29.05.11 Наталья ВАКУРОВА
Книга в Москве
Любовь без конца
Несбывшееся зовет нас и все мы родом из детства
В этой книге, написанной как теперь модно стало от лица разных
персонажей, рассматривается не очень модная сегодня тема романтической любви.
Автор ведет линию взаимоотношений детей – пятнадцатилетней Лизы и сына новых
соседей Миши на год старше ее, и параллельно – их родителей, в жизни которых
после появления новых соседей все перепуталось (Ирина Кисельгоф. Журавлик по
небу летит: роман. – М.: Эксмо, 2011. – 320 с., тир. 7 тыс. - (Красавица и
чудовище. Проза Ирины Кисельгоф).
Дело в том, что Лиза – девочка, воспитанная на высоких идеалах
одной мамой. Ближе к концу романа Лиза тайно, против воли матери узнает причину
трагической смерти отца, снедаемого чувством вины из-за гибели людей.
Читателю тем интересней, что в романе нет единой трактовки
событий, в которых суждено участвовать персонажам. Каждый из них описывает
ситуацию, как он ее видит, используя несхожие и характерные речевые
характеристики. Важно в итоге, что ни одна любовная история не получила
завершения. Мама Лизы отказалась ответить на чувства отца Миши, а его мать,
узнав о происходящем, не выдержала и отцу пришлось уйти. После этого женщина с
сыном переезжает.
В романе есть еще один образ, действующий виртуально – торцевая
стена из мелких терракотовых камней, похожих на гречку. Эта художественно
выписанная стена соседнего дома стала метафорой запрета естественных
человеческих чувств, перекрывающая им выход на свободу.
Понимая это, Лиза к концу повествования возненавидела стену.
Метафоричность содержится и в названии романа. У нас в жизни
всегда есть летящий журавлик – люди так устроены. Почему же мы затрудняемся с
выбором: либо журавлик в небе, в контексте романа – красавица-соседка, в
одиночестве воспитавшая дочь, – либо ценность того, что рядом, собственная
жена, семья, сын.
В итоге и Миша тоже исчез из судьбы Лизы, так и не позвонил.
Лиза часто возвращалась «на родину своего детства», где ее
«настойчиво зовет тихий голос», как она считает, ее удачи, т.е. несбывшегося.
«Но я больше не хожу к старой больной стене... Стена стала
моложе, я старше, нам оказалась не по пути. Вот так, невзначай выпал кусок из
моего детства, и у меня стало больше на один кусок грусти» – такой мыслью роман
заканчивается.
При том, что книга грустная, в ней есть место иронии и живому
описанию человеческих типажей в лице второстепенных образов. Ну и напоминание,
что все мы родом из детства.
«Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся,
стараясь понять, откуда прилетел зов» – написал Александр Грин в повести «Бегущая по волнам».