14.03.11 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Рыбный суверенитет России крадет Норвегия?

Рыба уплыла в норвежский дом, российский дятел клювом прощелкал

Вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров по молодости лет ловил селедку в Атлантике и поэтому ему поручили провести обсуждение проблем разграничения между Российской Федерацией и Королевством Норвегия морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.

Чилингарова не только рыба, но вообще ничего не интересует кроме собственной роли почетного полярника. А сами рыбаки встревожены тем Договором между Россией и Норвегией, который подписан 15 сентября прошлого года в Мурманске, уже ратифицирован Норвегией и внесен на ратификацию в Думу, где его неизбежно поддержат 25 марта.

Законопроект поручен комитету по международным делам, которого по прошлому опыту не интересуют даже русские меха, а рыба еще меньше. Глава комитета Константин Косачев предупредил спорщиков: заявления от имени Думы делать можно, но сам Договор менять нельзя, это противоречит международной практике.

Однако из выступления председателя Координационного совета работников рыбного хозяйства России Вячеслава Зиланова вытекает ровно противоположное тому, что сказал депутат-международник. Именно над Договором и надо поработать для достижения аутентичности русского и норвежского текста, там совсем другое написано. Рыба не признает политических границ, за ней должен идти флот. В прошлом даже введение Норвегией в одностороннем порядке 200-мильной рыбоохранной зоны вокруг архипелага Шпицберген не привело к остановке промысла – СССР просто не признал решение Норвегии и капитанам рыболовецкого флота были даны указания о поведении. Новый Договор отменяет эти положения, доступ к Шпицбергену будет закрыт. Если не принять меры, Россия теряет более трехсот тысяч тонн рыбы на сумму до 20 млрд руб.

С основным, длинным и занудным докладом выступил руководитель делегации России на переговорах с Норвегией Роман Колодкин. Не выказывая интереса к рыбе и не разделяя беспокойства по этому поводу, переговорщик объяснил: Договор не касается Шпицбергена потому, что спорные вопросы не позволили бы завершить разграничение и подготовку ратификации, т.к. ни одна сторона не уступила бы.

Получается, что уступать должна Россия, как с позорным Соглашением Бейкера-Шеварднадзе. США его быстро ратифицировали и выставили Россию из богатейшей зоны.

В Баренцевом море русские поморы промышляли с XI века. По описаниям полярного исследователя Владимира Русанова там всегда были столкновения с соседями и норвежцы хозяйничали на Новой Земле. Сейчас рыболовецкий флот эскортирует ФСБ. Норвежские инспектора арестовывали по два-три российских судна в год по надуманным предлогам, особенно к сессиям переговорной комиссии. Не было арестов только в 2010 году, когда подписали Договор.

Нефтегазовому сектору рыба не нужна, скорее мешает проблемами охраны природы, поэтому Гендиректор «Севернефтегаза» Иван Глумов поддержал ратификацию: мы впервые заключаем договор не просто о разграничении, а о сотрудничестве. По нему России отходит спорная зона 3,4 тыс кв. км за пределами нашей 200-мильной зоны, где ожидается открытие крупных месторождений углеводородов с запасами более шести миллиардов тонн. Пока же сейсморазведкой регион изучили слабо и откуда у Глумова большие надежды, непонятно.

Советская геологоразведка была одной из наиболее передовых. Но сейчас Норвегия получает живую рыбу, а Россия – кота в мешке, который еще потребует серьезных вложений.

Акценты расставил руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний, предлагая не исходить из презумпции виновности норвежцев. Получается, что Норвегия по любому имеет преимущества в рыбе – там ее дом. Но молодь скапливается у нас, поэтому если норвежцы будут поджимать, нам есть чем ответить. Они понимают, что мы сидим в одной лодке на одном суку. К тому же у России двойственная позиция: мы не признаем рыбоохранную зону вокруг Шпицбергена, но признаем шельф архипелага. Норвежцы могут нас уесть щадящими условиями лова. Модернизация рыболовецкого флота России только началась, судов с соответствующими орудиями лова всего два. Но нам все равно надо флот модернизировать, у Норвегии вылов в разы эффективнее.

