновниками и членами их семей деклараций о доходах и имуществе. 3 июня принят в первом чтении законопроект об антикоррупционной экспертизе.

М.Гришанков предложил обсудить относительно новый для России антикоррупционный инструмент в виде предупреждения и разрешения конфликта интересов, который он связал с выражением в «Горе от ума» Александра Грибоедова: «Ну как не порадеть родному человечку?» По словам докладчика, эту тему у нас старательно обходили, впервые понятие «конфликт интересов» появилось в законах о рынке ценных бумаг, об ипотечных ценных бумагах, о негосударственных пенсионных фондах, об инвестиционных фондах. По инициативе Евросоюза и Организации экономического сотрудничества группой экспертов подготовлен доклад, в котором конфликт интересов определяется как конфликт между общественно-правовыми обязанностями и частными интересами государственного должностного лица, при котором его частные интересы способны неправомерным образом повлиять на выполнение им официальных обязанностей ли функций. Предотвращению конфликта интересов могут служить такие меры, как предоставление деклараций доходов чиновников и членов их семей, декларирование подарков, жесткие ограничения на работу по совместительству и на переход с государственной и муниципальной службы в коммерческие структуры. В соответствии с Указом президента от 3 марта 2007 года должны были быть созданы комиссии по соблюдению. требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, однако, как известно Гришанкову, комиссии существуют только на бумаге и неизвестно ни одного решения комиссии, связанного с урегулированием конфликта интересов.

Ректор Российской правовой академии при Минюсте России Сергей Герасимов подтвердил, что комиссии не действуют, если материалы поступают, комиссия старается от них избавиться.

На круглом столе выступили также президент ГРЕКО Драго Кос и председатель думского комитета по госстроительству Владимир Плигин. Глава комитета заявил о необходимости выработать закон о лоббизме, чтобы исключить уязвимую позицию, связанную с представлением парламентарием или чиновником каких-то интересов. Плигин был в Америке и считает, что у нас уровень конфликта интересов значительно ниже.

 

480013-4

Ура – правительство разрешило ездить зайцем в электричке и посылать контролеров

На сегодняшний день отсутствует правовая база взимания штрафов за безбилетный проезд, сообщил нашему корреспонденту председатель думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев в своем комментарии нашему корреспонденту по итогам парламентских слушаний «О проблемах и перспективах развития транспортного обслуживания населения в субъектах РФ.

«У Минтранса нет на сегодня возможности, у них нет подразделений, которые бы занимались контролированием безбилетного проезда в пригородном сообщении, а в РЖД нету полномочий на это. Вот возник правовой вакуум А вообще правительство решило отменить административный штраф. То есть на законодательном уровне решить проблему, чтобы страна ездила без билетов, но только на совесть пассажиров. Вот такая у нас чудовищная ситуация. И двадцать миллиардов убытков РЖД по их данным имеет. У контролеров нет права взимания штрафов» – пояснил С.Шишкарев. При этом ему известно, что контролеры ходят постоянно и собирают деньги себе в карман. Отмечено также сокращение продажи билетов на станциях, не оборудованных заборами и турникетами.

Сегодня на слушаниях в Думе С.Шишкарев сказал о проблеме, связанной с железнодорожным сообщением – правовое регулирование в сфере ответственности за административные нарушения на железнодорожном транспорте. «В результате роста числа безбилетников железные дороги в год теряют по разным оценкам порядка 20 млрд. рублей. Такая ситуация не просто приносит убытки ОАО РЖД, которое является одной из важнейших инфраструктурных систем страны, но и фактически дестабилизирует положение в обществе, поощряя безнаказанность за безбилетный проезд. Контролеры фактически лишены возможности и прав штрафовать безбилетных пассажиров.

Во внесенном Правительством Российской Федерации законопроекте «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» имеется положение об отмене административной ответственности за безбилетный проезд, что, при принятии закона, еще более усугубит ситуацию. Следует отметить, что перевозчики (а также субъекты Федерации, муниципалитеты) не имеют правовых оснований для борьбы с безбилетным проездом.

Одной из основных причин такой негативной тенденции является существенно низкий уровень штрафов – 100-200 рублей. Зачастую, размер штрафа ниже стоимости проезда. Если учесть, что взыскивать эту сумму необходимо через суд, то очевидна абсурдность ситуации. В связи с этим необходимо сохранить штрафные санкции и пересмотреть уровень штрафов в сторону их существенного увеличения.

Глава комитета по транспорту имеет в виду законопроект об уточнении подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, который под названием «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесло 15.10.2007 правительство, он принят в первом чтении 09.04.2008. Законопроект предусматривает исключение из КоАП составов административных правонарушений об ответственности за безбилетный проезд и нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа на транспорте (статьи 11.18 и 11.19 КоАП), поскольку федеральные органы исполнительной власти не наделены полномочиями по контролю за исполнением пассажирами договора перевозки, осуществляемой коммерческими транспортными организациями. Ответственный комитет по госстроительству указал, что к недостаткам законопроекта также следует отнести непредоставление полномочий по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях учреждениям органов исполнительной власти Российской Федерации и их должностным лицам, что не соответствует Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с которым органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут создавать государственные унитарные предприятия, государственные учреждения и другие организации.

 

В своем докладе на парламентских слушаниях Сергей Шмшкарев отметил отсутствие определенности в вопросе пригородного железнодорожного сообщения мешает консолидированному развитию региональных транспортных систем, поскольку пригородные перевозки развиваются без учета пригородных железных дорог. Кроме того, пока, к сожалению, невозможно преобразование участков пригородных железных дорог в скоростные и высокоскоростные системы, которые могут обеспечить комфортные условия, сокращение времени пассажира на поездку, разгрузку в крупных городах метрополитена и наземного пассажирского транспорта в часы пик.

Одной из проблем транспорта общего пользования стала неравномерность налогообложения предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые платят значительно меньший по размеру единый налог на вмененный доход. В связи с этим необходима корректировка схем налогообложения для обеспечения равных условий хозяйствования перевозчиков различных форм собственности.

