14-15.12.10 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Отчет жилищно-криминальной сферы: плюнь в глаза – божья роса

Фонд жилстроя отчитался в Думе у Владимира Пехтина и ничего о его безобразиях не прозвучало: претензии Счетной палаты, экспроприация земли и ликвидация селекционных центров. Фонду ЖКХ пришлось отчитываться у Мартина Шаккума и тут удалось пошуметь оппонентам. Исход впрочем тот же, а ущерб обществу будет посерьезней.

Глава Фонда ЖКХ Константин Цицин сообщил депутатам, что в 2008-2010 годах на программы фонда с учетом софинансирования регионов направлено 311 млрд рублей, что позволит отремонтировать до 114 тыс домов и улучшить условия проживания до 15 млн человек, переселить из аварийного жилья 217 тыс человек и снести 12,5 тыс аварийных домов. Из 217 тыс человек 152 тысячи уже переселены.

Благодаря программе выкупа квартир в недостроенных домах около 212 тыс человек избежали участи обманутых дольщиков. В 2011-2012 годах большое внимание будет уделено энергосбережению. До 1 января 2012 года в каждом многоквартирном доме должны быть установлены приборы учета. Требуется установить счетчики в более чем 1,6 млн многоквартирных домов.

Фонд ЖКХ может возвращает выделенные регионам средства, если они не выполнили своих обязательств и это действенная мера, регионы стараются вовсю.

Представитель Счетной палаты Наталья Молева сообщила, что из аварийного и ветхого жилья переселяют на ту же площадь и опять в коммуналку, очередь на жилье растет. Стоимость капремонта завышается в 5-8 раз, проводя вместо капитального ремонта текущий.

Все это неоднократно звучало на пленарных заседаниях Думы. Депутаты критиковали Фонд ЖКХ за проведение ненужных работ попроще, ценой подороже. За отказ от ремонта фундаментов. О списывании денег на непроделанные работы. Говорили о завышении статуса ремонта: текущий называется капитальным, капитальный – реконструкцией. Ремонт производят без согласия и уведомления жильцов, неожиданно зимой отключая тепло. После этих ремонтов состояние дома ухудшается, ответственность за прорехи возложат на жильцов.

Худшие подозрения подтвердились. М.Шаккум торопит с установкой счетчиков, умалчивая, что делается это для покрытия неплательщиков – счетчики будут не поквартирными, а на весь подъезд или даже дом. Шаккум договорился до того, что ответственность собственников за управление домом приведет к стабилизации и снижению платежей граждан. Нужен квалифицированный управдом, которого наймут жильцы, он должен окончить специальные курсы и иметь аттестат или сертификат.

Что имеется в виду, непонятно, потому что законопроект Пехтина, Плескачевского, Шаккума и других еднороссов предлагает покрыть все ЖКХ страны сложной коррупционной конструкцией, нацеленной на монополизацию рынка, возложение ответственности на жильцов и выкачивание из них денег.

Гражданам следует быть внимательнее уже на стадии законодательства, после этого им навстречу может пойти только какой-то из высших судов. Это возможно потому, что проблемы ЖКХ стали хронически-эпидемическими. Когда паразитирующие на ЖКХ депутаты проведут задуманное в жизнь поперек позиции председателя профильного комитета Павла Крашениннкова, платежи вырастут еще на порядок. Кто-то вымрет, освободив квартиру, другие ее потеряют. Больше придется дотировать малоимущих, т.е. выкачивание денег из бюджета пойдет по второму-третьему кругу.

Еще раз напомню: подлог с устранением предела тарифов прошел в закон незамеченным и было это в 2001 году с бюджетом, а не в 2005 с Жилищным кодексом. Сейчас Татьяна Голикова и Анатолий Чубайс на других постах и их дело завершают компания Пехтина, «исправляя» Жилищный кодекс.

 

14.12.10 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Обсуждение законопроекта о полиции: собака лает, караван идет

Думу заставляют принимать законы для нескольких разных целей: повышения коррупционной емкости системы штрафов или налогов, выстраивание новых властных вертикалей, по защите авторского права или коммерческих интересов заокеанских друзей – такова незамысловатая законотворческая палитра пятого созыва.

На ее фоне законопроект о полиции стоит несколько особняком, он проводится с единственной целью переименования, но ни один депутат не скажет под диктофон, что открыто говорят в профильном комитете по безопасности: делается это по требованию Вашингтонского обкома, чтобы ликвидировать последний институт советской власти и забыть как страшный сон само название рабоче-крестьянской милиции. Поразительно, как легко отказались в самой «Рожденной революцией» от того, чем столько десятилетий гордились.

С депутатами в этом плане понятно, у них свой счет к милиции, тут они на стороне общества. Для них важно не столько переименование, которое потребует больших денег, а прежде всего суть закона. Он намного хуже советского закона о милиции. Если б новый закон был принят, ситуация с погромами на Манежной была бы еще страшнее, предположил коммунист Александр Куликов. Депутат предупредил, что закон о полиции только дезорганизует систему и достаточно было бы действующего закона, его надо только исполнять.

Позицию коммуниста по законопроекту разделяет зампред комитета по безопасности Геннадий Гудков. В Думе опять организована неформальная рабочая группа для исправления документа, однако Гудкову уже ясно, что некоторые проблемы устранить невозможно, в частности, выстраивание жесткой вертикали с принижением роли регионов. Гудков пытается убрать коммерческие функции полиции хотя бы не сразу, а с 2013 или 2015 года.

Депутатов пугает то, что будущая полиция станет совсем бесконтрольной. Полицейский получает право проникновения в жилище по своему усмотрению «для установления обстоятельств совершения преступления» и обязан лишь уведомить прокурора. При этом МВД по-прежнему хочет участвовать в налоговых проверках, иметь доступ к банковской тайне, партийным документам и многому другому. По административным правонарушениям допустимо применение спецсредств – дубинки, электрошокеры, наручники, служебные собаки. Например, в отношении человека, который расклеил объявления общества собаководов. Однако социальные гарантии для сотрудников прописаны плохо и отсутствует понятный механизм чистки кадрового состава.

Законопроект о полиции никак не корреспондируется с законопроектом о Следственном комитете. Гудков предполагал, что расследующий большинство дел Следственный комитет МВД войдет в общий Следственный комитет. Этого не произошло. Милицейское следствие остается без закона. Законопроект об СК во втором чтении отложен, причины Гудкову неизвестны, в частности, что глава СК Александр Бастрыкин избежал открытого спора с депутатами, но заручился в правительстве гарантиями отклонения согласованных в думском комитете поправок. Каждый хочет сделать из своего ведомства вертикаль власти с максимальными полномочиями.

Сокращения в милиции уже идут и режут по живому, сообщили депутаты Гудков и Куликов. Делается это путем призыва в армию тех, кто в ней не был. Если на исполнение закона о полиции денег нет, значит, за ним стоят не интересы общества, а политические интересы, это просто ребрендинг. Плохой новогодней шуткой назвал Гудков назначение срока подачи поправок до 10 января, за это время никто ничего не сможет сделать.

С депутатами поступают не лучше, чем с милиционерами, заставляя работать в нарушение Трудового кодекса и действовать во вред обществу. Настроение у них заупокойное. Невидимый перелом на международной арене сломал остатки геополитического баланса и давление Вашингтона усилилось значительно.

