03.04.10 Лев МОСКОВКИН

Фильм в Москве

«Катынь» – лживый шовинизм

Федеральному каналу «Культура» велели к встрече в Катыни показать «Катынь» культового для советского зрителя польского кинорежиссера Анджея Вайды. Прозрения от просмотра не наступило, наступило что-то другое.

Я не имею в мыслях отрицать Катынь, как и не жалею, что посмотрел разрекламированный фильм Анджея Вайды, равно что читал в далеком детстве роман «Крестоносцы», сообразно своей эпохе столь же шовинистический– в польском варианте мазохистский, сообразно понятию Сергея Доренко «Восточная Америка». Национальный мазохизм варьирует вдоль оси времени, в «Крестоносцах» он превозносит надуманную военную мощь, в «Катыни» – отмывает цвет польской нации от погон.

Никогда не видел такого чистенького концлагеря в церкви, даже по Солженицыну в Новом Иерусалиме, откуда заимствовал автор. Не говоря уже о голландской экранизации «Ивана Денисовича». Отпираться бесполезно.

Я никогда не был в комсомоле и тем более не разделял восторгов советской интеллигенции по поводу Вайды или Тарковского, в любом случае вершина жанра не там, достаточно мне для понимания, где она, намного более близкого к правде «Из ада в ад» Дмитрия Астрахана или «Пианиста» Романа Поланского, глупо и демонстративно преследуемого американцами.

В фильме «Катынь» есть правда – «Польша никогда не будет свободной» – и достаточно информативен канал введения этой информации в экранный текст. Сама тема раскрыта так, что и такой более чем информированный относительно реальной истории дипломат, как Константин Косачев, откровенно маялся на «послесловии» – как бы так сказать, чтоб не слишком врать и совсем не вляпаться? Да ведь стоит подумать чисто теоретически отстраненно: что может сказать народу умный человек о заказухе, тем более подписанной звонким именем под римейком нашумевшей истории?

Репутация главы думского комитета по международным делам Косачева по нынешней ситуации важнее сталинских историй для выживания страны и мира, ибо судьба мира людей решается в России. Могли бы пригласить человека порождением иной системы, председателя комитета по международным делам СФ Михаила Маргелова. Этот потомственный десантник начинал с международного отдела ЦК на Старой площади, а теперь представляет в СФ сакральную Псковскую область на скользкой границе с Восточной Америкой.

Впрочем, с дипломатической задачей успешно справился Никита Михалков и по этой фигуре на арене истории мои скромные комментарии излишни – без меня все известно, он ничего не скрывал. Молодец, господин Паратов, Сергей Сергеич. Такие нам нужны – они всем нужны.

Забавный случай сей другой пример на память мне приводит: польская культура была более чем востребована в Советской России, достаточно не забывать Ежи Ставинского, Станислава Дыгата и конечно же Станислава Лема – этот представитель мирового достояния человечества легко переигрывал наших Стругацких, конкурировал и дополнял впечатление до высот заоблачных. Я уж не говорю о польской математической логике, которая адекватна сибирскому источнику того же Ершова и совсем не то, что принято на журфаках страны в качестве эвфемизма риторики, т.е. набора приемов в аргументацию глобального вранья.

Такая вот получилась рецензия на фильм «Катынь» – качественно сделанную тупую агитку в жанре нашего майора Пронина, что стало типично для американской кинематографии внешнего применения. Это ж примитивный капреализм, ворованный у нашего соцреализма. При чем тут Вайда? Отработал заказуху – и к кассе, обладателю звонкого имени заплатят дороже и много более того. Насколько я помню, звонкие имена нынешней Восточной Америки делались фанатическим поклонением населения Советской России.

Такая вот рецензия на фильм. И кто бы мне, дураку, объяснил, что это было – польские концлагеря для русских, белорусов, украинцев? Это было или нет, черт возьми, или госпожа История – такая блядь, что дает любому, кто силой берет, а правда там рядом не лежала, потому что свечку держала?

Ура Вайде, ему повезло – дали свечку подержать.

 

Комментарии из ЖЖ

 

((Anonymous)) wrote on April 3rd, 2010 at 06:56 am

Хорошо пишете. Один из лучших комментариев по увиденному. Только почему «нет в мыслях отрицать Катынь?» Вы там свечку держали? Кто расстрелял поляков? Это зависит от того, в каком военном блоке Польша на данный момент. В восточном, значит злодеи немцы. В западном, значит злодеи русские. А у нас все «нет в мыслях отрицать». У Вас было в мыслях отрицать массовые репрессии? Сегодня конкретные цифры открыты: 6 млн побывавших в ГУЛАГе и 800тыс. расстрелянных за 30 лет сталинского режима. При ВВП в тюрьму село больше, если брать ежегодный показатель. Поляки убиты немецким оружием. Это, простите, факт. В 80-х годах еще были живы деревенские бабульки, которые ВИДЕЛИ, как поляков расстреливали немцы. Историки не захотели их показания протоколировать и проверять. Горбачев передал польской стороне какие-то документы по этому делу. ЗАЧЕМ??? Наверно, чтобы в России нельзя было провести экспертное исследование. Надо «иметь мысли». Надо.

