02.02.11 Лев МОСКОВКИН

Из чего рождается истина – страшно подумать!

Феномен поэта в отражении феномена художника

Люди не от мира сего – особенность мира людей: Вячеслав Щепкин из рода Щепкиных провел в Доме на Патриарших три встречи «Жемчужины творчества Нади Рушевой».

Девочка навеки семнадцатилетняя оставила нам повод и счастье.

Цикл в Доме на Патриарших прошел на фоне рисунков Нади, фильмов о ней, посвященных ей и ее творчеству стихов, воспоминаний школьных подруг, 42 раза отметивших ее день рождения без нее.

Что такое феномен Нади Рушевой? Она казалась обыкновенной девочкой, пока не начинала рисовать. В ее круг общения входили такие люди, как Лев Кассиль, Борис Полевой, Василий Ватагин, Майя Плисецкая. Но убежала в слезах со сцены ДК МГУ и тысячный зал на встрече с художником восторженно аплодировал.

«Маргарита» – Елена Сергеевна Булгакова – восторженно прокомментировала рисунки Нади к роману «Мастер и Маргарита». Отец Нади, Николай Константинович Рушев, записал: «Как она чувствовала Христа – как ребенок ребенка».

Николай Рушев благословил студента Исторического факультета Вячеслава Щепкина на поэтическое исследование творчества дочери Нади. Вряд ли оно когда-то завершится, но уже ясно: поэт в лобовую атаку на вызволение истины из сумасшедшего быта одними словами (ну правда рифмованными, что его слабо оправдывает) открыл то, к чему много лет шла эволюционная генетика.

«Дети выбирают себе родителей» – сказал поэт о Наде и попал в точку, переоткрыв антропный принцип в синергетике с инверсией во времени причинно-следственных связей. Себе в родители Надя «выбрала» балерину-тувинку и русского художника-оформителя.

Можно быть безразличным к художественной литературе с изобразительным искусством или интересоваться ими на малую долю того, как оно восхищало Надю. Можно ревновать к успеху мирового значения до 17 лет и при жизни. Можно ненавидеть «эту страну» и есть за что. Но нам, живущим в России, следует понять, что только здесь возможна такая защита, поддержка таланта от агрессивного окружения – то есть от каждого из нас, но на наше общее благо.

Речь даже не о партийном проекте типа «Юность» – журнал, радиостанция, поэтические сборники, лагерь «Артек». Да много чего изобрели тогда, Надя выбрала не только родителей, но и время.

Речь о антивероятностной флуктуации, могучем солитоне на волнах в море бытия, что под лейблом непризнанного коллегами ученого Льва Гумилева названо пассионарным толчком.

Надя стала одним наиболее ярких примеров всемирного наследия и нас не оправдывает то, что она была нашей современницей и соседкой по коммунальной стране. Она рисовала для души и ее рецепт жизни самый правильный.

Надя умерла безвременно от кровоизлияния в мозг. Аневризма – истончение стенок сосуда, морфологический дефект, с которым не живут более пяти-семи лет. Возможно, смерть спровоцировал грипп. Возможно, ее особенность среди людей вызвал тот же гибридный дизгенез, который отнял ее жизнь, но он же породил феномен Нади Рушевой. В нем сказалась череда множества случайностей, слившихся в прямое попадание.

Достаточно по совету Андрея Макаревича не прогибаться под изменчивый мир, а жить по рецепту Нади Рушевой. И ты поймешь, что кто-то там наверху тебя любит.

Бесполезно спрашивать у автора шедевра, что он имел в виду. Однако меня поразило, как легко поэт из рода Щепкиных выразил самую суть эволюционного феномена Жизни, когда это не получается у профессиональных генетиков – признанных профессоров.

Вячеслав Щепкин сказал в ответ, что поэзия – лишь верхушка айсберга. Откровения были у поэтов, особенно в России – Пастернак, Цветаева. Нужно еще владеть словесным запасом, а в багаже Щепкина к тому же наука, сказал он, ссылаясь на предсмертный шедевр Льва Толстого «Путь мира» и современные эзотерические проекты. Так в его голове соединились конкретное знание и поэтический язык, необходимые для синергичного постижения мира.

Увидеть то, что попросту не названо, не понято еще – Щепкин прочитал стихотворение, написанное им в 1999 году в Тарусе под влиянием духа Паустовского.

Вячеслав мне друг, открывшийся внезапно в Думе – место заговоренное, но истина дороже. Его ошибка в том, что для продвижения того в себе, что безошибочно угадал Рушев, поэт прикрывается расхожими авторитетами слабее себя. Про Толстого тут поймут превратно, однако его роль отметил биофизик Симон Шноль в своей лекции по истории идей о сущности жизни. На знаменитом съезде, вел его Тимирязев, где студент Колли задал вопрос профессору Мензбиру, заложив принцип матричного копирования наследственной информации, именно в этот момент вошел Толстой и сел рядом с Тимирязевым, сорвав аплодисменты зала. Великий писатель пришел не слушать ученых, но получить подтверждение своей уверенности о бесполезности науки для блага человека. По счастью, второй студент Николай Кольцов не отвлекся на шумовое оформление, стал великим ученым и передал историю Тимофееву-Ресовскому. Тот настолько заразил русскими идеями физиков, что Шредингер написал книгу «Что такое жизнь?» Ее в конце концов перевели на русский и Шноль рассказал, как это было. Круг замкнулся.