Глава комитета также указал на проблему упорядочивание работы автомобильного транспорта общего пользования. Этот вид транспорта отличается наиболее высоким уровнем конкуренции, причем нередки случаи «недобросовестной конкуренции» со стороны некоторых частных перевозчиков, работающих зачастую без утвержденных маршрутов и расписаний. В результате «официальные» перевозчики – в убытках, а транспортная сеть перегружена маршрутками, особенно в часы «пик». Безусловно, это сказывается на обслуживании пассажиров. Следует отметить, что у субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления нет правовых оснований препятствовать указанной «недобросовестной конкуренции», поскольку такое противодействие невозможно без определенных ограничений прав хозяйствующих субъектов – перевозчиков. Между тем, согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, их права могут быть ограничены только федеральным законом.

 

Пресс-релизы

 

24 июня 2009 года Государственная Дума в первом чтении рассматривает внесенный Президентом Российской Федерации законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации». О том, какие нормы содержит предложенный Президентом законопроект, рассказала первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Наталья Карпович:

«В Российской Федерации, по данным правоохранительных органов, сохраняются неблагоприятные тенденции роста преступлений в отношении несовершеннолетних, в том числе сексуального характера, вовлечения несовершеннолетних в изготовление материалов или предметов с порнографическими изображениями.

В качестве первого шага к исправлению сложившейся ситуации Президент РФ обозначил изменение законодательства.

Приоритетное рассмотрение данного законопроекта приобретает особую актуальность в условиях нарастающих угроз нравственного растления и сексуальной эксплуатации несовершеннолетних, причинения вреда их физическому и психическому здоровью, в том числе в результате широкого распространения материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.

Сложившаяся ситуация в данной сфере, несомненно, диктует введение более жесткого уголовно-правового механизма защиты такой наиболее уязвимой категории российского общества, как несовершеннолетние и, особенно, малолетние лица, от действий преступников, посягающих на их здоровье, половую свободу и неприкосновенность.

Ужесточение наказания позволит значительно снизить количество преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Законопроектом предлагается:

Дополнить часть вторую статьи 47 «Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной должностью» Уголовного кодекса Российской Федерации положением, в соответствии с которым, в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.

Дополнить часть третью статьи 79 «Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания» Уголовного кодекса Российской Федерации пунктом, согласно которому, условно-досрочное освобождение может быть применено к осужденным за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних только после фактического отбытия ими не менее трех четвертей назначенного срока наказания.

Установить за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (Статья 156 УК РФ) наряду с существующими санкцию в виде лишения свободы на срок до трех лет.

Законопроектом также предусматривается ужесточение наказания за совершение в отношении несовершеннолетних преступлений, предусмотренных статьями 105 («Убийство»), 111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»), 112 («Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью»), 131 («Изнасилование»), 132 («Насильственные действия сексуального характера»), 134 («Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста»), 135 («Развратные действия»), 228.1 («Незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»), 230 («Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ»), 242.1 («Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних») Уголовного кодекса Российской Федерации».

 

Зюганов: Зурабов в Киеве – пощечина Украине!

Заявление Председателя ЦК КПРФ

В Москве широко обсуждается возможность назначения бывшего министра социального развития и здравоохранения РФ Михаила Зурабова на должность посла Российской Федерации на Украине.

В этой связи КПРФ считает необходимым заявить следующее.

Направлением г-на Зурабова – отставного министра, «героя» разрушения систем социального обеспечения и здравоохранения России и, в целом, одного из самых одиозных «деятелей» – послом РФ в Киеве будет, несомненно, воспринято российским и братским украинским народами как оскорбление.

Эта затея имеет смысл лишь в том случае, если в Кремле решили действовать по принципу «клин клином вышибают» и в условиях прославления в Киеве Бандеры и прочей антироссийской нечисти послать им г-на Зурабова в виде ответного «подарка».

С тем же «успехом» можно было бы назначить Чубайса послом РФ в Белоруссию, куда в свое время уже назначали скандальной памяти бывшего губернатора Саратовской области Аяцкова.

Если руководители РФ нацелены на то, чтобы полностью отбить у наших соседей и братских народов стремление к возрождению исторических связей с Россией, то в их резерве есть еще такие выдающиеся «кадры», как нынешние министры образования и науки г-н Фурсенко и обороны г-н Сердюков.

Можно только поздравить людей, отвечающих в администрации президента РФ за внешнеполитические вопросы, за такой «инновационный» подход к вопросам укрепления позиций России в современном мире.

У нас уже и так практически не осталось союзников во внешнем мире. Назначение Зурабова послом РФ в Киеве лишь подтвердило бы, что в Москве не только не заинтересованы в восстановлении дружественных отношений с нашими соседями, но намерены и дальше отталкивать их.

 

Юрий Липатов: Необходим конкурсный подход к обеспечению строящихся объектов современным технологичным оборудованием.

Чтобы контролировать состояние электротехнической промышленности в плане обеспечения необходимой номенклатуры оборудования, сроков поставки и его технических характеристик необходим конкурсный подход к обеспечению строящихся объектов современным технологичным оборудованием с высокой степенью надежности, заявил Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Юрий Липатов на IV Международной научно-технической конференции «Силовые трансформаторы и системы диагностики». Сейчас, подчеркнул Ю. Липатов, важно заложить основу российской энергетики, которая по своим возможностям отвечала бы современным мировым стандартам.

Мировой финансовый кризис, по мнению Ю.Липатова, «сказался как на работе предприятий отрасли, так и внес соответствующие коррективы в сроки строительства и ввода в действие объектов электроэнергетики в соответствии с Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. Но корректировка Генсхемы и внесение Правительством РФ в апреле текущего года соответствующих изменений с учетом сложившейся экономической ситуации вовсе не означает отход от принятого плана развития энергетики страны».

