03.08.09 Наталья ВАКУРОВА

Книга в Москве

Сеть и особенно Рунет развиваются по сценариям Генсека?

Месть за красоту от несуществующего в природе автора-виртуала

Красота не только страшная сила, но и опасная мишень

Жизнь в двух измерениях – новый шикарный перл женской литературы

Детективный роман Натальи Солнцевой «Ларец лунной девы» (М.: Эксмо, 2009. – 352 с., тир. 5 тыс. (Артефакт-детектив) привлекает захватывающим сюжетом и некой сакральной темой, тайной, которая обозначена самим названием, но раскрывается согласно законам жанра лишь в самом конце. Оставляя при этом загадку.

Персонажи Солнцевой уже полюбились ее читателям, они переходят из книги в книгу. На сей раз действие происходит на крымской вилле влиятельного лесопромышленника Юдина. Странные звуки, раздающиеся по ночам, пугают обитателей виллы, и особенно жену сына Юдина, которая страдает нервным расстройством. Это вынуждает Юдина-старшего пойти на своеобразные меры: он собирает на вилле ведущих экстрасенсов и всевозможных ясновидящих, которые своими методами должны найти и устранить причину непонятных ночных звуков и одновременно раскрыть тайну душевной болезни Елены, невестки Юдина.

Повествование строится в двух временных плоскостях – в настоящем времени и год назад, когда произошли события, послужившие отправной точкой сюжета. Несмотря на обильное присутствие на страницах книги колдунов и магов, претензии на психологизм и раскрытие тонких душевных переживаний героев остаются лишь внешней канвой, определяющей фабулу.

Чем больше трупов, тем меньше достоверности, поэтому не впечатляют и потуги хозяина виллы Юдина-старшего объяснить раздвоением личности причину серии убийств. Его самоубийство в конце романа и оставленное письмо с подробными психоаналитическим отчетом о своих преступлениях могут убедить разве что подростка. Однако есть в книге и нечто настораживающее, связанное с первородным грехом – грубо говоря, местью мужчины в лице одной женщины всем представительницам противоположного пола. Как поется в одной попсовой песне, «потому что нельзя быть на свете красивой такой».

В основе этой мести лежит античный миф о богине-охотнице Артемиде, которая повелела убить несчастного юношу Актеона, превратив смертного в оленя и натравив на него собак лишь за то, что он посмел полюбоваться ее красотой. В книге присутствует множество интерпретаций этого мифа с упоминанием так называемых дольменов, таинственных каменных постройках в горах Крымского полуострова. Легенда гласит, что небольшие отверстия в этих камнях вследствие покровительства Артемиды могут «впустить» человека, но, в случае успеха, выйдя оттуда, он теряет память – впадает в странную амнезию. Что и случилось, как выяснилось потом, с молодой красавицей Еленой, которая укрылась в одном из дольменов от преследований насильника.

Чтение подобных произведений – не совсем бесполезная вещь. Постепенно глупея по мере продвижения сюжета, начинаешь думать: а может и не стоит заморачиваться по жизни? Такая незатейливая игра для несильно развитого интеллекта, что-то вроде шашек по сравнению с шахматами. Хотя чем шашки хуже шахмат? Ходят по той же доске, где есть и белые и черные клеточки... Правила игры – вот главная условность, которую следует принять, читая такие книги. При этом автору не откажешь в определенном юморе, проницательности, особенно в описании внешности и поведении героев.

Думаю, что почитать эту книгу в отпуске, представляя себе море и замечательную природу Крыма, очень даже можно. Особенно если в конец не заглядывать и не знать заранее, чем все кончится.

К слову, название мегалитических примитивных и непонятной функции каменных построек претерпело свою эволюцию между предком археологического понятия тол-мин и еще более старым словом домен, который приобрел новую жизнь сначала в молекулярно-генетическую эпоху, затем как водится в компьютерную. Длительная жизнь термина в языке гарантирована мистическим смыслом обозначаемых им явлений, далеких друг от друга. Если б человечество не преследовала амнезия, разгадка жизни осталась бы на самой поверхности. Но тогда не было бы нескончаемого детектива. Без чувства непознанного читателям скучно, неинтересно, и автор это отлично знает, предлагая «Ларец Лунной Девы». Многозначность ключевых слов оставляет пространство для полета фантазии и увеличивает виртуальный объем прочитанного. Кто этот автор – тоже неизвестно. Есть сайт Натальи Солнцевой, но ее живьем никто не видел, даже на фотографиях.

«Жизнь не отвечает на вопросы, она их множит», а «Богиня Артемида, изображенная на картине, которую так напоминает его жена, несет в себе не только девственную чистоту, но и страсть к насилию, разрушению. Недаром ей поклонялись амазонки» – понимает ли автор сам, что написал? Но это уже детектив совсем иного рода, который никогда не кончится, пока существует человечество, порождающее амазонок, находя при этом новые неожиданные решения чисто демографической проблемы.

PS. Автора никто не видел – как она выглядит. В ответ на обращение к сайту Натальи Солнцевой с адреса admin@solntseva.com пришло письмо:

«Здравствуйте, Лев!

Конечно же, автор существует в природе. Откуда такое недоверие? Судя по имени и фамилии, Наталья Солнцева – это женщина. А судя по стилю, как вы думаете?

Благодарна вам за письмо.

С уважением, Наталья Солнцева.

Всего доброго!»

 

PSS. Однако дальнейшие события подтвердили предположения. Чтобы сомнения о существовании автора не дай бог не попали в публикацию, издатели, которые до того долго не раскачивались, прислали свою рецензию. В ней нет ни слова про суть романа и дольмены, но всячески прославляется писательница Солнцева.

Несуществующая. Мы все вспоминаем творчество Брежнева – «Малая земля» и т.п., а тут столько виртуальных авторов появилось, столько людей стали писать и большинство под какими-то вымышленными никами. Сеть и особенно Рунет развиваются по сценариям Генсека?

 

Для сравнения см. рецензию на роман «Ларец лунной девы» в газете «Московская правда» от 29.08.09.

Hosted by uCoz