В конце – лекция полит.ру: Башня из слоновой кости ВШЭ и Мария Юдкевич, заключенная башни. Где исследовательская продуктивность?

 

28.03.13 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Новый кодекс им.Путина-Лебедева: досоздать несозданное и неосознанное

Недоделанное гражданское общество и переделанный суд

По каждому эпизоду в Думе можно писать повесть а то и роман. Новости без аналитики и следственных экспериментов получаются плохо, настолько намеренно и изощренно сбивают с толку. Здесь сложился заповедник оригиналов, которые говорят то, о чем нормальные люди предпочитают не знать и спать крепко. Например, Алексей Митрофанов «перенес» наши госрезервы из ФРС США в Caribbean bank – оффшор, где Банк России крутит наши триллионы. Жириновский обвинил США в использовании детей России для жестокости. Евгений Федоров сказал об утрате суверенитета и угрозе кровавой революции в ответ на попытки его возврата.

В процесс включился председатель главного комитета Думы по госстроительству Владимир Плигин, который по статусу должен блюсти госстабильность. Новый жанр – указать журналистам на угрозу и не дать СМИ повода выставить себя шизофреником, как получилось с коллегами. Делается это по накатанной схеме: в беседе с журналистами депутат просит выключить запись и не публиковать то, что он сейчас скажет.

Пресс-секретарь не уследила за моим диктофоном. С неприятной настойчивостью уговаривала не публиковать. За спорами ушла суть: судей общей юрисдикции погрузят в состояние перманентного цейтнота, в котором давно находятся низовые сотрудники МВД, врачи и преподаватели, низовые избиркомы и исполнители партийного строительства – у партий физически не хватает ресурсов на сложную процедуру.

Жанр пояснительной записки отличается от известных журналистам в Думе. ВАС проиграл тему. Но и в ВС так не пишут – по пунктам, но без цифр и обоснования. Похоже на закон по защите детей от вредной информации, текст которого писали известные маргиналы.

Это очень плохо с т.зр. результатов, сказал в комментарии МП правозащитник Лев Левинсон. Сейчас обжалование административных актов и действий должностных лиц происходит по ГПК. Суть та же с чем носился в прошлом глава ВС Лебедев в создании новой ветви судебной власти и был внесен соответствующий законопроект. Сейчас в судах общей юрисдикции если не касается московской политики иногда решается в пользу граждан и нельзя сказать что на местах суды полностью управляемы. Это при советской власти было так что существовали специальные судьи допущенные к секретности, к политическим делам. Теперь подобное будет узаконено.

Президент России потряс опустевшую на региональной неделе Госдуму внесением объемного пакета из четырех законопроектов. В законодательстве России появится новый кодекс «о регулировании порядка осуществления судами общей юрисдикции административного судопроизводства».

Эксперты правового законодательства полагают, что новый Кодекс административного судопроизводства РФ означает серьезный передел судебного рынка, в значительной степени теневого с известными прейскурантами. После создания мировых судов суды общей юрисдикции оказались недогружены и выпросили себе то, что уже обещали арбитражной системе – все судебные дела в отношениях гражданина с властью начиная от оспаривания нормативно-правовых актов и далее везде по широкому спектру вопросов.

В советское время арбитраж живыми людьми не занимался и вообще на публичное поле не стремился. Сейчас все наоборот, всем нужны живые деньги граждан, будь он предпринимателем или кем еще, лишь бы мог хорошо платить и было за что.

Представлять журналистам прогрессивную новацию любимого президента пришлось председателю комитета по госстроительству Владимиру Плигину и он произнес все положенные слова. Создается эффективный механизм. Когда граждане узнают эту процедуру, она для них комфортная. Нужна социальная реклама. Нагрузка на суды общей юрисдикции возрастет, но вряд ли значительно. Суд в соответствии с законом обязан защищать слабую сторону. Он не обязан становиться на позиции гражданина, но возлагать бремя доказывания на сильную сторону. Один из самых больных вопросов – потребуются ли расходы на переподготовку судей? Сложно просчитать, нужно будет посмотреть практику административного производства. На техническую сторону средства выделяются. Оценки судов и Плигина расходятся. Нагрузка на мировых судей не увеличивается. Значительное число уголовных дел рассматривается по упрощенной процедуре в связи с признанием вины. Когда ставится вопрос о снижении нагрузки судей, здесь законодателю стоит подумать. Отдельная история – сложность копирования документов, трудно ознакомиться с ними. Наш государственный аппарат слишком громоздкий.

Отвечая на вопрос о возможности появления специализированных судей, Плигин предположил что суды по этому пути пойдут.

Плигин утверждал, что мнение судей по этому пакету известно. Перед председателем Верховного суда неоднократно ставился вопрос о необходимости введения этой процедуры. Судьи общей юрисдикции поддерживают.

Отвечая на вопросы МП, глава комитета Владимир Плигин утверждал, что Государственная информационная система «Правосудие» работает великолепно. Какая стенограмма суда, возмутился он с позиций своего огромного опыта работы в судах – писали и приобщали к делу целые тома.

Плигин провел брифинг аналогично суду, разве что вежливо: это пишем, то не пишем, здесь селедку заворачивали. В суде вообще ничего не добьешься. Однако депутат в отличие от суда заинтересован в раскрытии истины, но так, чтобы журналисты разнесли ее вне связи с его фамилией. Сухой остаток брифинга – поставить всех раком: суды, избиркомы, чиновников и разумеется граждан. Столкнуть друг с другом всех в т.ч. журналиста и собственного помощника.

Плигин этого действительно не говорил, хотя на диктофоне записалось то что стало материалом небольшого расследования.

Мы идем по американскому пути «совершенствования» усложненных, неэффективных процедур с различными «сделками» и «признаниями»? Или может вернуть шестую статью в Конституцию с руководящей ролью партии, пусть разруливают в ручном режиме все мелкие проблемы? Как ни странно, законник высшего публичного уровня Владимир Плигин был к этому каверзному вопросу готов. Он опять сказал правильные слова: «Думаю, мы за последнее время выработали очень интересную содержательную судебную практику, тем более в Конституции РФ очень четко предусмотрена много партийность и Конституция показала свою действенность, вы это можете наблюдать в т.ч. в рамках лекций, которые проводятся в Думе. В этой части ничего менять не надо. Надо досоздать институты гражданского общества, которые могут оказать действенную помощь гражданам». Конечно, сам по себе кодекс всех проблем не решит.

Глава Счетной палаты Сергей Степашин в тот же день в Думе на лекции цикла, посвященной 20-летию Конституции сказал, что в советское время готовили юристов 72 вуза, а сейчас 1200, которые ежегодно выпускают полмиллиона людей с дипломами.

 

28.03.13 Лев МОСКОВКИН

Реиндустриализация

Два диктатора: внешний с дефицитом суверенитета и главный – массовое сознание

Экономисты рассуждают об экономическом подъеме – Минэк делает, причем наоборот

Мертвая тема реиндустриализации – Жириновского не хватало, он бы объяснил кто в мире хозяин

Шаг вперед два назад десяток в сторону куда попало: при Набиуллиной Банк России на Россию работать не будет

Рыночная модель работает депрессивно, но мы ее развиваем как бы для развития

Для экономиста Гринберга деньги – вода: сначала ими тушим пожар кризиса, потом боремся с наводнением инфляции

 

Сообщения

 

ГД и СФ являются для СП основным работодателем – Сергей Степашин

4-ю лекцию цикла к 29-летию Конституции прочем председатель СП Сергей Степашин. Председательствовал как всегда председатель Думы Сергей Нарышкин

Счетная палата своим появлением обязана Конституции России, принятой в 1993 году. Поэтому вполне логично, что одну из лекций в цикле, посвященном двадцатилетию этой Конституции, в Госдуму пригласили прочитать председателя СП Сергея Степашина.