«Трудно назвать хотя бы один объект, строящийся в соответствии с Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, который бы не испытывал потребность в обсуждаемом на конференции типе оборудования». – Как отметил Председатель Комитета: «в 2007-2008 году мы вышли на заказ трансформаторного и реакторного оборудования в совокупном объеме примерно 25000 МВт, и это тот объем, который будет поддерживаться ближайшие годы».

 

Руслан Кондратов: Киргизия снова оборачивает свой политический вектор в сторону США

США и Киргизия подписали соглашение об открытии в Киргизии Центра транзитных перевозок. Центр будет функционировать на территории международного аэропорта «Манас», где ранее была расположена авиабаза США. Это соглашение, подписанное в Бишкеке 22 июня, касается транзита невоенных грузов, следующих в Афганистан. Соответствующее соглашение направлено на ратификацию в парламент республики. Ситуацию прокомментировал член комитета Госдумы по международным делам Руслан Кондратов:

- Киргизия снова оборачивает свой политический вектор в сторону Запада. Авиабаза «Манас», открытая в Киргизии восемь лет назад для поддержки операции НАТО в Афганистане, обслуживала более тысячи американских военнослужащих и военную авиатехнику. Все эти годы войска НАТО переправляли через эту базу военные грузы на афганскую землю. Решение парламента Киргизии в начале этого года о закрытии американской базы принесло Киргизии значительные политические очки со стороны России, однако тогда еще было ясно, что Пентагон вряд ли просто так уйдет из постсоветского пространства.

Видимо, кризис сыграл свою политическую роль в отношении авиабазы «Манас». Американцы не однократно заявляли, что сохранение авиабазы может стимулировать вливания средств в экономику Киргизии. На днях в прессе прошла информация о том, что американские власти готовы предложить Киргизии за сохранение авиабазы миллиард долларов, причем эта сумма может быть предоставлена под видом инвестиций со стороны Турции.

Видимо, это предложение стало решающим в этом вопросе, и Киргизия изменила свое мнение, решив предоставить территорию бывшей авиабазы под создание Центра транзитных перевозок. Понятно, что изменение названия ничего не решает в отношении задач, возлагаемых на базу, и заявления руководства Киргизии о том, что через Центр будут переправляться лишь невоенные грузы, так же смело можно подвергнуть сомнению.

 

24 июня Госдума рассмотрит в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» (в части повышения энергетической эффективности объектов технического регулирования и сближения норм закона с нормами Соглашения ВТО)

Виктор Звагельский: «Наша страна стремится занять достойное место на зарубежных рынках, а полномасштабный доступ к ним возможен только в том случае, если мы будем играть по общим правилам, которые мы примем, вступив в ВТО. Сегодня процесс переговоров перешел в новый формат – Россия намерена вступить в ВТО в рамках Таможенного Союза с Белоруссией и Казахстаном. Главное при этом – сохранить все ранее достигнутые договоренности. На данный момент Россия завершила двухсторонние переговоры с 60 странами-партнерами, но не согласовала ряд принципиальных позиций, в том числе по сельскому хозяйству, по ставкам экспортных пошлин на древесину и по регулированию деятельности ряда государственных компаний. В дальнейшем нам предстоит урегулировать эти разногласия, опираясь на совместные решения стран-членов Таможенного союза. Однако хочу подчеркнуть, что для России вступление в ВТО возможно лишь на приемлемых, недискриминационных условиях. Мы должны обеспечить необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.

Данный законопроект – еще одна мера, устраняющая ряд препятствий для вступления в ВТО. Он предусматривает использование международных стандартов в качестве основы для разработки проектов технических регламентов с целью устранения неопределенности норм Закона и сближения их с нормами Соглашения ВТО».

Олег Валенчук: «Законопроект, в первую очередь, направлен на создание энергоэффективной экономики страны, что является важнейшим и необходимым условием перехода от сырьевой модели развития страны к инновационной. Он будет способствовать экономии невосполняемых природных ресурсов, росту конкурентоспособности отечественной продукции. Также данные поправки позволят при разработке технических регламентов учитывать все возможные социально-экономические последствия их принятия и реализации в различных сферах деятельности. В целом, законопроект повлечет за собой устранение барьеров в торговле, в том числе за счет сближения норм Закона с нормами ВТО и обеспечения возможности реализации продукции, изготовленной во время действия сертификата соответствия или декларации о соответствии, в течение срока годности этой продукции».

 

25 июня состоялось первое заседание Совета по качеству образования при Президиуме Генсовета «Единой России».

На нем был определен план ближайшей работы. Вот как прокомментировала итоги заседания Сопредседатель Совета, координатор Государственно-патриотического клуба партии, зампред комитета ГД РФ по делам Федерации и региональной политике Ирина Яровая:

- Впервые идея создания Совета по качеству образования прозвучала год назад на заседании Государственно-патриотического клуба «Единая Россия». В течение этого времени мы не раз обсуждали темы образования. Речь шла о федеральных образовательных стандартах, повышении качества преподавания в школах, концепции духовно-нравственного воспитания школьников. На встрече с Владимиром Путин я высказал как уже оформленную идею о том, чтобы создать при партии Совет по качеству образования, который мог бы выстроить диалог с обществом, обеспечить взаимодействие педагогического и родительского сообщества в формировании современных подходов к преподаванию. Лидер «Единой России», как человек знающий проблемы современной школы, откликнулся на это предложение и сказал, что готов его поддержать. Спустя буквально месяц было принято решение о создании Совета при Президиуме Генсовета «Единой России». В его состав вошли не только члены партии и депутаты Госдумы, такие как Григорий Балыхин, Ирина Роднина, Алина Кабаева. Среди членов Совета – Сергей Капица, скрипач Дмитрий Коган, Петр Толстой, Лео Бокерия, Валерий Ганичев, представители регионов, ученые, учителя и даже студентка. Возглавил Совет ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий. Сопредседатели – первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов, замминистра образования и науки Владимир Миклушевский.