 

Насчет свечки – действительно не держал.

Мне трудно отрицать как доминирующую версию Катыни, так и ее отрицание по причине, о которой говорил недавно в Думе неистовый депутат Сергей Абельцев. По его словам, правда против западной пропаганды – это все равно что идти на вооруженного до зубов преступника с голыми руками.

Тем не менее, вопрос все же не мне, скорее Константину Косачеву, который там маялся со всей горечью мирового гетто в глазах. Увы, его тоже использовали для построения сего в России. Мы сами не представляем, сколь велико внешнее влияния, и фильм Вайды – лишь междометие в тексте нашей истории.

Ее мы сами писали. Ничего я не вижу в публичных обвинениях России такого, что бы не рассказывали шепотом на московских кухнях все постсоветские годы после 1953.

Что-то из того и что-то сверх описал убитый Юрий Щекочихин. О современном российском ГУЛАГе говорит пока живой, но уже сильно битый Лев Пономарев. В противовес им американские авторы про свою страну-вампир пишут такое, что все про нас в самых фанатичных фантазиях бледнеет.

Мир остается безучастным, продолжая линию, сильно напоминающую «Трест ДЕ» Ильи Эренбурга (Destruction Europe).

Есть немало сходства того и нынешнего времени. Агрессивность Германии, как и США, обусловлена предчувствием конца света, а в реальности – собственного Рейха. Государственного фашизма и нацизма в нынешних США поболе будет. Страна, из которой мы пытаемся это все понять, сотрудничала и с теми и с этими фашистами, неужели нам мало «Прощай, Каталония!» Орвела, которую мы тогда читали под одеялом, а сейчас оно популярно в Восточной Америке.

Конкретно в теме Катыни осталось непонятным: зачем? Если же расстреляли поляков по договоренности с другом Сталина Гитлером, то ведь это сейчас никому не интересно, правда?

США тоже самые нехорошие вещи чужими руками делают. Польша там не последняя в очереди за сомнительным счастьем, не говоря уже о Грузии или Украины, из штанов выпрыгивающих.

Наезды на славянскую цивилизацию со стороны англосаксонской обусловлены чистой биологией и разумного смысла не имеют, это как ни странно тупой страх перед тем, на что способны эти непонятные русские в экстремальных ситуациях «Армагеддона».

Мне надоело об этом писать, все толку нет. Послушал как-то лекцию 11.02.10 в полит.ру Алексея Лидова про Византию, которую «освободили» правоверные крестоносцы от православия для Турции. Прочитал антиутопию «Слепая вера» Элтона про то, что с ними сейчас происходит. Пусть другие пишут – я почитаю, на досуге про эволюцию размышляя, за теорию которой в версии Элтона сжигают на костре из прочитанных еретиком книг. В России фашизм плохо получается, это для них мы одинаково русские, а для нас – украинцы, евреи, татары, немцы и вообще кого только нет. Когда я работал в Консерватории дворником, там целая диаспора татарская была без всякого отношения к Крыму или Казани – удивительные люди, московские дворники. Это отдельная история, а поляков в России видел только в Западной Сибири, но они как и тамошние немцы кажется были чище этой амбициозной на скользком болоте Польши.

Польша никогда не будет свободной или независимой – это ее планида и от нее она не зависит. Для России – это наш выбор.

 

Л.М.

про шутки и жратву в Освенциме написали сами немцы – был такой сборник по печальному опыту 20-летия Стены, т.е. ее отсутствия «Минуя границы. Писатели из Восточной и Западной Германии вспоминают»).

О терактах была прессуха Михаила Делягина на Пречистенке, где Станислава Маркелова застрелили.

Мне нечего добавить. О природе терроризма писал креатор «Родины» Марат Гельман, до него Леонардо Шаша. Про его государственную природу в Малом зале Думы говорил один переживший третий рейх немец, затем в Большом зале на пленарке Жириновский. Тогда еще тема роли спецслужб в организации 9/11 обсуждалась и тогдашний посол США сильно на меня обиделся на прессухе в КП. Я бы по рецепту Павла Бородина посылал бы таких послов, да нам все хуже присылают.

Сейчас меня больше интересует, куда наши 10 триллионов ушли, так ведь не скажут.