История с эволюционной теорией – не иллюстрация феномена Жизни, но его проявление. Поверьте, пример не менее сильный, чем жизнь Нади Рушевой. Только вот новое поколение не знает фамилию «Рушева». Что касается истории нашей науки эволюционной генетики, то исследования о ней издают за рубежом, а нам навязывают в международных проектах то дианетику, то эзотерику.

Для особо верующих и совсем неверующих: речь идет о самоорганизации, наиболее эффективной именно в России – агрессивная серость выталкивает, а власть иногда поддерживает. Получается редко, но метко, власть ради самосохранения иногда действует против разлитой агрессии. В памяти нации остается только террор. Память не дает видеть хрупкость динамического равновесия в мире, он не выживет без серьезных перемен и тут непонятно, на какую чашу весов и что ляжет последней каплей. Если это будет память о таких флуктуациях, как Надя Рушевой, то мы выиграем битву с будущим. Россия богата подобными феноменами и сам Щепкин тоже не промах.

Каждый чирикает со своей ветки, такова судьба вторичности в искусстве. Есть ли первичное в человеке, насквозь искусственном? Но я-то свободен абсолютно – я ж человек.

В сборнике стихов «Тайна тайн», посвященных Наде и с ее рисунками, В.Щепкин поместил поэтическую зарисовку Ab ovo об эксперименте под названием «человек», суть которого в трех строфах:

А тот, Кто запустил земной отсчет,

Должно быть, Сам не знал – чем обернется

Эксперимент, что жизнью назовется,

Каких энергий выйдет переплет.

Предметен и глубинен сей урок,

И плод его – живуч и беспримерен.

Творец меж нас – он эре современен,

И не намерен подводить итог.

И если б прояснить хоть кто бы смог,

Что есть реальность – всемогущье веры

Или свободный поиск тех дорог,

Что движут все материи и сферы?

 

02.02.11 Лев МОСКОВКИН

Третья творческая встреча «Жемчужины творчества Нади Рушевой» в Доме на Патриарших посвящена одноименной выставке.

Для истинных любителей творчества Нади Рушевой Вячеслав Щепкин приготовил подарки – качественные копии к «Мастеру и Маргарите».

Стихи …Я хочу причаститься тобой.

Здесь на Патриарших прудах сложилось то, что древние называли Genius loci. Установили камень у дома Энгельгардта, на котором все объясняется. Мы немножко забыли, а в Древнем Риме у каждого поселения бал свой Genius loci – «дух места».

Легенда о Патриарших прудах началась с издания романа в журнале, затем в однотомнике, который купить можно было только за валюту. Булгаков – Genius loci, дух-хранитель этого места.

Булгаков умирал страшно, у него как и у его отца нефрит, не было части тела, которая бы не болела. Елена Сергеевна утешала его так же, как и Маргарита Мастера после вызволения его из сумасшедшего дома: «Не бойся ничего».

Первым художественным, иллюстративным прочтением романа стали рисунки Нади Рушевой. Она ходила по этой Москве, буквально выхаживала свои образы, ее рассказы и после ее смерти сделал основой фильма. Она так же как и Булгаков стала символом этого места.

Уже после смерти Нади молодой выпускник ВГИКа сделал фильм по трем рассказам Нади.

Фильм «Три рассказа Нади Рушевой» Трахтенгерца: ее короткая жизнь стала утром дня, которому не суждено было начаться. Она была обыкновенной московской школьницей, пока не начинала рисовать.

По тригонометрии Надя получала двойки, и рисовала, как душе угодно. Во время уборки обнаружилось, что Давид Микеланджело состоит из козинака, и стирая с него пыль, от него по-тихонечку откусывали. И он меня укусил.

Так приятно ходить по Старому Арбату. Когда ходишь по старым уголкам Москвы, душа блаженствует. Когда ходили на Патриаршие пруды, каждый шаг исследовали, ходили в подворотни, рисовали. Здесь Маргарита встретилась с Мастером. Я рисовала для себя, приблизила Мастера к Христу. В конце романа они не умирают конечно.

Когда закончился фильм, В.Щепкин отметил, что носители того времени несовершенны. Когда Надя говорит, что ей встретился необыкновенный человек, то дальше лакуна. Она говорит о философе Георгии Викторовиче Панфилове. Надя назвала его «не от мира сего». Он не мог найти себе работу и рано оформил инвалидность. Когда Панфилов пришел на выставку Нади, она ему подарила 75 рисунков, которых больше нигде нет. Этих рисунков больше нигде нет, мы сделали из них выставку. Там была Маргарита, балет.

После публикации в журнале «Юность» весь Советский Союз знал, что есть такая девочка Надя Рушева. Знали о ее пушкиниане, меньше знали о рисунках к роману.

Когда уже после смерти Нади Елена Сергеевна пригласила родителей Нади, она искала их, они побоялись – а вдруг «Маргарите» не понравится? Оправились вместе с Эдуардом Ивановичем Пашиным у памятника Тимирязеву и оправились в квартиру на против на Никитском бульваре. Она сама открыла нам. Елена Сергеевна дала гостям освоиться, открыла папки и Николай Константинович Рушев записал, что она говорила.

Елена Сергеевна:

А эту шапочку я ему положила в могилу.

Христос на Голгофе: Глаза невероятно.

Какая прелесть женственность. Не знаю, что и сказать.

Вот достойный подход к Воланду.