Пожалуй, нет в нашем обществе ни одного человека, которого не касались бы проблемы школьного образования. Это и родители, и сами ученики, и преподаватели. Школа является единственным социальным институтом детства, который занимается воспитанием и формированием мировоззрения. И от того, сможем ли мы дать детям глубокие знания, при этом воспитав их духовно и нравственно через общие идеалы и общих героев, будет зависеть наша национальная культурная идентичность, национальное единство страны. Нам никак нельзя недооценивать роль школы.

Поэтому, в планах работы Совета отражен целый комплекс вопросов, таких как создание для учебного процесса новых условий, как экономических, так и материальных. Это и президентский проект «Новая школа», и обновленная система подготовки и поддержки педагогических кадров, формирование престижности профессии преподавателя и многие другие. Для того чтобы Совет мог реализовывать свои идеи и предложения, мы будем взаимодействовать с Правительством, министерствами и ведомствами, предлагать законодательные инициативы, принимать конкретные решения через бюджет страны, ведь все это должно быть обеспечено финансово. То есть, это большой объем работы. И еще большая ответственность перед ожиданиями общества, которые мы должны оправдать.

 

18 июня в Москве прошла конференция «Антикризисные GR-стратегии», организатором которой выступил Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти.

Конференция собрала ведущих специалистов в сфере Government Relations. С докладами выступили представители самых разных отраслей экономики, органов государственной власти и GR-консультанты. Так, в работе сессии «Антикризисный GR. Государственно-частное партнерство», которую модерировал руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павел Толстых, свои выступления озвучили: « Матвейчев Олег Анатольевич, Советник Управления Президента РФ по внутренней политике; « Шадрин Артем Евгеньевич, Зам. директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития России; « Ефимов Владимир Владимирович, Начальник Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС России; « Бабаев Кирилл Владимирович, Старший вице-президент по внешни м связям холдинга Altimo; « Малютин Кирилл Михайлович, Центр государственно-частного партнерства Внешэкономбанка; « Минченко Евгений Николаевич, президент холдинга «New Image – МИПЭ».

По мнению участников дискуссии, на сегодняшний день стало невозможным не отметить наиболее возрастающую в условиях кризиса роль взаимодействия бизнеса с институтами власти. По мнению Павла Толстых, уже давно назрела необходимость принятия закона о лоббистской деятельности в России, а GR- специалисты становится все более востребованными как в крупных компаниях, так и на предприятиях среднего и малого бизнеса. Кирилл Бабаев, говоря об институтах власти как объектах лоббистской деятельности, подчеркнул возрастающую роль судов и региональных администраций. Он также отметил, что многие крупные компании, осознавая роль эффективных коммуникаций с органами государственной власти, уже перепрофилировали деятельность PR-подразделений на GR. Артем Шадрин рассказал собравшимся о том, какие антикризисные инструменты доступны сегодня бизнесу и в каком формат! е государство готово с ним сотрудничать.

В ходе сессии «Стратегические интересы компаний по продвижению в органах государственной власти» (модератор – президент ГК «Никколо М» Игорь Минтусов) выступили такие ярчайшие корпоративные GR-менеджеры России как Марат Баширов (КЭС-Холдинг), Виктор Ребец (РЖД), Юрий Сенглеев (МТС) и Светлана Колосова (Старая площадь). Каждый из выступающих поделился опытом взаимодействия с органами власти в своей отрасли. Так, Марат Баширов рассказал, какой сегодня является повестка дня GR-щика компании, работающей в сфере электроэнергетики. Юрий Сенглеев поведал участникам конференции о том, какие изменения могут произойти в ближайшее время в области связи и как это повлияет на характер взаимоотношений операторов мобильной связи с государственными учреждениями.

Интерес участников к прошедшей конференции показал важность тематики GR как одного из наиболее эффективных антикризисных бизнес-инструментов, использование которого в нестабильных эконом ических условиях может стать залогом успеха и дальнейшего развития компании.

Эксперты о конференции и Government Relations.

Павел Толстых, руководитель Центра по взаимодействию бизнеса и власти: На мой взгляд, конференция «Антикризисные GR-стратегии» стало самым сильным отраслевым мероприятием в сфере лоббизма и Government Relations за последний год.

Игорь Минтусов, президент ГК «Никколо М», вице-президент РАСО:: Очень яркое и своевременное событие, собравшее, на мой взгляд, очень много сильных GR-специалистов. Надеюсь, традиция проведения такой конференции станет ежегодной, а участие более массовым.

Олег Матвейчев, советник Управления внутренней политики Администрации Президента РФ: Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что налаживание конструктивного диалога с властью дает вашему бизнесу толчок к развитию, а отсутствие такого взаимодействия ставит Вас в арьергард отрасли.

Евгений Минченко, президент холдинга «New Image-МИПЭ», вице-президент РАСО: Недавняя ситуация в Пикалево показала, что в условиях кризиса назревает новая проблема российской экономики в виде моногородов. В таких условиях коммуникации властных институтов и бизнес-сообщества приобретают новый характер: с целью недопущения новых социальных взрывов идут переговоры с участием государства, местной власти и собственника. Собственники, как шарманку, крутят одну и ту же песню о катастрофе. Но в то же время бизнес активно спекулирует на невозможности остановки своих заводов.

Алексей Борев, партнер Центра по взаимодействию бизнеса и власти (о лоббизме в Евросоюзе): Наднациональная администрация Брюсселя играет ключевую роль в регулировании экономики Евросоюза, объединяющей 450 млн. потребителей и генерирующей ВВП порядка $ 14,5 трлн./год. Практика цивилизованного лоббизма, сложившаяся за более чем полувековую историю европейской интеграции, позволяет компаниям снижать регулятивные риски и выстраивать эффективное взаимодействие с политическим истеблишментом ЕС.

