05.01.11 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Дух времени как современная фантастика: свержение капитализма в России

Дрессированные людишки циркачки Терезы Умновой

Литературное творчество талантливого импровизатора Олега Лукошина критикой не обижено и не обойдено, хотя в хоре восторженных славословий попадаются грамотно выстроенная критика, именно критика в своем прямолинейном смысле.

Итогом резонанса стал сборник: Олег Лукошин. Капитализм: повести, рассказы – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. – 348 с., тир. 5 тыс экз.

Кроме повести-комикса «Капитализм», в книгу вошли повесть «Дороги, которые нас выбирают», хард-роковая повесть «Судьба барабанщика» (feat. Аркадий Гайдар) и четыре рассказа: «Помню тебя, Сейфуль-Милюков!», «Жареные негры с кетчупом», «Преступление и наказание», «История Неудачника (Им мог бы стать и ты)». Особенно впечатляют последние рассказы с таким грубым реализмом, что не знаешь, как и обозвать.

Тематически произведения совершенно разные и в комплекте составляют достаточно целостную картину творчества автора, будучи связаны некой общностью. Прежде всего, они реально передают Zeitgeist – дух времени, маятник которого неотвратимо качнулся обратно к антикапитализму. Произведения связаны единым стилем со смешением атрибутики разных времен с общностью своего Zeitgeist. Все они так или иначе стали чем-то вроде римейков литературных произведений из иных времен с другим «духом». Сие понятно даже читатели, которому не попалась по жизни пародируемая вещь или он не узнает ее в литературном гриме.

Читается книга запоем и с притягательным отвращением одновременно. Нагромождение откровенных вымыслов обнажает правду жизни современного капитализма с чудовищным попранием прав трудящегося человека.

Что характерно, сценарии этого попрания импортируются с «цивилизованного» Запада вместе с другими ощутимыми «ценностями» включая тот же hard-rock или лоп-топы.

Несколько удивляет подбор произведений, ставших для Лукошина если не предметом пародии-римейка, то некой подкидной доской для творчества. Да и ведет себя автор в литературе как этакий спортсмен, изображая пренебрежение свистом с трибун от недовольных его «неправильным» успехом.

Следует отметить отсутствие в творчестве Лукошина диагностического признака постмодернизма, как бы ни пытались приклеить сей ярлык. Развитие фабулы в сюжет местами получает шокирующий характер, но ни на одном своем витке повествование не только не обманывает ожидания читателя, но строго следует им.

Хотя, если честно, в наличии таких ожиданий признаваться как-то неловко. Таких моментов много, например цирковой номер «Дрессированные людишки» Терезы Умновой или унизительная сцена посвящения в олигархи. Хотелось бы спихнуть всю меру ответственности за такие моменты на автора. А из его произведений недвусмысленно следует, что люди готовы к издевательствам над ними, принимают их как должное, чтобы рост социального напряжения в обществе стал поводом для публичного самоутверждения центрального персонажа через протест.

«Счастье! Вот оно большое человеческое счастье, когда ничего не нужно объяснять, говорить, оправдываться и когда люди уже сами все знают и все понимают» – это как бы мысли главного героя-барабанщика, носителя Ритма. Он использует – внимание! – пионерский галстук как средство по защите о дымовой атаки разлагающегося трупа нечистой силы. Она в свою очередь для собственной самозащиты применяла перевернутый крест.

К творчеству Олега Лукошина можно относиться с восторгом, отвращением, пренебрежением или непониманием причин его успеха, но ясно одно: причина его успеха не в раскрутке, но в таланте угадать означенный дух времени, как в свое время произошло с манифестом компартии, когда по Европе бродил «призрак коммунизма». Что-то есть в этих вечно стареющих новациях от «Трест DE» Ильи Эренбурга.

Hosted by uCoz