09.01.10 Наталья ВАКУРОВА

Книга в Москве

В зеркале льда пара, в которой трое

Сегодня как никогда тема фигурного катания звучит не просто актуально, а на редкость эмоционально. И дело не только в ледовых телевизионных шоу.

Персонализация этого удивительного вида спорта привела к  тому, что личности спортсменов-фигуристов воспринимаются на уровне звезд.     ё Звезды переходят и спорта в шоу-бизнес, иногда – обратно (что почти невозможно), а известность имен порождает слухи и легенды, часто – мифологемы (распространенные, но неправильные представления о чем-либо – например, что фигурному катанию можно научиться за полгода участия в шоу).

Фигурное катание – один из самых тяжелых и травматичных видов спорта. Красота здесь рождается в таких муках, которые и не снились тем, кто никогда не твердую, холодную и скользкую ледовую арену. Многие известные фигуристы, особенно после ухода из любительского спорта, пишут книги, из которых мы можем узнать об этом виде спорта изнутри. Интересные воспоминания написаны Еленой Чайковской, Татьяной Тарасовой, Евгением Плющенко, Алексеем Ягудиным – конечно, с помощью журналистов, многие из которых стали специалистами в этой области.

Книга «Пара, в которой трое» (Наталья Бестемьянова, Андрей Букин, Игорь Бобрин. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 444 с., тир. 3 тыс.), вышедшая к юбилею Натальи Бестемьяновой, восполняет огромный пробел в знаниях о таком непростом виде фигурного катания, как танцы на льду, тем более в период 80-90-х годов, когда упадок наблюдался далеко не только в спорте.

Книга интересна не только по содержанию, но и по структуре. Она построена как серия чередующихся монологов Натальи Бестемьяновой, Андрея Букина и Игоря Бобрина о себе, друг о друге и о событиях спортивной карьеры.

Судьба Натальи Бестемьяновой в фигурном катании  трудно и причудливо – своеобразно, как у всех звезд. Будучи довольно сильной одиночницей, она благодаря Татьяне Тарасовой стала выступать в танцевальной паре с Андреем Букиным, который уже был сложившимся танцором. Тарасова, что называется, «увидела» новую пару и привела ее к победе на Олимпийских играх 1988 года.

Интересно, что всех троих участников «пары» на лед привело желание их родителей укрепить здоровье своих детей: у Натальи Бестемьяновой в детстве сильно болела нога и она даже какое-то время не могла ходить.. Букину и Бобрину занятия спортом на открытом воздухе были рекомендованы врачами. Сегодня мало кто идет в фигурное катание «за здоровьем» – катки закрытые, стоит все это дорого, требования повысились непомерно. Сегодня уже восьми-девятилетние дети учат двойной аксель, который Бестемьянова начала прыгать с 14-ти лет.

И все же дело не в возрасте и не в постоянно повышающейся сложности. Есть люди, для которых фигурное катание – это буквально вся жизнь. Игорь Бобр ин, например, добившись значительных спортивных результатов, но все же не самых высоких – чемпион Европы, проявил себя как режиссер-постановщих ледовых шоу. Чтобы заниматься ледовым театром, он отучился в ГИТИСе, где был хорошим студентом и потом преподавал. Первый его театр достался по праву сильного Тарасовой, он создал другой.

В книге помещены уникальные фотографии, дополняющие текст. Поражает стиль и содержание заключительной главы, написанной Игорем Бобриным. Не зря ему многие советовали заняться литературным трудом. Книга в целом так построена, что представляет большой интерес в сопоставлении разных рассказов всех трех фигуристов об одних тех же событиях. Будучи вместе, они сохранили индивидуальность каждого, не подавили ее и не пожертвовали ею, как это зачастую бывает ради достижения гармонии.

Книга будет интересна не только тем, кому удастся попасть на юбилейное ледовое шоу «Рыжая BESTия», но и всем, кто любит фигурное катание и оценивает его будущее в России сквозь призму тех былых побед и достижений, включая описанные в книги.

В интервью нашему корреспонденту на презентации книги в саду «Эрмитаж» Наталья Бестемьянова сказала: «Я могу только о своем опыте говорить. Когда я начала кататься, то абонемент не стоил очень дорого, и как-то мне повезло – ботинки с коньками мне подарили. Это не стоило очень дорого, я жила в очень необеспеченной семье и мы как-то справлялись. Я не знаю, как сегодня, сегодня наверно это очень дорого и трудно, я понимаю. Сегодня это все по-другому».

