23.04.12 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Законопроект по защите генетических коллекций заволокитили

Минэкономразвития пустил под нож генетические биоресурсы России

Зампред думского комитета по аграрным вопросам Надежда Школкина намерена на заседании Думы 8 мая при утверждении Медведева в должности премьера поставить вопрос о том, что происходит с законопроектом об охране генетических коллекций?

Депутат благодарна Медведеву за вмешательство в судьбу Павловской станции и защиту генетической коллекции Н.И.Вавилова. Она уверена, что Павловскую станцию сохранить удалось, но с чем мы будем встречать юбилей Вавилова, если другие генетические коллекции, ботанические сады под угрозой? Так и будем защищать по одной коллекции, теряя другие, потому что системного решения принять не можем?

Депутат Н.Школкина неприятно удивлена тем, что законопроект по защите генетических коллекций возвращен Минсельхозом на доработку. Странно повели себя и сами ученые с возражениями по поводу того, что предлагаются недостаточно общие нормы.

Системного решения по защите генетических ресурсов России как национального достояние нет, а вот угроза явно носит системный характер. Проводником ее является все то же Минэкономразвития. Это министерство известно как проводник НДС, закона о техрегулировании и т.п. Иначе как «министерством по развитию коррупции» Минэк в Думе не называют.

Если Минэку удастся изъять из законодательства категорийность земель и особо охраняемые природные территории (ООПТ), то будет совсем печально, предупреждает Н.Школкина. Россия должна сохранить свои генетические коллекции, это наш долг не только перед собой, но и перед человечеством в целом. Теоретически есть понимание проблемы и в США. При президенте Клинтоне нам давали два млн долл. на сохранность генетических коллекций. Только за счет наших ресурсов американцам удалось восстановить яблоневые сады, когда в 17-х штатах яблони были уничтожены паршой и ущерб составил 11 млрд долл. За счет нашего семенного фонда удалось обеспечить урожай хлеба в Эфиопии – устойчивость к температурам 50 градусов. При этом в самой России зерновые страдают от засухи.

Разделяя тревоги депутата, я настроен более пессимистично. И в США и в России зреет понимание, что будущий мир без нашей страны не выживет. Однако доминирующий тренд – на уничтожение национального многообразия нашей страны. Под угрозой даже заповедники и заказники с краснокнижными животными и растениями. Напомню, что разрушение отечественного генофонда началось с открытия границ для безответственных интродукций на двадцать лет ранее вскрытия страны в целом для внешнего управления. Эти двадцать лет шло разрушение генетики и ее научных школ, которое оказалось не под силу Лысенко со Сталиным. Много научного люду ушло в никуда и вымерло физически, только об этом как-то не писали – стыдно было.

В последнее время, как отмечает депутат Школкина, началось возрождение науки и конкретно генетики. Это так, но параллельно идут процессы уничтожения защиты отечественной интеллектуальной собственности. Ученых продолжают стравливать глупыми требованиями о сокращении в ответ на повышение оплаты. В самой системе грантового финансирования действующий ученый разобраться не может, получить грант без отката трудно. Система распределения средств нацелена на аферистов и дело не в Викторе Петрике, а в самой системе – так задумано. По защите Павловской коллекции у меня несколько иные сведения, чем у депутата, – угроза сохраняется. Комитет Госдумы по жилищным отношениям и ЖКХ по факту обсуживает Фонд РЖС, перед которым поставлена задача изъятия земель генетических коллекций. Бразды правления в комитете забрала зампред Елена Николаева, лоббируя интересы Фонда и отодвинув специалиста в ЖКХ, председателя Галину Хованскую. Как оказалось, муж Николаевой поставляет окна ФРЖС.

Что может сделать депутат в принципе, обсуждалось на заседании по парламентскому контролю, которое провела председатель комитета по безопасности Ирина Яровая. Ей поручено создать законопроект и она ищет пути решения вопроса через введение ответственности за игнорирование вызова в парламент и нежелание по сути отвечать на депутатские запросы.

Мне почему-то кажется, что свои генетические коллекции мы можем считать потерянными. А вот каждая из четырех названных депутатов войдет в историю. Но каждая со своей ролью.

 

23.04.12 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Парламентский контроль: последнее слово останется за правительством

История парламентского контроля нуждается в парламентском расследовании

Кровожадные единороссы потребовали уголовки для чиновников за неуважение к депутатским запросам

Председатель думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая честно выполняет поручение по разработке законопроекта о парламентском контроле. Проведя обсуждение на площадке единороссов, И.Яровая предложила всем, кто готов биться за этот закон, присоединиться к числу авторов.

