05.01.11 Лев МОСКОВКИН
Книга в Москве
Дух времени как современная фантастика: свержение капитализма в
России
Дрессированные людишки циркачки Терезы
Умновой
Литературное творчество талантливого импровизатора Олега Лукошина критикой не обижено и не обойдено, хотя в хоре
восторженных славословий попадаются грамотно выстроенная критика, именно
критика в своем прямолинейном смысле.
Итогом резонанса стал сборник: Олег Лукошин.
Капитализм: повести, рассказы – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. –
348 с., тир. 5 тыс экз.
Кроме повести-комикса «Капитализм», в
книгу вошли повесть «Дороги, которые нас выбирают», хард-роковая
повесть «Судьба барабанщика» (feat. Аркадий Гайдар) и четыре рассказа:
«Помню тебя, Сейфуль-Милюков!», «Жареные
негры с кетчупом», «Преступление и наказание», «История Неудачника (Им мог бы
стать и ты)». Особенно впечатляют последние рассказы с таким грубым реализмом,
что не знаешь, как и обозвать.
Тематически произведения совершенно разные и в комплекте
составляют достаточно целостную картину творчества автора, будучи связаны некой
общностью. Прежде всего, они реально передают Zeitgeist
– дух времени, маятник которого неотвратимо качнулся обратно к антикапитализму. Произведения связаны единым стилем со
смешением атрибутики разных времен с общностью своего Zeitgeist.
Все они так или иначе стали чем-то вроде римейков литературных произведений из иных времен с другим
«духом». Сие понятно даже читатели, которому не
попалась по жизни пародируемая вещь или он не узнает ее в литературном гриме.
Читается книга запоем и с притягательным отвращением
одновременно. Нагромождение откровенных вымыслов обнажает правду жизни
современного капитализма с чудовищным попранием прав трудящегося человека.
Что характерно, сценарии этого попрания импортируются с
«цивилизованного» Запада вместе с другими ощутимыми «ценностями» включая тот же
hard-rock или лоп-топы.
Несколько удивляет подбор произведений, ставших для Лукошина если не предметом пародии-римейка,
то некой подкидной доской для творчества. Да и ведет себя автор в литературе
как этакий спортсмен, изображая пренебрежение свистом с трибун от недовольных
его «неправильным» успехом.
Следует отметить отсутствие в творчестве Лукошина
диагностического признака постмодернизма, как бы ни пытались приклеить сей
ярлык. Развитие фабулы в сюжет местами получает шокирующий характер, но ни на
одном своем витке повествование не только не обманывает ожидания читателя, но
строго следует им.
Хотя, если честно, в наличии таких ожиданий признаваться как-то
неловко. Таких моментов много, например цирковой номер «Дрессированные людишки» Терезы Умновой или унизительная сцена посвящения в
олигархи. Хотелось бы спихнуть всю меру ответственности за такие моменты на
автора. А из его произведений недвусмысленно следует, что люди готовы к
издевательствам над ними, принимают их как должное, чтобы рост социального
напряжения в обществе стал поводом для публичного самоутверждения центрального
персонажа через протест.
«Счастье! Вот оно большое человеческое счастье, когда ничего не
нужно объяснять, говорить, оправдываться и когда люди уже сами все знают и все
понимают» – это как бы мысли главного героя-барабанщика, носителя Ритма. Он
использует – внимание! – пионерский галстук как средство по защите о дымовой атаки разлагающегося
трупа нечистой силы. Она в свою очередь для собственной самозащиты применяла
перевернутый крест.
К творчеству Олега Лукошина можно
относиться с восторгом, отвращением, пренебрежением или непониманием причин его
успеха, но ясно одно: причина его успеха не в раскрутке, но в таланте угадать
означенный дух времени, как в свое время произошло с манифестом компартии,
когда по Европе бродил «призрак коммунизма». Что-то есть в этих вечно стареющих
новациях от «Трест DE» Ильи Эренбурга.