Председатель думского комитета по обороне, генерал Виктор Заварзин провел в тот же день ежегодную встречу с аккредитованными в Москве военными атташе, предложив им тщательнее следить за происходящим вокруг России, обращать внимание на собственные недостатки, на которые мы указываем, точнее передавать информацию. По словам генерала, косяки идут и «попахивает теми временами». Его слушали с скукой и вопросов не задавали. Вашингтон потребовал сократить Российскую армию и передал контроль операции в Афганистане от ООН к НАТО. Получается, что не вступив ни в НАТО ни в ВТО, не имея там голоса и гарантий, Россия все нужное Вашингтону выполняет. Вот теперь и разгром МВД. Коммунист Куликов надеется на мозговой штурм перед вторым чтением законопроекта о полиции, но единороссы на своей площадке его провели, реакция нулевая, как и другим законам, что заставили их принять ранее.

 

Сообщения

 

Западному генералитету наплевать на Россию

Генерал-депутат Заварзин призвал аккредитованный атташат не конфликтовать с Россией, а тщательней передавать информацию

Председатель думского комитета по обороне Виктор Заварзин предложил зарубежным коллегам передавать точную информацию о ситуации в которой находится Россия, отметив, что отношение к нашей стране «попахивают» прошлым.

Об этом глава комитета сказал в Малом зале Госдумы на традиционной ежегодной встрече с военными атташе, аккредитованными в Москве. Встреча была посвящена итогам работы Государственной Думы по законодательному обеспечению обороны страны в 2010 году.

«Все-таки попахивает теми временами, ну такие косяки, надо все-таки смотреть на нас внимательно и смотреть тоже на свои недостатки, на которые мы указываем. Надо тоже на них реагировать» – сказал В.Заварзин.

Отметив, что до Нового года остается очень мало времени и участники встречи разъедутся оп своим странам, глава думского комитета пожелал, чтобы «мы меньше конфронтировали, конфликтовали верней в следующем году, быстрей решали те вопросы, которые на повестке дня у нас стоят, и для этого, потому что я опыт определенный имею, немаловажное значение занимает ваши атташа, ваши аккредитованные службы, которые находятся в столице. Поэтому потщательнее изучайте обстановку, потщательнее докладывайте».

Отметив отсутствие вопросов, В.Заварзин предположил, что он хорошо осветил проблему.

Глава комитета в своем выступлении пожелал американцам скорее ратифицировать Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений. Он заявил, что аккредитованные атташе должны доставлять информацию о том, в какой ситуации находится Россия.

Дуайен военных атташе, бригадный генерал Марк Макгоуэн, получив из рук Заварзина сувенир, отметил, что комитет по обороне в прошлом году провел большую работу по реформированию Вооруженных сил. По его словам, ход реформы изучался по заключениям экспертов и информации СМИ, но все лучше узнавать из первых уст.

 

Коммунист Куликов предупреждает: закон о полиции разрушит систему МВД

Законопроект о полиции никак не корреспондируется с законопроектом о Следственном комитете, потому что у нас статус милицейского следствия, которое расследует 85% всех уголовных дел, по большому счету подвис и следствие в России базируется на подзаконных актах. Об этом сказал в комментариях нашему корреспонденту зампред думского комитета по безопасности Геннадий Гудков. СК МВД выпал из законопроекта о полиции и не вошел в законопроект о Следственном комитете. Депутат полагает, что возможно милицейское следствие намеревались передать в СК, но этого не произошло, и оно вообще подвисло. Гудков как автор поправок в законопроект об СК не знает, что глава СК добился согласия премьера на их отклонение.

Г.Гудков и член комитета по безопасности Александр Куликов сообщили на брифинге журналистам, что законопроект о полиции не имеет финансирования и потому преследует политические интересы, а не интересы общества, он ничего не даст и только дезорганизует систему. Депутаты отказались назвать политическую цель ребрендинга МВД, но в комитете сообщили, что это делается в итоге визита президента Медведева к президенту Обаме по требованию «Вашингтонского обкома», чтобы убрать последний институт советской структуры, каковым остается милиция.

По словам депутатов, если бы закон о полиции уже действовал, ситуация во время прошедших погромов была бы намного хуже, законопроект не отвечает этим целям и задачам. Глава ГУВД Москвы Колокольцев вышел к толпе по личной инициативе, его тоже могли избить и хорошо, что этого не произошло.

Куликов и Гудков считают необходимым исправить законопроект о полиции, но уже понятно, что некоторые положения исправить невозможно, в частности, выстраивание жесткой полицейской вертикали без парламентского и гражданского контроля, с общественными советами, создаваемыми самим МВД. В законопроекте не социальных гарантий для сотрудников. За бортом осталась вся структура МВД. Полицейский имеет право проникновения в жилище без согласия жильца не только в связи с преступлением, но и «для установления обстоятельств совершения преступления» и обязан только уведомить прокурора. МВД по-прежнему хочет участвовать в налоговых проверках, иметь доступ к банковской тайне, партийным документам и т.п. По административным правонарушениям допустимо применение спецсредств, это дубинки, электрошокеры, наручники, служебные собаки. Депутаты подготовили поправку по изъятию коммерческой функции МВД с 2013 года, есть более мягкий вариант с 2015 года.

Куликов напомнил, что фракция КПРФ против переименования и голосует против законопроекта о полиции, но считает необходимым подать поправки ко второму чтению, потому что будущий закон хуже действующего, его было бы достаточно, нужно только исполнять.

 

Фонд ЖКХ свалил свои промахи на регионы, думский комитет переваливает на жильцов

Фонд содействия реформированию ЖКХ передаст в 2011 году регионам России 10 млрд рублей на программу капитального ремонта многоквартирных домов и 25 млрд рублей на программу переселения из аварийного жилья, в целом в программах Фонда участвует 81 регион. Об этом сообщил во вторник глава фонда ЖКХ Константин Цицин, представляя на круглом столе думского комитета по строительству и жилищным отношениям отчет о деятельности фонда в 2008-2010 годах.

По словам Цицина, общий объем средств направленных в ЖКХ за отчетный период по программам фонда с учетом софинансирования регионов составил 311 млрд рублей, что позволит отремонтировать до 114 тыс домов и улучшить условия проживания до 15 млн человек, переселить из аварийного жилья 217 тыс человек и снести 12,5 тыс аварийных домов. Из 217 тыс человек 152 тысячи уже переселены.

Благодаря программе выкупа квартир в недостроенных домах около 212 тыс человек избежали участи обманутых дольщиков. Успешно действует программа по переселению из аварийного жилья в малоэтажные дома. В 2011-2012 годах большое внимание будет уделено энергосбережению, в т.ч. строительству энергоэффективных домов. До 1 января 2012 года в каждом многоквартирном доме должны быть установлены приборы учета. Требуется установить счетчики в более чем 1,6 млн многоквартирных домов, но по программе Фонда пока установлено 74 тыс приборов. Фонд обратится в комитет по строительству и земельным отношениям с предложением принять норму по обязательности установки счетчиков при проведении капитального ремонта многоквартирного дома. В правительство Фонд обратился с предложением сделать его площадкой публикации информации управляющих компаний многоквартирных домов. В настоящее время они обязаны это делать, но не определено, где.

Фонд ЖКХ может вернуть выделенные регионам средства, если они не выполнили своих обязательств. Вернули порядка 5-6 миллиардов. Цицин считает, что это очень действенная мера ответственности регионов, они стараются вовсю выполнить все свои программы, хотя у многих это не получается. Конкретно провалились Курская и Курганская области. По динамике, как регионы входили в программы, было видно с самого начала, что многие регионы замахнулись на большой объем и, к сожалению, забуксовали, констатировал Цицин.

Несмотря на проверки Фонда исполнения программ в регионах, нарушений избежать не удалось, в частности, по срокам исполнения государственных контрактов, не всегда соответствовали указанным в заявках показатели выполненных работ.