Парламент России – Федеральное собрание является не только законодательным, но и представительным органом власти, посредством которого граждане РФ участвуют в делах государства. Согласно Конституции каждый гражданин должен платить законно установленные налоги и тем самым экономически обеспечивать осуществление государственной власти, источником которой он сам и является. Каждый имеет право на получение информации и на участие в управлении государством.

Счетная палата имеет особый статус и действует автономно от исполнительной и законодательной власти. Установление внешнего государственного аудита как одного из основных элементов парламентского контроля. Конституционное назначение Счетной палаты заключается в том, чтобы осуществлять независимый мониторинг деятельности органов государственной власти в сфере управления общественными ресурсами для обеспечения парламента, а в его лице и всех граждан информацией, которая необходима для принятия экономических и социальных законов.

Государственная Дума и Совет Федерации являются не только учредителями Счетной палаты, на них СП ориентирована в повседневной работе, По сути они являются для Счетной палаты основным работодателем. В прошлом году Счетная палата по запросам парламента провела 33 контрольных и экспертных мероприятия. Всего по итогам прошлого года в органы прокуратуры и иные правоохранительные органы было направлено 164 материала. Возбуждено 78 уголовных дел, по остальным идет доследственная проверка. Привлечены к уголовной ответственности и осуждены по приговорам суда 18 человек. Еще 15 близки к тому, чтобы дела были реализованы в судах. Впервые за последние 10 лет Генпрокуратура не вернула СП ни одного дела.

В последнее время сложилась очень правильная практика, когда парламент практически ушел от т.н. заказных запросов. Подчас, это было вначале, некоторые парламентарии использовали свой депутатский мандат для запросов с целью сведения счетов с той или иной организацией, даже в корыстных и коммерческих интересах. Сегодня этого нет, потому что регламент ГД и СФ очень жестко определяет методику направления запросов для тех или иных проверок в СП. А их результаты рассматриваются в ГД и СФ на заседаниях профильных комитетов, на пленарных заседаниях руководителей проверяемых ведомств. Это существенно повышает результативность деятельности СП, т.к. проверяемая организация вынуждена более оперативно и полно реагировать на представление СП.

Степашин поблагодарил парламентариев за новую редакцию закона о Счетной палате, которая расширяет возможности СП. Он считает что это лучший европейский закон, нам есть чем гордиться. Наша страна пока единственная, где есть региональные счетные палаты.

Государственная Дума до конца осознает важность и значение такого конституционного органа как СП и последовательно работает над тем, чтобы расширить и усилить ее полномочия, сказал в ответ Сергей Нарышкин. Он напомнил, что по новой редакции закона правоохранительные органы обязаны информировать СП о ходе и результатах следственных действий по переданным СП материалам. В регламенте Думы в шестом созыве появилась норма обязательного выступления на правительственном часе после министра аудитора СП, который курирует эту сферу, с информацией, как ведомство расходует бюджетные средства.

Степашин продолжил. Многие резонансные уголовные дела, возбужденные в последнее время, основывались на материалах проверок Счетной палаты. В прошлом году СП выявила нарушения в сфере госзакупок на сумму 129 миллионов рублей. По экспертному заключению Контрольного управления СП ежегодно в этой сфере российский бюджет теряет до одного триллиона рублей.

Председатель думского комитета по госстроительству Владимир Плигин сделал вид что впервые слышит: «Не укладывается в мозгу – хищения на целый триллион !»

Нарышкин попросил Степашина объяснить, с чем связаны большие цифры вскрытых коррупционных фактов – коррупция растет или информация стала более доступной? По словам Степашина, мы перестали стесняться говорить об этом. Стали активно работать и наши правоохранители, как бы их ни ругали. Самая большая проблема не столько сама коррупция, сколько качество управленческого аппарата.

Студенты юридических факультетов спросили, как Степашин оценивает прозвучавшее в Послании президента предложение о создании такого института, как административная юстиция для контроля за законностью деятельности исполнительной власти.

Степашин оценивает крайне положительно. Единственное, что смущает, это квалификация людей, которые придут работать в эту институцию. В советское время юристов готовили всего 72 вуза сейчас, сейчас 1200 выпускают полмиллиона людей с дипломами о юридическом образовании и не дай бог, если они придут.

«Учись хорошо и не воруй», – сказал Степашин в ответ на вопрос как стать хорошим чиновником?

 

Говорильня про реиндустриализацию в парламентской казарме: про нее самую ни слова!

Экономист Гринберг говорил так, будто все мыслят логически, но без него не знают что делать. на самом деле все наоборот

Учсек Парламентского центра Валерий Севостьянов считает, что репрессивно на экономику действует как внешнее давление, так и кризис человеческих отношений в сфере труда, за который не платят. Возникает кумулятивный эффект.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко провела в к.700 заседание Научно-экспертного совета на тему: «Реиндустриализация России: возможности и ограничения». Нынешний уровень монетизации экономики России ниже 50% и кредитования ниже 35% не дает развиваться. Необходимы длинные дешевые деньги, не говорит только ленивый. Ввести ответственность Банка России за обеспечение экономического роста. Задача новой индустриализации включает усиление кадрового потенциала, подготовка научно-технических кадров.

Мы слышим умные правильные слова на всех уровнях, но к сожалению нет действий, подчеркнула Матвиенко.

Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг вспомнил, что были герои социалистического труда и сейчас есть герои капиталистического труда, которые штампуют изделия, но их доля низкая. Произошел отказ от роли государства в пользу саморегулирования. Если отбросить самые экзотические, линия водораздела проходит между двумя школами мышления – к которой Гринберг не относится такая, что нужно исправлять. Сегодня достаточно финансовых ресурсов и дело не в том что деньги дороги, а в том что нет таких отраслей. Другие страны допустили дефицит бюджета и правильно сделали потому что надо было бороться с кризисом. Метафора «заливают пожар керосином» глупая. Они заливают водой. Когда будет наводнение, будем бороться с ним – с инфляцией. Наша мантра бездефицитный бюджет. Гипертрофированные надежды на прямые иностранные инвестиции и на малый бизнес. Мировая экономическая наука дискредитирована, но гуру остаются гурами. Инфляция вредит кризису? Но просто некому будет покупать. Сырьевой бизнес не нуждается в малом бизнесе. У нас менеджеры получают в тысячу раз больше чем трудящиеся, а не в 10-15. Системная реформа это полная коммерциализация всего и вся включая здравоохранение образование науку. Абсолютно контропродуктивно. Труд не душит пчелок. Да здравствует наш новый русский Жерар Депардье. Было забавно читать в 2020 такие вещи что в ГЧП главное это бизнес, а не государство. Бизнес сам выбирает партнеров, поэтому ЧГП абсурд полный. Главное не объем государственной деятельности, а вид государственной деятельности. Примитивизация не будет преодолена. Нам надо провести честную инвентаризацию того производства что еще осталось от советского наследия, выявить три группы и выделить то что можно дотянуть до мировых стандартов. Роль интеграции на постсоветском пространстве должна взять на себя России и подтянется даже Украина, которая сейчас мечется между двумя гигантами.

