09.03-11.06.12 Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Музей народного бессмертия: лабиринты русской души с трихинами Достоевского – предсказание мобильных элементов в геноме Евгения Ананьева и Владимира Гвоздева.

Галина Артемьева писатель плодовитый и каждая ее новая книга не похожа ни на одну из предыдущих.

Новый роман Артемьевой «Хозяйка музея» (М.: Эксмо, 2012. – 320 с., тираж 4100 (Лабиринты души) отражает одну из наиболее тревожных проблем современности – утрату культурного наследия. Нелишне напомнить, что происходит потеря существенной составляющей национальной самоидентичности.

Как это происходит, описано на примере музея маленького русского городка.

Старинный особняк с флигелями, расположившийся на живописном холме, с высоты которого открывался дивный вид на реку, заливные луга и окружающие их леса, действовал болезненно-возбуждающе на почти уже пресытившееся всесторонними земными благами местное важное начальство. И решило оно по справедливости упразднить эту никому не нужную богадельню с неадекватным ситуации названием, а вместо этого организовать там подобающее помещение для властных структур – резиденцию губернатора, например, или что-нибудь наподобие того, подлинно демократичное и актуальное позарез.

...Загрохотал скандал. Алчные но трусливые местные шакалы на время отступили, затаились. Музей восстановили в своих правах.

Эксперт Елена Михайловна обнаружила в музее такое количество неординарных полотен, что хватило бы на несколько десятков полновесных культурно-коммерческих проектов. Несколько женских портретов Серова. Карандашные наброски Сомова. Небольшой выразительный Врубель. Парочка восхитительных пейзажей Левитана. Полотно Брюллова, ни в одном каталоге не обозначенное.

Какая у вас тут сигнализация установлена? А никакая! Плевать потому что всем. Прибрать к рукам чтоб удобнее: картины вытащат, распихают по своим дворцам и замкам храм искусства подожгут – концы в воду. Потом «восстановят», сделают «как было» с другими хозяевами.

Это не татаро-монголы, те только дань собирали. Эти – из атомной эры. После себя выжженную радиоактивную зону намерены оставить.

Собственно хозяйка музея и ее сын Доменик – люди на которых по мнению автора держится русская культура. Но их некому защитить, и Елена Михайловна берется тайно вывезти наиболее ценные картины и привлечь внимание общественности к проблемам музея.

Сюжет развивается в двух временных плоскостях: в прошлом – рассказ о детстве героини и ее сестры-близнеца, и в настоящем. В романе много рассуждений о судьбе России и состоянии современного общества. Автор показал деградацию общества во всех примерах, используя для этого релевантную тематику, будто бы взятую со страниц газет или телевизионных передач. Автор говорит о состоянии массового сознания, вспоминая Достоевского, конкретно его идею о трихинах, заражающих умы людей (сон Раскольникова в эпилоге романа «Преступление и наказание»).

«Помните у Достоевского? Трихины? Микроскопические существа, вселяющиеся в людей. И зараженным трихинами кажется, что они-то и знают правду, они-то и видят, как надо. А в результате – все остановилось...» – горячо говорит героиня.

По этому поводу цитируется стихотворение М.А.Волошина: «Исполнилось пророчество, трихины в тела и в дух вселяются людей. и каждый мнит, что нет его правей».

Не будем раскрывать сюжет романа с его детективно-приключенческими нотками – читателя ждут неожиданные повороты в повествовании.

Если признать что наше нынешнее общество так же заражено трихинами и одержимо идеями собственной правоты во всем, особенно в продвижении идей демократии и рынка, то воистину пророчество Достоевского сбывается. В этом Галина Артемьева усматривает главную проблему современного общества и каждого конкретного человека.

Название «Хозяйка музея» искажает авторский замысел «Музея народного бессмертия». Это как поменять целый носок на рваный из той же пары. В том же жанре китчевой унификации сделаны обложка и аннотация, по сути обманывающей читателя относительно оригинальной авторской концепции, представленной в романе на основе хорошего знания реалий и их стремительной динамики в постсоветской России.

 

Второй вариант

Музей народного бессмертия

Творчество Галины Артемьевой уже зарекомендовало себя на книжно-издательском рынке. Ее книги не похожи одна на другую, но все нацелены на возрождение нравственных ценностей в эпоху всеобщей погони за материальными благами.

«Хозяйка музея» – не очень точное название, так как главная героиня не заведует музеем, а является представительницей вышестоящей организации, инспектирующей местные «очаги культуры», кое-где еще сохранившиеся в глубинке, но как правило влачащие жалкое существование. Первоначальное название «Музей народного бессмертия» гораздо лучше отражает содержание романа, к тому же несет в себе образ, важный для понимания нравственного смысла, заложенного автором.

Героиня романа Елена Михайловна, сорокалетняя женщина-искусствовед, приезжает в районный музей и обнаруживает там ценные картины, подлинники, которые, как и сам музей, оказались в опасности из-за нападок местных бандитов, претендующих на усадьбу и землю, занимаемую музеем.

 

http://www.sobaka.ru/magazine/portrety/5529

Профессиональный филолог, автор двенадцати книг выпускает в конце июля роман с рабочим названием «Музей народного бессмертия»де легко пишет о сложных вещах.