Какой безошибочный рисунок. Как Надя чувствовала Христа, как ребенок ребенка.

Фильм закончился и Вячеслав Щепкин отметил, что мы посмотрели 32 слайда.

22 зарубежных изданий романа издавались авторской волей Елены Сергеевны без иллюстраций. Первое издание романа с иллюстрациями Нади случилось на излете перестройки в Таллинне. Я привез им все слайды, у меня было около семидесяти. Но единственная цветная на обложке «Око Воланда». В середине книги десяток перьевой графики. В 90-е годы издавалось много, но с рисунками каких-то других художников.

Все рисунки Нади сейчас на музейном хранении, но музейный фонд обладает текучестью и Пушкинский музей передал четверть своей коллекции в Музей Нади Рушевой в музее в Кызыла. Добраться до Тувы трудно, самолеты летают редко или надо лететь до Абакана и потом девять часов на маршрутке через Саянский перевал. Открывается марсианский пейзаж Тувы. Это родина надиной мамы, но ссылка надиных рисунков туда... Очевидно, что их никто не увидит.

Для выставки в Доме на Патриарших отобрали наиболее характерную для Нади линейную графику.

Заглянув в Интернет, я увидел восторженные отзывы на сайте «Комсомольской правды» в Волгограде. Но были и вопросы: а кто это? А что это?

Те люди которые чувствуют красоту, они получают противоядие против того времени, в котором мы живем.

Тогда не было такой рекламы, как сейчас, как будто уже все заболели и только телеканал знает, как поставить нас на ноги.

Как поставить нас на ноги, знала Надя.

В завершение посмотрим маленький фильм «Тебя, как первая любовь» о том, как Надя побывала в Ленинграде. Она очень любила этот город.

Рисунки Нади дети как правило будут разглядывать и интересоваться, у взрослых может быть какая-то другая реакция.

Итак, «Тебя, как первую любовь» 1969 года – так назвали этот фильм ленинградские кинематографисты. Надя делает наброски в квартире, где умирал Пушкин. Надя рисует фломастером, что тогда было большой редкостью.

Ленинград для меня это прежде всего Зимний дворец, Эрмитаж. Интересно смотреть, как люди ходят по Неве, прямо по льду. Так нереально. Только что из школы вырвалась сюда. Чтобы показать, что такое Пушкин, я рисовала его среди семьи, среди детей. их привели к нему умирающему, чтобы он их благословил. Они были маленькие тогда, ничего не понимали. Надя рисует палочкой на снегу.

Мы этот фильм не закончили. Внезапная болезнь и смерть Нади Рушевой оборвали его. Ей было 17 лет.

Вячеслав Щепкин: Человек глубина глубин. Загляни в нее, дай спастись.... Заклинаю тебя, любовь. Удержи меня, удержи.

Руководитель музея Нади Рушевой Наталия Усенко сказала, что не все так плохо, не все так страшно. Музей Пушкина передал 4,5 тысячи рисунков в музей Кызыла. Но это не самые яркие рисунки. И в литературном музее Пушкина есть комната Нади Рушевой, где можно посмотреть рисунки Нади, потрогать их. Тираж книги Николая Рушева подошел к концу, но мы будем его переиздавать. Усенко поблагодарила организатора о Дома на Патриарших Сергея Опанасенко.

 

31.01.11 Лев МОСКОВКИН

Разоблачение магии: Кто вообще оценит нас, пока мы живы?

Неисправленная двойка в феномене Надежды Рушевой, вторая Творческая встреча Вячеслава Щепкина в Доме на Патриарших

Вторая из трех Творческая встреча «Жемчужины творчества Нади Рушевой» в Доме на Патриарших – сразу за прудами Большой Патриарший пер., 10.

Организатор встреч Вячеслав Щепкин отметил, что Надя работала с очень простыми материалами. На простой промокашке могло уместиться до тридцати рисунков. В школьном учебнике по неорганической химии в конце одного параграфа нарисовано необычное сердце с подписью рукой Нади: сердце Менделеева.

Щепкин напомнил, что сегодня, в день рождения Нади 31 января, Менделеев зарегистрировал рецепт водки. Надю хотели назвать Найдан, что на древнемонгольском означает «вечно живущая».

Студент ВГИК Иосиф Трахтенгерц сделал дипломную работу, где наложил два интервью Нади на видеоряд.

На второй встрече Щепкин показал предоставленный руководителем музея Нади Рушевой Наталией Усенко фильм творческого объединения «Экран», снятый сразу после ее смерти. Режиссер и автор сценария Фахри Мустафаев, друг семьи Рушевых. Редкие интервью Нади Рушевой. В фильме она говори, что ей нравится Музей изобразительных им.Пушкина: Танцующая вакханка, Благовещение Боттичелли. Девочка на шаре Пикассо – до боли.

На всемирном конгрессе женщин делегатам дарили платки Трехгорной мануфактуры по эскизам Нади Рушевой.

В 1964 году на встрече с автором выставки в ДК МГУ 12-летняя Надя вышла на сцену и испугалась огромного количества людей, убежала под аплодисменты зала.

В том же году в журнале «Юность» вышла статья Льва Кассиля о Рушевой – ему рассказали, что есть во Дворце пионеров девочка, которая замечательно рисует.

При жизни Нади прошло 14 персональных выставок и ни одна не повторялась. Подруги спрашивали: это ты или кто-то с таким же именем? – пока она не пригласила всех на свою выставку.