В комментарии МП Р.Гринберг сказал, что он против выведения денег в резерв, по крайней мере половину доходов надо тратить. Нам не запрещают стоить широкофюзеляжные самолеты или снижать ставки по кредитам, это на самом деле темная история. Гринберг не знал, что Владислав Резник раскрывал Россию для американских финансовых рисков и потом Сергей Игнатьев признал факт притока спекулятивного капитала.

Директор Института нового индустриального развития Сергей Бодрунов подчеркнул, что процесс реиндустриализации начался в США раньше России. Хоум-шоринг, т.е. возврат в страну обрабатывающего производства. Хватит ли у нас сил? Объем инвестиций должен достичь к 2020 году 25% ВВП. Неразвитость инфраструктуры интеллектуальной собственности. В Китае создан государственный инструмент управления интеллектуальной собственностью. Наибольшее сокращение произошло в машиностроении – с 9-10 млн человек до трех. Преодоление технологического отставания без станкостроения невозможно в такой крупной стране как Россия. Доля отечественного меньше процента. Неэкономические факторы колоссально влияют на развитие экономики не меньше а м.б. даже больше. Проблемы рейдерства отъема собственности у предпринимателей.

Матвиенко с улыбкой сказала что ЕС несколько помог нам вернуть бизнес в Россию, где более надежно хранить деньги. Ущерб для ЕС.

Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер заявил что мы 10 лет вели успешную экономическую политику и она дала результаты. Мы имеем другую страну другую жизнь и нужна другая экономическая политика. Речь идет о реконверсии ВПК и он мультипликатором потащит другие отрасли. Есть конечно сумасшедшие, но если власть готовится к кризису почему все должны тратиться? Подготовка к использованию денег, нужны проектные мощности. Денежные долги можно платить не платить реструктуризировать отложить. Но у нас есть физические долги. Мы двадцать лет не вкладывали в инфраструктуру.

Омбудсмен жертвенного бизнеса Борис Титов имеет простой взгляд на то что происходит в экономике, неусложненный. В мире происходит борьба за привлечение инвестиций. США и др. говорят о развитии новой промышленности непотогонной. Сейчас уже пошел отток капитала из стран с дешевой рабочей силы в страны с технологичным производством. Наша национальная юрисдикция не является еще конкурентоспособной. Налоги на зарплату у нас 30%, в Казахстане 11%. Нужны организационные меры по таможне по налогам.

Замминистра экономической политики Андрей Клепач начал с того, что промышленная политика – не бранная слово, она существует. Лесопереработка у нас не входит в промышленность, здесь гигантский потенциал. США торгуют лесом в два раза больше. Глубока переработка нефти до легких бензинов потенциал роста 10-12% в год Легкая промышленность школьная форма огромный потенциал. Машиностроение, комбайностроение серьезный вызов со стороны ВТО. Самолетостроение. Вопрос в том насколько эти предприятия смогут реструктурироваться там большие избыточные мощности. Создание конкурентоспособных рабочих мест увеличить на 3,5 млн к 2020 году.

Кто анализирует эффективность государственных инвестиций, отдача, спросила Матвиенко. В самолетостроение закачали сотни миллиардов. Ответьте обществу: где самолеты, где деньги?

Если можно я отвечу, предложил Клепач. Попытайтесь, сказала Матвенко. По словам Клепача, деньги на Суперджет были небольшие. Однако Матвиенко не поверила.

В комментарии МП А.Клепач заявил, что ликвидность достаточная и проблема не в этом. Он не думает, что надо сокращать резервы. Нормы резервирования определяются.

Тамбовский губернатор Олег Бетин предупредил, что если дать предприятиям большие деньги, мы потеряем их руководителей. На музейных станках не построишь. Поднимаем зарплату, учителям уже платят больше чем агрономам и инженерам, хотя загрузка меньше и квалификация такая не требуется. Школа кадрового резерва губернатора на базе ВШЭ-АНХ. Большая проблема с кадрами. Все являются контролерами-надзирателями. Работать некому. У нас ВРП прирост 10-15% в год за счет агрессивной инвестиционной политики.

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан спросил, случайность или нет, что нам удалось построить космический корабль, но не удалось построить массовый автомобиль. Россия не может поставить себе задачи как Китай создание массового производства или как Япония и Германия по созданию высокотехнологичного производства при таких ограничениях и стандартах. Если вы хотите сделать уникальную вещь закажите русским. Если хотите сделать 10 одинаковых – не русским. Но это не значит что не надо проводить реиндустриализацию. Мы к сожалению не имеем картины внутри России. Страна очень разная и разное поведение трудовых коллективов.

Старший вице-президент Росбанка Михаил Ершов сказал что США понизил ставку.

Председатель Заксобрания Калужской области Виктор Бабурин утверждал что область успешно развивается. Инвестиции сто миллиардов. Строится логистический кластер который позволит разгрузить Москву от грузового транспорта. Мы были вынуждены построить 20 км железнодорожных путей, линии электропередач. Разве это дело области? Расселили семьи военнослужащих, но там нет работы.

Матвиенко предложила в свободной дискуссии сказать что-то умное что еще не прозвучала.

Нужен закон о национальной промышленной политике, сказал Валерий Платонов от ТПП

Главред журнала Экономист Сергей Губанов призвал загрузить работой Ивантера и Клепача.

Сергей Рогов не увидел в проекте о деньгах которые бессмысленно идут в резервные фонды. Нужно существенно обновить наше станкостроение. Если размазывать деньги по тарелке, то тот же вопрос где самолеты, поезда.

Владимир Павлович Тихомиров Можно купить оборудование, обновить людей сложно. Индустрия электронного обучения. В Южной Корее индустрия электронного обучения, удаленного обучения, всепроникающего обучения. Тихомиров попросил помочь обсудить законопроект.

Проректор Российскоргно государственного торгово-экономического университета Сергей Валентей мы создаем экономику советского типа а другие регионы лежат.

Самое провальное промышленная безопасность, сказала Ирина Соколова (?). ТС обязывает нас согласовывать макроэкономические показатели, но в национальном законодательстве не прописано.

Валентина Матвиенко не видит активной внятной позиции Минпромторговли. Оно первый противник закона о промышленной политике.

 

Л.М.: Что нужно делать, всем известно. Отменить НДС и техрегулирование. Вернуть стандарты, ГОСТы, Госплан, Госкомцен и казначейское исполнение бюджета. Ну и т.д. Но начинать надо с того, что разогнать ВШЭ и Минэк, развесить на Красной площади Кузьминова, Набиуллину, Ливанова, Дениса, Никифорова, Максима Медведкова – чтоб другим неповадно было. Заменить американских советников шестой статьей в Конституции. Вернуть советские модели образования, здравоохранения, науки с жестким государственным патронатом.

Клепач назвал все что тормозит и блокирует Минэк под руководством ВШЭ. Матвиенко его не спросила, почему он присылает некомпетентных людей на заседания СФ.

Требуя сказать, где самолеты где деньги, Матвиенко будто не знает: мы давно живем в условиях супер-ВТО.. Нам запрещено строить широкофюзеляжные самолеты, закупать продукты своего сельхозпроизводителя, снижать процент по кредитам, обеспечить госприемку и госконтроль, готовить специалистов своих и чужих. Полностью сняли защиту интеллектуальной собственности, США себе приписывают, Китай ворует. Главная мировая проблема – за труд не платят. Поставить под жесткий прозрачный для общества госконтроль себестоимость продукта и услуги, владельцев, распределения частот.