У меня был опыт поиска правды насчет первой порции Стабфонда 20 млрд долл., которые Путин подарил другу Бушу на его выборы. Так ведь это был такой секрет, как то, что ВВС США из Афганистана через Киргизию самолеты с наркотой гоняют, пока мы им военные грузы возим.

Бред какой-то

 

yuridmitrievich (yuridmitrievich) wrote on April 3rd, 2010 at 07:32 pm

«Я не имею в мыслях отрицать Катынь»

За отрицание Катыни пока еще не сажают, как за отрицание Холокоста, поэтому я считаю, что Вайде удобнее геббелсовская версия, чем советская.

Армия генерала Андерса с польскими офицерами из СССР была в 1942 году через Иран переправлена к англичанам на Ближний Восток, а потом в СССР была сформирована уже просоветская Польская Армия, в которую тоже набрали польских офицеров.

Таким образом получается, что НКВД почему-то расстреляло не всех польских офицеров и полицейских. Официально признаваемая версия, зиждется на слабой информированности людей и отсутствии у руководства РФ политической воли, которая необхода для дезавуирования горбачевско-ельцинского самооговора и наказания лиц, вбросивших в оборот фальшивки о Катыни. Тех, кого интересует эта тема, может ознакомиться в Интернете с книгой Юрия Мухина «Антироссийская подлость»

 

Л.М.

Повторяю, я не историк. Но мне кажется, что сейчас уже отрицанием доминирующей версии Катыни ничего не добьешься, хотя, опять же повторяю, я разделяю позицию депутата Абельцева про безумие голой правды против вооруженного пропагандой преступника.

Фильм Вайды «Катынь» тянет много параллелей. И своим чистеньким концлагерем, и современным бульдозером, и нелепыми оправданиями о том, что погоны надели инженеры и кто-то еще из невоенного цвета польской нации. Как и в Прибалтике, польская национальная идея – мазохистская, что к сожалению отбивает все накопленные у советской интеллигенции симпатии к ним.

Станислава Лема мы не забудем, но в целом это все проехали. К сожалению, более грубые дела тянет фильм. Ведь пакт Молотова-Риббентропа, опубликованный Щекочихиным, продолжают полоскать для сокрытия этих самых геополитических разменов в т.ч. в форме G20 для спасения ветшающего Бреттон-вудса – в свою очередь для спасения не имеющей морального права на существование системы страны-вампира США. Балканы, Афганистан, Ирак, теракт в Мумбаи. Следующий Иран. Вооружение Грузии, бескровная оккупация Украины, где СБУ до костей контролируется ЦРУ, агрессия на Кавказе по звонку из Вашингтона, давление на мировые СМИ по освещению 08.08.08, которое и Орвелу не снилось в его анализе по испанским событиям. Поддержка наркопроизводства в Афганистане и участие НАТО в наркотрафике с использованием базы в Киргизии. Повсеместное давление на выборы – Косово, Сербия, Польша, Украина, Грузия. Торговые войны и разрушение Евросоюза такими приемчиками, как включение подделавшей государственную финансовую отчетность Греции. Американская дедовщина в НАТО как часть мирового циничного хамства.

Я ориентируюсь не столько на Михаила Леонтьева, книгу которого отрецензировал, а на то, что американцы сами про себя пишут включая «Судный день американских финансов», «Исповедь экономического убийцы», «Война Чарли Уилсона» и т.п. – про пенсионную систему, страховую медицину. «Да поможет мне Бог» о терроре Маккарти, «Гроздья гнева» о Великой депрессии. Новые романы о природе человеческого зла.

Честно сказать, иначе бы Леонтьеву я не поверил, считая его вопли бреднями. Увы, они еще весьма мягко соответствуют реальности и те американцы, которые бывают в Думе – очень разные – сильно подкрепляют оценку пропастью между активной публичной позицией и анонимными признаниями. В частности, того сенатора, который в прошлом отрастив бороду воевал на стороне моджахедов против СССР. Мадлен Олбрайт явилась в Думу с брошкой «F» – то ли friendship, то ли fuck. Журналистов при этом выгнали, возмущение Жириновского по этому поводу сурово обрезал Косачев, напомнив, кто в международном доме хозяин.

Еще одна тема, которую тянет отвлекающий от текущих дел фильм Вайды – чудовищное давление на Олимпиаду. Даже Гитлеру такого не удавалось, хотя у Вашингтонского обкома нет гения Лени Рифеншталь, но он блестяще владеет инструментами аппаратных игр – хороший ученик Ленина-Сталина.