В 1967 году ЦК Комсомола направил Надю на третий слет пионеров в Артек. Из письма подруге по Артеку Оле: И все-таки он кончается, какой-никакой високосный 1968 год. Что будет в 1969 году, трудно предугадать.

Знакомый Нади по Артеку Олег Сафаралиев рассказал, что их связывала эпистолярная дружба. Оба собирались поступать во ВГИК, Олег на постановочный факультет, Надя на художественный (она хотела стать художником-мультипликатором). Их связывало очень многое. Много рассказывал о ВГИКе вожатый Марк Аронович Кушнеров (Кушнерович, живет в Германии). Художественная ценность работ Нади не снижается, а возрастает.

Сафаралиев отметил «случайные встречи». «Может быть неслучайные?» – спросил организатор творческих встреч в Доме на Патриарших Вячеслав Щепкин. Сафаралиев в ответ сказал про мистику.

Алена Дергилева (проекты «Москва, которую мы потеряли» и «Москва, которой нет») знала Рушеву 2-3 года в 7-8 классе. Сделанный ею портрет Нади она подарила школьному музею Рушевой и передала Усенко. Их связала общая подруга, семью которой переселили с Таганки в Царицыно. По словам Дергилевой, лишнее Надя от себя отметала. Она была еще угловатой, но красота девочки уже чувствовалась. Она была «гуманитарный человек», по математике, физике, химии были тройки. Ее отец тоже был гуманитарный человек, он ей помогал. Рушев учился в Текстильном институте, как позже и Дергилева. Алена видела недостатки Нади, ценя в ней художника и это отношение было обоюдным. Девочки общались на художественные темы, не подростковые. День рождения Алены тоже «зимний» – 1 января. Отмечали без телевизора и без излишеств. Надя приехала и сразу же организовала конкурс: как ты себя представляешь через десять лет?

Философ Наталья Борисовна Миронова, благодаря которой Щепкин попал в 1973 году в дом Рушевых, нашла студента на историческом факультете по просьбе отца Нади, прочитавшего его поэтический комментарий в книгу отзывов. Миронова была школьной подругой Нади стала автором статьи «Античность в рисунках Нади Рушевой» в сборнике Н.В.Масловой «Графика Надежды Рушевой». На встрече Миронова рассказала, что их класс был одним из сильных. При жизни не говорили про гениальность Нади, боялись испортить девочку. Позже появилась статья Лидии Графовой «Загадка творчества Нади Рушевой» и Миронова поняла, что до ее рисунков ей еще расти и расти. Каким образом девочка не просто прочитала, а пропустила через себя огромный объем литературы? Умению жить каждый день как последний учили, у Нади оно было изначально. Она каждую делала школьную газету, которую сбегалось читать полшколы. Преподаватель литературы Николай Петрович (Миронова не помнит его фамилию) ставил двойки за неправильное описание образов правильного Болконского и «так себе» Безухова. Надя доказывала, что Безухов – носитель доброты, спорила. Нарисовала в газете Наполеона, в которого летят двойки. Учитель требовал вырезать, ему было обидно. Н.Миронова отметила способность к концентрации, потому что и за сто лет нельзя нарисовать столько рисунков, сколько оставила Надя за семнадцать. Это мир человека, который еще ищет себя, в ее творчестве есть элемент недосказанности. Но рисунки разные, есть работы зрелого человека. Надю реже хвалили, чем ругали, и для нее было большой трагедией. На конкурсе ей с ее образами из Блока дали второе место, на первом оказался Есенин – его было лучше видно учителям. После смерти Нади директор 470-й школы Софья Петровна Кирюхина объяснила: мы ей дали второе место – мы же не знали, что она гениальна. Последнюю двойку Надя получила за какое-то невыученное стихотворение Пушкина – двойка человеку, создавшему такую пушкиниану!

В.Щепкин предложил посмотреть сайт «Неисправленная двойка».

Творчество Нади началось и закончилось античностью, последний рисунок – Аполлон и Дафна.

Надя Рушева никогда не рисовала уши. Наталья Вакурова по этому поводу пояснила: ее не интересовало чужое мнение. Напротив, тот, кого оно интересует, рисует в психологическом тесте животное с большими ушами. Наталья оценила организацию цикла. Обычная пресс-служба работает, как правительство (или геном в хромосомах): делает для выживания народа (организма животного, растения, государства) максимально возможный минимум, аргументируя обычные эволюционные перемены своей упорной работой, если они позитивны, или сожалея, что вопреки его упорной работе оно настало – если все стало хуже, как оно и было предсказано вредными оппозиционерами. В Совете Федерации трансляция из зала заседаний идет так же растянуто, как получилось с фильмом. Павел Лунгин после просмотра его «Царя» извинялся – там наоборот получилось, растянуто по вертикали.

Организатор встреч и автор стихотворного исследования феномена Нади Рушевой Вячеслав Щепкин ненавязчиво, но упорно постоянно говорит о неслучайности. Старшее поколение считает это мистикой. Рискуя впасть в опасную роль конферансье с оторванной головой, разоблачать карточные фокусы судьбы не буду, хотя Станислав Лем именно так и представлял Макроэволюцию, а Verne Grant упомянул «удачливость эволюционной судьбы». Как оказалось, философ Наталья Миронова прекрасно знает и о структуре хаоса Эдварда Лоренца, и о синергетике Ильи Пригожина. Однако сейчас меньше известно о факторе эволюции «волны жизни», описанном в начале 20-го века Сергеем Четвериковым.

