04.08.09 Наталья ВАКУРОВА

Книга в Москве

Роман не для всех, а неизвестно для кого

Ассоль стала бабушкой, унаследовав авантюрность своего капитана Грея

Герой как всегда необычного повествования Нины Васиной «Алые паруса бабушки Ассоль» (роман / Нина Васина. Ангел Кумус: отрывок из романа / М.: Эксмо, 2009. – 352 с., тир 15 тыс. (Детектив не для всех) – подросток по имени Атила, инвалид детства еврейского происхождения, обладающий острым аналитическим умом. Точнее, он не единственный герой. Есть еще его друг, полная противоположность Атиле по имени Икар Кортнев. Красавец блондин в типе Аполлона, имеющий массу физических способностей в противовес умственным талантам своего друга-колясочника. Прозвище естественно Кортик.

Как в их дружбе, так и в том, что происходило после нее, главную ведущую роль сыграла бабушка Икара – бабушка Соль – которая всю свою жизнь занималась тем, что разыскивала клады. В свои шестьдесят лет крутая бабуля имела прекрасную спортивную фигуру, щеголяла пирсингом и постоянно меняла линзы для пущей выразительности собственных глаз.

В этом романе разумеется присутствует детективный сюжет что-то по типу «Кортика» или «Бронзовой птицы», только в духе времени. Мальчики находят железную коробочку с запиской о реабилитации некой Нины Гринович.

Параллелей в романе много, в данном случае – конечно же со вдовой любимого романиста Александра Грина.

По сюжету книги Нина Гринович, хотя на самом деле такого не могло быть, владела тайной местонахождения драгоценностей, вывезенных в конце войны из Германии. Далее следует весьма запутанная история, которую невозможно пересказать без недоумения, таковы прихотливые изыски авторской фантазии. Короче, мальчики становятся героями истории совершенно невероятной. Случайно они оказались причастными к поиску клада, который уже много лет искала бабушка Ассоль.

Сокровища оказались в чучеле, да не простом, а в том, что сосед-немец сделал из...

Сказать правду – все испортить. Но правды нет, есть вымысел, чтобы не усугубить – умысел романиста.

Книга написана с постоянным противопоставлением ума Атилы, который может только подавать советы, и физической действенности туповатого Кортика. Им вместе удается раскрыть многое из того, что не под силу взрослым.

Их дружба была столь монолитной, что когда в автокатастрофе погибает Атила вместе со своей семьей, то читателю не сразу становится заметно его исчезновение. Погибший продолжает действовать как живой персонаж лишь в воображении другого персонажа.

«Дискета с информацией об осужденных Крымским НКВД с 1945 по 1953 год потрясла меня. Я завис в ужасах переселения крымских татар и недели две уползал червем вглубь истории этой странной нации. Я бы дошел до самых истоков, но из чингизхановоского ступора меня вывел очередной звонок папаши Кортика. – Что-нибудь узнал? – Из Крыма депортировали всех татар. Почему? – Он ответил с ходу, как будто сам только что ковырялся в татарском военном прошлом: – Количество татар, работающих на оккупантов после захвата немцами Крыма, вызвало гнев Сталина. Не отвлекайся. Узнал, кто такая Нина Гринович? – Жена писателя-фантаста, – отрапортовал я».

Читал ли наш персонаж роман, именем героини которого назвали бабушки Ассоль? «Это мелодраматическая сказка, а из сказочников я читаю только Гофмана».

Ближе к концу романа Атила присутствует постоянно, но только в восприятии Кортика, он продолжает советоваться с другом. Остальные персонажи считают это помешательством и пытаются его от этого вылечить. Как раз в это время приезжает в Москву бабушка Соль, которая также пытается вывести больного из опасного состояния тем, что готовит его к путешествию в поисках клада.

Пребывание их на корабле, погружение с аквалангом описано в жанре «Искателей приключений» настолько живо, что читатель невольно представляет себя если не соучастником, то как минимум наблюдателем.

Как выяснится, клада на дне моря они не найдут. Но не такова лихая бабуля – какой клад будет найден, читатель непременно узнает в конце. Чтобы избавить внука от навязчивого присутствия образа друга, Ассоль придумала залезть на кран и как бы поселить там Атилу. Взрослый Икар оставляет на кране табличку: «Здесь живет Атила Швабер – самый умный дилетант».

Собственно, книга и начинается странно – «я живу на подъемном кране». Эта книга не о том, что люди ищут клады. Клад – только повод, а ищут они себя, свое предназначение. В этом поиске мысль писателя бежит столь быстро, что отстают самые современные средства компьютерной фиксации. Но они из этой трудноуловимой мысли позволяют наворотить виртуальные события романа о себе и душе своей.

В целом любопытно получается, когда Автор даст себе труд нащелкать на клавиатуре.

 

Hosted by uCoz