29.05.11 Наталья ВАКУРОВА

Книга в Москве

Любовь без конца

Несбывшееся зовет нас и все мы родом из детства

В этой книге, написанной как теперь модно стало от лица разных персонажей, рассматривается не очень модная сегодня тема романтической любви. Автор ведет линию взаимоотношений детей – пятнадцатилетней Лизы и сына новых соседей Миши на год старше ее, и параллельно – их родителей, в жизни которых после появления новых соседей все перепуталось (Ирина Кисельгоф. Журавлик по небу летит: роман. – М.: Эксмо, 2011. – 320 с., тир. 7 тыс. - (Красавица и чудовище. Проза Ирины Кисельгоф).

Дело в том, что Лиза – девочка, воспитанная на высоких идеалах одной мамой. Ближе к концу романа Лиза тайно, против воли матери узнает причину трагической смерти отца, снедаемого чувством вины из-за гибели людей.

Читателю тем интересней, что в романе нет единой трактовки событий, в которых суждено участвовать персонажам. Каждый из них описывает ситуацию, как он ее видит, используя несхожие и характерные речевые характеристики. Важно в итоге, что ни одна любовная история не получила завершения. Мама Лизы отказалась ответить на чувства отца Миши, а его мать, узнав о происходящем, не выдержала и отцу пришлось уйти. После этого женщина с сыном переезжает.

В романе есть еще один образ, действующий виртуально – торцевая стена из мелких терракотовых камней, похожих на гречку. Эта художественно выписанная стена соседнего дома стала метафорой запрета естественных человеческих чувств, перекрывающая им выход на свободу.

Понимая это, Лиза к концу повествования возненавидела стену.

Метафоричность содержится и в названии романа. У нас в жизни всегда есть летящий журавлик – люди так устроены. Почему же мы затрудняемся с выбором: либо журавлик в небе, в контексте романа – красавица-соседка, в одиночестве воспитавшая дочь, – либо ценность того, что рядом, собственная жена, семья, сын.

В итоге и Миша тоже исчез из судьбы Лизы, так и не позвонил.

Лиза часто возвращалась «на родину своего детства», где ее «настойчиво зовет тихий голос», как она считает, ее удачи, т.е. несбывшегося.

«Но я больше не хожу к старой больной стене... Стена стала моложе, я старше, нам оказалась не по пути. Вот так, невзначай выпал кусок из моего детства, и у меня стало больше на один кусок грусти» – такой мыслью роман заканчивается.

При том, что книга грустная, в ней есть место иронии и живому описанию человеческих типажей в лице второстепенных образов. Ну и напоминание, что все мы родом из детства.

«Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов» – написал Александр Грин в повести «Бегущая по волнам».

Hosted by uCoz