28.07.09 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Памяти Артема Боровика

Политическая целесообразность против политической целесообразности

Это удивительно, насколько в этом мире бушующем существует еще некая система управления. И потому абсолютно очевидна зависимость этой системы от журналистики. Журналистам же ничего не остается, как покориться и писать сочинения на заданную тему. Не искореженная ЕГЭ и экстернатом советская школа хорошо этому учила. Успеха достигал освоивший политическую целесообразность. К успехам исключительным приводило наследственное чутье политической целесообразности.

Нынешняя деятельность Генриха Боровика – фигуры, составившей гордость отечественной журналистики – направлена на то, чтобы выявить, показать, доказать и поддержать то имманентное для великой страны явление, которое можно было бы назвать альтернативной журналистикой. Беспятерочное сочинение, обреченное на шельмование, как и все, что вызывает или угрожает вызвать острую реакцию в обществе. Такими работами неизменно наполняется ежегодный сборник «Расследуют журналисты» работ победителей конкурса на премию Артема Боровика «Честь, мужество, мастерство» (Составители Н.Виноградова, И.Ласточкина. М.: благотворительный фонд имени Артема Боровика, ООО «Совершенно секретно», 2009. – 336 с., тир. 1 тыс. экз.).

Труд подвижника привлекает внимание и поддержан столичным мэром. В приветственном адресе Юрий Лужков отметил, что событие происходит уже в восьмой раз. «Москве и России очень нужны журналисты высшей пробы, действительные, а не мнимые представители столь значимой для общества четвертой власти. В столице и в стране происходят грандиозные исторически важные процессы, которые изобилуют и сложными социальными коллизиями, и увлекательными сюжетами и в которых действуют герои нашего времени. У вас, дорогие друзья, огромное поле для свободного и независимого журналистского творчества» – учитывая собственный опыт, не могу не согласиться с утверждением мэра, слова которого должны были бы произнести сами журналисты. Удивительно, но столичный городской голова кажется заинтересован в благополучии регионов страны более власти регионов, преследующих иные цели. Или откуда столько разжигателей розни – к инородцам, русским, москалям, предпринимателям?

Быть независимым трудно не из-за цензуры или давления властей, а по причине соблазнов, связанных с исключительной влиятельностью журналистики и теоретической возможности заработать на квартиру в Москве за одну провинциальную избирательную кампанию на просторах Родины. Тем более важен отечественный конкурс на премию Артема Боровика. Признание выборочных носителей альтернативной журналистики традиционно приходит из-за рубежа, но это угрожает национальной безопасности в условиях жесткой геополитической конкуренции обострения «Большой игры» Редъярда Киплинга.

Как же преодолевается чудовищное неравенство в противопоставлении нищего таланта богатству, помноженному на административный ресурс и генерацию множества PR-версий путем найма таланта оплаченного? Очередной сборник демонстрирует несколько примеров в т.ч. ставший традиционным прием выдвижения противо-версии, привлекающей внимание общества к какой-то из его проблем, наиболее наболевшей из-за того, что долгие годы этого сделать не удавалось, а оппоненты устранялись. Одновременно из каждого сборника узнаешь много нового о стране, в которой живешь. Например, увлекательный материал Ирины Борухович о причинах крушения «Невского экспресса». Используя нашумевший информационный повод, благополучно погребенный под наслоением отвлекающих профанаций, автор восстанавливает цепь событий на основе анализа ситуации в Новгородской области. Почему задача не по зубам обычному следователю, весьма точно показано в блестящем фильме «Остановился поезд». Журналист же имеет шанс взломать стереотипы, чтобы вывести ситуацию из порочного круга.

В сборник традиционно включены исторические исследования, например, щемящее душу описание спасения умирающих детей из блокадного Ленинграда, большинство из которых оказались евреями и тех, кто пытался уйти в Грузию, немцы после захвата Клухорского перевала закопали. Убить успели не всех и часть ушла в землю живьем. В очерках «Мы с тобой одной крови» Татьяна Белоусова описала подвиг жителей черкесского аула Бесленей, которые унесли и потом прятали под угрозой расстрела 32 умирающих ребенка. Чтобы скрыть от немцев еврейское происхождение детей, их записали в похозяйственные книги как черкесов. Выжившие так черкесами и остались.

