25.06.10 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

А еще мы сделали ракету, она улетела и поразила всех...

Доскональное чтиво: ситуация и человек нашли друг друга

Защита отечества – частное дело граждан, все к тому идет

Роман, что всем нравится – хорошо навеянное вдохновение

Удивительное дело: чем больше остается в жизни прочитанного, тем сильнее заметны различия изданных произведений. И каждое чего-то напоминает – нет такого, чтоб на пустом месте появилось. Так, подробнейший роман Семена Лопато «Ракетная рапсодия» (М.: GELEOS Publishing House; Кэпитал Трейд Компани, 2010. – 512 стр., тир. 4 тыс экз.) без натяжки стоило бы назвать «русским Джеймсом Бондом» – это полноценный и симметричный ответ на классику западных боевиков не без налета здоровой пародийности, как в передаче «Большая Разница»..

В отличие от «обычного боевика», сказочный вариант писателя Лопато привязан к жизни и содержательно отражает ее современные реалии. Кому это в новинку, может не поверить – жизнь как правило хитрее выдумки про работу переживших серию революций последних двух-трех десятков лет радиэлектронщиков, роль госбезопасности в текущем моменте, отношения с братской Белоруссией и американский след в них. Тут ведь играют две столь великие сколь и незаметные разницы: что есть и как об этом хотят услышать люди, причем первое неизбежно подтягивается ко второму.

«Фрактальная компрессия – продажная девка империализма» – с ернической ностальгией шутит современный ученый-предприниматель.

Министерство у него порождает ассоциации с мясной лавкой для бродячей собаки, мигрирующей по джунглям цивилизации в поисках злачных источников и исчезая вместе с ними, чтоб возродиться где-то еще. Потому что «защита отечества – частное дело граждан, все к тому идет». В этом отечестве одна инвариантная истина: «Помнится, один умный человек говорил: если все кругом кричат и бьют себя в грудь, что чего-то нет, значит, на самом деле это точно есть».

«Ракетная рапсодия» – название странное для такого романа, который буквально обо всем. Над ним можно отдохнуть душой, отложить на неделю, заглянуть вперед или вернуться к понравившемуся моменту. Моментов много и каждый следующий кажется невыводимым из предыдущего в авторской цепи Маркова. Особое удовольствие – впечатление от романа в целом – достижимо при внимательном и последовательном прочтении. Оно требует неспешности времяпровождения, но картина упоительная.

Главный герой повествовательного действия в рамках жанра как правило именуется «он», реже – по имени Сергей. При знакомстве с напарником под именем «Вадим Мастерских» главный персонаж называется «Сергей Воронцов». Разумеется, у настоящего суперагента должна быть особенная подруга – «она» выписана столь персонажно, что уже при незначительной способности к фантазии прочтение равносильно просмотру прочно созданного сериала, каковых сейчас достаточно на российском ТВ. «Она» – Наташа Лидина, ее подруга – «девушка» – Ольга Патрикеева. Жена Елена с дочкой Таней дома в неведении, автор сюжета не может позволить легкомысленному в риске герою ввязывать ее в события с неизвестным концом. Боевая перевербованная подруга со всеми милыми странностями возбуждает и поддерживает все сразу включая уровень адреналина в крови, уверенность в будущем, эрекцию мужского достоинства. Козни конкурентов великой России герой преодолевает, не слишком понимая, что преодолено и не вникая в смысл, как оно угрожало и почему он его переиграл.

Непременным действующим лицом чисто отечественного произведения является виртуальный фактор русского головотяпства, помноженный на ингредиенты литературной кулинарии «авось» и «хочу». Вместе с рудиментарной, кажется, в остатках советской машины секретности процедурой получается феерический компот, в котором только повар ноги не мыл, но разливает для читателя, как хочет.

Кроме отмеченного, в эту книгу, особенно ближе к концу вставлены тяжелые философские диалоги и монологи по десятку-два страниц, насыщенные новыми истинами и не слишком привязанные к образам персонажей. Из них можно было бы сделать отдельное эссе о состоянии общества подобно «Отзвуки века джаза» Френсиса Скота Фитцджеральда, но тут автор решил вставить размышления в уста своим героям и это наводит на определенные подозрения, слишком отличается один и тот же персонаж в размышлениях о судьбах родины и тем, каким его рисует воображение читателя в бытовых диалогах, в лаборатории или министерстве, в оценке женщин, любви которых можно добиться только обижая их.. Тем более, что конец детектива обрывается как-то неожиданно лаконично – попирая законы жанра, но очень художественно с мастерским применением изобразительно-выразительных средств.

В общем, «Ракетная рапсодия» Семена Лопато – не однодневка. Кто-то может взять ее вместо любовницы в отпуск с женой и можно гарантировать, что она обновит чувства, не требуя раздражительности к неизбежным прихотям привычной женщины. Другой может залить чтивом свежий разрыв – неважно, с женщиной, работой или родиной, чтоб сделать паузу и не травить себя в судорожных поисках замены. Роман многоцелевой, как и ракета с ее женской душой – куда с ней улетишь, там и радуешься, пока не появятся из леса ряженые автоматчики. К блюду романа это вроде перчика – приправа такая, а в жизни все от нас зависит, даже везенье. Главное – поспешать медленно.

Hosted by uCoz