По словам А.Крайнего, России надо держать твердую советскую позицию в отношениях с Норвегией. У нас есть Договор 1926 года о совместном использовании Шпицбергена. На рыбоохранные мероприятия имеют право не только норвежцы, как бы они ни бегали по потолку при виде российского рыбоохранного судна, мы остужали их горячие головы и мероприятия проводили. И сейчас вопросы надо решать, не откладывая на будущее.

Проблема не в рыбе, а в слабости российской международной политики. Это в частности видно по регулярно возникающим вопросам к переводу документов и отсутствию их аутентичности на русском языке и языке партнеров. Так можно потерять не только рыбу, но и всю Арктику, а также Сибирь с ее мехами и народ с его генофондом. С углеводородами вопрос решен, мы их отдаем за символическую плату, но это старая история.

 

Комментарий

 

Транспортную безопасность хотят скинуть на ЧОПы, чтоб ни ментура-понтура, ни вокзал за нее не отвечал

Генерал-лейтенант милиции в отставке, представитель думского комитета по безопасности Александр Гуров не против использования ЧОПов для обеспечения транспортной безопасности. Но, отметил депутат в комментариях нашему корреспонденту, мы постоянно предлагаем разные идеи и не делаем то, что нужно делать. За 20 лет ЧОПы себя хорошо зарекомендовали, однако не секрет, что некоторые ЧОПы создавались в прошлом мафией. К тому же при передаче обеспечения безопасности ЧОПам администрация вокзала или аэропорта уже не будет отвечать за это, как например при наличии собственной вооруженной охраны газо- и нефтепроводов. Это их охранная структура, за которую отвечает предприятие. Если внедрить на транспорте ЧОПы, сотрудников надо отбирать, как в милицию, иначе туда может завербоваться террорист или пособник террориста.

Тем не менее, считает А.Гуров, прозвучавшее на парламентских слушаниях по транспортной безопасности предложение заслуживает внимания. Но прежде чем допускать ЧОПы к охране на транспорте, надо с научной точки зрения обосновать, что мы не сделали там для безопасности. Русский человек полон идей, не реанимируя то, что у нас было и есть. Депутат напомнил об оценке МВД Рашида Нургалиева: милиция в Домодедово была распределена неправильно – 260 человек в чистой зоне и все 60 в грязной. При этом Гуров не считает возможным использовать в России израильский опыт. Там вся страна с Тамбовскую область и нет бродяг, карманников и беспризорников. В России всегда существовал т.н. личный сыск: специально обученные сотрудники из младшего сержантского состава, они же и оперативники и психологи, выявляют по внешним признакам, мимике, жестам профессиональных преступников, карманников. Они могут в т.ч. выявлять и террористов-смертников, которые сюда прибыли. Мы уничтожили это службу и кричим теперь: давайте нам ЧОПы! А может восстановить то, что было, тогда и карманных воров бы ловили, а то уже их никто не ловит.

 

500242-5

Рыба уплыла в норвежский дом, российский дятел клювом прощелкал

Комитет Госдумы по международным делам готов на заседании палаты 25 марта ратифицировать Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Договор подписан в Мурманске 15 сентября 2010 года, 10 февраля 2011 года проект ратификационного закона внес в Госдуму президент РФ.

Об этом сообщил комитета по международным делам Константин Косачев в преддверии парламентских слушаний, проведенных в понедельник вице-спикером Артуром Чилингаровым, с учетом того большого общественного резонанса, который российско-норвежское соглашение вызывает в нашей стране. Косачев отметил, что в дискуссии приняли участие как сторонники, так и радикальные оппоненты ратификации. «Все точки зрения будут как минимум выслушаны и как максимум учтены в ходе дальнейшей работы по подготовке законопроекта к ратификации», – подчеркнул глава комитета. В своих комментариях к критике Договора Косачев напомнил, что вносить изменения в Договор невозможно, т.к. противоречит международной практике, однако при ратификации допустимо принять сопутствующее заявление.

Как выяснилось при обсуждении на парламентских слушаниях, тревогу вызывает только вопрос промысла биоресурсов, принятие Норвегией в одностороннем порядке 200-мильной экономической зоны вокруг архипелага Шпицберген, которую Советский Союз не признавал, но при этом наши рыбаки вынуждены ловить рыбу по норвежским правилам, соответствующими орудиями лова ограниченного размера ячеи. При этом проблемы запасов углеводородов и другие вопросы, затрагиваемые Договором, решаются в пользу России.