В итоге обсуждения единороссы констатировали то, о чем много лет говорили им представители оппозиционных фракций – факт неуважения к парламенту и наплевательское отношение к депутатским запросам.

И.Яровая заявила, что общественное обсуждение законодательных инициатив – это лучшая экспертная оценка. Оно выявляет изъяны будущего закона, которые проявятся при правоприменении.

Депутат Виктор Звагельский напомнил, как в прошлом созыве пытались сделать законопроект, который изменил бы статус депутата. Без него депутатские запросы имеют рекомендательный характер. Депутату надо дать право дисквалифицировать чиновника за неквалифицированные ответы и нарушения сроков. Неявка в парламент, отсутствие ответа – это все неуважение к парламенту. По мнению Звагельского, пока не будет возможности дисквалифицировать чиновника, закон о парламентском контроле работать не будет.

Завкафедрой конституционного муниципального права МГЮА Владимир Фадеев напугал ссылкой на США, где существует уголовная ответственность за неявку в парламент. Когда Дума разбиралась с импичментом президента, в комиссию не ходили и чихали на приглашения.

Давайте не торопиться с США, призвал спикер Мосгордумы Владимир Платонов. Вот если дали фальсифицированные сведения, то это другое дело, а просто так – мы вам написали, почему вы еще не уволены? – да потому что!

Депутат Эрнест Валеев пояснил, что вопрос об ответственности – предмет совершенно другого закона.

По мнению И.Яровой, ответственность должна быть сбалансирована. Надо рассматривать и ответственность депутатов. Некоторые запросы носят лоббистский характер, незаконный. Вмешательство в уголовные дела – это вопрос для комиссии по этике.

Ошарашил гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин, предложив ввести институт парламентских контролеров. Депутатов 450 и нечего размазывать ответственность. Неожиданное предложение, отметила И.Яровая. Она не согласна, каждый депутат должен проводить контроль, введение системы над ним ломает принцип народного представительства.

Не согласилась И.Яровая и с предложением завкафедрой общей политологии ГУ-ВШЭ Леонида Полякова о муниципальном контроле – нарушение Конституции, разделяющей государственную власть и местное самоуправление.

И.Яровая подчеркнула, что парламентский контроль является очень разноплановым, мы зафиксировали 26 направлений и 14 еще добавили.

Представитель правительства в Госдуме Андрей Логинов пока не знает, что готовится внести И.Яровая о парламентском контроле. Ели законопроект получится хорошим, напишем замечания, если плохой – не поддержим, обещал он МП.

Напомним, что прецедент парламентского расследования возник, когда британская правоохранительная система столкнулась с проблемой расследования крупнейшего в истории финансового пузыря-пирамиды в форме Компании южных морей. В афере оказались замешаны и члены парламента и представители исполнительной власти, недоступные обычной судебной процедуре.

Опыт парламента России показывает, что дело не в законе. Расследование трагедии Беслана, затем крупнейшей аварии на Саяно-Шушенской ГЭС шло по новому закону, усложнившему процедуру инициации и расследования. Шло оно нервно и скрытно, но судя по результатам, в обоих случаях парламент оказался на высоте – охота была вникать в его выводы.

На все должна быть политическая воля, вызванная запросом общества. ЖКХ, тарифы, генетические коллекции, уничтожение генофонда резонанса не вызывают, поэтому возбудить по ним парламентское расследование невозможно. Этот закон природы не зависит от того, какой напишут законопроект депутаты под руководством И.Яровой.

Возникла политическая воля, вице-спикер Олег Морозов съездил в Астрахань и там по его словам «все успокоилось». На возврат в Думу Олега Шеина политической воли нет и председатель комитета по госстроительству Владимир Плигин отложил второе чтение законопроекте о свободном мандате по решению партии. Добиваются принятия закона эсеры Сергей Миронов и Николай Левичев, чтобы передать мандат О.Шеину.

Однако политической воли нет, как на защиту интеллектуальной собственности и многое другое.

 

Сообщения

 

Банк России жалуется Думе на иностранных партнеров

Финансово-банковскую сферу регулирует не ВТО, а G-20 и Базель

Вступление в ВТО не скажется на банковском секторе, все регулирует членство в 20-ке – зампред Центробанка Алексей Симановский. Свое выступление на круглом столе фракции СР в Малом зале Госдумы «Законодательное обеспечение международной финансово-экономической интеграции России и защита отечественного финансового сектора» А.Симановский начал с предупреждения: «Боюсь вас разочаровать» – присоединение к международным организациям на банковском секторе скажется не очень значительно, присоединение к ВТО сказаться не должно. Российский банковский сектор со времен открытия границ и свободного движения капитала стал объектом внимания. Россия является членом двадцатки G-20. Перспективы банковского сектора связаны не с присоединением к ВТО, а с членством в двадцатке и с условиями Базельского комитета по банковскому надзору.

