Ирина Муравьева. Жизнеописание грешницы Аделы:
рассказы и повести. – М., Эксмо,
2012. – 288 с. Тир. 8 тысяч (Большая литература. Ирина
Муравьева).
16.02.13 Лев МОСКОВКИН
Книга в Москве
Запах чеснока
Любовь черно-белая, или женщина как катастрофа с чернильными
сосками
Не бывает любви несчастной,
Может быть она горькой, трудной,
Безответной и безрассудной,
Может быть смертельно опасной,
Но несчастной любовь не бывает,
Даже если она убивает,
Тот, кто этого не усвоит,
И счастливой любви не стоит. (Борис Заходер)
Для начала: сборник Ирины Муравьевой «Жизнеописание
грешницы Аделы» (рассказы и повести. – М., Эксмо, 2012)
– образец сильной и весьма специфической литературы выразительного авторского
почерка. Жанры выдержаны в своей эталонной чистоте без новомодных
литературоведческих инцестов. Стиль, или направление – реализм без излишеств
уточняющих определений, самый трудный в верификации со
стороны потребителя литературной услуги.
Правда редко бывает правдоподобной. Но на то настоящий художник,
чтобы выписать невзначай симптомы синдромов и психотипов,
без коих люди не бывают, чтоб всякому образованцу
разъяснилось: не из пальца высосано, а с натуры списано.
Прочитал от корки до корки. Посмотрел для сравнения собственных
впечатлений в Интернете то, что уже написано о новой книге раскрученной
писательницы. Такого расхождения ранее не попадалось. То ли я читал другую
книгу, то ли издатели перестарались с аннотациями, теряя штаны от скорости выстреливания шедеврами в массы.
Голова с мозгами не помешала?
«Иногда кажется, что многие люди появляются на свете случайно.
Вот, скажем, война, и какой-нибудь Фридрих спит с русой какой-нибудь девушкой Нюрой. А может, не Фридрих с ней спит. И не с Нюрой. Но звезды на небе вдруг вздрогнут: случилось!
Сменяются три быстрых времени года: простреленный Фридрих гниет в чистом поле,
а Нюра пугливо качает младенца. Случайность? Да как
посмотреть... Вот и здесь похожая история. Старший брат Аделы
случайно оказался в Москве. Он оказался в Москве, а в это же самое время его одноклассников,
голых, костлявых, сгоняли в просторные камеры «мыться». Не всех. Потому что
другие кричали: «За Родину-у-у-! У-у! За Сталина-а-а! А-а!» Одни
докричали, другие сгорели. Но так всё на свете: один
прогорает, другой проедает, а после – все вместе, и кости смешались. Чернеет
земля, орошенная ливнем».
Цитата хорошо показывает авторский стиль книги Ирины Муравьевой.
Но не ее содержание. Оно достаточно многогранно, чтоб по кусочку передать
целое. Фабула проста и привычна. Она известна как суть великого романа «Война и
мир» Льва Толстого.
Как известно, запах чеснока – враг секса. Но в жизни возможны
варианты. Это не секс, а любовь. Тело белее сметаны, как картинка в музее.
Груди с чернильными сосками.
Никакие враги в никакой войне не способны на настоящую
ненависть, какая бывает только между очень близкими людьми. Жизнь – крутой
маршрут на скачках с высот любви в пропасть ненависти и обратно. Опытный
манипулятор, настоящая женщина ведет хорошую игру встраивания в общество. То
самое, что имел в виду Толстой своим названием, когда в русском языке
существовало два омофона для обозначения совершенно разных вещей – покой в
обществе людей или это самое общество.
Рассказы сборника «Дед», «Брак по любви», «Белая дорога через
лес», «Ляля, Наташа, Тома» выписаны столь же профессионально, как и повесть.
Применение советской официозной банальности «инженеры человеческих душ» к
некоторым современным писателям более чем уместно. И.Муравьева владеет
информацией о том, что происходит с людьми сейчас и происходило в прошлом.
Какова была роль НКВД в жизни людей. Что такое бытовой антисемитизм и как
менялось со временем отношение к евреям. Как по-разному вели себя сами евреи.
Старенький сухой доктор с печальным еврейским профилем: «Мы от
жизни не лечим, голубчик. А от такой жизни тем паче» – как он уцелел, дотянул
до относительного благополучия пятьдесят пятого года...
Другой пример: «А эта жидовка
что здесь потеряла?» И тут же настало возмездие. Большая, белее, чем снег Буковины, Адела, обернувшись, так
мощно обрушилась на тщедушную, в лимонных кудрях, слаборукую
девушку, что кровь, хлынувшая из этой девушки, закрасила мокрым и жирным ковер
(который был красным, но много бледнее), и грудь слаборукой,
и всех, кто вмешаться хотел в это дело. Она избила свежую девушку с такою недевичьей яростной силой, как будто вернулись все те, кто
хотел, чтоб мать и Адела, и отчим Аделы
остались навеки в молдавском подвале. Вызвали милицию. В консерватории, где
люди должны услаждать друг друга звуками Моцарта и Бетховена, случилось
буквальное кровопролитье».
Сравнение усиливает эффект содержательности. Рассказы очень
разные. Автор владеет стилями как простого
повествования, так и составного изложения взаимной инсерции.
Я не знаю, откуда Ирина Муравьева берет фактуру. Есть ли прототипы
у героев и кто они. Однако характеры, облики, поведение выписаны четко, точно,
сочно. Читать местами страшновато. Но очень хочется.