Замминрегионразвития Анатолий Попов выступил за сохранение механизма работы фонда. По его мнению, в субъектах РФ должны быть созданы специальные институты по привлечению граждан к участию в капремонте многоквартирных домов, а также по привлечению внебюджетных источников финансирования ремонта. Кроме того, необходимо предусмотреть механизм долгосрочного кредитования капитального ремонта.

Председатель думского комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум в своем выступлении сказал, что деятельность Фонда ЖКХ не должна носить временный характер, считает Шаккум. В Думе рассматривается законопроект, продлевающий деятельность фонда до 1 января 2013 года, однозначно выступив за сохранение функций Фонда как методического центра. Шаккум указал на высокие темпы роста коммунальных платежей по 15% в год. Он уверен, что для хотя бы частичного решения проблемы необходимо ускорить установку общедомовых приборов учета. Выдается как панацея идея, что через управляющие компании, через стандарты, через наведение порядка в системе мы снизим платежи, но этого недостаточно, считает Шаккум. Он предлагает развивать институт ответственности собственников за управление многоквартирными домами. Когда появится ответственный собственник, тогда можно говорить о стабилизации платежей, о снижении платежей граждан. За управление многоквартирными домами должны браться квалифицированные управдомы, которых следует нанимать собственникам. Управдом должен окончить специальные курсы и иметь соответствующий аттестат или сертификат.

 

Пресс-релизы

 

На заседании Комитета по труду и социальной политике, состоявшемся 14 декабря под председательством Андрея Исаева, депутаты рассмотрели поправки к принятому в первом чтении законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

В законопроекте предложено увеличить размеры ежемесячных денежных компенсаций гражданам, проживавшим в 1949-1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и получивших сверхнормативные дозы облучения.

Проект предусматривает также ежегодную индексацию размеров выплат.

Кроме того, законопроект предоставляет право на ежемесячную денежную компенсацию для нетрудоспособных членов семей инвалидов вследствие аварии на «Маяке». Такая компенсация в возмещение вреда должна выплачиваться после смерти инвалидов.

В случае принятия закона дети первого и второго поколений, страдающие заболеваниями вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, получат социальную поддержку, аналогичную той, которую получают дети, страдающие заболеваниями в связи с чернобыльской катастрофой.

Из 16 поправок, предложенных депутатами Анатолием Ивановым, Валерием Гартунгом, Петром Свечниковым, Юрием Борисовцем, Законодательным Собранием Челябинской области, Комитет рекомендовал Госдуме 8 поправок принять и 8 отклонить.

В частности, одобрена поправка Анатолия Иванова, предусматривающая для детей в возрасте до 18 лет, проживающих на территории с правом на отселение, меры социальной поддержки аналогичные существующим мерам поддержки в отношении «детей Чернобыля», проживающих на территориях с правом на отселение.

Одобрена поправка, в соответствии с которой закон – в случае его принятия – вступит в силу с 1 января 2011 года, а следовательно с этого времени денежные выплаты будут проиндексированы на 6,5%.

Размер выплат гражданам, получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр), составит 420 рублей. Для граждан, получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), размер выплат, в соответствии с законопроектом, увеличится до 210 рублей. Действующие размеры компенсаций не менялись с 1 января 2001 года и составляют 200 и 100 рублей соответственно.

Комитет рекомендовал Госдуме принять в первом чтении подготовленный депутатами законопроект «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В проекте предложено установить одинаковый размер и порядок обеспечения жилой площадью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, и участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы независимо от даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ

 

14 декабря 2010 года Комитет по строительству и земельным отношениям провел «круглый стол» на тему: «О предварительных итогах деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства за 2008–2010 годы». В мероприятии участвовали депутаты Госдумы, представители профильных министерств и ведомств, Фонда содействия реформирования ЖКХ, Счетной палаты РФ, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, отраслевых ассоциаций.

Председатель Комитета Мартин Шаккум, открывая заседание «круглого стола», отметил, что платежи за жилье и коммунальные услуги сегодня в России выше, чем за аналогичное жилье и услуги в ряде развитых европейских стран». А если «тарифы будут продолжать ежегодно расти в среднем на 15 процентов в год, то через 10 лет мы будем платить за эти же услуги в 4 раза больше». Именно поэтому, считает депутат, пришло «время серьезного реформирования отношений в ЖКХ, а также технологического процесса». Реформа отношений по его словам связана в первую очередь с включением в систему «ответственного собственника». «Сегодня собственник жилья не участвует в процессе заключения договоров на коммунальные услуги, в результате у граждан нет осознания того, что дом – это их имущество и они несут за него ответственность», – уверен М.Шаккум. Кроме того, многоквартирный дом – сложный хозяйственный объект, управлять которым должен квалифицированный специалист, именно таких специалистов сейчас практически нет. «Необходимо воспитать квалифицированного управдома», которого будут нанимать собственники жилья под конкретные задачи с определенной ответственностью.

Анализируя работу Фонда М.Шаккум подчеркнул, что «Фонд показал свою чрезвычайно высокую эффективность: граждане переехавшие из ветхого, аварийного жилья, живущие в отремонтированных квартирах ощутили на себе позитивную деятельность Фонда». Поэтому Комитет считает, что деятельность Фонда не должна носить временный характер, а в случае прекращения его деятельности с 1 января 2013 года, его функции передать в регионы, сохранив за Фондом методическое руководство. «Прекращать региональные программы нельзя, у нас есть обязательства перед гражданами», – заключил М.Шаккум.

Генеральный директор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин рассказал об итогах работы Фонда со дня его основания. С начала деятельности Фонда на реализацию адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в 81 субъекте Федерации предусмотрено 235,22 млрд. рублей, в том числе 179,57 млрд. рублей за счет средств Фонда. Реализация программ позволяет обеспечить проведение капитального ремонта 113,76 тысяч многоквартирных домов и улучшить условия проживания почти 15 миллионам граждан. На реализацию программ по переселению из аварийного жилищного фонда предусмотрено 96 млрд. рублей, в том числе за счет Фонда – 73,5 млрд. рублей. Планируется расселить 12,5 тысяч аварийных домов, улучшив условия проживания 216,9 тысячам человек. По состоянию на начало декабря уже расселены 6,9 тысяч аварийных домов.

Говоря о задачах на 2011 – 2012 годы, К.Цицин сообщил, что на капитальный ремонт в 2011 году из средств Фонда будет направлено 10 млрд. рублей, на переселение 25 млрд. рублей. При этом, Фонд намерен активно пропагандировать проведение капитального ремонта и строительство нового жилья с использованием ресурсосберегающих технологий. «Такие дома уже есть в Барнауле, Уфе и других городах», – сообщил глава Фонда.

Заместитель министра регионального развития РФ Анатолий Попов, комментируя высказывания выступавших, сообщил, что в стране тарифы на коммунальные услуги рознятся в 14 раз – от 500 рублей в Ингушетии до 7000 рублей на Чукотке. Замминистра поддержал идею сохранения Фонда как методического центра по обучению проведения капитального ремонта, подготовке квалифицированных кадров. А пока он должен «широко распространить строительство энергоэффективных домов и создать механизмы привлечения частных инвесторов в отрасль».

Наталья Молева, представлявшая Счетную палату России, рассказала о результатах проверок проводимых палатой и сделанных выводах. Так при переселении граждан из ветхого жилья им предоставляется аналогичный метраж площади нового жилья. Таким образом «при переселении из коммуналок жителей переселяют в «новые» коммуналки. Это приводит к росту очереди на жилье». Счетная палата считает необходимым внести поправки в действующее законодательство в части финансирования субъектам Федерации переселения по нормам предоставления жилья в регионе. Кроме того, проверки выявили, что регионы предусматривают предельную цену по капитальному ремонту на 1 квадратный метр превышающую фактические затраты в 5-8 раз. «То есть на местах зачастую проводится не капитальный, просто текущий ремонт», – подчеркнула Н.Молева.

