01.10.11 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Планета Мазлтов-IV

Перед нами одна из попыток литературно-философского осмысления феномена еврейства, причем весьма оригинальная – через еврейскую фантастику: Диббук с Мазлтов-IV (Американская еврейская фантастика / Сост. Джанн; Пер. с англ. – М.: Текст: Книжники, 2011. – 238 с., тир. 3 тыс. экз.).

«Одна из» – не совсем точно, сборник представляет собой целый спектр различных форм и тенденций, характерных для отдаленного от нас места-времени. У авторов-неевреев это получалось может быть и лучше, но тут представлен что называется взгляд изнутри.

Рассказы местами наивны в сравнении с кровавым опытом национальных разборок конца 20 – начала 21 века. Прослеживается некое мысленное метание в недоварившемся компоте ощущений с ингридиентами богоизбранности, вселенской тоски постхолокостного синдрома и самоотторжения, что за тысячи лет до последнего Холокоста стало причиной рассеяния и переноса центра тяжести еврейской жизни в галут. Миф о возможности вернуть всех евреев в одно место основан на идеале, который нашел в одном из рассказов типичное для science fiction выражение эмиграции на другую планету. Другой расхожий миф, связывающий истинного еврея с традициями и кашрутом, воспринимается немного иронично, хотя для истинного еврея это чистая сатира.

Еще больше наивности проявляется в той волне jewish fantasy через science fiction, которая уже выбралась из первых антиутопий, но еще не увидела будущего, собирая свою мозаику из атрибутов подручной современности.

В сборнике под оболочкой фантастики отражены кажется все тонкие моменты и жирные свойства еврейства в мире людей. Только пожалуйста не надо доказывать, сколько на самом деле евреев погибло в Холокосте, которого якобы не было, и что евреи как и армяне, склонны наслаждаться своей бедой. Вовсе не кажется нарочитым рассказ о невыносимой склонности переживать чужую боль – девочка рождена матерью, пережившей концлагерь (Памела Срджент, «Собирайте синие розы»).

Совсем прост для понимания и почти недоступен для толкования рассказ, условно говоря, об антисемитизме в отношении евреев друг к другу (Бернард Маламуд, «Еврей-птица»).

Выскажу для преодоления заезженной колеи мысль может быть неоднозначную: выжившие представители древнего народа умеют защищать если не себя, то свой интеллектуальный потенциал, и идти в его реализации до исчерпания любой взятой на вооружение темы.

Некоторые рассказы настолько тяжелы для восприятия своей детализацией архаичности и вторичности, что возникает непонимание: зачем вообще этот сборник перевели и издали? Трудно представить его читателя в современной России. Жалко труда переводчиков, они старались. А вот издательства с их политикой изыскивать что-либо редкое-эксклюзивное, чтобы потом широкоохватной рекламой любой изданной книжки специфического свойства провоцировать отторжение вместо интереса к чтению. При всех издержках тоталитарного управления, институт литературной критики в советское время был и как-то работал, направляя читателя. Нынешний расцвет книгоиздания и книгописания живут почти параллельно без взаимной любви и вопреки дороговизне. При этом мы наблюдаем парадоксальный перевод бумаги. Псевдопатриотам попадают книги с множественным вкраплением слов на идиш или евреям – антисемитская философия под видом патриотически-правозащитной.

Было бы странно рекламировать сейчас сборник еврейской фантастики, однако над такими рассказами, как «Затерянный рай» Джорджа Алека Эффингера, стоило бы задуматься любому русскоязычному читателю.

...Мир устроен просто. Демократические выборы отменены как «слишком неточные». Тем не менее человечеством правят «Представители» – по одному на континент. Граждане подвластных регионов были этому даже рады, им и так жилось нелегко. Судьбы людей и конкретно евреев определяется не ими: «Если у человека нет возможности выбирать, он никогда и не ошибется». Как оказалось, «Представители все время с нами это проделывают. Как только заметят умного еврея, сразу же изымают его из обращения». Разумеется, все происходит как бы по свободному выбору предложенной награды. Евреев по замыслу автора осталось в мире менее полпроцента, но среди выселенных с Земли их 39%. Завершается рассказ выводом отправленной на далекую планету еврейской парочки: «Когда-то евреи были угнетенными, верили во всякие глупости и не имели своего вождя. Но потом появился Моисей. А сегодня на Земле все угнетены, не только наше маленькое племя, и никто не знает, что делать. Я думаю, что сейчас человечеству нужен не вождь, а целый народ, который восстанет и поведет других за собой. Евреи могут стать для человечества тем, чем когда-то для них стал Моисей».

В связи с особенностями положения России в современном мире, в то же время, когда мы задыхаемся от навязанных национальных противоречий, на Западе растет славянофобия, основанная на нашем единстве именно как русских. «Русским» может быть человек любой национальности, если он из России. Соответственно с него больше спрос. Для получения награды, например, на Олимпиаде, русскому надо показать результат намного выше и доказательней, чем у соперников. В науке, образованности, – еще труднее.

Что-то это нам напоминает из истории евреев, не правда ли? Может быть в связи с таким раскладом нам стоило бы перестать примерять на себя фатальность исчезнувшей христианской матери-Византии, а чисто технологически использовать опыт выжившего более древнего народа?

В таком случае еврейская фантастика оказывается не столь уж фантастичной на фоне современности.

Hosted by uCoz