 

Недоделанное гражданское общество и переделанный суд

Президент России потряс Госдуму внесением объемного пакета из четырех законопроектов по созданию нового кодекса о регулировании порядка осуществления судами общей юрисдикции административного судопроизводства.

Новый Кодекс административного судопроизводства РФ означает серьезный передел судебного рынка, в значительной степени теневого с известными прейскурантами. После создания мировых судов суды общей юрисдикции оказались недогружены и выпросили себе то, что уже обещали арбитражной системе – все судебные дела в отношениях гражданина с властью начиная от оспаривания нормативно-правовых актов и далее везде по широкому спектру вопросов.

В советское время арбитраж живыми людьми не занимался и вообще на публичное поле не стремился. Сейчас все наоборот, всем нужны живые деньги граждан, будь он предпринимателем или кем еще, лишь бы было что отобрать.

Представлять журналистам прогрессивную новацию любимого президента пришлось председателю комитета по госстроительству Владимиру Плигину и он произнес все положенные слова.

Хотел бы подчеркнуть момент нагрузка увеличивается на федеральные суды, не предполагается передавать мировым судам в связи со сложностью дел.

Мария Рыбакова отметила что расходов на подготовку судей не предполагается. Вы задали один из самых больных вопросов. Сложно просчитать, нужно посмотреть практику административного производства. На техническую сторону средства выделяются. Оценки судов и Плигина расходятся. Нагрузка на мировых судей не увеличивается. Затрону самое святое: значительное число уголовных дел рассматривается по упрощенной процедуре в связи с признанием вины. Когда ставится вопрос о снижении нагрузки судей, здесь законодателю стоит подумать. Отдельная история – сложность копирования документов, трудно ознакомиться с ними. Наш государственный аппарат слишком громоздкий.

Отвечая на вопрос о возможности появления специализированных судей, Плигин предположил что суды по этому пути пойдут.

Мнение судей по этому пакету известно. Перед председателем ВС неоднократно ставился вопрос о необходимости введения этой процедуры. Судьи общей юрисдикции поддерживают.

Когда граждане узнают эту процедуру, она для них комфортная. Нужна социальная реклама. Но Плигин не думает что нагрузка серьезно возрастет. После передачи дел мировым судьям нагрузка общей юрисдикции упала, хотя об этом публично никто не скажет. Суд в соответствии с законом обязан защищать слабую сторону. Он не обязан становиться на позиции гражданина, но возлагать бремя доказывания на сильную сторону.

Санкции за незаконную подачу административного иска Плигин этот институт еще не изучал.

За предоставление ненадлежащей документации суду наступает уголовная ответственность, сказал Плигин о пересчете избирательных бюллетеней. Сам по себе Кодекс всех проблем не решит, вопрос в развитии гражданского общества.

Отвечая на вопросы МП, Плигин утверждал что информационная система работает великолепно. Какая стенограмма суда, возмутился депутат, он много работал в судах и писали и приобщали к делу тома.

Плигин против возврата шестой статьи в Конституцию с руководящей ролью партии, чтоб разруливали все мелкие проблемы и разгрузить судебную систему? Он опять сказал правильные слова: думаю, мы за последнее время выработали очень интересную содержательную судебную практику, тем более в Конституции РФ очень четко предусмотрена много партийность и Конституция показала свою действенность, вы это можете наблюдать в т.ч. в рамках лекций, которые проводятся в Думе. В этой части ничего менять не надо. Надо досоздать институты гражданского общества, которые могут оказать действенную помощь гражданам.

 

Плигин: Это комплексный нормативный акт, который урегулирует вопросы административного судопроизводства

Председатель комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин в ходе брифинга, состоявшегося в четверг, разъяснил основные положения внесенного Президентом накануне законопроекта «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства в РФ».

«Неоднократно различными участниками законодательного процесса поднимался вопрос о возможном создании административных судов в РФ, – напомнил, в частности, Плигин. – Или же о создании специальных процедур, которые бы касались административного судопроизводства.

На рассмотрении Государственной Думы в настоящее время находятся: проект Федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в России», Федерального конституционного закона «О судебной системе России» в части образования административных судов и проект о внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О военных судах в РФ» в части определения подсудности военных судов в связи с созданием административных судов. Все эти документы были внесены в 2000 году Верховным судом РФ.

Вчера Президентом РФ было сделано фундаментальное предложение. Это предложение касается прежде всего Кодекса административного судопроизводства РФ. Это комплексный нормативный акт, который урегулирует вопросы административного судопроизводства.

Соответственно, предлагаются проекты федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением в действие Кодекса об административном судопроизводстве», Федеральный закон «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства» – частности, предлагается его введение в действие с 1 января 2014 года – и Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства» – в частности, в закон «Об уполномоченном по правам человека в РФ».

Таким образом, мы полагаем, что та часть дискуссии, которая шла в течение всего этого срока в обществе, закончена. Действительно, административное производство требовало отдельного регулирования, но в то же время – и это очень важно – административное судопроизводство не приведет к созданию отдельного направления, которое бы называлось «федеральные административные суды».

Мы полагаем, что сейчас есть достаточные основания для того, чтобы те законопроекты, которые находятся на рассмотрении Государственной Думы, были отозваны.

Это фундаментальнейший, интересный, глубоко и реально и реально проработанный документ. Мне кажется, что основное, на что стоит обратить внимание – это статьи, которые касаются компетенции. Здесь можно выделить два больших направления.

При рассмотрении судами общей юрисдикции административных дел к их компетенции будут относиться защита прав и законных интересов граждан и прав и законных интересов организаций, других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных и иных публичных мероприятий.

Сюда будут, например, относиться вопросы, касающиеся оспаривания нормативных актов, оспаривания решений в ходе избирательной кампании, оспаривания решений и действий в отношении средств массовой информации, оспаривания действий применительно к иностранным гражданам, связанных с задержанием данных иностранных граждан. Очень важно, что будут регулироваться отношения в области применения психиатрического лечения.

Хотелось бы подчеркнуть, во-первых, что дела, возникающие в связи с правонарушениями, предусмотренными Кодексом РФ об административных правонарушениях – то есть политика штрафов и прочее – не относятся к вопросам, которые будут решаться в соответствии с Кодексом об административном судопроизводстве.

Второе, на что необходимо обратить внимание – принципиально важная позиция связана с тем, что суд в этом судопроизводстве будет выполнять активную роль. Это связано с защитой интересов слабой стороны. Презюмируется, что гражданин или организация в отношениях с государством являются слабой стороной. И поэтому суд занимает более активную позицию – и это прямо указывается в предложении.

Что касается других аспектов, то воспроизводятся общие положения, которые касаются собственно процесса, его организации и проведения, сбора доказательств – кстати, суды в данной ситуации могут оказывать воздействие на сторону (в данной ситуации – на различные государственные органы и саморегулируемые организации) – обязывая их предоставлять определенные документы. Это дополнительная обязанность возлагается на сторону, которая презюмируется более сильной стороной.