Так что никакой мистики. Неслучайность в нашей стране преодолевала барьеры бытовой стохастики. Феномен Рушевой состоялся вопреки и благодаря гибридному дизгенезу. Он состоялся уже при жизни, так организована наша страна, в которой носитель таланта ходит меж людей как бы с куском золота в дырявом кармане или алмазным колье на тонкой шее. Щепкин хорошо поработал с организацией, вытащив всех, кого смог из числа знавших Надю. Она осталась в памяти навеки 17-летней и в их рассказал проступило нечто общее, какое-то чувство нехорошего удивления – чувство, неизменно сопровождающее реакцию на талант у человеческого окружения. Если б не проклятущая советская власть, большинство наших признанных гениев канули бы в безвестность. Как это преодолевалось, известно на генетике с ее частоколом неисправленных двоек. В фильме Фахри Мустафаева есть буквально пророческие слова по возможной судьбе надиного таланта, попади она в профессиональную раскрутку буржуазного общества. Такой внутренней свободы бы не было, как в спорах с учителем из-за образов «Войны и мира».

Россия в какой-то степени способствует иногда преимуществу личностей, нарушающий агрессивную косность профессионального корпоратива. Есть такой закон Макроэволюции – правило Копа происхождения о неспециализированного предка против тех, кто в песне Александра Галича «знает, как надо».

Феномен Нади Рушевой как любой системный эффект можно анализировать и представлять в несопоставимых моделях: эволюционно-генетической, искусствоведческой, художественно-поэтической. Благодаря системности, они паритетны. Удивительным образом поэтическая и генетическая модели оказались схожи. Наиболее актуальной является представление в рамках теории самоорганизации (синергетики), поскольку Надя Рушева, как и ее время – пример типичной волны для России – мощная антивероятностная флуктуация (к вопросу о роли уникальных событий в Макроэволюции). Это особенно актуально на фоне состояния России, соответствующим состоянию Нади после 17-го дня рождения.

Для сравнения нелишне напомнить: позднесоветское время исполнено опыта несвершения талантов. В нашей группе на вечернем Биофака МГУ в 1965 году был с позором изгнанный из Строгановки Юрий Овчаренко. Он был старше и казался опытнее нас по жизни, но оказался таким же наивным, как и любой талант со своим «Театральным романом». Споры с преподавателями в жанре оценки образов Болконского и Безухова заставили его пойти на кафедру ВНД за поисками истины о порождении красоты в мозгу человека. Тут-то его скрутили. Он проиграл мне спор, кто не сдаст зачет – я по физиологии растений или он по физиологии ВНД. Его завалили и кончилось все пивом в его каморке. Показывая рисунки, а они были как у Рушевой – на чем под руку попалось – Юра на полном серьезе воспроизводил всяческую хрень из комментариев преподавателей.

Где он, я с тех пор ничего не знаю, кроме того что этот безусловно талантливый человек стал жертвой внутринаучной политики.

Еще страшнее судьба аспиранта моего отца Романа Литвана, наказанного за попытку построить теорию красоты в лаборатории цветокорректирования ВНИИПП – они там в 60-х сделали автоматический цветокорректор.

И еще для сравнения. Пройдя науку, в Думе, в гуще опасной политики я чувствую себя как-то защищенным, что удивляет, если посмотреть, что я писал (см. например «Репортер в России: между сумасшествием и бесплодностью»). И главными моими врагами оказались профессиональные правозащитники, особенно из США. Сейчас я по мере слабых сил сражаюсь с журфаком МГУ – там отчислили вышедшего из обстрелянного Белого дома сильнейшего парламентского журналиста Ивана Родина. Они бы и Юрия Щекочихина отчислили, да «сверху» не разрешили.

Мы имеем все основания ненавидеть эту страну за грязь и издевательства, но мы не имеем права забывать об очевидном. Здесь все позитивные новации идут сверху и получается модель общества, на которое мир людей смотрит и со страхом, как серость на талант, и с надеждой на выживание этого самого мира.

На третьей и последней встрече цикла В.Щепкин обещал представить комментарии Елены Сергеевны Булгаковой, записанные Николаем Константиновичем Рушевым, когда его дочь Надя показывала «Маргарите» свои рисунки к роману.

Вольное обращение с терминами – гений как и идиот, дебил, имбецил определяются по IQ, общего у гения с показателем выше 160 или носителя художественного таланта в неприспособленности к обычной жизни.

У каждого свое счастье, сказала в завершение встречи арт-директор Дома на Патриарших Элеонора Николаевна.

31.01.11 на Триумфальной готовились к митингу, обилие ОМОНа поражало, а людей и просто прохожих согнали во дворы.

 

29.01.11 Лев МОСКОВКИН

Феномен Надежды Рушевой, или Как дети выбирают себе родителей

Рисунки веточкой на снегу, щепочкой на песке. Творческая встреча «Жемчужины творчества Нади Рушевой» в Доме на Патриарших – сразу за прудами Большой Патриарший пер., 10

Эксперимент, что жизнью назовется: теория происхождения жизни от Вячеслава Щепкина из самого хаоса (будучи эволюционным генетиком, не ожидал, что найду в стихотворном исследовании творчества Рушевой новые идеи о происхождении жизни непосредственно из структуры хаоса).