Председатель подкомитета по реформированию ЖКХ Комитета Галина Хованская коротко рассказала о предложениях, которые разрабатывает подкомитет. Это касается вопроса нормативов коммунальных услуг, «они завышены в 2-3 раза, а в Москве в 4», – сообщила депутат, – о необходимости включения 5 процентов обязательного софинансирования капитального ремонта собственником жилья для малоимущих в расчет субсидии; о решении вопроса с ремонтом домов в малых городах с небольшим числом жителей, где создание ТСЖ невозможно по объективным причинам и др.

Участники «круглого стола» рекомендовали Государственной Думе ускорить принятие законопроектов «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения условий деятельности Фонда и предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда), «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования отношений по управления многоквартирными домами).

Правительству России рекомендовано разработать и внести в первом полугодии 2011 года в Государственную Думу проект закона, направленного на создание системы финансирования капитального ремонта и повышения энергоэффективности многоквартирных домов с использованием средств граждан, бюджетов разных уровней и кредитных источников, включающей, в том числе, возможность частичного или полного (для малообеспеченных категорий населения) возмещения собственникам помещений в многоквартирных домах расходов по уплате процентов по кредитам, а также доработать и утвердить ФЦП «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ», предусмотрев создание системы требований к капитальному ремонту и реконструкции многоквартирных домов, нацеленной на их полное благоустройство и обеспечение современного технического состояния и эффективности использования коммунальных ресурсов.

Органам власти субъектов Федерации и местного самоуправления рекомендовано пересмотреть нормативы потребления воды, тепла, услуг водоотведения в сторону уменьшения на основании данных о сокращении общих объемов потребления; разработать и утвердить региональные и муниципальные комплексные программы капремонта, программы развития коммунальной инфраструктуры, включая подпрограммы по энергосбережению.

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ

 

14 декабря 2010 года состоялась ежегодная встреча председателя Комитета по обороне Виктора Заварзина с военными атташе, аккредитованными в Москве.

Она была посвящена итогам работы Государственной Думы по законодательному обеспечению обороны страны в 2010 году.

Виктор Заварзин в своем выступлении затронул вопросы военно-политической обстановки в мире, рассказал о концептуальных основах современного этапа военного строительства в России.

Он, в частности, отметил: «Основной задачей развития российских Вооруженных Сил сегодня является приведение их структуры, состава и численности в соответствие с существующими и прогнозируемыми военными угрозами. Разумеется, учитываются также политические, социально-экономические, демографические и военно-технические условия и возможности государства. В условиях уменьшения количества офицеров в соединениях и воинских частях особая роль отводится формированию корпуса младших командиров. Они должны стать основой новых воинских коллективов. Для достижения этой цели в вузах Минобороны России развернута многоуровневая система обучения сержантов. Комитет по обороне намерен жестко контролировать выполнение военным ведомством России задачи по обеспечению до конца 2010 года жильем всех военнослужащих, стоявших в очереди на 1 января 2009 года».

Виктор Заварзин также проинформировал военных атташе о законотворческой работе Комитета в 2010 году.

Главное внимание Комитет уделял совершенствованию законодательства, направленного на реализацию принятых решений о формировании перспективного облика Вооруженных Сил и на обеспечение социальных гарантий военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы, а также членам их семей.

Одновременно осуществлялся эффективный парламентский контроль за ходом преобразований в армии и на флоте. Всего в течение текущего года Комитет по обороне был ответственным по 34 законопроектам, 15 из которых уже подписаны Президентом.

Активно также использовались такие формы работы, как: выездные заседания Комитета, рабочие поездки депутатов-членов Комитета в части и соединения Вооруженных Сил для изучения положения дел на местах, участие в учениях и других мероприятиях боевой подготовки ВС, проведение парламентских слушаний.

В рамках международной деятельности Комитета состоялись встречи с делегациями ряда государств и международных организаций, с иностранными коллегами-парламентариями. В ходе этих контактов обсуждались важнейшие проблемы обеспечения международной безопасности. По мнению Виктора Заварзина, дискуссии в таком формате, такая «сверка часов» очень полезны в парламентской работе.

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ

 

14 декабря 2010 года заместитель Секретаря Президиума Генерального совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Юрий Шувалов, отвечая на вопросы парламентских журналистов в связи с недавними беспорядками, имевшими место в Москве и ряде других городов России, сказал:

«Считаю, что представителям политических клубов Партии нужно обсудить эту ситуацию. Координаторы политических клубов и их участники детально проанализируют произошедшие события, сформулируют предложения по реализации плана действий по профилактике и противодействию угрозе межнациональной конфронтации. Мы сделаем это в ближайшее время.

Думаю, что наши предложения будут носить комплексный характер. То есть речь идет не только о работе правоохранительных органов, но и о принятии дополнительных мер в таких сферах, как образование, патриотическое воспитание, создание условий для межнационального, межконфессионального диалога, об инициативах по совершенствованию действующего законодательства.

О необходимости такой работы говорил Борис Грызлов в своем выступлении на совместном заседании Высшего и Генерального советов Партии.

Мы видим, что нашей консервативной идеологии созидания, общественного согласия и устойчивого развития, по сути, пытаются противопоставить попытки внедрить в массовое сознание идеологию разрушения, розни и гражданского противостояния.

Разного рода националистические идеи – это антиконсерватизм. Это путь в никуда, вызов тем ценностям, которые всегда были базовыми для нашего общества.

Опыт становления российского государства – как государства многих национальностей и разных религий – говорит о том, что традиции взаимного уважения имеют жизненную важность для самого существования нашей страны.

Мы – как партия большинства – обязаны сделать все, чтобы не допустить разрастания ксенофобских настроений, которые просто неприемлемы для России».

 

Николай Левичев и руководство организации «Зеленый патруль» представили экологический рейтинг российских регионов 2010 года

14 декабря в пресс-центре РИА Новости состоялась совместная пресс-конференция руководителя фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе Николая Левичева, председателя Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Андрея Нагибина и директора природоохранных программ «Зеленого патруля» Романа Пукалова

Во вступительном слове Николай Левичев отметил, партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» всегда считала своей миссией взаимодействие с общественными организациями, которые созданы и работают, чтобы защищать жизненные интересы наших граждан. «Зеленый патруль», на мой взгляд, одна из таких эффективных организаций» – считает депутат. По словам Левичева, состояние окружающий среды должно быть важнейшим критерием оценки качества управления территориями. Введение таких критериев стало особенно актуальным после перехода от всенародных выборов глав регионов к процедуре наделения полномочиями. «Власть, прежде всего верховная, в этом году продемонстрировала, что она стала прислушиваться к голосу гражданского общества, – считает Николай Левичев. – В ряду других резонансных событий была ситуация вокруг Химкинского леса. Хотелось бы надеяться, что это будет добрым знаком, и наши власти на уровне руководства государства, регионов, и муниципальных образований будут прислушиваться к голосу общественности».

Андрей Нагибин в своем выступлении заявил, что данный проект начался с создания интерактивной экологической карты России, после чего «Зеленый патруль» стал получать большое количество информации о состоянии экологии с разных регионов страны. «Мы разложили данную информацию в виде позитивных и негативных сигналов и пришли к рейтингу» – сообщил Нагибин. Рейтинг строится по трем индикаторам (природоохранный, социально-экологический и промышленно-экологический) и 15 индексам. Для формирования рейтинга используется мониторинг СМИ, сообщения органов власти, общественных организаций и населения.