Еще раз повторяю, я – политический журналист, моя позиция, мои ассоциации, сопоставления и выводы мало кому нравятся. Но, написав первым про записку о взрыве в Думе, истории 209-го округа Старовойтовой, о подлоге в бюджете по тарифам, причинах смерти Щекочихина, подарке Путина Бушу, даже коррупционности думского аппарата или фонда ИНДЕМ Сатарова т.п., я уже не могу слезть с колеи, соответствующей моему генетико-эволюционному образованию.

Настоящие журналисты так не работают. Они сообщают веленное или на худой конец ожидаемое, радуясь, что не уволили сразу.

 

all_decoded

«Катынь» – лживый шовинизм

По моему не стоит забывать, что Вайда снял «тупую агитку» о событии в результате которого погиб его отец.

И уже хотя бы исходя только из этого можно было бы отнестись к этому его произведению....подобрее, что ли..

 

Л.М.

Мне непонятна логика – в таком случае больше причин ненавидеть Польшу и конкретно ее граждан в погонах, только я не знаю детей тех русских, белорусов, украинцев, погибших в польских концлагерях.

Убедительно рекомендую обратить свою внимание на анализ Дарьи Митиной творчества Вайды – ссылка на ее ЖЖ в ее отклике «Абсолютно согласна со всем написанным».

От себя добавлю, что я не историк, а политический журналист, и абсолютно точно должен сказать, что сейчас идут в ход любые аргументы для уничтожения России как потенциально наиболее сильного в идеологическом плане оппонента Вашингтонского обкома, цепляющегося за любые «соломинки», чтоб остаться как можно дольше на базе уходящей либеральной идеи в основе последней, четвертой волны глобализации.

Нелишне напомнить, что когда мир обуяла коммунистическая волна глобализации и рука Кремля шарила по миру, в США успехи СССР регулярно вызывали панику – то в форме террора Маккарти, то в виде реформы образования в ответ на запуск первого спутника. Затем была малоизвестная мировая волна, индуцированная генетиком-диссидентом Владимиром Эфроимсоном под мелиа-вирусом или мемом, как теперь бы сказали, «ген альтруизма».

Все это не помешало отправке золота в США для построения Бреттон-вудской системы. Если бы не перенаправление в США 20% мирового ВВП, Вашингтонский обком не обладал бы возможностью тратить на армию больше всего остального мира для устрашения оного и вообще, надо понимать, блок золотого миллиарда развалился бы еще в 70-х, а США порвала бы в дым вторая «Большая депрессия» с гибелью от голода на порядок больше. Сейчас они даже не считают нужным тушить лесные пожары в Калифорнии – а на хрена, если денег много. Они решают судьбы мира, не чувствуя ответственности за него.

Иными словами, гринго – хулиган из подворотни, в условиях потопа от глобального потепления, захвативши чужую лодку и взявши в нее нескольких прихлебателей для гребли, лупит по головам тонущих включая хозяев лодки.

Еще раз: вы можете ненавидеть Россию, а оснований для этого у меня м.б. больше, но вы выглядите одураченными пропагандой недоумками, поскольку либеральная идея требует бОльшей деформации массового сознания, чем коммунистическая (один банковский процент ниже инфляции ее перечеркивает, и если б только это!) Ваши заблуждения не снимают с вас как граждан этой страны ответственности за миссию России в «Большой игре». Увы, здесь есть другая опасность ввиду антинациональности российской элиты, выразителем которой стал Путин. Но этот «американский Горбачев» Обама – совсем тупая марионетка. При том, что был самостоятельно действующим крокодилом Буш, которому Путин подарил 20 млрд и все равно ему на большинство голосов не хватило.

Вот чтоб отвлечь внимание от текучки и нужны сейчас «Катынь» или возня с героем Украины Бандерой.

Короче, пока либеральная идея держит позиции массового сознания, надежд на выживание человечества мало, нужно викарирование (термин Тимофеева-Ресовского).

 

duxin (duxin) wrote on April 4th, 2010 at 06:06 am

Пока в стране путинизм – такие «странные» смерти так и будут продолжаться! В воздухе до сих пор ветает преступный запах «шариковых» в плащах, с наганом и обблеваными немытыми воротничками.

 

Л.В.

Ну вот не надо – путинизм, шариковы в плащах с обблеванными воротничками.

И не потому, что это неправда, а потому, что правда в другом: Путин – производная народа, ожидания его массового сознания, гениально угаданная Борисом Березовским, о чем нам говорил Сергей Юшенков, пока не застрелили.

Но главное даже не в нашем Путине, а в том, что их Обама – полное дерьмо в сочетании черт того, что мы делали, в дикой эклектике Сталина, Хрущева, Горбачева – циничней одного, наплевательски более другого и марионеточно-тупее третьего.

