25.06.10 Лев МОСКОВКИН
Книга в Москве
А еще мы сделали ракету, она улетела и поразила всех...
Доскональное чтиво: ситуация и человек нашли друг друга
Защита отечества – частное дело граждан, все к тому идет
Роман, что всем нравится – хорошо навеянное вдохновение
Удивительное дело: чем больше остается в жизни прочитанного, тем
сильнее заметны различия изданных произведений. И каждое чего-то напоминает –
нет такого, чтоб на пустом месте появилось. Так, подробнейший роман Семена
Лопато «Ракетная рапсодия» (М.: GELEOS Publishing House; Кэпитал Трейд Компани,
2010. – 512 стр., тир. 4 тыс экз.) без натяжки стоило бы назвать «русским
Джеймсом Бондом» – это полноценный и симметричный ответ на классику западных
боевиков не без налета здоровой пародийности, как в передаче «Большая
Разница»..
В отличие от «обычного боевика», сказочный вариант писателя Лопато
привязан к жизни и содержательно отражает ее современные реалии. Кому это в
новинку, может не поверить – жизнь как правило хитрее выдумки про работу
переживших серию революций последних двух-трех десятков лет радиэлектронщиков,
роль госбезопасности в текущем моменте, отношения с братской Белоруссией и
американский след в них. Тут ведь играют две столь великие сколь и незаметные
разницы: что есть и как об этом хотят услышать люди, причем первое неизбежно
подтягивается ко второму.
«Фрактальная компрессия – продажная девка империализма» – с
ернической ностальгией шутит современный ученый-предприниматель.
Министерство у него порождает ассоциации с мясной лавкой для
бродячей собаки, мигрирующей по джунглям цивилизации в поисках злачных
источников и исчезая вместе с ними, чтоб возродиться где-то еще. Потому что
«защита отечества – частное дело граждан, все к тому идет». В этом отечестве
одна инвариантная истина: «Помнится, один умный человек говорил: если все
кругом кричат и бьют себя в грудь, что чего-то нет, значит, на самом деле это
точно есть».
«Ракетная рапсодия» – название странное для такого романа,
который буквально обо всем. Над ним можно отдохнуть душой, отложить на неделю,
заглянуть вперед или вернуться к понравившемуся моменту. Моментов много и каждый
следующий кажется невыводимым из предыдущего в авторской цепи Маркова. Особое
удовольствие – впечатление от романа в целом – достижимо при внимательном и
последовательном прочтении. Оно требует неспешности времяпровождения, но
картина упоительная.
Главный герой повествовательного действия в рамках жанра как
правило именуется «он», реже – по имени Сергей. При знакомстве с напарником под
именем «Вадим Мастерских» главный персонаж называется «Сергей Воронцов».
Разумеется, у настоящего суперагента должна быть особенная подруга – «она»
выписана столь персонажно, что уже при незначительной способности к фантазии
прочтение равносильно просмотру прочно созданного сериала, каковых сейчас
достаточно на российском ТВ. «Она» – Наташа Лидина, ее подруга – «девушка» –
Ольга Патрикеева. Жена Елена с дочкой Таней дома в неведении, автор сюжета не
может позволить легкомысленному в риске герою ввязывать ее в события с
неизвестным концом. Боевая перевербованная подруга со всеми милыми странностями
возбуждает и поддерживает все сразу включая уровень адреналина в крови,
уверенность в будущем, эрекцию мужского достоинства. Козни конкурентов великой
России герой преодолевает, не слишком понимая, что преодолено и не вникая в
смысл, как оно угрожало и почему он его переиграл.
Непременным действующим лицом чисто отечественного произведения
является виртуальный фактор русского головотяпства, помноженный на ингредиенты
литературной кулинарии «авось» и «хочу». Вместе с рудиментарной, кажется, в
остатках советской машины секретности процедурой получается феерический компот,
в котором только повар ноги не мыл, но разливает для читателя, как хочет.
Кроме отмеченного, в эту книгу, особенно ближе к концу вставлены
тяжелые философские диалоги и монологи по десятку-два страниц, насыщенные новыми
истинами и не слишком привязанные к образам персонажей. Из них можно было бы
сделать отдельное эссе о состоянии общества подобно «Отзвуки века джаза»
Френсиса Скота Фитцджеральда, но тут автор решил вставить размышления в уста
своим героям и это наводит на определенные подозрения, слишком отличается один
и тот же персонаж в размышлениях о судьбах родины и тем, каким его рисует
воображение читателя в бытовых диалогах, в лаборатории или министерстве, в
оценке женщин, любви которых можно добиться только обижая их.. Тем более, что
конец детектива обрывается как-то неожиданно лаконично – попирая законы жанра,
но очень художественно с мастерским применением изобразительно-выразительных
средств.
В общем, «Ракетная рапсодия» Семена Лопато – не однодневка.
Кто-то может взять ее вместо любовницы в отпуск с женой и можно гарантировать,
что она обновит чувства, не требуя раздражительности к неизбежным прихотям
привычной женщины. Другой может залить чтивом свежий разрыв – неважно, с
женщиной, работой или родиной, чтоб сделать паузу и не травить себя в
судорожных поисках замены. Роман многоцелевой, как и ракета с ее женской душой
– куда с ней улетишь, там и радуешься, пока не появятся из леса ряженые
автоматчики. К блюду романа это вроде перчика – приправа такая, а в жизни все
от нас зависит, даже везенье. Главное – поспешать медленно.