Возглавляют рейтинг Белгородская область, республики Алтай и Тува. Санкт-Петербург оказался в середине рейтинга (58 место), а Ленинградская область (75), Москва (76) и Московская область (81) вошли в десятку худших регионов. Самая тяжелая экологическая ситуация, по данным «Зеленого патруля», у занявших последние места (82 и 83) Челябинской и Свердловской областей. Лидером рейтинга по положительной динамике по сравнению с прошлым годом, когда был составлен первый рейтинг, стал Сибирский федеральный округ (пять регионов в первой десятке). На десятку худших наиболее существенные изменения оказала аномальная жара нынешнего лета, сопровождавшаяся сильными лесными пожарами в европейской части страны.

Составители рейтинга представили также ряд экологических номинаций. Персоной года в сфере экологии стала лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова. Самым позитивным событием года в сфере экологии стало состоявшееся 27 мая заседание президиума Госсовета, который был полностью посвящен реформированию системы госуправления в сфере охраны окружающей среды. А самым негативным событием стали лесные пожары в июле-сентябре, которые привели к катастрофическому ухудшению качества окружающей среды во многих регионах страны. «До недавнего времени охраной лесов, как от незаконного использования, так и от пожаров, занималась единая система лесхозов, которая отменена новым Лесным кодексом. Ответственность за охрану и использование лесов теперь размазана между федеральными, региональными и муниципальными органами. Все усугубляется отсутствием единой системы мониторинга и тушения лесных пожаров» – констатирует «Зеленый патруль».

В свою очередь, Роман Пукалов отметил, что лесные пожары 2010 года – это «только цветочки». По его мнению, в перспективе ближайших 10-30 лет проблема с изменением климата будет стоять еще острее, и можно ожидать еще более серьезных катастроф. «В Московской области до сих пор горят торфяники, – заявил эколог. – Со сходом снежного покрова в апреле можно ждать нового задымления». Касаясь последствий летних пожаров, от которых, по официальным данным погибло чуть более 50 человек, он отметил, что по оценке экспертов «Зеленого патруля» около 50 тысяч человек преждевременно ушли из жизни из-за низкого качество воздуха.

Касаясь реакции на рейтинг со стороны руководства российских регионов, Андрей Нагибин сообщил, что рейтинг состоялся в том числе и по причине появления обратной связи с регионами. «Руководство реагирует по-разному, кто в первой десятке – пишут благодарственные письма, предлагают свои услуги, предоставляют информацию, – рассказал эколог. – Регионы из нижней десятки возмущаются, недавно позвонил региональный министр экологии, спрашивал, почему такая ситуация, что мы должны сделать. Мы объясняем, что все зависит активности региональных властей. Поэтому активизация на местах идет достаточно серьезно».

Завершая пресс-конференцию Николай Левичев высказал мнение, что экологический рейтинг дает возможность активно воздействовать на общественное мнение. «А функция партий – его формирование, – отметил парламентарий. – Мы готовы и дальше серьезно работать, надеемся, это позволит подключить к защите окружающей среды различные институты гражданского общества, а губернаторы заерзают и не будут дожидаться того, чтобы этот рейтинг попал на глаза руководства страны».

Весной этого года «Зеленый патруль» пообещал представить рейтинг 100 предприятий страны, сильнее всех загрязняющих окружающую среду.

 

Николай Левичев о причинах беспорядков на Манежной площади

В минувшие выходные в Москве футбольные болельщики устроили беспорядки, в ходе которых пострадало несколько милиционеров и выходцев с Кавказа. Столкновения фанатов с правоохранительными органами были зафиксированы и в Санкт-Петербурге. В ходе пресс-конференции в информационном агентстве РИА «Новости» эти события прокомментировал руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе Николай Левичев.

«Мне кажется, что непосредственным провокативным поводом для беспорядков стали действия сотрудников органов внутренних дел, которые имели неосторожность после первой драки отпустить ее участников. Поэтому первый вывод, который нужно сделать: правосудие должно быть объективным, наказание – неотвратимым и не имеющим национальной окраски. Предотвратить самосуд в таких ситуациях может и должна эффективная работа МВД, о чем вчера очень четко сказал Президент Дмитрий Медведев»,- заявил Левичев.

Вместе с тем он подчеркнул, что беспорядки на Манежной площади уместно поставить в контекст событий, происходящих сегодня в мире и в нашей стране. «Социологи, мнению которых я доверяю, утверждают, что распространение молодежных банд в Европе (во Франции, Англии, Германии – в этом ряду я бы поставил и Россию) являются ярким свидетельством снижения социальной защищенности общества. В Европе это стало следствием сворачивания социальных программ, завоеванных социал-демократами в 80-е годы ХХ века, на фоне финансового кризиса. Эту тема неоднократно поднималась на последних европейских форумах социал-демократов и социалистов, в которых я принимал участие»,- отметил депутат. В этой связи Николай Левичев поставил погромы на Манежной площади в один ряд с событиями в Кондопоге и Санкт-Петербурге. «Это лишний пример того, как социальный протест легко канализируется в этническое противостояние»,- заявил политик.

Левичев назвал и целый ряд «чисто российских» обстоятельств, которые привели к беспорядкам. «Молодежная политика в стране не должна сводиться выделению бюджетных средств на пиар-акции отдельных одиозных молодежных движений. И я считаю, что последние эпизоды, получившие резонансное обсуждение в Интернете, говорят о том, что дурная репутация главы Росмолодежи В. Якеменко, его низкий профессиональный уровень привели к полной профанации государственной молодежной политики. Происходящие сегодня события наглядно демонстрируют, что Якеменко давно пора отправить в отставку, пока не поздно»,- подчеркнул парламентарий.

Николай Левичев также напомнил: СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ уже много лет говорит о необходимости создания Министерства по делам национальностей. «Можно, конечно, пытаться решить проблемы Северного Кавказа с помощью экономических методов. Да, никто не отрицает, что нужно бороться с безработицей, поднимать экономику региона. Но этого мало. Есть целый ряд серьезных проблем, которые у нас в России являются следствием глобальных вызовов, с которыми сталкивается все мировое сообщество. Как минимум, эти проблемы надо проговаривать вслух – и не только на уровне политиков и экспертов, но и с различными социальными группами. В школе давно пора давать знания о культуре народов России. Национальной политикой в нашей многонациональной стране надо заниматься системно»,- убежден депутат.

«Кроме того, должен быть уничтожен нелегальный черный рынок труда, являющийся питательной средой для разного рода инцидентов. Необходимо заблокировать размножение «Черкизонов». А сегодня мы видим, что когда в одном месте его убирают, в десяти других местах он прорастает метастазами беззакония»,- сказал Левичев.

Он также предложил организовать обучение русскому языку для мигрантов. «Приехал из Китая, хочешь здесь работать – будь добр, научись по-русски разговаривать, сдай экзамен. Помимо этого, надо обязать мигрантов проходить курсы городской культуры региона. Я уже не говорю о проблемах медицинского просвещения»,- заявил Николай Левичев.

Другое направление, «которое надо срочно подтягивать» – это, по словам Левичева, работа с национальными диаспорами. «На них лежит большая доля ответственности за декриминализацию этнической среды»,- убежден депутат, добавив, что нельзя допускать создания этнических анклавов на территориях городов и городских агломераций.

Наконец, по мнению Левичева, еще одной косвенной причиной погромов стала мода на ироническую подачу деятельности политических партий в ряде СМИ, что способствует снижению доверия к партиям, которое сегодня и так невелико. «Недоверие к партиям как к институту, который способен достигать общественного консенсуса, провоцирует ситуацию хаотичного формирования протестных сил на улицах, что ставит под угрозу всю политическую систему страны»,- подчеркнул Николай Левичев.