Я не спорю – про Путина известно больше чем хотелось бы, но баланс должен быть и даже Людмила Алексеева в свои 82 констатирует истину: регионы за него. У них там вовсе интернета нет, информационно Россию уже порвали. Так что нам должно быть стыдно использовать собственную эксклюзивность однобоко. Мы ж тут вроде кролика и вивисектора над собой же в одном лице, так что давайте как минимум не перевирать факты, хотя бы не делать этого в угоду идеологии.

Эксперимент – зря, если никто не опишет адекватно. Повторяю, речь идет не о восторгах Паганеля по случаю уникального членистоногого из класса Insectae, а о выживании человечества. Впрочем, одно другого не исключает, для настоящего ученого и отрицательный результат – результат, хотя и недиссертабельный в связи с тем, что ученый совет вместе с ВАКом уйдет в небытие в составе этого безнадежно консервативного устройства человеческого мира.

 

kolobok1973

«Катынь» – лживый шовинизм (Entry Link)

Абсолютно согласна со всем написанным.

http://kolobok1973.livejournal.com/1060193.html

 

Л.М.

Спасибо, Дарья, твой исторический анализ избавляет меня от барахтанья в том болоте, в котором я чувствую себя как немощный котенок. Я только чувствую, что депутаты, тот же Косачев, который маялся на квелом обсуждении, знают намного больше, чем позволяет им сказать позиция массового сознания. Используя момент, шкурные хапуги лезут в исполнительную власть, отправляют в никуда 10 триллионов, после этого взвинчивают тарифы тем больше чем население беднее, задирают штрафы на дороге ни за что, рушат бизнес, дерутся за него (только что ЭМ сообщило о гибели матери Чичваркина от черепно-мозговой травмы), берут откаты за разрушение российского образования, добивания промышленности, судебной системы и особенно армии, – святое дело. Лучшие советские гуманитарии в лице тех же Злобина или Малашенко мелют языком, отрабатывая американские бабки деструктивным враньем на развал России. Мне же в 2008 году закрывали сайт за то, что я осмелился намекнуть на работу иностранных фондов для отделения Калининграда. Жители не хотят, но такие фонды-то работают в т.ч. в Приморье, на Кавказе. Даже на Урале, о чем Жириновский говорил на думской пленарке.

Разумеется, никто не собирается решать насущные проблемы, сваливая на депутатов сомнительное право оправдывать происходящее. Одна истерика в Думе по «гуманным капканам» чего стоит – разве можно так использовать Косачева? – российская меховая отрасль меньше от мракобесия Лысенко пострадала, чем от торговых войн после развала Союза.

Но ведь наш сильнейший министр иностранных дел Сергей Лавров и вовсе задвинут, о чем говорил в Думе Семен Багдасаров. Коммунисты тогда затеяли в ответ на очередной польский выпад выступить с протокольным поручением по польским концлагерям. И оказалось, никто об этом ничего не знает. Мнения разделились, тема обсуждалась на лекциях полит.ру – один нашелся, кто с очевидцами разговаривал. Отрицатели из антироссийского рассадника Центр Карнеги явно не знали, но плевались, как в прошлом отрицатели Катыни.

Мне поздно бояться быть непонятым, но я иллюзорно вижу главу нации в виде Ходорковского, на деньги которого взросли многие нынешние единороссы в Думе, и который пошел в колонию по личным отношениям с Путиным – людям нужен именно Путин, а Алексееву они бьют, потому что она за их права борется. Не забыть, как они парочкой в президиуме КДС сидели.

В комментарии на другой отклик я описал политическую сторону, а за историю спасибо.

http://leo-mosk.livejournal.com/320425.html?view=227241#t227241

 

rontreg on April 5th, 2010 01:52 pm

Re: Такое забудешь

Стукач этот «пепел Клааса». И потом, с чего Вы решили, что отвественность за состояние общества не лежит и на Вас? Типа «так делайте что-нибудь». Что? Советы давать – что камушки с колокольни бросать. Но тем не менее – есть ведь конкретные враги. Интеллектуальные, подкованные ублюдки, со званиями, степенями... И они не в ЖЖ (хоть и не без этого) долбят страну и люд. Посмотрите «Аргументы недели», «ВПК». Вам бы там колонку завести.

 

leo_mosk on April 5th, 2010 02:03 pm

Re: Такое забудешь

Твой выплеск эмоциональный можно понять, но не оправдать. Уж что касается меня, я свою долю ответственности несу, но тут заслуга не столько моя, сколько Государственной Думы.

Я об этом столько писал...

Что касается голословных обвинений, то они скорее поддерживают предмет критики – так что извини, в искренность не верю, хотя и не собираюсь утверждать, что именно ты – провокатор.

В жизни всяко бывало.

 

rontreg on April 5th, 2010 02:10 pm

Re: Такое забудешь

Я всегда впадаю в эмоцию, когда нахожу умных людей. Иногда – умных, но неадекватных. Издержки сыска.