Представляет интерес красочное описание ситуации в Ванино, причем автор Татьяна Седых возводит нынешние события к сталинскому времени, в число маркеров которого Ванинский порт вошел наряду с Волго-Доном или Колымой. Чем отличается нынешняя милиция от своих предшественников тоталитарного времени – вопрос не праздный и поставленный не своевременно, а с опозданием. Причина выявлена тем, что Татьяна Седых явилась за премией в Москву на костылях. Такова «награда» за правду. Угрозы и избиения будем считать формой признания журналистского таланта.

Не обошелся сборник без назойливой темы ДЛО и воровства в ФОМСе. Статья челябинца Германа Галкина «Где скрываются миллионы ФОМСа?» и некоторые другие материалы сборника требуют от авторов своей формы мужества, социалка – по определению проигрышная тема на фоне обильного разномастного пиара, пожирающего журналистику как данность. Отсюда процветают всяческие ОСАГО, узаконенные тотальные поборы и торговые войны за монопольные цены. Здесь самая провальная сфера журналистики.

Да простят меня неупомянутые авторы, материалы которых не менее интересны. Чтение сборника вызывает чувства сильные и противоречивые, что тоже традиционно. Хочется пожелать больше независимости самим организаторам премии. Отмеченный политической целесообразностью выбор дозированной части в наборе лауреатов, дипломантов и номинантов засоряют идею и надо быть специалистом, чтобы простить составителям то, без чего ничего бы и не было. Немалую десятую часть сборника занимает огульно-оголтелая ругань Александра Минкина в адрес ТВ, который искренне верит, что «дерьмо» в телепрограммах формируют «убогие». Доводы коллег этому условному журналисту недоступны, он погряз в «синдроме Караулова» – что я покажу, то истина. Оба великих журналиста влиятельны и комплементарны. «Под властью маньяков» и «Нашествие педофилов» – Минкин прав, но пишет он так, что по факту укрепляет позиции и тех и других.

Однако большинство материалов сборника более чем конкретны. А телевидению нужен анализ контента, оно очень неоднородно. К сожалению, опыт прошлогоднего мероприятия показывает, что в поддержке нуждается... член жюри премии, крупнейшая фигура в нашей журналистике Ирина Петровская. Политическая целесообразность заставляет умалчивать о чудовищном давлении вплоть до снятия публикаций за попытку неискаженной картины ТВ: или ругай, или уходи на другую работу. Как тут не вспомнить озлобление Матвея Ганапольского с угрозой отлучения от «Эха Москвы» непосредственно в прямом эфире за то, что Ирина Петровская позволила себе мягко отразить, что она думает про творчество Евгения Киселева.

В который раз приходит на ум надоевший вопрос: может, причина цензуры и всего прочего, что принято сваливать на власть, Думу, диктатора, все-таки в нас? Если так, то тем более нужна обществу журналистика, к которой призывает Юрий Лужков и поддерживает в меру сил вопреки политической целесообразности Генрих Боровик. Он воздвиг лучший памятник сыну, сказавшему незадолго до гибели «Это моя страна и молчать я не буду». Благодаря премии его имени Артем Боровик не только был, но и быть продолжает.

Используя возможности жанра рецензии для своеволия и вкусовщины, отмечу некую древнюю и неприятную эманацию любого инструмента признания таланта обществом. Премию по определению не получит тот, кто не подаст на конкурс, и за бортом официоза традиционно остается подводная сторона айсберга российских талантов. В прошлом году, например, большой резонанс до мордобоя вызвали уникальные материалы жителя подмосковного Долгопрудного Григория Белонучкина об избирательных подтасовках. То, чем в значительном сегменте наполнено политическое информационное поле, исследовал и представил только один.

Такова великая Россия: выборы здесь проводятся как везде, но у нас всегда найдется человек на уникальную роль. Включая буквально все имена в сборнике «Расследуют журналисты» независимо от модальности в оценке рецензента. Еще несколько аналогично уникальных ролей стоят за рассылкой Левого фронта, которая наравне с Хроникой текущих событий проклятого советского прошлого связывает страну в единое целое, не будучи связанной какой-либо навязанной политической целесообразностью.

Hosted by uCoz