14.06.10 Наталья ВАКУРОВА

Книга в Москве

Взрыв души как расширение изнутри

Типичный автор нынешнего расцвета русской литературы – женщина, описывающая прошлое с подробнейшими деталями. Прошлое как проекция из настоящего обрамляет картину изложения, щедро удобренного новыми высказываниями, каковые в прошлом называли «мудрыми мыслями» и издавали наборами на все случаи жизни отдельной книгой. Развитие событий идет по эволюционному закону «памяти о будущем», которое своеобразной воронкой засасывает настоящее согласно антропному принципу в синергетике, выводя через повторы в судьбе персонажей на единственный трек и проникая сквозь войны или революции, чтобы начать сначала.

Автор-женщина не просто захватывает мужской тип творчества, но поднимает его на серьезную высоту – что прежде было искусством, потом ремеслом, ныне стало мощной технологией в описании феномена человека.

Такова книга «Путь на Бодайбо» Галина Щербакова. Эдда кота Мурзавецкого. – М.: Эксмо, 2010. – 288 с., тир 15,1 тыс. экз.

Первую повесть, название которой вынесено на обложку сборника, хочется поскорее забыть, так как судьба девушки, обусловленная историей нескольких поколений ее семьи, где все девочки были рождены случайно и росли с матерью и бабушкой в безысходной бедности. Эта судьба ничем не может закончиться, кроме нелепой смерти, оборвавшей невнятные мечты, плод неразвитого сознания.

Центральное произведение сборника «Смерть под звуки танго» и по смыслу и по объему представляется главным в книге.

Повествование начинается очень современно – с теракта: взорвали машину некоего олигарха Луганского, который вез дочь, претендентку на первое место в конкурсе красоты. Главная героиня Татьяна, корреспондент глянцевого журнала, оказывается на месте взрыва, который вмешивается и в ее судьбу тоже.

«Взрыв –...внезапное разрушительное расширение изнутри» – определение Владимира Даля взято эпиграфом к книге. Все последующее повествование приводит к мысли, что подобное «расширение изнутри» – это и есть то, что определяет сегодняшнее состояние людей: это взрывоопасная тревожность, «вспухание агрессивности», которая непонятно откуда идет: то ли от человека к обществу, то ли от общества к человеку.

...Мать Татьяны тронулась умом. Столь безумно испугалась за дочь, зная, что она находилась на месте теракта. Неожиданно для всех она начинает усиленные поиски родственников Луганского, так как чувствует, что невидимые нити этого взрыва тянутся из прошлого...

Как это принято теперь в современной литературе, действие романа разворачивается даже не в двух, а в нескольких временных пластах – с дореволюционного периода до наших дней. Изначально семья Луганских раскололась на две части. Те, которые раскулачивали, уехали за границу, а те, которые «поплыли в революцию дальше» сквозь нищету, лагеря, тюрьмы, войны выживали вопреки всему.

...Все думали – взрыв организован конкурентами. Поэтому и взяли под следствие отца другой конкурсантки, претендующей на корону «мисс». Позже выяснилась его непричастность, которую так рьяно доказывала журналистка Татьяна, что вспыхнувшее в ней не чувство осталось без ответа. Месть через несколько поколений настигла Луганского, чей дед во время раскулачивания сжег дом брата вместе с женой и детьми. Чудом вышивший мальчик спас младшую сестру и, впоследствии совершив «справедливое отмщение», сам погибает в глупой драке с незнакомыми подростками. Как ни странно, это вызывает в конце ощущение еще большей несправедливости.

Третье произведение, вошедшее в книгу Галины Щербаковой, написано от лица кота, живущего у двух пожилых людей. Кот называет их Ма и Па. Глазами кота вся их жизнь видится по-другому. Кот не только мыслит и разговаривает, но и захаживает на форумы для общения с другими котами, в том числе давно умершими, жившими в разное врем у Ма и Па. Все они купались в их любви и были оплаканы после смерти. Вся эта странная повесть написана о любви и о вечности, потому что коты знают в этом толк. Ведь это собаки для общения, а коты – спутники одиночества.

Насчет любви: «...любовь – самая неизбирательная штука. Она захватывает человека, как бандит с большой дороги, и тот падает в эту любовь без остатка. И любит хоть человека-идиота, хоть черепаху, хоть козла, хоть шиншиллу, хоть безмозглых рыб. Это свойство всех людей, и оно у русских в некотором избытке, как и ненависть. Я иногда думаю: может, эта любовь – трос спасения бездумного русского, взявшись за который он выползет из воплощенной в нем злобы и агрессивности?»

«Как же мы привязаны к этой странной живой природе – человеку. По краям его глупости и злости возникает иногда такая невыносимая доброта и щедрость, что диву даешься. Зная это, мы не покидаем человека. И очень может быть. Что люди этим живы» – думает кот.

«Вдруг мы, коты, когда-нибудь решим покинуть человека навсегда. Мы на наших форумах уже поднимали этот вопрос, это двуногое создание просто рухнет на своих двоих. Это не я придумал, хотя убежден: это вам скажет каждый известный людям кот. И тот, что в сапогах, и умница кот Бегемот, и королевская аналостанка, хотя у нее особенная, отдельная позиция от всех нас, и тот примитивный, но очаровательный по-своему кот, который идет то налево, то направо, то с песней, то со сказкой, и многие-многие другие коты» – зачастую литературными героями становятся коты, потому что в них спрятана какая-то мудрость. Стоит появиться хвостатому персонажу, и на страницах начинает витать какая-то инфернальная мудрость.

В целом книга Щербаковой и все ее три непохожие части представляют философскую позицию автора, который видит во всем происходящем связь времен, и нечего удивляться случившемуся сейчас, достаточно познать прошлое.

 

Hosted by uCoz