 

leo_mosk on April 5th, 2010 02:16 pm (local)

Re: Такое забудешь

Не пугай, я только прочитал антиутопию Бена Элтона ровно про это

Рецензию написал, ужас остался

Вообще, дай Думу до вечера отработать, тут Шлегель чудит

Мне конечно в ЖЖ пререкаться интересней, но за это не платят, а что платят – то и то мизер

 

ЖЖ Дарья Митина: анализ творчества Анджей Вайда

http://kolobok1973.livejournal.com/1060193.html

Склерозник – «Катынь» показывают

April 2nd, 2010

08:32 pm

 

«Катынь» показывают

 

Сейчас телеканал «Культура» кажет «Катынь».

Я ее уже видела и много писала, просто перепощу кое-какие места, которые кажутся мне важными – о самом фильме и о его авторе.

Сразу предупреждаю – желающих посраться буду деликатно игнорировать, потому что все возможные аргументы с разных сторон в моей уютной ЖЖ-шечке уже прозвучали, извиняйте. Раннего Вайду я очень люблю, к нынешнему отношусь со снисходительным пониманием – не факт, что я в его возрасте не буду под себя ходить, а он кино снимает. И вообще в споре никогда не рождается истина, а просто спорящие еще раз убеждаются в своей правоте.

 

kolobok1973, 19 ноября 2009 г.

 

«Особая» фейк-папка

Вчера посмотрели с szg_akt2 «Катынь» Вайды (Центр экстремальной журналистики проводит показы «дискуссионных» фильмов).

 

О самом фильме сказать, в общем, и нечего – агитка есть агитка, szg_akt2 написал довольно резко http://szg-akt2.livejournal.com/1287672.html, я лично готова сделать скидку на возраст пана Вайды – я, например, не уверена, что в восьмидесятилетнем возрасте сниму что-нибудь более внятное. Умиляет исходная пропагандистская посылка, повторяющаяся назойливым рефреном каждые две минуты – «Общеизвестно, что поляков расстрелял НКВД». Для того, чтобы у зрителей не оставалось в этом сомнений, перед фильмом каждому была вручена глянцевая брошюрка, изданная «Открытым обществом» и «Мемориалом», с кадрами эксгумации и душераздирающими подробностями.

 

И вот тут-то, други мои, и начинается самое смешное – трагедия усилиями западных и наших доморощенных пропагандонов превращается в фарс.

В качестве подтверждающих документов в брошюрке воспроизводится фуфловое «письмо Берии» в ЦК ВКП(б) с просьбой разрешить упрощенную и ускоренную процедуру следствия и судопроизводства в отношении задержанных поляков (отпечатанное на Малой Арнаутской, без единой визы и согласования), а также самая писечка с мякоткой – «совершенно секретное» письмо Председателя КГБ А.Н.Шелепина Хрущеву с просьбой дать разрешение на уничтожение личных дел расстрелянных (написанное каллиграфическим почерком от руки), в котором, в частности, написано (насладитесь, это неиллюзорный лулз):

 

«Вся операция по ликвидации указанных лиц проводилась на основании Постановления ЦК КПСС от 5-го марта 1940 года. Все они были осуждены к высшей мере наказания по учетным делам, заведенным на них как на военнопленных и интернированных в 1939 году».

 

:))))))))))

 

Полагаю, чего стоит пресловутая «Особая папка» с такими документами:)), ежику ясно – и польскому, и русскому. Непонятно только, почему господа из мемориалов и прочих идеологических дефензив держат нас за идиотов.

 

Ярослав Петшак (Jaroslaw Pietrzak)

Золотая рыбка по имени Вайда («Le Monde diplomatique», Франция)

 

'Интеллигент в Польше – это всегда 'образованец', непокорный и неудобный для властей', – заявил в интервью журналу Film Анджей Вайда, величайший конформист польского кинематографа, золотая рыбка, готовая выполнить кинопожелания любой власти, лишь бы всегда оставаться наверху.

 

В те времена, когда это приветствовалось властями, Вайда был марксистом, свято верующим в то, что мир состоит не из народов и религий, а из социальных классов ('Земля обетованная'). Когда запахло сменой системы, Вайда начал изображать из себя оппозиционера, чтобы получше устроиться после возможного 'перелома' ('Человек из железа'). После реставрации капитализма в Польше Вайда полностью перестроился и заявил, что 'Земля обетованная', ранее воспринимавшаяся как самый марксистский фильм в истории польского кино, интерпретировалась ошибочно. По сути, она представляет собой похвалу капитализму как системе, которая позволяет свободно обогащаться самым проворным и эффективно решает проблемы (например, путем расстрела рабочих, которые не позволяют обогащаться достаточно быстро). Теперь пришло время Катыни: нужно показать, что система, взрастившая Вайду, на самом деле была хуже, чем фашизм. Ведь таково пожелание нынешних властей. Для исполнения всех желаний братьев Качиньских в этом фильме не хватает только деморализованного коммуниста-педераста, насилующего в полях невинных польских мальчиков.

