20.08.11 Наталья ВАКУРОВА

Книга в Москве

Хорошие «плохие слова»

Борис Гайдук не похож на других писателей. Прочитав его рассказы (сборник «Плохие слова», М.: Колибри, Азбука-Аттикус, 2011 – 544 с., тир. 3,5 тыс.), жесткие и даже злые, можно было бы представить их автора мизантропом. Но если посмотреть глубже, можно найти в них прежде всего уважение к людям, которое руководствуется лишь одной целью – стремлением к правде.

Сборник состоит из трех частей: «Кровотечение», «Радуга» и «Дас ист фантастиш». В самом первом рассказе читатель сталкивается с героем, который «не такой, как все». Проще говоря, герой представлен умственно неполноценным. Название рассказа – «Не идиот» – неприкрыто контрастирует с названием бессмертного романа Достоевского, в котором автор хотел создать образ истинно положительного героя. Сегодня такой человек, лишенных самых отвратительных качеств – ревности, зависти, злобы – всем кажется ненормальным и даже каким-то нематериальным...

Страшный рассказ «Кровотечение» показывает всю грязь, которая может подниматься со дна души человека, и опускать его на дно социальной жизни. Герой рассказа, успешный руководитель банка, периодически уходит в запой и превращается в подонка, несколько дней живущего жизнью бомжа. Причем делает это осознанно, берет отпуск за свой счет и отпускает жену с дочерью. Рассказ начинается с того, как он их выпроваживает и начинает целенаправленно напиваться заначенной водкой с пивом, идет на какой-то базар, где его побили, потом спит в подвале с бомжихами. Рассказ очень страшный, автор весьма натуралистично отображает изнанку человеческого в нас. Герой рассказа оказывается на дне, но это не та социальная драма у Горького, а драма чисто психологическая с явным уклоном в психиатрию.

Не все рассказы Бориса Гайдука одинаковы и депрессивны. Например, замечательный рассказ из второй части «Краткий курс немецкого языка» о советском военнослужащем в ГДР, которого «деды» заставили за неделю выучить немецкий, чтобы они могли не зная языка продавать бензин местному населению и вечерами понимать иностранные фильмы.

Впечатляет некой физиологической точностью блестяще выписанный с художественной точки зрения рассказ «Падая в любовь». Внезапное охлаждение после близости сопровождает кульминацию сексуальной депривации и отражено физиологически точно.

На мой взгляд, особенно интересна третья части сборника, где собраны рассказы фантастического характера, в том числе антиутопии. В них автор блестяще показывает особенности того, что в русской гуманитарной философии называлось умственными эпидемиями, также разделение общества – кто по каким дорожкам может ходить.

В рассказе «Тысяча жизней» общество потребления и реклама в нем дошли до того, что уже не человек выбирает товары, а товары человека. Деньги как таковые уже не существуют, потребитель платит «жизнями» – то есть своим временем, проведенным в торговых центрах, или участием в рекламных акциях. И лишь один магазин в городе под названием «Каменный век» работает по старинке. Там можно самому выбрать товар, и главное, купить его разово, а не подписываясь на дальнейшее приобретение товаров у той же фирмы, оплачивая кредит «жизнями».

Совершенно определенные ассоциации вызывает рассказ «Дорожки без запаха с видом на свалку», где большинство людей ходят по розовым гламурным дорожкам. Те, кому претит розовый приторный запах, могут свернуть на хвойную дорожку, но она ведет лишь в единственный в городе театр и музей. Понятно, что по хвойной дорожке ходят единицы, мизерная часть общества – приверженцы культуры. Вот лишь некоторые модельные принципы описываемого общества: семья годами стоит в очереди за разрешением завести ребенка, женщина может использовать одну неделю в год для измены мужу.

Совершенно потрясающий оптимистичный рассказ «Новогодняя привилегия, или Когда телефоны были большими» – последний в сборнике. Он определенно намекает читателю, что есть еще такие ценности в жизни, как человеческое общение.

...Молодой человек, случайно запертый после новогоднего корпоратива в офисе, чтобы скоротать время, обзванивает родственников и знакомых, чьи телефоны оказались в его записной книжке. Он обзвонил всех, включая тех, кого не помнил, и получил новогоднюю привилегию – мобильный телефон, который тогда был только у директора фирмы.

Думаю, что каждый прочитавший рассказы Бориса Гайдука, получил свою привилегию – общение с настоящей литературой.

Hosted by uCoz