25.08.09 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Жертва о природе жестокости, обратной стороне любви

Серийный убийца, любитель Кафки, и жертва – любитель Гоголя: легкое чтение для отпуска

Армия спасения кормит горячей едой серийного убийцу с трупом в багажнике. Тот в свою очередь оказывается лучшим любовником истомленной одиночеством – успешного по работе копирайтера и контактора рекламного агентства. Параллельно идет развитие сюжета мафиозной структуры по натуральному изготовлению жестокого садомазохистского порно. Что еще можно нагородить в одном романе среднего объема?

Читайте – Кеннет Дж. Харви. Жертва: роман / Пер. с англ. Т.М.Шуликовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. – 317 с., тир. 5 тыс. экз. (Kenneth J. Harvey «Stalkers»).

По ходу изложения читатель начинает сомневаться, кто главный герой – изнемогающая от жажды любви жертва, киллер Небесный конь, бизнесмен с двойной жизнью или полицейский, который сам же и вершит правосудие. Непонятна и фабула, но не потому, что ее нет, роман составлен на основе нескольких идей с намеками на мораль от каждой. Почти каждый из персонажей представлен в двух ролях. Например, предназначенная для группового и совокупления с последующим разрезанием со рвотой и испражнением под скрытую камеру жертва получает двойственную судьбу – одна едва ни погибает и чудом спасается, другая очевидно предназначена к гибели, но чудом спасается. Мучитель, высасывающий деньги и чувства, почему-то исчезает (как – читайте сами, это важно для понимания сути). С убийцей происходит по воле автора нечто противоположное. По ходу пьесы совсем уж боковой персонаж случайно находит видеокассету с отвратительно шокирующей записью и обнаруживает такую неоднозначную реакцию, которая, будучи описанной более чем адекватно, вскрывает природу человеческой жестокости.

К слову: на этой теме мы натыкаемся на скрытую причину споров и непонимания, тщательно расписанною в книге Конрада Лоренца «Агрессивность как зло». В отечественном эволюционно-генетическом подходе принят подход Н.В.Тимофеева-Ресовского. Он разделял т.н. фены – элементарные признаки с разным эволюционным значением. Согласно положениям выдающегося психотерапевта Анатолия Добровича, жестокость по факту снижает возможности ее носителя. Стремление достичь садомазохистского удовлетворения может стоить человеку положения в обществе и даже жизни, что и демонстрирует роман «Жертва». Его английское название «Сталкер» намекает на перепутывание ролей жертвы и мучителя, что типично для социального девиантного садомазохизма, столь непредсказуемые и внезаконные формы принимает такая игра. Авторский прием достаточно очевиден, так художественное изложение получает неоспоримое преимущество по сравнению с формализовано-научным.

Условная жертва дарит условному мучителю Кафку – «буду читать на пляже» – «Да уж, настоящее легкое чтение для отпуска». – «Нет, это здорово, и Гоголь тоже. Я читал «Процесс» Кафки, а эту нет. А Гоголя я вообще не читал». – «Тебе понравится. Я точно знаю, что понравится».

Отметим до кучи, что агрессивность как стремление занять нишу (равно экологическую или социальную» и жестокость в форме сублимации сексуального чувства происходят из общего корня, коль скоро рангово-кастовая структура человеческого общества формируется на основе столкновения личных мотивов – одинаковых по сути, но весьма разнообразных по силе и форме выражения. Столкновение мотива с реальностью заставляет человека сделать выбор и на этом месте он имеет шанс осознать себя, кто он есть на самом деле. Так жестокость отделяется от агрессивности – кому что надо на самом деле. Роман кончается тем, чего уж совсем не ждешь, с той долей неправдоподобности, как это почти всегда бывает в жизни.

Hosted by uCoz