 

Если к власти в Польше когда-нибудь придут маоисты, то Вайда будет тем отличником, который первым вскочит из-за парты с воплем: 'Я, я! Я первым экранизирую Красную книжечку!', а в интервью будет подчеркивать, что 'Катынь' – это на самом деле похвала коммунизму как системе, умеющей справляться даже с самыми закоренелыми и бесполыми врагами, которые не сопротивлялись, даже когда их вели на бойню.

А 'Пан Тадеуш', несомненно, окажется закамуфлированным призывом к проведению в Польше 'культурной революции' по китайскому образцу (в нем представлены непростительные недостатки польских элит, этих распущенных и спившихся дармоедов, которых нужно, наконец, заставить работать).

 

Однако, если 'Земля обетованная' – это шедевр, пускай даже Вайда числился в марксистах лишь из конъюнктурных соображений, то 'Катынь' – это патриотический китч, за который становится стыдно. Его не смог выдержать даже Первый Антикоммунист польской критики Кшиштоф Клопотовский (Krzysztof Klopotowski). Во-первых, во времена 'Земли обетованной' у Вайды еще был талант, от которого за последние два десятилетия не осталось и следа. Во-вторых, у марксизма было то преимущество, что, невзирая на пропагандистское присвоение его некоторыми государствами, он является теорией подлинно универсальной, в отличие от психически нездорового национализма и антикоммунизма, плодом которого является новейшее 'творение'.

 

Где-то в районе 'Перстня с орлом в короне' [1993 г. – прим. пер.] Вайде пришло в голову компенсировать интеллектуальные недостатки своих все более слабых идей цитатами из самого себя, из эпохи былой славы. То же самое повторяется в 'Катыни'. Дерево с изломанным рисунком ветвей, которое видит в момент гибели один из героев, – это явная цитата из 'Пепла и алмаза'. Вайда пытается выдавить из себя символы и метафоры, которые когда-то были его фирменным знаком, а при этом ведет себя так, словно обращается к неграмотным. Мало того, что героиня Челецкой, которая хочет поставить брату надгробную плиту с настоящей датой смерти, прозрачно отсылает нас к Антигоне, так еще, чтобы кто случайно этого не прозевал, режиссер велит героине идти в театр и продать свою золотую косу на парик актрисе, которая играет именно эту роль, и пройти мимо плаката с названием греческой трагедии.

 

Вайда ставит знаки равенства между захватчиками. Немцы арестуют профессоров Ягеллонского университета, а русские – офицеров, представителей элиты (именно так: немцы и русские, а, может, даже 'швабы' и 'русаки'). Мир состоит из народов, а классовые и идеологические конфликты, которые для каждого здравомыслящего человека лежат у истоков Второй мировой войны, просто не существуют. Наихудшая форма реакции, фашизм – то же самое, что коммунизм, а приход русаков – это лишь замена одного оккупанта на другого. То, что нацисты хотели ликвидировать поляков вместе с остальными славянами, а Советы – изменить социальный строй, ускользает от внимания Вайды. Если бы этот 'советский' оккупант не пришел, то нас бы тут уже не было. Вайда не видит морального различия в том, что третий рейх шел убивать 'недочеловеков', а солдаты Красной Армии (независимо от того, как поступал сам Сталин) шли с верой в то, что никого нельзя считать недочеловеком, и за эту веру, за то, чтобы уже ни к кому и никогда не относились как к недочеловекам, они принесли самую большую в годы Второй мировой войны жертву – собственными жизнями.

 

Вайда, по сути, разделяет элитистское презрение, которое позволило нацистам создать идеологический конструкт Untermenschen. С нескрываемым отвращением он показывает послевоенное продвижение по социальной лестнице служанки, которая вследствие ереси коммуняк забыла, где ее Богом предназначенное место: подавать к столу генеральше. Солдат Красной Армии он показывает недотепами, глядя на мир глазами интеллигентской 'элиты', воротящей нос от русского варварства.

 

Польские коммунисты – как один коллаборационисты, лишенные морального хребта – ведь поляки не отличались друг от друга по взглядам, отличались они только от других народов. Согласно Вайде, польских коммунистов, на самом деле, никогда и не было. Ни один из них не верит ни в устанавливаемую политическую систему, ни в теорию Маркса. Они прибиваются к захватчику потому, что не имеют духовной силы, которая характеризует здоровые католические национальные элиты, воплощенные в Стэнке, Челецкой, Осташевской, Жмиевском и архипрекрасном Малашиньском. Кроме того, красавцев среди коммунистов, естественно, нет. Чем, кроме объекта, такой образ мышления отличается от антисемитизма?