Поэт Вячеслав Щепкин из рода Щепкиных – уже сам себе феномен (цветаевед Лилит Козлова сказала из «клана» Щепкины, но кажется это оговорка по Фрейду). Человек посвятил себя проникновению в талант другого человека, изучая тайну его личной и неповторимой гениальности. Он обнаруживает в своих стихотворно описанных наблюдениях то, что все прочие люди просто не видят, пробегая мимо. Так, например, Валерий Перевозчиков описал феномен Владимира Высоцкого, а Матвей Гейзер – Соломона Михоэлса (Вовси).

Людям редко бывает нужна правда и общественное мнение как правило от нее защищается. Поэтому судьба исследования тем более непроста, чем ближе к истине его итог. Согласно своей невольной задаче он идет по простреливаемому полю между баррикадами идеологически расколотого общества (о чем Щепкин написал сам в стихотворении Ab ovo: Что есть реальность – всемогущье веры / Или свободный поиск тех дорог, / Что движут все материи и сферы?). С одной стороны претендующий на истинностную монополию и духовную власть отказ от познания (клерикалы, эзотерики, апологеты торсионных полей и нейролингвистического программирования, детей индиго). С другой – традиционная для России жажда познания мира. В конце прошлого века она получила мощный импульс для развития. В базе науки прочно встала структура хаоса, и быстро стало ясно, что эксперимент поставлен над нами. Для его описания достаточно прислушаться к собственным ощущениям.

В том же стихотворении автор отразил суть эксперимента над нами, исход которого зависит от нас самих: Эксперимент задуман без конца, / И счастье – быть, вкушая жизни нервность.

На встрече Щепкин честно предупредил: знания, которые я вам отдаю... хотите верьте – хотите нет. Я совершил путешествие от простого зрителя до чувства сопричастности.

В музее шаманизма в Кизиле прейскурант: фотографирование 100 руб., вызов счастья 300 руб., коблание с бубном 1000 руб. Знавшего Надю человека Щепкин не застал, он отбыл на Аляску на съезд шаманов.

Лучшим выражением хода эксперимента над человечеством является феномен реализованного гения. Гения не в формальном выражении IQ больше 160, а в смысле автора теории гениальности, генетика Владимира Эфроимсона.

Вячеслав Щепкин посвятил себя одному из наиболее удивительных феноменов. Удивительному даже для нашей России, избалованной проникновением в реальность фантастических случайностей – феномен Надежды Рушевой: Гений – он стихийно свободен, а воспитание – это тягчайшее преступление, это защита взрослых от детей.

По словам Щепкина, для этой роли его выбрал отец Нади Николай Константинович, найдя его с помощью дочкиной одноклассницы среди студентов Исторического факультета. Этот человек решил, что описывать феномен Нади можно только в стихах, но не засушенной искусствоведческой профессиональностью. Он буквально сжигал себя, чтобы увековечить память рано ушедшей дочери. Находиться рядом с ним было тяжело, но Вячеслав Щепкин терпел ради главной цели.

На творческой встрече в Доме на Патриарших он сам не зная того сделал нам с Натальей Вакуровой серьезный подарок своей теорией гениальности, далеко отличной от аналогичной теории генетика Владимира Эфроимсона. У Щепкина получилось художественное описание на примере феномена Рушевой т.н. антропного принципа в синергетике, как его описывал Сергей Капица.

Дети выбирают родителей – это не метафора, а пример инверсии во времени причинно-следственных связей.

Надо понимать, кто были отец и мать Нади Рушевой. Он – славянин и художник-оформитель. Она – тувинка-танцовщица, родившаяся где-то во времени присоединения Тувы к СССР. Надежда родилась 31.01.52 в Улан-Баторе, куда родителей послали помогать монгольским товарищам. В 60-е семья перебралась в Москву в Ленино-Дачное (Кавказский б-р). Отец Нади работал на телевидении, рисовал заставки.

Надежда с младенчества отличалась от других детей тем, как она рисовала. Рисовала всегда, даже веточкой на снегу или щепочкой на песке. Рисовала на всем, что под рукой. Заполнив клочок бумаги, переворачивала его и снова рисовала, невольно создавая организаторам выставок проблемы выбора, какой стороной показывать.

Щепкин среди прочего отметил особенность Надиных рисунков – они выдерживают любое увеличение, ее рука не дрогнет в выборе пути для своей верной линии, верной своей художественной ценности. Тут не надо задумываться, знаменитый надин штрих летящий и стремительный, сразу и без поправок. Техника вторична, это может быть что угодно от редкого в надином детстве фломастера до рисования через кальку от копировальной бумаги, когда художник не видит результата, пока не закончит.

Исправлений не было никогда. Зато было много фантазий. Расшифровать их не представляется возможным. Есть рисунок придуманного Надей балета (о чем?). Воланд из Мастера и Маргариты, который кажется больше ни у кого не получился в творческих муках, Рушевой незнакомых.

Надя оставила за свои неполные семнадцать лет тысячи рисунков, в т.ч. к «Войне и миру», ими Музей Толстого очень гордится.

Для Нади Рушевой доминирующей вехой стал международный пионерский лагерь Артек, разделивший ее жизнь на до и после. Осталась подруга, к ней в общежитии Оптико-механического института Вячеслав Щепкин приезжал и увидел в ней отражение Нади – Оля Барикова. Их переписка восхищает Щепкина, но она мало кому доступна.

