19.07.11 Наталья ВАКУРОВА
Книга в Москве
Собачье радио
Идея вагонных разговоров
Валерий Зеленогорский – необычный автор. Его «Рассказы вагонной
подушки» (М.: Эксмо, 2011. – 320 с., тир. 7 тыс.) удивляют новизной и в то же
время узнаваемостью, стопроцентным попаданием в самую дорогостоящую фигурку,
если тир сравнивать с читательским восприятием.
«Вагонная подушка! Сколько слышала она, сколько слез впитала, сколько
раз ее кусали от отчаяния, она утешила в дальней дороге не одну буйную голову,
она слышала много признаний и немало горьких слез приняла в себя длинными
ночами. Когда за вагонным окном проносятся бури и ливни – она согревает душу,
как печка в темном доме, когда все уже спят и никто тебя не слышит – только она
остужает жар в голове одинокого человека, которому, кроме нее, больше некому
сказать, но когда ты кричишь, а тебя никто не слышит, она спасает тебя, утешая,
как мама. Она молчит, сохраняя тайны людей, она не судит, она не приводит
приговоры в исполнение, она слышит и слушает, и ее каменная твердость – от слишком
тяжелых дум, которые ей поверяют. Я перескажу ее рассказы своими словами, пусть
она поведает обо всем, что слышала в дальних путешествиях и в снах тех, которые
ее обнимали, плакали и смеялись, она знает много, и ее надо послушать тем, кому
интересна другая жизнь – тех, кто рядом с нами. И чем больше мы будем знать
друг о друге, тем легче поймем себя» – автор безусловно прав и поставленную читателю
задачу он выполнил сам.
Высочайшая степень ассоциативности в процессе чтения постоянно
рождает вопросы: где же он это увидел, подсмотрел, услышал? Как он может столь
точно и вроде бы без затей, но ярко изобразить редкие и в то же время типичные
ситуации? Конечно, если автору все это могла поведать вагонная подушка, как
заявлено в названии, то понятно. Однако по сути только пара рассказов из всего
сборника соответствует его названию. Более того, не все произведения в нем
являются рассказами. «Каплун и птицы», как мне кажется, главное произведение в
этой книге, представляет собой полноценную повесть и по объему и по содержанию.
Несколько раз возникала мысль о кинематографичности этого произведения – легко
представить себе фильм, снятый по воспоминаниям героя – еврея, «зажившегося»,
как он считал, на этом свете. Он уже не может ходить, его выносят на стуле в
парк сын и внук. Старый Каплун, это у него фамилия такая, кормит птиц,
вспоминает свое детство, юность, молодые годы, а также истории жизни своих родных
и соседей. Он ничего не записывает: ему кажется, что если он систематизирует
воспоминания в своей голове, то это даст возможность «архивировать» их в некой
всеобщей памяти человечества. Если кто-то даст правильную ссылку, то сможет
вынуть всю эту информацию из памяти – не виртуальной компьютерной, а реальной
памяти жизни – ведь должна быть такая, а как иначе? Зная это, он может уйти
спокойно, но повесть не заканчивается смертью. Вот приезжают младший сын и
внук, жизнь продолжается, так как есть кому помнить.
Кроме серьезных и грустных, как например рассказ «Трубач и
скрипачка», в сборнике есть рассказы, которым искренне удивляешься и радуешься,
что фантазия человеческая поистине безгранична. Например, героем одного из
рассказов является... вентилятор, который из-за сломанной подставки (ноги)
никак не может найти себе хозяина. Замечательный рассказ получает happy end
– парадоксальное и простое решение
любовной драмы из серии: за деньги ни-ни, но за очень большие деньги – это
перемена судьбы и помощь родным и близким.
Не хочется пересказывать содержание рассказов, каждый из которых
является самодостаточным и завершенным отражением куска жизни. Только это и
есть общего в них, таких разных. Автора трудно назвать филантропом, потому что
в описании трудных судеб больше иронии, чем показного сочувствия. Это как раз и
привлекает.
В нескольких рассказах Зеленогорский походя и с явным невольным
удовольствием пинает некое «Собачье радио». В одном из рассказов автор позволил
себе сделать его центром повествования. Ситуация вроде банальна, герою рассказа
вспомнилось, как хорошо было в советское время «поболеть» и остаться дома,
включив радио. Результат нового эксперимента превзошел ожидания, точнее, ушел
от ожиданий в какие-то дебри современной журналистики. Поскольку автор рецензии
по основной деятельности занимается теорией и практикой СМИ, придется
заключить: чисто художественный рассказ без всякого ученого совета с высшим
контролем в виде ВАКа представляет всю интимную подноготную современной
журналистики. В нашем случае – на примере радио. Выбор правильный, потому что по
охвату аудитории данный род СМИ обходит телевидение – лидера в информационном
взаимодействии властной элиты и общества. Для краткости достаточно упомянуть,
что современная журналистика погружена в рекламу и вместе с ней – в УМС, т.е.
управление массовым сознанием. Объяснить это в доказательных формальных моделях
трудно. Поэтому написанное Зеленогорским просто бесценно. Конечно, образ «Собачьего
радио» собирательный, как и фигуры ведущих, но они узнаваемы в числе
сотрудников «Эха Москвы» или других «интеллектуальных» радиоканалов с
интерактивным эфиром. Критиковать их опасно, поэтому имена не назвал даже
председатель думского комитета по безопасности Владимир Васильев, отметив в
заявлении от фракции «Больные люди вещают на всю страну».
Читатель Зеленогорского не просто поймет, о чем речь, но и легко
опознает персонажей, получит удовольствие. Он поймет прежде всего себя, почему не
выключает радио, т.е. рефлексивно в себе увидит социально-психологические
причины массового влияния на общество личностей с неуравновешенной проблемной
психикой.
Рассказы Зеленогорского – на грани «обычной прозы» и яркой
сатиры, которая тянет на художественный памфлет. Написать такое может не
каждый, а у этого автора еще и в запасе остается. Чувствуется, что он еще очень
сдержан. Его образы выписаны так, что их узнаваемость недоказуема. Любое
обвинение по поводу очернения например конкретной радиостанции легко
парируется: а почему ЭМ, а не РСН или «Серебряный дождь» с «Соловьиными трелями»?
Рассказ и вправду завершается указательно – приболевший герой
выздоравливает, открывает окно, а там – настоящие соловьи, а не кто-то из
любимых ведущих ТВ и РВ.
Открывается сборник рассказом «Трубач и скрипачка» – жизненная
история странной пары с самопожертвованием и предательством, любовью и всем
положенным в придачу от нищеты до удивительных случайность.