25.08.09
Лев МОСКОВКИН
Книга в
Москве
Жертва о
природе жестокости, обратной стороне любви
Серийный
убийца, любитель Кафки, и жертва – любитель Гоголя: легкое чтение для отпуска
Армия
спасения кормит горячей едой серийного убийцу с трупом в багажнике. Тот в свою
очередь оказывается лучшим любовником истомленной одиночеством – успешного по
работе копирайтера и контактора рекламного агентства. Параллельно идет развитие
сюжета мафиозной структуры по натуральному изготовлению жестокого
садомазохистского порно. Что еще можно нагородить в одном романе среднего
объема?
Читайте – Кеннет
Дж. Харви. Жертва: роман / Пер.
с англ. Т.М.Шуликовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. – 317 с.,
тир. 5 тыс. экз. (Kenneth J.
Harvey «Stalkers»).
По ходу
изложения читатель начинает сомневаться, кто главный герой – изнемогающая от
жажды любви жертва, киллер Небесный конь, бизнесмен с
двойной жизнью или полицейский, который сам же и вершит правосудие. Непонятна и
фабула, но не потому, что ее нет, роман составлен на основе нескольких идей с
намеками на мораль от каждой. Почти каждый из персонажей представлен в двух ролях.
Например, предназначенная для группового и совокупления с последующим разрезанием
со рвотой и испражнением под скрытую камеру жертва
получает двойственную судьбу – одна едва ни погибает и чудом спасается, другая очевидно
предназначена к гибели, но чудом спасается. Мучитель, высасывающий деньги и
чувства, почему-то исчезает (как – читайте сами, это важно для понимания сути).
С убийцей происходит по воле автора нечто противоположное. По ходу пьесы совсем
уж боковой персонаж случайно находит видеокассету с отвратительно шокирующей
записью и обнаруживает такую неоднозначную реакцию, которая, будучи описанной более чем адекватно, вскрывает природу человеческой
жестокости.
К слову: на этой теме мы натыкаемся на скрытую причину споров и
непонимания, тщательно расписанною в книге Конрада Лоренца «Агрессивность как
зло». В отечественном эволюционно-генетическом подходе принят
подход Н.В.Тимофеева-Ресовского. Он разделял т.н. фены – элементарные признаки с
разным эволюционным значением. Согласно положениям выдающегося психотерапевта
Анатолия Добровича, жестокость по факту снижает возможности ее носителя. Стремление
достичь садомазохистского удовлетворения может стоить человеку положения в обществе
и даже жизни, что и демонстрирует роман «Жертва». Его английское название «Сталкер»
намекает на перепутывание ролей жертвы и мучителя, что типично для социального
девиантного садомазохизма, столь непредсказуемые и внезаконные формы принимает
такая игра. Авторский прием достаточно очевиден, так художественное изложение
получает неоспоримое преимущество по сравнению с формализовано-научным.
Условная
жертва дарит условному мучителю Кафку – «буду читать на пляже» – «Да уж,
настоящее легкое чтение для отпуска». – «Нет, это здорово, и Гоголь тоже. Я
читал «Процесс» Кафки, а эту нет. А Гоголя я вообще не читал». – «Тебе понравится.
Я точно знаю, что понравится».
Отметим до кучи, что агрессивность как стремление занять нишу (равно
экологическую или социальную» и жестокость в форме сублимации сексуального
чувства происходят из общего корня, коль скоро рангово-кастовая структура
человеческого общества формируется на основе столкновения личных мотивов –
одинаковых по сути, но весьма разнообразных по силе и форме выражения. Столкновение
мотива с реальностью заставляет человека сделать выбор и на этом месте он имеет
шанс осознать себя, кто он есть на самом деле. Так жестокость отделяется от
агрессивности – кому что надо на самом деле. Роман
кончается тем, чего уж совсем не ждешь, с той долей неправдоподобности, как это
почти всегда бывает в жизни.