Марат Баширов, старший вице-президент по стратегическим коммуникациям и региональной политике КЭС-Холдинга: За последние годы повестка дня GR-щика в сфере электроэнергетики очень сильно изменилась. На сегодняшний день существует ряд стейкхолдеров от правительственных до авторитетнейших общественных организаций, с которыми каждый игрок рынка должен тесно взаимодействовать и искать компромиссы. Выключение из переговорного процесса равносильно «самоубийству».

Кирилл Бабаев, старший вице-президент холдинга Altimo: Сегодня происходит глубокая трансформация взаимоотношения бизнеса и региональных властей. Губернатор стал основным лоббистом интересов бизнеса в федеральном центре. Еще пять лет назад у бизнеса не было таких теплых отношений с губернаторами.

Светлана Колосова, президент КГ «Старая площадь»: В настоящий момент уровень профессионализма специалистов по GR в компаниях любительский. Отношения с государственными органами строятся по системе разовых сделок. Над о помнить, что лоббизм – система и практика взаимодействия компаний и государства для продвижения своих интересов. В связи с увеличившейся ролью государства в бизнес-процессах специалисты по GR должны создавать систему отношений с государственными органами на долгосрочной основе. Алишер Бабаджанов, партнер Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти (о лоббизме в Средней Азии): Экономический потенциал Среднеазиатского региона привлекает как российских, так и западных стратегических инвесторов в этот регион. При этом надо понимать, что структура отношений бизнеса и власти в странах Средней Азии довольно специфичны, и в большинстве своем строятся исходя из личных симпатий. Поэтому очень велика роль посредника, способного наладить эффективное взаимодействие между чиновниками и коммерсантами.

 

ОКОНЧАНИЕ ШКОЛЫ – ЭТО ВАЖНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ РУБЕЖ

Сегодня вечером во многих школах по всей России пройдут выпускные балы. С этим знаменательным событием ребят поздравил первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Владимир Пехтин:

«Дорогие выпускники! Для вас уже прозвучал последний звонок, позади остались выпускные экзамены, и вот вы уже прощаетесь со стенами родной школы.

Окончание школы – это важный жизненный рубеж. Получая аттестаты о среднем общем образовании, вы фактически получаете аттестаты зрелости. И выпускной вечер – эта та тонка грань, которая отделяет беззаботные школьные годы от взрослой жизни. Пускай он пройдет как можно ярче и интереснее, а школьная пора навсегда останется в вашей памяти как один из лучших периодов жизни.

Мне хотелось бы, чтобы вы сказали теплые слова благодарности учителям, которые были рядом все эти годы, учили вас не только своим предметам, но и самой жизни. Надеюсь, вы с теплотой будете вспоминать об учителях, о школе и время от времени возвращаться в родные стены.

Искренне желаю вам успешно продолжить учебу в тех ВУЗах, которые вы выбрали. Счастья, добра и всего самого лучшего!»

 

23.06.09 13:14 МСК

Присутствие американских войск в странах бывшего СССР негативно отражается на спокойствии в регионе, считают в Госдуме

Присутствие американских военных в странах бывшего СССР крайне негативно сказывается на спокойствии в регионе. Такое мнение сегодня выразил первый зампред комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков, комментируя соглашение между США и Киргизией о создании в бишкекском аэропорту Манас Центра транзитных перевозок для доставки невоенных грузов в Афганистан для сил международной антитеррористической коалиции.

«Россия поддерживает усилия антитеррористической коалиции в Афганистане, однако, в то же время наличие базы в Киргизии – это проблемная точка», – заявил парламентарий. «Вообще, любые действия США должны коррелироваться с Россией», – уверен Гришанков. В феврале нынешнего года парламент Киргизии принял решение о денонсации соглашения с США по размещению в Манасе авиабазы сил международной коалиции и теперь до 20 августа американские военные обязаны покинуть территорию республики. Их база была открыта в декабре 2001 года, действует по мандату ООН и предназначена для поддержки операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане. Свыше тысячи военнослужащих США обслуживают на ней несколько военно-транспортных самолетов и самолетов-топливозаправщиков.

По мнению члена международного комитета Госдумы Семена Багдасарова, «Киргизия похожа на другие страны постсоветского пространства, это проведение многовекторной политики, а проще сказать: взять там, где дают».

«Своим решением Киргизия дискредитировала себя как союзник России, ведь ранее Бишкек подписал договор о создании сил быстрого реагирования ОДКБ», -считает депутат «Договариваясь с нами, они /власти Киргизии/ пытаются и дружить и США, которые обещали им миллиард долларов», – сказал Багдасаров. Он также не исключил, что России нужно ввести визовый режим с Киргизией. «Нужен жесткий ответ, иначе безобразия такого рода будут продолжаться», – резюмировал депутат.

ИТАР-ТАСС

 

Депутатская инспекция выявила крупные нарушения

В среду, 24 июня, Мосгордума должна рассмотреть во втором чтении поправки в закон «Об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) города Москвы», которые позволяют производить так называемую «корректировку» природных зон в размере не более 1% их территории раз в три года. По подсчетам лидера партии «ЯБЛОКО» и ее фракции в Мосгордуме Сергея Митрохина это позволит московским чиновникам ежегодно отдавать под застройку 50 га таких территорий.

Для того, чтобы продемонстрировать истинные цели принятия данного закона, в понедельник, 22 июня, С. Митрохин в сопровождении журналистов провел депутатскую инспекцию ООПТ «Долина реки Сходня в Куркино», где по решению префекта СЗАО Виктора Козлова расположен безымянный элитный поселок.

Прокуратура города выявила, что часть земель, отданных под застройку в данном поселке, расположена на территории ООПТ. Было возбуждено два уголовных дела, однако сам префект Козлов ушел от ответственности, несмотря на то, что один из участков на территории парка он выделил своей собственной жене.

Лидер партии «ЯБЛОКО» в ходе инспекции раздал журналистам соответствующее распоряжении о предоставлении земельного участка гражданке Козловой.