 

Юрий Липатов: «На 19-ом заседании Комиссии по модернизации при Президенте РФ будут подведены итоги деятельности и определены планы на будущее»

По словам Председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрия Липатова, «заседания Комиссии в 2010 году были посвящены энергосбережению и развитию программ повышения энергоэффективности регионов, совершенствованию законодательства в целях создания благоприятного инвестклимата, инновационному развитию оборонно-промышленного комплекса, перспективам развития профобразования, венчурному финансированию, развитию цифрового формата вещания, а также обсуждению отдельных инновационных направлений и проектов».

14 декабря 2010 года Председатель Комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов принимает участие в заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. Девятнадцатое заседание Комиссии проходит на площадке Всероссийского инновационного форума «Россия, вперед!» (13-14 декабря 2010 г, ИЦ «Сколково»).

Комиссия по модернизации экономики была создана указом Президента РФ 20 мая 2009 года. Ее заседания проводятся один раз в месяц. На первом заседании были определены пять приоритетных направлений: повышение энергоэффективности, ядерные технологии, космические технологии, медицинские технологии; стратегические информационные технологии.

 

Николай Левичев прокомментировал законопроект Дмитрия Медведева о переходе к смешанной системе на муниципальных выборах

Президент РФ Дмитрий Медведев внес в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в ст. 35 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в соответствии с которым не менее половины депутатских мандатов представительного органа муниципального района и городского округа с численностью 20 депутатов и более должны распределяться по партийным спискам. По просьбе журналистов эту инициативу прокомментировал руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе Николай Левичев:

– Мы поддерживаем предложение Дмитрия Медведева, поскольку оно находится в русле программных установок нашей партии, касающихся развития местного самоуправления и повышения роли политических партий.

Выборы по партийным спискам сегодня выгодны, прежде всего, оппозиционным политическим партиям. При мажоритарной системе у одномандатников, которые не представляют «партию власти» и не обладают, соответственно, финансовым и административным ресурсом, шансов пройти в муниципальное собрание практически нет. А при пропорциональной системе ниже избирательный барьер, ниже и давление на кандидатов, не принадлежащих к «Единой России». Соответственно, больше шансов на то, что в муниципальных собраниях будет слышен голос представителей разных общественных сил. Муниципальные собрания должны стать более демократичными.

На наш взгляд, распределение мандатов муниципальных собраний по партийным спискам должно открыть шлюзы для партийной конкуренции на местном уровне. Что, соответственно, приведет к снижению криминализации этой сферы, снижению уровня коррупции.

Вместе с тем законопроект Дмитрия Медведева, наверное, не является панацеей, оставляя некоторые лазейки для тех, кто хочет сохранения сегодняшнего статус-кво. Так, документ предусматривает, что новый порядок будет распределяться только на муниципальные собрания численностью 20 депутатов и более. Есть опасения, что после принятия президентского законопроекта действующие депутаты муниципальных собраний, которым введение пропорциональной системы не выгодно, в спешном порядке будут вносить изменения в устав муниципального образования, сокращая численность представительных органов. Поэтому, несмотря на концептуальную поддержку документа, мы будем готовить к нему ряд поправок.

 

Оксана Дмитриева: чтобы эффективно решать вопросы развития инновационной экономики не нужно идти окольным путем

В администрации Президента нашли почти триллион рублей для развития инновационной экономики – это деньги будущих пенсионеров, пишет газета «Ведомости». Помощник президента Аркадий Дворкович заявил, что речь идет о покупке облигаций специальных фондов или институтов развития, например «Роснано» и Российской венчурной компании.

- Аркадий Дворкович прав в одном – объем вложений в инновации в нашей стране должен быть не пятнадцать миллиардов, выделенных на Сколково, а триллион – полтора триллиона рублей, – считает депутат Государственной Думы, Первый заместитель фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Оксана Дмитриева.

- В озвученном помощником Президента предложении есть три важные составляющие, которые стоит рассмотреть отдельно друг от друга. Первая – инновационное развитие, действительно, требует больших средств от государства, больше триллиона рублей. Деньги, выделяемые сейчас на инновации из федерального бюджета совершенно несопоставимы с тем объемом средств, который реально требуется для значительных прорывов в этом направлении.

Вторая составляющая – это возможность использования средств Пенсионного фонда, а именно, накопительной части пенсии, как ресурса для инноваций. Я – противник накопительной обязательной пенсионной системы как таковой. Она создает эффект «двойного бремени», когда одновременно приходится копить средства для своей пенсии и выплачивать пенсии нынешним пенсионерам и является причиной дефицита Пенсионного Фонда. Фактически, мы приходим к механизму кругооборота денег в государстве: дефицит Пенсионного Фонда покрывается за счет дотаций из федерального бюджета (они уже превышают полтора триллиона рублей), а около полутриллиона рублей из пенсионных взносов граждан направляются на накопления и обесценение. Не лучше ли все деньги от пенсионных взносов оставлять в Пенсионном Фонде, чтобы они шли на выплату нынешним пенсионерам, а высвободившиеся средства федерального бюджета направлять целевым образом на инновационное развитие страны? Если мы хотим эффективно решать вопросы инновационного развития, зачем идти окольным путем, с большим количеством финансовых посредников?

В-третьих, вложения в «Роснано» и Российскую венчурную компанию через покупку их облигаций – не самый эффективный, на мой взгляд, способ поддержки российских инноваций. В стране есть уже хорошо зарекомендовавшие себя фонды, по сути являющиеся венчурными. Это Фонд поддержки малых научно-технических предприятий и Российский фонд технологического развития. Вот эти структуры стоит развивать как инновационные венчурные фонды и не сокращать их финансирование, как сейчас, а увеличивать в разы. Со стороны государства эффективным механизмом инновационного развития страны могло бы стать и целевое финансирование крупных, прорывных инновационных проектов.

 

14 декабря 2010 г. состоялась встреча Председателя Государственной Думы, Председателя Высшего совета Всероссийской политической партии «Единая Россия» Бориса Грызлова с Премьер-министром Монголии, председателем Монгольской народной партии Сухбаатарыном Батболдом.

Встреча началась с церемонии подписания Соглашения о сотрудничестве партии «Единая Россия» и Монгольской народной партии. По словам Бориса Грызлова, «мы вышли на новый этап взаимодействия: выстраивание отношений стратегического характера – они утверждены Соглашением. Монголия – крепкое суверенное государство, с которым считаются, позиции по многим вопросам у нас совпадают или близки».

Борис Грызлов отметил «устойчивый рост товарооборота между Россией и Монголией на протяжении многих лет, кроме кризисного года. В этом году товарооборот может превысить 1 млрд. долл. Необходимо дальнейшее развитие приграничной торговли, которая занимает 70% нашего товарооборота.

Продолжается обучение монгольских студентов в России: сейчас в вузах обучаются 200 студентов».

Сухбаатарын Батболд заявил, что «между Россией и Монголией существуют добрые традиции содружества, открываются и новые горизонты сотрудничества. Планируется подписание ряда важных межправительственных документов. Товарооборот между нашими странами имеет большой потенциал роста. Мы поддерживаем заинтересованность российских предпринимателей в инвестировании железнодорожной сферы.

Наши межпарламентские отношения находятся на очень хорошем уровне. Монгольско-российская группа дружбы самая многочисленная в нашем парламенте, в нее входят 25 человек, это треть от общего количества депутатов. Считаю необходимым активизировать сотрудничество на уровне профильных комитетов, аппаратов парламентов. Я уверен, после подписания Соглашения с «Единой Россией» наше взаимодействие перейдет на новый уровень – регулярными станут прямые контакты между отделениями партий в центре и в регионах, обмен опытом, консультации по конкретным вопросам. Пользуясь случаем, я хочу пригласить делегацию «Единой России» принять участие в праздновании 90-летия Монгольской народной партии 1 марта 2011 г.».