 

'Катынь' встраивается в большой пропагандистский проект польских правых: создания комплексного, идеологически насыщенного видения Второй Речи Посполитой как лишенного внутренних антагонизмов края национального счастья, позже – жертвы 'красных', которые ее разграбили, похоронив национал-католическую систему ценностей благородных довоенных элит. В сентябре у нас была возможность посмотреть на канале TVP спектакль телетеатра 'Первое сентября' (режиссер Кшиштоф Ланг (Krzysztof Lang), а также низкопробное кинопроизведение Михала Квечиньского (Michal Kwiecinski) – кстати, продюсера 'Катыни' – под названием 'Завтра мы пойдем в кино'. Согласно этому видению, довоенная Польша состояла, собственно говоря, из элит, живших в красивых домах и огромных квартирах, полных антиквариата. Только откуда же прислуга, которая смахивает пыль с этого антиквариата? То, что это был один из наихудших периодов в жизни страны, что тогдашние элиты составляли лишь крошечную долю общества и могли позволить себе красивые дома, благодаря крайне несправедливым отношениям собственности, и что – как когда-то сказал Куля – вся страна из-за этих элит пала жертвой жуткой эксплуатации, главным образом, иностранным капиталом, в рамках этого видения полностью вытесняется и покрывается молчанием. Внутренних этнических и религиозных конфликтов нет – так же, как и классовых. В Катыни все 'наши' – католики, перебирают четки и шепчут молитвы. Нет ни одного еврея или православного – и это в такой многокультурной стране, как тогдашняя Польша!

 

В фильме вообще нет драматургии, связной сюжетной конструкции, подлинных драматических конфликтов. Единственный герой – Дело, а ходульные персонажи – лишь приложения к этому Делу. Нет ни одного живого, психологически или социологически достоверного человека. Жены офицеров – воплощение национальных добродетелей. Обладая классовым, религиозным и этническим превосходством, они не замараны сексуальностью. Потеряв мужа, ни одна из них больше ни разу не влюбилась. Героиня Осташевской, даже увидев мужа и попросив его вернуться в семью, попрекает его лишь тем, что ей он давал клятву перед Богом. Ни у одной из женщин, лишенных мужей, тоска не имеет сексуального измерения – это чисто патриотическое чувство. В лагере офицеры молятся и рассуждают лишь об Отчизне. Они не бегут, даже если нет стражи. Жмиевский только ходит, калякает в своей тетрадке и кашляет от холода. А ведь прижмись он от этого холода к другому заключенному – может, от одиночества и отчаяния они бы разговорились и эта тоска, по крайней мере, была бы разбавлена интересной сценой! Один из офицеров пускает себе пулю в лоб – терзаясь муками совести от того, что он выжил, а, особенно, от того, что коммунисты лгут о Катыни. Помилосердствуйте!

 

К сожалению, 'Катынь' в Польше обречена на кассовый успех. Вечером, когда люди ходят в кино по собственной воле, в залах пустые места, но утром и днем на рекордные 190 копий в кинотеатры загонят школы и армию. Однако это самый глупый из фильмов Вайды, и поэтому у него нет ни малейшего шанса дать о себе знать в мире. Решение о его выдвижении на 'Оскара' от Польши несерьезно.

 

Одно режиссеру удалось блестяще: это безошибочное, хотя, к сожалению, не ироничное и, скорее всего, бессознательное воспроизведение психологии польских интеллигентских 'элит' с их конъюнктурностью и презрением к другим социальным классам и народам. Вайда нарисовал мир таким, каким его видит он и люди его круга, которых по невыясненным причинам считают 'совестью нации'. Тем самым он непреднамеренно подтвердил правоту многих антиинтеллигентских пропагандистских лозунгов, которыми Сталин обосновывал уничтожение таких 'элит'.

(c)

 

ППКС, как говорится. Еще одно подтверждение моей точки зрения о том, что не бывает абсолютного таланта – талант всегда конкретноисторичен. Изменился контекст – изменился художник. Сравните, что снимали наши лучшие кинематографисты раньше, и что они снимают сейчас. Те же самые люди, чей талант, как говорится, не пропьешь, чье мастерство, казалось бы, должно расти с опытом.

Самый коммунистический фильм послевоенной Европы – «Земля обетованная» Вайды, абсолютный шедевр. Начать с «Земли....» и закончить «Катынью» – это пример не личной деградации художника, а проявление в высшей степени исторической трагедии, ИМХО

 

Hosted by uCoz