Группу во главе с депутатом Митрохиным в нарушение федерального законодательства, которое гарантирует беспрепятственный доступ граждан на земли общего пользования, не пустили на территорию ООПТ. На заборе, окружающем поселок, висел большой щит с надписями «Охраняемая территория» и «Вход строго по пропускам и по одному». При этом нигде не было указано ни название поселка, ни причина, по которой запрещен доступ граждан на территорию ООПТ. Сотрудники в штатском вели оперативную съемку на протяжении всей инспекции.

В ходе инспекции было выявлено еще одно грубейшее нарушение законодательства. На территории парка идут интенсивные работы по строительству, как считают местные жители, поля для гольфа. При этом травяной покров снят на территории примерно в полтора гектара. Работы ведутся средствами тяжелой техники.

Об этих фактах Сергей Митрохин намерен рассказать при обсуждении законопроекта во втором чтении. По мнению депутата, принятие поправок в закон «Об ООПТ» необходимо, в том числе, для того, чтобы задним числом произвести корректировку ООПТ «Долина реки Сходня» и тем самым узаконить возведенные и строящиеся сейчас объекты.

«Принятие этой поправки приведет к хищническому разграблению всех природных зон с целью их коммерческой и элитной застройки представителями бизнеса и коррумпированного чиновничества», – заключил лидер «ЯБЛОКА».

 

Выступление на парламентских слушаниях «О проблемах и перспективах развития транспортного обслуживания населения в субъектах РФ

Председатель комитета по транспорту Сергей Шишкарев

Уважаемые коллеги!

О проблемах и перспективах развития транспортного обслуживания населения в субъектах Российской Федерации мы говорили ни раз на заседаниях Комитета по транспорту, в рамках круглых столов, на площадках конференций и форумов. Безусловно, есть результаты, но есть и нерешенные проблемы, которые очевидны как для регионов, так и для федерального центра.

Единство транспортного пространства России пока остается стратегическим лозунгом. Основными препятствиями на пути к его реализации являются следующие проблемы: значительная площадь территорий, неохваченных современной транспортной инфраструктурой; низкое качество существующих автомобильных дорог; недостаточное использование водного (морского и особенно речного) транспорта; фактическая ликвидация местного авиасообщения (особенно в отдаленных районах); нужна определенность в сфере пассажирских железнодорожных перевозок.

Безусловно, такое положение дел не может не сказаться на социально-экономическом развитии страны в целом, и на жизни каждого человека, в частности.

Проблема первая – ограниченная транспортная доступность. Во многих регионах население из-за бездорожья недополучает социальные услуги. Из-за отсутствия нормального транспортного сообщения сотни тысяч россиян лишены возможности работать по специальности, многие вынуждены переезжать в районные центры для того, чтобы обеспечить детям возможность нормального образования. Не секрет, что из отдаленных населенных пунктов до школы многие добираются по три-четыре часа, при условии, что есть транспортное сообщение. Жители крупных городских агломераций, вынужденные ежедневно терять время в городских пробках, испытывать дискомфорт в общественном транспорте. Сложившаяся схема, при которой грузовой и пассажирский транзит следует через крупные города, ухудшает транспортную ситуацию в мегаполисах и замедляет сами транзитные потоки.

Иначе как тяжелым нельзя назвать положение с транспортной доступностью районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и значительной части Сибири. Так, 87% сокращения аэродромной сети страны за последние полтора десятилетия произошло за счет грунтовых аэродромов. В результате многие субъекты Российской Федерации практически полностью лишились сети местных авиалиний. Для труднодоступных районов Крайнего Севера и Дальнего Востока морские суда зачастую являются практически единственным видом транспорта, способным перевозить крупные партии грузов, а значит, в основном, с помощью морских перевозок можно решать проблему как «северного завоза», так и освоения природных ресурсов соответствующих территорий.

Перемещение людей и грузов на всей территории страны должно быть совершенно свободным, независимо от климатических поясов и расстояний. Единая опорная транспортная сеть, дополненная разветвленными капиллярными маршрутами, позволит сбалансировать уровень жизни различных регионов России, не оставить заброшенных поселков и деревень. Развитая транспортная сеть будет способствовать универсализации рынка труда, то есть более полному удовлетворению потребностей предприятий и учреждений в рабочей силе, а работников – в трудоустройстве, отвечающем их запросам.

Решение такой задачи рассчитано не на один десяток лет. Параметры развития транспортной инфраструктуры задаются документами на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Одной из важнейших целей Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года обозначено «обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами». Определены показатели, характеризующие мобильность россиян. Это рост транспортной подвижности населения, обеспечение населенных пунктов круглогодичным доступом к основным транспортным коммуникациям, доля транспорта в потребительских расходах домашних хозяйств России.

Один из важнейших показателей, применимый к административно-территориальной единице любого размера – интегральная транспортная доступность, показывающая возможности достижения любой точки города (района, области, страны) из любой другой его точки. Норматив этого показателя должен обеспечивать потребление так называемого социально гарантированного минимума услуг: доступность работы, административного центра, больницы, школы. И, соответственно, скорость, с которой до искомой точки добирается спецтранспорт – машины скорой помощи, пожарные, милиция.

В качестве примера – в Голландии любой уголок страны должен быть достижим в пределах 1час 9 минут. А для областей средней полосы России, сопоставимых по территории с Голландией такой норматив интегральной транспортной доступности составляет в среднем около 1часа 48 минут.

Интегральная транспортная доступность – лишь один из показателей, характеризующих быстроту, комфортность, экономичность и безопасность транспортной системы. Совокупность этих нормативных показателей является минимальным транспортным стандартом.

Для каждого города, района, области (края, республики) как нормативные, так и фактические показатели будут сильно различаться с учетом их территории и сложившихся транспортных схем. Задачу развития транспорта регионального и местного значения решают власти соответствующего уровня. Однако для этого необходимо установить минимальные транспортные стандарты. Это будет гарантировать каждому гражданину минимально необходимый набор транспортных услуг, их качество, бесперебойное и доступное по цене сообщение в пределах муниципального образования, района, региона, страны в целом.