Борис Грызлов подтвердил участие делегации «Единой России».

В завершение встречи в рамках развития культурных связей, межпартийного сотрудничества российской стороной были переданы копии документов, хранящихся в «архиве Коминтерна» Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). Это копии утраченных ранее документов, касающихся истории отношений КПСС и МНРП, охватывающих период с 1921 года по начало 30-х годов.

 

Внесены законопроекты

 

469291-5

О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части введения специальных норм, устанавливающих ответственность за производство и сбыт фальсифицированных лекарственных средств и биологически активных добавок Депутат Государственной Думы А.В.Беляков

Действующее законодательство относит биологически активные добавки (БАД) к пищевым продуктам. Как и для любого другого пищевого продукта, для биодобавок действуют обязательные требования к их качеству и безопасности. Вопрос качества БАД в настоящее время решается с помощью государственной регистрации, которая сопровождается проверкой соответствия каждой разновидности биодобавок заявленным свойствам. На легально обращающиеся биологически активные добавки выдаются свидетельства установленного образца, а сведения о каждом продукте заносятся в специальный государственный реестр. Данные обо всех зарегистрированных биологически активных добавках размещены на официальном сайте Роспотребназдзора, где в любое время можно проверить данные о приобретаемых продуктах. Кроме того, биологически активные добавки к пище подлежат обязательному подтверждению соответствия в виде принятия декларации соответствия.

Существующая система государственной регистрации и подтверждения соответствия в целом позволяет обеспечить качество и безопасность БАД, и потребитель может удостовериться, что в официально зарегистрированном продукте не содержатся вредные или опасные вещества, например, ингредиенты наркотического свойства, обращение которых запрещено законодательно.

Наиболее серьезные проблемы в сфере оборота биологически активных добавок связаны с получившими широкое распространение фактами мошенничества при продаже БАД. Недобросовестные продавцы предлагают потребителям приобрести за большие деньги некие чудодейственные средства от разнообразных болезней, хотя под видом «чудо-таблеток» продаются обычные БАДы. Часто мошенники называют свои снадобья просто «препаратами», вообще умалчивая о том, что же они продают на самом деле. Покупатель находится в заблуждении из-за недостатка или искажения информации о приобретаемом товаре.

Нужно подчеркнуть, что такое мошенничество – проблема, причина которой кроется не в свойствах пищевых добавок. Обман потребителей происходит тогда, когда им внушают, что «препарат» обладает несуществующими уникальными целебными свойствами и, соответственно, вынуждают людей платить неадекватную цену за обычную пищевую добавку.

Предлагаемый проект федерального закона предусматривает внесение изменений в ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Кодекс об административных правонарушениях и ФЗ «О рекламе».

Концепция законопроекта предусматривает расширение специальных требований при розничной продаже БАД, без соблюдения которых реализация таких продуктов не допускается. В частности, при розничной продаже биологически активных добавок продавец будет обязан иметь и предъявлять покупателю оригинал или заверенную копию свидетельства о государственной регистрации соответствующей биодобавки.

Устанавливаются специальные административные санкции за введение потребителей в заблуждение относительно лечебных свойств биодобавок. При принятии закона на продавцов, призывающих лечиться БАДами или заменять ими обычную пищу, будут налагаться значительные штрафы. Законопроектом предлагается установить максимально высокий уровень штрафов для таких недобросовестных продавцов.

Проект закона устанавливает требование к рекламе биологически активных добавок, что дополнительно защищает потребителя от неверного выбора и поможет не тратить свои средства на бесцельные покупки «чудо-средств». Согласно законопроекту реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться обязательным предупреждением о том, что БАДы не являются лекарственными средствами, а также что добавки к пище не могут быть использованы в качестве заменителя пищевых продуктов. Нарушителей также ждут штрафы.

Предлагаемый проект закона предоставит потребителям более полные гарантии получения объективной информации о приобретаемых продуктах и позволит избежать мошенников, наживающихся на обмане покупателей. При этом, наличие довольно суровых санкций, предусмотренных проектом закона, не ущемляет права добросовестных участников рынка биодобавок.

 

469463-5

Об ограничении потребления табака Депутаты Государственной Думы Н.Ф.Герасименко, О.Г.Борзова, С.В.Железняк, В.Ф.Звагельский, С.А.Марков, Б.Л.Резник, В.Р.Мединский.

к проекту новой редакции Федерального закона «Об ограничении потребления табака»

Российская Федерация занимает первое место в мире по потреблению табака. Все это расценивается как табачная эпидемия. Курит 43,9% взрослого населения, мужчин – 61%, женщин – 26%. Во время беременности более 40 процентов курящих женщин продолжают курить, что приводит к увеличению числа детей, родившихся больными, росту недоношенности и раннему прерыванию беременности. Среди юношей число курильщиков составляет до 67 процентов, среди девушек до 55 процентов. Дети начинают курить с 12 лет. Наибольший рост потребления табака за последние 5 лет (в 3 раза) отмечен среди женщин, детей и подростков.

Около 80 процентов населения Российской Федерации подвергается вредному влиянию окружающего табачного дыма (так называемые «пассивные курильщики») и получают такие же заболевания, как и курильщики, из-за канцерогенных веществ, содержащихся в табачном дыме.

Потребление табака, в том числе в виде табачных изделий, является существенной угрозой для здоровья граждан Российской Федерации. С потреблением табака и воздействием табачного дыма связан ряд социальных, экономических и экологических последствий, а ущерб здоровью от потребления табака ложится тяжелым бременем на общество и государство.

В Российской Федерации ежегодно от болезней, связанных с потреблением табака, погибают от 400 тысяч до 500 тысяч граждан.

Потребление табака увеличивает риск развития тяжелых сердечно-сосудистых, бронхолегочных, желудочно-кишечных, эндокринных и онкологических заболеваний, заболеваний репродуктивной системы и других заболеваний.

Эти цифры подчеркивают важность и актуальность решения проблем, связанных с потреблением табака и воздействием табачного дыма на население.

Большое внимание борьбе против табака на всех уровнях власти стало уделяться после присоединения в 2008 году Российской Федерации к Рамочной Конвенции Всемирной Организации Здравоохранения по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ). Правительством Российской Федерации 23 сентября 2010 г. утверждена Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 – 2015 годы. Президент Российской Федерации Д.А.Медведев в своем Послании Федеральному Собранию подчеркнул необходимость борьбы против табака в целях сбережения здоровья населения и снижения преждевременной смертности от болезней, вызванных потреблением табака.

С января 2002 года в России действует Федеральный закон «Об ограничении курения табака», статьи которого не соответствуют требованиям сегодняшнего времени.

В целях приведения российского противотабачного законодательства в соответствие с положениями Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака разработана новая редакция федерального закона с новым наименованием «Об ограничении потребления табака».

Законопроектом вводятся более жесткие ограничения в сфере розничной продажи табачных изделий. Предлагается разрешить торговлю табачными изделиями осуществлять либо в стационарных торговых объектах, либо в нестационарных, но в этом случае торговля должна носить специализированный характер, что приведет к сокращению количества торговых точек, в которых можно будет приобрести табак. Важной новацией является наделение продавцов табачными изделиями правом требовать документ, удостоверяющий личность и содержащий сведения о возрасте, в случае возникновения сомнения о достижении 18-ти лет покупателем.