Для присоединения к ВТО оговорены два условия: запрет на открытие филиалов иностранных банков на территории России; возможность введения квоты иностранного участия – не более 50% совокупного уставного капитала.

Капитализация российского банковского сектора собственными средствами составила на 1 января 2011 года 4,7 трлн руб., на 1 января 2012 года 5,2 трлн руб.

Принципы нового банковского надзора будет приняты осенью. В Западной Европе в связи с кризисом вносятся изменения.

В теме национальных системно-значимых банков зампред ЦБ сказал о признании субординированных обязательств (bail-in капитал). Минимальные требования к капиталу (irb-подходы) необходимо внедрить в законодательстьво. Нетранспарентные сделки, сомнительные заемщики с коэффициентом риска 150%. Говорят, что защищаться надо от плохих менеджеров, от собственников. Это не так, банки существуют для того, чтобы не создавать риски вкладчикам.

36 стран имеют соглашения (меморандумы) с Банком России, две страны обмениваются письмами и около десяти взаимодействуют с Банком России на неформальной основе. Обмениваются информацией недостаточно охотно, не говоря уже об оффшорах. Информация должна приходить быстрее и детальнее.

Симановский против филиалов иностранных банков в РФ – они не являются юридическими лицами, не подчинены надзору, не отчисляют обязательные средства в резерв и не компенсируют вклады при банкротстве. Налицо неравенство конкуренции.

Академик Абел Аганбегян предупредил, что отток капитала из России идет через иностранные банки. Речь идет о дочках, а не о филиалах.

 

Председатель думского комитета по науке и наукоемким технологиям Валерий Черешнев проведет 26 апреля 11:30 в Малом зале Госдумы круглый стол по клеточным технологиям. Будут обсуждаться в т.ч. вопросы защиты интеллектуальной собственности. К круглому столу приурочена небольшая выставка Общества биотехнологов им. Ю.А.Овчинникова.

 

Вузы задерживают оплату дополнительных часов преподавателям. По этому поводу председатель думского комитета по труду и соцполитике Андрей Исаев напомнил, что сейчас действует закон, согласно которому задержка выплат более 15 дней влечет начисление пени и штрафов. Как этого добиться, депутат не сказал.

 

Дополнительное заседание Думы 8 мая начнется в 15 час. Для утверждения Медведева премьером. Вице-спикер Жуков: вопрос конечно один

 

Председатель комитета по регламенту Думы Габдрахманов: в троллейбусе виноват тот кто толкнул и в метро тоже – объяснил и убежал от журналистов

 

Президент принял правильное решение, заявил журналистам спикер Сергей Нарышкин о помиловании Сергея Мохнаткина, вступившегося за женщину на Триумфальной в защиту от сотрудников полиции.

 

Спикер Нарышкин в итоге переговоров с лидерами фракции предложил провести дополнительное заседание Думы 8 мая в 15 часов для рассмотрения кандидатуры премьера.

 

Спикер Нарышкин сообщил о правительственном часе на этой неделе с участием Минспорта Виталия Мутко. Депутатов интересует подготовка к летней Олимпиаде-2012 и зимней Олимпиаде-2014.

 

Председатель комитета по госстроительству Владимир Плигин отложил без даты второе чтение законопроекта по свободному распределению мандатов в партийном списке.

По словам Николая Левичева, этот закон необходим, чтобы передать мандат Олегу Шеину.

 

Пресс-релизы

 

Будущий премьер Медведев вызвал лидеров фракций, чтоб проинструктировать насчет консультаций о себе

Первый зампред ЦК КПРФ, Первый заместитель Председателя Государственной Думы РФ Иван Мельников:

«Сегодня нам стало известно, что на 2 мая назначена встреча Президента Дмитрия Медведева с представителями парламентских партий по традиционной формуле по два человека от партии.

Ясно, что в таком виде встреча будет последней и в повестке в первую очередь итоги последних четырех лет и разговор о перспективах.

Также мы полагаем, что во время этой беседы будет обговорен порядок встреч Дмитрия Медведева с фракциями. Эти встречи начнутся после инаугурации Владимира Путина и получения Государственной Думой соответствующего представления на должность Председателя Правительства, то есть будут проходить во второй половины дня 7-го мая и до 15-00 8-го числа».