В рамках минимальных социальных транспортных стандартов должна быть определена доступность населенных пунктов к автодорогам круглогодичного пользования, периодичность маршрутов общественного транспорта, подвижной состав и провозные возможности.

Принятие минимальных транспортных стандартов и развитие инфраструктурных и технологических решений сможет снизить средние затраты времени пассажиров на поездки пассажирским автомобильным транспортом общего пользования к 2030 г. на 25-30%, относительно уровня 2007 г.

Проблема вторая. Региональный транспорт должен развиваться в комплексе. Вместо этого сегодня мы столкнулись с конкуренцией различных видов транспорта внутри единой системы. Это все равно, что конкуренция игроков внутри одной футбольной команды. Поэтому первостепенная задача – сделать так, чтобы различные виды транспорта не конкурировали, а взаимно дополняли друг друга.

В этой связи хочется обратить внимание на проблему пассажирских железнодорожных перевозок. Напомню, что создание пригородных пассажирских компаний предусмотрено концепцией реформирования железнодорожного транспорта РФ и осуществляется в соответствии с программой развития пассажирских перевозок в пригородном сообщении до 2015 года. Программа подразумевала переход в среднесрочной перспективе к безубыточной деятельности пригородного комплекса, обновление парка подвижного состава, оптимизацию маршрутной сети. К сожалению, на сегодняшний день на сети железных дорог РФ функционируют всего 11 пригородных пассажирских компаний.

Таким образом за все время с начала реформирования железнодорожного транспорта в 2003 году ситуация с пригородными перевозками никак не изменилась. А это значит, что не реализованы такие важные установки как: обеспечение безубыточности пригородных пассажирских перевозок; ликвидация перекрестного финансирования затрат на пригородные пассажирские перевозки за счет доходов от перевозки грузов; достижение максимальной эффективности функционирования пригородного пассажирского комплекса; качественное обеспечение платежеспособного спроса населения на пригородные пассажирские перевозки.

Отсутствие определенности в вопросе пригородного железнодорожного сообщения мешает консолидированному развитию региональных транспортных систем, поскольку пригородные перевозки развиваются без учета пригородных железных дорог. Кроме того, пока, к сожалению, невозможно преобразование участков пригородных железных дорог в скоростные и высокоскоростные системы, которые могут обеспечить комфортные условия, сокращение времени пассажира на поездку, разгрузку в крупных городах метрополитена и наземного пассажирского транспорта в часы пик.

Безусловно, у ситуации вокруг пригородных железнодорожных перевозок имеются объективные предпосылки. Прежде всего, это финансовая слабость региональных и местных бюджетов. Однако есть и недоработки нормативного характера. Необходимо ускорить доработку Минтрансом России проекта методики определения себестоимости и построения тарифов на перевозку пассажиров и услуги инфраструктуры в пригородном железнодорожном сообщении. Введение в действие этой методики позволит исключить спорные ситуации текущего года, связанные с резким (на 60 и более процентов) увеличением запросов ОАО «РЖД» на финансирование услуг по перевозке пассажиров в пригородном сообщении в отдельных регионах России. Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации для регламентации полномочий регионов по тарифному регулированию пригородных железнодорожных перевозок и соответствующих обязанностей по компенсации убытков, возникающих в результате такого регулирования.

Еще одна проблема, связанная с железнодорожным сообщением – правовое регулирование в сфере ответственности за административные нарушения на железнодорожном транспорте. В результате роста числа безбилетников железные дороги в год теряют по разным оценкам порядка 20 млрд. рублей.

Такая ситуация не просто приносит убытки ОАО РЖД, которое является одной из важнейших инфраструктурных систем страны, но и фактически дестабилизирует положение в обществе, поощряя безнаказанность за безбилетный проезд. Контролеры фактически лишены возможности и прав штрафовать безбилетных пассажиров.

Во внесенном Правительством Российской Федерации законопроекте «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» имеется положение об отмене административной ответственности за безбилетный проезд, что, при принятии закона, еще более усугубит ситуацию. Следует отметить, что перевозчики (а также субъекты Федерации, муниципалитеты) не имеют правовых оснований для борьбы с безбилетным проездом.

Одной из основных причин такой негативной тенденции является существенно низкий уровень штрафов – 100-200 рублей. Зачастую, размер штрафа ниже стоимости проезда. Если учесть, что взыскивать эту сумму необходимо через суд, то очевидна абсурдность ситуации. В связи с этим необходимо сохранить штрафные санкции и пересмотреть уровень штрафов в сторону их существенного увеличения.

Третья проблема. Финансовое положение транспортных предприятий в регионах.

Основной причиной убыточности крупных и средних предприятий общественного транспорта является недостаточное финансирование со стороны бюджетов всех уровней расходов, связанных с перевозкой пассажиров по регулируемым тарифам и перевозок «льготников». На убыточность транспортных предприятий влияет и крайне медленное обновление парка транспортных средств. Учитывая остроту проблемы, во многих регионах приняты и действуют региональные программы обновления транспортных парков. Но результаты показывают, что этого явно недостаточно.

Если говорить о статистике, то по итогам прошлого года ряд пригородных железнодорожных пассажирских компаний работал безубыточно при значительной убыточности пригородного железнодорожного сообщения в целом по стране. В ряде регионов даже автотранспортные пассажирские предприятия работали с прибылью, пусть и небольшой.

Одной из проблем транспорта общего пользования стала неравномерность налогообложения предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые платят значительно меньший по размеру единый налог на вмененный доход. В связи с этим необходима корректировка схем налогообложения для обеспечения равных условий хозяйствования перевозчиков различных форм собственности.