 

246960-6 «Кодекс административного судопроизводства РФ» (регулирование порядка осуществления судами общей юрисдикции административного судопроизводства)

246963-6 «О введение в действие Кодекса административного судопроизводства РФ» (порядок рассмотрения в судах дел, возникающих из публичных правоотношений, после принятия и вступления в силу Кодекса административного судопроизводства РФ)

246965-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ» (внесение изменений в федеральные законы в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства РФ)

246969-6 «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ» (внесение изменений в федеральные конституционные законы в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства РФ)

В пояснительной записке указано, что проект Кодекса административного судопроизводства подготовлен в целях реализации положений статьи 46 (части 1 и 2), статьи 118 (часть 2), статьи 126 Конституции РФ, а также статьи 1 (часть 3), статьи 19 (часть 1) Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», статьи 4 (части 1 и 2) и статьи 9 (часть 1), статьи 17 (часть 2) и статьи 34 (часть 1) Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в РФ» посредством регулирования порядка осуществления судами общей юрисдикции административного судопроизводства.

Включение в Гражданский процессуальный кодекс РФ норм, регулирующих производство по делам, возникающим из публичных правоотношений (что имеет место в настоящее время), не может признаваться надлежащей реализацией указанных нормативных положений.

Гражданский процессуальный кодекс РФ устанавливает судебную процедуру рассмотрения дел, возникающих из правоотношений, в которых субъекты приобретают права и обязанности по своей воле и в своих интересах и фактически равноправны, то есть возникающих из правоотношений, связанных с применением материальных правовых норм частного права (гражданского, семейного и т.п.). В то же время в административных и иных публичных правоотношениях отсутствует как таковое равенство их субъектов, в связи с чем требуются иные методология и процессуальный закон по рассмотрению и разрешению дел, возникающих из данных правоотношений.

2. Закрепленные в проекте принципы судебного административного процесса основываются на нормах международного права, в том числе на положениях Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и на конституционных положениях об обеспечении судебной защиты нарушенных прав и свобод каждого, даже если нарушение допущено «лицами, действовавшими в официальном качестве», а также об общих принципах правосудия.

При подготовке проекта учитывался опыт правового регулирования административного судопроизводства в других государствах.

Проект, разработанный с учетом современных достижений российской науки в области публичных отраслей права, отражает организационное разделение государственной власти и роль суда в системе правовых гарантий, сдержек и противовесов, в которой обеспечиваются независимость всех ветвей власти и в то же время их тесное взаимодействие. Осуществляемый в установленных формах судебный контроль за деятельностью других ветвей власти является одним из способов реализации механизма сдержек и противовесов в системе государственной власти.

Для обеспечения защиты субъективного публичного права (интереса) существенное значение имеет, в частности, установление эффективного порядка административного судопроизводства.

3. На практике решения, действия (бездействие) субъектов публичных правовых отношений порождают споры относительно их прав и обязанностей, компетенции или интересов.

Форма защиты субъективного публичного права (интереса) предопределяется порядком правового регулирования в этой сфере общественных отношений.

Наличие административного иска означает необходимость рассмотрения его по правилам, которые должны в значительной степени отличаться от существующих правил искового производства, предназначенного для рассмотрения дел в порядке гражданского судопроизводства.

При регламентации административного судопроизводства в проекте были учтены те нормы Гражданского процессуального кодекса РФ, которые касаются производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, и которые оправдали себя на практике. При разработке проекта приняты во внимание не потребовавшие существенной переработки такие устоявшиеся институты гражданского судопроизводства, как возбуждение производства по делу, возвращение искового заявления, оставление его без движения, отказ в принятии искового заявления, прекращение производства по делу, оставление заявления без рассмотрения.

Приведенная в проекте подробная регламентация всего судебного процесса по административным делам включает и фактическое повторение некоторых общих положений других процессуальных законов вместо использования отсылочных норм. Это сделано в целях повышения уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций и уменьшения риска судебной ошибки.

4. Проект детализирует общие принципы правосудия, реализуемые в любом из видов судопроизводства (независимость судей при осуществлении правосудия, равенство всех перед законом и судом, законность при рассмотрении дел, открытость судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон и другие), и указывает на особенности реализации ряда принципов при осуществлении административного судопроизводства.

Так, в целях обеспечения в административном судопроизводстве надлежащей состязательности и равноправия сторон, занимающих неравное положение в публичных правоотношениях и располагающих в связи с этим не вполне равнозначными возможностями в доказывании обстоятельств по административному делу, в проекте делается акцент на активную роль суда при разрешении дела. К примеру, при необходимости суд вправе сам истребовать доказательства, а при проверке законности нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) суд вправе выйти за пределы оснований и доводов заявленных требований.

Активная роль суда в административном судопроизводстве проявляется при реализации не только принципа состязательности, но и других принципов судопроизводства. В частности, специфика принципа диспозитивности в административном судопроизводстве предполагает, в отличие от гражданского судопроизводства, контроль суда за развитием всего судебного процесса и за некоторыми действиями участвующих в деле лиц, в том числе по распоряжению материальным правом (контроль за заключением соглашения о примирении, отказом от предъявленных требований, признанием требований, предъявлением встречных требований).

Для повышения объективности и предоставления судьям возможности обсуждения вопросов, возникающих при разрешении наиболее сложных административных дел, в проекте предусмотрен перечень дел, подлежащих коллегиальному рассмотрению судом первой инстанции. В этот перечень включены конкретные категории административных дел, а также административные дела, решение о коллегиальном рассмотрении которых принимает председатель суда или суд вышестоящей инстанции, отменивший решение суда первой инстанции.

5. Для большей объективности и обеспечения равных процессуальных возможностей гражданина и государства, направления судебного процесса в правовое русло предусмотрено обязательное ведение гражданами ряда административных дел с участием представителя. Обязательное представительство вводится для граждан, не имеющих высшего юридического образования, и только по административным делам, представляющим наибольшую сложность с точки зрения реализации гражданами своих процессуальных прав и обязанностей. Так, дела об оспаривании нормативных правовых актов, рассматриваемые в Верховном Суде РФ, верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области и суде автономного округа, граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут через представителя. Проектом предусмотрено обязательное участие представителя в административных делах о принудительной госпитализации в психиатрический стационар, о принудительном психиатрическом освидетельствовании. По некоторым категориям дел юридическая помощь оказывается гражданам бесплатно (часть 1 статьи 48 Конституции РФ).

Вопросы обеспечения судебной защиты прав участников публичных правоотношений обусловили необходимость корректировки по сравнению с Гражданским процессуальным кодексом РФ круга лиц, участвующих в деле. В связи с этим проектом предусматривается возможность привлечения надлежащего административного ответчика в качестве второго административного ответчика, если административный истец не согласен на замену ненадлежащего административного ответчика надлежащим. При оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного и муниципального служащего в качестве второго административного ответчика обязательно должен привлекаться орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Вопрос о правопреемстве при реорганизации или упразднении органа публичной власти предлагается решать исходя из того, к компетенции какого органа отнесено участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом, или к компетенции какого органа фактически относится защита нарушенных прав (для сравнения – в Гражданском процессуальном кодексе РФ критерии правопреемства определяются случаями перемены лиц в обязательствах).

6. В проекте закрепляются некоторые термины из понятийного аппарата в области административного судопроизводства: административное дело, административное исковое заявление, административный истец, административный ответчик и другие.

Кроме того, в проекте раскрывается содержание административной процессуальной правосубъектности. К числу обладателей административной процессуальной правосубъектности могут при определенных условиях относиться объединения, не являющиеся юридическими лицами, и лица, ограниченные в дееспособности по гражданскому праву.

