20.08.11 Наталья ВАКУРОВА
Книга в Москве
Хорошие «плохие слова»
Борис Гайдук не похож на других писателей. Прочитав его рассказы
(сборник «Плохие слова», М.: Колибри, Азбука-Аттикус, 2011 – 544 с., тир. 3,5
тыс.), жесткие и даже злые, можно было бы представить их автора мизантропом. Но
если посмотреть глубже, можно найти в них прежде всего
уважение к людям, которое руководствуется лишь одной целью – стремлением к
правде.
Сборник состоит из трех частей: «Кровотечение», «Радуга» и «Дас ист фантастиш». В самом первом рассказе читатель
сталкивается с героем, который «не такой, как все». Проще говоря, герой
представлен умственно неполноценным. Название рассказа – «Не идиот» – неприкрыто
контрастирует с названием бессмертного романа Достоевского, в котором автор
хотел создать образ истинно положительного героя. Сегодня такой человек,
лишенных самых отвратительных качеств – ревности, зависти, злобы – всем кажется
ненормальным и даже каким-то нематериальным...
Страшный рассказ «Кровотечение» показывает всю грязь, которая
может подниматься со дна души человека, и опускать его на дно социальной жизни.
Герой рассказа, успешный руководитель банка, периодически уходит в запой и
превращается в подонка, несколько дней живущего жизнью бомжа. Причем делает это
осознанно, берет отпуск за свой счет и отпускает жену с дочерью. Рассказ
начинается с того, как он их выпроваживает и начинает целенаправленно
напиваться заначенной водкой с пивом, идет на какой-то базар, где его побили,
потом спит в подвале с бомжихами. Рассказ очень страшный, автор весьма
натуралистично отображает изнанку человеческого в нас.
Герой рассказа оказывается на дне, но это не та социальная драма у Горького, а
драма чисто психологическая с явным уклоном в психиатрию.
Не все рассказы Бориса Гайдука одинаковы и депрессивны.
Например, замечательный рассказ из второй части «Краткий курс немецкого языка»
о советском военнослужащем в ГДР, которого «деды» заставили за неделю выучить
немецкий, чтобы они могли не зная языка продавать
бензин местному населению и вечерами понимать иностранные фильмы.
Впечатляет некой физиологической точностью блестяще выписанный с
художественной точки зрения рассказ «Падая в любовь». Внезапное охлаждение
после близости сопровождает кульминацию сексуальной депривации и отражено
физиологически точно.
На мой взгляд, особенно интересна третья части сборника, где
собраны рассказы фантастического характера, в том числе антиутопии. В них автор
блестяще показывает особенности того, что в русской гуманитарной философии
называлось умственными эпидемиями, также разделение общества – кто по каким
дорожкам может ходить.
В рассказе «Тысяча жизней» общество потребления и реклама в нем
дошли до того, что уже не человек выбирает товары, а товары человека. Деньги
как таковые уже не существуют, потребитель платит «жизнями» – то есть своим
временем, проведенным в торговых центрах, или участием в рекламных акциях. И
лишь один магазин в городе под названием «Каменный век» работает по старинке.
Там можно самому выбрать товар, и главное, купить его разово, а не подписываясь на дальнейшее приобретение товаров у той
же фирмы, оплачивая кредит «жизнями».
Совершенно определенные ассоциации вызывает рассказ «Дорожки без
запаха с видом на свалку», где большинство людей ходят по розовым гламурным
дорожкам. Те, кому претит розовый приторный запах, могут свернуть на хвойную
дорожку, но она ведет лишь в единственный в городе театр и музей. Понятно, что
по хвойной дорожке ходят единицы, мизерная часть общества – приверженцы
культуры. Вот лишь некоторые модельные принципы описываемого общества: семья
годами стоит в очереди за разрешением завести ребенка, женщина может
использовать одну неделю в год для измены мужу.
Совершенно потрясающий оптимистичный рассказ «Новогодняя
привилегия, или Когда телефоны были большими» – последний
в сборнике. Он определенно намекает читателю, что есть еще такие ценности в
жизни, как человеческое общение.
...Молодой человек, случайно запертый после новогоднего
корпоратива в офисе, чтобы скоротать время, обзванивает родственников и
знакомых, чьи телефоны оказались в его записной книжке. Он обзвонил всех,
включая тех, кого не помнил, и получил новогоднюю привилегию – мобильный
телефон, который тогда был только у директора фирмы.
Думаю, что каждый прочитавший рассказы Бориса Гайдука, получил
свою привилегию – общение с настоящей литературой.