28.07.09 Лев МОСКОВКИН
Книга в Москве
Памяти Артема Боровика
Политическая целесообразность против политической
целесообразности
Это удивительно, насколько в этом мире бушующем существует
еще некая система управления. И потому абсолютно очевидна зависимость этой
системы от журналистики. Журналистам же ничего не остается, как покориться и
писать сочинения на заданную тему. Не искореженная ЕГЭ и экстернатом советская
школа хорошо этому учила. Успеха достигал освоивший политическую
целесообразность. К успехам исключительным приводило наследственное чутье
политической целесообразности.
Нынешняя деятельность Генриха Боровика – фигуры,
составившей гордость отечественной журналистики – направлена на то, чтобы
выявить, показать, доказать и поддержать то имманентное для великой страны
явление, которое можно было бы назвать альтернативной журналистикой.
Беспятерочное сочинение, обреченное на шельмование, как и все, что вызывает или
угрожает вызвать острую реакцию в обществе. Такими работами неизменно
наполняется ежегодный сборник «Расследуют журналисты» работ победителей
конкурса на премию Артема Боровика «Честь, мужество, мастерство» (Составители
Н.Виноградова, И.Ласточкина. М.: благотворительный фонд имени Артема Боровика,
ООО «Совершенно секретно», 2009. – 336 с., тир. 1 тыс. экз.).
Труд подвижника привлекает внимание и поддержан
столичным мэром. В приветственном адресе Юрий Лужков отметил, что событие
происходит уже в восьмой раз. «Москве и России очень нужны журналисты высшей
пробы, действительные, а не мнимые представители столь значимой для общества
четвертой власти. В столице и в стране происходят грандиозные исторически
важные процессы, которые изобилуют и сложными социальными коллизиями, и
увлекательными сюжетами и в которых действуют герои нашего времени. У вас,
дорогие друзья, огромное поле для свободного и независимого журналистского
творчества» – учитывая собственный опыт, не могу не согласиться с утверждением
мэра, слова которого должны были бы произнести сами журналисты. Удивительно, но
столичный городской голова кажется заинтересован в благополучии регионов страны
более власти регионов, преследующих иные цели. Или откуда столько разжигателей
розни – к инородцам, русским, москалям, предпринимателям?
Быть независимым трудно не из-за цензуры или давления
властей, а по причине соблазнов, связанных с исключительной влиятельностью
журналистики и теоретической возможности заработать на квартиру в Москве за
одну провинциальную избирательную кампанию на просторах Родины. Тем более важен
отечественный конкурс на премию Артема Боровика. Признание выборочных носителей
альтернативной журналистики традиционно приходит из-за рубежа, но это угрожает
национальной безопасности в условиях жесткой геополитической конкуренции
обострения «Большой игры» Редъярда Киплинга.
Как же преодолевается чудовищное неравенство в
противопоставлении нищего таланта богатству, помноженному на административный
ресурс и генерацию множества PR-версий путем
найма таланта оплаченного? Очередной сборник демонстрирует несколько примеров в
т.ч. ставший традиционным прием выдвижения противо-версии, привлекающей
внимание общества к какой-то из его проблем, наиболее наболевшей из-за того,
что долгие годы этого сделать не удавалось, а оппоненты устранялись.
Одновременно из каждого сборника узнаешь много нового о стране, в которой
живешь. Например, увлекательный материал Ирины Борухович о причинах крушения «Невского
экспресса». Используя нашумевший информационный повод, благополучно погребенный
под наслоением отвлекающих профанаций, автор восстанавливает цепь событий на
основе анализа ситуации в Новгородской области. Почему задача не по зубам
обычному следователю, весьма точно показано в блестящем фильме «Остановился
поезд». Журналист же имеет шанс взломать стереотипы, чтобы вывести ситуацию из
порочного круга.
В сборник традиционно включены исторические
исследования, например, щемящее душу описание спасения умирающих детей из
блокадного Ленинграда, большинство из которых оказались евреями и тех, кто
пытался уйти в Грузию, немцы после захвата Клухорского перевала закопали. Убить
успели не всех и часть ушла в землю живьем. В очерках «Мы с тобой одной крови»
Татьяна Белоусова описала подвиг жителей черкесского аула Бесленей, которые
унесли и потом прятали под угрозой расстрела 32 умирающих ребенка. Чтобы скрыть
от немцев еврейское происхождение детей, их записали в похозяйственные книги
как черкесов. Выжившие так черкесами и остались.