В круг общения Рушевой входили такие люди, как Лев Кассиль. Майе Плисецкой она предложила неожиданное завершение «Жизели» – в шпагате.

Это все Вячеслав Щепкин рассказал в Доме на Патриарших. В его теорию гениальности входит непонимание очевидного для прочих людей. Например, что у кентавров не бывает семьи, возраста, детей. фантазии Нади породили кентавриц и кентавренка. Суть в том, как гений возвращает людям преобразованную реальность.

Кентавренок стал маркой ее творческого наследия в т.ч. на эмблеме музея 470-й школы (школа N1466 им. Надежды Рушевой, директор музея Наталия Усенко, сайт www.rusheva.com).

Все прозвучавшее я записал на диктофон и смысл ручкой зафиксировал на бумажках, используя А5 протокольные поручения Госдумы. Все равно их отклонили единороссы и я нашел им вторичное применение. Художник сделал бы это лучше, но я всего лишь репортер, трикстер-посредник. Но вот это я пишу для себя и дальше своего личного СМИ не пущу. Пусть для газеты пишет Оксана Мерзликина, а мне осточертело воевать с амбициями тт. Султанова, Егиковой и тенью Гвоздева, Мяконького, Сметаниной – кто у нас там еще давно умер для мира людей?

Рушева жива.

Трудно отказать себе в приятстве рассказать о странном, что в обилии сопровождало успешный для меня лично исход затеянного Щепкиным мероприятия. Билет Щепкин мне вручил собственноручно в думской клетке для журналистов – место встречи изменить нельзя. Как выяснилось, местонахождение Большого Патриаршего переулка на самом виду за катком на одноименных прудах никто не знает. Большинство прохожих не оказались туземцами московских джунглей с чертовщиной, даже женщина с детской коляской и характерным акцентом. Но нам повезло – нас проводила жертва двух советских высших образований, проявив несказанное удивление: неужели Надю Рушеву еще кто-то помнит?

Дом на Патриарших организовали бывшие подводники. Естественно, у них там элитарная едальня, но главное – духовно-культурная канва с регулярными и разовыми мероприятиями.

 

Творческая встреча затянулась. Наталья бубнила мне в ухо критические замечания по поводу третьей кожи и открытия «британских ученых», что давно стало медиа-вирусом в дефиниции Максима Кронгауза наряду с «детьми индиго». Для меня натальины замечания стали противоядием от неверных посылок, использованных автором для изумительно удовлетворяющих выводов о природе гениальности, что вполне укладывается в мой антиклерикальный материализм с математической логикой в вершине оного. Ненавижу всех этих новых сталиных в лице Билла Гейтса (возвращает образованию США то, в чем Вашингтонский обком отказал России) или матери Терезы. Эта хоть умерла и хорошо сделала, как сказала Ахматова по схожему поводу.

Мне нужна истина с ее красотой, а не претензия на духовную власть надо мной с ее уродством.

Показ семейных фотографий Рушевых Щепкин сопроводил редкой в наше время музыкой Микаэла Таривердиева с его же исполнением стихов Георгия Поженяна. Фотографии поражают рассогласованием плохого даже для ординарного семейного альбома качеством и высокой художественной ценности. Надя явно была хорошей моделью, но выстраивание кадра все же остается за фотографом и он не оплошал.

«Я – другое дерево...» – Наталья впала в прострацию, а я думал о том, что в самом начале нашего невольного, предначертанного судьбой знакомства связало нас неслучайностью в случайном. Мне об этом рассказал Александр Рубанович и я с упоением повторял про структуру Хаоса Эдварда Лоренца. До антропного принципа мне было тогда еще далеко. Та же дорога привела нас на конференции с участием синергетика Сергея Курдюмова. Потом был Сергей Капица с его выражением антропного принципа «будущее сегодня». Тут нет ничего мракобесного или маразматического, речь идет примерно о финализме Николая Иорданского. И немножко про удачливость эволюционной судьбы Верна Гранта (Verne Grant).

Сейчас тот же эксперимент происходит с Россией в целом с миром людей, только пока у страны нашлось такого папы, как оформитель Николай Константинович, и поэта Вячеслава Щепкина.

В эксперименте ценен не он, а его описание, особенно завершенное после его окончания.

Мне досталась единственная книга Графика Надежды Рушевой Н.В.Масловой.

Антропный принцип руководит прежде всего человеческой судьбой, а не только физикой. В конце концов, физика ничем не отличается ни от стихов ни от танца, все это не существует без человека. Антропный принцип можно иллюстрировать строками из подаренного Щепкиным сборника его стихов «Тайна тайн»:

 

Над всех времен непостоянством,

Вершин немыслимых прочней,

Горячим солнечным упрямством,

Вершит звезда пути людей.

 

И ты в ее достойной силе

Зажги обычную свечу.

И думай думу. Без усилий

«Могу» соедини с «хочу».

 

Ab ovo

Стихотворение об эксперименте под названием «человек»

(Эволюция принципов организации жизни: Omni Vivo ex Ovo, Omni Cellula ex Celluli, Omni Molecula ex Moleculi – принцип матричного копирования, происхождения смысла от смысла и эволюции программы от программы)

 

Нас миллиарды. Обживая свой удел,

В молитвах к разным божествам взывая,

Как связи код единый набирая,

По вере достигаешь, что хотел.

 

А тот, Кто запустил земной отсчет,

Должно быть, Сам не знал – чем обернется

Эксперимент, что жизнью назовется,

Каких энергий выйдет переплет.

