29.05.11 Наталья ВАКУРОВА
Книга в Москве
Краткость – сестра рассказа
Короткие истории из длинной и пестрой жизни
Книга рассказов Марии Метлицкой «Машкино
счастье» (рассказы. – М., Эксмо,
2011. – 288 с., тир 10 тыс. – (За чужими окнами) разворачивает перед читателем
целый калейдоскоп человеческих судеб и историй, которые и уникальны и узнаваемы
одновременно.
По ощущению читателя, рассказы Метлицкой напоминают ранние произведения
Людмилы Улицкой. В них действуют какие-то непонятные заштатные персонажи, старые
или престарелые тетушки с ридикюлями, в которых хранятся драгоценности
стоимостью нескольких квартир. Или например молодая племянница,
у которой увела любовника родственница в два раза ее старше.
Описанные житейские ситуации со своими героями несчастны
по-своему, но они же и по-своему счастливы, но отнюдь не одинаково, как
утверждал бородатый классик.
Например, в рассказе «Машкино счастье» героиня истории так
привязалась к богемной художнице, что отвергла заманчивое предложение богатого
иностранца стать его женой.
Во многих рассказах просматривается идея о том, как человек в
зрелом возрасте начинает осознавать свое неправильное, даже жестокое отношение к близким, пока был юн. Автор незатейливо проводит мысль,
что стремясь к чему-то новому, стоит сохранить то, что есть. И потом не
удивляться, что ставшие взрослыми сестры не могут общаться, а родителей не вернешь
и не переспросишь, что же произошло. Или почему отец оставил всю квартиру только
одной дочери, пока другие дети были далеко и не знали, что происходит.
Сюжеты рассказов разнообразны и неожиданны. За благообразными
образами в старости может скрываться неукротимая история эксцентричной молодости.
Приставшая с детства к семье дурнушка остается истинным благодетелем родителей,
доброжелательных друг к другу вопреки трагической ситуации. Во всех рассказах
Метлицкая остается прежде всего исследователем
человеческих характеров, неизменно показывая, что люди не такие, кем они
кажутся на первый взгляд. Они намного интереснее и их узнаваемость привлечет
любого читателя – как искушенного и взыскательного почитателя конкретного
автора, так и вынужденно убивающего время от скуки со случайной книжкой.