Как уже отмечалось в начале выступления, в ряде регионов страны особое значение в транспортном обслуживании населения имеют авиационный, морской и внутренний водный транспорт. Для предприятий этих видов транспорта вопросы убыточности, старения транспортных парков и сопутствующей инфраструктуры носят еще более острый характер. Следует отметить, что для пассажиров из многих населенных пунктов именно эти виды транспорта являются единственно доступными. Обеспечение транспортной доступности таких населенных пунктов имеет большое политическое значение с точки зрения способности страны решать проблемы поддержания единого экономического и социального пространства. Считаю, что именно в этих отраслях государство в целом должно обеспечить реализацию единой национальной программы развития. Частью этой программы должна стать оптимизация государственного управления указанными сегментами транспортной отрасли.

Говоря о текущей ситуации можно отметить излишние затягивание процесса передачи в собственность субъектов Российской Федерации ряда аэропортов и речных портов регионального значения. В речных портах местного значения также представляется целесообразным рассмотреть вопрос о доприватизации остающегося государственного имущества с целью облегчения привлечения в отрасль частных инвестиций.

Четвертая проблема. Упорядочивание работы автомобильного транспорта общего пользования.

Этот вид транспорта отличается наиболее высоким уровнем конкуренции, причем нередки случаи «недобросовестной конкуренции» со стороны некоторых частных перевозчиков, работающих зачастую без утвержденных маршрутов и расписаний. В результате «официальные» перевозчики – в убытках, а транспортная сеть перегружена маршрутками, особенно в часы «пик». Безусловно, это сказывается на обслуживании пассажиров. Следует отметить, что у субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления нет правовых оснований препятствовать указанной «недобросовестной конкуренции», поскольку такое противодействие невозможно без определенных ограничений прав хозяйствующих субъектов – перевозчиков. Между тем, согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, их права могут быть ограничены только федеральным законом.

Для обеспечения необходимыми полномочиями органов государственной власти регионов и органов местного самоуправления Правительством Российской Федерации был разработан и внесен на рассмотрение Государственной Думой проект федерального закона «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации», принятый в первом чтении Государственной Думой 4 июля 2007 года. Комитетом Государственной Думы по транспорту законопроект был подготовлен ко второму чтению уже осенью 2007 года. Однако второе чтение законопроекта не состоялось из-за появившихся во властных структурах сомнений в его необходимости. К настоящему времени изменилась первоначальная позиция Правительства Российской Федерации, принявшего решение «не поддерживать дальнейшее рассмотрение указанного законопроекта в связи с имеющимися замечаниями концептуального характера». Следует отметить, что субъекты Российской Федерации, как правило, выступают за скорейшее принятие законопроекта.

Нерешенной проблемой остается обеспечение безопасности функционирования общественного транспорта. Например, обязательные предрейсовые медицинские осмотры водителей регулярны порой только на крупных и средних предприятиях, в тоже время на мелких предприятиях и у индивидуальных предпринимателей таких осмотров зачастую не бывает.

Вызывает опасение недавние инициативы, связанные с изменениями в законодательные акты РФ по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности. В частности, изменения затрагивают систему перевозки пассажиров автомобильным транспортом. Законопроектом разрешается перевозка без лицензии транспортным средством вместимостью до 20 человек, то есть под эту статью подпадают так называемые «маршрутки». Таким образом, снижаются требования к безопасности перевозки пассажиров. В целом, замена лицензирования на обязательное страхование провоцирует снижение качества профилактики аварийности на пассажирском автотранспорте. Ведь лицензия, по сути, являлась определенной гарантией качества транспортных услуг и их безопасности. Страхование же начинает работать уже по факту произошедшего ДТП и не является превентивной мерой.

В заключении своего выступления хотел бы остановиться на развитии в крупных городах метрополитенов.

Основной проблемой развития метрополитенов является недостаточный и несоответствующий мировой практике уровень поддержки их строительства из федерального бюджета – как правило, не свыше 20 % от общей стоимости. Этот подход непонятен, поскольку приблизительно 30-35% от стоимости линии метрополитена в обязательном порядке закладывается на стадии строительства в стоимость оборудования метрополитена как потенциального объекта гражданской обороны и на соответствие его требованиям антитеррористической защищенности. Считаю, что решение подобных задач, находящихся в сфере ответственности Российской Федерации, должно и финансироваться из федерального бюджета. Хотел бы отметить, что метрополитены не имеют альтернативы среди других видов городского пассажирского транспорта общего пользования. Поэтому сегодня самое время, в том числе и регионам, задуматься о внедрении инновационных видах транспорта, которые бы стали хорошим дополнением к действующим путям сообщения, позволили сэкономить на инфраструктуре, быстрее и эффективнее решали транспортные проблемы жителей крупных городов. В качестве примера можно привести появление скоростных трамваев в Волгограде. Таким образом, ускоренное развитие инновационных транспортных средств – хороший способ осуществить стратегический прорыв в транспортных технологиях.

Подводя итог своему выступлению, хотел бы еще раз отметить основные проблемные моменты, которые мы в силах решить в ближайшее время:

- Ускорить разработку минимальных социальных транспортных стандартов. На их основе провести ревизию состояния транспортного обслуживания населения в регионах России и обеспечить комплексное развитие общественного транспорта.

- Вернуться к рассмотрению вопроса о поддержке подготовленного ко второму чтению проекта федерального закона «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации» с его возможной корректировкой.

- Восстановить системы санкций за административные правонарушения на транспорте. Рассмотреть вопроса об увеличении размеров штрафов за безбилетный проезд.

- Инициировать вопрос о внесении изменений в федеральное законодательство для регламентации полномочий регионов по тарифному регулированию пригородных железнодорожных перевозок и соответствующих обязанностей по компенсации убытков, возникающих в результате такого регулирования

Еще раз подчеркну, что сегодня региональные транспортные системы должны развиваться комплексно с учетом тех ориентиров, которые указаны в Транспортной стратегии до 2030 года. В связи с этим необходима проработка региональных транспортных стратегий, которые бы полностью коррелировались с общефедеральной стратегией, а так же с положениями ФЦП. Этому вопросу будет посвящен круглый стол, который состоится сразу после парламентских слушаний. Спасибо за внимание.

Hosted by uCoz