12.02.12 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Новый Джанни Родари

Амулет Йети для подросткового возраста состоявшегося человека

Куда уходит детство, в какие города, и где найти нам средство?..

Есть средство удачно попасть в детство исцеляющее – ненадолго, всего лишь на 269 страниц книжки Альберто Мелиса «В поисках Йети» с чудесными иллюстрациями Якопо Бруно (пер. с итал. А.Карловой СПб.: Азбука-классика, 2010 – 272 с., тир. 10 тыс. (Охотники за тайнами).

Мне лично кажется, эта сказочка для взрослых. Ведь у каждого ребенка собственное неповторимое детство, из своего возраста он может не увидеть другое. Это может быть «Питер Пэн» или «Карлсон, который живет на крыше», «Варежка» или «Серая шейка», «Пиноккио» или «Буратино». Сами себе мы почему-то представляемся Буратинами – простодушными или прекраснодушными в зависимости от перепадов настроения. Но никто из нас не хочет выглядеть глуповатым врушкой Пиноккио под присмотром добропорядочной феи-нравомучительницы. Уж лучше откровенно зловредный Карабас-Барабас. Понять себя, взрослого, невозможно. От умственных усилий остается голубоватый дымок умиротворяющего призрака «Маленького принца»...

Сказочное путешествие «В поисках Йети» чудесным образом воссоединяет проблески самоосмысления в завершенную картинку.

Автор устами своих героев, «трех путешественников», предупреждает: «Не думаю, что мы сможем рассказать обо всем случившемся за эти дни Кики, маме или папе. Правильно? – сказал Вэлиант, кладя палец на кнопку на подлокотнике кресла. – Конечно. Ни единого слова.сухо ответила Вайолет. Вэлиант кивнул, думая о том, что в любом случае никто никогда не поверил бы в столь фантастическую историю, как та, что им довелось пережить».

Состоявшегося человека (в контексте неважно, состоявшегося как надо или кое-как) детство манит прежде всего жаждой простоты в решениях, прямолинейности в причинах, однозначности в образах. Как-то назойливо хочется на мгновение стать летучим Бэтменом, взять в руки поражающий бластер, взмахнуть волшебной палочкой.

Альберто Мелис придумал лучше, чем может нарисовать воображение не двигаясь с места: сказочно усилить свои естественные способности, прислушавшись к себе в ходе увлекательно-опасных приключений.

Для этого нужно знать, что сообщил «трем путешественникам» о Мармадуке Блэкбэте лорд Кларенс Вильберфорс Блендинг, граф Уинсендский.

«Так вот, во всем мире нет более ловкого преступника. Он причастен к огромному количеству самой разной незаконной деятельности, включая азартные игры и торговлю токсичными отходами. Некоторое время назад при помощи подставных лиц он начал скупать зоопарки во всех крупнейших городах мира... Улавливаете мою мысль?» – сказал призрак.

Фабула сказки инвариантно сильнее автора: вселенский злодей из тайного командного пункта (приведена убедительная картинка) с помощью сети вышколенных агентесс ловит по всему миру криптоживотных, которые панически боятся взрослых и доверяются только детям. Отважные путешественники возрастом не старше «Пятнадцатилетнего капитана» не только мешают агентам злодея и освобождают криптоживотных, но и с помощью амулета Йети выводят графа Уинсендского на местонахождение командного пункта. Зеленая линия на компьютере призрака изогнулась и оказалась в Карачи, в Пакистане. Затем поползла в Эр-Рияд в Саудовской Аравии, в суданский Хартум, египетский Каир, Рим, Париж, остановилась в Лондоне...

Дальше следить у детей времени не было, вот-вот должны приехать папа с мамой.

Итальянский детский писатель Альберто Мелис – хочется сказать, современный Джанни Родари – дает весьма современную картинку с широким подтекстом извечной борьбы добра и зла в проекции действующих реалий сложившегося в мире расклада. После таких фантазий, как «В поисках Йети», не хочется вспоминать о третьей мировой идеологической войне для провокации охлореволюций, да куда от нее деться? Мне кажется, изящная сказочная выходка Альберто Мелиса вполне уместна, чтоб немного отвлечься и порадовать душу.

Отсюда возвращаешься в мир снова полным сил, как в сказке Петра Ершова при сопроводительной поддержке Конька-Горбунка. Сказка Альберта Мелиса открыла мне глаза на смысл сказанного в Думе 10.02.12. Депутаты Алексей Митрофанов, Алексей Пушков, Леонид Калашников, Анатолий Локоть, Ярослав Нилов и др. на теме событий в Сирии, вокруг нее, мучительно пытались растолковать самим себе, почему нельзя «махать шашкой» (о чем неоднократно говорил мудрый генерал МВД, депутат Владимир Абдуалиевич Васильев), и что мы можем сделать, если мир надеется на Россию.

А он надеется и это, увы, не сказка про нашего Бэтмена-Путина с его web-камерами от Управления внутренней политики Администрации президента, а про нас. Каждый гражданин России должен понять чем раньше тем лучше, кого назначили «дежурным по апрелю» после выборов 4 марта в России и 2 марта в Иране. События пойдут произвольно по нарастающей и авторы-исполнители умоют руки.

Кто у нас теперь «Тараканище», пока неясно. Но Солнце по-прежнему встает на Западе. Такой вот оказался смысл сказки Альберто Мелиса. И Джанни Родари вновь заиграл устами одного из изгнанных из Думы за правду депутатов Олега Шеина: «С тех пор, как Мы ввели налог на воздух, вы стали меньше дышать». Нам подавали «Чиполлино» как прививку от тлетворного влияния Запада. Прививка оказалась плацебо, а сказка про все ту же борьбу темного и светлого в собственной душе.

Hosted by uCoz