По аналогии с положениями Уголовно-процессуального кодекса РФ в проекте предусмотрена возможность разрешения гражданских исков о возмещении вреда (в том числе о компенсации морального вреда) при разрешении административного дела.

7. Вопросы подведомственности урегулированы в проекте с учетом того, что дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции,

Дисциплинарным судебным присутствием, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, а также арбитражными судами в случаях, установленных федеральными законами.

Проектом не предусмотрено участие мировых судей в рассмотрении административных дел по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства РФ, исходя из значимости указанных дел.

8. В целях усиления динамизма судебного процесса в проекте предусмотрен, в том числе, институт ускорения рассмотрения административного дела, закреплены права лиц, участвующих в деле, на направление, представление и получение электронных документов по административному делу, а также закреплено право при необходимости участвовать в судебном заседании посредством использования систем видео-конференц-связи.

По ряду административных дел введено упрощенное (письменное) производство. Особенностью данного производства является рассмотрение и разрешение административного дела на основании письменных материалов, без проведения устного разбирательства и без составления протокола судебного заседания.

По результатам рассмотрения административного дела в таком порядке предполагается вынесение мотивированного судебного решения. Данный порядок предлагается использовать также для рассмотрения частных жалоб в суде апелляционной инстанции. Сроки обращения в суд и большинство сроков рассмотрения и разрешения административных дел короче соответствующих сроков по гражданским делам и зависят от вида предъявленного административного иска, например по административным делам, касающимся проведения публичных мероприятий. Сокращение сроков рассмотрения и разрешения административных дел, наряду с иными новеллами (в том числе с существенно сокращенными сроками направления судебных документов), направлено на создание эффективного судебного средства правовой защиты.

9. Нормами проекта регламентированы не только правила производства в суде первой инстанции, но и правила пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений судом апелляционной инстанции, а также правила пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений судами кассационной и надзорной инстанций и правила пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по новым и вновь открывшимся обстоятельствам судами, принявшими эти постановления.

10. В проекте федерального закона «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ» определяется дата введения в действие Кодекса административного судопроизводства РФ.

Кроме того, в нем содержатся переходные положения, согласно которым дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции и не рассмотренные до даты введения в действие Кодекса административного судопроизводства РФ, подлежат рассмотрению и разрешению в соответствии с этим Кодексом.

Проектом указанного федерального закона также предусматривается, что со дня введения в действие Кодекса административного судопроизводства РФ признаются утратившими силу Постановление Верховного Совета РФ от 25 февраля 1993 г. N4552-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и ряд других законодательных актов.

11. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ» (далее – проект федерального закона) направлен на приведение положений отдельных законодательных актов РФ в соответствие с Кодексом административного судопроизводства РФ.

В частности, в Закон РФ «О средствах массовой информации», Федеральный закон «О прокуратуре РФ», Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Закон РФ «О государственной тайне» и другие законодательные акты вносятся изменения, касающиеся регулирования порядка судебных процедур при рассмотрении административных дел.

Кроме того, в соответствии с проектом федерального закона признаются утратившими силу отдельные положения Федерального закона «О внесении изменений в статью 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и статью 259 Гражданского процессуального кодекса РФ», Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», а также ряд положений других законодательных актов.

12. В связи с принятием Кодекса административного судопроизводства РФ в федеральные конституционные законы «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», «О военных судах РФ» и «О Дисциплинарном судебном присутствии» вносятся изменения, направленные на приведение отдельных положений названных законодательных актов в соответствие с Кодексом административного судопроизводства РФ.

 

Принятие Кодекса административного судопроизводства РФ потребует следующих дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета:

1) обеспечение участия адвоката в рассмотрении административных дел о принудительном медицинском освидетельствовании (в оценочном расчете учитывались расходы по всем делам данной категории, однако согласно проекту Кодекса – лишь по делам, по которым гражданин не может самостоятельно выбрать представителя) – в размере 99 453, 3 тыс. рублей;

2) опубликование в официальных периодических изданиях извещения о времени и месте рассмотрения административного дела о приостановлении деятельности или о ликвидации политической партии, ее регионального отделения или структурного подразделения, общественного объединения, религиозной или иной некоммерческой организации, о запрете деятельности общественного объединения или религиозного объединения, не являющихся юридическими лицами, о прекращении деятельности средства массовой информации (в оценочном расчете учитывались расходы по всем делам указанных категорий, однако согласно проекту Кодекса – лишь при невозможности извещения о времени и месте судебного заседания соответствующих руководящего органа, руководителя, учредителя, главного редактора, в связи с тем что место их пребывания неизвестно) – в размере 86 710, 8 тыс. рублей;

3) освобождение от уплаты издержек, связанных с рассмотрением административного дела, некоторых категорий граждан и общественных организаций (в оценочном расчете учитывались расходы по всем делам об оспаривании нормативных правовых актов, об оспаривании решений, действий (бездействия), о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, однако согласно проекту Кодекса – лишь расходы отдельных категорий лиц, обратившихся в суд) – в размере 1920551,7 тыс. рублей.

Общая максимальная сумма названных расходов составит 2106715,8 тыс. рублей. Вместе с тем предполагается, что реальная сумма расходов будет меньше.

Кроме того, для оснащения федеральных судов общей юрисдикции оборудованием для осуществления видео-конференц-связи и соответствующей видеозаписи потребуется 3950100,0 тыс. рублей. Эти суммы частично покрываются за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Концепцией федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 – 2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. N1735-р.

Потребность федеральных судов общей юрисдикции всех уровней в технических средствах, осуществляющих аудиозапись хода судебного заседания, в полном объеме предполагается покрывать за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных названной Концепцией федеральной целевой программы.

Принятие федеральных законов «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ», Федерального конституционного закона «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ» не потребует дополнительных ассигнований из федерального бюджета.

 

Пресс-релизы

 

Спикер СФ согласна с регионами в необходимости базового закона о промышленной политике

Россия находится на 9-м месте в мире по номинальному объему ВВП, но если посмотреть направленность и динамику изменения структуры этого показателя, то ситуация выглядит достаточно тревожно. Об этом заявила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на заседании научно-экспертного совета при Председателе СФ, посвященном теме «Реиндустриализация России: возможности и ограничения».

Спикер СФ напомнила, что динамичный рост ВВП в 2000-х годах шел в основном в непромышленных секторах – в строительстве, торговле, связи, риэлтерских и финансовых услугах. «За годы реформ Россия потеряла половину объема промышленного производства и пока не смогла его полностью восстановить».

Валентина Матвиенко указала на замедление темпов экономического роста до 2-3 процентов в России в настоящее время, несмотря на высокие цены на нефть. «Это показывает, что необходима структурная перестройка экономики на основе инновационного возрождения промышленности и развития человеческого капитала». При этом глава палаты подчеркнула, что создание в России конкурентоспособной, структурно сбалансированной промышленности невозможно без разработки долгосрочной государственной промышленной политики. Здесь нужна серьезная законодательная поддержка.

Спикер СФ обратила внимание, что в ряде субъектов РФ уже приняты законы о промышленной политике. «Большинство наших коллег из регионов высказываются за принятие на федеральном уровне базового закона, определяющего цели, задачи, инструменты государственной поддержки промышленного развития. Я солидарна с этой позицией, хотя не все в Правительстве РФ поддерживают необходимость такого закона».