«Насколько я понимаю, копья ломаются из-за рыболовства» – констатировал в своем выступлении руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний. Он предложил не исходить из презумпции виновности норвежцев и отметил, что молодь рыбы скапливается у нас, поэтому норвежцы понимают, что мы сидим в одной лодке на одном суку – если они будут поджимать, нам есть чем ответить. Крайний указал на двойственность российской позиции: мы не признаем рыбоохранную зону вокруг Шпицбергена, но признаем шельф архипелага. Крайний отметил, чем нас норвежцы могут уесть – щадящими условиями лова, поскольку модернизация рыболовецкого флота России только началась, судов с кошельковыми орудиями лова у нас всего два. Но нам все равно надо модернизировать флот, потому что вылов одинаковый Норвегии и России на значительном участке от Баренцева до Охотского моря, т.е. у норвежцев эффективность выше в разы. А.Крайний предложил российской стороне ряд мер в т.ч. подтвердить Договор 1926 года и рыбоохранные мероприятия проводить совместно. Он напомнил, что как бы «ни бегал по потолку» норвежский губернатор при подходе нашего рыбоохранного судна, мы остужали некоторые горячие головы и мероприятия проводили. По словам А.Крайнего, все вопросы надо решать, не откладывая на будущее.

С другой позицией выступил председатель Мурманской областной Думы Евгений Никора. По его словам, подписание Договора стало знаковым событием и его ратификация должен означать не завершение текущего процесса, а начало нового. Что бы ни делалось в связи с Договором, это не должно снизить вылов, заявил Никора.

Поддержал ратификацию Гендиректор ОАО «Севернефтегаз» Иван Глумов. Он отметил, что мы впервые заключаем договор не просто о разграничении, а о сотрудничестве. По его словам, в спорной «серой» зоне, которая отходит под юрисдикцию России, ожидается открытие крупных месторождений с запасами более шести миллиардов тонн условного топлива. Норвегия этим Договором согласовала нашу запросную линию за пределами шельфа и его надо ратифицировать в том виде, в котором он есть. И.Глумов отметил слабую изученность региона методами геологической сейсморазведки.

Договор нанесет ущерб России, в нем нет упоминания о Шпицбергене, на который мы имеем равные права с Норвегией, заявил доктор юридических наук Геннадий Мелков, в прошлом капитан дизельной подводной лодки. Мелков напомнил о заключенном в 1990 году Договоре Бейкера-Шеварднадзе, по которому нас выставили из Берингова пролива – что ж мы с американцами не спорим? С Норвегией у нас есть Договор 1926 года, который действует 84 года. Новый Договор по всем вопросам Шпицбергена учитывает интересы Норвегии.

Вы неправильно трактуете постановление Совета народных комиссаров 1926 года, указал участникам слушаний Олег Хлестов, глава советской делегации, начинавшей в 1970 году переговоры с Норвегией.

Председатель Координационного совета работников рыбного хозяйства России Вячеслав Зиланов напомнил, что русские поморы ведут промысел в незамерзающем Баренцевом море с XI века. Рыба не признает границ, за ней должен идти флот, и даже введение Норвегией в одностороннем порядке 200-мильной рыбоохранной зоны вокруг Шпицбергена не привело к остановке промысла. Капитанам советского рыболовецкого флота были даны указания о поведении в случае претензий норвежских инспекторов. Новый договор отменяет эти положения, доступ к Шпицбергену будет закрыт. Если не принять меры, Россия теряет более трехсот тысяч тонн рыбы на сумму до 20 млрд руб. Разрушаются границы полярных владений. Зиланов против ратификации, призывая по крайней мере привести тексты на русском и норвежском языках привести к аутентичности, потому что там совсем другое написано.

Председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Виталий Касаткин указал, что вылов морепродуктов в 2010 году составил 1,1 млн тонн. Шпицберген – ключ к добыче биоресурсов и выходу в открытый океан. Только в 2010 году не было арестов наших судов норвежскими инспекторами, причем судовладельцы выигрывали дела в норвежских судах, хотя помощи официальной России не было. До этого арестовывали по 2-3 судна в год по надуманным поводам, причем особенно к началу переговоров.

По словам участников слушаний, относительно рыболовства Норвегия находится в лучших условиях, вся рыба идет в ее дом.

С основным докладом выступил руководитель делегации России на переговорах с Норвегией Роман Колодкин. Он подтвердил, что Договор не касается Шпицбергена и дал понять, что спорные вопросы не позволили бы завершить разграничение, т.к. ни одна сторона не уступила бы.

 

Согласно пояснительной записке к законопроекту, Договор определяет делимитацию территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны и континентального шельфа между Российской Федерацией и соседними государствами осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Вопросы разграничения территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа между Российской Федерацией и Королевством Норвегия частично урегулированы Соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Королевским Норвежским Правительством о морской границе между СССР и Норвегией в Варангер-фьорде от 15 февраля 1957 г. и Соглашением между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств в районе Варангер-фьорда от 11 июля 2007 г.

Договор завершает продолжавшийся с 1970 года процесс делимитации всего спорного морского района общей площадью около 175 тыс. кв. километров. Статьей 1 Договора устанавливается линия разграничения морских пространств, которая делит весь спорный район примерно на две равные части.

Статьей 3 Договора определен Специальный район площадью около 3,4 тыс. кв. километров, находящийся за пределами 200-мильной зоны от российского берега. Договор предоставляет РФ право осуществлять в Специальном районе суверенные права и юрисдикцию, которые она осуществляет в отношении своей исключительной экономической зоны.

Договором установлены условия сотрудничества в области рыболовства, предусматривающие сохранение механизма совместного регулирования рыбного промысла в Баренцевом море.

В Договоре определяются принципы сотрудничества в освоении месторождений углеводородов. Месторождение, пересекаемое линией разграничения, может эксплуатироваться только на основании соглашения как единое целое.

Заключение Договора отвечает интересам РФ. Уточнение пределов распространения суверенитета, суверенных прав и юрисдикции двух государств будет способствовать укреплению стабильности и предсказуемости российско-норвежских отношений, созданию благоприятных условий для расширения взаимовыгодного сотрудничества.

Договор не содержит иных правил, чем предусмотренные законодательством РФ.

Авторы законопроект заверили, что реализация Договора не потребует расходов из федерального бюджета.

 

Согласно тексту законопроекта, предлагается ратифицировать Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, подписанный в городе Мурманске 15 сентября 2010 года.

1. Распространить режим исключительной экономической зоны РФ, установленный законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, на упомянутый в статье 3 Договора Специальный район со дня вступления Договора в силу.

2. Границами Специального района являются:

1) геодезические линии, соединяющие следующие точки:

а) точку пересечения геодезической линии, проходящей через точки с координатами 73°27'04.70'' с.ш., 36°10'47.19’’ в.д. и 73°19'36.25’’ с.ш.,

36°42'49.70’’ в.д., с линией разграничения морских пространств,

установленной в статье 1 Договора (точка 1);

б) точку с координатами 73°19'36.25’’ с.ш., 36°42'49.70’’ в.д. (точка 2);

в) точку с координатами 73°09'47.24’’ с.ш., 37°18'48.78’’ в.д. (точка 3);

г) точку с координатами 73°01'57.24’’ с.ш., 37°44'10.01’’ в.д. (точка 4);

д) точку с координатами 72°43'06.78’’ с.ш., 38°39'56.67’’ в.д. (точка 5);

е) точку с координатами 72°34'44.98’’ с.ш., 39°02'35.39’’ в.д. (точка 6);

ж) точку с координатами 72°25'59.79’’ с.ш., 39°23'20.98’’ в.д. (точка 7);

з) точку с координатами 72°14'41.25’’ с.ш., 39°46'21.28’’ в.д. (точка 8);

2) участок внешней границы исключительной экономической зоны РФ, находящейся на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ, от точки 8, указанной в подпункте «з» пункта 1 настоящей части, до точки пересечения внешней границы исключительной экономической зоны РФ с линией разграничения морских пространств, установленной в статье 1 Договора (точка 9);

3) участок линии разграничения морских пространств, установленной в статье 1 Договора, от точки 9 до точки 1, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.