 

Предметен и глубинен сей урок,

И плод его – живуч и беспримерен.

Творец меж нас – он эре современен,

И не намерен подводить итог.

 

И если б прояснить хоть кто бы смог,

Что есть реальность – всемогущье веры

Или свободный поиск тех дорог,

Что движут все материи и сферы?

 

Склоняю голову пред замыслом Творца.

Дерзаю постигать свою безмерность –

Эксперимент задуман без конца,

И счастье – быть, вкушая жизни нервность.

 

Не верю курицам! Все было от яйца.

Презрения приму и Божье слово.

Несу любовь, как промысел в сердца.

От сотворения, из хаоса, ab ovo.

 

Соучредитель Дома на Патриарших, бывший подводник Сергей Опанасенко рассказал, что по вторникам в Доме идет программа «Семнадцать мгновений кино» – прошла татарская и черкизская темы, по четвергам джаз. Есть разовые мероприятия, как по творчеству Нади Рушевой. Прошли мероприятия Алены Дергилевой «Москва, которой нет» и «Москва, которую мы потеряли». В марте будет встреча подводников. Запланировано обсуждение проблем, архитектуры, краеведения бывшего поселка Клязьма, ныне микрорайона подмосковного Пушкино.

 

Другая тема, более грустная

 

Позорный чемпионат в Берне

Фигурное катание с оценками от коррумпированных судей<lj-cut>

Неприятно думать, что это тот самый легендарный Берн, наш семейный миф, где дед Соломон познакомился с бабушкой Евгенией и где родился отец Израиль.

Дело даже не в том, что наши дети Владимир и Наталья со своими первыми разрядами катаются лучше иных участников этого чемпионата Европы, судя по оборотам прыжков. Но эти не Россию представляют, сейчас же всем потребовался спортивный PR, только некоторые Сомали на другом пиратстве вылезают.

Мы выше этого. Представлять Россию на международной арене – уже приз на жизненном пути.

Но этот холодный каток Берна оказался политически шершавым со своими толпами Лисачеков.

Мне лично уже даже не жалко Ирину Слуцкую (с гимнастом Алексеем Немовым хуже получилось). Мне жаль судьбы тех, кому досталась незаслуженная награда типа Катарины Коснер и той пары, что вывели на первое место без элемента. Даже знать их не хочу.

Лишь бы «покончить с засильем русских в фигурном катании».

У нас теперь одни евреи в мире – русские, а мы еще десять лет назад над Жириновским смеялись.

Первое место по произвольной программе – однозначно Алена Леонова, так похожая на Слуцкую!

Нам 20 лет доказывали, что Россия слабая и с Америкой не сравнится.

Откуда же тогда «вырвать ядерное жало России»? И что такое Wikileaks с откровениями суки Клинтон?

Мне все понятно включая нашу безудержную коррупционную валентино-песеевщину, кроме одного: какой же недоделок согласился сесть в президиум, чтобы демонстрировать на всю Европу свою судейскую импотентность? У них же там вся судейская бригада такая.

Глядя на телеэкран с этим с позволением сказать чемпионатом, я проникаюсь жалостью к себе за жизнь в мире без перспектив. В мире, который не просто не умеет выбирать лучшее и поддерживать его. Выбирает он безошибочно – чтобы задушить.

Я был бы не я, если б ограничился сказанным без физического смысла оного. Ибо мир людей превратился в лабораторию будущего для того исследования, где отрицательный результат – тоже результат.

Короче, коллизия в том, что только катастрофа (некогерентный режим Макроэволюции) порождает новое, а без обновления будущего не бывает. Но в катастрофе не работает механизм конкурентного вытеснения, потому что из-за непредсказуемости системных эффектов побеждает не лучшее, а случайное – турбуленция в структуре хаоса.

 

Пресс-релиз

 

«ЯБЛОКО» предложило Медведеву сделать праздником день отмены крепостного права

Партия «ЯБЛОКО» обратилась к Президенту с предложением объявить 3 марта (19 февраля по старому стилю) – день подписания Манифеста об отмене крепостного права, положившего начало проведению Великих реформ, памятной датой России – Днем Освобождения. Соответствующие изменения должны быть внесены в Федеральный Закон «О днях воинской славы и памятных датах России», считают в партии. Такое решение было принято сегодня на заседании Бюро «ЯБЛОКА».

В 2011 году исполняется 150 лет началу Великих реформ XIX века, которые, помимо Крестьянской реформы (отмены крепостного права), включали судебную, военную, земскую и городскую, реформу образования. «Это был уникальный опыт масштабной, глубокой, но в то же время ненасильственной модернизации России, – говорится в обращении. – Эти реформы были рассчитаны на поддержку в обществе и впервые в российской истории открыли каналы значительного влияния общества на государство».

В партии «ЯБЛОКО» убеждены, что «ежегодное празднование этого знаменательного дня будет способствовать утверждению в российском обществе духа свободы и справедливости, расширению поддержки идей экономического, общественного, социального, политического развития и качественного управления государственными и местными делами».

Бюро партии также призвало разработать государственную программу мероприятий, приуроченных к грядущим юбилеям судебной, военной, земской реформы, реформы образования и рассчитанных на весь 2011 год.

«Почтение к великому гражданскому подвигу прошлого будет способствовать усилению общественной поддержки модернизации нашей страны», – заключают авторы обращения.

 

 

Hosted by uCoz