Отвечая на вопрос о методике тренировок ледовых актеров, Бестемьянова пояснила: «Очень много рождается и воспитывается непосредственно на спектаклях. Я думаю, что от того, что мы сами до сих пор входим на лед и вместе с ребятами катаемся, вместе с ними работаем в спектаклях, мне кажется, это самое главное, что сегодня есть. А о методиках можно много рассказывать, но своим примером очень многого можно добиться».

Участник презентации, Анастасия Гребенкина, была откровенна: «К сожалению, проблема с тренерским составом всю жизнь существовала и когда мы катались 25 лет назад, когда фигурное катание вообще развалилось 20 лет назад и когда в стране не было вообще ни одного тренера, все уехали в Америку. Я из-за этого перешла в танцы, потому что не было тренера для одиночного катания вообще ни одного. Вот у меня такая ситуация сложилась. Я конечно не жалею, но эта проблема всегда есть и всегда была. Но есть пара специалистов, которые заслуживают внимания и они там всем известны, но это всегда большая проблема».

 

Презентация

 

У нас такие чудесные тренеры – Бестемьянова

А Настя Гребенкина выпустила коньки со стразами

Наталья Бестемьянова из очень бедной семьи стала всемирно известной фигуристкой, а сейчас это все очень дорого и трудно

Презентация книги фигуристов Натальи Бестемьяновой, Андрея Букина и Игоря Бобрина «Пара, в которой трое» в московском Эрмитаже на Каретном ряду. В мероприятии участвовали певица Юлия Савичева, чемпионка Ирина Слуцкая, фигуристка Анастасия Гребенкина, катался на коньках ведущий программы НТВ «Ты не поверишь» Леонид Закашанский – он катался в проекте Первого канала, певец Алексей Чумаков.

Книга необыкновенно интересна, над ней серьезно и много лет работали журналисты. В ней много специфических подробностей, которые понятны только погруженным в это спорт. И это важно знать уже тем, кто ведет на каток малыша. Из-за обилия политики тут состоявшийся спортсмен – малых, он может быть – если талантлив как Наташа Бестемьянова – вершиной пирамиды в проекте. А страсти хоть на Олимпиаде, хоть в ДЮСШ равного накала, только на Олимпиаде видны в телевизоре слезы победы и слово «мама» на всех языках.

 

Интервью

 

Наталья Бестемьянова:

- Наташа, у меня такой специфический вопрос – вот ваша коллега по спорту Ирина Роднина мне как-то даже не без оттенка злобы сказала, что фигурное катание это спорт очень дорогой. Ваше мнение – когда ребенок только входит в это дело?

- Ну, я могу только о своем опыте говорить. Когда я начала кататься, то абонемент не стоил очень дорого, и как-то мне повезло – ботинки с коньками мне подарили. Это не стоило очень дорого, я жила в очень необеспеченной семье и мы как-то справлялись. Я не знаю, как сегодня, сегодня наверно это очень дорого и трудно, я понимаю. Сегодня это все по-другому.

- Сегодня это не то что дорого, это само собой, важнее понять, что вообще в ДЮСШ происходит. Мои младшие сын и дочь уже имеют по первому разряду – у нас очень талантливые люди, музыку делают сами на компьютере, костюмы шьют сами. Проблема с тренерами, видимые проблема с методиками тренировок, с отношениями между тренерами.

- Это очень странно, вы как-то попали в неудачную атмосферу. Мне кажется, у нас такие чудесные тренеры и в мире фигурного катания люди привыкли много работать, а когда люди много работают, они как бы...

- Ирина Роднина сама прекрасный тренер, мои дети попали раз к ней на мастер-класс и это было здорово, а вот видите – пошла в депутаты.

- Ну, как-то не захотела, это же всегда от желания человека зависит. Она не видела себя тренером¸ я так себе понимаю.

- Ну да, только в Америке работала и по социальным программам. А вы будете вести малышей?

- Мы занимаемся театром. К нам в театр приходит молодежь, мы им помогаем, мы с ними работаем в свою колею, воспитываем. Поэтому мы не занимаемся спортом. Может быть когда-нибудь, но пока нет.

- Как вы отбор ведете? Вам же рядовые тоже не нужны.

- Приходят, смотрим на них. Они сами приходят.

- Отбор большой? Многие отсеиваются?