 

Владимир Жириновский поздравил Марин Ле Пен

В минувшее воскресенье во Франции прошел первый тур президентских выборов. Лидер «Национального фронта» поставила своего рода рекорд – она пришла третьей, превзойдя результат своего отца Жана-Мари Ле Пена в 2002 году.

Первый тур выборов преподнес неприятный сюрприз действующему президенту страны Николя Саркози. Уже в первом туре он проиграл своему ближайшему сопернику, кандидату от Социалистической партии Франсуа Олланду. Третий результат – у Марин Ле Пен, набравшей порядка 18% голосов. Таким образом, она превзошла результат своего отца Жана-Мари Ле Пена, получившего в 2002 году 16,86% голосов избирателей и вышедшего во второй тур президентской гонки.

На минувшей неделе Председатель ЛДПР Владимир Жириновский направил Марин Ле Пен телеграмму со словами поддержки на выборах. Сегодня Владимир Вольфович поздравил лидера «Национального фронта» с достойным результатом.

«Уважаемая г-жа Ле Пен, от лица депутатов фракции ЛДПР в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации поздравляю Вас и всех сторонников «Национального фронта» с тем впечатляющим результатом, которого Вы достигли в ходе первого тура президентских выборов. Вы превзошли результат своего отца и вновь доказали, что правые идеи во Франции крайне сильны. Огромное число французских патриотов отдали за Вас свои голоса. На Вашей стороне представители самых разных социальных слоев общества, но я убежден, всех их объединяет неподдельная любовь к родному Отечеству и искренняя забота о будущем французского государства.

Достигнутый Вами результат на этих выборах абсолютно заслужен. Он говорит о колоссальном опыте и огромном политическом таланте. Вы грамотно вели свою предвыборную кампанию, завоевывая умы и сердца все большего числа французов.

Я уверен, что у Вас и возглавляемой Вами партии «Национальный фронт» есть огромный потенциал для сплочения патриотически настроенных сил Франции и достижения самых высоких результатов на предстоящих в июне парламентских выборах. Поздравляю Вас с уже достигнутым и желаю новых побед в предстоящей борьбе», – отметил в телеграмме Марин Ле Пен Председатель ЛДПР.

 

Иван Мельников: закон о прямых выборах губернаторов, к сожалению, девальвирован

24 апреля Государственная Дума рассмотрит во втором чтении законопроект о прямых выборах губернаторов. По просьбе СМИ о настрое фракции КПРФ рассказал Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, Первый заместитель Председателя Государственной Думы РФ Иван Мельников:

«Хочу напомнить, что наша фракция поддержала данный законопроект в первом чтении. Мы сказали, что идея верная, решение о возвращении прямых выборах актуальное и правильное, однако, обозначили два принципиальных момента, которые следует поправить ко второму чтению. Речь о двух фильтрах: президентском, когда нужно согласовывать свою кандидатуру, и «судебном», когда при отзыве нужно судебное решение. Мы считали эти фильтры избыточными.

Однако вместо того, чтобы убрать или смягчить эти фильтры, мы получили обратное: абсолютное ужесточение процедуры. Настолько жесткое, что по существу нормы законы перестают соответствовать его концепции, а реализовать право избираться в губернаторы или отозвать губернатора становится на практике невозможным.

Во-первых, президентский фильтр дополняется необходимостью собрать от 5 до 10% нотариально заверенных подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта РФ. Каждый такой депутат или глава может поддержать только одного кандидата. Если кандидат выдвинут в порядке самовыдвижения, то помимо прочего нужно будет еще и подписи собрать. Совершенно ясно, что таким образом создается база для администрирования в пользу власти, даже не доходя до президента.

Во-вторых, в непроходимый лабиринт превращается процедура отзыва. Начать процедуру может и партия, и граждане, но они должны обратиться в суд, который должен признать, что губернатор что-либо нарушил. Затем требуется собрать 25% подписей всех избирателей региона. Эти подписи будут рассматриваться, и если нарушений нет, то вопрос выносится на голосование. Губернатор будет отозван, если за это проголосует более 50% всех избирателей региона. Таким образом, вместо одного «судебного» фильтра мы получаем четыре фильтра!

Естественно, в таких условиях КПРФ не может поддерживать данный законопроект. Он более не является инициативой, возвращающей прямые выборы губернаторов. Это закон власти о том, как вымотать партии и кандидатов и как окружить кольцами обороны своих фаворитов. Законопроект девальвирован».

 

Звагельский: Парламентский контроль должен работать на федеральном и региональном уровнях

Парламентский контроль должен осуществляться на основе единых подходов как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Об этом заявил в понедельник, 23 апреля, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развития и предпринимательству Виктор Звагельский в ходе заседания Патриотической платформы на тему «Парламентский контроль».