Запрет или ограничения на курение табака в различных организациях и общественных местах регламентируются несколькими статьями. Частью1 статьи 7 законопроекта закрепляется перечень мест, где полностью запрещено курение табака. Частью 2 этой же статьи перечисляются места и организации, где курение разрешено только в специально отведенных местах. Очень важным представляется запрет на курение в закрытых помещениях организаций общественного питания. Законопроектом предлагается выделять залы, в которых разрешено курение табака (при наличии нескольких залов обслуживания в организации общественного питания), либо организовывать специально отведенные места для курения табака, в которых запрещен прием пищи и, соответственно, обслуживание посетителей официантами.

Отдельные статьи отведены вопросам пропаганды знаний о вреде потребления табачных изделий, а также профилактике их потребления и лечению табачной зависимости. Законодательно закрепляется необходимость санитарно-просветительной работы среди населения о вреде потребления табака на организм человека, вводится норма о разработке порядка оказания медицинской помощи лицам, страдающим никотиновой зависимостью.

Разработанная новая редакция федерального закона ужесточает нормы действующего законодательства, что несомненно окажет влияние на снижение потребления табачных изделий, что приведет к снижению заболеваемости и увеличению средней продолжительности жизни.

 

469470-5

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Депутаты Государственной Думы С.И.Штогрин, С.И.Колесников, В.М.Зубов, Р.Г.Гостев

Проблема оборота на рынке лекарств фальсифицированных лекарственных средств (ФЛС) приобретает характер национального бедствия.

По статистике, фальсификация лекарств считается четвертым злом здравоохранения после малярии, СПИДа и курения, а смертность от побочных реакций лекарств входит в первую пятерку причин наравне с сердечно-сосудистыми, онкологическими, бронхолегочными заболеваниями и травматизмом. За последние 40 лет поддельные лекарства в мире убили 200 тыс. человек, тогда как по вине террористов за это же время погибло 65 тыс. человек.

В России до сих пор нет единых статистических данных относительно доли на рынке фальсифицированных лекарственных средств. Так, по сведениям Росздравнадзора, ежегодно количество ФЛС, выявленных на фармрынке Российской Федерации, составляет не более 0,4% от всего количества лекарственных средств. Однако ряд экспертов подвергают эти показатели сомнению. Они считают, что Россия вместе с Китаем уже вышли на первое место по производству и теневому обороту фальшивых лекарств, обогнав Индию, Бразилию и Турцию, традиционно считавшихся основными производителями и одновременно потребителями лекарственных фальшивок. Некоторые независимые эксперты называют цифры от 20 до 60%. По оценке Всемирной организации здравоохранения, в России доля фальсифицированных лекарственных средств находится на уровне 12% от общего числа препаратов. По информации экспертов, объем рынка фальсификатов в России составляет около 20 млрд. рублей.

Ситуация усугубляется тем, что фармрынок в нашей стране развивается стремительными темпами. Ассортимент лекарственных препаратов в российской торговой сети достиг 18 тысяч наименований. Только оптовых фармацевтических компаний в нашей стране более 2,5 тысяч. А мелких фирм, торгующих лекарствами, в 20 раз больше. Порядка семи тысяч предприятий снабжают лекарствами розничную торговлю, 700 российских предприятий производят фармацевтические препараты.

Проблема ФЛС стоит остро не только в нашей стране. С точки зрения прибыльности лекарственный рынок находится на третьем месте после продажи оружия и наркотиков. По прогнозам экспертов, в 2010 году прибыль от реализации фальшивых таблеток в мире составит 75 млрд. долларов.

Однако зарубежное законодательство устанавливает жесткую ответственность за производство и оборот ФЛС.

В США, например, торговля фальшивыми лекарствами наказывается штрафом до $200 млн. или пожизненным заключением. В Турции – тюремным заключением на срок от 30 до 50 лет, в Индии торговля ФЛС карается пожизненным заключением. Во Франции производство и импорт ФЛС караются лишением свободы на четыре года или штрафом в размере €400 тыс., а организация незаконной сети сбыта – сроком пять лет или штрафом в размере €500 тыс. В Европе штраф за продажу поддельных лекарств превышает 300 тысяч евро, а срок тюремного заключения – 10 лет.

К сожалению, российское законодательство не так сурово к производителям и распространителям ФЛС; эксперты признают, что российское законодательство не в силах соответствовать увеличивающимся темпами роста оборота фальсифицированных лекарственных средств. Само понятие «фальсифицированное лекарственное средство» было введено в Федеральный закон «О лекарственных средствах» только в 2004 г (статья 31).

Специальных норм об ответственности за подделку лекарств в уголовном законодательстве РФ нет, а общие предусмотрены статьей 238 Уголовного кодекса, по которой преследуются производство, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности. А из этого следует, что фальсифицированный лекарственный препарат, несущий смертельную опасность, приравнен к любому другому товару, попадающему под определение данной статьи.

До недавнего времени существовало мнение, что в российском законодательстве достаточно статей для привлечения к ответственности лиц, причастных к обороту фальсифицированных лекарственных средств. Среди них статьи Уголовного кодекса Российской Федерации: 171 -»Незаконное предпринимательство», 180 -»Незаконное использование товарного знака», 238 – «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», а также несколько статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Но основная проблема заключается в том, что понятие “фальсифицированное средство” в Уголовном кодексе отсутствует, так же как и отсутствуют специальные статьи, устанавливающие ответственность за преступления в сфере оборота лекарственных средств.

В свою очередь, статья 238 Уголовного кодекса устанавливает мягкую ответственности за производство и сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности, в контексте оборота фальсифицированных лекарств и БАД. Так, согласно действующей норме, за сбыт фальсифицированных лекарств, повлекших смерть человека, можно «отделаться» штрафом от 100 000 до 500 000 рублей.

Аналогичным образом обстоит ситуация с рынком биологически активных добавок. Более того, уголовное законодательство вообще не предусматривает ответственность за продажу БАД под видом фармпрепаратов, несмотря на то, что это ежегодно приводит к тысяче летальных исходов из-за отказа введенных в заблуждение покупателей от качественной медицинской помощи.

По оценкам DSM Group (DRUG-STORE MONITORING GROUP), в 2008 году общий объем рынка БАДов составил 30,0 млрд рублей. Но из них на аптечные продажи приходится лишь половина объема – 11,5 млрд рублей. Остальное – на альтернативные формы торговли: сетевой маркетинг, «лавки жизни» и пр. Фактически, это теневой или полутеневой рынок, плохо контролируемый государством.

В год на российский рынок выходит более 500 новых добавок. В среднем они дороже лекарств и дают производителям сверхприбыли. Простота регистрации и вывода на рынок препаратов « профилактической направленности «, популярное в России самолечение – все это играет на руку производителям. Согласно данным розничного аудита БАД в РФ, по итогам 2008г. объем аптечных продаж биодобавок в России составил 14,7 млрд. рублей (591,7 млн. долл.) в оптовых ценах и 19,4 млрд. рублей (778,8 млн.долл.) – в розничных. Прирост рынка в оптовых рублевых ценах составил 57%, в натуральных показателях – 35%. В 2007г. аналогичные показатели были равны 19% и 5%. В 2008 году рынок БАД в РФ увеличился на 45%, составив 11,5 млрд. рублей. На конец прошлого года аптечный рынок добавок составил 6,4 млрд. рублей..

В связи с ростом рынка ФЛС и некачественных БАДов предлагается дополнить Уголовный Кодекс РФ статьями 238.1 и 238.2, устанавливающим более жесткую уголовную ответственность за производство, продажу, хранение и перевозку в целях сбыта фальсифицированных лекарственных средств и биологически активных добавок. А также предлагается установить ответственность за производство и сбыт БАД под видом лекарственных средств, если такие действия причинили вред здоровью или смерть человека.

 

Hosted by uCoz