- Мы вот последнее время вообще никого не берем, как бы сформировавшийся коллектив, нам никто не нужен и к нам довольно трудно попасть.

- У вас в театре методика тренировок ведь тоже какая-то есть в подготовке ваших актеров?

- Ну, вообще, очень много рождается и воспитывается непосредственно на спектаклях. Я думаю, что от того, что мы сами до сих пор входим на лед и вместе с ребятами катаемся, вместе с ними работаем в спектаклях, мне кажется, это самое главное, что сегодня есть. А о методиках можно много рассказывать, но своим примером очень многого можно добиться.

- Своим примером? Отлично. Спасибо.

 

Ребенка лучше сразу ставить на хорошие коньки, советует международный мастер Настя Гребенкина

Анастасия Гребенкина считает необходимым придать красоту конькам. У нее нет никакого плохого отношения к артистам и певцам, которые выходят на лед с профессиональными фигуристами и пытаются научиться, они делают это совершенно искренне большинство из них как дети хотят научиться кататься, им там нравится:

- Я только счастлива, чем больше людей учится кататься на коньках – это мой любимый вид спорта – чем больше желающих, тем лучше, потому что фигурное катание это просто красиво и это не только красота, но и здоровье. Все совмещено вместе. Поэтому чем больше людей учится, тем лучше.

- Анастасия, можно ваш совет, пожелание, тем, кто только начинает кататься – малышам и главное их родителям?

- Я бы посоветовала малышей все-таки не приводить в два-три года, некоторые фанаты-родители есть, которые приводят детишек в два-три года. Это очень рано, хотя бы в четыре, потому что детишки совсем еще не сформировались и им хотя бы надо научиться ходить, потом уже выходить на лед. Во-вторых, не покупать, если они все-таки решают заниматься профессионально, раздвижные коньки. Бывают раздвижные коньки которые на размер больше. Лучше все-таки ребенка сразу ставить на хорошие коньки. Как выбрать тренера? Я думаю, что на начальном этапе все тренеры достаточно профессиональны, то есть научить кататься – я не могу сказать, что может любой, но именно начальный этап не так важен. Потом когда они уже сами войдут в эту структуру, они поймут, как, к какому тренеру, кто лучше, какое общество лучше. Разберутся в этом сами родители. я все-таки думаю, что на каток надо водить все же ближе к дому, такое пожелание, потому что очень тяжело возить ребенка каждый день на лед и это не каждый родитель выдержит. Потом уже, если пошло у ребенка, если ему нравится. Если у него получается, тогда уже выбирать общество и тренера.

- Понятно. У нас на катке большинство детей привозят детей на машинах издалека, а одна семья специально за конкретным тренером для ребенка поменяла Москву на Питер. Мои дети едва ли не единственные, кому близко от дома и от школы – нет у нас машины. Что делать, когда начинается следующий этап, когда еще родители решают (мы это уже прошли) и нужно выбирать: каток или школа, вид фигурного катания – пары, танцы?..

- Вид фигурного катания наверно определяет иногда судьба, потому что ребенок может просто перестать прыгать, или ребенок может быть очень танцевальным и понятно, что он допустим прыгать не начнет хорошо и конечно нужно в танцы. Если это девочка маленького роста или высокого, достаточно сильного телосложения, можно парное катание попробовать. То есть это все-таки определяет и тренер и наверное родители тоже должны смотреть иногда на тренировках, это видно. Но конечно родители не должны принимать большое участие, я считаю, в жизни спортсмена. Не все родители, потому что есть – немножко – родители, которые просто неадекватно оценивают ситуацию. К сожалению, таких больше чем тех, которые отдают в профессионалы ребенка и уже тренер понимает, куда лучше – передать его другому тренеру в танцы или в парное катание или кто-то придет, бывает такое, ищут тренера допустим партнеров или партнерш, что касается конкретно танцев и находят. Так что здесь наверно больше судьба.

- Тренера для серьезных занятий достаточно трудно найти в том числе и потому, что даже если хороший тренер и у него поставлена методика тренировок, у них тем более сложные отношения друг с другом – прямо как у вас на олимпиадах. Что делать?..

- Действительно, вы правы. К сожалению, проблема с тренерским составом всю жизнь существовала и когда мы катались 25 лет назад, когда фигурное катание вообще развалилось 20 лет назад и когда в стране не было вообще ни одного тренера, все уехали в Америку. Я из-за этого перешла в танцы, потому что не было тренера для одиночного катания вообще ни одного. Вот у меня такая ситуация сложилась. Я конечно не жалею, но эта проблема всегда есть и всегда была. Но есть пара специалистов, которые заслуживают внимания и они там всем известны, но это всегда большая проблема.