По его словам, пока оппозиция много говорит, но ничего не делает, партия «Единая Россия» ищет новые пути развития страны. «Сегодня необходимо вводить систему парламентского контроля во всей стране. Система парламентского контроля должна работать в едином ключе по всей стране. Она должна работать как на федеральном, так и на муниципальном и региональном уровнях», – отметил Звагельский.

 

Гончар: Парламентский контроль должен включать в себя контроль за деятельностью депутатов

Парламентский контроль должен включать контроль над работой депутатов. Об этом заявил депутат Госдумы Николай Гончар в ходе заседания Патриотической платформы на тему «Парламентский контроль».

«Закон о парламентском контроле необходим. Но в него необходимо вводить раздел, посвященный самоконтролю», – сказал Гончар.

По его словам, в рамках парламентского контроля необходимо прописывать процедуры контроля за депутатами.

«Общество должно осознать, что мы хотим навести порядок и начать наводить его с себя. Депутаты должны вводить контроль над собой. Надо продумать механизмы», – отметил Гончар.

 

Попов: Вместе с законом о парламентском контроле надо вносить изменения в закон о статусе депутатов

Законопроект о парламентском контроле должен приниматься вместе с поправками в закон о статусе депутатов, в закон о правительстве. Об этом заявил в понедельник, 23 апреля, первый зампред комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов в ходе заседания Патриотической платформы на тему «Парламентский контроль».

По словам депутата, в законе о парламентском контроле должны входить все виды и формы парламентского контроля. «До этого законопроекта, к сожалению, обсуждались отдельные виды контроля», – сказал депутат.

По его мнению, одним из видов парламентского контроля может стать парламентское расследование. Депутат также заметил, что после принятия закона о парламентском контроле необходимо вносить изменения в законы о статус депутатов, о правительстве.

«Было бы неплохо подготовить перечень законов, куда необходимо вносить изменения вместе с принятием закона о парламентском контроле. Если этого не сделать, он будет просто декларацией. Если мы хотим, чтобы система работала, необходимо вносить изменения в 10-15 законов», – отметил Попов.

 

Сегодня, 23 апреля, в Государственной Думе прошло заседание Патриотической платформы на тему «Парламентский контроль».

После заседания, Виктор Звагельский рассказал: «Мы обсуждали первую в своем роде законодательную инициативу, усиливающую парламентский контроль, который является наиболее эффективной формой влияния и обеспечения народного представительства, а также фактором противодействия коррупции. Мы предлагаем двигаться по следующим направлениям: 1. Принятие базового нормативного правового акта о парламентском контроле в Российской Федерации; 2. Развитие форм постоянного финансового контроля; 3. Совершенствование парламентского контроля в рамках бюджетного процесса и порядка принятия и исполнения федеральных целевых программ; 4. Установление контроля за деятельностью представителей Федерального Собрания Российской Федерации в наблюдательных советах государственных компаний (корпораций)».

Звагельский пояснил: «Мы понимаем, что этой инициативой мы берем на себя большую ответственность, как законодатели. Система парламентского контроля должна работать в едином ключе по всей стране. Она должна работать как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Однако для того, чтобы этот контроль стал эффективной мерой, чтобы мы могли эффективно воздействовать на выявленные нарушения, мы должны изменить существующую систему взаимодействия законодательной и исполнительной власти. На сегодняшний день данное взаимодействие построено не по равноправному принципу, наблюдается приоритет исполнительной власти, что тем самым дезавуирует вообще статус депутатского корпуса. Например, катастрофическим образом понижено значение депутатских запросов, которые играют огромную роль не только в законотворческой деятельности, но и в работе с избирателями. Зачастую при ответах на запросы не соблюдаются сроки, установленные законодательством, содержание формально, а подписывают многочисленные подчиненные руководителей министерств. Тем самым исполнительная власть снимает с себя любую ответственность. Данная ситуация наблюдается и при отчетах министров перед Парламентом, их отношение носит исключительно формальный характер, и поэтому мы выступаем за изменение отношения чиновников к законодательной власти в целом».

«На мой взгляд, подобные нарушения являются поводом для освобождения от должности чиновников. Мы не говорим о том, чтобы наделить депутатов возможностью дисквалифицировать чиновников, но акцентируем внимание на том что, должен быть механизм контроля и наказания за неисполнение своих должностных обязанностей. И вот только в этом случае работа депутата будет действительно значима и гораздо более эффективна, а Государственная Дума станет более функциональным органом и будет работать, так же эффективно, как и Парламенты во всем цивилизованном мире» – добавил депутат.

Hosted by uCoz