По мнению Валентины Матвиенко, такой закон позволит задать не только основной вектор промышленной политики в России, но и определить полномочия и ответственность органов власти всех уровней в этой сфере. Она также считает важным предусмотреть изменение прежнего арсенала инструментов государственной поддержки промышленных предприятий в связи с присоединением РФ к ВТО. «Акцент должен смещаться в сторону поддержки спроса с помощью контрактной системы, развития институциональных условий».

Новая индустриализация России неизбежно потребует создания соответствующих этой грандиозной задаче финансовых механизмов обеспечения инвестиций, продолжила спикер СФ. В частности, она обозначила необходимость повышения эффективности государственных инвестиций, их способности притягивать частные капиталовложения. Для решения этой задачи, считает Валентина Матвиенко, необходимо скорейшее принятие закона «О государственно-частном партнерстве», формирование адекватной задаче реиндустриализации денежно-кредитной политики. «Нынешний уровень монетизации экономики РФ (ниже 50 процентов ВВП) и уровень насыщения кредитами (всего 35 процентов ВВП) не позволяют обеспечить уверенный экономический рост», – констатировала спикер СФ. «Для привлечения частных инвестиций необходимо также совместно с деловым сообществом продолжить формирование в регионах РФ и в целом в стране благоприятных условий для ведения бизнеса».

«Формирование новой системы государственного стратегического планирования, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, вовсе не означает возвращение к модели советского госплана», – подчеркнула Валентина Матвиенко, заметив, что в Послании Президента РФ Федеральному Собранию было четко сказано, что в центре новой модели роста должны быть экономическая свобода, частная собственность, конкуренция, современная рыночная экономика.

Председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по промышленному развитию Валерий Платонов также высказался за разработку и принятие закона о промышленной политике. Это будет способствовать решению задач модернизации и реиндустриализации, убежден он.

Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг указал на важность создания в России благоприятных условий для потенциальных инвесторов. «Инвестиционный климат нужно улучшать. Очень важна и макроэкономическая стабильность», – сказал он. Вместе с тем, с точки зрения эксперта, этого недостаточно для решения проблем российской экономики. Он предложил провести комплексную инвентаризацию оставшегося советского и постсоветского научно-технического потенциала, выявить производства, которые можно подтянуть до мировых стандартов, и систематически их финансировать.

Он также считает полезным задействовать для достижения целей реиндустрилизации ресурс евразийской интеграции. «Есть большой спрос на комплексную программу научно-технического прогресса на постсоветском пространстве. Ее должна инициировать Россия».

В рамках заседания представители органов госвласти, бизнес-сообщества и авторитетные эксперты обменялись мнениями о перспективах и сдерживающих факторах индустриальной «перезагрузки» в России, законодательном обеспечении промышленного развития нашей страны, возможностях использования зарубежного опыта в этой сфере. В обсуждении участвовали уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов, заместитель Министра экономического развития РФ Андрей Клепач, глава администрации Тамбовской области Олег Бетин, Председатель Законодательного собрания Калужской области Михаил Бабурин, директор Института нового индустриального развития Сергей Бодрунов, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер.

 

Реиндустриализация должна стать базой новой экономики страны

России нужна новая модель экономики и закон о промышленной политике. К такому выводу пришли участники заседания Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации на тему «Реиндустриализация: вопросы и ограничения».

Как отметил в своем выступлении директор Института РАН, член Научно-экспертного совета при Председателе СФ Сергей Бордунов, успешное развитие РФ требует ежегодного прироста экономики на уровне не менее 5-6 процентов в год. «Реализация курса на новую высокотехнологическую индустриализацию требует создания конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности и адекватной современным требованиям научно-технической базы», – считает директор Института РАН. По его мнению, только на такой основе Россия сможет занять достойное место в сформировавшемся в мировой экономике новом технологическом укладе.

Сергей Бордунов отметил, что России требуется новое индустриальное развитие с учетом вызова грядущих десятилетий. Он считает необходимым увеличить объемы инвестиционных программ в инновационной сфере, особенно в части развития инфраструктуры. Развитие этого направления в перспективе позволит создать миллионы рабочих мест, в том числе и в реальном секторе, полагает эксперт.

Директор Института нового индустриального развития, член Научно-экспертного совета при Председателе СФ Виктор Ивантер подчеркнул, что для успешного проведения реиндустриализации России нужна эффективная государственная промышленная политика, нацеленная на одновременное развитие высокотехнологичных отраслей, модернизацию отраслей реального сектора экономки. «Ключевой задачей здесь является формирование законодательного, финансового и кадрового обеспечения процесса реиндустриализации». По его мнению, накопленные в стране финансовые ресурсы необходимо обратить в инвестиционные ресурсы и максимально использовать имеющийся потенциал для развития высокотехнологичных отраслей.

Уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов отметил, что государством уже немало сделано в плане модернизации экономики и поддержки бизнеса. В частности, большую работу проводит Агентство стратегических инициатив, заметил он. Реиндустриализация должна стать базой для новой экономики страны, подчеркнул Борис Титов. «США, европейские страны уже эту стадию проходили и мы также должны пройти». При этом, считает он, необходимо развивать промышленность по отраслям и по регионам. «Наиболее эффективно создавать в субъектах РФ территориально-отраслевые кластеры. Подойти к этому нужно по-деловому, разработать стратегию в каждом регионе, привлечь к работе высококвалифицированные кадры», – сказал уполномоченный по правам предпринимателя.

Тему эффективности инвестиций затронул и заместитель Министра экономического развития РФ Андрей Клепач, признавший, что в этом вопросе пока существуют некоторые проблемы. Он также увязал необходимость решения задачи реиндустриализации со вступлением России в ВТО. В ближайшие 2-3 года российская экономика должна адаптироваться к новым условиям, напомнил заместитель Министра. Реиндустриализация, развитие высокотехнологичных секторов экономики обеспечат России необходимые темпы роста ВВП в 8-10 процентов в год, сказал он.

Глава Администрации Тамбовской области Олег Бетин поднял тему подготовки кадров и развития высшего профессионального образования. Нужна целевая подготовка специалистов для тех или иных отраслей, что во многом обеспечит успех реиндустриализации, указал он. Руководитель региона подчеркнул, что регионы должны «активнее идти в инвестиционные проекты в инновационных отраслях».

С ним согласился председатель Заксобрания Калужской области Виктор Бабурин, который заявил, что каждый регион должен иметь программу развития высокотехнологичных отраслей и команду высококлассных специалистов. Кроме того, необходимо отрегулировать вопросы организационного характера, а также тарифы и таможенные сборы, полагает он.

 

Лекция полит.ру: Башня из слоновой кости ВШЭ и Мария Юдкевич, заключенная башни. Где исследовательская продуктивность?

28 марта 2013 г. (четверг) в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру» выступила Мария Юдкевич, кандидат экономических наук, доцент, проректор НИУ ВШЭ, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ, зав. лабораторией институционального анализа экономических реформ, победитель конкурса Вышки 2012 года в номинации «Вклад в развитие Школы».

Тема лекции: Где профессорам жить хорошо? Сколько платят профессорам? Можно ли к академической деятельности привлечь «самого лучшего и умного»? Какие страны, учитывая международную конкуренцию университетов, больше всего оплачивают труд ученых, а какие – меньше всего? Как оплата в университетском секторе связана с экономическим благосостоянием страны? Каково сравнительное положение российского университетского сектора в контексте зарплат и вознаграждений преподавателей и научных сотрудников? Мы обсудим результаты проекта, содержащего сравнение академических зарплат и условий найма в 28 странах (включая Россию), фокусируясь, прежде всего, на секторе государственных вузов.