- Спасибо вам большое, Настя.

 

Информация организаторов

В преддверии зимнего сезона издательство АСТ представило книгу знаменитых спортсменов: Натальи Бестемьяновой, Андрея Букина и Игоря Бобрина «Пара, в которой трое».

Презентация книги необычна. 16 ноября Московский сад «Эрмитаж» на Каретном ряду открыл свой каток, в рамках мирового турне Театр Ледовых Миниатюр под руководством Игоря Бобрина открыл сезон фигурного катания в Москве. Спортсмены, друзья, певцы, артисты, коллеги и ученики Игоря Бобрина, Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина, разделившие с ними страсть к фигурному катанию, расписали первый лед лезвиями коньков.

В программе: «Лебединое озеро» на льду, посвящение Майклу Джексону, а также подарки и сюрпризы.

В книге «Пара, в которой трое» знаменитые спортсмены рассказывают о личной жизни, творчестве, о том, как начинался их путь к успеху, об интересных людях, с которыми сводила судьба, о «Театре ледовых миниатюр», объединившем их в «пару, в которой трое» и – наконец – о полюбившимся зрителям шоу «Танцы на льду».

Справка об авторах.

Наталья Бестемьянова:

- Олимпийская чемпионка 1988,

- серебряный призер зимних Олимпийских Игр 1984;

- 4-кратная чемпионка мира (1985-1988);

- 5-кратная чемпионка Европы (1983, 1985-1988);

- 3-кратная чемпионка СССР (1982, 1983, 1987).

Чемпионка мира среди профессионалов – 1991, серебряный призер – 1989. Обладатель приза Жака Фавара «За выдающийся вклад в мировое фигурное катание» (1993). Награждена орденами Дружбы народов и Трудового Красного знамени.

Андрей Букин:

- Олимпийский чемпион 1988,

- серебряный призер зимних Олимпийских Игр 1984;

- 4-кратный чемпион мира (1985-1988);

- 5-кратный чемпион Европы (1983, 1985-1988);

- 3-кратный чемпион СССР (1982, 1983, 1987).

Чемпион мира среди профессионалов – 1991, серебряный призер – 1989. Обладатель приза Жака Фавара «За выдающийся вклад в мировое фигурное катание» (1993). Награжден орденами Дружбы народов и Трудового Красного знамени.

Игорь Бобрин:

- 4-кратный чемпион СССР (1978, 1980-1982)

- обладатель Кубка СССР в 1997 и 1979

- чемпион Европы 1981

- создатель, художественный руководитель и режиссер «Театра ледовых миниатюр».

В программе мероприятия: отрывок из спектакля «Лебединое озеро» на льду, зимние мини-зарисовки, посвящение Майклу Джексону, а также небольшие сюрпризы для гостей от прославленных тренеров. В этот вечер яркая, жизнелюбивая «Рыжая BESTия» – Наталья Бестемьянова дополнила праздник приглашением на свой 50-летний юбилей.

 

Комментарии из ЖЖ

 

((Anonymous)) wrote on November 18th, 2009 at 12:18 pm

спасибо за интересную статью. \завидую Вам, Вы были на открытии в Эрмитаже и имели честь поговорить с Наташей!

 

Л.М.: Да, это было любопытно

Бестемьянова весьма контактна и легко говорит. Тут есть некие журналистские трудности в связи с тем, что это PR-проект, хотя и очень качественный. И книга интересная. Судьба каждого победителя в фигурном катании – это такой детектив, почище Штирлицв в тылу врага, они мужественные люди, хотя держатся просто. Но в спорте вообще политики больше, чем спорта, и больше, чем в политике – это я как парламентский корреспондент хорошо знаю. От меня тут уже Сихарулидзе шарахается, потому что я со своей открытостью могу сильно навредить. Специалистов-депутатов в Думе вообще давят, чтоб не выпускать сор-пар из избы.

Так что книжка Бестемьяновой очень интересная. И еще меня поразила Анастасия Гребенкина – когда она гламурлыкала перед камерой, я не ожидал, что это весьма умный, серьезный наблюдательный человек – см. ее интервью – даром что блондинка.

 

Hosted by uCoz