Когда вы решили заняться писательством? Есть музыканты, люди звуков. Я от рождения человек слова. И я никогда не сомневалась, что моя цель – литература. Но чтобы писать по-настоящему, профессионально, ничем другим заниматься нельзя. Это всепоглощающий и кропотливый труд. Когда пишешь книгу, ты переходишь жить в другой мир, тот, который создаешь сам. Долгое время я не могла себе этого позволить, все же я отвечала за троих детей. Но знала, что наступит мое время. Вот уже почти пятнадцать лет я полностью погружена в любимое и долгожданное дело. А до этого занималась наукой, защитила диссертацию по семантике, все мои публикации были связаны с лингвистикой.

О чем ваша новая книга? Рабочий вариант заглавия – «Музей народного бессмертия», как и пять предыдущих, она выйдет в серии «Лабиринты души» издательства «Эксмо». А речь в ней идет о том, можем ли мы совершить поступок, когда видим творящуюся несправедливость и гнусь, или способны только руки заламывать? Закрученный сюжет, в котором переплетаются судьбы многих героев, но основная мысль: если мы будем все проглатывать, позволять гадам бесчинствовать, значит, грош нам цена. И главный вопрос, который меня сейчас волнует, – я говорю не только о книге – такой: Россия дошла до точки невозврата или у нас еще есть шанс?

Вы сейчас живете в Берлине. Прежде всего хочу подчеркнуть, что я не эмигрантка. В начале 1990-х в нашей семье вопрос отъезда стоял очень остро. После десятилетий железного занавеса казалось, что лазеечку только приоткрыли и надо успеть в нее проскользнуть. В обществе была массовая истерия по поводу возможного голода. В итоге голодать не пришлось, здравый смысл взял верх. К тому же я знала, что навсегда покинуть страну не смогу: я всю жизнь посвятила русскому языку и культуре.

Но в итоге вы все же уехали. Я вышла замуж за пианиста Константина Лифшица, он активно гастролировал. Вскоре мы поняли, что летать на европейские концерты из Москвы крайне невыгодно, ведь дорогу артист часто оплачивает сам. И тогда мы решили сделать в Берлине базу. Это не эмиграция, просто возможность спокойно работать. Теперь муж живет в Люцерне, где он профессор консерватории. А я в Берлине дописываю роман, потому что в Москве у меня нет таких условий: тишины и покоя. А уж как в Швейцарии хорошо, я даже передать не могу. Утром выходишь на террасу, видишь горы, овец, дышишь волшебным воздухом – ощущение, что ты в раю. Но есть такая вещь, как ностальгия – дикая, буквально волчья тоска по родной земле. И ты ничего не можешь с этим сделать. Великое счастье, что можно купить билет и улететь в Москву. Я не покинула Россию. Все вопросы, которые меня волнуют, связаны только с ней. Я стараюсь писать легко, но в каждой из книг есть мучительная мысль, кто мы такие и что мы можем дать родине.

И к каким выводам приходите? На мой взгляд, люди потеряли всякую надежду, и в этом коренное отличие от 1990-х. Тогда была решимость перетерпеть трудности на пути к новому обществу. Потом благосостояние стало расти и казалось, что мы наконец заживем достойно. Но в 2000-х надежды на экономическую стабильность сошли на нет. Кроме того, возникло ощущение оскорбительного политического гниения. Отсутствует общегосударственная идея, которая сплотила бы народ. Это похоже на организм, из которого вынули душу. Каждому человеку хочется жить в комфорте. А зачем рожать детей, если ты знаешь, что сыновей могут замордовать насмерть в армии, а дочь изнасиловать на улице? Возникает естественное желание скрыться. С недавних пор моя дочь хочет уехать из России, хотя держалась до последнего. У нее двое маленьких детей, и она не видит для них будущего в этой стране.

Вы поддерживаете ее желание? Да, потому что боюсь за внуков, хотя вообще я не пугливый человек. С первого класса я ходила в школу сама, а с четвертого одна ездила через всю Москву во Дворец пионеров. Разве мыслимо сейчас отпустить ребенка одного в школу, даже если до нее пять минут ходьбы? В Берлине или Швейцарии- совершенно спокойно, а для нас это уже неестественно. Дети должны сами чувствовать ответственность за себя, но в Москве и Петербурге это невозможно.

Ваш диагноз основывается на личном опыте? Я много пережила, нашей семье пришлось столкнуться с так называемой подставой. Мой старший сын – журналист. После того как вышла его статья «За что в милиции пытают людей?», он смог сам ответить на этот вопрос. Сначала ему, а потом и моей дочери организовали ситуацию, подобную описанной в статье. На борьбу ушел год. Не хочу говорить, чего нам это стоило. Сейчас дети на свободе, но я живу с чувством омерзения к системе. Писатель должен страдать, иначе он будет разводить розовую воду. Но если я окончательно уеду, кому я освобожу место? Этим ментам? А не слишком ли жирно для них? Людям, которых я уважаю и люблю, я бы посоветовала мужаться. Действуйте! Тогда не придется жаловаться, что кто-то добился, а не вы.

а еще важно знать, что Галина Артемьева владеет немецким, английским, итальянским, чешским языками. Кроме художественной прозы пишет психологические учебники: книга «Ври как мужчина, манипулируй как женщина» стала бестселлером. К части тиража книги «Блудная дочь» прилагается диск с песней Павла Артемьева, солиста бойз-бенда «Корни» и лидера группы Artemiev, – сына писательницы.

ИНТЕРВЬЮ: ВИТАЛИЙ КОТОВ

Hosted by uCoz