Российская Федерация со дня вступления в силу Договора осуществляет в отношении Специального района, упомянутого в статье 3 Договора, суверенные права и юрисдикцию и несет обязанности, предусмотренные международным правом и законодательством РФ в отношении исключительной экономической зоны РФ.

 

Пресс-релизы

 

Заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме ФС РФ академик РАН Андрей Кокошин о достижениях в высокопроизводительных (суперкомпьютерных) вычислениях Института прикладной математики имени М.В.Келдыша РАН

«Институт прикладной математики имени Келдыша – это один из мировых лидеров в математике, программном обеспечении высокопроизводительных вычислений, в котором ведутся исключительно важные разработки по этой проблематике», – заявил Андрей Кокошин при посещении московского Института прикладной математики имени М.В.Келдыша РАН.

По его словам, вполне логично, что именно в этом институте недавно была запущена собственная суперЭВМ быстродействием 100 терафлоп – 100 триллионов операций в секунду с плавающей запятой.

Появление такой мощный суперЭВМ поможет интенсифицировать соответствующие исследования по математическому, программному обеспечению работы особо мощных суперкомпьютеров в нашей стране, уверен Кокошин.

«В этой машине реализованы ряд отечественных технических суперкомпьютерных разработок Института имени М.В.Келдыша и ФГУП «Квант». Среди них обращает на себя внимание разработка нашими учеными и инженерами такого важного компонента суперЭВМ, как коммутатор МВС-экспресс»- подчеркнул Кокошин.

По словам Кокошина, в Институте имени М.В.Келдыша имеется теперь вся «технологическая цепочка» суперкомпьютинга – аппаратные решения, разработки математических моделей, разработка алгоритмов, разработка программных продуктов.

Кокошин отметил, что определенное съездами партии «Единая Россия» несколько лет назад развитие высокопроизводительных вычислений, суперкомпьютинга «шаг за шагом реализуется в государственной политике России, что даст реальные шансы быть в первой тройке мировых суперкомпьютерных держав», подчеркнул Кокошин.

Как отмечается в «Большой российской энциклопедии», академик А.А.Кокошин в 2007 году совместно с академиками Е.П.Велиховым и В.Б.Бетелиным обратился в Правительство РФ с запиской, в которой обосновал и предложил национальную программу развития суперкомпьютинга в России.

 

Олег Морозов: открытый урок поможет каждому старшекласснику узнать основные принципы российского парламентаризма

Сегодня 14 марта в Государственной Думе под руководством Первого заместителя Председателя Государственной Думы Олег Морозова состоялось заседание Организационного комитета по подготовке и проведению Государственной Думой мероприятий, посвященных празднованию 105-летия парламентаризма в России. В числе других вопросов, рассмотрен ход подготовки проведения с 25 по 30 апреля 2011 года в российских школах для учащихся 10-11 классов открытого урока «Развитие парламентаризма в России».

На открытом уроке планируется познакомить учащихся с развитием парламентаризма в нашей стране, работой законодательных (представительных) органов, законодательной базой, закрепляющей основные принципы парламентаризма в современной России. Будут обсуждены понятие «парламентаризма», его роль в становлении новой России. На конкретных примерах учащимся продемонстрируют значение Федерального Собрания, его палат, а также законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления. Учащиеся узнают о том, как проходят выборы в Государственную Думу, другие представительные органы власти. Оргкомитетом подготовлены соответствующие материалы и рекомендации. Предполагается, что в проведении открытых уроков примут участие депутаты Государственной Думы, законодательных собраний регионов, представительных органов местного самоуправления, а также учителя и директора школ.

Подводя итог обсуждению, Первый заместитель Председателя Государственной Думы Олег Морозов сказал: «Каждый старшеклассник – это будущий избиратель. Он должен занимать активную жизненную позицию, участвовать в решении общественно значимых проблем. А для этого надо знать, для чего нужны законы, как они принимаются, какие партии представлены в Государственной Думе. Открытый урок ему в этом поможет».

 

 

Hosted by uCoz