Представляет интерес красочное описание ситуации в
Ванино, причем автор Татьяна Седых возводит нынешние события к сталинскому
времени, в число маркеров которого Ванинский порт вошел наряду с Волго-Доном
или Колымой. Чем отличается нынешняя милиция от своих предшественников
тоталитарного времени – вопрос не праздный и поставленный не своевременно, а с
опозданием. Причина выявлена тем, что Татьяна Седых явилась за премией в Москву
на костылях. Такова «награда» за правду. Угрозы и избиения будем считать формой
признания журналистского таланта.
Не обошелся сборник без назойливой темы ДЛО и
воровства в ФОМСе. Статья челябинца Германа Галкина «Где скрываются миллионы
ФОМСа?» и некоторые другие материалы сборника требуют от авторов своей формы
мужества, социалка – по определению проигрышная тема на фоне обильного
разномастного пиара, пожирающего журналистику как данность. Отсюда процветают
всяческие ОСАГО, узаконенные тотальные поборы и торговые войны за монопольные
цены. Здесь самая провальная сфера журналистики.
Да простят меня неупомянутые авторы, материалы
которых не менее интересны. Чтение сборника вызывает чувства сильные и
противоречивые, что тоже традиционно. Хочется пожелать больше независимости
самим организаторам премии. Отмеченный политической целесообразностью выбор
дозированной части в наборе лауреатов, дипломантов и номинантов засоряют идею и
надо быть специалистом, чтобы простить составителям то, без чего ничего бы и не
было. Немалую десятую часть сборника занимает огульно-оголтелая ругань
Александра Минкина в адрес ТВ, который искренне верит, что «дерьмо» в
телепрограммах формируют «убогие». Доводы коллег этому условному журналисту
недоступны, он погряз в «синдроме Караулова» – что я покажу, то истина. Оба
великих журналиста влиятельны и комплементарны. «Под властью маньяков» и «Нашествие
педофилов» – Минкин прав, но пишет он так, что по факту укрепляет позиции и тех
и других.
Однако большинство материалов сборника более чем
конкретны. А телевидению нужен анализ контента, оно очень неоднородно. К
сожалению, опыт прошлогоднего мероприятия показывает, что в поддержке
нуждается... член жюри премии, крупнейшая фигура в нашей журналистике Ирина
Петровская. Политическая целесообразность заставляет умалчивать о чудовищном
давлении вплоть до снятия публикаций за попытку неискаженной картины ТВ: или
ругай, или уходи на другую работу. Как тут не вспомнить озлобление Матвея
Ганапольского с угрозой отлучения от «Эха Москвы» непосредственно в прямом
эфире за то, что Ирина Петровская позволила себе мягко отразить, что она думает
про творчество Евгения Киселева.
В который раз приходит на ум надоевший вопрос: может,
причина цензуры и всего прочего, что принято сваливать на власть, Думу,
диктатора, все-таки в нас? Если так, то тем более нужна обществу журналистика,
к которой призывает Юрий Лужков и поддерживает в меру сил вопреки политической
целесообразности Генрих Боровик. Он воздвиг лучший памятник сыну, сказавшему
незадолго до гибели «Это моя страна и молчать я не буду». Благодаря премии его
имени Артем Боровик не только был, но и быть продолжает.
Используя возможности жанра рецензии для своеволия и
вкусовщины, отмечу некую древнюю и неприятную эманацию любого инструмента
признания таланта обществом. Премию по определению не получит тот, кто не
подаст на конкурс, и за бортом официоза традиционно остается подводная сторона
айсберга российских талантов. В прошлом году, например, большой резонанс до
мордобоя вызвали уникальные материалы жителя подмосковного Долгопрудного
Григория Белонучкина об избирательных подтасовках. То, чем в значительном
сегменте наполнено политическое информационное поле, исследовал и представил
только один.
Такова великая Россия: выборы здесь проводятся как
везде, но у нас всегда найдется человек на уникальную роль. Включая буквально
все имена в сборнике «Расследуют журналисты» независимо от модальности в оценке
рецензента. Еще несколько аналогично уникальных ролей стоят за рассылкой Левого
фронта, которая наравне с Хроникой текущих событий проклятого советского
прошлого связывает страну в единое целое, не будучи связанной какой-либо навязанной
политической целесообразностью.