 

Конспект совсем плохой, смотрел по трансляции, она прерывалась часто и надолго. Но суть в принципе ясна, ключевая фраза в конце про исследовательскую продуктивность. Она не ловленная исследованием, а остальное туфта

 

Получить данные можно из США и невозможно из Китая.

Сравнивали нагрузку и вознаграждение исходя из сравнения индекса потребительских цен

Канада, Италия на первом месте.

Россия по размеру месячного вознаграждения заняла почетное предпоследнее место, обогнав ч-ч Китай. Армения с ее девятью университетами

Еще один показатель налоговая нагрузка. В Саудовской Аравии их почти нет.

Единственное с чем мы смогли сравнить зарплату это ВВП.

Ступеней карьерного роста разное количество 3-6

В Норвегии по карьерному росту зарплата растет всего на 30%

В богатых странах мотивирую деньгами, в бедных статусом.

В большинстве стран которые мы рассматривали значительное увеличение числа студентов. Все страны сталкиваются с тем что число студентов растет. Из-за изменения состава студентов падает стратификация вузов какие-то остаются элитными, какие-то на массовое обслуживание.

Работа со слабыми студентами становится вычетом для профессоров.

Создаются возможности для частных организаций. В российском образовании возникают гибриды.

Сокращение бюджетных ассигнований, с которым сталкиваются университеты во многих странах. Зависимость от студентов которые приносят деньги. Башня из слоновой кости меньше приток извне. Денег становится меньше и он зависим от внешнего мира.

Эволюция Homo academicus до tenure по-американски постоянный контракт как вершина желаний. В российской системе нет контракта постоянного найма, но фактически они постоянно перезаключаются.

Происходит доля людей которые уже не маргиналы но не имеют права принимать решения.

Почему постоянный найм не обеспечивает планку кадрового отбора? Контракты переходят в ведение университетов. Общая картинка тренда рост ...

Я типа экономист и принесла книжки которые не могу продать но могу дарить

 

Вопросы

 

В Саудовской Аравии один из университетов привлекает по Шанхайской и кондиционеры дуют так что холодно дают с семьей лететь до точки проживания. Даже про Китай находятся в глубоком скептицизме. Модель контракта завязана на национальное говорить о tenure можно только там где есть академический рынок.

 

Вам это чем-то поможет, спросил Борис Долгин. С такой бородой такой наив предположил что ставится задача не только продвижения конкретно Юдкевич, но и высшего образования в России. Ей показывают только маленький кусочек.

Ем, сказал Долгин: а способы приложения? Вы хотите назвать инструментальный момент, переспросила Юдкевич. Создание на маленьком островке может создать неустойчивый результат. Почему инбридинг плохо и для кого инбридинг плохо

Вы знаете какая доля выпускников школ поступает в вузы? Бьется о сто процентов. А в Индии и Китае ...

С проблема самоидентификации у меня все хорошо. в России все что называется образованием сводится к школьному учителю.

Б.Д.: Никто не пытается вас причислить к социологам? – Мой папа.

 

Одно из многочисленных слабых мест исследования мы не смотрим на дифференциацию по специальностям. Все что связано с гуманитарными науками находится ниже технических.

Во Франции все выделения ставок принимаются централизованно государством, об открытии специальностей.

Соотношение количество профессоров и студентов закреплено, если в России падает проблемы

Неисследовательские университеты не могут заниматься наукой.

Наши преподаватели не могут получить бонус за публикуемость.

Получали наезды от преподавателей, потом от журналов: вычеркните из списка.

Все системы оценки профессорско-преподавательской деятельности убогие. Продвигаться в университет как в идеальной модели в США. Чтобы привлекать лучших преподавателей надо создавать им хорошие условия.

 

Не будет наднациональной системы статистики, а университетские системы очень закрытые. Это не чисто российский феномен

 

Вас дезинформировали что государственная систем не играет роли в США. Государственные вузы США есть эффективные и неэффективные.

 

Все понимают, что зарплата профессора является основным источником его дохода. Коррупция со студентов деньги беру. Исследование дополнительных доходов почти нет.

 

Юдкевич заявила что ее превратно поняли что финансовый фактор является главным. Если мы заинтересованы в научных результатах важно с какой командой мы работаем. Фактор академической среды. Легенда академической науки Генри Розовски был деканом Гарварда едва ли не самым молодым. Это было время Вьетнамской войны и его задача чтобы люди друг с другом разговаривали или хотя бы здоровались.

Рефераты всех диссертаций вывешиваются на сайте ВАК.

В Индии готовы оплатить вазектомию а в Турции на каждый праздник дарят каждому преподавателю замороженную индюшку. Бывают разные типы стимулов

Академический сектор у которого зарплата не на первом месте. Для них важны культурные базовые вещи

 

Название вашей лекции ... – Я сейчас посмотрю. Я не приму обвинения в плагиате. – Кому на Руси жить хорошо? профессорам много зарабатывать и иметь много свободного времени.

 

Поэтому везде провал и студенты не получаются нормальные. ВШЭ участник программы 2020?. Б.Д. потребовал ссылку что нигде не использовалось.

Мария Юдкевич: было много чего что ВШЭ развалила гуманитарное образование в России

Б.Д.: Правила у нас конечно неправильные, но действуют они

Мария Юдкевич про заработки

 

Мария Юдкевич: ...пока мы не поймем как заработные платы коррелируют с результатами исследований

 

Воспроизводство инбридинга у нас очень похоже на японскую модель.

В плане рекомендаций Мария Юдкевич предпочитает как проректор не выходить за пределы собственного университета ВШЭ

 

Страны БРИК в связи с золотой моделью США всем интересен

 

Где профессорам жить хорошо Юдкевич перефразировала бы каким профессорам жить хорошо. Это исследовательская продуктивность

 

Люди в целом не склонны системно занижать. На публикации 42% тратили. Получают плату от студентов.

Борис Долгин залудил: Ваша работа мне кажется как социо-гуманитарные дисциплины должны уходить к фундаменту

 

Мариа Юдкевич признается в профимпотентности: Я типа экономист и принесла книжки которые не могу продать но могу дарить – так торгуй экономист

 

Л.М.: Мотивировать ученого зарплатой все равно что усыновление деньгами. Я предпочитаю, чтоб было меньше.

Интересная лекция. Очень грамотное исследование параметров ученого: от размера зарплаты до размера члена. Ученых определяли по статусу. Интересно, что даже в таком псевдоформальном подходе США не оказывается в лидерах вопреки установки автора исследования. Альтернативная и единственно верная т.зр. подавлена: наука не делается за деньги, конкурсы и тендеры профанируются – нужен властный патронат с организацией бесконкурентных шарашек. Все перспективное сделано в них. Успех США обеспечен политическими интригами, террористической и военной угрозой, коррумпированием международных наднациональных структур включая нобелевский и олимпийский комитеты. Угроза и подкуп обеспечивают принятие соответствующих решений, присвоение интеллектуального потенциала и подавление конкурентов.

Говорить тут не о чем, если в России действуют американские резиденты на блатном «смотрящие» вроде Люка Дембоски. Генетику с селекцией подавляют так, как Лысенко со Сталиным не удалось.

 

Hosted by uCoz